Теория фашизма у Андрэ Горца

afa-punk-23

16-04-2017 18:38:18

Теория фашизма у Андрэ Горца

В своей знаменитой книге "Audieux au Proletariat. Au dеlа du Socialisme" (Прощание с пролетариатом. По ту сторону социализма), увидевшей свет в 1980 году, придерживающийся левых взглядов известный французский социолог Андрэ Горц не занимается проблематикой фашизма как таковой. Он задаётся вопросом: а может ли пролетариат быть революционным вообще, и что мешает ему, если он может? В ходе развития основной мысли этой книги, Горц рассматривает многие ловушки на пути мессианского проекта, взваленного на плечи рабочего класса его же благожелателями. Ловушек оказывается немало, это и религиозность самого понятия "пролетариат", корни которого Горц усматривает ещё в гегельянстве, и научно-технический прогресс, превративший силу рабочих-специалистов в беспомощность "занятых" "прекарно". Разумеется, он не проходит мимо феномена такого массового революционного движения как фашизм, обещающего рабочему классу избавление от напастей капиталистического общества. Экскурс о фашизме в контексте автономии достаточно интересен, чтобы заняться его рассмотрением более подробно.

Теория Горца довольно далека от упрощённых марксистских объяснений, мол, фашизм был и является изобретением крупного капитала с целью отвлечения широких масс от нарастающего экономического кризиса, опиравшегося на реакционный бунт средних классов, опасавшихся пролетаризации. Фашистская идеология выражает довольно сложный комплекс надежд, потребностей и разочарований, источником которых является система власти в индустриальном обществе. Глубина теории позволяет поставить её в один ряд с психо-сексуальной теорией Вильгельма Райха, только на макро-социологическом уровне. Темы фашистской идеологии присутствуют в том или ином виде во всех слоях капиталистического общества, по замечанию самого Горца, даже в речах коммунистических лидеров Франции. Параллели к российскому обществу, да и к российским коммунистическим лидерам, думаю, сможет провести каждый читатель, добравшись до конца статьи.

Чтобы подобраться к самому феномену фашизма, Горц предлагает начать издалека, с понятий личной и функциональной власти. Первая основывается на преимуществе в личных знаниях, способностях, в частности в способности к убеждению, в харизме. Вторая же - лишь позицией и функцией в системе общественных институций. Так, например, специалист располагает властью над необученными рабочими, обладающий знаниями - над незнающими. Исторический анархо-синдикализм, рассматриваемый у Горца как движение элиты рабочих специалистов, уверенных в своей способности управлять предприятием без шефа, привилегированное положение которого обуславливалось вовсе не его умениями, а обладанием капиталом, выражает как раз конфликт личной формы власти со второй, функциональной. Однако, синдикалисты всегда могли договориться с предпринимателями, искренне заинтересованными в новшествах и в качественной работе. Горц говорит здесь о "героической эпохе капитализма", о самых началах предпринимательства, когда дело было связано с риском, с открытиями, когда, например, герр Сименс ещё работал на своём заводике сам, издумывая и пытаясь реализовать в производстве новые идеи. Цели такого предприятия вполне могли быть приняты рабочим персоналом, подкреплённые живым авторитетом предпринимателя. Но такая власть подразумевает и личную ответственность за все принятые решения, принимающий решения от своего имени может быть любим или ненавидим в коллективе, в зависимости от того, сможет ли он "заразить" коллектив. Спрятаться за внешними неблагоприятными обстоятельствами и чужой волей он больше не может. Его власть субъективна, именно поэтому подчинённые могут сомневаться в нём и бороться именно с ним. Личная власть означает непосредственный конфликт на личном уровне. Перед нами встаёт проблема легитимации власти. Либерализм, как известно, обещает доступ к руководящим постам только самым способным. "Что сделал - такова и твоя ценность", говорит либерализм, "Завтра найдётся ещё более способный, который потеснит тебя. Отношения власти подвижны и справедливы. Никто не может удерживаться от успеха успехами своих предшественников". Но нет такой власти, которая не желала бы утвердиться и перейти в форму привилегии. Количество властных позиций в конкретном обществе всегда ограниченно, занимая такую позицию, мы удерживаем других от обладания ей. Практически во втором-третьем поколении предпринимательства власть (в этом случае на предприятии, и связанная с этим общественная власть) переставала быть действительно личным качеством. Она становилась атрибутом взаимозаменяемых управленцев, которые как раз сидели в шефском кресле. Постепенно, на смену этому типу предприятий приходит другой, стоящий на более стабильной основе, который нельзя больше так легко расшатать. Эта основа - анонимность и личное бессилие. Капиталист был заменён акционерным обществом, предприниматель - банком, владелец - капиталом и его менеджерами. В политическом смысле возникло то, что американцы называют Machine, а британцы Establishment, где власть институционализировалась и прилепляется к обладателям постов, от личных качеств которых уже ничего не зависит. Машина работает стабильно, не подвергаясь влиянию отдельных индивидов у рычагов управления. Политический аппарат гарантирует власть над населением, не разрешая личностям играть во власти большую роль.

