С.П.А.Р.Т.А.

Zogin

10-06-2009 15:01:58

http://community.livejournal.com/ru_philosophy/890601.html

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Унесенные солнцем. (Статья в журнале "Корреспондент"№20 (5 июня 2009)

Под Харьковом коммуна экс-горожан, отказавшихся от секса и спиртного, с помощью животноводства и поэзии строит Город солнца. Своему счастью коммунары стремятся научить всю страну.

(Елена Трибушная, фото — Дмитрий Никоноров)

“Наша цель — железной рукой феличологов [от felico — счастье в переводе с эсперанто] загнать несчастное население России, Украины и Беларуси в казармы Счастливой жизни”, — широко улыбаясь, в первые же секунды знакомства сообщает "Корреспонденту" 54-летний Юрий Давыдов, одетый в ярко-малиновый свитер и штаны на подтяжках, заправленные в высокие, забрызганные сельской грязью резиновые сапоги. Эсперанто, объясняет Давыдов, повседневный рабочий язык в возглавляемом им учебном хозяйстве С.П.А.Р.Т А. — С.ельскохозяйственной П.оэтизированной А.ссоциации Р.азвития Т.рудовой А.ктивности, которая строит Город солнца на отдельно взятой ферме в поселке Караван в 20 км от Харькова. Утопия итальянского философа-социалиста XVII века Томмазо Кампанеллы в реалиях украинского села воплотилась в виде небольшой коммуны из пятерки постоянных и пары десятков время от времени приезжающих членов. Живут они в пяти хатах с прилегающими хозпостройками и гектаром земли.



В хозяйстве — коровы, лошади, свиньи и прочая домашняя живность — всего около 70 голов. Кроме того, есть трактор, четыре легковушки, пара Газелей. Последователи средневекового утописта вкалывают в С.П.А.Р.Т.А. по 16 часов в сутки. В свободное время пишут стихи, состязаются за звание лучшего работника недели и потребляют “научно обоснованные” нормы мяса, молока и яиц на душу, а также вносят посильный вклад в разработку собственной Теории счастья. “Нормально, можно работать”, — делится впечатлениями от спартанского образа жизни низкорослый 51-летний Николай Шквородюк, приехавший в Караван из Мелитополя. Бывший сотрудник военизированной охраны, облаченный в мешковатые спортивные брюки и свитер, вилами сгребает сено в рядно, которое затем взваливает на плечи напарника, таскающего груз в коровник. “Раньше я пил, гулял, а сейчас думаю — зачем это мне надо?! — объясняет коммунар, — Я теперь стихи пишу. Книги читаю. Друзей нашел. Здесь человеку как бы ум дают, сознательность. Хотя первое впечатление было не очень: дико было, пока привык”.

Zogin

10-06-2009 15:02:18

Спартанские будни

Порядки в С.П.А.РТ.А. — спартанские. Обитателям коммуны запрещено курить, пить и вступать в неуставные отношения, например, решать спорные вопросы с помощью кулаков. Межполовые отношения тоже не приветствуются. За нарушение дисциплины — штраф. За воровство — изгнание с занесением фото на доску позора. Те, кому местные порядки не придутся по душе, могут свободно уйти из коммуны. Чтобы новички быстрее запоминали устройство коммуны, “говорящие” имена присвоены живности, а также строениям и технике. Бумажные вывески с крупными надписями едва ли не на всех объектах — от компьютера до свинарника. Лошади Блокада и Рапида живут в сарае Есенин. Автомобиль Запорожец нарекли Объективностью (объективная, мол, реальность), две “девятки” ВАЗ — Фиделем и Пророком, трактор — Шолоховым. Ночуют машины в гараже Байконур. Дамочки-спартанки обитают в Ярославне — домике на три комнатки и несколько коек, с аскетичной железной ванной, библиотекой и гигантским гипсовым бюстом Ленина. Мужская половина спартанцев обосновалась в другом таком же домике — Редуте.


