Альтерглобализм предлагает реальные альтернативы глобальной гегемонии капитала

true_anarch

10-12-2007 18:59:24

[SIZE="5"]Альтерглобализм предлагает реальные альтернативы глобальной гегемонии капитала[/SIZE]

1. Позитивная программа альтерглобалистов: реформисты и революционеры

Начну с того, что у альтерглобалистов единой программы нет и быть не может. Альтерглобализм - это очень сложная и противоречивая сеть многообразных движений, а не партия. Среди нас есть и будут и радикалы-революционеры, и реформисты. И это достоинство движения, которое именно благодаря этому впервые за последние десятилетия позволило не объединить, но начать координировать дела (а не программы) самых разных левых. Альтерглобалисты идут от общих дел, отвечающих социальным, гуманитарным, экологическим интересам большинства граждан, а не от единства программ. Это другая логика, «перпендикулярная» логике разнообразных мелких (относительно всемирного альтерглобалистского движения) партий, которые не могли и не смогут объединиться иначе, как помогая нашему общему движению (что, кстати, и происходит на деле со всеми не сектантскими левыми: и троцкистами, и анархистами, и «старыми» коммунистами в Европе, Латинской Америке, Индии и т.п.; недавно этот процесс начался даже в России).

В рамках разных программ мы находим те пункты, которые соединяют те сети, организации и движения, интересам членов которых эти задачи адекватны, которые будут поддержаны этими сетями, организациями и движениями на деле. Какие-то из этих пунктов находят поддержку у большинства (отмена собственности на знания и общественная собственность на воду, обеспечение во всем мире приоритета прав человека и минимальных социальных гарантий – чтобы узнать подробнее, читайте Хартию Порту-Алегри и «Манифест…», поддержанные тысячами организаций и опубликованные, в частности, в нашем журнале «Альтернативы» в №1 за 2005 г.).

Проиллюстрируем эту идею на примере одного из конкретных аспектов наших целей. Для социалистов интернациональная социализация экономики (условно обозначим ее как «шведскую модель» в мировом масштабе) – это программа-минимум. Для реформистов из европейских НПО – программа-максимум. Но и те, и другие солидарны в том, что в современном мире в принципе можно и должно средства, используемые ныне на финансовые спекуляции, милитаризм, паразитическое перепотребление использовать для приведения минимальной зарплаты и социальных пособий в соответствие с региональным прожиточным минимумом, обеспечить всем общедоступное качественное образование и здравоохранение, решить базовые экологические проблемы и т.п. (средства для этого, повторю, есть; достаточно добиться весьма умеренных реформистских мер: введения повсеместного прогрессивного подоходного налога и налога на финансовые спекуляции, сокращения вдвое военных расходов и т.п.).

Поясним: мы согласны с либералами, что для решения проблем бедности нужно не перераспределять рыбу, а давать каждому возможность ее поймать. Но мы не согласны с тем, что последнюю задачу можно решить в условиях нынешнего глобального рынка, где все места для успешной рыбалки уже разобраны, а хорошие спиннинги проданы, более того, признано право «браконьеров в законе» (ТНК) ловить сетями, а наиболее крутых (типа НАТО И МВФ) глушить рыбу динамитом, в том числе – в чужих прудах.

Мы хотим добиться справедливого, равного, открытого доступа к речкам и озерам для всех (отказ от собственности на знания, социализация природных ресурсов), равного обучения всех тому, как ловить рыбу (общедоступное и бесплатное образование), гарантий, для тех, кто еще или уже не может ее ловить (социальное обеспечение выше прожиточного минимума по всему миру) и т.п.

Поясним: мы согласны с либералами, что для решения проблем бедности нужно не перераспределять рыбу, а давать каждому возможность ее поймать. Но мы не согласны с тем, что последнюю задачу можно решить в условиях нынешнего глобального рынка, где все места для успешной рыбалки уже разобраны, а хорошие спиннинги проданы, более того, признано право «браконьеров в законе» (ТНК) ловить сетями, а наиболее крутых (типа НАТО И МВФ) глушить рыбу динамитом, в том числе – в чужих прудах.

