Ниди
01-03-2011 12:34:50
"Мексиканскую" катастрофу примерили к российскому шельфу
Сенаторы пытаются уберечь наши моря от нефтяных выбросов
Екатерина Васильченко
До конца года Совет Федерации предложит поправки в законодательство, которые помогут избежать эколологических катастроф при добыче нефти и газа в российских морях вроде той, что случилась в Мексиканском заливе. Для этого сенаторы намерены проанализировать ситуацию на всем отечественном шельфе.
Первым стало Баренцево море. В верхней палате парламента собрались за "круглым столом" представители федеральных и региональных органов власти, добывающих предприятий, транспортных компаний, научных и общественных организаций.
Но, как сказал председательствовавший за "круглым столом" глава Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, за этим последуют еще как минимум три мероприятия. В апреле будут обсуждать экологию дальневосточного шельфа, осенью - шельфов Азовского, Черного моря и Каспия. В конце года планируются итоговые парламентские слушания, по результатам которых Совет Федерации, вероятно, примет специальное постановление.
Открывая дискуссию, председатель Совета Федерации Сергей Миронов напомнил, что, несмотря на разработку новых источников энергии, в ближайшие десятилетия основным источником энергии на планете останутся нефть и газ. Чтобы не допустить экологической катастрофы, убежден спикер, необходимо не только вести поиск новых технологических решений, но и проанализировать отечественное законодательство, регламентирующее добычу сырья на континентальном шельфе.
Если учесть, что основные "сухопутные" районы добычи нефти и газа в стране уже выработаны на 40-70 процентов (как утверждал в своем выступлении замруководителя Федерального агентства по недропользованию Петр Садовник), тревога специалистов понятна.
Ситуацию, по мнению многих выступавших, сильно осложнили поправки, внесенные в Закон "О недрах" в 2008 году. С этого момента на российском шельфе могут работать только те компании, в которых доля государства больше 50 процентов и которые имеют опыт работы на шельфе не менее 5 лет. Сегодня таких компаний в стране всего две: одна - нефтяная и одна - газовая. Отсутствие конкуренции тормозит не только освоение шельфа, но и внедрение передовых экологических технологий.
Иван Глумов, руководитель одной из компаний и одновременно авторитетный в морской геологии ученый, рассказал, что на шельфе уже и сейчас есть зацементированные скважины, оставшиеся еще со времен разведочных работ, которые могут "рвануть". "А что сегодня у нас в руках, чтобы предотвратить катастрофу? Ничего!" - утверждает эксперт. Нет ни одного специализированного судна или буровой, чтобы отремонтировать эти скважины.
Экологическая безопасность - это прежде всего современные технологии, убежден Глумов. Между тем техника, которую приобретают наши компании для работы на шельфе, производится на Западе. Нельзя сказать, что наша промышленность совсем не задействована в проектах по освоению шельфа, но ее доля скромна, обычно не выше 10-15 процентов. При таком раскладе значительная часть выручки от добытой нефти будет уходить из страны в качестве платы за технику, технологии и текущее обеспечение работ. Потери для страны составляют до 70-80 процентов.
Вместе с тем, говорили участники дискуссии, многие технологии разработаны или могут быть разработаны и нашими учеными. На службу экологической безопасности они готовы поставить не только оборудование буровых платформ, но и подводные комплексы, батискафы, космические спутники. Но их пока никто не заказывает - ни государство, ни компании.
Каков же выход? Снова просить денег из бюджета? Виктор Орлов специально для "РГ" прокомментировал ситуацию:
- Государственное финансирование таких стратегически важных направлений, как экологически безопасное освоение шельфа, безусловно, важно и всегда кстати. Но у государства достаточно и рыночных механизмов. Если компании, имеющие право работать на шельфе, подконтрольны государству, то государство, используя свои возможности акционера, могло бы посадить их за стол переговоров и подтолкнуть к инвестициям в создание отечественных производств, которые смогут делать необходимую технику современного уровня: суда, станки, приборы. Почему мы покупаем за рубежом буровое оборудование и платформы для освоения шельфа? В рамках крупных лицензионных проектов две-три компании могли бы составить пул и построить необходимые производства. Наше законодательство позволяет выдавать лицензии на освоение недр шельфа не только на основе конкурсов и аукционов, но и на основании распоряжений правительства. Поэтому при принятии решений правительство вправе предложить претендентам на морские участки свои условия. Смогло же оно 15 лет назад оговорить в соглашениях о разделе продукции по трем действующим проектам долю российских предприятий в размещении заказов и кадровом обеспечении.
По мнению Орлова, катастрофа, как в Мексиканском заливе, нам все же пока не грозит. Ни в одном из наших нефтяных проектов нет больших глубин, все платформы опорами надежно крепятся к дну. А газовые объекты, включая и Штокман, все же менее опасны, чем нефтяные. Но это не значит, что мы не должны применять самые современные, экологически безопасные технологии.
