антисемитизм?

Graswurzel

07-05-2008 22:24:24

«Что такое антисемитизм?»
Вернер Бергман


Понятие антисемитизма означает сегодня все исторические формы проявления враждебности к евреям, хотя он сформировался лишь в 1879 году, чтобы обосновать новую форму расистского и понимающего себя как научное отрицания евреев. В этом словообразовании выражается изменившееся отношение к евреям, которых больше не определяют в первую очередь по их религии, а как народ, нацию или расу. Словообразование «антисемитизм» основывается на лингвистических и этнологических различиях минувшего 18-ого столетия, в которых словом «семитизм» пытались охватить «дух» семитских народов и умалить его значение в противоположность духу народов индогерманских. Из индоевропейских и семитских языковых семейств было сделано заключение о существовании соответствующих рас, т.е. семитов и индогерманцев или арийцев, причём можно наблюдать применение понятия, с одной стороны, к евреям и, с другой стороны, к германцам. Поэтому часто слышимое сегодня возражение, что арабско-исламского антисемитизма в принципе быть не может, т.к. арабы сами являются семитами, бьёт мимо цели, т.к. под антисемитизмом подразумеваются исключительно враждебные к евреям настроения и действия.

Тезисы объяснения

Поскольку антисемитизм стал всеохватывающим термином для всякой формы враждебности к евреям, его особенные исторические, религиозные, политические и психосоциальные формы проявления специфицируются при помощи прибавления нужных прилагательных: речь ведётся об античном, христианском, народном, расистском, вторичном, скрытом, исламском или антисионистском антисемитизме. Это широкое и нечёткое применение понятия «антисемитизм» не является беспроблемным, поскольку оно подразумевает историческую преемственность и кажущееся всеприсутствие враждебности к евреям, так сказать, от библейского Хамана до Гитлера, и сводит отношения евреев с другими народами исключительно к истории преследований. На самом деле, существуют тезисы объяснения (субстантивное объяснение), которые понимают внутреннюю, остающуюся во все времена и повсюду постоянной сущность антисемитизма как ненависть к евреям, которая возникает просто из-за их существования среди других народов в качестве чуждой группы с отличными обычаями. Изменяющиеся формы враждебности к евреям были бы тогда просто поверхностными феноменами.

Этот тезис о «вечном антисемитизме» отвергается другими как абсурдный и опасный с указанием на Холокост, ибо ни античный образ евреев, двигавшийся между полюсами идеализации и отрицания, ни более поздняя христианская враждебность или националистский и расистский антисемитизм нельзя толковать как простую реакцию на чужеродность евреев. Как можно объяснить, что враждебность, не смотря на обширную интеграцию евреев в европейские христианские общества после 1880-х годов, скорее росла, чем уменьшалась? В противоположность к предположениям «вечного антисемитизма», функциональные объяснения антисемитизма предполагают, что причины, формы и содержание враждебности к евреям в отдельные эпохи и в отдельных регионах изменялись в реакции на конкретные общественные конфликты и интересы, которые необязательно должны иметь что-то общее с поведением и позицией еврейского меньшинства. При этом нельзя не замечать очевидные последовательности, ведь с раннехристианских обвинений до расистского образа врага просвечивает глубоко коренящийся в культуре антиеврейский резервуар мотивов, который в каждую эпоху может обновляться и применяться.

Формы враждебности к евреям

Если мы хотим понять современный антисемитизм в его различных формах выражения, стоит оглянуться на историю враждебности к евреям, где был сформирован отрицательный образ еврея. Этот образ обладает многими слоями, причём более старые слои предрассудков в следующей фазе не «забываются», а перекрываются новыми и перестраиваются, приспосабливаются к новой ситуации (из средневекового процентщика получается современный финансовый капиталист).

Религиозная враждебность к евреям

Самый ранний слой образовывает религиозная вражда христианства в отношении иудейства (для различения от современного антисемитизма говорят об антииудаизме). Уничижение народа и веры евреев стало достаточно рано интегральной частью христианского учения и религиозным предрассудком с последующими элементами: евреи считались слепыми и упрямыми, т.к. они не хотели признавать Иисуса мессией; их обвиняли в убийстве Христа и враждебности к христианам, и утверждали их отвержение Богом.

