Strelok
23-10-2013 20:25:34
События в Бирюлево заставляют обратиться к недавно вышедшему в российский прокат фильму «Околофутбола». В течение двух недель, предшествовавших погрому торгового центра «Бирюза» на Юге столицы, футбольные хулиганы почти на тысяче киноэкранов нападали и сжигали кафе «Жозефина», принадлежавшее кавказцам. Около полумиллиона зрителей смогли увидеть отвратительный эпизод нападения на общепит. Жюри Санкт-Петербургского международного кинофестиваля отказалось рассматривать «Околофутбола» как конкурсную картину из-за того, что она идет вразрез с представлениями о гуманистических ценностях и защиты прав человека.
Неприятная особенность сценария в том, что за погром кафе ни один из футбольных фанатов в фильме не пострадал, то есть не подвергся преследованию со стороны закона. Хороший повод, чтобы поговорить о том, какие лица продвигают в массовую культуру националистический дискурс.
Сюжет картины «Околофутбола» строится вокруг четырех людей в возрасте за тридцать, которые руководят т.н. «фирмой», сплотившей футбольных болельщиков-драчунов. Среди стычек «стенка на стенку», наркотиков, секса и прочих будней хулиганов, можно выделить несколько эпизодов, непосредственно относящихся к выбранной теме. Помимо вышеупомянутого погрома кафе, это убийство одного из главарей группировки продавцом наркотиков. Стрелявший оказывается полицейским агентом под прикрытием, действующим под кличкой Аслан. Соответственно, силовики выгораживают убийцу и ближе к концу фильма, объединившиеся из солидарности фанаты нескольких клубов идут стеной на ОМОН, вместо того чтобы драться друг с другом.
Широко распространенная легенда о возникновении «Околофутбола» гласит, что сценарий создавался реальными футбольными фанатами и реализовывался при участии настоящих хулиганов из разных клубов. Однако из подробных интервью выясняется иное: идея исходила от неких людей из сферы кино, обратившихся к группировке болельщиков «Спартака». Когда на проект нашлись деньги, к красно-белым прислали сценариста, который слушал истории из жизни отечественной торсиды и затем выдавал по тридцать страниц сценария за один раз.
Никто не оспаривает, что по большей части содержание фильма действительно основано на реальных событиях. Но «заслуга» нашего кинопрома заключается в том, чтобы при всей достоверности сюжета результату придать нужное идеологическое направление. Например, сложно представить, что в группировке фанатов могло возникнуть такое мнение, что Сталин — эффективный менеджер. В одном из эпизодов герой картины по кличке Тичер, учитель истории в ВУЗе, говорит о том, что после Второй Мировой мудрый гений нашего генералиссимуса проявился в том, что он не завел нас в кабалу американского капитала, пусть и ценой голода и замедленного развития страны. Мол, все государства брали кредиты на восстановление, а мы не стали, хотя в 1991-м отвертеться от этого рабства не удалось.
Также невероятной для надиктовывавших сценарий футбольных хулиганов представляется их провидческая осведомленность о выборах московского мэра и участии в них Навального. Учитывая, что съемки закончились в ноябре 2012-го, а Собянин объявил о досрочных выборах лишь в начале июня следующего года, можно смело утверждать, что «Околофутбола» преследовал более глобальные цели, нежели экранизацию воспоминаний деятелей субкультуры. Для того, чтобы представить размах проекта, нужно обратиться к фигуре человека, воплотившего ленту в жизнь.
Сергей Сельянов — продюсер «Околофутбола», один из ведущих деятелей киноотрасли. Его кинокомпания «СТВ» входит в небольшую группу лидеров кинопрома, поддерживаемую государственными финансами. Сельянов, один из авторов идеи Фонда кино, также входит в его состав как член Экспертного совета. Еще в 2004-м году продюсер обращался через «Российскую газету» с заявлением, что государство обязано курировать производство патриотических картин. Через полтора месяца в той же газете ему ответил спикер Госдумы Сергей Грызлов, призвавший не преувеличивать роль кино в нашем обществе. И вот, несколько месяцев назад министр культуры Мединский объявил, что основной задачей Фонда кино является производство патриотических блокбастеров.
То есть стратегия Сельянова была изначально верной и его смело можно назвать проводником идеи производства патриотического кино за государственные деньги. Среди других громких курируемых им проектов — длящееся много лет насыщение малых городов России кинотеатрами, каковое было предварительно оценено в 20-30 миллиардов рублей. Происходить оно должно было под эгидой «Единой России», что не помешало беспартийному Сельянову примкнуть к партнерам — Федору Бондарчуку и гендиректору «Ленфильма» Эдуарду Пичугину.
