Ниди
02-02-2010 11:17:44
Инвестора спустят на воду
Государство и бизнес ищут варианты капитального ремонта водопроводов
Нина Егоршева
Сегодня правительственная комиссия под председательством вице-премьера Александра Жукова должна решить, на каких условиях будут привлекаться частные инвесторы в сферу коммунального водоснабжения. От этого в конечном итоге будет зависеть, в какой мере модернизация отрасли ляжет на плечи населения.
В рамках госпрограммы "Чистая вода" сейчас разрабатывается идея государственно-частного партнерства с привлечением крупных банков для кредитования проектов в секторе водоснабжения и водоотведения. По сути, речь идет о том, чтобы вывести из муниципального управления предприятия водопроводно-канализационного хозяйства путем смены их организационно-правовой формы. Был ГУП, стало ОАО. Однако, как показал опыт, смена собственника без поддержки государства в коммунальной сфере оборачивается неподъемными тарифами для населения.
Как пояснили "РГ" в экспертной группе по региональным проектам и программам "Чистая вода", в первую очередь проект направлен на средние и малые города, где коммунальные системы требуют срочного ремонта. И если в крупных городах коммунальщики за счет большей собираемости тарифов с населения все-таки не бедствуют, в глубинке у водоканалов, которые обслуживают несколько тысяч человек, нет возможности привлекать заемные средства для ремонта и переоборудования сетей.
Предлагается создать инвестиционный фонд, деньги из которого будут распределяться нуждающимся регионам на условии софинансирования. В структуре фонда: половина - это деньги инвесторов, остальное - пополам средства из федерального и региональных бюджетов. В качестве возможных партнеров рассматриваются Внешэкономбанк и ВТБ. Переговоры с банкирами уже вступили в завершающую стадию. Однако открытым пока остается вопрос о механизме финансирования. Есть надежда, что ответ на него будет найден сегодня в ходе совещания у вице-премьера.
Специалисты уже давно настаивают на том, что только из федерального бюджета невозможно профинансировать замену и строительство десятков тысяч километров труб, новых очистных сооружений. На сегодняшний день это является первоочередной задачей госпрограммы, поскольку уровень износа систем водоснабжения по стране достиг 70 процентов. По оценке минрегиона, общий объем средств, необходимых на ближайшие десять лет для модернизации всей водохозяйственной системы, составляет порядка 15 триллионов рублей. При этом ежегодно из бюджетов всех уровней вносится лишь 0,1 процента от этой суммы - 15 миллиардов рублей.
По данным минздравсоцразвития, сегодня в России только две трети населения имеют доступ к относительно чистой воде, почти 17 миллионов россиян используют для питья непригодную воду.
Сегодня за качество воды отвечают в основном муниципальные предприятия. Бизнес же не торопится переходить на воду. По оценкам экспертов, частный сектор занимает не более 10 процентов рынка.
"Секрета большого не открою, если скажу, что возврат вложенных в сферу ЖКХ инвестиций возможен только через рост тарифов, - говорит руководитель экспертной группы по региональным проектам и программам "Чистая вода" Анна Беличенко.
При существующих на сегодняшний день тарифах, а в регионах они существенно разнятся, большинству предприятий водопроводно-канализационного хозяйства лишь удается выходить в "ноль". Тех, кто умудряется работать с прибылью, которая не превышает 5 процентов, буквально единицы. Эксперты настаивают, что при адекватной тарифной политике доходность таких предприятий может достигать 30 процентов. Пока же частные компании в основном могут рассчитывать только на помощь сторонних организаций.
Российские власти еще в конце прошлого года заложили механизм перехода к долгосрочным тарифам с их поэтапным ростом. Это предусмотрено новым Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". "Таким образом, создается благоприятная среда для инвесторов с возможностью возврата вложенных ими средств", - считает Анна Беличенко.
Для потребителей это означает лишь то, что уже в ближайшие пару-тройку лет их затраты на коммунальные услуги заметно вырастут. По экспертным оценкам, окупаемость водохозяйственных проектов составляет примерно 7-10 лет. Это достаточно долго, учитывая, что российский бизнес привык к быстрым деньгам. Ранее глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина говорила о том, что для стимулирования долгосрочных инвестиций в коммунальную инфраструктуру предлагается использовать гарантии государства по привлекаемым кредитам, субсидирование процентных ставок.
Есть также предложение облегчить налоговое бремя, как это было сделано с товариществами собственников жилья и управляющими компаниями. А именно: освободить предприятия водопроводно-канализационного хозяйства от уплаты НДС при реализации гражданам коммунальных услуг.
Обеспеченность населения централизованным водоснабжением и водоотведением
Справка "РГ"
По данным Росстата, в 2009 году тарифы на коммунальные услуги в целом по стране выросли на 19,6 процента. В том числе холодное водоснабжение и водоотведение подорожало на 22,9 процента, горячее водоснабжение - на 24,3 процента.
