Анархизм. Основные тезисы.Итак, Анархизм. Что это такое и с чем его едят?
Анархия — свободное безгосударственное общество, основанное на равенстве прав всех людей.
Анархизм — политическая философия, целью которой является построение анархии.
Для анархизма первостепенна свобода личности. Поэтому анархизм отвергает любой принудительный контроль над человеком, любую властную иерархическую модель, коей и является государство.
Анархичное общество предельно децентрализовано. Решения в анархизме принимаются на максимально низких уровнях организации, с равным участием всех заинтересованных, как метод принятия решений обычно используется всеобщее обсуждение с голосованием или приходом к консенсусу.
Государство – источник социального неравенства, оно защищает привилегии «элиты» в ущерб всем остальным. Государство навязывает личности чуждые ей цели, лишая её свободы. Теория анархизма предполагает создание общества без государства и без привилегированных слоёв общества.
Анархизм отрицает иерархию и выступает за равенство. В анархичном обществе нет родов деятельности, которые были бы привилегированными по отношению к остальным. Равенство в анархизме проявляется в равных возможностях удовлетворения своих потребностей для каждого (а не в навязывании всем одинакового образа жизни, как некоторые ошибочно полагают). Без равенства, в условиях существования иерархии, полная свобода личности невозможна.
Одним из ключевых понятий в анархизме является взаимопомощь. Взаимопомощь подразумевает кооперацию, объединение сил ради общей выгоды. Взаимопомощь лежит в основе экономике анархизма (в противовес экономике либерализма, основанной на конкуренции), и такая экономика позволит сделать общество равным и свободным.
Анархия — это не хаос, но общество, где нет социальной несправедливости, где стремления к самореализации не наталкиваются на созданные барьеры, где человек уже не пешка в огромной игре властьимущих, а действительно сам строит свою жизнь.
Виды анархизмаАнархизм не является однозначной догматичной теории и имеет несколько направлений, не редко сильно противоречащих друг-другу по некоторым, часто экономическим, вопросам. Однако, их всех объединяет неприятие нынешней государственной власти и признание свободы человека высшей ценностью. Рассмотрим основные из них.
Анархо-коммунизмАнархо-коммунизм или либертарный коммунизм является наиболее популярной теорией анархизма. Здесь и далее под Анархизмом понимается именно это направление.
Основным теоретиком анархо-коммунизма считается Пётр Алексеевич Кропоткин (1842-1921).
Если говорить кратко, главными тезисами анархо-коммунизма являются отмена частной собственности и отмена товарно-денежных отношений. Капитализм, наряду с государством, здесь считается важнейшими причинами угнетения и эксплуатации. Подробнее об экономической модели либертарного коммунизма будет сказано в соответствующем разделе.
Анархо-синдикализмАнархо-синдикализм, по-сути, не является отдельной теорией общественно-экономического устройства общества. Конечная цель синдикалистов — анархо-коммунизм.
В основе анархо-синдикализма лежит идея о том, что только революционные организации трудящихся, базирующиеся на принципах взаимопомощи и коллективного самоуправления должны, и могут способствовать построению нового, действительно справедливого общества.
Анархо-синдикалисты призывают к повседневной борьбе за улучшение жизненных условий и расширение прав наемных тружеников, против произвола капитала и государства, проводя забастовки и другие подобные акции протеста. Но в отличие от обычных профсоюзов, радикализм которых на этом и заканчивается, цель синдикалистов — развить трудовую солидарность, подготовить социальную революцию и создать условия для перехода предприятий под управление рабочими.
Наиболее громкими синдикалистскими организациями являлись аргентинская ФОРА и испанская Национальная конфедерация труда (CNT), в период расцвета насчитывающая более 2 млн членов.
Анархо-индивидуализмАнархо-индивидуализм представляет собой совокупность анархических теорий, абсолютизирующих волю человека перед любыми видами внешних факторов, таких как коллективы, общества, традиции, мораль.
