Кащей_Бессмертный
06-11-2008 19:28:54
http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=693
Иногда на улицах наших городов, особенно у вокзалов, где собираются бездомные, можно встретить ребят с баннерами «Еда вместо бомб», «Война войне» или «Государство - причина голода». Они раздают горячую еду и листовки. Недавно эти люди провели акциюу посольства США в Москве, протестуя против включения «Еды вместо бомб» в список террористических организаций. «Что же это за движение? - спросит читатель. - Еду вот бесплатно раздает бедным, говорит «ЕДА вместо БОМБ», а при этом еще и в терроризме обвиняется?!»
Движение Food Not Bombs, FNB («Еда вместо бомб») было основано 24 мая 1980 года активистами антивоенных групп в Бостоне (США). Начало инициативе положила попытка оккупации АЭС Seabrook в штате Нью-Гемпшир. Один из основателей FNB Кейт Мак-Генри выводил ее название от одного из лозунгов, которым активисты антивоенного движения расписывали стены Массачусетского технологического института: «Больше денег на еду, никаких денег на бомбы!» (More money for food, no money for bombs!). Чтобы привлечь внимание общественности к проблеме милитаризма и распространения ядерного оружия, активисты этой группы решили действовать не вполне стандартными для большинства левых методами. Они готовили вегетарианский суп и в тот же день раздали его бездомным - перед собранием акционеров Первого национального банка Бостона, финансировавшего строительство той самой АЭС и военных заводов.
Эта и другие подобные акции сопровождались антивоенной пропагандой. Бездомным разъясняли, что средства, потраченные на строительство военных объектов и предприятий атомной промышленности, могли бы быть направлены на социальную помощь неимущим, на строительство домов и обеспечение голодающих едой. Таким способом FNB пыталось установить контакт с людьми, выброшенными из активной социальной жизни, на практическом примере показать преимущества анархизма, левой альтернативы перед дарвинистской риторикой правых. Бездомные включались в деятельность движения, присоединялись к нему, помогали активистам разгружать машины с продуктами, распространяли информацию о «Еде вместо бомб» среди товарищей по несчастью. Новая группа строила свою деятельность на принципах независимости, добровольности, бесплатности, антиавторитарности, антииерархичности, ненасилия (в это понятие включаются вегетарианство и веганство), использования «лишней» пищи (предназначенной на выброс, но годной к употреблению). Принятие решений в группах FNB осуществляется консенсусом. Интересно, что ни в одной групп движения эти принципы не были выражены в форме программы. Как правило, они сохраняются на основе устного соглашения.
Конечно, «Еда вместо бомб» не стала пионером. Анархисты занимались подобной деятельностью задолго до них. Еще в 1890-е годы в Париже анархист Руссе создал группу «Лекции за супом». Пока парижские клошары ели бесплатный суп, Руссе беседовал с ними о социальных проблемах, в том числе о том, как лучше устранить общество, порождающее нужду. Эти лекции и беседы быстро обратили на себя внимание властей. Руссе был осужден за свою «экстремистскую деятельность» на длительное тюремное заключение. Против его ареста протестовали известные деятели французской культуры: писатели Альфонс Доде и Эмиль Золя, актриса Сара Бернар и др. С 1930-х годов что-то подобное попытались сделать американские христианские анархисты Дороти Дей и Аммон Хеннеси, последователи П.А. Кропоткина, члены профсоюза Индустриальные рабочие мира (IWW) и при этом христиане-католики и пацифисты. Объединившись вокруг газеты «Рабочий-католик», Д. Дей и А. Хеннеси призывали сторонников создавать на свои средства дома, где можно было приютить бездомных. «Рабочие-католики» стремились также объединить бездомных в сельскохозяйственные и ремесленные кооперативы. Свою деятельность они совмещали с антивоенной и антикапиталистической пропагандой, рассчитывая, что их дома для бездомных и кооперативы станут очагами нового общества. Последователи Дей и Хеннеси продолжают свою деятельность в США и в наше время. В 1940-е и 1960-1980-е годы они даже попали на некоторое время под удар репрессий полиции и ФБР из-за антивоенной пропаганды во время Второй мировой войны и Войны во Вьетнаме.
