Кащей_Бессмертный
21-10-2008 20:27:05
http://st-kropotkin.livejournal.com/61372.html
Впервые опубликовано http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=544
Большое количество сайтов, «живых журналов», региональных и общероссийских организаций, периодические упоминания в газетах, журналах, интернет-СМИ - все это бросается в глаза каждому, кто пытается ознакомиться с анархистским движением в России. Анархисты – социально активная сила. Они давно уже заметны в левой среде, принимают активное участие в социальных движениях (экологическом, антифашистском, жилищном), и даже собирают сотни человек на митинги и в свои колонны на демонстрациях. Что же собой представляет анархистское движение в современной России?
Для начала попробуем прояснить, какие анархистские организации существуют на сегодняшний день. Большинство анархистов - сторонники левых, антикапиталистических взглядов. Значительная часть участников анархистских организаций считает себя анархо-коммунистами (либертарными коммунистами) - сторонниками идей Петра Алексеевича Кропоткина и близких ему теоретиков. Маловлиятельны в современной России такие течения, как анархо-индивидуализм и особенно анархо-капитализм, предполагающие сочетание безгосударственного общества с рыночной экономикой и частной собственностью. Влияние антикапиталистических настроений среди российской анархистской молодежи сказалось и на идеологии этого течения. Показательно, что группы, в которых преобладают анархо-капиталисты и индивидуалисты, уже с конца 1990-х годов выступают с позиций «плюрализма» моделей общества будущего, где капиталистический сектор будет лишь одним из многих. К тому же на словах они часто выступают против капиталистических отношений, фактически оставаясь их сторонниками. Помимо классических для анархизма течений, в последние два года в России появились и ранее не представленные. Среди них - анархо-примитивизм, сторонники которого призывают бороться не только против государства и капитализма, но и выступают за отказ от городской цивилизации и возвращение к обществу собирателей и охотников.
Вообще, для современных российских анархистов характерно сочетание идей различных течений, порой - достаточно гармоничное. Так, некоторые анархо-коммунисты одновременно являются анархо-синдикалистами (считают, что синдикаты - массовые радикальные профсоюзы - должны стать ведущим инструментом преобразования общества) и экоанархистами (последователями Мюррея Букчина и Андре Горца). При этом анархист может быть верующим человеком и разделять частично идеи христианского анархизма в духе Льва Толстого. Анархо-примитивист может быть одновременно анархо-коммунистом и т.д. Отдельные анархисты могут к тому же оказаться еще и сторонниками националистических идей.
При этом молодые анархисты, отождествляющие себя, например, с анархо-коммунизмом, и другими течениями, в основном ищут ответа на вопрос «Что делать?» и мало задумываются над устройством будущего общества. Такая ситуация характерна как для независимых анархистов, так и для тех, кто состоит в крупных организациях.

К таким организациям, в первую очередь, относится либертарно-коммунистическая организация «Автономное действие» (АД), которая существует с января 2002 года. Это одно из наиболее раскрученных в России анархистских объединений, многие заинтересовавшиеся анархизмом лица в первую очередь вступают в контакт именно с ним. На территории России АД имеет более 10 региональных отделений и большое число индивидуальных участников. При этом бывают случаи, когда отдельные группы или люди объявляют себя членами АД без согласия последней. Всего в организации состоит 100-200 человек, максимальная численность регионального отделения - 20 человек, хотя преобладают группы из 3-5 членов, вокруг которых вращается небольшая тусовка из сочувствующих. АД издает газету «Ситуация» и журнал «Автоном». Известна также газета петербургской группы АД «Черный Петроградец».