Откуда возникла тема футбольных хулиганов, доселе не мозолившая глаза кинозрителям? Два года назад Владимир Путин передал часть своей популярности представителям футбольных клубов, встретившись с ними в здании Министерства спорта, туризма и молодежной политики, а также посетив Люблинское кладбище, где похоронен Егор Свиридов. А перед этим была Манежная площадь, присутствие которой очень хорошо ощущается в «Околофутбола». Якобы одному из главарей «фирмы» предлагали после нее стать депутатом, на волне популярности и общего подъема фанатского движения. Собственно, факт появления фильма и есть следствие «Манежки» и Путина, позднее связавшего себя с ней.
Внутреннее пространство «Околофутбола» описывает несколько кругов власти, разительно отличающихся друг от друга. Первый — низший, к которому принадлежит следователь, ведущий наблюдение за действиями футбольной группировки. Силовик показан в неприглядном свете, как и другой деятель его круга — продавец наркотиков, «крышуемый» органами правопорядка. Наркоторговца, убившего главаря «фирмы», зовут так же, как и убийцу Егора Свиридова, — Аслан. Предфинальная сцена, когда объединившиеся фанаты идут на ОМОН, за спинами которого прячется следователь, выглядит справедливым актом возмездия за смерть товарища, местью за коррупцию и беспредел ментов.
Зато полковник, которому отчитываются полицейские, — человек совсем другого полета и отношения к футбольным хулиганам. В своем кабинете, под портретами Путина и Дзержинского он вершит настоящее правосудие. Его не волнуют банальные драки, его задача — не допустить массовых беспорядков. Да и фанаты ему не чужие — сын полковника с малолетства бъется в первых рядах между группировками. Словом, душа-человек! Если бы все такие справедливые были, то преступность сошла бы на нет, а всё зло — от оборотней в погонах, которых и побить-то не грех.
Сельянов ранее уже был причастен к созданию образа плохого полицейского. В фильме «Бабло» был милиционер, который крышевал бордели и занимался прочей уголовщиной. После того, как о его деятельности становится известно коллегам, оборотень бросает удостоверение на стол и в беспамятстве идет все крушить и стрелять по простым людям. Эпизод был списан с дела майора Евсюкова, с той разницей, что передавал официальную версию силовиков на произошедшее в действительности, без марания кровью чести мундира.
Сергей Сельянов не первый раз обращается к теме национализма в своих картинах. Он приложил руку еще к «Брату» Алексея Балабанова, с которым продюсера связывали долгие дружеские и рабочие отношения. Благодаря Сельянову на свет появились все фильмы Балабанова, за исключением первого. Причем, деньги на постановки выделялись даже тогда, когда государство их давать отказывалось, как это было с «Морфием». Сельянов вспоминает, что сидел на премьере «Брата» с Балабановым и переживал за прием публикой некоторых необычных для массовой культуры сцен. Но когда зрители с энтузиазмом встретили реплики героя про «гниду черножопую» и евреев, продюсер испытал восторг и впредь не раз обращался к скользким темам. Фильм стал настолько популярным, что политтехнологи Путина использовали в имидже будущего президента нотки Данилы Багрова. Поэтому, когда в «Околофутбола» громят кавказцев, то это отзвук «Брата» и националистических взглядов Сельянова. В новой картине за погром кафе с кавказцами никого не сажают, потому что никого это не волнует. А вот за нападение на омоновцев одному из главарей футбольной группировки дали реальный срок.
Парадокс ситуации с государственным финансированием «Околофутбола» не столько в том, что из бюджета оплачиваются ленты с националистическим душком. Сам факт производства подобного фильма, не говоря уже о выделении средств, выдаче прокатного удостоверения и т. п. нарушает многие из российских законов. Согласно им, на территории России не может быть разрешена к показу лента, оправдывающая экстремистскую деятельность, а также пропагандирующая культ насилия и жестокости. Но законы писаны не для Сельянова и прочих лидеров отечественного кинопроизводства. В «Околофутбола» еще масса других, недопустимых с точки зрения российского законодательства сцен, таких как употребление наркотиков и нетрадиционные формы секса. Не стоит воспринимать эти строки как донос. Невозможно доносить системе на глубоко системных людей.
Что мы имеем в итоге? За наши деньги снимается кино, где громят кавказцев. Потом это показывают повсюду, прежде накачав народ рекламой. Так стоит ли удивляться тому, что случилось в Бирюлево, если государство приложило столько усилий к тому, чтобы это произошло?