Периодически оказываются под прессингом полиции и участники FNB. В США с 1980-х годов предпринимались попытки запрета этого движения, его активистов брали под арест, им угрожали, власти штатов запрещали проведение акций по раздаче пищи. Причина преследований объяснима: FNB не занимается благотворительностью, а пытается возродить в обществе социальную взаимопомощь самого населения. К тому же ее акции сопровождаются критикой милитаристского курса США. Отсутствие связей с разного рода неправительственными организациями и фондами лишает власти и предпринимательские круги возможности манипулировать этим движением. Деятельность FNB построена на принципе Do it Yourself («Сделай сам»), который предполагает некоммерческий подход к деятельности, основанный на привлечении друзей и единомышленников. Никто здесь не получает зарплаты, нет четкого графика работы, не используют наемную рабочую силу. В группах FNB отсутствуют иерархия и формальные лидеры, напротив, предлагается равная для всех участвующих в деятельности инициативы возможность обсуждения идей и принятия решений. К тому же движение сотрудничает с анархистскими, синдикалистскими и экологическими организациями. Среди них: организация «глубинных экологов» Earth First!, Комитет защиты Леонарда Пелтиера, Анархистский черный крест (организация, оказывающая материальную помощь заключенным-анархистам), Индустриальные рабочие мира (IWW) и многие другие.
На новый этап развития Food Not Bombs смогло выйти именно в результате репрессий, вызвавших волну протестов. В 1988 году в Бостоне полиция окружила место массовой раздачи пищи. Девять участников акции были арестованы. Против активистов движения СМИ развернули кампанию беззастенчивой клеветы. Однако это лишь создало «Еде вместо бомб» рекламу, а массовые акции солидарности с участием бездомных, привлечение к борьбе за его спасение других социальных инициатив привели к росту популярности групп. FNB появились в других городах и штатах. Затем движение охватило многие страны мира.
Сегодня группы FNB существуют в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Австрии, Белоруссии, Бельгии, Франции, Боснии, Болгарии, Чехии, Хорватии, Дании, Великобритании, Эстонии, Финляндии, Германии, Греции, Венгрии, Исландии, Ирландии, Италии, Норвегии, Нидерландах, Польше, Испании, Италии, Румынии, России, Словакии, Швеции, Швейцарии, Турции, Украине, Югославии, Израиле, Иране, Китае, Индии, Индонезии, Японии, Малайзии, Филиппинах, Сингапуре, Южной Корее, Таиланде, Пуэрто-Рико, Аргентине, Чили, Колумбии, Мексике, Уругвае, ЦАР, Нигерии, Кении, ЮАР. Расширился и круг деятельности FNB. Теперь их сторонники активно участвуют в экологических, антивоенных, антифашистских инициативах, принимают активное участие в акциях протеста, музыкальных фестивалях левого толка. Активисты «Еды вместо бомб» бесплатно (или за символические пожертвования) кормят участников акций протеста, фактически превратившись в своеобразную «народную кухню». Оказывают участники движения и помощь пострадавшим от природных бедствий, например, помогали жертвам урагана «Катрина» в США, а также пострадавшим от цунами в Таиланде в 2004 году.
В России первая группа «Еда вместо бомб» возникла в 2004 году среди московских хардкор-музыкантов. В настоящее время это движение переживает подъем. Сегодня группы FNB существуют примерно в 30 городах (Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Иваново, Казань, Киров, Тюмень, Новгород Великий, Нижний Новгород, Новосибирск, Биробиджан, Ростов, Ростов-на-Дону, Иркутск, Самара, Краснодар, Пермь, Воронеж, Волжский, Тюмень, Тольятти, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Екатеринбург, Владивосток, Барнаул, Новосибирск). Их деятельность имеет очень широкий охват - на своих акциях, проводящихся обычно в выходные дни, участники FNB кормят сотни людей. В одном городе могут существовать несколько групп одновременно. В Москве, например, существуют пять групп инициативы, проводящих акции в различных районах: «Капусто Крю», «Пища богов», «Кормим голодных и бездомных» («КГБ»), «Либертад» и «Массовики». Для этих групп характерна не разобщенность действий, а скорее взаимопомощь. Так, например, акция у посольства США 25 октября 2008 года была организована группой «Пища богов», но участвовали в ней и активисты «КГБ». Некоторые группы выпускают собственные газеты. Из них наиболее известны казанский «Вестник свободы» и московская «FOODNOTBOMBS.RU». Последняя распространяется на акциях групп «Еды вместо бомб» во многих городах.