Другая организация, также ориентированная на общероссийский масштаб - Ассоциация движений анархистов (АДА), существующая с 1990 года. Официальная идеология АДА - анархо-плюрализм, допускающий в ее состав представителей всех анархистских течений, при этом большинство участников АДА - анархо-индивидуалисты и анархо-капиталисты. Отдельные группы АДА, например, в Красноярске, состоят полностью из анархо-коммунистов, другие - принимают их в свой состав. В настоящее время в АДА входят 5 коллективных и большое число индивидуальных участников. Органом АДА является газета «Винтовка». Расширение этой организации во многом стимулирует отсутствие четкой идеологии, что открывает широкие возможности для вступления.
На роль общероссийской организации претендует и Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС), основанная в 1995 году. Ранее эта организация располагала группами и участниками в различных регионах. В настоящее время в ее состав входят две группы в Москве и Московской области. КРАС издает журнал «Прямое действие - Интернационал», ранее издавалась газета «Черная звезда». В отличие от АД и АДА, КРАС располагает устойчивыми международными связями, входит в Международную ассоциацию трудящихся (МАТ), объединение синдикалистских профсоюзов. В последние годы в деятельности КРАС нередко преобладали настроения изоляции, которые стали следствием ориентации на конфликт с другими либертарными организациями, культивировавшейся частью активистов во главе М. Магидом. После исключения «группы Магида» в сентябре 2008 года КРАС объявила о желании наладить рабочие отношения со своими «соседями» по анархистскому движению, прежде всего с анархо-коммунистами и анархо-синдикалистами.
Движение «Хранители Радуги» формально существует с 1989 года. После нескольких лет бездействия в 2008 году оно возродилось. «Хранители Радуги» не имеют четко выраженной структуры, фиксированного членства и идеологии. Членом этой организации официально считается любой, кто участвовал хотя бы в одной их акции, поэтому трудно говорить об их численности.
Общероссийскую структуру имеет и контркультурное Сообщество анархо-панков «Панк-возрождение» (ПВ). Сообщество представлено примерно в семи городах, его группы построены на неформальной основе. В основном участники ПВ разделяют идеи анархо-комунизма и анархо-индивидуализма, а также интерпретируют панк как анархистское и антифашистское контркультурное движение.
Существует большое число региональных групп, не примыкающих к общероссийским организациям. Это Анархо-экологическое сопротивление (АЭС) в Перми, Федерация анархистов Иркутска (ФАИ), Воронежский революционный союз анархистов (ВРСА), Федерация анархо-коммунистов (ФАК) и др.
Подавляющее большинство людей, называющих себя анархистами, вообще не входят в какие-либо организации. Среди них достаточно широко распространена идея о ненужности организаций для анархистов. Организации воспринимаются как ограничивающие инициативу отдельного человека, источник конфликтов, расколов, лидерских амбиций. В основном эти люди предпочитают неформальные объединения, дружеские компании, участие в широких социальных инициативах. Выразителем таких настроений многие анархисты считают В. Тупикина и коллектив газеты «Воля». Многие предпочитают неформальные объединения в форме интернет-сообществ. Таким образом, например, контактируют анархо-примитивисты.
Часть анархистов использует в качестве площадки для объединения более широкие и неполитизированные структуры. Так, сибирские анархо-синдикалисты в Омске, Иркутске и других городах предпочитают малым идеологическим организациям межрегиональное объединение профсоюзов Сибирская конфедерация труда (СКТ). Часть анархистов объединяется вокруг групп «Еда вместо бомб», которые проводят акции по раздаче бесплатной еды бездомным.
Практически все анархисты ориентируются на тактику прямого действия - непосредственную борьбу граждан в защиту своих социальных интересов независимо от органов власти и политических партий. В 2008 году наибольшую известность среди практикуемых анархистами акций прямого действия получили несанкционированные демонстрации в знак протеста против убийств антифашистов, экологические лагеря протеста, деятельность в составе инициативы «Еда вместо бомб», и наконец, агитация во время забастовки на заводе «Форд» (осень 2007 года) и среди бастовавших в Москве и Московской области железнодорожников (весна 2008 года). Достаточно успешными акциями прямого действия можно считать организованную анархистами в апреле 2008 года кампанию против злоупотреблений служебным положением со стороны сотрудников МВД. Проведенные в ее рамках митинги и шествия собрали до 200-300 участников и получили резонанс в СМИ.