Итак, власть более не создаётся лично, а получается при занятии определённой властной позиции. Не люди обладают властью, а власть обладает людьми, утверждает Горц. Искатели приключений, покорители, открыватели, настоящие предприниматели больше не востребованы, успешен тот, кто в своей карьере освоил то качества, которых ожидает от него его место. Важное место занимает в такой системе бюрократ. Он охраняет государственную власть или власть на предприятии, в действительности ей не обладая. Он действует согласно предписаниям и заботится, таким образом, о функционировании аппарата в целом. Бюрократическая власть не-субъективна, бюрократы - исполнители и служители, как винтики в механизме, отказываются от личной власти и ответственности. Они вполне честно могут сказать, что делают не то, что хотят, а выполняют приказы. Однако, конечный личностный источник этих приказов найти невозможно, который сказал бы: "Это мои приказы". Хотя общество остаётся классовым, отдельные личности правящего класса не правят и даже бессильны.

"Твои освободители убеждают тебя в том, что твои угнетатели - это кайзер Вильгельм, царь Николай, папа Григорий XXVIII, Морган, Круп и Форд. А кто твои освободители? Муссолини, Наполеон, Гитлер и Сталин".
В. Райх, Посмотри на себя, маленький человек! М. 1997


Как уже было сказано, субъект власти отсутствует, именно поэтому массы начинают требовать некоего суверена, которого они могли бы призвать к ответу в случае недовольства (они, например, атакуют или хвалят лично Буша в США или лично Путина в России соответственно). Массы ждут спасения от реального суверена и его реальных поступков. Тоска по решительному суверену не является специфичной только для среднего класса. Когда массы не обладают теоретическим и практическим инструментарием, чтобы подвергнуть сомнению и деконструкции институты власти вообще, они ищут прибежища в личной власти. Новые носители личной власти могут появляться во времена экономических кризисов, когда исчезают возможности социальной самореализации и при появлении харизматических личностей. Тогда массы спонтанно переплавляют фашистскую тематику (которая, как было сказано выше, присутствует в обществе всегда) и свой общественный опыт в новое радикальное политическое движение. Новый вождь должен сказать: "Я так желаю, решаю, объявляю!" Эти самым он освобождает свой народ из серийной беспомощности. Вождь становится на фоне безличных бюрократов и отказа от ответственности Великой Личностью, осмеливающейся сказать "Я". Он отвечает за свои решения лично. Ответственных в бедах он называет тоже: боязливых мелких буржуа, плутократов, космополитов, масонов, купленных капиталистами безвольных политиков, евреев, плетущих за кулисами заговоры, создающих протекционную систему, несправедливую монополию на власть и ставящих свои мелочные интересы над интересами нации. Планы вождей обычно грандиозны, но под ними просыпается народ, замороченный процессами в обществе, которых никто не хотел и за которые никто не отвечал. Отныне история подчиняется Его воле. В следовании воле вождя массы надеются обрести вновь свои человечность и достоинство. Фашизм использует в своих целях потребности, произведённые анонимной бюрократией и бессилием всех и каждого, но не может удовлетворить их.