Выяснить точную численность движения достаточно трудно, так как группы FNB не имеют фиксированного членства. В основном они построены на личных связях и знакомствах. По оценкам самих участников, всего по России численность активистов FNB можно оценить примерно в 200-250 человек. Средняя численность группы «Еды вместо бомб» - от 3 до 10 человек. По данным опроса, проведенного самими активистами в icq 17 сентября 2008 года, наибольшее число участников движения сосредоточено в Москве (более 50 человек). Затем идут Нижний Новгород и Воронеж (по 10-20 активистов). В большинстве других городов эта цифра колеблется от 3 до 15 человек.
В FNB в России участвуют преимущественно анархисты. Представителей других левых сил в этом движении, как правило, нет. При этом часть активистов отождествляет себя в большей степени с субкультурами, чем с организациями и политическими течениями. В движении преобладают представители молодежных субкультур. В основном это панки, хардкорщики, скинхеды-антифашисты, анархо-скинхеды. В числе основателей и активистов групп московского FNB были и хиппи.
Социальный состав групп «Еды вместо бомб» чрезвычайно напоминает состав анархистского движения (что неудивительно). Среди активистов преобладают студенты и учащиеся старших классов школы. Соответственно, возраст активистов - 16-25 лет. Люди более старшего возраста представляют собой крайне редкое исключение. В основном это выходцы из семей «среднего класса» или наемных работников интеллектуального труда, интеллигенции. Представители высших слоев общества, крупных предпринимателей и чиновников высокого ранга здесь отсутствуют.
Связь с контркультурой средой, из которой вышли первые активисты FNB в России, - неотъемлемая черта российской «Еды вместо бомб». В некоторых молодежных контркультурных центрах и клубах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов устанавливаются коробки для сбора пожертвований. На хардкор-концертах группы FNB раздают пищу участникам, собирают средства. Некоторые концерты специально организуются как бенефисы для FNB. Акцию по раздаче еды (кваса и окрошки) активисты устроили и на музыкальном фестивале «Пустые холмы» в 2006 году.
Участие в FNB и симпатии к движению со стороны субкультурной молодежи обусловлено, прежде всего, четким и фиксированным результатом, пользой для конкретных людей. К тому же осуществлять такие проекты часто легче, а с точки зрения сохранения рабочего места - безопаснее, по сравнению, например, с профсоюзной (синдикалистской) деятельностью. Впрочем, во многих городах быть активистом FNB далеко не всегда безопасно для жизни. Некоторые активисты FNB объясняли одну из причин отсутствия интереса к рабочему движению отсутствием элементарных знаний и опыта по организации профсоюзов, сложностью такой работы. Возможно, преградой служит и необходимость идти на конфликт с работодателем, что чревато потерей рабочего места. Хотбыли случаи участия анархистов в создании и работе профсоюзного центра СКТ, студенческих профсоюзов в Перми и Ижевске. Но такого массового интереса, как та же FNB, это к себе не привлекало.
Для осуществления проектов достаточно найти одного-двух единомышленников, узнать места скопления бездомных, собрать средства на продукты, посуду. Достаточно просто организовать акции (подробнее техника работы FNB применительно к России указана на сайте http://edavmestobomb.narod.ru/marshaki_guide.html). Некоторых влечет в «Еду вместо бомб» своего рода романтика, свойственная представителям молодежных субкультур. Здесь сочетаются разные вещи. И отрицательное отношение к людям с «цивильным» обликом, отрицание «общества потребления». И антипотребительский характер такой деятельности, ее нестандартность, необычность, резонанс с конформистскими нормами. Играет свою роль и необходимость выразить свои духовные потребности в помощи окружающим. Возможно, субкультурный образ жизни, когда человек и сам приближается к жизни бродяги, помогает понять бездомных и ценить в них людей: «Я знаю, что если я кого-то могу называть братьями и сестрами, то скорее я назову так грязных людей на улице, чем чистых людей в метро, офисах, машинах и квартирах. Я вижу красоту в грязной одежде и в жизни бродяги, я сам часто ношу грязную одежду, я много слонялся по своему городу, три раза ездил в Питер, чтобы просто оказываться на улице, слоняться и не знать, где ночевать, перебиваясь ряженкой и булкой, чувствуя посередине дня в суете себя мутно и плохо от ночи на ногах и отсыпаний в трамваях. Я знаю тысячу людей, которые мне возразят, но я знаю ,что жизнь бродяги заключает в себе лучшее знание и понимание жизни и людей и большую духовность, чем жизнь нормального человека большого города. Бродячий пес, улыбающийся солнцу бездомный -это красиво. В книге я описывал свои случайные встречи с бездомными, которые меня многому научили», - пишет активист «Сну».
