Биология против анархии?

Джон

09-01-2012 23:50:40

Возможно эти вопросы уже обсуждались здесь, но я еще раз хотел бы их затронуть.
Лично мне анархокоммунистические идеи кажутся привлекательными, но не совсем понятно как они будут работать, учитывая нижеизложенные моменты.
Как будет работать этот свободный договор? Не приведет ли он к каким-то нехорошим последствиям, или к какой-то несогласованности в обществе, неконструктивности, уязвимости анархического общества для разных неприятелей? По-моему, анархисты часто забывают о человеческой иррациональности.
Я тут подобрал фрагменты из разных научных статей.


Согласно теории человеческой природы нобелевского лауреата этолога Конрада Лоренца, как и у многих животных, у человека есть внутренняя потребность в агрессивном поведении по отношению к своему виду. Пагубные проявления человеческого агрессивного инстинкта основаны на том, что внутривидовой отбор в далекой древности снабдил человека определенной мерой агрессивности, для которой он не находит адекватного выхода при современной организации общества. Только это может объяснить конфликты и войны, проходящие через всю человеческую историю.

Агрессивность возникает изнутри и накапливается. Раньше психологи думали, что агрессия вызывается внешними причинами, и если их убрать, она проявляться не будет. Этологи показали, что это не так. При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается. А порог запуска агрессии понижается, и все более мелких поводов оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов она вырывается без всякого повода. Если человек живет в комфортных условиях и ресурсов у него в избытке, то он, тем не менее, время от времени выплескивает агрессию в самых неожиданных случаях.
Примером такой ситуации у людей служит «экспедиционное бешенство», возникающее в изолированных небольших коллективах людей, в которых доходит до убийства лучшего друга по ничтожному поводу.

По мнению Лоренца цивилизованные люди страдают в наше время от недостаточного высвобождения аккумулированных в них агрессивных стремлений. Попытка же совладать с агрессией, наложив на нее моральный запрет, подобна затягиванию предохранительного клапана на подогреваемом котле с избыточным давлением пара. «Индейцы-юта страдают неврозами чаще, чем какие-либо другие группы людей; и Марголин обнаружил, что общей причиной этого заболевания оказывается постоянно подавленная агрессивность.» (Лоренц)

Человек один из самых агрессивных видов, способный в припадке ярости даже убить соплеменника. Такое в природе встречается нечасто.

По словам антрополога Марины Бутовской сейчас известно около шести генов, отвечающих за агрессивное поведение.

В этологии выделяется несколько функций внутривидовой агрессии. К ним относятся: функция территориальности (агрессивное поведение стимулирует постоянное расселение особей, увеличение территории данной популяции и ареала вида); функция полового отбора в поединках; защита потомства; функция иерархии; функция партнерства и проч. Самая важная, пожалуй, функция агрессии – дружелюбное отношение к «своим» на основе враждебного отношения, которое проявляется в агрессивном поведении по отношению к «чужим». Таким образом, агрессия укрепляет социальную приязнь внутри сообщества. Враждебность и дружелюбие – это две стороны одной детерминанты социального поведения.

Инстинкты самоограничения численности вида срабатывают при превышении плотности населения выше определенных пороговых норм и нацелены на заблаговременное и плавное снижение численности популяции в очаге перенаселенности, предотвращая катастрофическое падение численности, неизбежное при полном исчерпании возможностей среды. Проявляются в форме: 1) усиления миграций 2) активизация всех видов и форм агрессивного поведения 2) снижение горизонтальной компоненты консолидации общества при росте вертикальной, что снижает выживание низов иерархий. В свою очередь выражается в усилении расслоения популяции (усилении процветания элиты с одновременным ростом числа опустившихся низкоранговых индивидов)... (А. Вязовский)