Алексей Юсев. Независимый кинокритик. В сфере интересов - политическое и социальное прочтение кинематографа. Публиковался в журналах "Искусство кино", "Киноведческие записки", различных интернет-ресурсах.
https://avtonom.org/news/aleksey-yusev-okolofutbola-i-biryulevo
Неприятная особенность сценария в том, что за погром кафе ни один из футбольных фанатов в фильме не пострадал, то есть не подвергся преследованию со стороны закона. Хороший повод, чтобы поговорить о том, какие лица продвигают в массовую культуру националистический дискурс.
Сюжет картины «Околофутбола» строится вокруг четырех людей в возрасте за тридцать, которые руководят т.н. «фирмой», сплотившей футбольных болельщиков-драчунов. Среди стычек «стенка на стенку», наркотиков, секса и прочих будней хулиганов, можно выделить несколько эпизодов, непосредственно относящихся к выбранной теме. Помимо вышеупомянутого погрома кафе, это убийство одного из главарей группировки продавцом наркотиков. Стрелявший оказывается полицейским агентом под прикрытием, действующим под кличкой Аслан. Соответственно, силовики выгораживают убийцу и ближе к концу фильма, объединившиеся из солидарности фанаты нескольких клубов идут стеной на ОМОН, вместо того чтобы драться друг с другом.
Широко распространенная легенда о возникновении «Околофутбола» гласит, что сценарий создавался реальными футбольными фанатами и реализовывался при участии настоящих хулиганов из разных клубов. Однако из подробных интервью выясняется иное: идея исходила от неких людей из сферы кино, обратившихся к группировке болельщиков «Спартака». Когда на проект нашлись деньги, к красно-белым прислали сценариста, который слушал истории из жизни отечественной торсиды и затем выдавал по тридцать страниц сценария за один раз.
Никто не оспаривает, что по большей части содержание фильма действительно основано на реальных событиях. Но «заслуга» нашего кинопрома заключается в том, чтобы при всей достоверности сюжета результату придать нужное идеологическое направление. Например, сложно представить, что в группировке фанатов могло возникнуть такое мнение, что Сталин — эффективный менеджер. В одном из эпизодов герой картины по кличке Тичер, учитель истории в ВУЗе, говорит о том, что после Второй Мировой мудрый гений нашего генералиссимуса проявился в том, что он не завел нас в кабалу американского капитала, пусть и ценой голода и замедленного развития страны. Мол, все государства брали кредиты на восстановление, а мы не стали, хотя в 1991-м отвертеться от этого рабства не удалось.
Также невероятной для надиктовывавших сценарий футбольных хулиганов представляется их провидческая осведомленность о выборах московского мэра и участии в них Навального. Учитывая, что съемки закончились в ноябре 2012-го, а Собянин объявил о досрочных выборах лишь в начале июня следующего года, можно смело утверждать, что «Околофутбола» преследовал более глобальные цели, нежели экранизацию воспоминаний деятелей субкультуры. Для того, чтобы представить размах проекта, нужно обратиться к фигуре человека, воплотившего ленту в жизнь.
Сергей Сельянов — продюсер «Околофутбола», один из ведущих деятелей киноотрасли. Его кинокомпания «СТВ» входит в небольшую группу лидеров кинопрома, поддерживаемую государственными финансами. Сельянов, один из авторов идеи Фонда кино, также входит в его состав как член Экспертного совета. Еще в 2004-м году продюсер обращался через «Российскую газету» с заявлением, что государство обязано курировать производство патриотических картин. Через полтора месяца в той же газете ему ответил спикер Госдумы Сергей Грызлов, призвавший не преувеличивать роль кино в нашем обществе. И вот, несколько месяцев назад министр культуры Мединский объявил, что основной задачей Фонда кино является производство патриотических блокбастеров.
То есть стратегия Сельянова была изначально верной и его смело можно назвать проводником идеи производства патриотического кино за государственные деньги. Среди других громких курируемых им проектов — длящееся много лет насыщение малых городов России кинотеатрами, каковое было предварительно оценено в 20-30 миллиардов рублей. Происходить оно должно было под эгидой «Единой России», что не помешало беспартийному Сельянову примкнуть к партнерам — Федору Бондарчуку и гендиректору «Ленфильма» Эдуарду Пичугину.
