icy
03-07-2014 20:00:39
Скрытый текст: :
А.1 Что такое анархизм?
Вступление
Анархизм – это политическая теория, цель которой - создание анархии, «отсутствия мастера, правителя» (Прудон, «Что такое собственность?»). Другими словами, анархизм – политическая теория, которое пытается создать общество, в котором индивиды свободно кооперируются как равные. Как таковой анархизм противопоставляется все формам иерархического контроля – будь то контроль государства или капиталиста – так вредного для индивида и индивидуальности, как и ненужного.
Словами анархистки Л. Сюсан Браун:
«Пока популярное понимание анархизма, как насильственного антигосударственного движения, анархизм – намного утонченней, чем просто сопротивление государственное силе, у него есть свои нюансы. Анархисты отвергают стереотип о том, что сила и доминирование обязательны для общества, и заменяет его кооперативными, антииерархическими формами социальной, политической и экономической организации («Политика Индивидуализма»)
Но, «анархизм» и «анархия» есть без сомнения самыми неправильно интерпретированными идеями в политической теории. В целом, слова раньше означали «хаос» и «без порядка», и так, можно сделать вывод, анархисты желают социальный хаос и возвращение к «законам джунглей».
В этом процессе неправильного толкования не отсутствует историческая параллель. Например, в странах, в которых правление одной персоны (монархия) считалось обязательным, слова «республика и демократия» были использованы в точности как «анархия», подразумевая беспорядок и замешательство. Те кому важно сохранение статуса кво будут конечно пытаться поддерживать мнение о том, что сопротивление данной системе не может работать в практике, и что новые формы общества только приведут к хаосу. Или, как Эррико Малатеста выразил это:
«с того момента как подразумевалось что правительство было обязательным и что без правительства возможны только беспорядок и замешательство, это природно и логично, что анархия, отсутствие правительства, должна звучать как отсутствие порядка»
Анархисты хотят изменить эту «здравомыслящую» идею о анархии, так чтоб люди могли увидеть, что правительство и другие иерархические общественные отношения вредны и ненужны:
«Измени мнение, убеди людей, что правительство не только ненужно, но и очень вредно, и что слово анархия, только потому что означает отсутствие правительства, поменяет для каждого свое значение на: натуральные порядок, равенство человеческих нужд и интересов, полная свобода при полной солидарности»
Этот FAQ – часть процесса изменения общественного мнения о анархизме и значении анархии. Но это не все. Как и борьба с искажениями созданными «здравым смыслом» о понятии слова «анархия», мы должны побороть недопонимания субъектами которых стали анархизм и анархисты, и которыми уже много лет используют наши политические и социальные оппоненты. Как это описал Бартоломео Ванцетти, анархисты «радикалы радикалов – черные кошки, страхи многих, всех эксплуататоров, шарлатанов, изуверов и угнетателей. В результате, мы также больше всех непонятые, оклевечены и преследуемы» (Письма Сакко и Ванцетти)
Ванцетти знал, о чем он говорил. Он и его товарищ Никола Сакко были схвачены американским правительством за преступление. Которое они не совершили, и, в сущности, были убиты только за то, что являлись иностранными анархистами в 1927. Этот FAQ займет некоторые время, корректирую клевету и извращения, которыми обвинялись анархисты капиталистическими СМИ, политиками, идеологами и боссами (не упоминая искажения, созданные нашими некогда товарищами либералами и марксистами). Надеюсь, когда мы закончим, вы поймете, почему те, кто у власти, потратили столько времени, атакуя анархизм- это идея, которая обеспечивает свободу для всех и конец всем систем, в которых несколько имеет большую власть, чем большинство.
А 1.1 Что такое «анархия»?
Слово «Анархия» взятое из грецкого языка, приставка «ан», означающая «нет», «отсутствие», плюс «архос» - «власть», «глава», «руководитель». Или, как объясняет Петр Кропоткин, «анархия» - греческое слово обозначающее «против власти».