В 1959 году кардиологами М. Фридманом и Р. Розенманом было предложено разделение людей по поведенческим типам А и Б. Как и животное при столкновении с реальной опасностью, человек проявляет те же закономерности поведения и в ситуации, не сопряженной с угрозой его жизни, здоровью и материальному благополучию, но новой для него, т. е. реализует одну из двух генетически детерминированных стратегий стрессорного поведения. Применительно к человеку, эти стратегии названы «поведением типа А» (борьба и бегство) и «поведением типа Б» (затаивание).
Выявлено по крайней мере два различных типа человеческих личностей: "агрессивные конкуренты" (амбициозные, энергичные, эгоцентричные, готовые преступить моральные запреты -- "маккиавелевский тип", тип А), у которых содержание серотонина в сыворотке крови возрастает по мере повышения социального ранга; "уступчивые моралисты" (убежденные, что "можно совершать поступок, только если ты уверен, что он морально справедлив", тип Б), у которых, наоборот, содержание серотонина убывает по мере повышения социального ранга.
«Для поведенческого типа А основу стрессорной реакции составляет секреция адреналина, а для поведенческого типа Б — кортизола.
К представителям поведения типа А разные авторы относят от 10% до 30% населения. Таково же и количество представителей поведенческого типа Б. Дело в том, что деление на поведенческие типы А и Б — это аналитическая классификация, подобная системе Шелдона. Большинство людей относятся к промежуточному типу.
Склонность к одному из двух типов поведения определяется наследственными факторами, т. е. является врожденной. Психологический тип человека остается практически неизменным на протяжении всей жизни.» (Дмитрий Жуков)

У мужчин, как и у воробьев, имеется отрицательная корреляция между выраженностью «маскулинных» признаков и склонностью к заботе о жене и детях. Кроме того, мужчины с наиболее мужественными лицами в среднем менее склонны к просоциальному поведению и соблюдению общественных норм; они более агрессивны, и поэтому жизнь с ними сопряжена с известным риском. (Александр Марков)

По какому сценарию было построено первобытное человеческое общество? Биополитик А. Сомит настаивает на достаточно жёсткой иерархии в первобытных группах, возглавлявшихся, по его мнению, всевластными вождями. В тон ему отечественный этолог В.Р. Дольник (1994, 1996) говорит о том, что естественная социальная организация людей – только жёсткая иерархия. Эта иерархия существовала в первобытном обществе (и эгалитарное общество вольных охотников – либо краткий эпизод, либо лишь миф), в древнейших государствах-дворцах. Она поныне спонтанно формируется в коллективах, предоставленных самим себе – в тюремных камерах, где непременно есть «пахан» и «шестёрки», детских садах, казармах («дедовщина») и др. Тогда более демократическое общественное устройство – лишь искусственный конструкт человеческого разума, который необходимо постоянно оберегать от неизбежного превращения в более естественные для Homo sapiens пирамидальные (иерархические) структуры.

Альфа-самца можно почуять в первые же 30 секунд", - говорит нью-йоркский врач Т.Байрем Карасу, главный психиатр Медицинского центра Монтефиоре. Карасу уже 23 года проводит еженедельные сеансы для группы топ-менеджеров. "Теоретически это группа психологической поддержки. Но ее встречи неизбежно превращаются в борьбу за господство", - рассказывает газета The Wall Street Journal. "Где бы вы ни собрали альфа-самцов вместе, самый агрессивный возьмет верх над остальными. Даже когда они дают друг другу советы, цель - понизить окружающим самооценку. Те, кто занимает в группе низшие ступени, после сеанса сомневаются в себе, и их уровень тестостерона снижается. Они говорят мне, что после сеанса три-четыре дня не могут заниматься сексом", - поведал психиатр в интервью.

«Для некоторых мальчиков борьба за иерархический ранг крайне важна, они готовы ради нее на любые лишения, побои, готовы, чтобы утвердить свой ранг в глазах других, на опаснейшие для себя проделки. Психологи называют таких людей естественными лидерами, а этологи — потенциальными доминантами.» (Виктор Дольник)

В этологической литературе можно найти два объяснения наличия стойкой расовой и национальной неприязни одних людей по отношению к другим. Читать здесь.
http://ethology.ru/library/?id=261

