Кащей_Бессмертный
09-07-2008 16:20:04
[SIZE="1"]Дмитрий Солнцев, активист Конфедерации революционных анархо-синдикалистов[/SIZE]
Ради чего?
За последние 10 лет представители левого движения достаточно много писали и говорили об антиглобалистском движении и протестных акциях, организованных его представителями. Мне не раз доводилось по самым разным поводам слышать призывы объединяться со всеми, кто против Системы . В статье “Уроки Праги” Б. Кагарлицкий, проводя исторические аналогии с опытом Ганди, даже предложил своеобразное разделение труда между реформистскими и радикальными левыми (в число последних он включал и анархистов). Выглядело эта схема так: первые формулируют требования к транснациональным структурам и пытаются играть с ними в игры конструктивного диалога и мирных протестов. Вторые вступают в дело, когда транснациональные органы власти не идут на уступки, играя, таким образом, роль пугала, инструмента давления, или, что грубо, но отражает суть такого союза , пушечного мяса в руках реформистов. Я бы и не спорил с Кагарлицким, если бы видел во всём этом какой-то смысл. Вся проблема в том, РАДИ ЧЕГО всем, кто “против”, надо дружно и вместе прыгать гоп до кучи?
Прежде, чем рассуждать об эффективности или неэффективности действий того или иного общественно-политического или социального движения нужно понять, насколько выдвигаемая им позитивная программа служит достижению цели. Не способствует ли она приспособлению, консервации старой системы в новых условиях? Поэтому я и остановлюсь в этой статье на социальной альтернативе капиталистическому строю, так, как её формулируют в своих работах российские теоретики анти- (или альтерглобалистского) движения.
Давайте представим, что большое число организаций, совершенно разнородных по политической платформе (от левых либералов до троцкистов) и по роду деятельности (профсоюзы, политические партии и группы, союзы фермеров и т.д.) пытается объединиться на основе некоей единой и приемлемой для всех них программы. Что из себя будет представлять выработанная ими альтернатива существующему строю? Естественно, при существующих разногласиях, различии в целях, степени радикализма и средствах, эти организации смогут найти общий язык лишь на почве конкретных, весьма умеренных требований, в большей степени соответствующих чаяниям правого крыла такого движения (с небольшими уступками левым). Подобную картину можно было наблюдать в начале XX века на примере с революционного рабочего движения. Включавшее в себя представителей различных течений (от тред-юнионистов до анархо-коммунистов), профсоюзное движение с самого момента своего создания несло в себе угрозу интеграции в существующую систему. Идейный компромисс, на почве которого сформировались революционно-синдикалистские рабочие союзы во Франции и в Италии, отразился в одном из программных документов этого движения Амьенской хартии : ориентация на защиту экономических интересов трудящихся, методы прямого действия в классовой борьбе, независимость рабочих союзов от партий, признание ведущей роли этих союзов в разрушении капитализма и организации трудящихся, антипарламентаризм. Но, при этом закреплялся запрет на пропаганду внутри рабочего союза конкретных идеологий, предлагающих конструктивную программу, и отказ от точного формулирования социальной альтернативы капитализму во имя классового единства. Оставшись без ясно выраженной альтернативы капитализму, движение было вынуждено сосредоточиться на частных вопросах и было интегрировано в капиталистическую систему.
Международное социальное государство
Какие изменения, в сущности, предлагают теоретики альтерглобализма? Какой должна быть в их представлении программа социальных преобразований существующего общества? Она заключается в реализации модели, связанной с переходом от господствующего ныне неолиберального нового мирового порядка к социальной мировой экономике (А. Бузгалин). Это означает создание глобального социального государства с соответствующими функциями и органами регулирования.
Функции аппарата такого государства заключаются в следующем:
- экологическое и культурное регулирование (введение норм и контроль за защитой невозобновимых и биологических ресурсов, управление природными ресурсами при возможной их национализации, национализация частной собственности на знания), введение трудового законодательства на международном уровне;
- контроль над финансовыми рынками при отмене долгов третьего мира и проведении налоговой политики в отношении международных финансовых операций (налог Тобина) (Ф. Утар), распределение в социальной сфере средств, полученных от налога Тобина, а также от природной ренты и интеллектуальной ренты;
- социальное регулирование и обеспечение всем жителям земного шара социально-гарантированного минимума, включающего общедоступное образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обеспечение общедоступных бесплатных информационных сетей, введение международных стандартов в области организации и оплаты труда;
- контроль над деятельностью ТНК;
- международная гарантия прав граждан на противостояние антидемократическим действиям правительств;
- управление международными силами безопасности (по образцу войск ООН).