"Когда-то твои угнетатели происходили из высших слоёв общества, но теперь, они выходят из твоего собственного окружения. Они даже меньше, чем ты сам, маленький человек. Они и должны быть по-настоящему маленькими, маленькими до такой степени, чтобы самостоятельно осознать, какое жалкое существование они влачат, а затем, опираясь на собственный опыт, угнетать тебя, но уже более жестоко и изощрённо".
В. Райх, Посмотри на себя, маленький человек! М. 1997


Следующий пункт кажется нам очень важным: Горц утверждает, что фашизм предполагает наличие вождя, связанного с массами, одновременно являющегося "великой личностью" и плебеем. Такая фигура должна воплощать в себе одновременно "величие государства" и обретшую силы личность "маленького человека". В отсутствии такой личности во Франции на кануне Второй мировой войны Горц видит причину неудачи французского фашизма, не смотря на то, что французский фашизм был очень разнообразен в своих проявлениях и имел значительный социальный базис. Представители французского фашизма были либо плебеями, но не "великими людьми", либо наоборот. Если такой фигуры нет, то, по мнению Горца, говорить можно о полицейском государстве, о военной диктатуре, республиканской монархии, но не о фашизме. В фашизме главное - идентификация вождя с народом. Его власть покоится на позволении народа, он - выражение народной воли, это его роль. Фашизм объявляет войну функциональной власти; отныне пути к власти открыты сильнейшим и способнейшим. Снова должна личность создавать ореол власти, а не наоборот. Государство становится снова иерархией личностей, их способностей. Вскарабкаться по служебной лестнице при помощи знакомств и договоров более не должно быть возможным. Иерархии должны совпадать с людьми, располагающимися в них. Процветают различные награды и униформы, столь любимые маленькими людьми, и спорт, т.к. физическая сила - это нечто, поддающееся измерению, несомненное, недвусмысленное в измерении ценности отдельного человека. Власть происходит из человека, а не из его социальных связей или положения. От вождей, больших и поменьше, ожидается обладание личной, физической силой, жизненными качествами. Хотя бы для видимости. Фашизм отрицает парламент и партии, как известно, чтобы между вождём и массами не было посредников, но есть и другая причина: он устраняет буржуазные партии как отражения функционального государства, т.к. партии пытаются лишь продвинуть своих кандидатов на уже имеющиеся государственные посты и функции.

"Ты позволяешь власть имущим требовать власти для "маленького человека". Но сам ты при этом молчишь. Ты помогаешь сильным обрести ещё большую власть или позволяешь слабым и зловредным людям представлять твои интересы. Когда ты понимаешь, что оказался в дураках, оказывается слишком поздно".
В. Райх, Посмотри на себя, маленький человек! М. 1997


Радикальная замена общества функциональной власти на общество, пронизанное единой волей - проект, требующий полнейшего изменения общественных институций, перекликающийся в некоторых пунктах с социалистическим проектом. Предполагалось бы, разумеется, изменение производственной системы и расчленение административного и экономического аппаратов, т.к. они громоздки и сложны и не могут управляться отдельными личностями. Фашизм же, предполагающий проникновение воли вождя во все области общества, предусматривает ещё более усиленную централизацию военного типа. Предполагаются ранги, контроль, строгие правила подчинения и дисциплины; кроме воли вождя, другой воли нет, стоящие ниже его взаимозаменяемы. Передача и исполнение приказаний требуют милитаризации административной и экономической практики, что влечёт за собой: коррупцию, протекционизм, лицемерие, безответственность. Вместо восхождения самого способного наблюдается выбор по критериям лояльности и верности. Подчинение и конформизм снова торжествуют в обществе. Единая и личная воля вождя служит алиби для новой бюрократизации и обезличивания общественных структур. Фашистское государство усиливает извращения бюрократического капитализма, но извращениями это больше называть нельзя, да и средства для этого элементарно отсутствуют. Пропаганда же будет утверждать, что эти извращения наконец-то устранены. Устранение функциональной власти в пользу власти личной в современных, сложных обществах неизбежно приведёт к диктатуре функциональных служащих и персонализации аппарата власти.