В то время как греческие слова «анархос» и «анархия» часто приняты обозначать «существование без правительства», строгое, оригинальное значение анархизма не просто «без правительства». «Ан-архия» означает «без правителя», или более обобщенно «без власти», и именно в этом значении анархисты использовали слово «анархия». Например, Кропоткин доказывает, что анархизм «нападает не только на капитал, но и на основные источники силы капитализма: закон, власть и государство». Для анархистов, анархия обозначает «не обязательно отсутствие порядка, как в общем принято думать, но отсутствие правления» (Бенджамин Таккер «Вместо книги»). Другое отличное объяснение данной идеи можно найти в книги Дэвида Вейка «Переизобретение анархии»:
«Анархизм можно понять как социальная и политическая идея, которая выражает отрицание всей силы, верховной власти, доминирования и иерархического разделения, и желание их разложения… Анархизм, в результате, более чем антигосударственное движение… хоть и правительство основной предмет критики анархистов.»
По этим причинами, вместо того чтобы быть чисто антигосударственным или антиправительственным, анархизм, в первую очередь, движение против иерархий. Почему? Потому что иерархия- организационная структура, которая подразумевает власть. С тех пор как государство- «высшая» форма иерархии, анархисты, по определению, антигосударственны; но это не достаточное значение слова «анархизм». Это означает, что настоящие анархисты противостоят всем формам иерархической организации, не только государству. Словами Браяна Мориса:
«Понятие анархии взято из греческого, и означает «без правителя». Анархисты- люди, которые отвергают, все формы правительственной или принудительной власти, все формы иерархий и доминирования. Они выступают против того, что мексикансий анархист Флорес Магон назвал «мрачным триединством»: государство, капитал и церковь. Анархисты в этом случае противостоят и капиталу, и государству, так же как и формам религиозной власти. Но анархисты также ищут и пытаются установить состояние анархии, что есть, децентрализированное общество без принудительных институтов, общество организованное через федерацию волонтерских ассоциаций»
Ссылка к «иерархиям» в это контексте это вполне недавнее совершенствование – «классические» анархисты, такие как Прудон, Бакунин и Кропоткин использовали это слово, но редко. В свою очередь, это бесспорно, исходя из их рукописей, что проповеданная ими философия, была философией против иерархий, против любого неравенства силы и привилегий между индивидуумами. Бакунин говорил об этом, когда нападал на «официальную» власть, но защищал « природное влияние», и также когда сказал:
«Вы хотите сделать невозможным не для кого угнетать ближнего? Тогда вы должны быть уверенны, что никто не обладает силой» («Политическая философия Бакунина»).
Как Джефф Дроун подметил, «пока это было только латентной частью «революционного проекта», только недавно эта более широкая концепция анти-иерархии выросла для более специфического изучения. Несмотря на это, корень такое идеи можно увидеть в значении греческого слова «анархия»» («Между Анархизмом и Либертарианизмом» ).
Мы акцентируем на том, что такое противостояние иерархиям, для анархистов, не ограничено только государством или правительством. Оно включает всю авторитарную экономику и социальные отношения, так же как и политические, особенно те, которые ассоциируются с капиталистическим имуществом и наемный труд. Это можно заметит в доводе Прудона, что «Капитал… в политическом поле аналог правительства… Экономическая идея капитализма, политики правительства или власти, и теологическая идея Церкви – 3 идентичных идеи, имеющие разные связи. Отрицать одну из них, означает отрицать их всех… Что капитал делает с трудом, и государство со свободой, то и церковь делает с духом. Это триединство абсолютизма в практике такое же губительное, как и в философии. Самым эффективным средство угнетения человека – это ввести рабство одновременно его волю, тело и мышление. (Макс Неттлау «Короткая история анархизма»). Так же Эмма Голдман противостоит капитализму , так как это означает, что «человек должен продавать его труд» и , выходя из этого «его суждения и наклонности подчинены воле его мастера хозяина.» Сорок лет до того Бакунин вывел такую же мысль, что при нынешней системе « работник продает себя и свою свободе в то же самое время» капиталисту в обмен на заработную плату.
