Завершился Первый фестиваль экологического кино

Ниди

29-10-2010 18:08:08

Из жизни божьей коровки

Завершился Первый фестиваль экологического кино


Ирина Корнеева

В Сочи в рамках культурной олимпиады "Сочи-2014" завершился Первый открытый фестиваль экологического кино "Зеленая гвоздика", собравший отечественные и зарубежные игровые и документальные фильмы на тему "человек и природа".

Главными лауреатами на нем стали Станислав Любшин, Владимир Коренев и Наталья Бондарчук, получившие призы "за воспитание экологического отношения к жизни средствами кинематографа в эпоху, когда понятие "экология" еще не принадлежало миллионам". Актеры представили на ретроспективных показах такие фильмы-легенды, как "Детство Бэмби", "Не стреляйте в белых лебедей", "Человек-амфибия", и провели на фестивале уроки экологии. А Гран-при конкурсной программы единогласно был присужден фильму Николая Волкова "Полярник" (производство Санкт-Петербургской студии документальных фильмов) за поучительную историю о жизни на краю земли в условиях вечной мерзлоты и его борьбе со стихией и самим собой на арктической дрейфующей станции и в белорусской деревне.

Основной задачей фестиваля, организованного оргкомитетом "Сочи-2014" совместно с фондом развития культурных, образовательных и экологических инициатив "Зеленая гвоздика", возглавляемого Владимиром Семеновым, и фондом социальных программ, ставилось "создание масштабного и долговременного российского культурно-экологического проекта, который способствовал бы формированию принципиально нового взгляда общества на экологические проблемы". Для этого на несколько дней площадь Искусств перед Художественным музеем Сочи превратили в один большой киноцентр: в огромных выстроенных сферических павильонах практически нон-стопом шли показы, а очереди попасть на сеансы сферического кино - нового, уже, кажется, следующего после 3D слова в кинопроизводстве, желающим приходилось занимать с раннего утра и до позднего вечера. Ведь ощущения там получали незабываемые и даже еще более яркие, чем в ультрамодном формате 3D. Представьте только: лежите вы на шезлонге ("потребляется" сферическое киноискусство, согласно техническим параметрам, исключительно в горизонтальном положении), дышите чистейшим морским воздухом, а прямо на вас несутся стада диких животных, отнюдь не подозревающих о том, что царь природы - это вообще-то человек... Или наоборот: главная опасность для вас начинает исходить как раз от человека, поскольку на мир вы смотрите в полном объеме, но глазами божьей коровки... Или же ситуация: в той же лежачей позиции вы примеряете на себя костюм астронавта и выходите прямиком в открытый космос понаблюдать за своей родной планетой откуда-то издалека, откуда вся наша суета сует кажется мелким и проходящим недоразумением...

Художественный руководитель фестиваля, главный редактор журнала "Кинопроцесс" и руководитель Библиотеки киноискусства им. Эйзенштейна Вячеслав Шмыров обещал, что почувствовать себя то центром Вселенной, то маленькой песчинкой на земле в ближайшем будущем можно будет и в Москве.

Вячеслав Шмыров: Фестиваль помогает объединить режиссеров, снимающих на тему экологии, которым тоже нужен какой-то выход и свое жизненное пространство, потому что в большинстве случаев они лишены эфира, лишены проката, и для них это большое дело, так как они получают большой стимул для работы.

Российская газета: Лично для вас много потребовалось усилий - и временных, и интеллектуальных, чтобы собрать такую всеобъемлющую экологическую кинопрограмму?

Шмыров: Важно было отыскать эти крохи в нашем кино, потому что специально экологическая тема никогда не заявлялась и не звучала. И такие фильмы, как "Прощание" или "Не стреляйте в белых лебедей" и "Детство Бэмби", возникали стихийно - тема охраны природы всегда была, но она никогда не заявлялась у нас как глобальная. Тем не менее это картины, на которых выросли многие поколения, и нам было важно тоже их показать. И эта тема оказалась даже шире, чем мы думали. Очень кстати на завершении фестиваля был показан фрагмент из "Соляриса", поскольку это все-таки действительно новое отношение человека к себе самому прежде всего, экология человека, и за счет этого - экология природы тоже.

РГ: После фестиваля вы не задумывались о том, чтобы стать вегетарианцем?

Шмыров:
Нет, я думаю, это как раз не главное во всей нашей истории. Очень много возникает, я бы сказал, такой провинциальной догматики, когда люди начинают бороться с пластиковыми стаканчиками, и т. п. Всегда условия жизни так или иначе связаны с нашим природным компромиссом. И в данном случае гораздо важнее, чтобы человек поддерживал свою личную культуру, когда он выходит на улицу и, предположим, держит в руках пакет от мороженого или какой-нибудь кулек...

РГ: В библиотеке киноискусства можно будет увидеть экологическое кино?

Шмыров: Мы покажем в самое ближайшее время лучшие фильмы, прежде всего - документальные, которые, как выясняется, существуют, и в очень большом объеме.

РГ: Только про них мало кто знает...