"Ты уже давно мог бы избавиться от своих истинных угнетателей, если бы прямо или косвенно не поддерживал диктаторские режимы. Никакая полицейская сила в мире - эта постоянная опора диктаторских правлений - не смогла бы справиться с тобой, имей ты хоть чуточку уважения к себе в своей повседневной жизни, осознай ты тот факт, что без тебя невозможно продолжение жизни на Земле!"
В. Райх, Посмотри на себя, маленький человек! М. 1997


Андрэ Горц приходит к выводу, что проект захвата аппарата власти в современном обществе является лишь всё ещё живой иллюзией реформизма. Все реформы не изменили в самом аппарате ничего, лишь модернизировали и легитимировали его власть над массами и их бессилием. Смещение пролетариатом буржуазии на её посту не послужит человеческой эмансипации, а породит лишь новую функциональную буржуазию. Возможные исходы этого процесса нам уже известны, это фашистское государство и то, что прикрывалось именем государства рабочих и крестьян. Горц, сделав выводы о необходимости разрушения государственной машины при так называемом "захвате власти", следует в своих рассуждениях об общественной автономии далее, что в этом контексте нас более не интересует. Однако, мы надеемся, что сложный феномен фашизма был освещён и с этой, специальной стороны. Оргвыводы остаются за читателями.

Автор: Олладий Тудаев
Источник:http://samlib.ru/o/olladij_t/gorzfasc.shtml

Дмитрий Донецкий

19-04-2017 08:12:37

afa-punk-23 писал(а):Он задаётся вопросом: а может ли пролетариат быть революционным вообще, и что мешает ему, если он может?


Классовый подход страдает тем же, чем и его двойник-антипод, национальный. А именно - обобщением. Коллективной ответственностью.

Класс ВООБЩЕ не может быть революционным или реакционным. Когда одни пытаются удержать в своих руках "всё, нажитое непосильным трудом", а другие "отнять и поделить", то это вечная борьба человеков за место под солнцем, борьба, которую различные идеологи подстраивают под свои -измы.

К слову, марксизм вершина классового подхода и любые (к сожалению многочисленные) попытки анархистов переплюнуть его в левизне НЕИЗБЕЖНО приводят к вторичности и пародийности.

Достаточно посмотреть на процент вождей и активистов так называемых "буржуазных" и "пролетарских" революций. Сколько там буржуа и пролетариев? "Идеологам" даже пришлось выкручиваться. Мол значение имеет не социальное происхождение, а самоопределение политического деятеля. Но так и любого Бисмарка можно назвать вождём пролетариата.

Или знаменитое ленинское - рабочие сами не понимают своего счастья (и никогда не выйдут за рамки буржуазных представлений), для его осуществления нужны мы, вожди. Перефраз древнейшего постулата всех угнетателей о пастухе и стаде.

Дмитрий Донецкий

19-04-2017 08:26:06

Классика жанра - российский пролетариат.

Сначала идёт по пути западного.

Но вот большевики берут власть.

Старый пролетариат резко сокращается. Одни гибнут на фронтах Гражданской войны, другие разбредаются по деревням от голодухи, третьи выбиваются в советские чиновники (подфартило с происхождением как тому Шарикову)...

Многие идеологи рабочего движения отходят от дел из-за разногласий с большевиками, арестовываются или эмигрируют.