Часть анархистов (КРАС, некоторые участники АД) отрицает ряд легальных методов борьбы, в частности, регистрацию профсоюзов, использование судов и вообще апелляцию к государственному законодательству. При этом ни одна организация не отрицает возможность проведения легальных уличных акций. Анархисты, работающие в профсоюзах (например, в Сибирской конфедерации труда), Институте «Коллективное действие» (ИКД), антифашистском движении, не отказываются и от апелляции к судебным органам. Члены АД всегда пользовались поддержкой правозащитных и других общественных организаций, получали юридическую помощь, помещения для собраний и т.д. Отметим, однако, что благодаря анархистам, признающим необходимость легальных акций (в том числе отдельным активистам АД), среди анархистов и антифашистов сложилась традиция проведения несанкционированных шествий.
Неоднозначно и отношение современных анархистов к средствам массовой информации. Здесь распространены две точки зрения. Сторонники первой (участники КРАС и ряд других анархистов) признают контакты со СМИ, но отрицают стремление организовывать акции, ориентированные на освещение их в средствах массовой информации. Таковые признаются «голосом хозяина», цель которого - представить леворадикальные силы в виде опасных карикатурных бунтарей. Для «Автономного действия», наоборот, характерен курс на работу со СМИ и попытки использовать их в качестве инструмента раскрутки анархистского движения: последние 7-8 лет почти на все уличные демонстрации, организованные при участии АД, «Хранителей Радуги» и независимых анархистов, приглашали журналистов.
Можно ли говорить о росте анархистского движения? Следует отметить, что левые организации находятся в состоянии подъема тогда, когда социальные движения переживают состояние бурного роста, когда проявляется общественная потребность в их радикализации. Так, в России конца XIX - начала XX века социал-демократические, эсеровские и анархистские группы стали массовыми в результате подъема рабочего и студенческого движений.
Впервые опубликовано http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=544
Большое количество сайтов, «живых журналов», региональных и общероссийских организаций, периодические упоминания в газетах, журналах, интернет-СМИ - все это бросается в глаза каждому, кто пытается ознакомиться с анархистским движением в России. Анархисты – социально активная сила. Они давно уже заметны в левой среде, принимают активное участие в социальных движениях (экологическом, антифашистском, жилищном), и даже собирают сотни человек на митинги и в свои колонны на демонстрациях. Что же собой представляет анархистское движение в современной России?
Для начала попробуем прояснить, какие анархистские организации существуют на сегодняшний день. Большинство анархистов - сторонники левых, антикапиталистических взглядов. Значительная часть участников анархистских организаций считает себя анархо-коммунистами (либертарными коммунистами) - сторонниками идей Петра Алексеевича Кропоткина и близких ему теоретиков. Маловлиятельны в современной России такие течения, как анархо-индивидуализм и особенно анархо-капитализм, предполагающие сочетание безгосударственного общества с рыночной экономикой и частной собственностью. Влияние антикапиталистических настроений среди российской анархистской молодежи сказалось и на идеологии этого течения. Показательно, что группы, в которых преобладают анархо-капиталисты и индивидуалисты, уже с конца 1990-х годов выступают с позиций «плюрализма» моделей общества будущего, где капиталистический сектор будет лишь одним из многих. К тому же на словах они часто выступают против капиталистических отношений, фактически оставаясь их сторонниками. Помимо классических для анархизма течений, в последние два года в России появились и ранее не представленные. Среди них - анархо-примитивизм, сторонники которого призывают бороться не только против государства и капитализма, но и выступают за отказ от городской цивилизации и возвращение к обществу собирателей и охотников.
