Кащей_Бессмертный
05-11-2008 15:35:50
Антифашистское движение в современной России год от года привлекает к себе все большее внимание. Это связано с поисками альтернативы набирающим влияние в России крайне правым, националистическим идеям. В рунете активно обсуждались убийства антифашистов А. Крылова, А. Бородаенко, А. Рюхина, Ф. Филатова, О. Рукоксылы, совершенные участниками неонацистских группировок в 2007-2008 годы. В Санкт-Петербурге за столкновение с нацистом недавно был арестован антифашист Алексей Бычин.
Немало современных антифашистов в России относят себя к субкультуре скинхедов. Это необычно: наши граждане привыкли видеть в скинхедах преимущественно фашистов. На вопросы о современном движении скинов-антифашистов в России, его корнях, отвечают московские скинхеды-антифашисты «Генри» и «Шерман».
Предлагаем вашему вниманию первую часть интервью с ними.
В России слова «скинхед», «скин» у многих людей, далеких от политики, до сих пор ассоциируются исключительно со сторонниками ультраправых течений, «нацистами», «фашистами», «бонхедами». С какими идеями, на ваш взгляд, следует отождествлять субкультуру скинхедов? Кто такие скинхеды?
Ш.: Сейчас понятие «скинхед» все меньше ассоциируется с нацистами, поскольку молодежь идет либо в аполитичную скинхед-культуру, либо в антифа. Такие тенденции наблюдаются, прежде всего, потому, что фашистом быть уже немодно...
Г.: В 90-е годы было мало что известно, так сказать, о заграничных прототипах, во-первых, а во-вторых, никто не мог предложить молодежи какой-то альтернативы. В 90-е общество было в большей степени люмпенизировано, склонно к радикальной деятельности. При этом наиболее безопасный вид такой деятельности был связан с избиением «инородцев», за которых никто не стал бы вписываться. Убивать банкира, скажем, какие-нибудь школьники не стали бы, потому что за это можно было ой как получить... Ну, не сесть, а просто-напросто приехали бы бандиты и убили. А избить какого-нибудь гастарбайтера или рыночного торговца можно было безбоязненно, особенно учитывая численный перевес. Хотя, конечно, была определенная опасность, что позволяло бонхедам (скинам-нацистам) чувствовать себя героями, так как они тоже подвергались опасности со стороны тех «кавказцев». Особенно, когда те поняли, кто на них нападает, и когда СМИ с начала 2000-х годов стали муссировать вид скинхеда-фашиста, как тот должен одеваться. Были еще разные скандалы, когда по телевидению показывали обложки ученических тетрадок, дневников с изображениями типичных скинхедов. При этом все ассоциировалось с нацистской идеологией. Нужно понимать, что у многих среди молодежи была ненависть к левацким идеям, особенно в 90-е -начале 2000-х. Они все валились в одну кучу, как сторонники коммунистов, сталинистов.
Левацкие идеи ассоциировались с Советским Союзом?