"Нынешняя гротескная форма либеральной демократии находится в кульминационной точке колебания. На противоположном конце, где маятник находился не так уж давно, были Эйхман и Освенцим, эвтаназия, расовая ненависть, уничтожение народов и суд Линча. Мы должны понять, что по обе стороны точки, где остановился бы маятник, если бы когда-нибудь пришел в равновесие, стоят подлинные ценности: "слева" - ценность свободного развития личности, "справа" - ценность общественного и культурного здоровья. Бесчеловечны лишь эксцессы в любую сторону.
(...)
Один из многих парадоксов, в которых запуталось цивилизованное человечество, состоит в том, что требование человечности по отношению к личности опять вступило здесь в противоречие с интересами человечества. Наше сострадание к асоциальным отщепенцам, неполноценность которых может быть вызвана либо необратимым повреждением в раннем возрасте (госпитализация!), либо наследственным недостатком, мешает нам защитить тех, кто этим пороком не поражен.
(...)
Опасные последствия нынешней тенденции к абсолютной терпимости, выключающей естественное правовое чувство, усиливаются еще и действием псевдодемократической доктрины, считающей все поведение человека результатом обучения. В нашем поведении, служащем сохранению общества или вредящем ему, многое зависит от благословения или проклятия, которое запечатлела в нас в раннем детстве более или менее проницательная, ответственная и, прежде всего, эмоционально здоровая родительская чета. Столь же многое, если не большее, обусловлено генетически. Как мы знаем, великий регулирующий механизм ответственного, категорического суждения лишь в весьма тесных пределах способен компенсировать недостатки социального поведения, как происходящие от воспитания, так и генетические. Кто умеет мыслить биологически и знает силу инстинктивных побуждений, а также относительное бессилие всякой ответственной морали и всевозможных благих намерений и кто еще в некоторой мере понимает, с позиций психиатрии и глубинной психологии, как возникают нарушения социального поведения, тот не может осуждать "нарушителя" с тем же праведным гневом, как это делает каждый эмоционально здоровый наивный человек. Он видит в отщепенце не дьявольски злого, а больного человека, гораздо больше заслуживающего сострадания, и с чисто теоретической точки зрения это вполне правильно. Но если к такой оправданной установке присоединяется еще заблуждение псевдодемократической доктрины, будто все человеческое поведение структурируется кондиционированием и поэтому его можно так же неограниченно изменять и исправлять, то отсюда происходит тяжкое прегрешение против сообщества людей." (Конрад Лоренц)

"Такая уязвимая для циничной эксплуатации, и персонально невыгодная поведенческая стратегия как альтруизм, совершенно невозможна без наличия достаточно сильного давления отбора в её пользу. Иначе предрасположенность к ней очень быстро исчезнет из генофонда. Исходя из этого, полагаю ошибочным христианское видение альтруизма, обязанного быть полностью некритичным (на зло отвечай добром). Если альтруизм не будет «зрячим» — т. е. если не будет давления отбора, пресекающего злоупотребления им, то он обречён. Что кстати, верно подмечено в народной мудрости — "добро должно быть с кулаками".

Прежде всего — научиться разбираться в людях, и отправлять альтруизм по возможности выборочно — только тем, кто им не заведомо злоупотребит." (А. Протопопов)

Вот что говорит один из основателей современной социобиологии Эдвард Уилсон: «Что я хотел бы сказать, так это то, что Карл Маркс был прав, социализм работает, только он применял его не к тому биологическому виду. Почему он не работает у людей? Потому что у нас есть репродуктивная независимость, и мы получаем максимальную дарвиновскую приспособленность через заботу о своем собственном выживании и о том, чтобы иметь своих собственных потомков. Огромный успех социальных насекомых состоит в том, что успех индивидуальных генов вкладывается в успех целой колонии, и особенно в плодовитость матки, и таким образом через нее в воспроизводство новых колоний.

Это был, я думаю, один из основных вкладов идеи родственного отбора. Теперь мы понимаем достаточно хорошо почему большинство видов социальных насекомых имеют бесплодных рабочих, и поэтому могут иметь похожие на коммунизм системы. В которых колония значит всё, а индивид - всего лишь часть колонии, и успех всей общины ставится гораздо выше yспеха индивида. Поведение индивида социального насекомого эволюционировало в связи с тем, что он вкладывает в сообщество, тогда как генетическая приспособленность человека зависит от того насколько он может индивидуально использовать общество. Мы стали похожи на насекомых только благодаря чрезвычайно развитым организационным структурам.»

ясенъ

10-01-2012 00:04:50

основная и наиболее частая причина неоправданной агрессии - поблемы с кишечником.
а про необходимость избирательности альтруизма - всё правда.