С 13-ого столетия, с провозглашением учения транссубстанции, которое предполагает, что на Тайной вечере хлеб и вино «действительно» превратились в плоть и кровь Христа, среди христианского населению возникают опасения, что евреи как «враги Христа» снова будут проделывать отверстия в хостиях, чтобы снова ранить тело христово (обвинение во фривольности с хостией), и что им нужна кровь христиан для ритуальных обрядов, для этого они воруют или покупают христианских мальчиков, чтобы их убить (легенда о ритуальных убийствах). Этот страх угрозы, к которому – примерно во время чумы в 14-ом столетии – относился и страх отравления колодца, сделал евреев демоническим меньшинством, которое якобы сговорилось против христиан.

Экономически обоснованная враждебность к евреям

Особенная профессиональная структура евреев, к которой они были принуждены христианским обществом со Средних веков, т.к. были исключены из гильдий, из обладания землёй и из государственной службы, и специализировались на финансовом и торговом секторе, приводит ко второму слою: экономически обоснованной враждебности к евреям, в которой евреи клеймятся как процентщики, обманщики, позднее – как эксплуатирующие капиталисты и спекулянты. С этим тесно связано представление, что евреи создали могучую группу заговора, которая своими деньгами определяет происходящее по всему миру. Сюда же относится и стереотип «кукловода», вера в мировой еврейский заговор. Это было связано со времён Французской Революции, и ещё сильнее с Российской Революции 1917 года, с представлением, что и за политическими потрясениями вроде революций и войн скрываются еврейские интересы.

Расистки мотивированная вражда к евреям

Новую мысль привнесли расовые теории и связанный с ними социальный дарвинизм, которые применили к человеческому обществу теорию о «выживании сильнейшего» (survival of the fittest) и переоборудовали её для «борьбы за жизнь» между «высшими» и «низшими» расами. С 1880-х годов мотивировавшийся ранее религиозно или экономически «еврейский вопрос» был объявлен «вопросом расовым». Соответственно «арийцы» противостояли «смешанной расе» евреев в исторической борьбе за выживание, в которой могли быть либо победа, либо уничтожение. Расовая гомогенность была провозглашена высшей ценностью против «хаоса рас и народов», что, якобы, не вписывалось в интересы евреев. Расистские представления также формировали телесный образ еврея: от слабого, не-солдатского (стереотип «дезертира»), уродливого, скрюченного еврея с горбатым носом, а с другой стороны – фантазии о сексуально опасных евреях. Что касается еврейских женщин, то доминировал образ «красивой еврейки».

Все эти измерения антиеврейских предрассудков остались более или менее действенными и в современности, и могут быть обнаружены в актуализированной форме. Это касается и «правоэкстремистского», и «левого», «вторичного» или антиизраильского/антисионистского антисемитизма.

Определения антисемитизма

Не существует единого, абсолютно годного определения антисемитизма. European Monitoring Center against Rasism and Xenophobia (EUMC) в Вене предложил в 2005 году рабочее определение, которое формально понимает антисемитизм и как способ восприятия (a certain perception of Jews, which may be expressed as hatred toward Jews), и как направленные против евреев или еврейских учреждений вербальные или физические действия (rhetorical and physical manifestations), причём они могут быть направлены и против не-евреев, если они поддерживают «еврейские интересы» или по ошибке принимаются за евреев, и против государства Израиль как против еврейского коллектива.