Г.: Да. И при этом какие-то, скажем, хитрые дядечки как противовес левацким идеям использовали именно фашистскую идею и при этом активно занимались мифотворчеством. Когда говорили, например, что Гитлер хотел «освободить Русь». В принципе, не нужно в какие-то архивы залезать, чтобы понять, что ничего такого Гитлер не хотел. Если бы хотел, то освободил бы население уже на оккупированных территориях, и ему не нужно было бы даже окончательной победы над Советским Союзом. Если бы его политика была направлена на освобождение «русских людей» «от ига большевизма», как часто говорят, то тогда бы не было и зверств на оккупированных территориях. Возможно, и Советский Союз проиграл бы войну. Любой нормальный человек это понимает, и 1990-е годы только очень необразованные люди, с диким фанатичным складом ума могли верить в эти мифы и считаться при этом скинхедами. Многие бонхеды вообще считали, что субкультура скинов произошли от гитлеровских партизан «вервольф», которые и просуществовали-то очень недолго. О корнях скинхед-движения они ничего не знали и занимались мифотворчеством. Кроме того, почему-то стиль скина средствами массовой информации пропагандировался как военный, милитаристский. Те же высокие ботинки. Но высокие ботинки были не потому, что скины так уж очень сильно котировали армию и военную службу. Почему фирма «Доктор Мартинс» выпускала ботинки с железными вставками, мог сказать любой рабочий. Просто-напросто потому, что если ты работаешь на заводе и тебе на ногу упадет арматура, то сразу понятно, какие ботинки здесь лучше всего носить. Те же самые «ливайс» дорогие, но это очень толстая джинса, которая долгое время не снашивается. Носить их очень практично. А например, знаменитые «бомберы». Первые скины носили вообще-то не бомберы, а куртки «докер». На бомбер очень похоже, но у нее есть еще и воротник. Потом перешли к минималистскому стилю. Так было удобнее в драках, так как многие скины болели за футбольные команды, ездили на футбол. Подтяжки тоже не считались какой-то экстравагантной вещью. В том же СССР в 70-е годы многие их носили.
Первые скины никогда не брились наголо. И сейчас многие не бреются полностью налысо. Насчет стрижки это также было распространено СМИ. Вот мол, это протест против хиппи. Да, конечно, протест против хиппи был. Почему? Не потому, что они «бомжи» и надо «очистить расу от неполноценных ублюдков», как говорят нацисты. Все было по-другому. Многие хиппи играли в протест, а на самом деле были очень обеспеченными людьми. В Англии основой этой субкультуры было студенчество. Тем они вызывали ненависть у скинов. В скины шли в основном ребята из рабочего класса. И они понимали, что когда хиппи говорят, что не хотят работать, пропагандируют «траву» собирают прочую хиппанскую чушь - это только игра. Но, например, если они не пойдут работать - будут сидеть на пособии. А кто пособие будет оплачивать? «Мы же», то есть рабочие. Это во-первых. А во-вторых, даже если в Англии студент после окончания университета шел работать, то, естественно, не просто рабочим на завод, а каким-нибудь начальником. У него был более высокий уровень.
Допустим, пошел бы работать инженером, менеджером?
Г.: Да. Кроме того, скины относились к своей одежде с некоторым трепетом. Для них было ненормальным ходить грязными. Хиппи же в силу злоупотребления наркотиками могли этим и пренебрегать, что также вызывало отторжение. И кроме того, длинные волосы при работе на некоторых станках может затянуть. Не очень удобны они и в драках. Если жарко, волосы также неудобны. Никаких милитаристских замашек в этом нет. Это порождение рабочей культуры. Дети рабочих, понимая, кем они в итоге будут в обществе, стали постепенно формировать свою сукультуру, которая противостояля другим субкультурам. Им не хотелось, например, слушать классическую музыку или ходить на попсовые концерты. Лучше было сходить к своим ребятам. Почему реггей стал очень сильно распространен в скинхед-среде? Прежде всего, реггей только пробивался на английскую сцену, и очень много компаний, например Trojan Recopds выпускали эти пластинки по очень низкой цене. Это было очень дешево, к тому же это не были какие-то раскрученные вещи. И потом, музыка реггей достаточно мелодичная. И это было что-то новое. То, что не ассоциировалось с мейнстримом. Это и позволило первым скинам заинтересоваться, ходить на концерты этих музыкантов, поддерживать их.
Такая музыка формировала определенное межрасовое братство. Часто приходили в реггей и исполняли его негры. И, как говорили потом многие музыканты, в том числе Лоурен Айткин - один из основателей реггей-ска-музыки - туда приходили не драться, а танцевать. И молодежь посредством совместного культурного отдыха начинала проникаться культурами других стран, народов, лучше понимала их.
