Открытое письмо на "Народную самооборону"

павел карпец

28-07-2019 16:01:47

https://m.vk.com/topic-34380444_34238564?offset=200

Приветствую , камрады . Буду откровенен - стать участником группы "Анархия-мать порядка" меня заставила сама жизнь . Вначале я зарегистрировался в "Моем мире" , потому что здесь была зарегистрирована бывшая подруга , которой я хотел задать пару вопросов . Потом я зарегистрировался на ЕФА и на форуме АДА . Потом подруга убрала меня из друзей , ЕФА перестал открываться , а форум АДА был переведён в режим архива . И тогда я подумал : - черт возьми , а ведь в "Моём мире" тоже могут быть анархистские группы!
И что вы думаете? Буквально через пару дней я стал участником "Анархия-мать порядка" . Прекрасная группа , но немного подзапущенная , что имхо связано с общим кризисом анарходвижения, как в русскоговорящей , так и в нерусскоговорящей среде...
Ну и с чего начинать общение в "Анархии-матери порядка" , как не с "отца анархии" и , соответственно , дедушки порядка - Прудона и его нетленной "Что такое собственность"?
Вот какое примечание Кропоткина можно прочесть в "Современной науке и анархии" к главе "Анархический коммунизм" :" Прудон . Полное собрание сочинений . Смесь . Журнальные статьи . Том lll. Париж, 1861 г. Читатель найдёт здесь удивительные страницы о государстве и анархии , которые было бы очень полезно перепечатать для широкого распространения. "

Сто лет с тех пор прошло , а воз и ныне там . Пётр Алексеевич желал бы всего лишь перепечатать полное собрание сочинений Прудона , тогда как в нашем случае его , для начала , было бы полезно перевести с французского .
Кропоткину было хорошо , для российского дворянства 19 века французский был вторым (если не первым) языком и Прудона князь мог читать в подлиннике , тогда как чернорабочая масса читала Прудона в переводе Соколова , Ножина , Михайловского , и читала в условиях , когда сильно рисковали и сами читатели и , конечно , переводчики . Соответственно , интересующаяся и сочувствующая делу освобождения , масса полвека знала Прудона по его последней (1865) работе "О политической способности пролетариата" под шифрованным названием "Французская демократия". А самую сильную и самую первую работу "Что такое собственность" перевели на русский уже после 1905 года . Полное же собрание сочинений Прудона так и осталось непереведенным и, соответственно , недоступным широкому читателю . Оно и понятно - товарищам-большевикам это было совершенно ни к чему...

Тема собственности была необычайно близка Прудону . Родившийся в 1809 году он впитывал в себя , как в губку много лет подряд , всё , что переживала Франция , начиная с восстания третьего сословия в 1789 , продолжая реставрацией Бурбонов в 1815 , июльской революцией 1830 и особенно двумя чернознаменными восстаниями лионских ткачей 1831 и 1834 гг. И , конечно-же , думающий человек ( каким и являлся Прудон ), просто не мог не заметить удивительные приключения собственности в революционной Франции . Подобно нашим думающим соотечественникам , начиная с 1917 года , наблюдающим за фокусами с собственностью , то партии Ленина-Сталина , то правительства Ельцина-Путина ...( И что ещё готовит нам наше государство в грядущем году !) Боюсь , Пьер-Жозеф совершенно не удивился-бы ни ленинской национализации , ни сталинской коллективизации , ни ельцинской приватизации , ни путинским зехерам с соседними странами - всё это тютелька в тютельку укладывалось в прудоновское разоблачение (а как это ещё назвать?) собственности . Собственно , нет никакой собственности , а есть кража и в этом вся суть "Что такое собственность" Прудона . Собственность - штука совершенно необьективная , собственность - штука полностью субъективная :"как захочешь так и было", "что дышло-как повернул так и вышло" . А уже в контексте этой субъективности нужно помнить написанное Прудоном за несколько лет до смерти , в 1858 году :"То, чего я хотел ещё в 1840 году , определяя понятие собственности, и чего я хочу ещё и теперь , есть не разрушение собственности - мне уже надоело повторять это , да это кроме того означало бы , что вместе с Руссо , Платоном , также Луи Бланом и всеми другими противниками собственности я впадаю в коммунизм , от которого я себя охраняю со всей строгостью ; то , чего я требую по отношению к собственности , - есть равновесие... "