За Ярославной — сеновал Кутузов. Под Кутузовым, с улыбкой объясняют спартанцы, символично помещается погреб Наполеон на 30 т овощей. Туалеты Сталин и Ельцин — названы в честь “нехороших” вождей. А сараи для скотины — Ликург, Сковорода, Кобзарь, Гоголь — в честь “Настоящих Людей”. Полный список “Настоящих” включает 300 человек — от Пифагора и Ленина до Высоцкого и летчика-героя Маресьева — и висит на виду, чтобы коммунары знали, на кого равняться.

Штаб-квартира коммуны — Терем. В нем — пара компьютеров, телевизор и видеоплеер. Стены увешаны огромными белыми листами с графиками надоев, лозунгами, цитатами и стихами. Над рабочим столом — трое настенных часов. Если часы одни, они могут врать, поясняет Давыдов. На запястье идеолога тоже красуются несколько пар наручных часов, то и дело кукарекающих и объявляющих время механическим голосом. “Дурдом на выезде”, — в свой первый приезд в С.П.А.Р.Т.А. подумала нынче работающая здесь старшим специалистом бывшая учительница Татьяна Галкина. В середине декабря 2008-го она приехала сюда из соседнего городка Балаклея по объявлению в газете. Коммуне требовался повар на зарплату в 36 грн. в сутки плюс бесплатное питание и проживание. О том, что кроме работы у плиты предстоит писать стихи и разрабатывать Теорию Счастья, мать четверых взрослых сыновей и бабушка нескольких внуков и не подозревала. “Мне подруга дома говорила: смотри, чтоб не оказалось все это сектой”, — доверительно сообщает Галкина Корреспонденту, спеша встречать пригнанных с пастбища коров. Отработав оговоренные две недели и получив расчетные, Галкина вернулась домой с мыслью подыскать работу полегче и поспокойнее. Но отгуляв зимние праздники, почувствовала, что ее снова тянет в С.П.А.Р.Т.А. “В мире столько хамства, а здесь как-то интеллигентно все, культурно. Мне нравится”, — объясняет свое возвращение учительница и хвастает, что за несколько месяцев в коммуне написала уже 380 “куплетов”. Не секта это, теперь убеждена Галкина, хотя, мол, все здесь со своими странностями. Для чтения собственных виршей и не только члены коммуны собираются в Тереме по вечерам. Спартанцы строятся, рассчитываются на первый-второй, затем по “бланкам добрых дел” и результатам работы распределяют призовые места. На победителей надевают золотую, серебряную или бронзовую корону и премируют — тортом, апельсинами, бананами или пакетом сока и фотографируют. “Им это все интересно. Они в детстве не наигрались и продолжают эту интересную игру и удивляются, что за это еще и деньги платят”, — говорит Давыдов. “А вокруг посмотрите только — как же скучно живут вокруг люди!” — он с насмешливой гримасой машет рукой в сторону раскинувшегося неподалеку села. Чтобы людям не было скучно, Давыдов выдвинул свою идею еще в 1980-е годы, начав воплощать ее в Подмосковье. Основанное там П.оэтизированное О.бъединение Р.азработки Т.еории О.бщенародного С.частья — П.О.Р.Т.О.С., предшественник С.П.А.Р.Т.А., просуществовало до 2000-го, после чего им заинтересовались российские правоохранительные органы. Давыдова и троих его коллег осудили за создание вооруженного формирования, ограничение свободы и избиение несовершеннолетних. Двоих мужчин-теоретиков, включая основателя, определили в психиатрическую клинику. Женщинам дали сроки — шесть и восемь лет. Спартанцы убеждают: дело было политическим, оружие — легальным, а “избиение” нарушившие дисциплину коммунары-подростки избрали сами, предпочтя воспитательную порку изгнанию из общины. Пережив гонения, феличиологи снова взялись за построение мини-модели идеального общества. В ближайшей перспективе последователи Кампанеллы надеются перенести ее на окрестности, а в будущем — на всю территорию “деградирующей” Украины. “Дальний прицел обитателей С.П.А.Р.Т.А. — счастливый выход человечества за пределы Солнечной системы в границах Галактики”, — без тени иронии планирует предводитель утопистов.

