Музыкальный трек своими руками в домашних условиях

Alcest

13-05-2012 13:15:44

Сразу же вынужден предупредить: добиться у себя дома студийного качества не получится. Но это не повод отказываться от своих желаний. Словосочетание "студийное качество" не эквивалентно словосочетанию "наилучшее качество". Кому-то могут не понравиться ровные записи, лишённые посторонних шумов и акустических эффектов помещения. Ну а кто-то терпеть не может сделанную при студийном мастеринге компрессию, из-за которой трек не только становится громче, но и приобретает специфический окрас. Так или иначе, я хочу заметить, что надо уметь обращать свои слабые стороны в сильные. При своевременной и грамотной разработке художественной концепции то, что принято считать дефектами звукозаписи, способно придать вашему произведению особый шарм, так сказать, оказаться его "фишкой".

Путь 1: очень аскетичный.

Для каких стилей подойдёт: сырой хардкор, Lo-Fi Ambient, Noise, вокал для плотных электронных минусовок, сделанных заранее, и т.д.

Вам потребуется: простенький диктофон, компьютер с доступом к Интернету, картонка (если пишите голос).

Последовательно перечислю действия, которые необходимо совершить, чтобы добиться результата. Если диктофон сразу пишет в наиболее популярный конечный формат - т.е. в mp3, то поройтесь в настройках и выставьте максимальное качество. Хуже от этого точно не будет (впрочем, и лучше станет не сильно). Если диктофон пишет в какой-то непонятный формат (на мобильниках часто так бывает), то скачайте программу Format Factory - она вам не только в mp3 переконвертирует, но и просто пригодится по жизни, так как в силах перегнать почти что угодно в почти что угодно. Предполагается, что пользоваться своим диктофоном вы умеете. Поэтому можно приступать к записи. Вот тут-то для вокала и понадобится картонка. Согните её пополам и сделайте так, чтобы она устойчиво стояла возле диктофона, перекрывая путь между ним и вашим ртом. Зачем это нужно? Во время пения человек, всё равно, вдыхает и выдыхает. Когда поток воздуха проходит возле диктофона, то он записывает "шум ветра", перекрывающий полезный сигнал. Вам это, скорее всего, не нужно, вот и уменьшите данный неприятный эффект. Если иной источник записываемого звука тоже создаёт движения воздуха (например, вы играете на духовом инструменте), то картонка вновь понадобится. Итак, всё готово к записи. Несколько советов, относящихся к ней самой.

1) Найдите оптимальный уровень громкости. Тихий сигнал всегда можно усилить программно, однако вместе с звуком усилятся и неизбежные шумы, причём если всё было очень тихо, то тогда сам "шум диктофона" может оказаться даже громче записи. А с некоторого момента громкости происходит перегруз и всё, что оказывается слишком громким, отсекается, заменяясь на шипение, отдалённо похожее на тяжёлую электрогитару (неспроста похожее, кстати). Так что лучше тише, чем громче, но не слишком уж тихо. В идеале, надо научиться понимать, когда вы вплотную подходите к максимально допустимому уровню.

2) Активируйте диктофон еще перед тем, как пойдёт звук, а выключите его тоже только тогда, когда пройдёт не меньше пяти секунд по окончании перформанса. Полезно оставлять посреди записи продолжительные отрезки тишины - зачем, объясню позже.

3) Если поёте, то следите за вдохами и выдохами. Опасайтесь "взрывоопасных" согласных. Они таковы: б,т,п,ч и в меньшей степени кое-какие другие. Суть в том, что эти согласные на записи часто звучат как своеобразный щелчок, не кажущийся человеческой речью и ухудшающий разборчивость текста.

4) Делайте как можно больше дублей. С первого раза нормально не получится. А еще полезно экспериментировать, что-нибудь изменяя в интонации или ритме.

5) В случае надобности записать несколько различных источников звука (например, голос+инструмент), записывайте каждый по-отдельности. Писание на дешёвый диктофон всего сразу приведёт к нечитаемой "каше", а еще нельзя будет отредактировать только что-то одно, оставив всё прочее неизменным.