Шмыров:
И дай бог, чтобы министерство культуры и в дальнейшем находило в себе силы поддерживать такой кинематограф, потому что оно является единственным заказчиком. Который в принципе в то же время не обеспечивает и не может обеспечить этому кинематографу выход к зрителю.

РГ: Можно надеяться, что подобные акции и фестивали могут простимулировать интерес телевидения?

Шмыров: Важнее, чтобы эта продукция нашла выход через Интернет, потому что всё независимое сегодня так или иначе в большей степени связано с Интернетом. И, во-вторых, чтобы эти акции были поддержаны в других городах страны, и программа экологического кино показывалась в самых разных наших местах и особенно там, где очень остро стоят вопросы экологии.

Источник: http://www.rg.ru/2010/10/29/kino-fest.html

Ниди

30-11-2010 19:45:41

Речной дозор

В Москве показали фильмы фестиваля экологического кино


Скрытый текст: :
В Москве в Библиотеке киноискусства им. С.М. Эйзенштейна прошли показы фильмов, получивших награды Первого открытого фестиваля экологического кино "Зеленая гвоздика".

Обладателем Гран-при стала документальная картина Николая Волкова "Полярник", а дипломом "За умение почувствовать петербургскую особенность экологии души и экологии города" был отмечен документальный фильм "Речной дозор" Александра Слободского. Организатор фестиваля - президент Фонда развития культурных, образовательных и экологических инициатив "Зеленая гвоздика" Владимир Семенов рассказал "РГ", что фестиваль экологического кино - это только первая часть культурно-экологического проекта Green Art, рассчитанного на четыре года и проводимого в рамках культурной олимпиады "Сочи 2014" - проекта орг комитета "Сочи 2014". Согласно ему, 2011 год станет "годом театра" и включит в себя фестиваль Театра экологической эстетики, Театра экологической моды и детский кукольный фестиваль "Карнавал животных". 2012 г. - "годом музыки", пригласив на экологический фестиваль "Музыка на воде". И 2013 г. - "годом музеев", когда состоится фестиваль современного экологического искусства и фотографии и экологический арт-тур "Шедевры русского искусства на улицах Сочи".

Российская газета: Владимир, вы - вегетарианец?

Владимир Семенов: Я - да. Я не ем ничего, что имеет глаза. Кроме картошки. По этико-эстетическим соображениям. Человек не должен есть живое существо.

РГ: Это - философия жизни?

Семенов: Скорее - жизненная необходимость. На мой взгляд, экологией можно заниматься двумя путями. Они оба и нужные, и правильные. Один путь - это то, что делают экологические международные организации и наши экологические правозащитники, когда устраиваются акции сопротивления по поводу ядерных отходов, перекрывают заводы, загрязняющие атмосферу, и так далее. Это протестная деятельность, безусловно, важная. Но не менее необходимо просто объяснять людям на собственном примере, на примере звезд, как это происходит во всем мире, что такое экологическая эстетика. И культура - самая благодатная сфера для таких целей. Экологическое искусство существовало всегда и во всех сферах - огромное количество живописных полотен и музыкальных произведений было создано именно на тему восхищения человека природой, что можно трактовать как экологическое искусство. Есть экологический театр, есть экологическое кино, позволяющее увидеть на экране и экологический, "зеленый" стиль жизни как таковой, и жизнь человека во враждебном природе мегаполисе, и просто прекрасные виды природы и уникальные съемки животного мира. И мы пытаемся сделать долгосрочный проект, который во всех сферах искусства представлял бы это направление жизни.

РГ: Насколько сложно было пробить идею?

Семенов: Самое удивительное, что вообще не сложно. Оргкомитет Сочи наши предложения воспринял с большим воодушевлением, и городу проекты очень понравились. Идея, что через сферу культуры можно менять сознание людей, была воспринята благодарно.

РГ: Что значит "зеленый стиль жизни" в российских условиях? Что приемлемо для нас? И что в себя включает такое понятие, как экологическая эстетика?

Семенов: Гуманное отношение к окружающему миру. Начиная от самого банального - употребления органических продуктов питания, ношения одежды из экологически чистых материалов, отказа от использования одноразовых предметов потребления, засоряющих окружающую среду, до строительства экологического жилья, применения в дизайне и архитектуре принципов минимализации экологического вреда и запрета всего, что касается бессмысленного насилия над животными. Я абсолютно уверен, что в ближайшее десятилетие человечество все равно начнет переосмыслять свое варварское отношение к животным, ведь оно абсолютно не соответствует логике XXI века. Люди сегодня оказываются гораздо менее гуманны, чем животные. Животные ведь никогда не убивают ради развлечения... Второе направление связано с тем, что конец ХХ века ознаменовался культом потребления, истощающим ресурсы планеты. В своем развитии человек прошел каменный век, бронзовый, золотой, и, собственно, сегодня мы стоим перед дилеммой: или мы для себя сформулируем, что входим в ХХI век как в зеленый век, или человечество реально будет обречено, потому что само себя убьет своим бессмысленным отношением к окружающему миру...

Источник: http://www.rg.ru/2010/11/30/ekologiya-kino.html