И вот индустриализация. Миллионы крестьян согнаны на стройки пятилеток. Это уже совершенно иной пролетариат. Без малейшего опыта классовой борьбы и "пролетарского сознания". Власти вьют из него какие хотят верёвки. Профсоюзы защищают не рабочего от государства, а государство от "чрезмерных" притязаний рабочего человека.

Что с этим "пролетариатом" что-то не так начинают понимать даже "теоретики" неомарксизма. Появляются различные теории о том, что в СССР не может быть пролетариата поскольку отсутствует буржуазия. А значит это уже какой-но новый общественный класс...

Ну и скажите, как можно говорить о "пролетариате вообще", его революционности или контрреволюционности, общем для всех "идеале" и общей теории, марксистской или какой пародийной?

ясенъ

20-04-2017 21:49:44

да, скорее, справедливо будет говорить о кодерах, админах и бухгалтерах как о новом трёхголовом классе - трёх потенциальных источниках и составных частях эволюции социума...
и этот трёхглавый планктоно-дракон заменит собой все ремёсла и заполнит все рабочие места... вот тогда всё и начнётся.

NT2

21-04-2017 09:05:31

Дмитрий Донецкий писал(а):Классовый подход

топором можно и сруб поставить, можно и головы рубить, а можно и себе ногу оттяпать...

ясенъ

22-06-2017 08:49:23

Дом, построенный при помощи ненависти, хуже, чем отсутствие дома. И ро экзальтацию классовой теорией атабекян всё давно сказал.
Групповая ненависть к группе не сможет создать безвластное общество, но может обеспечить годы войн и страданий во имя призрака справедливости.
Самоорганизация анархистов в артели, кооперативы и коммуны - необходимое и достаточное условие анархии. А ещё до их создания защищать их от нападений, создавая заранее силовые структуры безопасности -занятие для профессиональных боевых "безопасников", а не для анархистов.

NT2

05-07-2017 10:00:19

Вообще, пора наконец дать четкий разбор фашзма как идеи, выявить ее костяк.
Костяк - классовый мир. Мол без взаимной ненависти внутри "нации". И гарантом сего мира должно быть сверхуполномоченное государство, причем в руках одной партии, ибо нацию делить нельзя, отсюда и справедливое замечание Горца о вожде, который как раз есть воплощение нации - и аристократ, и плебей в одном флаконе.
Если принять базовые аксиомы за верные, то фашзм логичен и даже "романтично идеалистичен", эдакий порыв к "справедливости".
На за идеализмом проступает прямая польза именно тем, кто имеет уже привилегии и не желает с ними делиться, ни от них отказываться "на благо нации".
А и сами базовые аксиомы жульнические. Нация - не естественное сообщество людей. Мир конечно вещь хорошая, но подтижима категоричнее БЕЗ КЛАССОВ, ибо класс изначально значит различное респределение привилегий. Государство не может быть абсолютным аскетом и крайне принципиальным арбитром,ибо арбитраж не есть его основной смысл. Государство состоится из бюрократов и политиков. Может показаться что они - люди, но на самом деле они есть РОЛИ, функции,а не люди. Функции нечеловеческие, даже бесчеловечные (совесть заменяется служебными инструкциями). От человека в такой роли остается только стремление и возможность подгрести под себя максимум пользы от своего служебного положения, даже при наличии строгих наказаний за злоупотребление. Но даже идеально функционирующая бюрократия не сможет сохранять классовый мир, ибо ей прийдется суммировать, пренебрегать отдельной личностью, т.е. несправедливость остается, а в силу неравного распределения привилегий между классами, несправедливости больше прийдется на низшие классы. И мир между ними возможет только за счет постоянных репрессии, тоже неравномерно распределенных - в подавляющем большнстве случаев репрессированными будут вовсе не верхи.
Так фашизм идея и фашзм практика противоречит себе; остается логичным только для тех,кто принимает зя верное утверждение, что личность ничто, соотнося его и к самому себе без возражений.
Но фанатиков такого сорта всегда мало.
В итоге фашизм собственную идею юзает лишь для демагогии, для запудривания мозгов угнетенных.
И такое прослеживается в истории - любая фашсткая идея в начале эгалитарна,но ее адепты быстро идут на компромисы, а далее и на сговор с элитами, а те, кто остается верен первоначальным версиям идеологии, устраняется силой.
От идеи осталась лишь сверхвласть, все прочее - макияж. Причем сие развитие происходит быстро.