Анархо-индивидуализм, как считается, основан немецким философом, Максом Штирнером. При желании его можно свести к очень нехитрым внешне концепциям: всякая личность должна быть свободна, и никто не вправе ей ничего навязывать, - никто, значит и грядущее общество анархистов, в котором будут существовать те или иные правила и нормы. "Я вправе делать все, что считаю нужным и чего сумею добиться". "Для меня нет никаких авторитетов".
Люди не должны быть зависимым от общества, а все теории человеческих взаимодействий должны пройти испытания практикой. Общественные отношения по Штирнеру представляют собой «союз эгоистов», в котором жестокость сплачивает людей.
В отношении экономических вопросов есть приверженцы мютюэлизма (Прудон), эгоисты, непочтительно относящиеся к «призракам», таким как рынок (Штирнер), и приверженцы анархо-коммунизма.
Анархо-примитивизмАнархо-примитивизм — анархистская критика истоков и достижений цивилизации. Примитивисты утверждают, что переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству дал начало расслоению общества, принуждению и отчужденности.
По-мнению анархо-примивистов без разрушения нынешней цивилизации невозможно достичь свободы и равенства людей. Способами ухода от цивилизации являются: деиндустриализация, ликвидация разделения и специализации труда, упразднение технологий.
Не все примитивисты обращают внимание на проблемы современной цивилизации. Некоторые, такие как Теодор Качинский, видят корень зла в индустриальной революции. Другие — в различных более древних достижениях цивилизации: появлении монотеизма, письменности, начале использования металлических инструментов.
Рыночный анархизмЯвляется наиболее критикуемым направлением анархизма. Часть анархистов относят данное направление к крайнему либерализму, отказывая ему в отождествлении с другими анархическими теориями, считая, что сохранив капитализм, сохранится и эксплуатация, и власть денег.
Рыночный анархизм относится к системе взглядов индивидуалистического анархизма, в которой государственная монополия на применение силы заменяется рыночной конкуренцией частных организаций, предлагающих услуги безопасности, правосудия без централизованного контроля. Данное учение не является единым, а имеет большое количество течений.
ЛибертарианствоПредставляет собой философию, в основе которой лежит правовой запрет на применение силы или угрозы применения силы к другому лицу, или его имуществу, вопреки воле этого лица. Либертарианство включает в себя два крыла: анархо-капитализм и миниархизм.
Анархо-капитализм — отрицает государство как несправедливого монополиста, и, следовательно, выступает против уплаты налогов.
Минархизм - учение о том, что функции и полномочия государства должны быть минимальными, ограничиваясь защитой свободы и собственности каждого гражданина или человека, пребывающего на территории государства.
АгоризмАгоризм — политическая философия, основанная Сэмюэлем Эдвардом Конкиным, которая имеет в качестве своей конечной цели достижение общества свободного рынка, в котором все отношения между людьми строятся на добровольном обмене. Идеологически эта философия представляет собой революционный тип рыночного анархизма.
Важной концепцией агоризма является создание «Чёрного рынка», бойкотирующего налоговые выплаты государству, что поспособствует развитию самообороны для защиты частной собственности и подорвет экономическую основу государства.
Агористы выступают против участия в выборах и против политических реформ. Вместо этого они подчёркивают важность альтернативных, а не политических стратегий для построения свободного общества. Главной здесь является экономическая борьба, путем создания неподконтрольных государству предприятий.
Структура общества. Низовая кооперация.Как же можно построить общества, не прибегая к иерархическим инструментам? Очень просто!
Иерархия — это подчинение низов верхам. Нынешнее общество так и устроено: выше всех находится государство, которое и управляет народом. Анархизм же предлагает кардинально иную структуру общества — оно должно быть построено снизу вверх.