Отдельные инициативы FNB переживают текучесть кадров до 50 % с момента основания первых групп. Одна из главных причин ухода - разочарование в деятельности, отсутствие скорых результатов. Так, например, один из бывших участников московских групп FNB, Павел, писал в журнале Try (ноябрь 2007): «Участвовал полтора года в FNB и ушел. Эти полтора года половину выходных отдавал разъездам по рынкам с дешевыми овощами, готовке на квартирах в разных концах Москвы, транспортировке еды к вокзалам и раздаче ее бездомным. Усилий, честно, приложил кучу. И никакого видимого результата. Каждый раз выстраивалась к нам очередь из десятков гниющих заживо людей в вонючих лохмотьях. А если бы у нас было в разы больше денег - очередь составляла бы и сотни, и тысячи нуждающихся. Мы ну ничем не могли помочь им, кроме обеда раз в неделю. А это ничто по сравнению с их настоящими проблемами». Вполне очевидной причиной здесь может стать и уход во «взрослую» жизнь - к семье, работе, карьере.
Вместе с тем надо признать, что такая текучка может иметь позитивный характер для анархистского движения. Участвуя в работе FNB, некоторые молодые активисты втягиваются в орбиту влияния анархистских организаций, начинают интересоваться идеями анархизма.
Иногда на улицах наших городов, особенно у вокзалов, где собираются бездомные, можно встретить ребят с баннерами «Еда вместо бомб», «Война войне» или «Государство - причина голода». Они раздают горячую еду и листовки. Недавно эти люди провели акциюу посольства США в Москве, протестуя против включения «Еды вместо бомб» в список террористических организаций. «Что же это за движение? - спросит читатель. - Еду вот бесплатно раздает бедным, говорит «ЕДА вместо БОМБ», а при этом еще и в терроризме обвиняется?!»
Движение Food Not Bombs, FNB («Еда вместо бомб») было основано 24 мая 1980 года активистами антивоенных групп в Бостоне (США). Начало инициативе положила попытка оккупации АЭС Seabrook в штате Нью-Гемпшир. Один из основателей FNB Кейт Мак-Генри выводил ее название от одного из лозунгов, которым активисты антивоенного движения расписывали стены Массачусетского технологического института: «Больше денег на еду, никаких денег на бомбы!» (More money for food, no money for bombs!). Чтобы привлечь внимание общественности к проблеме милитаризма и распространения ядерного оружия, активисты этой группы решили действовать не вполне стандартными для большинства левых методами. Они готовили вегетарианский суп и в тот же день раздали его бездомным - перед собранием акционеров Первого национального банка Бостона, финансировавшего строительство той самой АЭС и военных заводов.
Эта и другие подобные акции сопровождались антивоенной пропагандой. Бездомным разъясняли, что средства, потраченные на строительство военных объектов и предприятий атомной промышленности, могли бы быть направлены на социальную помощь неимущим, на строительство домов и обеспечение голодающих едой. Таким способом FNB пыталось установить контакт с людьми, выброшенными из активной социальной жизни, на практическом примере показать преимущества анархизма, левой альтернативы перед дарвинистской риторикой правых. Бездомные включались в деятельность движения, присоединялись к нему, помогали активистам разгружать машины с продуктами, распространяли информацию о «Еде вместо бомб» среди товарищей по несчастью. Новая группа строила свою деятельность на принципах независимости, добровольности, бесплатности, антиавторитарности, антииерархичности, ненасилия (в это понятие включаются вегетарианство и веганство), использования «лишней» пищи (предназначенной на выброс, но годной к употреблению). Принятие решений в группах FNB осуществляется консенсусом. Интересно, что ни в одной групп движения эти принципы не были выражены в форме программы. Как правило, они сохраняются на основе устного соглашения.