Свобода выбора

Как признается Давыдов, написавший без малого десяток “толсту шек” — самиздатовских книжек в стихах под общим названием К.урс А.налитической И.сследовательской Ф.еличологии, Теорию счастья он компилировал из нравившихся идей: “Кое-что позаимствовал у Иешуа Иосифовича Давыдова [так лидер коммунаров с улыбкой величает Иисуса Христа, шутя намекая на родство с ним], кое что — у Джордано Бруно, [Константина] Циолковского, Пифагора”. Вооруженный батареей банок с красками и кисточками, идеолог раскрашивает начерченную на створках гаражных ворот у входа в С.П.А.Р.Т.А. девятиступенчатую пирамиду счастья, которая постепенно должна привести человека от жизни в рамках эгоистичного “я” к межнациональной коммуне и освоению других планет. “Главная задача всего этого, — любовно обводит он рукой раскинувшиеся вокруг владения спартанцев, — поставить нормально хозяйство. Мы исследуем на практике, что не так делается в целой стране, и строим маленькую модель, которая прекрасно работает”. В качестве результата Давыдов готов предъявить откормленных поросят, качественное коровье молоко и мясо, а также сытых счастливых сотрудников. Рентабельная коммуна производит больше, чем потребляет, убеждает предводитель.

Из надоенного за день молока на шведский стол спартанцев попадает не более 15 %, а суточная норма мяса — около 350 г на каждого. Излишки учхозовских продуктов охотно раскупают селяне. Правда, странных коммунаров местные недолюбливают: то их корова по недосмотру забредет в чужой огород, то сами спартанцы тропу вытопчут на чужом поле. Но последние уверены: аборигенов раздражает пропаганда здорового образа жизни, а в особенности сухой закон. Не вписывается идея трезвого счастья в местный пейзаж со спиртзаводом по соседству и процветающим в селе самогоноварением. В самой идее построения счастья ничего выходящего за границы человеческого разума психологи не видят, но, как говорится, насильно мил не будешь и осчастливлен тоже. “Коммуна сама по себе опасной мне не кажется — наша история их знала немало, — рассуждает киевский психолог Алевтина Шевченко. — А кажется опасным именно принуждение, которое может иметь в ней место, поскольку неясно, к чему оно может привести в конечном итоге”. Со своей стороны профессор-религиовед Людмила Филиппович сектой коммуну под Харьковом не считает: никаких религиозных признаков та не имеет. “Главный вопрос в том, что участие в таком объединении должно быть свободным выбором и ни в коем случае нельзя использовать какое-то состояние человека, к примеру безденежье, — говорит она. — Точно так же как нельзя лишать его права в любой момент выйти из сообщества”. 25-летний коммунар Владислав Горбань, временно безработный строитель, пришедший в С.П.А.Р.Т.А. подработать на свежем воздухе, в такие нюансы не вникает, ограниченным в свободе себя не считает и обходится своими представлениями о счастье. Таская сено в коровник Ликург, определяет его просто: “В четыре встаю, в десять [вечера] ложусь. Утром — лошадь, вечером — корова, вот вам и все счастье”.

katran

10-06-2009 15:15:37

Единственное, что смущает - семантика самого названия, под которое они попытались подстроить свою, кажется, несколько надуманную аббревиатуру. Спарта - жесткая военная диктатура, хозяйство которой держалось исключительно на рабском труде илотов. Причем, производное "спартанский", как синоним аскетичности, в действительности, не одно и то же с аскезой добровольного отречения. Это больше сдержанность в удобствах хищника, занимающегося добычей жертвы.

А так, - очень мило.

Шаркан

10-06-2009 15:21:09

'katran писал(а):Единственное, что смущает

не единственное;
Модель Томазо Кампанела - тоталитарная, потрудитесь скачать с либ.ру и ознакомиться...
'Zogin писал(а):Утопия итальянского философа-социалиста XVII века Томмазо Кампанеллы в реалиях украинского села воплотилась в виде...

Zogin

10-06-2009 15:27:11

Как я понял личный состав перекочевал туда из запрещенного ПОРТОСа

А у тех я слышал идеология была довольно странная.