Ш.: Хотелось бы добавить. Здесь было сказано, что левые идеи ассоциируются с Советским Союзом. Они до сих пор продолжают с ним ассоциироваться у многих. Я думаю, что, несмотря на это, умы молодежи все более левеют. И что еще характерно - весь мир смеется над русскими фашистами, националистами.
Немало современных антифашистов в России относят себя к субкультуре скинхедов. Это необычно: наши граждане привыкли видеть в скинхедах преимущественно фашистов. На вопросы о современном движении скинов-антифашистов в России, его корнях, отвечают московские скинхеды-антифашисты «Генри» и «Шерман».
Предлагаем вашему вниманию первую часть интервью с ними.
В России слова «скинхед», «скин» у многих людей, далеких от политики, до сих пор ассоциируются исключительно со сторонниками ультраправых течений, «нацистами», «фашистами», «бонхедами». С какими идеями, на ваш взгляд, следует отождествлять субкультуру скинхедов? Кто такие скинхеды?
Ш.: Сейчас понятие «скинхед» все меньше ассоциируется с нацистами, поскольку молодежь идет либо в аполитичную скинхед-культуру, либо в антифа. Такие тенденции наблюдаются, прежде всего, потому, что фашистом быть уже немодно...
Г.: В 90-е годы было мало что известно, так сказать, о заграничных прототипах, во-первых, а во-вторых, никто не мог предложить молодежи какой-то альтернативы. В 90-е общество было в большей степени люмпенизировано, склонно к радикальной деятельности. При этом наиболее безопасный вид такой деятельности был связан с избиением «инородцев», за которых никто не стал бы вписываться. Убивать банкира, скажем, какие-нибудь школьники не стали бы, потому что за это можно было ой как получить... Ну, не сесть, а просто-напросто приехали бы бандиты и убили. А избить какого-нибудь гастарбайтера или рыночного торговца можно было безбоязненно, особенно учитывая численный перевес. Хотя, конечно, была определенная опасность, что позволяло бонхедам (скинам-нацистам) чувствовать себя героями, так как они тоже подвергались опасности со стороны тех «кавказцев». Особенно, когда те поняли, кто на них нападает, и когда СМИ с начала 2000-х годов стали муссировать вид скинхеда-фашиста, как тот должен одеваться. Были еще разные скандалы, когда по телевидению показывали обложки ученических тетрадок, дневников с изображениями типичных скинхедов. При этом все ассоциировалось с нацистской идеологией. Нужно понимать, что у многих среди молодежи была ненависть к левацким идеям, особенно в 90-е -начале 2000-х. Они все валились в одну кучу, как сторонники коммунистов, сталинистов.
Левацкие идеи ассоциировались с Советским Союзом?
Г.: Да. И при этом какие-то, скажем, хитрые дядечки как противовес левацким идеям использовали именно фашистскую идею и при этом активно занимались мифотворчеством. Когда говорили, например, что Гитлер хотел «освободить Русь». В принципе, не нужно в какие-то архивы залезать, чтобы понять, что ничего такого Гитлер не хотел. Если бы хотел, то освободил бы население уже на оккупированных территориях, и ему не нужно было бы даже окончательной победы над Советским Союзом. Если бы его политика была направлена на освобождение «русских людей» «от ига большевизма», как часто говорят, то тогда бы не было и зверств на оккупированных территориях. Возможно, и Советский Союз проиграл бы войну. Любой нормальный человек это понимает, и 1990-е годы только очень необразованные люди, с диким фанатичным складом ума могли верить в эти мифы и считаться при этом скинхедами. Многие бонхеды вообще считали, что субкультура скинов произошли от гитлеровских партизан «вервольф», которые и просуществовали-то очень недолго. О корнях скинхед-движения они ничего не знали и занимались мифотворчеством. Кроме того, почему-то стиль скина средствами массовой информации пропагандировался как военный, милитаристский. Те же высокие ботинки. Но высокие ботинки были не потому, что скины так уж очень сильно котировали армию и военную службу. Почему фирма «Доктор Мартинс» выпускала ботинки с железными вставками, мог сказать любой рабочий. Просто-напросто потому, что если ты работаешь на заводе и тебе на ногу упадет арматура, то сразу понятно, какие ботинки здесь лучше всего носить. Те же самые «ливайс» дорогие, но это очень толстая джинса, которая долгое время не снашивается. Носить их очень практично. А например, знаменитые «бомберы». Первые скины носили вообще-то не бомберы, а куртки «докер». На бомбер очень похоже, но у нее есть еще и воротник. Потом перешли к минималистскому стилю. Так было удобнее в драках, так как многие скины болели за футбольные команды, ездили на футбол. Подтяжки тоже не считались какой-то экстравагантной вещью. В том же СССР в 70-е годы многие их носили.