Шаркан

10-01-2012 00:16:16

Джон писал(а):Как будет работать этот свободный договор? Не приведет ли он к каким-то нехорошим последствиям

к каким?
Джон писал(а):или к какой-то несогласованности в обществе

свободный договор есть способ постижения согласованности. В ХУДШЕМ случае будет такое же согласование, как и сейчас. Зато всегда можно исправить ошибки, а не тянуть резину как ныне, следуя процедурам "по закону"
Джон писал(а):Согласно теории человеческой природы нобелевского лауреата этолога Конрада Лоренца, как и у многих животных, у человека есть внутренняя потребность в агрессивном поведении по отношению к своему виду.

http://lurkmore.to/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D ... 0%BE%D0%B2
почитай до конца, упомянут и Лоренц
Джон писал(а):Агрессивность возникает изнутри и накапливается
но при анархии есть способы ее разряжать и не копить, даже если принять пессимистические воззрения Лоренца на природу человека

короче, внимательнее надо прилагать биологию на человеческое общество. В нем социальные факторы сильнее. Чисто звериное превалирует в условиях экстремальных, бедственных (коими полно под сенью державы и капитализма).

Дмитрий Донецкий

10-01-2012 14:43:24

Джон писал(а):Человек один из самых агрессивных видов, способный в припадке ярости даже убить соплеменника. Такое в природе встречается нечасто.


Ну как бы и ответ. Один из ответов. Проблема "человек и природа" бесконечна. Если убийства себе подобных развились именно в человеческом обществе, то как бы валить ВСЁ на природу мягко выражаясь не корректно.

Далее. Если человек не постоянен от природы, в данном примере становится "хуже" по мере развития (число убийств представитетелей своего вида растёт), то что мешает со временем ему стать "лучше"? Ведь "всё течёт, всё изменяется".

MAMIMUM

17-03-2012 16:39:27

Биология за Анархию. Сублимация решает проблемы агрессии. Саморегуляция, самоконтроль и саморазвитие не это ли настоящие ценности для Анархиста? Животный строй психики может быть резервным состоянием, а не основным...

Рабочий

18-03-2012 15:55:38

Если биология против свободы и справедливости, биологию надо отодвинуть в сторону. Впрочем развитие социальных систем, идет по своим внутренним социальным законам. А биология имеет к ним отношение, немногим большее чем геология.

Шаркан

18-03-2012 21:26:11

Рабочий писал(а):немногим большее чем геология

ну, гораздо больше, чем геология все-таки...
Рабочий писал(а):Если биология против свободы и справедливости, биологию надо отодвинуть в сторону

:co_ol::co_ol::co_ol:

Дмитрий Донецкий

19-03-2012 09:03:43

Рабочий писал(а):Если биология против свободы и справедливости, биологию надо отодвинуть в сторону.


Правильно! А ещё историю. Плохому учит сука...

И география не анархо-коммунистична. Одним море. Другим лес. Третим пустыня с нефтью. А надо всё через миксер и поделить субстанцию!

Короче ВСЕХ в сад!

Писи...

Рабочий писал(а):Впрочем развитие социальных систем, идет по своим внутренним социальным законам. А биология имеет к ним отношение, немногим большее чем геология.


Ага! Геология не имеет отношения к социальным системам. Расскажи это нефтяным магнатам. Посмеши людей.

Шаркан

19-03-2012 17:35:05

Дмитрий Донецкий писал(а):А ещё историю.

ты и паясничать оказывается умеешь...

Правило биологии - оставить детенышей сдохнуть с голоду, когда жрать нечего (мол мать других родит). Или убить одного, чтобы остальным хватило. Ну и прочие прелести.

Такое что, не следует "отодвигать в сторону"?
Дмитрий Донецкий писал(а):Расскажи это нефтяным магнатам

непосредственного отношения нет. Зато как раз рулят социальные законы.
Нашли чухаки в Тексасе нефть. Поразжирели. Продвинули лоббистов в Сенат.
И когда стала шириться популярность автомобилей с двутактовыми двигателями, ибо им в бак можно дурной (но крепкий) самогон с несъедобными растительными маслами заливать (и гнать такое горючее у себя на даче типа "бунгало"), тогда чуваки с нефтью протолкнули Сухой закон - с моральной мотивацией "борьбы с пороком".
Вот те и геология...

или сейчас в Болгарии стачкуют шахтеры. Уголь там добывается бурый. Но дешевый.
А на ТЭС его не берут, несмотря на котлы, специально разработанные под такое топливо. Ввозят донбасский уголь, который буквально прожигает котлы нахрен. Естественно, зарплат, работягам не дают.
Геология?
Нет, способ разорить госшахты, чтобы их приватизировать. Социология и дерьмовая капэкономика.

Джон

31-03-2012 20:41:39

По-моему, вы все мало общаетесь с простым народом, всё книжки да книжки теребите... :-): Надо вам напомнить как это бывает общаться с простыми людьми. Вот Познер тоже пытался культурно повлиять на человека, но что-то у него не очень получилось.