Ну вот . А пока мы врубаемся в Прудона , нам теперь ещё нужно будет прочитать товарища Мю́ррея Букчина . Сейчас объясню почему .
Хронологически по анархистским , так сказать , святцам , за Прудоном , конечно-же , следует Бакунин , Парижская Коммуна и т.д., но , товарищи , посудите сами : анархическая публицистика Бакунина , в основном , привязана к определённым историческим событиям , таким как Франция 1860-70-х гг. А Парижская Коммуна 1871-го и , например , гражданская война в Испании 1936-39 гг. это всё анархо-беллетристика ,( также как и история Махновщины , которую вместе с трудами Кропоткина вообще можно было-бы выделить в раздел "Анархизм для юношества") . А нам с вами нужно просечь азы анархической теории экстерном , так сказать , и поэтому французскую публицистику Бакунина откладываем на потом , беллетристику Парижской Коммуны и испанской гражданской войны откладываем на потом , анархизм для юношества от Петра Кропоткина и Нестора Махно откладываем на потом . Наши приоритеты это Прудон и Букчин .

"Математику уже затем учить следует , что она ум в порядок приводит" - говаривал Михайло Ломоносов , а мы скажем - "В Прудона уже затем врубаться следует , что он ум в порядок приводит" .
Прудон это философский исток анархизма в 1830-е , а Букчин это подведение анархистских итогов полтора столетия спустя...

Буду откровенен , лично мне , в своё время , Букчин дался с трудом . Возможно виноват телевизор , возможно юные семнадцать лет , возможно так себе перевод ... Не знаю... Но в Букчина я врубался несколько лет , как минимум , зато когда местами врубился , то сразу-же и продвинулся имхо ...

В общем , камрады , моё мнение - если хотите продвинуться , то сперва одолейте прудоновскую "Что такое собственность" и букчиновскую "Реконструкция общества", а уже потом - всё остальное . А если хотите развлекательное чтиво , если хотите , так сказать , по быренькому нахвататься анарховерхушек , то препятствовать тоже не станем : пожалуйста - аршиновская" История махновского движения" , кропоткинская" Хлеб и воля" и др., что в принципе тоже неплохо , но имхо уводит в сторону от фундаментальных основ .

Анарходвижение . Все мы печёмся о его судьбах . Предлагаю начать с другого конца . Представим , что нет и не было никакого анарходвижения . Были , есть и будут - общество , политика , экономика и пр. , а анарходвижения нет , нет и всё тут . И вот общество живёт по каким-то экономическим или политическим или ещё каким-то , более-менее объективным или более-менее субъективным понятиям , если позволите ... Но вот ,- как писал Кропоткин , - миру явился Прудон ... Так что же Прудон вот так вот взял и явился ? Не было никаких ни предпосылок , ни оснований к тому чтобы Прудон явился миру ? Очевидно это не так - были и предпосылки и основания . Был , стало быть , некий социальный запрос на будущее прудоновское творчество и были , стало быть , некие общественно-политические или общественно-экономические или ещё какие-нибудь социальные группы , если позволите ... Вот , например , семья - ну , чем не социальная группа ? Мама , папа , я . Или , скажем , друзья - друзья со двора детства , друзья-одноклассники , друзья-сослуживцы , да мало-ли на какой почве можно сдружиться с человеком ... И вот тут мы вплотную подошли к , во многом надуманной , проблеме анархоорганизации . Скажите - у вас дома , в вашей семье , в вашей дружеской компании существуют фиксированное членство и поддерживаемая наказаниями дисциплина ? Ответ очевиден - нет , потому что мы знаем друг друга и без всякого фиксированного членства , а дисциплина у нас держится на взаимном интересе и симпатии . Собственно , это уже и есть анарходвижение или то , что анархист Букчин впоследствии называл аффинити-группами . Это есть анарходвижение , которое и не подозревает , что оно Анархо ... Ну , а поскольку в процессе экономической , политической и ещё какой-нибудь жизни нашего , не подозревающего о собственном анархизме , общества , наши более-менее объективные или более-менее субъективные понятия приходят в столкновение друг с другом , то тогда и возникают те самые социальные проблемы , которые и формируют запрос на творчество таких "отцов анархизма" , как Пьер-Жозеф Прудон .

И тут мы с вами совершенно чётко видим водораздел между анархизмом практическим и анархизмом теоретическим , между жизнью и идеологией , между боевым и политическим крыльями анархического Движения , между анархоорганизацией и пропагандой, между революционной ячейкой и Прудоном .
Товарищи , не глумите вы голову ни себе , ни людям . Идеологи-анархисты это одно , а низовые анархоорганизации это другое .

Доказательство.