Таким образом, «анархия» значит больше чем просто «без правительства», оно означает оппозиция все формам авторитарной организации и иерархии. Словами Кропоткина, «источник анархического начал в обществе лежит в критицизме… иерархической организации и авторитарной концепции общества; и анализ тенденций, которые можно найти в прогрессивном движении человечестве». Для Малатесты, анархизм «был рожден в моральном бунте против социального неравенства», и « специфические возбудители социальной болезни» могут быть найдены в « капиталистическом имуществе и государстве». Когда угнетенные «попытались свергнуть государство и имущество – тогда был рожден анархизм» («Эрико Малатеста: Его жизнь и идеи»)
Таким образом, любая попытка утверждения, что анархия только против государства является неправильной интерпретацией слова и значением его, используемое анархическим движением. Как считает Браян Морис, «когда кто-то исследует рукописи классических анархистов… так же как и характер анархического движения… становится очевидным, что у него (движения) никогда не было ограниченного взгляда (на то, чтобы быть только против государства). Оно всегда пыталось бороться со всеми формами власти и эксплуатации, было одинаково критично к капитализму и церкви, как и к государству».
И, только чтобы показать очевидное, анархия не означает хаос, так же как анархисты никогда не искали хаоса и беспорядка. Вместо этого, мы мечтаем создать общество, базирующееся на индивидуальной свободе и волонтерской кооперации. Другими словами, порядок как снизу, так и вверху, не беспорядок создай властями сверху вниз. Такое общество будет настоящей анархией, общество без руководителей.
Ноам Хомский объединяет все ключевые аспекты того, как может выглядеть анархия, когда он утверждает, что в по-настоящему свободном обществе «любые, более чем личные, человеческие взаимоотношения - что подразумевает институционную форму этих взаимоотношений- в общине, на работе, в семье, большем обществе, без разницы какими они могут быть, должны быть под прямым контролем их участников. То есть это означает рабочие советы в индустрии, популярная демократия в общинах, взаимоотношения между ними, свободные ассоциации в больших группах, аж до организации интернационального общества» (Интервью о анархизме)
Общество больше не будет разделено на иерархии боссов и рабочих, управляющих и управляемых. Вместо этого, анархическое общество будет основано на свободных ассоциациях в участвующих организациях и работающее «снизу вверх». Анархисты, нужно заметить, пытаются создать как можно больше таких обществ сегодня, в их организациях, усилиях и деятельности, настолько, насколько они могут.
А.1.2 Что такое анархизм?
Цитируя Петра Кропоткина анархизм – это «бесгосударственная система социализма» («Анархизм») Другими словами, «отмена эксплуатации и угнетения человека человеком, что есть отмена частной собственности (капитализма) и правительства. ( Эрико Малатеста)
Анархизм, таким образом, политическая теория, цель которой создать общество без политических, экономических и социальных иерархий. Анархисты утверждают, что анархия, отсутствие управляющих, жизнеспособная форма общественной системы, которая работает на максимизацию индивидуальной свободы и социального равенства. Они считают цели свободы и равенства взаимодополняющими друг друга. Или, как в известном изречении Бакунина:
« Мы убеждены, что свобода без социализма — это привилегия, несправедливость; социализм без свободы — это рабство»
История человеческого общества доказывает эту точку зрения. Свобода без равенства – свобода только для тех, кто владеет силой; равенство без свободы, в свою очередь, невозможно и обосновывает рабство.
В то время как существует множество видов анархизмов, существует две основных позиции, являющееся их ядром - оппозиция государству и оппозиция капитализму. Словами анархо-индивидуалиста Бенджамина Таккера, анархизм настаивает на «отмене правления и … отмене эксплуатации человека человеком». Все анархисты видят в прибыли, процентах и ренте эксплуатацию и выступают против их и условиям, которые создают их, так же как они выступают против государства и правительства.
Более обобщенно, словами Сюзанны Браун, «универсальное осуждение иерархии и доминирования; желание бороться за свободу человеческой индивидуальности» являются «объединяющем звеном» в анархизме. Для анархистов, человек не может быть свободным если он субъект государства или капиталистического влияния. Как подвела итог Вольтарина де Клер:
« Анархизм … учит возможности существования общества, в котором нужды могут быть полностью удовлетворены , и в котором возможность полного развития тела и разума должна быть достоянием каждого… Он учит, что настоящая несправедливая организация производства и распределения благ должна быть окончательно уничтожена, и заменена система, которая будет гарантировать каждому свободу работать, без изначального поиска хозяина, которой будет отбирать его продукт работы, которая будет гарантировать свободу доступа к источнику и орудиям производства… Из слепо покорного, он делает его раздраженным; из бессознательно недовольного, он делает сознательно недовольного… Анархизм пытается сделать осознанным угнетение, желание лучшего общества и чувства нужды в отчаянной борьбе против капитализма и государства» (Анархия! Антология матери Земли Эммы Голдман)
Таким образом, анархизм- политическая теория, которая добивается создания анархии, общества, базированном на максиме «отсутствие руководителей». Чтобы достичь его, «как и все социалисты, анархисты считают, что частная собственность на землю, капитал, машины изжила свое время; она должна исчезнуть: все, что представляет производство должно, и будет, принадлежать обществу; это является основным условием для минимизирования функций правительства… главная цель общества- уменьшения функций правительства до нуля- то есть до общества без правительства, до анархии (Петр Кропоткин).