Источник: http://www.rg.ru/2011/03/01/shelf.html
Сенаторы пытаются уберечь наши моря от нефтяных выбросов
Екатерина Васильченко
До конца года Совет Федерации предложит поправки в законодательство, которые помогут избежать эколологических катастроф при добыче нефти и газа в российских морях вроде той, что случилась в Мексиканском заливе. Для этого сенаторы намерены проанализировать ситуацию на всем отечественном шельфе.
Первым стало Баренцево море. В верхней палате парламента собрались за "круглым столом" представители федеральных и региональных органов власти, добывающих предприятий, транспортных компаний, научных и общественных организаций.
Но, как сказал председательствовавший за "круглым столом" глава Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, за этим последуют еще как минимум три мероприятия. В апреле будут обсуждать экологию дальневосточного шельфа, осенью - шельфов Азовского, Черного моря и Каспия. В конце года планируются итоговые парламентские слушания, по результатам которых Совет Федерации, вероятно, примет специальное постановление.
Открывая дискуссию, председатель Совета Федерации Сергей Миронов напомнил, что, несмотря на разработку новых источников энергии, в ближайшие десятилетия основным источником энергии на планете останутся нефть и газ. Чтобы не допустить экологической катастрофы, убежден спикер, необходимо не только вести поиск новых технологических решений, но и проанализировать отечественное законодательство, регламентирующее добычу сырья на континентальном шельфе.
Если учесть, что основные "сухопутные" районы добычи нефти и газа в стране уже выработаны на 40-70 процентов (как утверждал в своем выступлении замруководителя Федерального агентства по недропользованию Петр Садовник), тревога специалистов понятна.
Ситуацию, по мнению многих выступавших, сильно осложнили поправки, внесенные в Закон "О недрах" в 2008 году. С этого момента на российском шельфе могут работать только те компании, в которых доля государства больше 50 процентов и которые имеют опыт работы на шельфе не менее 5 лет. Сегодня таких компаний в стране всего две: одна - нефтяная и одна - газовая. Отсутствие конкуренции тормозит не только освоение шельфа, но и внедрение передовых экологических технологий.
Иван Глумов, руководитель одной из компаний и одновременно авторитетный в морской геологии ученый, рассказал, что на шельфе уже и сейчас есть зацементированные скважины, оставшиеся еще со времен разведочных работ, которые могут "рвануть". "А что сегодня у нас в руках, чтобы предотвратить катастрофу? Ничего!" - утверждает эксперт. Нет ни одного специализированного судна или буровой, чтобы отремонтировать эти скважины.
Экологическая безопасность - это прежде всего современные технологии, убежден Глумов. Между тем техника, которую приобретают наши компании для работы на шельфе, производится на Западе. Нельзя сказать, что наша промышленность совсем не задействована в проектах по освоению шельфа, но ее доля скромна, обычно не выше 10-15 процентов. При таком раскладе значительная часть выручки от добытой нефти будет уходить из страны в качестве платы за технику, технологии и текущее обеспечение работ. Потери для страны составляют до 70-80 процентов.
Вместе с тем, говорили участники дискуссии, многие технологии разработаны или могут быть разработаны и нашими учеными. На службу экологической безопасности они готовы поставить не только оборудование буровых платформ, но и подводные комплексы, батискафы, космические спутники. Но их пока никто не заказывает - ни государство, ни компании.
Каков же выход? Снова просить денег из бюджета? Виктор Орлов специально для "РГ" прокомментировал ситуацию:
- Государственное финансирование таких стратегически важных направлений, как экологически безопасное освоение шельфа, безусловно, важно и всегда кстати. Но у государства достаточно и рыночных механизмов. Если компании, имеющие право работать на шельфе, подконтрольны государству, то государство, используя свои возможности акционера, могло бы посадить их за стол переговоров и подтолкнуть к инвестициям в создание отечественных производств, которые смогут делать необходимую технику современного уровня: суда, станки, приборы. Почему мы покупаем за рубежом буровое оборудование и платформы для освоения шельфа? В рамках крупных лицензионных проектов две-три компании могли бы составить пул и построить необходимые производства. Наше законодательство позволяет выдавать лицензии на освоение недр шельфа не только на основе конкурсов и аукционов, но и на основании распоряжений правительства. Поэтому при принятии решений правительство вправе предложить претендентам на морские участки свои условия. Смогло же оно 15 лет назад оговорить в соглашениях о разделе продукции по трем действующим проектам долю российских предприятий в размещении заказов и кадровом обеспечении.
По мнению Орлова, катастрофа, как в Мексиканском заливе, нам все же пока не грозит. Ни в одном из наших нефтяных проектов нет больших глубин, все платформы опорами надежно крепятся к дну. А газовые объекты, включая и Штокман, все же менее опасны, чем нефтяные. Но это не значит, что мы не должны применять самые современные, экологически безопасные технологии.
Источник: http://www.rg.ru/2011/03/01/shelf.html