Конечно, «Еда вместо бомб» не стала пионером. Анархисты занимались подобной деятельностью задолго до них. Еще в 1890-е годы в Париже анархист Руссе создал группу «Лекции за супом». Пока парижские клошары ели бесплатный суп, Руссе беседовал с ними о социальных проблемах, в том числе о том, как лучше устранить общество, порождающее нужду. Эти лекции и беседы быстро обратили на себя внимание властей. Руссе был осужден за свою «экстремистскую деятельность» на длительное тюремное заключение. Против его ареста протестовали известные деятели французской культуры: писатели Альфонс Доде и Эмиль Золя, актриса Сара Бернар и др. С 1930-х годов что-то подобное попытались сделать американские христианские анархисты Дороти Дей и Аммон Хеннеси, последователи П.А. Кропоткина, члены профсоюза Индустриальные рабочие мира (IWW) и при этом христиане-католики и пацифисты. Объединившись вокруг газеты «Рабочий-католик», Д. Дей и А. Хеннеси призывали сторонников создавать на свои средства дома, где можно было приютить бездомных. «Рабочие-католики» стремились также объединить бездомных в сельскохозяйственные и ремесленные кооперативы. Свою деятельность они совмещали с антивоенной и антикапиталистической пропагандой, рассчитывая, что их дома для бездомных и кооперативы станут очагами нового общества. Последователи Дей и Хеннеси продолжают свою деятельность в США и в наше время. В 1940-е и 1960-1980-е годы они даже попали на некоторое время под удар репрессий полиции и ФБР из-за антивоенной пропаганды во время Второй мировой войны и Войны во Вьетнаме.
Периодически оказываются под прессингом полиции и участники FNB. В США с 1980-х годов предпринимались попытки запрета этого движения, его активистов брали под арест, им угрожали, власти штатов запрещали проведение акций по раздаче пищи. Причина преследований объяснима: FNB не занимается благотворительностью, а пытается возродить в обществе социальную взаимопомощь самого населения. К тому же ее акции сопровождаются критикой милитаристского курса США. Отсутствие связей с разного рода неправительственными организациями и фондами лишает власти и предпринимательские круги возможности манипулировать этим движением. Деятельность FNB построена на принципе Do it Yourself («Сделай сам»), который предполагает некоммерческий подход к деятельности, основанный на привлечении друзей и единомышленников. Никто здесь не получает зарплаты, нет четкого графика работы, не используют наемную рабочую силу. В группах FNB отсутствуют иерархия и формальные лидеры, напротив, предлагается равная для всех участвующих в деятельности инициативы возможность обсуждения идей и принятия решений. К тому же движение сотрудничает с анархистскими, синдикалистскими и экологическими организациями. Среди них: организация «глубинных экологов» Earth First!, Комитет защиты Леонарда Пелтиера, Анархистский черный крест (организация, оказывающая материальную помощь заключенным-анархистам), Индустриальные рабочие мира (IWW) и многие другие.
На новый этап развития Food Not Bombs смогло выйти именно в результате репрессий, вызвавших волну протестов. В 1988 году в Бостоне полиция окружила место массовой раздачи пищи. Девять участников акции были арестованы. Против активистов движения СМИ развернули кампанию беззастенчивой клеветы. Однако это лишь создало «Еде вместо бомб» рекламу, а массовые акции солидарности с участием бездомных, привлечение к борьбе за его спасение других социальных инициатив привели к росту популярности групп. FNB появились в других городах и штатах. Затем движение охватило многие страны мира.