Шаркан

31-03-2012 22:04:41

Джон писал(а):вы все мало общаетесь с простым народом

ага, мы все в хрустальных башнях живем.
Джон писал(а):общаться с простыми людьми

тебе ведомо как кто из форумчан общается вне интернетов?
Джон писал(а):Познер

нашел ментора, блин.

Джон

17-04-2012 22:30:14

И разную примативность людей вы тоже не учитываете. :-):

Шаркан

19-04-2012 07:18:39

Джон писал(а):разную примативность людей

:sh_ok:

se-bo

19-04-2012 17:36:01

Джон писал(а):Согласно теории человеческой природы нобелевского лауреата этолога Конрада Лоренца, как и у многих животных, у человека есть внутренняя потребность в агрессивном поведении по отношению к своему виду.
Проблема агрессивности лежит в плоскости не биологии, а мировоззрения и психологики.

Нужно лишь перестать пользоваться солипсическими онтологическими конструкциями (см. "Смена мировоззрения") и насиегенерирующими понятиями (см. "Критика традиции насилия в современнной онтологии").

Всего-то и делов. И Природу менять не нужно... :-)

Brutaliero

21-09-2012 10:00:22

Считаю крайне не верным приравнивать человечество к насекомым и животным и изучая строй последних пытаться определить оптимальный строй для человека.
И еще один момент, всемирная осациаци здравоохранения ЮНЕСКО если мне память не изменяет пришла к выводу, что если все человечество перейдет на вегетарианский образ питания, войны бы на планете прекратятся навсегда. Так, что есть над чем задуматься товарищи. Все зависит в первую очередь от нас. Нам религии в один голос говорят "не убий", но почему-то человек посчитал что здесь речь идет о себе подобных.

ИМХО главной проблемой человечества есть не понимание потребностей человека. Мы настроили очень много, казалось бы разобрались во многом, но ответ на главный вопрос "что нужно человеку для жизни?" продолжает вызывать отсутствие интереса. А человеку в действительности нужно не так уж и много...

Strelok

21-09-2012 11:00:58

Brutaliero писал(а):всемирная осациаци здравоохранения ЮНЕСКО если мне память не изменяет пришла к выводу, что если все человечество перейдет на вегетарианский образ питания, войны бы на планете прекратятся навсегда.

Ошибается ЮНЕСКО. Войны происходят не из-за пищевого рациона людей, а из-за жадности оддельных их представителей (власть и капитал имущих). Главными причинами возникновения войн являются: [list=]1) Ресурсы (полезные ископаемые)[list=] [/list=]2) Територия (расширение госграниц)[list=] [/list=]3) Людские ресурсы (бесплатная рабсила из покорённого народа)[/list]

Brutaliero

21-09-2012 14:28:05

Ну это еще вопрос ошибаются они или нет... Какие процессы в организме происходят при поедании падали? Думаю в полной мере на этот вопрос не ответит даже нынешняя наука. Эти процессы и могут в какой-то мере быть зачатком жадности. Жадность в людях появляется из-за неправильного понимания природы и отношения к ней. Мы играем в одни ворота - в свои. В нынешней системе очевиден дефицит ДАЖЕ денежных средств, хотя по идее казалось бы, что мы вольны в их производстве. Я не говорю о дефиците прочего. Территория? Так здесь срабатывает закон "Разделяй и властвуй", я считаю, что анархия подразумевает отсутствие гос. границ.

Шаркан

21-09-2012 20:25:10

Brutaliero писал(а):Считаю крайне не верным приравнивать человечество к насекомым и животным и изучая строй последних пытаться определить оптимальный строй для человека.

а кто тут такое делает?

(отдельно: разница между животными и человеком весьма размыта; и это не из ЮНЕСКО говорят, а ученые)

Brutaliero писал(а):всемирная осациаци здравоохранения ЮНЕСКО если мне память не изменяет пришла к выводу, что если все человечество перейдет на вегетарианский образ питания, войны бы на планете прекратятся навсегда.

двойной бред.
Вряд ли сия кантора такое брякнула - во-первых.
Во-вторых - связи между питанием и проявлениями агрессивности нет.

elRojo

21-09-2012 21:43:30

можно вспомнить адольфа алоизовича шикльгрубера, также известного как гитлер - более одиозного человеконенавистника и разжигателя войн трудно отыскать, но при этом "падаль" не ел.. так что хватит всякую хуету, не выдерживающую элементарной эмпирической проверки постить..