Несколько более сложно и детализовано определила антисемитизм американский историк Хелен Файн касательно форм его проявления и целей:
Антисемитизм – это длительный скрытный комплекс враждебных убеждений касательно евреев как коллектива. Эти убеждения выражаются у отдельных людей как предрассудки, в культуре – как мифы, идеология, фольклор, а в образной речи, как и в форме индивидуальных или коллективных действий – как социальная или узаконенная дискриминация, политическая мобилизация против евреев и как коллективное или государственное насилие – которые стремятся к тому, чтобы дистанцироваться от евреев как от евреев, изгнать их или уничтожить. (H. Fein: The Persisting Question. Sociological Perspectives and Social Contexts of Modern Antisemitism, Current Research on Antisemitism, vol. 1, Berlin, New York 1987)
Но этим определением ещё не устанавливается особенное содержание антисемитизма относительно других форм враждебности к евреям. Это особенное содержание можно характеризовать следующим образом, ссылаясь на Дитца Беринга:
Для антисемитов евреи считаются по своей натуре плохими и неисправимыми в их отрицательных чертах. Из-за этих всегда присутствующих черт характера евреи всегда рассматриваются как коллектив, который остаётся принципиально чужд обществам, в которых он живёт, и который оказывает скрытое разрушительное влияние на гостеприимный народ. Это негативное влияние и фактическая чуждость должны быть вскрыты, чтобы показать истинную, неизменную сущность евреев. (Dietz Bering в A. Pelinka und R. Wodak: Dreck am Stecken – Politik der Ausgrenzung, Wien 2002)
EUMC следует в своём рабочем определении этой установке тем, что определяет антисемитизм как обвинение против евреев, что они плетут заговор, чтобы причинить человечеству зло, и как средство, привлечь евреев к ответственности, когда что-то не получается (why things go wrong).
Кажется, что антисемитизм отличается от обычных ксенофобских предрассудков относительно чужеродных групп (out-groups), которые приписывают этим группам отдельные негативные черты, либо выражают относительно них социальную дистанцию, ибо для антисемитизма в «еврейском вопросе» сочетается множество общественных проблем: политических, социальных, религиозных, моральных, экономических, чьи связи с «евреями» едва ли можно распознать, и которые должны быть сконструированы антисемитами. «Евреи» должны быть исключены из общества, для некоторых радикальных антисемитов – и из мирового сообщества, т.к. они рассматриваются как элемент, разлагающий нации экономически, духовно и расово.

Почему евреям могла быть приписана эта специфическая позиция? Развившийся в конце 19-ого столетия современный антисемитизм видел в евреях не просто чужаков, как в прочих переселившихся членах другой нации, но как тех, кто не вписывался в национально-государственную схему: евреи стояли вне национального порядка мира, они были одновременно и внутри и снаружи, и воплощали, таким образом, обратный принцип – «национальную не-идентичность» (K. Holz: Die Gegenwart des Antisemitismus, Hamburg 2005). Евреи были чем-то неклассифицируемым, что представляло собой в разделённом на нации мире не-национальный вакуум, с которым следовало бороться, т.к. он взрывает двузначную логику друг/враг, внутри/снаружи. Евреи «не обладают национальной идентичностью вроде мы-группы как все прочие (нормальные) народы», ибо они являются немцами, поляками, американцами и т.д., и одновременно они принадлежат «народу евреев», т.е. не являются просто религией. Таким образом, у евреев нет родины, они должны быть космополитами. И основание Израиля как национального еврейского государства изменило в этой амбивалентной позиции немного. И хотя в европейских странах евреев часто идентифицируют как израильтян, старая идентификация евреев с интернациональным финансовым капиталом или фантазиями о мировом господстве ещё не исчезли. Это касается и старых обвинений в двойной лояльности, которая теперь заключается в их связи с Израилем.

Определения

В антисемитизме речь идёт не просто о ксенофобии или о религиозных и социальных предрассудках, что в отношении евреев тоже существует, а о специфическом феномене: об антимодерновом видении мира, которое видит в существовании евреев причины социальных, политических, религиозных и культурных проблем. Соответственно, определённые современные политические течения и порядки (либерализм, коммунизм, демократия, наднациональные организации) или экономические тенденции (финансовый капитализм, глобализация) рассматривались и рассматриваются как изобретения «еврейского духа», к которым принуждаются другие нации.

Graswurzel

07-05-2008 22:25:11

Для антисемита в обществах, в которых они живут, евреи могут выражать свою разрушительность различными способами:

А) В религиозно-культурном плане, например, через секуляризацию, т.е. через вычленение групп из религиозных и церковных связей и через угрозу для национальной культуры посредством изобретения универсальных ценностей. Евреи считаются представителями абстракно-общественного, универсальных принципов, денежной экономики, эгоистичного материализма, атеизма, неограниченной сексуальности, смешения народов и «рас» (например, посредством переселения). Таким образом, они находятся в противоречии с национальными сообществами, чьи привычные, традиционные и гармоничные формы жизни они разрушают.