Допустим, у вас получилось сколько-то записей, из которых вы хотите собрать один трек. Вот тут уже дело за компьютером. Перекачиваем всё с телефона/плеера/диктофона на него, если надо, то конвертируем в wav или mp3. А затем устанавливаем программу Audacity. Она по Freeware и по OpenSource, бесплатно качается с сайта производителя (audacityteam.org), кроссплатформенная (т.е. идёт и на Линуксе, и на Маке, и на Виндус). Инструкций, как ей пользоваться, в Интернете навалом. Перечислю лишь те возможности, не использовать которые явно глупо.

1) Файл -> Импортировать -> Звуковой файл -> %Ваша запись%. Так все отдельные дорожки разных инструментов можно объединить в один проект. Затем путём их перетаскивания, вставки тишины или удаления ненужного можно добиться, чтобы все они оказались синхронизированы друг с другом. Для более точной подгонки используйте опцию Эффекты -> Смена темпа -> %Задать, во сколько раз ускорить или замедлить выделенный отрезок%. Короче, за некачественность своего ритма можете не переживать - компьютер поможет всё исправить. И чуть не забыл - обрезайте только там, где по обоим краям "синенькое" на нуле, а то иначе выйдет треск на месте стыка.

2) Выделите предварительно записанную посреди трека "тишину". Убедитесь, что никакой тишины там нет, а есть лёгкие шумы. Эффекты -> Удаление шума -> Создать модель шума. Затем выделите весь трек и примените: Эффекты -> Удаление шума -> Вырезать шум. Должно стать получше. Запись немного очистится от диктофонного призвука.

Когда вдоволь используете потенциал Audacity и почувствуете, что больше уже ничего улучшить нельзя, экспортируйте в mp3. Никто не отменял правила "первый блин комом". Ваши ожидания (если только вы не крастер и не харш-нойзер) навряд ли оправдаются. Однако поймите, что именно получилось и как звукозапись окрасила конечный результат. Постарайтесь учесть её влияние, дабы так выработать концепцию будущих треков, чтобы она их не ухудшала, а улучшала.

Путь 2: более серьёзный и затратный.
Возможно, вы поймёте, что музыка - это ваше, и захотите пойти дальше. Тут в рамки статьи никак не уложиться, а поэтому просто дам отдельные советы. Всё это лишь пересказ моего личного мнения.

Оборудование: Раз вы решили, что оно нужно, то следуйте такой схеме. Уместно сначала купить микрофон(ы), затем, если писаться на родную звуковую карточку компьютера покажется бесперспективным, то купить отдельный аудиоинтерфейс (он же звуковая плата/карта), а потом, если и этого будет мало, то купить предусилитель. На любой стадии можно купить и студийные наушники. Понадобятся, если детально обрабатываете звук, а еще в них более качественно звучат записи других исполнителей, то есть они пригодятся и для прослушивания любимой музыки. Не уверен, что в условиях плохо заэкранированной комнаты (то есть обычной жилой комнаты) имеет смысл покупать студийные мониторы.

Софт: можно качать крэкнутые версии бесплатно с Рутрэкера. Все топовые программы идут только под Виндус - учтите это. Я бы порекомендовал для обработки и (около)мастеринга Studio One 1.6 (2 - мне не понравилась), а для написания электронных минусовок FL Studio 10. VST-плагины к ним ищите для себя сами - это дело вкуса. Не брезгуйте видеомануалами - они, буде хорошо сделаны, позволят достаточно быстро освоиться с каждой программой.

Полезные сайты: cjcity.ru, fdstar.com, а еще просто вбивайте в поисковики интересующие вопросы - есть много разрозненных статей, достаточно хорошо их освещающих.

Литература: Для повышения композиторских навыков я бы посоветовал книжку Тюрина "Краткий курс гармонии" (предполагает знание основ теории музыки), а для повышения звукоржиссёрских навыков я бы посоветовал работу Алдошиной "Основы психоакустики".

P.S. Помните, что своими альтернативами мы можем нанести урон индустрии коммерческой музыки. Свободное искусство неистребимо.