Институты, осуществляющие эти функции, создаются через:
- участие общественных и народных движений (понимай: общественных организаций) в управлении экономическим и культурными институтами (“демократия участия”);
- преобразование международных организаций (демократизация ООН, на основе которого (по Ф. Утару) и должны образоваться регулирующие органы);
- демократический контроль за деятельностью МВФ и Всемирного банка с подотчётностью всем странам участникам, либо замена их сетью региональных банков (Б. Кагарлицкий);
- создание системы наднациональных представительных органов (понимается под этим несколько вариантов представительства от демократии участия , органы которой формируются общественными демократическими организациями, до представительства по образцу Европарламента или избрания представителей национальных парламентов) регулирования международных отношений, определяющих основные параметры международного сотрудничества в области экономики и финансов, труда, образования, охраны природы, науки и культуры (А. Бузгалин). Ф. Утар в связи с этим прямо говорит о необходимости создания мирового парламента.
Важнейшей предпосылкой к достижению этих целей альтерглобалисты считают развитие солидарности национальных, действующих в различных странах сил, борющихся против неолиберальной экспансии, массового наступления на социальные завоевания граждан , международная, солидарная борьба за равные экономические, социальные и политические права граждан и, прежде всего - трудящихся (А. Бузгалин).
Безусловно, те, кто формулировал подобные программные установки, исходили из целого верного положения: в условиях глобального капитализма любая оппозиция системе, ставящая своей целью ликвидацию капиталистических отношений (или даже просто эффективное противостояние им), неизбежно вынуждена ориентироваться на развитие солидарных действий трудящихся всех стран мира, и, в итоге, их координацию и объединения в структуры на общемировом уровне и создание именно глобального альтернативного общества.
При этом в системе глобальной альтернативы капиталистическому строю, предложенной альтерглобалистскими теоретиками, существует целый ряд противоречий, которые заставляют усомниться: а является ли проект альтер(анти)-глобалистов альтернатовой глобальному капитализму.
Глобальное социальное государство или революция?
Сразу возникает вопрос: а возможно ли возрождение социального государства, ранее оказавшегося для капитализма слишком дорогой игрушкой ? Социальное государство оказалось просто НЕ НУЖНЫМ капитализму. Если транснациональный финансовый капитал, опираясь на транснациональные структуры финансового регулирования, сумел заставить национальные правительства отказаться от ориентации на социальное государство и имеет силы подавлять любые попытки восстановить эту модель в национальном масштабе где шанс, что удастся восстановить эту систему в ещё более широком наднациональном масштабе? А если трудящиеся имеют силы именно ЗАСТАВИТЬ (о чём совершенно явно говорится в работах Бузгалина, Кагарлицкого, Утара и других теоретиков альтерглобализма) транснациональный капитал и пляшущие под его дудку правительства ряда сверхдержав сделать то, в чём он явно не заинтересован, тогда, может быть, имеет смысл призывать их не к осуществлению программы реформистских полумер, а к социальной революции, задача которой окончательно ликвидировать капиталистическую систему? Имеет ли смысл в этом случае перепрыгивать пропасть в два прыжка?
Поможет ли трудящимся стран капиталистической периферии глобальная унификация оплаты и условий труда по западному уровню?
Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить, какие обстоятельства способствовали бегству капиталов в страны капиталистической периферии и созданию там рабочих мест. Эти обстоятельства были связаны с той же НЕВЫГОДНОСТЬЮ для корпораций создания рабочих мест в странах метрополии. Одной из важнейших причин невыгодности была развитая система социальных гарантий, обеспечивавшая достаточно высокий уровень условий, охраны и оплаты труда, социального обеспечения. В связи с этим труд высококвалифицированного и даже неквалифицированного рабочего Великобритании, Франции или США стоил и стоит дороже, чем труд такого же рабочего в Бразилии, Китае, Мексике или на Филиппинах. В такой ситуации, естественно, капиталы хлынули в страны капиталистической периферии.
Сразу возникает вопрос в связи с альтерглобалистской альтернативой Всемирного социального государства. Каковы будут действия капитала в случае, если европейская система социальных гарантий будет распространена на весь мир? Система социальных гарантий унифицирована, уровень налогообложения такой же, условия оплаты труда равные, но рабочая сила во Франции, например, более квалифицированная, нежели на Филиппинах. В этих условиях капиталы ТНК хлынут обратно в Европу и США. И налог Тобина здесь не препятствие (не такой уж крупный - заплатят во имя будущих более крупных прибылей).
Как следствие подобных реформ - закрытие предприятий, перевод их в страны метрополии , а затем небывалый рост безработицы в странах периферии . Теперь я совершенно не удивляюсь, почему, например, европейские и американские профсоюзы поддерживают обеими руками такие требования.