Мы хотим добиться справедливого, равного, открытого доступа к речкам и озерам для всех (отказ от собственности на знания, социализация природных ресурсов), равного обучения всех тому, как ловить рыбу (общедоступное и бесплатное образование), гарантий, для тех, кто еще или уже не может ее ловить (социальное обеспечение выше прожиточного минимума по всему миру) и т.п.

При этом мы все (и реформисты, и революционеры) понимаем, что борьба за социализацию экономики в глобальном масштабе - это, конечно же, крайне сложный и противоречивый процесс. Эта всемирная реформа скорее всего станет возможно только в результате активных, действительно угрожающих власти капитала действий (таких как всеобщие забастовки, интернациональные акции гражданского неповиновения и т.п.). Более того, эта интернациональная реформа если и пойдет, то неравномерно и болезненно. И мы прекрасно понимаем, что одно выравнивание минимальной оплаты труда в разных странах (выше реального прожиточного минимума) ничего не даст без выравнивания уровней образования и создания транснациональных профсоюзных организаций, без их солидарности с экологическими организациями, местным самоуправлением и т.п.

* * *

Возможно ли добиться социально-ориентированных реформ, не совершая революционной смены общественно-экономического и политического строя и как это можно сделать – это вопрос вопросов и на него у нас много разных ответов. Единой истины нет. Есть действия в направлении попыток изменения нынешней системы. При этом одни из нас ориентирована исключительно на социальные реформы, другие (в том числе, и автор этих заметок) считают, что реформы, в конечном счете, есть не более, чем предпосылки для качественного изменения всего нынешнего общественного строя, т.е. социальной революции. Однако принципиальные различия реформистов и революционеров не мешают нам совместно делать общественно-полезные дела, добиваясь немалых результатов.

true_anarch

10-12-2007 18:59:59

2. Каких результатов и какими средствами мы добиваемся?

Каковы результаты деятельности альтерглобалистов (не только тех, кто называет себя именно так, но всех тех общественных движений и организаций, которые реально борются за изменения этого мира и делают это все более скоординировано в интернациональном масштабе, в том числе, благодаря социальным форумам и альтерглобалистским сетям)?

Кое-где такие действия уже дают результаты, позволяя защищать социальные права, не разрушать природу, приостанавливать приватизацию воды и образования (читайте об этом, например, в книге «Глобализация сопротивления», М., 2004).

Но даже там, где непосредственного результата в виде реформ не удается достигнуть, наша борьба приводит к достижению другого важнейшего результата – консолидации нового общественного субъекта, способного на конструктивные, социально-творческие действия, на изменение этого мира. Конкретнее:

*
Изменяется общественное мнение (в нашу пользу), как, например, в пользу сторонников мира после миллионных антивоенных демонстраций двух прошлых лет;
*
Формируются горизонтальные региональные, национальные и, главное, интернациональные сети солидарности и взаимопомощи;
*
Растет численность наших сторонников;
*
Укрепляются и растут ряды активистов, их умения и опыт борьбы;
*
Обогащается теория солидарной борьбы против капитала и т.д.

Средства нашей борьбы столь же многообразны, сколь и круг участников нашего движения: от пропаганды и распространения знаний до гражданского неповиновения и захвата необрабатываемых земель; от упора на демократию участия на местном уровне до поддержки вооруженной борьбы против оккупантов…

В общем и целом логика этих действий примерно такова: создавать снизу другие способы организации экономической, политической, культурной и т.п. жизни, выращивая предпосылки и субъект будущих политических реформ и – далее – революций.