Источник: http://www.rg.ru/2010/02/02/jkh.html
Государство и бизнес ищут варианты капитального ремонта водопроводов
Нина Егоршева
Сегодня правительственная комиссия под председательством вице-премьера Александра Жукова должна решить, на каких условиях будут привлекаться частные инвесторы в сферу коммунального водоснабжения. От этого в конечном итоге будет зависеть, в какой мере модернизация отрасли ляжет на плечи населения.
В рамках госпрограммы "Чистая вода" сейчас разрабатывается идея государственно-частного партнерства с привлечением крупных банков для кредитования проектов в секторе водоснабжения и водоотведения. По сути, речь идет о том, чтобы вывести из муниципального управления предприятия водопроводно-канализационного хозяйства путем смены их организационно-правовой формы. Был ГУП, стало ОАО. Однако, как показал опыт, смена собственника без поддержки государства в коммунальной сфере оборачивается неподъемными тарифами для населения.
Как пояснили "РГ" в экспертной группе по региональным проектам и программам "Чистая вода", в первую очередь проект направлен на средние и малые города, где коммунальные системы требуют срочного ремонта. И если в крупных городах коммунальщики за счет большей собираемости тарифов с населения все-таки не бедствуют, в глубинке у водоканалов, которые обслуживают несколько тысяч человек, нет возможности привлекать заемные средства для ремонта и переоборудования сетей.
Предлагается создать инвестиционный фонд, деньги из которого будут распределяться нуждающимся регионам на условии софинансирования. В структуре фонда: половина - это деньги инвесторов, остальное - пополам средства из федерального и региональных бюджетов. В качестве возможных партнеров рассматриваются Внешэкономбанк и ВТБ. Переговоры с банкирами уже вступили в завершающую стадию. Однако открытым пока остается вопрос о механизме финансирования. Есть надежда, что ответ на него будет найден сегодня в ходе совещания у вице-премьера.
Специалисты уже давно настаивают на том, что только из федерального бюджета невозможно профинансировать замену и строительство десятков тысяч километров труб, новых очистных сооружений. На сегодняшний день это является первоочередной задачей госпрограммы, поскольку уровень износа систем водоснабжения по стране достиг 70 процентов. По оценке минрегиона, общий объем средств, необходимых на ближайшие десять лет для модернизации всей водохозяйственной системы, составляет порядка 15 триллионов рублей. При этом ежегодно из бюджетов всех уровней вносится лишь 0,1 процента от этой суммы - 15 миллиардов рублей.
По данным минздравсоцразвития, сегодня в России только две трети населения имеют доступ к относительно чистой воде, почти 17 миллионов россиян используют для питья непригодную воду.
Сегодня за качество воды отвечают в основном муниципальные предприятия. Бизнес же не торопится переходить на воду. По оценкам экспертов, частный сектор занимает не более 10 процентов рынка.
"Секрета большого не открою, если скажу, что возврат вложенных в сферу ЖКХ инвестиций возможен только через рост тарифов, - говорит руководитель экспертной группы по региональным проектам и программам "Чистая вода" Анна Беличенко.
При существующих на сегодняшний день тарифах, а в регионах они существенно разнятся, большинству предприятий водопроводно-канализационного хозяйства лишь удается выходить в "ноль". Тех, кто умудряется работать с прибылью, которая не превышает 5 процентов, буквально единицы. Эксперты настаивают, что при адекватной тарифной политике доходность таких предприятий может достигать 30 процентов. Пока же частные компании в основном могут рассчитывать только на помощь сторонних организаций.
Российские власти еще в конце прошлого года заложили механизм перехода к долгосрочным тарифам с их поэтапным ростом. Это предусмотрено новым Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности". "Таким образом, создается благоприятная среда для инвесторов с возможностью возврата вложенных ими средств", - считает Анна Беличенко.
Для потребителей это означает лишь то, что уже в ближайшие пару-тройку лет их затраты на коммунальные услуги заметно вырастут. По экспертным оценкам, окупаемость водохозяйственных проектов составляет примерно 7-10 лет. Это достаточно долго, учитывая, что российский бизнес привык к быстрым деньгам. Ранее глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина говорила о том, что для стимулирования долгосрочных инвестиций в коммунальную инфраструктуру предлагается использовать гарантии государства по привлекаемым кредитам, субсидирование процентных ставок.
Есть также предложение облегчить налоговое бремя, как это было сделано с товариществами собственников жилья и управляющими компаниями. А именно: освободить предприятия водопроводно-канализационного хозяйства от уплаты НДС при реализации гражданам коммунальных услуг.
Обеспеченность населения централизованным водоснабжением и водоотведением
Справка "РГ"
По данным Росстата, в 2009 году тарифы на коммунальные услуги в целом по стране выросли на 19,6 процента. В том числе холодное водоснабжение и водоотведение подорожало на 22,9 процента, горячее водоснабжение - на 24,3 процента.
Источник: http://www.rg.ru/2010/02/02/jkh.html