Живя в социуме, человек часто встречается с вопросами, которые затрагивают его напрямую, но решаются не им. Круг этих вопросов очень большой: начиная от рубки соседнего лесопарка, заканчивая строительством гаражей во дворе. Логично, что подобные решения должны приниматься людьми, которых это касается, но на деле это не так. Причина кроется как раз в нынешней вертикали общества-государства.
Анархизм ставит своей задачей развития тесных низовых отношений посредством которых будет возможно коллективное принятия важных, для определенного круга лиц, решений. Наряду с чисто практической пользой подобной кооперации, можно предсказать и психологический эффект — взамен жизни по принципу «каждый за себя» приходит взаимовыгодное сотрудничество.
Наряду с чисто низовыми решениями, в обществе существуют вопросы, которые касаются значительные слои населения. Примером может служить проблема утилизации отходов.
Именно в таких случаях, когда собраться всем заинтересованным персонам не представляется возможным, на выручку приходит принцип федерализма — управление сферами жизни общества происходит снизу-вверх посредством добровольного объединения независимых территориальных единиц (коммун) .
Решения изначально принимаются опять-таки на низовых уровнях, которые доносятся до всех заинтересованных на специальных съездах посредством выбранных представителей.
В чем отличие подобных представителей от нынешних депутатов? В демократической модели общества чиновники лишь де-юре представляют интересы своих избирателей. На деле же они обладают властью решать за людей. При анархии делегат на съездах действует исключительно в рамках своих обязательств, он не имеют право решать за выдвинувших его людей, а лишь выступает в качестве рупора их позиции. Более того, если работа делегата не устроит его коммуну — он может быть в любой момент отозван назад. Подобная система представительства называется императивным мандатом.
Стоит отметить, что представительство от коллективов не является единственным вариантом решения территориально больших вопросов. Возможен также вариант с сетевым самоуправлением, что имеет особенную практическую ценность в условиях популяризации информационных технологий.
В чем суть данной теории? Рассмотрим сеть множества связанных между собой коллективов. Внутри они могут управляться общими собраниями. Пусть один из коллективов предлагает какой-либо проект, реализация которого требует объединения усилий и очень сложной координации миллионов людей. Эта группа, обсудив проект на общем собрании, пересылает его другим. Другие группы могут заинтересоваться этой идеей, или остаться равнодушными, одобрить проект или забраковать, выступить с дополнениями и критикой. Далее они могут переслать проект со своими дополнениями тем группам, с которыми связаны уже они.
Это будет лавинообразный процесс, который способен молниеносно охватить миллионы людей. Как видно, в информационном веке совсем не обязательно даже собираться вместе для решения важных вопросов, чем вполне можно и воспользоваться.
Таким образом, анархизм предлагает вполне действенные модели самоуправления общества. От низового уровня до всемирового — везде и всюду можно уничтожить нынешние иерархические системы власти, заменив их на более справедливые системы принятия решений.
Экономические основыАнархизм(анархо-коммунизм) отрицает товарно-денежные отношения, видя в них причину социального неравенства. Любая экономическая система, основанная на наемном труде, трудовой и частной собственности требует, чтобы принудительный государственный аппарат провёл в жизнь права собственности и поддерживал неравные экономические отношения.
Сам принцип оплаты труда отрицается на основании того, что нет никакого действительного способа измерить ценность экономического вклада любого человека, потому что все богатства, все продукты труда — это коллективный продукт всего общества и всех поколений. Люди трудятся совместно, а их средства производства изготовлены другими членами общества.
Чей труд дороже — строителя домов или воспитателя в детском саду? Анархисты считаю, что любой труд, приносящий общественную пользу, важен, а значит и не может быть сравним с другими видами труда.
Попытка дать оценки труду посредством временной характеристики также не является правильной. Хирург за один час работы в день может спасти одну человеческую жизнь, а рабочий на заводе за тоже время сделает 10 деталей. Сравнивая в этом ключе ценность работы хирурга и рабочего, мы получаем, что одна человеческая жизнь равна пачке заводских деталей, что является полным абсурдом.