Мол есть обычные люди, а есть суперлюди и каждый должен стать суперчеловеком. Притом состав отнесенных к суперлюдям персонажей поражал экстравагантностью. Запомнил только Мересьева и Горбачева. Последнего к сверхлюдям отнесли за "сухой закон".

Хотя впрочем СМИ тут доверять трудно. Мало ли чего они наплетут.

Шаркан

10-06-2009 15:42:55

'Zogin писал(а):Мол есть обычные люди, а есть суперлюди и каждый должен стать суперчеловеком

а это запросто - как тут выяснилось, каждый может "стать" анархистом...
;)

Шаркан

10-06-2009 15:47:20

'katran писал(а):Причем, производное "спартанский", как синоним аскетичности, в действительности, не одно и то же с аскезой добровольного отречения

вот именно.
Назвали бы себя "С.Т.О.И.К."

Zogin, тебе бюст Ленина приглянулся, или мне только кажется, что у тебя сдержанный восторг и симпатии к этой группе?

Zogin

10-06-2009 15:57:53

Шаркан писал(а):Zogin, тебе бюст Ленина приглянулся, или мне только кажется, что у тебя сдержанный восторг и симпатии к этой группе?


Ну скажем. Умеренные симпатии.

В голове у них бардак вместо единственно верного учения. Путь, который они выбрали по моему тупиковый.

Тем не менее почему бы не порадоваться гражданской активности данных товарищей. Роль творческого эксперемента в построении моделей будущего важна.

Fisherle

10-06-2009 16:09:50

Кучка КСПэшников или хиппи придуриваются от самонереализованности, нет здесь ни какой гражданской активности, она должна проявляться в городах, желательно в мегаполисах и в более прапагандистской и жесткой форме.

Шаркан

10-06-2009 16:20:34

'Zogin писал(а):почему бы не порадоваться гражданской активности

спасибо ТОЛЬКО за это;
И еще - за быстрый, лаконичный и исчерпательный ответ.

Zogin

10-06-2009 16:22:53

Fisherle,

Каждый делает свое дело. Кому-то место в городах, кому-то в сельхозкоммунах. Я уже упомянул, что по моему мнению их путь не перспективен.

Но в конце концов разница между городом и деревней должна быть преодолена.

Ленин, например, призывал всячески поощрять низовые эксперементы в вопросах организации труда.

Вы подумайте, их всего несколько десятков, а на земле еще осталось 6 с лишним миллиардов людей, которые могли бы проявить свою гражданскую активность в другой, более правильной форме.

Fisherle

10-06-2009 16:52:21

Такие люди дискредитируют своим неактуальным времени и чудоковатым поведением великие идеи. А разница между городом и деревней должна стираться в сторону урбанизации деревни, в том смысле, что сельхоз труд сегодня даже у архаичных капиталистов полностью механизирован. К тому же у этих людей явно просматривается склонность к бюракротическому коммунизму, что неминуемо приведет к рекуперации их идей, видите, на них даже власти уже не обращают внимание

ZoND

10-06-2009 18:07:15

Fisherle писал(а): отказавшихся от секса и спиртного


Нахуй такое счастье!!! :(

Fisherle

10-06-2009 18:14:17

На хуй не нужно

Zogin

10-06-2009 18:18:05

Fisherle,

ПОРТОС таки прикрыли. Так что обращают внимание.

Насчет механизации - думаю они б не отказались, если б кто поспособствовал. А насчет того, что дискридетируют великие идеи - так у них сами идеи чудаковатые. Кого они дискредитируют - Кампанеллу? Так тот и без них давно числится в ведомстве утопистов.

Вообще есть такая закономерность, что все люди неправильные - ну не укладываются они в представление об идеальном человеке и все.

katran

10-06-2009 18:21:40

Шаркан писал(а):не единственное;
Модель Томазо Кампанела - тоталитарная, потрудитесь скачать с либ.ру и ознакомиться...