Анархонт

01-11-2017 21:53:06

Говоря о фашизме (и национал-социализме) нужно разделять идеологическую теорию и практику. Это как с коммунизмом: в теории все бесплатно, каждому по потребностям, а на практике проследуйте в гулаг.

Идеологическая часть фашизма - это тоже утопия, только в отличие от коммунизма, размещавшего чудесный мир в будущем, фашисты свой прекрасный мир размещали в прошлом, будь то древние арийцы, великие римляне или монархия. Антисемитизм или расизм не является характерной чертой фашизма, это добавление лишь немецких социалистов, которое Гитлер позаимствовал у американских социальных инженеров - евгеников. Пожалуй, общей чертой всех фашистов был антикоммунизм. Впрочем, против марксистского коммунизма выступали и либерал-демократы, что не делает их фашистами. Однако, сам по себе фашизм - это реакция на коммунистическую угрозу. Это попытка сыграть на электоральном поле коммунизма, обратиться к эмоциям люмпенов и понаехавшей в города рабочей молодежи.

Практическая реализация фашизма - это мягкая форма социализма. Не надо удивляться, авторы фашизма Муссолини, Джеллини, Сорель были социалистами, анархистами, а сам Муссолини испытал влияние Бакунинского синдикализма. Социализм - общественная собственность на средства производства. Национал-социалисты и фашисты сохранили право частной собственности лишь формально. На практике предприятиями управляло государство: диктовало предприятиям что и в каком объеме выпускать, кому и за сколько продавать, а также сколько платить рабочим. Могло также назначать своих директоров. Т.е. фактически фашистское государство осуществляло права собственности на производстве. А если собственник сопротивлялся, его предприятие просто национализировали, выплачивая символическую компенсацию. В отличие от социалистов, допускались рыночные отношения для мелкого бизнеса и не коллективизировали крестьян. Поэтому экономически фашизм был мягче социализма. Но в остальных сферах ни чем не отличался: тоталитаризм, подавление свободы слова, милитаризм и культ личности.

Дубовик

02-11-2017 07:53:03

Анархонт писал(а):Это как с коммунизмом: в теории все бесплатно, каждому по потребностям, а на практике проследуйте в гулаг.

На практике самым значительным коммунизмом был коммунизм первобытного общества. Вы утверждаете, что там действовало Главное управление исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР, которое сокращенно называется ГУЛАГ? В вопросах истории вы гораздо смелее любого Фоменко и Задорнова.

Анархонт писал(а):сам по себе фашизм - это реакция на коммунистическую угрозу.

Точнее говоря - реакция на угрозу антикапиталистической революции (в любой ее идеологической разновидности) в сочетании с явным ослаблением демократического государства. Фашизм есть последний рубеж защиты капитализма; готовность буржуазии отказаться от большей части политических и даже экономических прав ради сохранения капитала и господствующего положения в обществе.

Анархонт писал(а):Не надо удивляться, авторы фашизма Муссолини, Джеллини, Сорель были социалистами, анархистами,

Таки надо удивляться. Я не знаю, кто такой Джеллини. А Муссолини и Сорель анархистами не были. Муссолини с ранней молодости состоял в Итальянской социалистической партии. Сорель - философ, идеолог революционного синдикализма, который нельзя путать с анархо-синдикализмом.
При этом мне известно, что значительная часть рядовых итальянских фашистов была выходцами из анархо-синдикалистского движения.

Анархонт писал(а):Социализм - общественная собственность на средства производства.