Так анархизм является и позитивным и негативным одновременно. Он анализирует и критикует современное общество, в то же время предлагая потенциально новое общество- общество удовлетворяющее определенные человеческие нужды, которые современное общество отрицает. Эти нужды, в самой простой их форме: свобода, равенство и братство, будут обсуждаться в секции А.2.
Анархизм объединяет критический анализ с надеждой, потому что, как указал Бакунин, «побуждение уничтожать- созидательное побуждение». Человек не может построить лучшее общество без понимания того, что неправильно в существующем строе.
Но, надо обратить внимание на то, что анархизм больше чем просто средства и видение лучшего общества. Он берет свои корни в борьбе, борьбе угнетенных за свободу. Другими словами, он предоставляет средства для достижения новой системы, базированной на нуждах людей, не силе, и которая ставит планет перед прибылью. Цитирую шотландского анархиста Стюарта Кристи:
«Анархизм это движение за человеческую свободу. Оно конкретное, демократическое и эгалитарное… Анархизм начинался – и остается- как прямая борьба непривилигированных против их угнетения и эксплуатирования. Он выступает против коварного роста влияния государства и пагубного нравственного облика собственнического индивидуализма, который, вместе или отдельно, служит только интересам немногих в ущерб всем остальным.
Анархисты- не мечтатели, одержимые абстрактными принципами и теоретическими конструкциями… Анархисты точно знают, что идеальное общество не может быть построено завтра. Борьба длится вечность! Но, это видение придает сил бороться против существующего порядка вещей и за возможный.
…
Только от борьбы зависит исход, и прогресс в сторону более осмысленного общества должно начаться с воли противостоять каждой форме несправедливости. В общих чертах, это означает бросить вызов всем формам эксплуатации и отрицание легитимности всей принудительной власти. Если анархисты в что-то непоколебимо верят, так это в то, что как только привычка верить политикам или идеологии пропадет, и будет оказано сопротивление доминированию и эксплуатации, тогда у обычных людей появится возможность организовывать собственную жизнь исходя из личных интересов, где угодно и когда угодно, свободно и справедливо.
Анархисты не стоят в сторонке от популярной борьбы, также они и не пытаются доминировать в ней. Они способствуют ей так, как могут, помогая, высшим уровнем как и индивидуального саморазвития , так и групповой солидарности. Не стоит труда узнать идеи анархизма связанных с добровольными взаимоотношениями, эгалитарным участием в процессе принятия решений, взаимопомощи и критике всех форм доминирования в философских, социальных и революционных движениях существовавших во все времена» (Моя Бабушка сделала меня анархистом)
Анархизм, как считают анархисты, это простое теоретическое выражение нашей способности организовывать собственную жизнь и руководить обществом без боссов и политиков. Он разрешает рабочему классу и другим угнетенным людям осознать свою силу как класса, защищать сиюминутные интересы, и бороться, чтобы революционизировать общество в целом. Только там мы можем создать общество достойное для полноценной человеческой жизни.
Это не абстрактная философия. Анархические идеи встречаются в ежедневной практике. Везде где угнетенные встают на защиту своих прав, действую ради защиты своей свободы, практикую солидарность и кооперацию, борются против угнетения, самоорганизовываются без лидеров и боссов, живет дух анархизма. Анархисты просто ищут пути, как усилить эти либертарные тенденции и сделать их максимально плодотворными. Как будет обсуждено в секции J, анархисты используют их идеи даже в условиях капитализма, чтобы изменить его в лучшую сторону до наступления времени, когда можно будет от него полностью избавиться. Секция І рассказывает чем мы пытаемся его заменить, то есть чего добивается анархизм.