Анархизм, таким образом, является политическим движением, цель которого – создавать общество без политических, экономических или социальных иерархий. Есть много различных типов анархизма, но в их основе всегда было два общих положения – оппозиция правительству и капитализму. По мнению анархо-индивидуалиста Бенджамина Таккера (индивидуалистов наши либертарные капиталисты скопом записывают в «анархо»-капиталисты), анархизм выступает за «уничтожение государства и ростовщичества; за ликвидацию власти и эксплуатации человека человеком» (цит. по: Ю. Шустер, «Анархизм коренного американца»). Для анархистов, человек не может быть свободен, если он подчинен капиталистической властью. Анархо-индивидуалисты наряду с анархо-социалистами объявили себя «социалистами».
«...[Я] сказал, что анархизм – не социализм. Это – ошибка. Анархизм – добровольный социализм...» (Дж. Лабади, анархо-индивидуалист)
«...Основа социализма в том, что результаты труда должны быть собственностью рабочих...» (Б. Таккер, анархо-индивидуалист)
«...Как все социалисты, анархисты считают, что частная собственность на землю, капитал, и средства производства должна исчезнуть: и что все необходимое для производства, должно стать собственностью общества, и должно управляться обществом...» (П. Кропоткин, «Избранные произведения»)
В данном контексте слова «должно стать собственностью общества» следует рассматривать, как требование принадлежности средств производства тем, кто их непосредственно использует — это и есть основное, изначальное требование социализма, и соответственно требование анархизма.
«...[В анархическом обществе] рабочие будут устанавливать свои собственные правила, решать, когда, где и как работать...» (В. де Клер, «Анархизм»)
«...Единственная гарантия того, что не будут отняты плоды вашего труда, – владение средствами производства...» (П. Кропоткин, «Хлеб и Воля»)
По этой причине Прудон (которого, как всякого рыночника, наши «товарищи» анкапы тоже приписали к капиталистам), например, поддерживал кооперативы рабочих, где «каждый индивидуум имеет свою долю в собственности предприятия» и «участвует в прибылях и убытках... всего коллектива», таким образом «труд перестает быть источником прибыли небольшого количества руководителей: он становится собственностью всех рабочих» («Общая идея революции»).
Социалисты стремятся к созданию общества, в котором рабочие владеют и управляют средствами производства. Средства, которыми предполагается достижение этого результата – спорный пункт у анархизма и других социалистических течений, но стремление общее для всех. Анархисты за прямой контроль и управление рабочими собственностью в форме ассоциаций рабочих или коммун (в зависимости от конкретной анархической школы).
Анархисты также отвергают капитализм вследствие того, что он, кроме эксплуатации людей еще и несет в себе авторитаризм. При капитализме рабочие не принимают участия в управлении производственным процессом, не владеют результатами своего труда. Такая ситуация базируется на псевдоравной свободе для всех.
«...Капитализм (частная собственность) установил повсюду систему заработной платы, составляющую эксплуатацию; и любой рабочий... будет просто служащим владельца-капиталиста-покровителя, если он не будет участвовать в процессе управления производством... В первом случае рабочий подчинен, эксплуатируется: его постоянное состояние – повиновение... Во втором случае он полноправный человек и гражданин... он является равноправным хозяином предприятия, в которой он был прежде рабом... мы не должны колебаться, поскольку нет иного выбора... необходимо формировать АССОЦИАЦИЮ рабочих... потому что без этого они остались бы эксплуатируемы, подчинены капиталистам, и такое общество всегда будет состоять из двух каст... касты владельцев и касты рабочих, что является несовместимым с представлением о свободном и демократическом обществе...» (Ж.-П. Прудон, «Избранные произведения»)
Поэтому все анархисты являются антикапиталистами.
«...Если бы труд приносил богатство, то не было бы никакого капитализма...» (А. Беркман, «Анархо-коммунизм»)
Индивидуалист Бенджамин Таккер осудил капитализм как систему, основанную на «ростовщичестве, проценте, арендной плате и прибыли». Таккер считал, что при анархическом некапиталистическом обществе, капиталисты станут ненужны и эксплуатация труда капиталом прекратится, и с тех пор «труд... будет... обеспечивать только заработную плату» («Анархо-индивидуализм»). Макс Штирнер имел только презрение к капиталистическому обществу. Анархо-индивидуалист Джозеф Лабади выразился так: «...мнение каждого человека должно либо увеличить, либо уменьшить полномочия делегированных к управлению людей. Поскольку они увеличиваются, они – иерархичные; поскольку они уменьшаются, они являются анархическими...» («Анархизм: чем это является и чем это не является»). (Так что, «товарищи» анкапы — мнение работников в вашем идеале будет равняться по значимости мнению нанимателя, или они будут всего лишь говорящим «скотом» при капиталисте?) Самоуправление рабочих – основной идеал реального социализма. Эта тенденция ясно выражена Лабади, который утверждал, что профсоюзы являются «обязательным условием получения свободы ассоциацией» и что «без такого союза, рабочий является намного больше рабом капиталиста, чем с союзом» («Различные стадии труда»).