Как говорит один мой знакомый, "в теории все бесплатно, а на практике..." Социализм - отказ от частной собственности на средства производства. И тут есть два варианта: либо собственность становится общественной, либо групповой.

Анархонт писал(а): Национал-социалисты и фашисты сохранили право частной собственности лишь формально. На практике предприятиями управляло государство: диктовало предприятиям что и в каком объеме выпускать, кому и за сколько продавать, а также сколько платить рабочим. Могло также назначать своих директоров. Т.е. фактически фашистское государство осуществляло права собственности на производстве.

Названные меры, во-первых, означают не фактическую ликвидацию частной собственности на производстве, а лишь ее ограничение, хотя и существенное. Самое главное для собственника, для капиталиста, - не возможность назначать директора и не свободный выбор сферы деятельности. Самое главное - получение и присвоение прибыли. Потеряв значительную часть возможностей оперативного руководства своим бизнесом, итальянские капиталисты при фашизме сохранили возможность получения прибыли.
Во-вторых, все названные меры вводились вполне демократическими режимами и до фашизма, во время Первой мировой войны. А "сколько платить рабочим" и другим наемным работникам до управляющего предприятием, - определялось государством и до фашизма, и после фашизма, в форме обязательного минимума (в ЕС сейчас - отдельно минимум з/п для всех вообще, отдельно - для лиц с высшим образованием).

Анархонт

07-11-2017 08:09:07

Дубовик писал(а): Я не знаю, кто такой Джеллини.

Джентиль, Giovanni Gentile. А у Муссолини папка увлекался Бакуниным.

Дубовик

07-11-2017 11:32:04

А! Сын за отца отвечает? Да вы, выходит, злее Сталина))

Про Джентилли тоже ничего не знал. Пришлось заняться нелюбимым делом, - лезть в Википедию. Оказалось, что Джентилли был членом Либеральной партии, первую книжку написал про Маркса, а работал профессором теоретической философии. Никакого анархизма в его биографии не просматривается. Может, у него мамка увлекалась Прудоном?

Недоанархист

09-11-2017 12:00:00

Фашизм есть последний рубеж защиты капитализма; готовность буржуазии отказаться от большей части политических и даже экономических прав ради сохранения капитала и господствующего положения в обществе.


Да ладно. Общество в котором примитивные блага распределяются по потребности, а вклад-прибыль идет только по престижным шмоткам /креативу + либеральное законодательство - в разы более устойчиво.

Оно практически непробиваемо при половом дизбалансе. Потому что там любой любитель что-то поменять будет смачно вырезаться низами просто за ношение мужского полового органа. :)

Дилетант

09-11-2017 12:58:12

...примитивные блага распределяются по потребности, а вклад-прибыль идет только по престижным шмоткам /креативу + либеральное законодательство ...

Это либеральное-то законодательство будет принуждать блюсти и ограничивать принцип распределения неких благ по потребности от логичных попыток распределять их по принципу "свободной,добросовестной,конкурентной" торговли согласно "старой,доброй" платёжеспособности.(рит.воп.)

Недоанархист

09-11-2017 13:35:30

Это либеральное-то законодательство будет принуждать блюсти и ограничивать принцип распределения неких благ по потребности


Я имел в виду личные свободы.

Просто, к/вместо ТАБУ по поводу минимальной заработной платы/максимального рабочего дня, появится ТАБУ на влезание в сферу производства примитивных благ. Ну или влезание с кучей доп ограничений.

Дилетант

09-11-2017 15:04:14

Я имел в виду личные свободы.

Либеральное законодательство тоже призвано именно их регулировать.
Просто, к/вместо ТАБУ по поводу минимальной заработной платы/максимального рабочего дня, появится ТАБУ на влезание в сферу производства примитивных благ. Ну или влезание с кучей доп ограничений.