Вообще, для современных российских анархистов характерно сочетание идей различных течений, порой - достаточно гармоничное. Так, некоторые анархо-коммунисты одновременно являются анархо-синдикалистами (считают, что синдикаты - массовые радикальные профсоюзы - должны стать ведущим инструментом преобразования общества) и экоанархистами (последователями Мюррея Букчина и Андре Горца). При этом анархист может быть верующим человеком и разделять частично идеи христианского анархизма в духе Льва Толстого. Анархо-примитивист может быть одновременно анархо-коммунистом и т.д. Отдельные анархисты могут к тому же оказаться еще и сторонниками националистических идей.
При этом молодые анархисты, отождествляющие себя, например, с анархо-коммунизмом, и другими течениями, в основном ищут ответа на вопрос «Что делать?» и мало задумываются над устройством будущего общества. Такая ситуация характерна как для независимых анархистов, так и для тех, кто состоит в крупных организациях.

К таким организациям, в первую очередь, относится либертарно-коммунистическая организация «Автономное действие» (АД), которая существует с января 2002 года. Это одно из наиболее раскрученных в России анархистских объединений, многие заинтересовавшиеся анархизмом лица в первую очередь вступают в контакт именно с ним. На территории России АД имеет более 10 региональных отделений и большое число индивидуальных участников. При этом бывают случаи, когда отдельные группы или люди объявляют себя членами АД без согласия последней. Всего в организации состоит 100-200 человек, максимальная численность регионального отделения - 20 человек, хотя преобладают группы из 3-5 членов, вокруг которых вращается небольшая тусовка из сочувствующих. АД издает газету «Ситуация» и журнал «Автоном». Известна также газета петербургской группы АД «Черный Петроградец».
Другая организация, также ориентированная на общероссийский масштаб - Ассоциация движений анархистов (АДА), существующая с 1990 года. Официальная идеология АДА - анархо-плюрализм, допускающий в ее состав представителей всех анархистских течений, при этом большинство участников АДА - анархо-индивидуалисты и анархо-капиталисты. Отдельные группы АДА, например, в Красноярске, состоят полностью из анархо-коммунистов, другие - принимают их в свой состав. В настоящее время в АДА входят 5 коллективных и большое число индивидуальных участников. Органом АДА является газета «Винтовка». Расширение этой организации во многом стимулирует отсутствие четкой идеологии, что открывает широкие возможности для вступления.
На роль общероссийской организации претендует и Конфедерация революционных анархо-синдикалистов (КРАС), основанная в 1995 году. Ранее эта организация располагала группами и участниками в различных регионах. В настоящее время в ее состав входят две группы в Москве и Московской области. КРАС издает журнал «Прямое действие - Интернационал», ранее издавалась газета «Черная звезда». В отличие от АД и АДА, КРАС располагает устойчивыми международными связями, входит в Международную ассоциацию трудящихся (МАТ), объединение синдикалистских профсоюзов. В последние годы в деятельности КРАС нередко преобладали настроения изоляции, которые стали следствием ориентации на конфликт с другими либертарными организациями, культивировавшейся частью активистов во главе М. Магидом. После исключения «группы Магида» в сентябре 2008 года КРАС объявила о желании наладить рабочие отношения со своими «соседями» по анархистскому движению, прежде всего с анархо-коммунистами и анархо-синдикалистами.
Движение «Хранители Радуги» формально существует с 1989 года. После нескольких лет бездействия в 2008 году оно возродилось. «Хранители Радуги» не имеют четко выраженной структуры, фиксированного членства и идеологии. Членом этой организации официально считается любой, кто участвовал хотя бы в одной их акции, поэтому трудно говорить об их численности.
Общероссийскую структуру имеет и контркультурное Сообщество анархо-панков «Панк-возрождение» (ПВ). Сообщество представлено примерно в семи городах, его группы построены на неформальной основе. В основном участники ПВ разделяют идеи анархо-комунизма и анархо-индивидуализма, а также интерпретируют панк как анархистское и антифашистское контркультурное движение.
