Демиар
16-09-2008 06:20:45

Привет, дружок! Говорит госпожа Тень. Ты проголодался сегодня? В животике стоны кишечного пёсика? А что у нас в холодильнике? В холодильнике пусто. Какой ужас! Госпожа Тень знает, что ты, дружок, наверняка собираешься сходить в супермаркет, прикупить чего, пожевать чего. Я надеюсь, ты понимаешь, что там, в супермаркете, тебя тоже ждут "Они" - другие, плохие тени. Им известны все твои желания, но главное - они знают как выманить кобру из твоего кошелечка. Не волнуйся! Госпожа Тень поможет тебе спастись.
Современный супермаркет - это не просто помещение, наполненное товарами. Это, дружок, настоящий лабиринт, спроектированный на основе научных исследований в области психологии. У-У-У!
Задавай себе вопросы: Почему одна категория товаров не редко рассредоточена по разным отделам супермаркета? Почему одни шоколадки продаются у кассы, другие - в кондитерском отделе, а третьи - в молочном? Зачем супермаркету две хлебно-булочные локации и такая сложная структура размещения разнородных алкогольных напитков?
Всё просто - "Они" хотят запутать и рассредоточить тебя, дружок. И если ты забежал в супермаркет за пакетом чипсов, а ушел через 20 минут с мешком шоколадок, баночек газировки, двумя палками колбасы и специальной ложечкой для поедания арбуза - это значит, что у "Них" получилось. Чем больше ты рассредоточен, тем больше ты купишь.
Дружок, ты обращал внимание на то, что, стоит тебе привыкнуть к тому, где в супермаркете найти томатный соус или какие-нибудь макароны, менеджеры тут же меняют размещение товаров и планировку? Это тоже запутает тебя. Ты потратишь больше времени, чтобы найти нужный товар, будешь активнее бегать глазами по полкам, а, соответственно, увидишь больше других товаров и, быть может, захочешь купить и их, хоть до прихода в магазин этого не планировал. Так и было задумано, дружок.
В 1965-м году Виктор Грюэн придумал первый молл. Позже появится понятие "перенос Глюэна" - состояние растерянности покупателя в супермаркете, выпад из реальности, потеря ориентации и внушаемость. В результате "переноса Грюэна" ты, дружок, теряешь контроль над принятием решений и совершаешь незапланированные, импульсивные покупки. Обрати внимание на покупателей вокруг - видишь эти мутные глаза, окаменевшие лица и блуждающий взгляд? Это и есть, дружок, "перенос Грюэна". Супермаркет является механизмом провокации такого переноса. Планировка - продуманна. Расположение товаров и частота его смены - просчитано.
Вот тебе еще несколько фактов, дружок:
• В центре полки находятся всегда те товары, которые "Они" особенно хотят продать. Кроме того, сами производители товаров платят супермаркетам за хорошие места на полках. Такие полки не редко снабжаются табличкой "Скидка 50%" или "Распродажа".
• Если ты не будешь смотреть на верхние полки, то сэкономишь до 50%.
Госпожа Тень рекомендует составлять список товаров ДО ПОХОДА В МАГАЗИН и помнить, что В МАГАЗИНЕ всё будет направлено на то, чтобы ты забыл об этом списке.
А теперь еще один вопрос, дружок: Что за музыка играет в супермаркетах? Если ты ответишь, что это просто легкая фоновая музыка, то госпожа Тень будет очень расстроена. Очень-очень расстроена. Потому, что просто легкой фоновой музыки не существует, дружок. Особенно в супермаркетах. То, что доносится до нас в магазинах, лифтах, забегаловках и т.д. - все это muzak - мелодии и ритмы стратегического назначения.
В своей книге "Принуждение" (да-да, госпожа Тень читает много книг!) Дуглас Рашкофф приводит интересный факт: "Покупатели, слушающие muzak, проводят в магазинах на 18% больше времени и покупают на 17% больше. В бакалейно-гастрономических магазинах играет музыка с медленным темпом, и благодаря этому продажи возрастают на внушительные 38%. В предприятиях быстрого питания проигрывается музыка с увеличенным числом ударов в минуту, чтобы посетители быстрее пережевывали пищу".
Компании разработчики muzak не стесняются хвастать подобными фактами в своих рекламных буклетах. Аудио-архитекторы вычисляют эмоциональное воздействие той или иной музыки на потребителя и помогают ей работать на бизнес.
Аналогичным образом просчитываются и запахи, наполняющие супермаркет. Однажды маркетолог Жан-Шарль Шеба распылил в воздухе одного из моллов Монреаля едва заметную ароматическую смесь цитрусовых (лимон, апельсин, мандарин и грейпфрут), после чего менеджеры подтвердили, что этот эксперимент помог им получить дополнительные 50-90 у.е. с каждого покупателя. Охохохоньки!
А вот и еще пару фактов, дружок:
• Несмотря на то, что супермаркет - это громадное помещение, его архитекторы намеренно делают лишь один вход в торговые залы. Это позволяет контролировать "точку высадки" и координировать "путь покупателя" по отделам.
• Поскольку в начале пути по супермаркету покупатель готов потратить больше денег, чем в конце - "ключевые товары" размещаются у входа (к примеру, овощи-фрукты). Клубнику и бананы логично покупать в самом конце, ведь их легко раздавить, и, тем не менее, ты найдешь их в самом начале пути по супермаркету. Овощи и фрукты, дружок, такие красивые, такие полезные и такие дорогие - "Они" хотят, чтобы ты купил их в первую очередь. "Они" знают, что первые покупки будут более импульсивными (О, класс, разноцветные конфетки! Ухты, какая сочная ежевика!).
• Сладости принято размещать на нижних полках. Так их быстрее заметят дети.
• Не мудрено, что соус для барбекю можно найти неподалеку от мясного раздела. "Они" понимают, что если ты собрался жарить мясо, то, вероятно, захочешь купить к нему соус, так почему бы не помочь тебе поскорее его и купить? Не дай бог забудешь!
А теперь, дружок, поспеши, картофельные чипсы ждут тебя. Но не забудь мудрость госпожи Тень: супермаркет не помогает покушать, супермаркет помогает купить.
http://www.proza.com.ua/culture/zombi-market.shtml