АNARCHY®WORLD
16-10-2009 11:39:56
Националистическое насилие – общая вина доминирующей нации. Каждый представитель этой нации может быть оправдан, но не бездействием и неведением…
Баир Самбуев, молодой программист, был убит скинхедами в Москве 22 сентября 2009 г. Это не первое убийство бурята на почве расизма. Весной 2007 г. так же был убит другой молодой бурят, Николай Прокопьев, что послужило причиной протестных выступлений в Улан-Удэ, со множеством подписей под открытым письмом, об ответственности президента России за безопасность этнических меньшинств.
Бурятская диаспора Москвы немедленно сообщила на родину о гибели Баира Самбуева, и республика не осталась безразличной к убийству земляка. Несколько дольше колебались СМИ, знакомые с трудностями освещения подобных процессов, однако вскоре новость прорвалась и в пресс-каналы.
Баиру было 23 года. Близкие запомнили его полным энергии преодоления и освоения новых знаний. Это был типичный представитель решительного, самостоятельного поколения бурятских высококлассных специалистов. После окончания экономического факультета, лучшим выпускником по специальности прикладная информатика в экономике, Восточно-Сибирского государственно технологического университета он переехал в Москву. Незадолго до смерти он собирался в США для обучения IT, уже оформлялась виза. Активный, образованный, спортивно подготовленный, уроженец Агинского автономного округа словно был выбран, как лучший, на роль жертвы от мирного народа, частью которого он остался. Нападение на сильного парня было подлым. Даже после одиннадцати ударов в спину он еще смог добраться до подъезда и произнести: «Я так устал…»
– Если бы он выжил после нападения, – говорит его близкий друг, – наверное, продолжал бы радоваться жизни, больше внимания уделил бы спорту, чтобы быть готовым отразить нападение. Баир был не очень общителен, выбирал круг людей, с которыми общался. Не стеснялся помолчать, подумать, предпочитал действовать. Хотел мир посмотреть, и в то же время очень любил землю предков, уважал и соблюдал бурятские традиции, нас, его окружающих, учил, как это делать.
Этот человек, друг Баира, – тоже бурят, живущий в Москве, – просил не называть свое имя, так как существует опасность мести со стороны скинхедов. Он не надеется, что акции протеста в Москве к чему-нибудь приведут.
– По мне, так многие люди сочувствуют скинхедам здесь, пусть и негласно. И не замечают разницу между бурятом, калмыком или китайцем, просто не видят. Только в самой Бурятии не реагировать на национальные выступления власти не смогут, – отмечает он, размышляя о путях разрешения противоречий. – Сами нацисты – это же бандиты, за стол мирных переговоров с ними садиться бесполезно, они должны сидеть в тюрьме в обществе себе подобных. О чем можно разговаривать с убийцами? Но я верю, что как раз русский народ и может, и должен все это прекратить. Ведь поганые овцы есть в любой отаре…
Дашидондок Самбуев, отец Баира, в настоящий момент активно включился в работу общественной группы по противостоянию агрессивной ксенофобии.
– Им денег и личных вещей моего сына не надо было, лишь бы одним неславянским лицом стало меньше, – сказал Дашидондок Самбуевич, выступая перед бурятскими землячествами в Улан-Удэ. – Молодежь, поднимайтесь! Если мы друг за друга цепляться не будем, грош нам цена…
В крупных федеральных городах, на самом пересечении черносотенного и арийского фанатизма, человек из национальной провинции легко может потеряться из глаз своих земляков. Скорбная гордость бурятского народа – его внимание к судьбе каждого выходца из республики. Само то, что мы в Улан-Удэ узнали о случившемся сразу, серьезный показатель национальной солидарности. Но традиции повышенной скромности и толерантности бурятского этноса, в сочетании с долей изоляционизма и замкнутости, все еще препятствуют полновесному общественному протесту. Немалую роль здесь играет, с одной стороны, реальная угроза жизни за выступления против нацизма, а с другой стороны – настороженное отношение властей к любому открытому проявлению общественного гнева.