Эксплуатация, то есть присвоение результатов труда другого человека, также должна быть уничтожена. Соответственно, должна быть отменена частная собственность на средства производства. Под частной анархисты понимают собственность для получения прибыли, а не для собственного пользования. Поэтому, такие объекты, как небольшая ферма или гараж считаются личной, а не частной собственностью, и являются неприкосновенными.
В тоже время, большие производства (например, фабрика), переходя под контроль рабочих, следует относить к общественной собственности, а значит не должны принадлежать никакому частному или юридическому лицу, что освобождает их для использования людьми в их собственных индивидуальных потребностях и желания.
Производство может нести экстерриториальный характер. Формации, занимающиеся производством, строительством или транспортными услугами, называются синдикатами.
По сути, это — профессиональные союзы трудящихся, созданные для координации производственного цикла выпуска товаров и доставки его потребителю.
Анархисты противопоставляют рыночной экономики «экономику дарения». Производство носит плановый характер, но, в отличии от плановой экономики в СССР, заказы формируются не сверху, а снизу. Главный принцип - «пусть каждый берет сколько угодно всего, что имеется в изобилии, и получает ограниченное количество всего того, что приходится считать». Такие вещи, как еда и одежда уже сейчас с избытком производятся в развитых странах. Производство же дефицитных вещей должно согласовываться с реальными динамичными потребностями населения, посредством плановых заказов и статистических расчетов.
Сами товары должны в первую очередь отвечать критериям качества, а не простоты изготовления. Их потребление и распределение должно исходить из индивидуальных потребностей каждого человека. Также важным является соблюдение экологических требований.
Распределение товаров происходит в общественных «магазинах» без какой-либо оплаты или обмена. Каждый член общества имеет право взять там то, в чем испытывает необходимость.
Производство услуг и товаров, не требующих больших производственных мощностей, может осуществляться малыми предприятиями, с учетом отсутствия на них эксплуатация и бесплатного характера товаров/услуг. Если пекарь мечтает открыть свою мини-пекарню — он должен получить такую возможность.
С учетом роста автоматизации производства и развития технологий, можно говорить о том, что в развитом анархическом обществе именно малые личные предприятия составят большую часть экономики.
Анархизм vs КапитализмКапитализм является экономической системой, основанной на неравенстве людей. Общество, где главной ценностью являются деньги, а комфортность жизни людей, возможность их самореализации зависят от размера кошелька не может быть названо справедливым.
Возможность обладания средствами производства означает эксплуатацию трудящихся масс и различие в достатке работника и собственника.
Для капиталистических отношений слово «свобода» означает отсутствие насильственных преград, при этом экономические препятствия не берутся в расчет. С точки зрения капиталиста, голодающий безработный — свободен, ведь его никто не запирает дома под замком. А то, что этот бедняга не может найти работу из-за отсутствия спроса на его труд, не является значимым фактором.
Анархо-коммунисты отвергают идею необходимости рыночной экономики, так как по их мнению все теории денежно-кредитной ценности крайне субъективны, и утверждают, что частная собственность
подразумевает эксплуатацию человека человеком по самой своей сути, и потому рынок в принципе не сможет существовать без насилия и весьма вероятного воссоздания государства для своей защиты (по меньшей мере, без полиции, призванной защищать «священную частную собственность»)
Кроме того рыночная экономика способствует углублению атомизации общества, что в итоге ведет к ухудшению экологии, исчерпаемости ресурсов, разрушению солидарности в обществе, что опять же ведет к необходимости существования полиции, поддерживает социальное, экономическое неравенство.
Анархисты также говорят о том, что только отказ от частной собственности, равнодоступность материальных и духовных благ для всех может осуществить действительную возможность осуществления личной свободы всех и каждого. Они утверждают, что работа не должна быть обременительной обязанностью, но должна быть добровольной, приятной, либо служащей оказанию необходимых услуг, что, опять же, не должно служить угнетению отдельной личности интересам остальных.