Представим , что живём мы с вами году этак в 1937-м в Москве или , скажем , в Берлине . Нам сейчас не до образа жизни , нам-бы сейчас случайно где не пронести , что имеем анархистские симпатии . А если нас все-таки взяли , то нам-бы как можно меньше народу за собой утянуть (просто народа , не говоря об особо ценных анархистах). И при этом мы никакие не анархо-идеологи и никакие не анархо-пропагандисты , мы просто УЧАСТНИКИ НИЗОВОЙ АНАРХОЯЧЕЙКИ , мама-папа-я плюс друзья с работы .
Мы просто любили вечерком почитать вслух , приобретённые через Питерскую Лигу Анархистов( а вот они-то уже как раз не законспирированная низовая анархоячейка - они уже вынуждены действовать в открытую на свой риск и страх , вынуждены агитировать , пропагандировать и распространять анархизм , они уже не друзья и не родственники , они уже товарищи и подельники, они - АНАРХОПРОПАГАНДИСТЫ) анархическую газету "Новый свет" и труды Мю́ррея Букчина (а вот он-то уже не только не участник низовой анархоячейки , но даже уже и не анархопропагандист ,Букчин-АНАРХОИДЕОЛОГ , который по сути должен быть свободным художником , находиться в свободном полете и не бояться ни черта, ни бога) ...
Всё . Вот это и есть моё видение АНАРХО-ДВИЖЕНИЯ .
Аминь .

Например , Сергей Нечаев . Человек из первой волны российских анархистов . Судя по всему , личность неприкаянная , ищущая и мятущаяся . Кончил довольно скверно - попались на убийстве своего товарища и подельника по анархопропаганде , студента Иванова . Теперь уже сам черт не разберёт , что там этот товарищ Иванов конкретно отчебучил , что нечаевцы решили его убрать . Ясно одно - анархопропаганда , в условиях государственного и буржуазного режима , вещь довольно опасная , требующая элементарной дисциплины и ответственности по отношению к своим товарищам . Отсюда и жёсткий устав нечаевского "Катехизиса революционера"...
Но конкретно пропагандистскую деятельность Нечаева в качестве редактора газеты "Колокол" , журналов "Народная расправы" и "Община" , а также как руководителя "Общества народной расправы" , наладившего более менее регулярную анархопропаганду в Питере , Москве и других городах , можно считать вполне удавшейся .




Нестор Махно , человек из второй волны российского анархизма . Также мятущийся , ищущий и неприкаянный , как и Нечаев , но в анарходвижении , помимо пропагандиста , Махно побывал и участником низовой анархоячейки и анархоидеологом .
Помним формулу аффинити-группы: "мама-папа-я плюс друзья с работы" . Только у Махно она выглядела , как "Поликарп-Савелий-Емельян-Григорий-младший брат Нестор плюс друзья с Гуляйполя".
Аффинити-"Союз вольных хлеборобов" вступил в вооружённую борьбу с режимом после Кровавого воскресенья в Питере - ждать было больше нечего - аффинити-Россия пошла напролом . Дальше был арест , каторга и долгие девять лет заключения , откуда Махно вернулся уже не просто участником низовой анархоячейки , а готовым анархопропагандистом . Рассказывать дальнейшее здесь не имеет смысла - все это и так всем давно известно и каждый день по новой перемывается , нам здесь достаточно будет зафиксировать момент , когда Махно , уже в эмиграции , взял на себя функции анархоидеолога во французской анархической газете "Дело труда" , результатом чего стала всем известная Организационная платформа всеобщего союза анархистов и не менее известные махновские Воспоминания...
Так , в течение одной жизни Нестора Махно , он успел побывать во всех ипостасях анарходвижения : участник низовой анархоячейки , анархопропагандист , анархоидеолог .

ясенъ

24-11-2019 12:50:47

Как-то непоследовательно. Либо нет фиксированному членству и наказаниям, либо да нечаеву.
А то опять упираемся в родную сковородку им. Дубовика. (Если забыл кто, Дубовик объявил, что
Анархия дело хитрое, как жареная картошка, мол, потому можно достичь её в наших условиях перманентной классовой войны, только поджарив разрозненные группы анархов, а желательно и весь социум на совсем непохожей (местами до антагонизма) на саму жареную картошку неанархо-сковородке, что есть вне метафор и поэзий попросту фиксированное членство в ячейках анархистов и угрозы-наказания как необходимые условия поддержания дисциплины и порядка, типо всё как у махно в армии! Не, ну а как же ещё действовать нашей анархоконтрразведке((с)NT2) на войне?)