Ниди
21-04-2010 16:04:07
Экологи бьют тревогу, обращая внимание на то, что происходит на российском бензиновом рынке под флагом перехода на высокооктановый бензин.
В апреле Общественная экологическая организация "Зеленая волна" направила официальное обращение на имя министра энергетики С. Шматко, настаивая на недопустимости повышения октанового числа бензина за счет отдельных присадок, отравляющих окружающую среду и угрожающих здоровью человека. В их число входит один из лидеров рынка - монометиланилин (ММА).
Спрос на бензин с высоким октановым числом в наших условиях еще долго будет удовлетворяться преимущественно за счет антидетонационных присадок. Но не все так просто. Присадки к автобензинам относятся к химически активным соединениям, которые разделены автопроизводителями на приемлемые и "не рекомендованные". С точки зрения автора письма, необходимо "ограничить использование присадок, изготовленных на основе токсичных веществ". Иначе говоря, отделить более или менее экологичные присадки от ядовитых и перекрыть последним путь на рынок.
Рекомендации автопроизводителей учитывают как воздействие присадки на двигатель, так и экологические последствия ее применения. В России экологические параметры топлива учитываются на уровне правительственных постановлений, но мало принимаются во внимание на топливном рынке. На этом фоне обращение исполнительного директора "Зеленой волны" С. Авдеева к С. Шматко с просьбой "ужесточить контроль за использованием антидетонаторов в принципе" - первый сигнал рынку.
Антидетонационные присадки, довольно экономичные для производителя, но опасные для окружающей среды и здоровья человека существуют давно. К ним относятся, например, добавки на основе тетраметил- и этилсвинца, запрещенные сначала в Европе, а затем и у нас. Повысить октановое число можно также с применением азото- или кислородосодержащих присадок, которые разрешены и используются, хотя отношение к ним, как уже говорилось, сложилось разное.
В опубликованных рекомендациях мировых автопроизводителей нередко предписывается воздержаться от использования азотосодержащей присадки ММА. Опыт ее использования показал, что она не только вредит работе поршневой группы двигателя, но и высокотоксична, приводит к затормаживанию сознания человека. За рулем это особенно опасно. Обращение "Зеленой волны" напоминает, что ММА является токсичной жидкостью, которая относится ко второму классу опасности.
"В случае утечки и даже просто длительного применения этой присадки потребитель рискует получить тяжелое отравление крови и нервной системы, а при контакте с окружающей средой ММА трансформируется с образованием окислов азота, аминов, фенола и бензола, что самым отрицательным образом сказывается на экологическом состоянии атмосферы, зеленых насаждений, почвы и водоемов".
В Европе переход на бензины с повышенным октановым числом увязывается с защитой окружающей среды. Глобальные нефтяные компании давно вынуждены учитывать позицию автопроизводителей и заменять в своих рецептурах азотосодержащие присадки на оксигенатные (кислородосодержащие смеси эфиров и спиртов), такие, как МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) и ЭТБЭ (биотопливо).
Приобретет ли зеленое движение в России в лице власти сильного союзника в борьбе с присадками? Шансы на это есть, учитывая важность природоохранных технологий для общего модернизационного рынка страны.
Источник: http://www.rg.ru/2010/04/21/ecology.html
В апреле Общественная экологическая организация "Зеленая волна" направила официальное обращение на имя министра энергетики С. Шматко, настаивая на недопустимости повышения октанового числа бензина за счет отдельных присадок, отравляющих окружающую среду и угрожающих здоровью человека. В их число входит один из лидеров рынка - монометиланилин (ММА).
Спрос на бензин с высоким октановым числом в наших условиях еще долго будет удовлетворяться преимущественно за счет антидетонационных присадок. Но не все так просто. Присадки к автобензинам относятся к химически активным соединениям, которые разделены автопроизводителями на приемлемые и "не рекомендованные". С точки зрения автора письма, необходимо "ограничить использование присадок, изготовленных на основе токсичных веществ". Иначе говоря, отделить более или менее экологичные присадки от ядовитых и перекрыть последним путь на рынок.
Рекомендации автопроизводителей учитывают как воздействие присадки на двигатель, так и экологические последствия ее применения. В России экологические параметры топлива учитываются на уровне правительственных постановлений, но мало принимаются во внимание на топливном рынке. На этом фоне обращение исполнительного директора "Зеленой волны" С. Авдеева к С. Шматко с просьбой "ужесточить контроль за использованием антидетонаторов в принципе" - первый сигнал рынку.
Антидетонационные присадки, довольно экономичные для производителя, но опасные для окружающей среды и здоровья человека существуют давно. К ним относятся, например, добавки на основе тетраметил- и этилсвинца, запрещенные сначала в Европе, а затем и у нас. Повысить октановое число можно также с применением азото- или кислородосодержащих присадок, которые разрешены и используются, хотя отношение к ним, как уже говорилось, сложилось разное.
В опубликованных рекомендациях мировых автопроизводителей нередко предписывается воздержаться от использования азотосодержащей присадки ММА. Опыт ее использования показал, что она не только вредит работе поршневой группы двигателя, но и высокотоксична, приводит к затормаживанию сознания человека. За рулем это особенно опасно. Обращение "Зеленой волны" напоминает, что ММА является токсичной жидкостью, которая относится ко второму классу опасности.
"В случае утечки и даже просто длительного применения этой присадки потребитель рискует получить тяжелое отравление крови и нервной системы, а при контакте с окружающей средой ММА трансформируется с образованием окислов азота, аминов, фенола и бензола, что самым отрицательным образом сказывается на экологическом состоянии атмосферы, зеленых насаждений, почвы и водоемов".
В Европе переход на бензины с повышенным октановым числом увязывается с защитой окружающей среды. Глобальные нефтяные компании давно вынуждены учитывать позицию автопроизводителей и заменять в своих рецептурах азотосодержащие присадки на оксигенатные (кислородосодержащие смеси эфиров и спиртов), такие, как МТБЭ (метил-трет-бутиловый эфир) и ЭТБЭ (биотопливо).
Приобретет ли зеленое движение в России в лице власти сильного союзника в борьбе с присадками? Шансы на это есть, учитывая важность природоохранных технологий для общего модернизационного рынка страны.
Источник: http://www.rg.ru/2010/04/21/ecology.html