Анархизм vs МарксизмМожет показаться, что у анархо-коммунизма много общего с марксизмом. На самом деле это не так. Ещё Бакунин в своё время писал, что «ненавидит коммунизм, потому что он — отрицание свободы», понимая под коммунизмом именно государственный коммунизм.
Марксизм, с их идеологией диктатуры пролетариата, считает государство якобы средством достижения справедливости. Но само словосочетание «диктатура пролетариата» уже выражает тоталитарный характер власти.
Создавая государство, какими благими целями оно не обосновывается, мы создаем бюрократический аппарат насилия, априори создающий неравенство. Власть всегда стремится к абсолюту и никогда не старается без внешних причин уменьшать своё влияние. Всё это уже происходило в СССР, где пришедшая к власти компартия во благо «коммунизма» не спешила расставаться с властью.
Революционное меньшинство, захватывающее государственную власть и предписывающее свои желания народу, столь же авторитарно как и правящее меньшинство в капиталистическом обществе, и в конечном счёте становится точно таким же правящим классом, как и свергнутый, и точно так же по прежнему сохраняется классовое разделение на правителей и трудящихся.
Анархисты проводят различие между экономическими и политическими элитами, которые управляют политикой, владеют бизнесом и правительственных функционеров, которые выполняют эту политику, тогда как марксисты смешивают оба эти типы.
Марксисты утверждают, что антикапиталистические революции должны брать государственную власть в свои руки, чтобы предотвратить возвращение капитализма и создать такую экономику, которая позволит сделать совершенно ненужными капитализм и государство. Анархо-коммунисты контраргументируют на это тем, что децентрализованные, безгосударственные федерации коллективов вполне достаточны для того, чтобы дать и возможность развития реального самоуправления трудящимся, и сохранить личную свободу. Они указывают тот на факт, что никакое социалистическое государство так и не проявило никаких признаков «отмирания».
Примеры анархических системСами по себе анархические отношения окружают нас постоянно — по сути это все межличностные отношения, которые обходятся без вмешательства государства. Человечеству не нужны пастухи, что бы решать, как нужно жить. Сила народа, закрытая в каждом человеке, - огромна.
Как и безгосударственные, так и безденежные (коммунистические) отношения можно встретить в нашей жизни. Не желание обоготиться, как гласит капиталистическая идея производства, толкала Джонаса Солка на изобретение вакцины от полиомиелита, и Вильгельм Рентген не воспользовался случаем заработать огромное состояние. Все они отказались от патентования своих изобретения, объясняя это тем, что это не их собственность, но всего населения Земли.
Подобные поступки набирают популярность и сейчас, например посредством движения за Свободное Программное Обеспечения. СПО-разработчики выкладывают свои программы в бесплатный доступ, часто разрешая сторонним программистам вносит свои изменения в исходный код, дорабатывая программы.
Но знает история и моменты, когда общественный уклад жизни менялся с этатистского на анархический, и лишь в следствие различных внешних причин эти перестроения не были завершены.
Гуляйпольские коммуны, 1918 г.С ноября 1918 по июнь 1919 г. крестьяне Гуляйпольского района Екатеринославской губернии Украины изгнали из района помещиков и земля оказалась в их руках. В ряде мест стали проявляться попытки организоваться в свободные трудовые коммуны и свободные советы трудящихся. Несмотря на враждебное отношение крестьян к казенным коммунам, во многих местах гуляйпольского района возникли коммуны с названием «трудовая» и «свободная».
При селе Покровском была организована первая свободная покровская коммуна имени Р. Люксембург. Вначале в нее входило несколько десятков человек, позже до 300 и более. Коммуна была создана местным беднейшим крестьянством на безвластных началах. Большевистская власть пробовала было вмешаться во внутреннюю жизнь коммуны, но не была допущена туда.