роджер

18-10-2013 09:32:10

По теме всем рекомендую прочесть http://lib.rus.ec/b/185580/read Фрэнсис Фукуяма "Наше постчеловеческое будущее".
Хотя автор не анархист, он поднимает вопросы происхождения понятий прав и справедливости на основе как религии, так природы и вообще практики. Также уделяется много внимания биохимическим исследованиям психики человека.

Шаркан

18-10-2013 18:44:43

роджер писал(а):Хотя автор не анархист

он антианархист.
И ранее очень смешные вещи писал.
Неужели это адекватнее?

непохоже

роджер

18-10-2013 21:54:51

Шаркан писал(а):И ранее очень смешные вещи писал.
Неужели это адекватнее?
На самом деле, критиковать стоит не самого автора, а идеи, которые он высказывает. Я ведь не говорил, что я согласен со всем, что он написал, верно? Я лишь сказал, что автор затрагивает важные вопросы. Ответы он дает неверные на мой взгляд, я могу привести свое видение его ошибок, но я не готов вам предоставить сейчас полноценную критику всей его работы. Для анархиста важно читать такие вещи, чтобы иметь представление о господствующих в обществе идеях и аргументах критики анархистких теорий. Вы ведь не боитесь критики? Для меня в процессе чтения не составило особого труда развенчать каждый из постулатов автора, почему государство лучше и необходимости государственного контроля. Большинство его тезисов строится на предположении, что государство и капитал никак не связаны, что богачи не имеют возможности напрямую влиять на принятие политическх решений. Однако, мы можем видеть, что это не так. Анархисту следует понимать все эти вещи, о которых говорится в книге, а не просто игнорировать, потому что "плохой автор".
Вот еще материал на эту тему: http://avtonomia.net/2013/10/19/na-bezpartshkoli-ast-obgovoryuvali-biologichne-i-sotsial-ne-v-prirodi-lyudini/
http://wolf-kitses.livejournal.com/254890.html
http://wolf-kitses.livejournal.com/87578.html
http://wolf-kitses.livejournal.com/299327.html
http://ethology.ru/library/?id=404
http://wolf-kitses.livejournal.com/84643.html#cutid1
http://wolf-kitses.livejournal.com/84892.html
http://ethology.ru/library/?id=313
http://ethologia.livejournal.com/10289.html
http://wolf-kitses.livejournal.com/253291.html
http://commons.com.ua/?p=12911
http://novostinauki.ru/news/36790/
http://novostinauki.ru/news/49226/
http://wolf-kitses.livejournal.com/330483.html
http://wolf-kitses.livejournal.com/246223.html
http://wolf-kitses.livejournal.com/316732.html
http://wolf-kitses.livejournal.com/143230.html

Шаркан

19-10-2013 09:53:57

роджер писал(а):На самом деле, критиковать стоит не самого автора, а идеи, которые он высказывает

и я о том же. Его идеи исходят из тех же предпосылок. И закономерно ведут к определенным выводам.
(оказывается, а это уже скачивал и даже заметки делал; прочтено до половины, отвлекло другое явно)

роджер писал(а):Для анархиста важно читать такие вещи, чтобы иметь представление о господствующих в обществе идеях и аргументах критики анархистких теорий.

и да, и нет.
Да, надо знать.
Нет, зацикливаемся на ответы на критику, которая даже не пряво против нас направлена. А когда бывает нам адресована, то там критикуют не наши тезисы, а собственные глюки.
Это тактика такая - вовлечь в пустопорожние споры. Ввиду количественного перевеса критиков, это равнозначно подрыву нашей работы над актуализацией наших же теорий (и практических планов на базе их).
Это меня беспокоит больше всего остального.
Беспокоит и то, что сам я превратился в "антикритика", а надо другое, не только отбиваться, но и строить свое. Да так построить, чтобы "критика" сама в него разбивалась без лишних с нашей стороны разговоров.
роджер писал(а):не просто игнорировать, потому что "плохой автор".

не игнорирую. Приоритеты расставляю.
А чисто как автор Фукуяма отличный писака. Учиться у него ремеслу надо. Но не ценности его перенимать. Они (ценности) нам известны - сами из них как из грязи выбрались, потому можем себе позволить их игнорить.

(много ссылок, роджер, снова ты меня перегружаешь, браток... :-): )