Каюсь, прошляпил, поверхностно читал заглавный пост. Но. Никак не поддерживая скитничество таких коммун, хочу заметить, что пока люди идут в них добровольно и сознательно соглашаются на некую внутреннюю дисциплину, у анархистов нет оснований отказывать им в таком непринудительном, пусть даже тоталитарном объединении. Вот, если коммуна начинает кого-то принуждать или удерживать силой - это уже вопрос для анархистов. А, в принципе, мы даже в анархии не можем запретить добровольное рабство. Например, типа "раба любви". :)

Другой вопрос, что нефиг тоталитарные принципы пиарить на форуме анархистов...

Zogin

10-06-2009 18:22:20

ZoND писал(а):Нахуй такое счастье!!! :(


Это гражданский вызов - организовать коммуну с сексом и спиртным. :)

Zogin

10-06-2009 18:33:18

katran писал(а):Каюсь, прошляпил, поверхностно читал заглавный пост. Но. Никак не поддерживая скитничество таких коммун, хочу заметить, что пока люди идут в них добровольно и сознательно соглашаются на некую внутреннюю дисциплину, у анархистов нет оснований отказывать им в таком непринудительном, пусть даже тоталитарном объединении. Вот, если коммуна начинает кого-то принуждать или удерживать силой - это уже вопрос для анархистов. А, в принципе, мы даже в анархии не можем запретить добровольное рабство. Например, типа "раба любви". :)

Другой вопрос, что нефиг тоталитарные принципы пиарить на форуме анархистов...


Предшественник СПАРТЫ - ПОРТОС в частности воспитывал сирот-бродяг. За что и поплатился. Насильно никого не удерживали, но насилие над детьми к делу пришили. Учитывая, что обычный жизненный путь подобного контингента зачастую направлен в тюрьму все же нельзя не признать полезность начинания.

Троцкист

10-06-2009 18:37:49

Интересная коммунна. Хотя неоднозначная.

Шаркан

10-06-2009 19:17:03

'katran писал(а):Никак не поддерживая скитничество таких коммун, хочу заметить, что пока люди идут в них добровольно и сознательно соглашаются на некую внутреннюю дисциплину, у анархистов нет оснований отказывать им в таком непринудительном, пусть даже тоталитарном объединении

согласен
'katran писал(а):Другой вопрос, что нефиг тоталитарные принципы пиарить на форуме анархистов...

и с этим тоже;

действительно, к всякого рода коммунам требование должно быть одно, чтобы их если и не признать анархичными, то по крайней мере терпеть их и даже в некоторой степени сотрудничать; и требование это:
свободный вход - свободный выход.

но вот если они, руководствуясь тоталитарными схемами, рекламируют себя как анархисты - есть все основания поставить еще одно требование:
не примазываться!

...но вот кнопка "спасибо" однократная, увы...

Fisherle

10-06-2009 19:27:04

'Zogin писал(а):ПОРТОС таки прикрыли. Так что обращают внимание.
Так именно это меня и натолкнуло на мысль о рекуперации идей, которые они проповедуют, иначе бы и СПАРТА закрыли и пересажали. А вообще я так ради третьей точки зрения, т.е. объективности, на самом деле все дела расшатывающие совоеменное наше социально-политическое положение имют большую важность. Коммунистические идеи в россии тоже победили не 1917 году, а готовилось по крупицам и накапливалось задолго до революции и не в одной стране. У таких движений плюсы стократ перевешивают минусы, потому что есть один большой плюс

Дмитрий Донецкий

10-06-2009 21:04:14

Чувство юмора у них имеется, иногда даже поразительное. Это очень важно. Многие вещи радуют. Мне по душе трое часов над столом. Это разумно. Никогда нельзя доверять одному мнению, обязательно надо сверять с другими!

Конечно, пародия на секту. Но если перейдут на суръёз, всем ховаться! Некоторые "контуры" намекают на возможность сверхэксплуатации и закрепощения людей.

С "местными" тоже может плохо кончиться. Чуть что не поделят - и крестный ход на антихристов обеспечен. Народ у нас простой и недобрый.

Порадовала также профессор-религиовед, которая сектой коммуну под Харьковом не считает: “Главный вопрос в том, что участие в таком объединении должно быть свободным выбором и ни в коем случае нельзя использовать какое-то состояние человека, к примеру безденежье". Она что же, государство считает сектой? Ведь если кто и использует безденежье людей в масшабах всей Украины, заставляя их работать на себя и более мелких хозяев за смешные подачки, так это как раз государство.