В ряде других мест также возникали коммуны бедняков. Они объединяли меньшинство населения, — тех, кто не имел своих хозяйств. Коммуны создавались исключительно на почве насущных потребностей крестьян. Это не были искусственные коммуны создаваемые коммунистической партией, которые пользуются поддержкой государства. Это были именно трудовые коммуны крестьян, в которых крестьяне прежде всего работали, стараясь обеспечить себя ежедневным пропитанием.
Организационные работы выполняли один-два человека, которые потом трудились наравне с остальными членами коммуны. Несомненно, коммуны имели анаро-коммунистические черты, потому что возникли в трудовой среде и их развитие их шло естественным путем.
Как известно, советское правительство не позволяло людям свободно выбирать свой путь в жизни. Анархисты и большевики, будучи некогда союзниками, стали врагами и, обладая большими ресурсами, советы взяли верх в той схватки. Анархизм, вместе с людьми его проповедующими, надолго исчезли из России и стран бывшего СССР.
Синдикаты и коммуны в Испании 1936—1939 гг.К 1930-м гг. в Испании было очень развито анархо-синдикалистское движение. Разразившийся в июле 1936 г. мятеж генерала Франко и последовавшая за ним гражданская война подтолкнули анархистов к решительным действиям. Под контролем анархистов оказались наиболее промышленно развитая Каталония и сельскохозяйственный Арагон.
Социализированные промышленные предприятия, захваченные рабочими, функционировали довольно эффективно: все решения принимались на собраниях трудовых коллективов, была существенно повышена заработная плата, прибыли инвестировались в культурные проекты, на нужды образования. Крестьяне на общих собраниях свергали местную власть, избирали революционные комитеты, отбирали землю у помещиков, создавали кооперативы. Эти кооперативы создавались снизу и добровольно; желающие могли обрабатывать землю индивидуально.
В некоторых местах выпускали собственные деньги или талоны. Комитеты брали под контроль распределение, цены устанавливались коллективно и контролировались. Торговля как таковая во многих местах вообще исчезла. Были организованы коллективные склады и магазины.
Важнейшей мерой стала ликвидация денег. Определенные виды продуктов рационировались почти повсюду (шла война), зато некоторые (вино, масло и др.) во многих местах выдавались без всяких ограничений. До решения об отмене денег «в трети из всех 510 сел и городов, принявших коллективизацию в Арагоне, деньги были отменены и товары предоставлялись бесплатно из магазина коллектива по потребительской книжке», «в двух третях были приняты соответствующие заменители денег - боны, купоны, монеты и т.д., которые были действительны только в выпустивших их общинах».
Отдельные кооперативы объединялись в федерации. Коллективы действовали на принципах самоуправления, отрицания иерархии. Все важные решения принимались на собраниях членов коллективов.
Арагонские кооперативы достигли больших успехов в сельском хозяйстве: в 1937 г. урожай в Арагоне вырос на 20 %, тогда как в других регионах страны он существенно снизился.
Анархистский социальный эксперимент был насильственно прерван. Увидев успехи преобразований, республиканские «товарищи» по антифашистскому лагерю организовали контрреволюционную деятельность, и, по-сути, сдали Испанию генералу Франко.
Зачем мне всё это надо?Жизнь человека в обществе зависит от множества внешних факторов. Сейчас — они накладывают на людей определенные барьеры: экономические, политические и социальные. Препятствия делают жизнь более унифицированный и менее комфортной, чем она могла быть. Причиной такой несправедливости является неравенство, которое существует благодаря капитализму и государству. Именно они являются тем ступором, который мешает людям самореализовываться.
Можно сколько угодно ругать власть, сидя на кухнях и в интернетах, надеясь при этом, что всё исправиться само собой. Но перемены — они не спускаются с небес, их нужно не ждать, а самим воплощать в жизнь.