Резонанс вокруг гибели Баира Самбуева заставил с новой силой заговорить о национальных противоречиях и правах этнических меньшинств. В отличие от западной идеи антирасизма, в нашей стране живуча средневековая ненависть к чужим. Они могут быть соседями, друзьями, вместе делить школьную парту, офис или торговую палатку – но наступает черный день, и вчерашние друзья гибнут без помощи и защиты. Даже сегодня в Бурятии практически не слышны голоса русского народа, который не видит своей ответственности за происходящее.
Интернациональная Москва стала печальным сгустком агрессивного национализма всех направлений. Десятимиллионный мегаполис – запретная зона для неславянского населения, независимо от цели приезда. Будь то прогрессивные молодые люди, стремящееся к западническому образованию, или непритязательная рабочая молодежь, живи они в студенческих общежитиях или в строительных вагончиках – выйдя в город, подобно беглецам из гетто, никто из них не застрахован от внезапного и жестокого проявления дискриминации.
«Инородцев» преследует фактическое отношение закона к их правам. Несмотря на их высокое трудолюбие, интеллигентность и гибкость в освоении европейских традиций, это не делает их признанными гражданами в глазах столичных властей. Полоса этнической войны отбросила их в окоп безвинно обороняющегося меньшинства. Подвергаясь унизительным задержаниям до выяснения личности, проверке документов, недопуску в общественные места по параметрам фейс-контроля, они не получают действенной защиты правоохранительных органов, становясь жертвами прямого насилия. Зато стандартная внешность славянских фашистов не выдает в них преступников…
Не зная человека не только как врага, но и по имени, за минуту до нападения видя только инославное лицо, сильные опорой на большинство, – они избивают и лишают жизни, вызывая ненависть к своей нации. Но русская нация сама не очистится от преступлений своих сородичей, совершаемых ее именем, если не восстанет против них.
Не стоит ждать. Жертва, не будь рабом страха и конформизма: требуй! Русский, не будь слепцом круговой поруки: стань оправданием своему народу! Оправданием – своей совестью, а не обожествлением расы, хотя бы и своей…
Русские антифашисты и правозащитники, гражданские активисты и рок-музыканты заносятся нацистами в списки врагов, с фотографиями, именами, адресами и требованием их физического устранения. Такие «списки врагов» невелики, но уже не раз лилась вполне славянская кровь и погибали русские аболиционисты, не согласные нести на себе клеймо ксенофобов. Фашистские фанатики не останавливаются перед уничтожением своих кровных братьев, выступивших в защиту национального равноправия. Государство же порой поощряет преступников, вместо них преследуя антифашистскую молодежь, примером чего служит недавний сфабрикованный приговор в отношении Алексея Олесинова. Его участие в антифашистском движении вменялось ему в вину прямо на суде…
Нынешнее убийство Баира Самбуева квалифицировано по статье «простое убийство». Так были замолчаны неприкрытые признаки того, что преступление совершено на почве национальной вражды. Это давняя и привычная практика российского следствия. Думается, следует потребовать введения особой ответственности в отношении должностных лиц – за заведомо недобросовестную квалификацию насилия, совершенного по мотивам фашизма, по части 1 статьи 105, как «бытового явления». Но это ли главное? Национальное большинство России должно учиться первым шагам толерантности, как училось этому прогрессивное человечество, в школах, на правозащитных уроках, в национальных театрах и на площадях, под открытым небом…
На бурятскую землю вновь пришел день гнева. Станет ли гибель молодого бурята последним искуплением идолу биологического неравенства и предрассудков ненависти? В наших руках наши человеческие права и наша цель – будущее, в котором убийства за цвет кожи останутся только в старых книгах, книгах о нашем настоящем.
Надежда Низовкина, Улан-Удэ
http://ru.indymedia.org