Сегодня группы FNB существуют в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Австрии, Белоруссии, Бельгии, Франции, Боснии, Болгарии, Чехии, Хорватии, Дании, Великобритании, Эстонии, Финляндии, Германии, Греции, Венгрии, Исландии, Ирландии, Италии, Норвегии, Нидерландах, Польше, Испании, Италии, Румынии, России, Словакии, Швеции, Швейцарии, Турции, Украине, Югославии, Израиле, Иране, Китае, Индии, Индонезии, Японии, Малайзии, Филиппинах, Сингапуре, Южной Корее, Таиланде, Пуэрто-Рико, Аргентине, Чили, Колумбии, Мексике, Уругвае, ЦАР, Нигерии, Кении, ЮАР. Расширился и круг деятельности FNB. Теперь их сторонники активно участвуют в экологических, антивоенных, антифашистских инициативах, принимают активное участие в акциях протеста, музыкальных фестивалях левого толка. Активисты «Еды вместо бомб» бесплатно (или за символические пожертвования) кормят участников акций протеста, фактически превратившись в своеобразную «народную кухню». Оказывают участники движения и помощь пострадавшим от природных бедствий, например, помогали жертвам урагана «Катрина» в США, а также пострадавшим от цунами в Таиланде в 2004 году.
В России первая группа «Еда вместо бомб» возникла в 2004 году среди московских хардкор-музыкантов. В настоящее время это движение переживает подъем. Сегодня группы FNB существуют примерно в 30 городах (Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Иваново, Казань, Киров, Тюмень, Новгород Великий, Нижний Новгород, Новосибирск, Биробиджан, Ростов, Ростов-на-Дону, Иркутск, Самара, Краснодар, Пермь, Воронеж, Волжский, Тюмень, Тольятти, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Екатеринбург, Владивосток, Барнаул, Новосибирск). Их деятельность имеет очень широкий охват - на своих акциях, проводящихся обычно в выходные дни, участники FNB кормят сотни людей. В одном городе могут существовать несколько групп одновременно. В Москве, например, существуют пять групп инициативы, проводящих акции в различных районах: «Капусто Крю», «Пища богов», «Кормим голодных и бездомных» («КГБ»), «Либертад» и «Массовики». Для этих групп характерна не разобщенность действий, а скорее взаимопомощь. Так, например, акция у посольства США 25 октября 2008 года была организована группой «Пища богов», но участвовали в ней и активисты «КГБ». Некоторые группы выпускают собственные газеты. Из них наиболее известны казанский «Вестник свободы» и московская «FOODNOTBOMBS.RU». Последняя распространяется на акциях групп «Еды вместо бомб» во многих городах.
Выяснить точную численность движения достаточно трудно, так как группы FNB не имеют фиксированного членства. В основном они построены на личных связях и знакомствах. По оценкам самих участников, всего по России численность активистов FNB можно оценить примерно в 200-250 человек. Средняя численность группы «Еды вместо бомб» - от 3 до 10 человек. По данным опроса, проведенного самими активистами в icq 17 сентября 2008 года, наибольшее число участников движения сосредоточено в Москве (более 50 человек). Затем идут Нижний Новгород и Воронеж (по 10-20 активистов). В большинстве других городов эта цифра колеблется от 3 до 15 человек.
В FNB в России участвуют преимущественно анархисты. Представителей других левых сил в этом движении, как правило, нет. При этом часть активистов отождествляет себя в большей степени с субкультурами, чем с организациями и политическими течениями. В движении преобладают представители молодежных субкультур. В основном это панки, хардкорщики, скинхеды-антифашисты, анархо-скинхеды. В числе основателей и активистов групп московского FNB были и хиппи.
Социальный состав групп «Еды вместо бомб» чрезвычайно напоминает состав анархистского движения (что неудивительно). Среди активистов преобладают студенты и учащиеся старших классов школы. Соответственно, возраст активистов - 16-25 лет. Люди более старшего возраста представляют собой крайне редкое исключение. В основном это выходцы из семей «среднего класса» или наемных работников интеллектуального труда, интеллигенции. Представители высших слоев общества, крупных предпринимателей и чиновников высокого ранга здесь отсутствуют.
Связь с контркультурой средой, из которой вышли первые активисты FNB в России, - неотъемлемая черта российской «Еды вместо бомб». В некоторых молодежных контркультурных центрах и клубах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов устанавливаются коробки для сбора пожертвований. На хардкор-концертах группы FNB раздают пищу участникам, собирают средства. Некоторые концерты специально организуются как бенефисы для FNB. Акцию по раздаче еды (кваса и окрошки) активисты устроили и на музыкальном фестивале «Пустые холмы» в 2006 году.