Откуда возникла тема футбольных хулиганов, доселе не мозолившая глаза кинозрителям? Два года назад Владимир Путин передал часть своей популярности представителям футбольных клубов, встретившись с ними в здании Министерства спорта, туризма и молодежной политики, а также посетив Люблинское кладбище, где похоронен Егор Свиридов. А перед этим была Манежная площадь, присутствие которой очень хорошо ощущается в «Околофутбола». Якобы одному из главарей «фирмы» предлагали после нее стать депутатом, на волне популярности и общего подъема фанатского движения. Собственно, факт появления фильма и есть следствие «Манежки» и Путина, позднее связавшего себя с ней.
Внутреннее пространство «Околофутбола» описывает несколько кругов власти, разительно отличающихся друг от друга. Первый — низший, к которому принадлежит следователь, ведущий наблюдение за действиями футбольной группировки. Силовик показан в неприглядном свете, как и другой деятель его круга — продавец наркотиков, «крышуемый» органами правопорядка. Наркоторговца, убившего главаря «фирмы», зовут так же, как и убийцу Егора Свиридова, — Аслан. Предфинальная сцена, когда объединившиеся фанаты идут на ОМОН, за спинами которого прячется следователь, выглядит справедливым актом возмездия за смерть товарища, местью за коррупцию и беспредел ментов.
Зато полковник, которому отчитываются полицейские, — человек совсем другого полета и отношения к футбольным хулиганам. В своем кабинете, под портретами Путина и Дзержинского он вершит настоящее правосудие. Его не волнуют банальные драки, его задача — не допустить массовых беспорядков. Да и фанаты ему не чужие — сын полковника с малолетства бъется в первых рядах между группировками. Словом, душа-человек! Если бы все такие справедливые были, то преступность сошла бы на нет, а всё зло — от оборотней в погонах, которых и побить-то не грех.
Сельянов ранее уже был причастен к созданию образа плохого полицейского. В фильме «Бабло» был милиционер, который крышевал бордели и занимался прочей уголовщиной. После того, как о его деятельности становится известно коллегам, оборотень бросает удостоверение на стол и в беспамятстве идет все крушить и стрелять по простым людям. Эпизод был списан с дела майора Евсюкова, с той разницей, что передавал официальную версию силовиков на произошедшее в действительности, без марания кровью чести мундира.
Сергей Сельянов не первый раз обращается к теме национализма в своих картинах. Он приложил руку еще к «Брату» Алексея Балабанова, с которым продюсера связывали долгие дружеские и рабочие отношения. Благодаря Сельянову на свет появились все фильмы Балабанова, за исключением первого. Причем, деньги на постановки выделялись даже тогда, когда государство их давать отказывалось, как это было с «Морфием». Сельянов вспоминает, что сидел на премьере «Брата» с Балабановым и переживал за прием публикой некоторых необычных для массовой культуры сцен. Но когда зрители с энтузиазмом встретили реплики героя про «гниду черножопую» и евреев, продюсер испытал восторг и впредь не раз обращался к скользким темам. Фильм стал настолько популярным, что политтехнологи Путина использовали в имидже будущего президента нотки Данилы Багрова. Поэтому, когда в «Околофутбола» громят кавказцев, то это отзвук «Брата» и националистических взглядов Сельянова. В новой картине за погром кафе с кавказцами никого не сажают, потому что никого это не волнует. А вот за нападение на омоновцев одному из главарей футбольной группировки дали реальный срок.
Парадокс ситуации с государственным финансированием «Околофутбола» не столько в том, что из бюджета оплачиваются ленты с националистическим душком. Сам факт производства подобного фильма, не говоря уже о выделении средств, выдаче прокатного удостоверения и т. п. нарушает многие из российских законов. Согласно им, на территории России не может быть разрешена к показу лента, оправдывающая экстремистскую деятельность, а также пропагандирующая культ насилия и жестокости. Но законы писаны не для Сельянова и прочих лидеров отечественного кинопроизводства. В «Околофутбола» еще масса других, недопустимых с точки зрения российского законодательства сцен, таких как употребление наркотиков и нетрадиционные формы секса. Не стоит воспринимать эти строки как донос. Невозможно доносить системе на глубоко системных людей.
Что мы имеем в итоге? За наши деньги снимается кино, где громят кавказцев. Потом это показывают повсюду, прежде накачав народ рекламой. Так стоит ли удивляться тому, что случилось в Бирюлево, если государство приложило столько усилий к тому, чтобы это произошло?
Алексей Юсев. Независимый кинокритик. В сфере интересов - политическое и социальное прочтение кинематографа. Публиковался в журналах "Искусство кино", "Киноведческие записки", различных интернет-ресурсах.
https://avtonom.org/news/aleksey-yusev-okolofutbola-i-biryulevo