И ещё. Человеческая психология настолько паскудна, что объединиться добровольно, без принуждения, для какого-нибудь совместного дела мы можем только в виде секты, коммуны (ничем от секты особо не отличимой), или, в лучшем случае, такой вот пародией.

korro

10-06-2009 21:28:36

'Шаркан писал(а):но вот если они, руководствуясь тоталитарными схемами, рекламируют себя как анархисты - есть все основания поставить еще одно требование:
не примазываться!
согласен (С)
И ярлык вешать на шею

Anti-system

11-06-2009 00:41:04

Ничего интересного в концепции комунны не вижу

Дмитрий Донецкий

11-06-2009 08:53:03

'Anti-system писал(а):Ничего интересного в концепции комунны не вижу


А шо, есть концепция? Там многие "понятия", если относиться к ним серьёзно, без игры и стёба, никак не состыкуются, а иные просто противоречат друг другу.

черкас

11-06-2009 17:52:26

Такой себе монастырек для чудаков.

Evolutioner

12-06-2009 07:26:23

Я бы вообще пожил в коммуне. Но не в такой, конечно.

Дмитрий Донецкий

17-05-2011 12:43:17

http://life.pravda.com.ua/society/2011/ ... iew_print/

Изображение

Суровые порядки учхоза, описанные бывавшими здесь ранее, оказались не такими уж суровыми. С меня даже не взяли штраф за анекдот с матом. Хотя экспериментировать с сигаретой или пивом я не стала.

Поднимаются в СПАРТе в восемь утра и работают до шести вечера с двухчасовым перерывом на обед и отдых. Это совсем не по шестнадцать часов работы, как сообщалось в мифических репортажах. В четыре тридцать ежедневно встает только доярка на утреннюю дойку, что нормально для сельской жизни. К тому же приготовление пищи, уход за скотом, огородами, работа на тракторе и основная часть тяжелых сельских работ лежит на наемных рабочих, которых здесь называют "практиками".


Какой бы идеалистической и утопичной не представлялась рифмованная теория счастья с запретом плохих привычек, на практике члены общины организовали достаточно крепкое и прибыльное мясо-молочное хозяйство. Члены учхоза выращивают свыше тридцати коров, из которых восемнадцать - дойных. В сутки, говорит Татьяна Ломакина, хозяйство получает и реализует около двухсот литров молока.


Но и случайные прохожие, которых я встречаю на улице, на вопрос об общине качают головами и "поливают" теоретиков всемирного счастья недобрыми определениями "секта", "козлятники" - хотя коз в СПАРТе уже давно нет. "У них грязь, видели какая?" - говорит молодая мама с коляской и с мужем под руку. - И воняет. Держат коров среди домов, где люди живут. Коровники при колхозах строили за селом подальше. И потом - пусть не пьют-не курят, но мыться же надо?"

CNT

17-05-2011 17:00:22

Спартанские условия ? :-) (шутка)
Скрытый текст: :
Изображение

anarh

18-05-2011 04:50:35

не слышал о такой

Zogin

18-05-2011 04:56:27

Была уже тема viewtopic.php?f=17&t=6362

СПАРТА это украинский откол от русского ПОРТОСа.

anarh

22-05-2011 11:21:47

факел-портос?

Батарееед

22-05-2011 18:38:08

Развели там чучхе, анархисты.
Интересно, сколлько там человек в итоге на самом деле?

poet31

31-01-2012 22:02:07

Приглашаем всех желающих к нам в гости в учебное хозяйство СПАРТА.

Zogin

07-02-2012 21:46:18

poet31,

Вы бы рассказали чего-нибудь по теме.

Например какие достоинства проживания в коммуне вы видите, какие у вас трудности случаются, как решаете проблему психологической несовместимости.

Какие сверхцели и цели ближнего прицела ставите.

anarh

14-02-2012 14:33:42

познакомился со спартанцами на третьем слёте коммунаров