Б) В экономическом плане посредством финансовой эксплуатации, интернациональной манипуляции рынками, развитием глобализации и т.д. евреи считаются здесь персонификацией власти. Как властители СМИ и финансовых рынков, для теорий заговора, они становятся причиной кризисных явлений, которые они инсценируют для своей выгоды.

В) В политическом плане – через предательство в пользу внешнего врага, как революционная сила, тем, что они контролируют политику и медиа страны или тем, что они сеют раздор между народами. Евреи тут принимают образ «фигуры третьего», который разрушает национальный порядок мира и которого нельзя однозначно определить как нацию, народ, расу или религию, но представляет собой охватывающую мир группу среди других наций. Таким образом, они считаются нарушителями спокойствия и ответственными за конфликты в нациях и между ними. Евреи считаются врагами человечества. Жить с ними в мире невозможно, т.к. они ведут эксплуататорскую и угнетательскую войну против всех народов.

Г) С моральной точки зрения, тем, что они используют свою роль жертв преследования и дискриминации (в особенности в Холокосте), чтобы дискредитировать другие нации, чтобы получить возмещение или, чтобы оказывать давление на правительства. Схема аргументации в обращении жертвы и преступника служила и до Холокоста для того, чтобы отвергать осознание вины и сглаживать свои преступления, обозначать евреев агрессорами и легитимировать свой собственный антисемитизм как защитную реакцию.

Поскольку эти «дела» евреев, по мнению антисемитов, происходят сокрыто, жест разоблачения относится к ядру антисемитской коммуникации, которая сама зачастую облачается в коды, шифры, намёки, предположения и слухи (известное определение антисемитизма называет его «слухом о евреях»), чтобы не столкнуться с предполагаемой еврейской властью, при том, что антисемиты всегда мнят себя защищающимися и понимают свой антисемитизм как оправданную оборону. Как и другие формы мышления заговора, избирательно привлекающие и толкующие все факты лишь для подтверждения уже существующих убеждений и чувств, антисемитизм уклоняется от рациональной дискуссии. Это делает убеждённых антисемитов недоступными для рационального просвещения, что не относится в той же мере к личностям, которые считают верными только некоторые из стереотипов, но не интегрируют их во всеобъемлющее мировоззрение.


Профессор доктор Вернер Бергман работает в Центре по изучению антисемитизма при Техническом Университете в Берлине. Основные пункты работы: социология и история антисемитизма и прилежащие области, такие как расизм, правый экстремизм, теория социальных движений, формы коллективного насилия, исследование предрассудков.
Перевод с немецкого: Ndejra. Текст взят с http://www.bpb.de

Spirit

29-06-2008 14:40:46

Я думаю, что не стоит так эмоционально реагировать на феномен евреев. тема эта мифологизирована и раздута в умах первого и второго поколения русских, переходящих от общинно-крестьянской форме организации жизни и менталитета к способу самоорганизации политического городского типа. Просто на этом пути евреи ближайший конкурент, опережающий на пол шага в опыте городской жизни, так как исторически этот этнос был обитателем местечек - то есть хоть мелких, но городков... Отсюда и больше навыков конкуренции за низшие социальные городские ниши ("тёплые места")...

У них свои проблемы, может быть их больше, чем у русских, а эффективность не выше, чем у русских...

Вот , к примеру, с более технологически образованными немцами никаких конфликтов нет, хотя успехи немцев гораздо выше, чем у евреев... Ниши не пересекаются, или уровень взаимодействия позволяет избежать конфликтов...

Хоть немцы нация весьма "себена на уме", как говорится...

Поэтому задача русских освоить в этом поколении способы самоорганизации, соответствующей современным требованиям...

Никто ждать не будет, особенно на фоне надвигающегося мирового кризиса...

Для этого и нужны новые интелектуальные идеологические системные разработки, являющиеся основой для командной игры...

В частности - умения организовывать финансово-промышленные команды негосударственного типа...

Государство слишком инерционный и затратный механизм для решения тактических задач...

В рамка же традиционного бюрократически-милитаризованного общества с мракобесными замашками этого сделать невозможно...

Нужна новая интеллектуальная система...