Реформистки-парламентским партиям мы говорим: наша задача бороться не за парламентские места, а за создание столь мощных и действенных сетей, чтобы парламентарии и партии бегали за нами и просили о поддержке, гарантируя выполнение наших программ под нашим контролем (это отчасти уже становится реальностью).

Р-р-революционным партиям мы говорим: лишь сформировав реальные социальные мускулы массовых движений, научившись на практике социальной борьбе можно думать о созидательной революции, а не о бунте. Если вы хотите делать революцию, сначала докажите черновой работой, что Вы достаточно талантливы, самоотверженны и трудолюбивы, чтобы из дня в день бесплатно и не ради славы и престижа работать внизу, доказывая делом, а не лозунгами, что Вы авангардно (больше всех, лучше всех, талантливее всех) умеете ра-бо-тать.
3. Кто мы? Можно ли использовать НПО и общественные движения для изменения этого мира?

Что касается субъекта этих преобразований, движения в направлении к «всемирному социальному и демократическому устройству» (остающемуся, в общем и целом, пока еще в рамках капиталистической формации, «царства необходимости»), то, на наш взгляд, им может стать не «глобальное социальное государство», а «глобальное гражданское общество» (включая, кстати, демократически организованные, работающие в гуще реальных движений, а не кичащиеся своей рафинированной р-р-революционностью, партии).

А теперь по поводу недостатков парламентаризма и ООН, ограниченности возможностей и бюрократизма НПО и т.п. упреков, традиционно адресуемых альтерглобалистам, которые якобы делают ставку именно на эти институты.

Безусловно, ныне «старые» НПО и другие институты гражданского общества больны бюрократизмом, реформизмом, частично коррумпированы и т.п. Но главный мотор альтерглобализма не они, а новые социальные движения, строящиеся по сетевому признаку, пронизанные десятками и сотнями тысяч «чернорабочих» (активистов) левых партий. Именно такими являются движение безземельных крестьян (ПСТ) в Латинской Америке и двтжение сторонников бесплатного программного обеспечения, основные активисты которого сконцентрированы в США, Популярнейшее в Третьем мире движение Виа Компельсина и рождающееся в России движение «Образование для всех». Именно они делают погоду в борьбе за другой мир, заставляя во многом иначе действовать и «старые» организации.

И последнее. Мы не питаем иллюзий по поводу того, что НПО, Парламенты и, тем более, ООН изменят этот мир сколько-нибудь радикально. Мы – не сторонники парламентаризма (ни на национальном, ни на международном уровне). Мы сторонники демократии участия, базисной демократии, самоуправления (подробнее в названных выше книгах). Но при этом мы считаем, что начинать надо с малого, чтобы крепнуть с каждой победой и извлекать уроки из каждого поражения, чтобы выращивать в этой реальной деятельности, реальные общественные силы. Вот почему и здесь мы предлагаем начинать с минимальных реформ (но не останавливаться только на этих частичных реформах). Вот почему мы говорим: начнем с того, что добьемся усиления ООН по сравнению с НАТО, ЮНЕСКО по сравнению с МВФ, парламентов по сравнению с диктаторами и президентами, международных и национальных НПО и Движений по сравнению с ООН и парламентами. Это, конечно же, не изменит наш мир, но даже это будет уже неплохой результат. Он покажет гражданам, трудящимся, что мы кое-что можем; он ослабит власть глобальных игроков, капитала; он несколько изменит мир к лучшему; он поможет усилить и расширить ряды борцов. Только так мы создадим организованную снизу, солидарную, международную силу для того, чтобы замахнуться на качественное изменение этого мира, на революцию!

PS. В этом тексте я не стал повторять уже не раз публиковавшиеся размышления о социальной базе, принципах организации и противоречиях, проблемах нашего движения. Адресую интересующихся читателей к книгам «Альтерглобализм. Теория и практика «антиглобалистского» движения» (М., 2003) и «Глобализация сопротивления» (М., 2004).

http://www.alternativy.ru/en/node/9