Исторически и логически, анархизм подразумевает антикапитализм, и эта позиция вполне поддерживается всеми анархистами. Историческое анархическое движение по существу продукт борьбы рабочего класса против капитализма и государства, против притеснения и эксплуатации, ради достижения свободного общества свободных и равных индивидуумов. Французский анархист Себастиан Фор отметил, что власть «существует в двух основных формах: политическая форма – государство; и экономическая форма – частная собственность» (цит. по: П. Маршал, «Требуя невозможного»). Капитализм, подобно государству, основан на централизованной власти (власть босса над рабочим), самая цель которой состоит в том, чтобы держать управление работой в руках капиталиста, а не тех, кто ее выполняет.
«...Серьезное, окончательное и полное освобождение рабочих возможно только при одном условии: это переход капитала, то есть сырья и всех орудий труда, включая землю, коллективным органам рабочих...» (М. Бакунин, «Анархо-синдикализм»)
«...Последовательный анархист должен выступить против частной собственности на средства производства и рабства заработной платы, которое является компонентом этой системы, как несовместимое с принципом, что труд должен быть свободным и управляем производителями...» (Н. Хомский, «Примечания относительно анархизма»)
«...Что может быть происхождением неравенства? Мы видим что... его происхождение – реализация в пределах общества этой тройной абстракции: капитал, труд и талант. Это происходит потому что общество разделило себя на три категории граждан, соответствующих трем условиям формулы... эти кастовые различия всегда существовали, и одна половина человечества порабощала другую... социализм таким образом состоит в удалении аристократии из формулы труд-талант-капитал в более простую формулу труда!... чтобы сделать каждого человека одновременно, одинаково капиталистом, чернорабочим, специалистом или художником...» (Ж.-П. Прудон, «Никакие боги, никакие владельцы»)
Подобно всем анархистам, Прудон видел такую интеграцию функций ключом к равенству и свободе и предложил самоуправление как средство достижения этого. Таким образом, самоуправление – ключ к социальному равенству. Социальное равенство на рабочем месте, например, означает, что каждый имеет право решать, как организовать работу. Анархисты – сторонники принципа, когда то, что касается всех, должны решать все. (Ну, «товарищи» анкапы — поддерживаете самоуправление рабочих на ваших идеальных анкаповских предприятиях?)
Без коллективного самоуправления и коллективного принятия решений, которые затрагивают интересы группы, а так же без индивидуального самоуправления и принятия решений человеком самостоятельно, которые затрагивают только его интересы, свободное общество невозможно. Без обоих этих условий, некоторые будут иметь власть над другими, принимая решения для остальных, то есть управляющие ими. Таким образом некоторые будут более свободными чем другие.
«...Есть три варианта взаимодействия между людьми – подчиниться желанию других (быть порабощенным), подчинить других своей власти, или, что самое лучшее, жить с другими в братском согласии в интересах большинства (быть партнером). Никто не может поспорить с этим...» (Э. Малатеста, «Анархическая революция»)
Анархисты выбирают последний вариант – ассоциацию, как единственное средство организации взаимоотношений между людьми, не ограничивающее свободу и права людей, уважающее уникальность и свободу друг друга.
В капиталистическом обществе, индивидуумы «свободно» заключают контракты друг с другом, но в практике собственник управляет наемным рабочим в рамках заключенного договора. Поэтому анархисты подчеркивают необходимость прямой демократии в добровольных ассоциациях, чтобы гарантировать, что эта «свобода» – не обман и не оправдание власти капитала.
Конечно, можно возразить, что анархисты считают некоторые формы социальных отношений лучше других и что истинный либертарианец должен позволить людям выбрать те социальные отношения, которые им больше нравятся. В ответ это возражение можно сказать, что в обществе, основанном на частной собственности, богатые имеют больше власти, которую они используют, чтобы сохранять свою власть. Почему мы должны прощать рабство и разрешать ограничивать свободу других? Если индивидуалисты желают работать на себя и обмениваться товарами с другими, анархо-социалисты не возражают и не препятствуют этому. Следовательно, обе эти формы анархизма не взаимно исключающие. Анархо-социалисты поддерживают право индивидуума не присоединиться к коммуне, в то время как анархо-индивидуалисты признают право индивидуумов объединить свое имущество, как они считают целесообразным, включая коммунистические ассоциации. Однако, если от имени свободы, индивидуум требует прав собственности, чтобы эксплуатировать труд других, анархисты будут сопротивляться этой попытке обновить государство от имени «свободы». Анархисты не уважают «свободу» быть правителем!
«...Софизмом является заявление тех кто, под прикрытием анархо-индивидуализма, проталкивает идею доминирования...» (Л. Гальеани, «Конец анархизма?»)
В качестве послесловия:
«...Десятки тысяч акров леса принадлежат одному человеку – в то время как рядом с ними тысячи людей умирают от холода, не имея дров для отопления – вот что такое защита частной собственности насилием. Такое же положениеи на фабриках, где несколько поколений рабочих обмануты, и все еще продолжают обманываться. Сотни тысяч бушелей зерна, принадлежат одному владельцу, который держит их, чтобы продать по тройной цене во время голода...» (Л. Толстой, «Избранные произведения»)