Участие в FNB и симпатии к движению со стороны субкультурной молодежи обусловлено, прежде всего, четким и фиксированным результатом, пользой для конкретных людей. К тому же осуществлять такие проекты часто легче, а с точки зрения сохранения рабочего места - безопаснее, по сравнению, например, с профсоюзной (синдикалистской) деятельностью. Впрочем, во многих городах быть активистом FNB далеко не всегда безопасно для жизни. Некоторые активисты FNB объясняли одну из причин отсутствия интереса к рабочему движению отсутствием элементарных знаний и опыта по организации профсоюзов, сложностью такой работы. Возможно, преградой служит и необходимость идти на конфликт с работодателем, что чревато потерей рабочего места. Хотбыли случаи участия анархистов в создании и работе профсоюзного центра СКТ, студенческих профсоюзов в Перми и Ижевске. Но такого массового интереса, как та же FNB, это к себе не привлекало.
Для осуществления проектов достаточно найти одного-двух единомышленников, узнать места скопления бездомных, собрать средства на продукты, посуду. Достаточно просто организовать акции (подробнее техника работы FNB применительно к России указана на сайте http://edavmestobomb.narod.ru/marshaki_guide.html). Некоторых влечет в «Еду вместо бомб» своего рода романтика, свойственная представителям молодежных субкультур. Здесь сочетаются разные вещи. И отрицательное отношение к людям с «цивильным» обликом, отрицание «общества потребления». И антипотребительский характер такой деятельности, ее нестандартность, необычность, резонанс с конформистскими нормами. Играет свою роль и необходимость выразить свои духовные потребности в помощи окружающим. Возможно, субкультурный образ жизни, когда человек и сам приближается к жизни бродяги, помогает понять бездомных и ценить в них людей: «Я знаю, что если я кого-то могу называть братьями и сестрами, то скорее я назову так грязных людей на улице, чем чистых людей в метро, офисах, машинах и квартирах. Я вижу красоту в грязной одежде и в жизни бродяги, я сам часто ношу грязную одежду, я много слонялся по своему городу, три раза ездил в Питер, чтобы просто оказываться на улице, слоняться и не знать, где ночевать, перебиваясь ряженкой и булкой, чувствуя посередине дня в суете себя мутно и плохо от ночи на ногах и отсыпаний в трамваях. Я знаю тысячу людей, которые мне возразят, но я знаю ,что жизнь бродяги заключает в себе лучшее знание и понимание жизни и людей и большую духовность, чем жизнь нормального человека большого города. Бродячий пес, улыбающийся солнцу бездомный -это красиво. В книге я описывал свои случайные встречи с бездомными, которые меня многому научили», - пишет активист «Сну».
Отдельные инициативы FNB переживают текучесть кадров до 50 % с момента основания первых групп. Одна из главных причин ухода - разочарование в деятельности, отсутствие скорых результатов. Так, например, один из бывших участников московских групп FNB, Павел, писал в журнале Try (ноябрь 2007): «Участвовал полтора года в FNB и ушел. Эти полтора года половину выходных отдавал разъездам по рынкам с дешевыми овощами, готовке на квартирах в разных концах Москвы, транспортировке еды к вокзалам и раздаче ее бездомным. Усилий, честно, приложил кучу. И никакого видимого результата. Каждый раз выстраивалась к нам очередь из десятков гниющих заживо людей в вонючих лохмотьях. А если бы у нас было в разы больше денег - очередь составляла бы и сотни, и тысячи нуждающихся. Мы ну ничем не могли помочь им, кроме обеда раз в неделю. А это ничто по сравнению с их настоящими проблемами». Вполне очевидной причиной здесь может стать и уход во «взрослую» жизнь - к семье, работе, карьере.
Вместе с тем надо признать, что такая текучка может иметь позитивный характер для анархистского движения. Участвуя в работе FNB, некоторые молодые активисты втягиваются в орбиту влияния анархистских организаций, начинают интересоваться идеями анархизма.