Существует большое число региональных групп, не примыкающих к общероссийским организациям. Это Анархо-экологическое сопротивление (АЭС) в Перми, Федерация анархистов Иркутска (ФАИ), Воронежский революционный союз анархистов (ВРСА), Федерация анархо-коммунистов (ФАК) и др.
Подавляющее большинство людей, называющих себя анархистами, вообще не входят в какие-либо организации. Среди них достаточно широко распространена идея о ненужности организаций для анархистов. Организации воспринимаются как ограничивающие инициативу отдельного человека, источник конфликтов, расколов, лидерских амбиций. В основном эти люди предпочитают неформальные объединения, дружеские компании, участие в широких социальных инициативах. Выразителем таких настроений многие анархисты считают В. Тупикина и коллектив газеты «Воля». Многие предпочитают неформальные объединения в форме интернет-сообществ. Таким образом, например, контактируют анархо-примитивисты.
Часть анархистов использует в качестве площадки для объединения более широкие и неполитизированные структуры. Так, сибирские анархо-синдикалисты в Омске, Иркутске и других городах предпочитают малым идеологическим организациям межрегиональное объединение профсоюзов Сибирская конфедерация труда (СКТ). Часть анархистов объединяется вокруг групп «Еда вместо бомб», которые проводят акции по раздаче бесплатной еды бездомным.
Практически все анархисты ориентируются на тактику прямого действия - непосредственную борьбу граждан в защиту своих социальных интересов независимо от органов власти и политических партий. В 2008 году наибольшую известность среди практикуемых анархистами акций прямого действия получили несанкционированные демонстрации в знак протеста против убийств антифашистов, экологические лагеря протеста, деятельность в составе инициативы «Еда вместо бомб», и наконец, агитация во время забастовки на заводе «Форд» (осень 2007 года) и среди бастовавших в Москве и Московской области железнодорожников (весна 2008 года). Достаточно успешными акциями прямого действия можно считать организованную анархистами в апреле 2008 года кампанию против злоупотреблений служебным положением со стороны сотрудников МВД. Проведенные в ее рамках митинги и шествия собрали до 200-300 участников и получили резонанс в СМИ.
Часть анархистов (КРАС, некоторые участники АД) отрицает ряд легальных методов борьбы, в частности, регистрацию профсоюзов, использование судов и вообще апелляцию к государственному законодательству. При этом ни одна организация не отрицает возможность проведения легальных уличных акций. Анархисты, работающие в профсоюзах (например, в Сибирской конфедерации труда), Институте «Коллективное действие» (ИКД), антифашистском движении, не отказываются и от апелляции к судебным органам. Члены АД всегда пользовались поддержкой правозащитных и других общественных организаций, получали юридическую помощь, помещения для собраний и т.д. Отметим, однако, что благодаря анархистам, признающим необходимость легальных акций (в том числе отдельным активистам АД), среди анархистов и антифашистов сложилась традиция проведения несанкционированных шествий.
Неоднозначно и отношение современных анархистов к средствам массовой информации. Здесь распространены две точки зрения. Сторонники первой (участники КРАС и ряд других анархистов) признают контакты со СМИ, но отрицают стремление организовывать акции, ориентированные на освещение их в средствах массовой информации. Таковые признаются «голосом хозяина», цель которого - представить леворадикальные силы в виде опасных карикатурных бунтарей. Для «Автономного действия», наоборот, характерен курс на работу со СМИ и попытки использовать их в качестве инструмента раскрутки анархистского движения: последние 7-8 лет почти на все уличные демонстрации, организованные при участии АД, «Хранителей Радуги» и независимых анархистов, приглашали журналистов.
Можно ли говорить о росте анархистского движения? Следует отметить, что левые организации находятся в состоянии подъема тогда, когда социальные движения переживают состояние бурного роста, когда проявляется общественная потребность в их радикализации. Так, в России конца XIX - начала XX века социал-демократические, эсеровские и анархистские группы стали массовыми в результате подъема рабочего и студенческого движений.