Нет ни одного государства без коррупции и бюрократии, нет ни одного капитализма без бедных и непомерно богатых. Анархизм — это единственная теория, которая действительно способна создать общество свободных и равных в возможностях людей.
Не стоит думать, что всё это — утопия. История развивается очень быстро. 150 лет назад в России ещё существовало рабство, 100 лет назад у нас ещё была абсолютная монархия, а 50 лет назад люди погибали от голода в ГУЛАГах. Кто знает, что нас ждет в ближайшие года?
Что я могу сделать?В первую очередь — нужно найти соратников в своем городе. Не стоит бояться новых знакомств. Даже если вы не знаете, чем можете помочь, связаться всё-равно стоит. Анархистам очень нужен рост: как количественный, так и качественный.
Современное анархистское движение очень разнообразно, включает в себя различный пласты, начиная от синдикализма, заканчивая заботой об экологии планеты. Каждый может найти деятельность себе по душе.
Главное — всегда помнить основную цель активизма, заключающуюся в построении свободного анархического общества. Любая деятельность «здесь и сейчас» должна опираться именно на это правило.
Среди задач анархистского движения стоит назвать в первую очередь пропаганду самоорганизации и безгосударственных отношений, как на словах, так и на деле.
Анархистам следует всегда поддерживать различные социальные низовые инициативы, т. к. именно они и являются прообразом будущего общества
Полезные ссылкиОрганизации
http://avtonom.org/ - Автономное Действие
http://anarhist.org/ - Ассоциация Движений Анархистов
http://aitrus.info/ - Конфедерация Революционных Анархо-Синдикалистов
http://rkas.org.ua/ - Революционная Конфедерация Анархистов-
Синдикалистов
http://www.syndicalist.ru/ - Сибирская Конфедерация Труда (СКТ)
Новости
http://www.ru.indymedia.org/ - Индимедия-Россия
http://www.piter.indymedia.ru/ru – Индимедия-Питер
Теория
http://rus.anarchopedia.org/ - Анархопедия
http://bakunista.nadir.org/ - Bakunista! - библиотека анархиста
Обсуждение
http://anarhia.org - Единый Форум Анархистов
Флаги анархистовЧерный флагЧёрный цвет ассоциируется с анархизмом с 1880 года. Название многих анархистских групп содержит слово «чёрный». Однородный чёрный цвет этого флага символизирует отрицание всех репрессивных структур. Первое же упоминание такого флага относится к 1831 году, когда землекопы города Реймс (Франция) подняли бунт под чёрным флагом, на котором был лозунг «Труд или смерть!».
Чёрно-красный флагЧёрно-красный флаг является символом анархо-синдикализма и анархо-коммунизма.Впервые чёрные и красные флаги использовались при восстании в Лионе в 1831 году. Позже под чёрно-красные знамена встали итальянские, испанские и мексиканские анархисты.
Чёрно-зелёный флагЭтот флаг используется движением социальной экологии, эко-анархистами и примитивистами.
Чёрно-пурпурный флагЯвляется символом анархо-феминизма.
Чёрно-жёлтый флагЯвляется символом анархо-капитализма
Другие символы"А" в кругеА в круге — определённо, самый известный на сегодняшний день символ анархии. Впервые А-в-круге было использовано Федеральным Советом Испании Международной Рабочей Ассоциации (1-й Интернационал). Позже этот символ использовался во время гражданской войны в Испании.
Чёрная кошкаЧёрная (также дикая) кошка, как правило, с выгнутой спиной и выпущенными когтями, тесно связана с анархизмом, а особенно с анархо-синдикализмом. Символ призывает к диким стачкам и радикальному унионизму. Происхождение символа чёрной кошки неясно, но, согласно одной истории, всё началось на одной неудачной поначалу стачке. В то же время в лагерь бастующих забрела тощая чёрная кошка. Рабочие начали подкармливать её и как только она начала поправляться, дела бастующих тоже пошли на поправку. Кошка стала их талисманом.