МРОТ,БОД,прогрессивный налог,дешёвые кредиты или даже просто благотворительность гораздо эффективней в проблеме "устойчивости общества",если так можно выразиться,чем гипотетическое разделение благ на примитивные и непримитивные(с соответственным их предлагаемым распределением),т.к. очевидно,что как их не разделяй - производственные,технологические,валютные цепочки их создания будут слишком взаимосвязаны,для того,чтобы размежевать их(блага) адекватно задаче.

Недоанархист

09-11-2017 15:29:00

т.к. очевидно,что как их не разделяй - производственные,технологические,валютные цепочки их создания будут слишком взаимосвязаны,для того,чтобы размежевать их(блага) адекватно задаче.


Да ладно, некий прожиточный минимум посчитать, и дифференцирование налоговой сетки по отраслям + БОД.

Вот только заглюк с медициной может доставлять неудобства.

Грубо говоря сговор люмпенов + бюрократов + некоторых корпораций против работяг, консерваторов и других корпораций.

Дилетант

09-11-2017 16:50:11

Не понял принципа разделения благ на примитивные и остальные.Зато понятно,что для функционирования любой отрасли нужна энергия.Дак вот интересно,в какой момент либеральное законодательство скажет частному собственнику на средства производства/добычи или распределения энергии:"Это сфера примитивных благ.Поставляйте продукт,не задумывайтесь о вкладах-прибылях,оставайтесь законопослушным.До новых встреч."

Недоанархист

09-11-2017 17:15:29

Не понял принципа разделения благ на примитивные и остальные.Зато понятно,что для функционирования любой отрасли нужна энергия.Дак вот интересно,в какой момент либеральное законодательство скажет частному собственнику на средства производства/добычи или распределения энергии:"Это сфера примитивных благ.Поставляйте продукт,не задумывайтесь о вкладах-прибылях,оставайтесь законопослушным.До новых встреч."


Ну ты немного не так понял.

Тут несколько вариантов есть, которые можно комбинировать.

В случае с электроэнергией может быть как дотация производителя, для поставления ее в кварталы люмпенам, так и простое регулирование монополиста с включением стоимости электроэнергии в прожиточный минимум 1-2х по БОД.

Обеспечение "примитивными потребностями" в разумном количестве = прожиточный минимум ну еще на 2 умножить :).

Есть существенная разница или нет?

Дилетант

09-11-2017 18:03:06

"Ну ты немного не так понял."
Абсолютно не понял как ты разделил примитивные потребности и остальные.
"Есть существенная разница или нет?"
Для того,кого ты называешь производителем и монополистом есть.
А что касается "кварталов люмпенов" - не знаю.
"Обеспечение "примитивными потребностями" в разумном количестве = прожиточный минимум ну еще на 2 умножить :)."
На 1,7 умножай - нынче зима теплее будет вроде)
p.s.
На 2,7 давай - чугун подорожал.

Недоанархист

09-11-2017 18:21:31

Абсолютно не понял как ты разделил примитивные потребности и остальные.


Элементарно. Проходят по линии "Понты". При чем скорее всего к понтам приравнивается и забегаловка и кинотеатр. ( при том,что дома плазма метр на 2 норма)

У понтов есть она важная деталь - важна относительная стоимость.

Ну у люмпена должно быть некое презрительное отношение к понтам и к тем, кто их пользует.

Ну если на "не служил не мужик" они разводились, хоть и не поголовно но массово, то "влом буржуйский хуй сосать за элитную пизденку, а обычная должна за так давать" вроде бы логичная и устойчивая моральная норма.

Из жизненно важных только со здравоохранением большой вопрос. На каком уровне разития общество сможет его потянуть для кучи люмпенов. Походу только здравоохранение и оправдывает "правый дискурс".

Для того,кого ты называешь производителем и монополистом есть.


Минимальная если бюрократы, подкармливаемые другими корпорациями - его прижали.

Походу примитивность /продвинутость благ может реально варьироваться от их игры с бюрократией и теми же люмпенаами.

Ну и по рыночной цене или за дотации раздаем - те же посудомоечные машины тоже.