Первые скины никогда не брились наголо. И сейчас многие не бреются полностью налысо. Насчет стрижки это также было распространено СМИ. Вот мол, это протест против хиппи. Да, конечно, протест против хиппи был. Почему? Не потому, что они «бомжи» и надо «очистить расу от неполноценных ублюдков», как говорят нацисты. Все было по-другому. Многие хиппи играли в протест, а на самом деле были очень обеспеченными людьми. В Англии основой этой субкультуры было студенчество. Тем они вызывали ненависть у скинов. В скины шли в основном ребята из рабочего класса. И они понимали, что когда хиппи говорят, что не хотят работать, пропагандируют «траву» собирают прочую хиппанскую чушь - это только игра. Но, например, если они не пойдут работать - будут сидеть на пособии. А кто пособие будет оплачивать? «Мы же», то есть рабочие. Это во-первых. А во-вторых, даже если в Англии студент после окончания университета шел работать, то, естественно, не просто рабочим на завод, а каким-нибудь начальником. У него был более высокий уровень.
Допустим, пошел бы работать инженером, менеджером?
Г.: Да. Кроме того, скины относились к своей одежде с некоторым трепетом. Для них было ненормальным ходить грязными. Хиппи же в силу злоупотребления наркотиками могли этим и пренебрегать, что также вызывало отторжение. И кроме того, длинные волосы при работе на некоторых станках может затянуть. Не очень удобны они и в драках. Если жарко, волосы также неудобны. Никаких милитаристских замашек в этом нет. Это порождение рабочей культуры. Дети рабочих, понимая, кем они в итоге будут в обществе, стали постепенно формировать свою сукультуру, которая противостояля другим субкультурам. Им не хотелось, например, слушать классическую музыку или ходить на попсовые концерты. Лучше было сходить к своим ребятам. Почему реггей стал очень сильно распространен в скинхед-среде? Прежде всего, реггей только пробивался на английскую сцену, и очень много компаний, например Trojan Recopds выпускали эти пластинки по очень низкой цене. Это было очень дешево, к тому же это не были какие-то раскрученные вещи. И потом, музыка реггей достаточно мелодичная. И это было что-то новое. То, что не ассоциировалось с мейнстримом. Это и позволило первым скинам заинтересоваться, ходить на концерты этих музыкантов, поддерживать их.
Такая музыка формировала определенное межрасовое братство. Часто приходили в реггей и исполняли его негры. И, как говорили потом многие музыканты, в том числе Лоурен Айткин - один из основателей реггей-ска-музыки - туда приходили не драться, а танцевать. И молодежь посредством совместного культурного отдыха начинала проникаться культурами других стран, народов, лучше понимала их.
Ш.: Хотелось бы добавить. Здесь было сказано, что левые идеи ассоциируются с Советским Союзом. Они до сих пор продолжают с ним ассоциироваться у многих. Я думаю, что, несмотря на это, умы молодежи все более левеют. И что еще характерно - весь мир смеется над русскими фашистами, националистами.