Россия антисолидарная и античеловеческая

Джон

20-02-2010 20:13:20

Французский путешественник и литератор - Астольф де Кюстин (1790 – 1857), отправившись в Россию в 1839 году убежденным сторонником монархии, вернулся в Европу противником абсолютизма, который довёл до катастрофы Францию и может погубить Россию. Его книга «Россия в 1839 году» о нравах высшего русского общества вызвала в России много отрицательных эмоций, однако никто не смог не признать того, что большая часть написанного соответствует действительности.
«Без сомнения, это – самая занимательная и умная книга, написанная о России иностранцем», - писал А. И. Герцен в 1843 году.


Астольф де Кюстин
Россия в 1839 году
(Фрагменты из книги)

1.
В ту самую минуту, когда матросы начали поднимать якорь, а я еще пребывал во власти мучительнейшей тоски, на палубу нашего судна поднялся пожилой и очень полный человек: он едва держался на чудовищно распухших ногах; голова его, возвышавшаяся над широкими плечами, показалась мне исполненной благородства; это был вылитый Людовик. XVI. Вскоре я узнал, что это русский князь Козловский, потомок завоевателей-варягов, иначе говоря, отпрыск стариннейшего дворянского рода.
<…>
- В России со времени нашествия татар прошло едва четыре столетия, тогда как Западная Европа пережила этот кризис уже четырнадцать столетий назад. На тысячу лет старейшая цивилизация, создает нравы, несравнимые с нравами русских. Беспощадный деспотизм, царящий у нас, возник в то время, когда во всей остальной Европе крепостное право было уже уничтожено. Со времени монгольского нашествия славяне, бывшие прежде самым свободным народом в мире, сделались рабами сперва своих победителей, а затем своих князей. Крепостное право возникло тогда не только фактически, но и в силу государственных законов. Оно настолько унизило человеческое слово, что последнее превратилось в ловушку. Правительство в России живет только ложью, ибо и тиран, и раб страшатся правды. Наши автократы познали когда-то силу тирании на своем собственном опыте. Русские князья, принужденные для собирания подати угнетать свой народ, часто сами уводились в рабство татарами. Они властвовали только до тех пор, пока являлись ревностными орудиями татарских ханов для угнетения народа и выколачивания из него последних крох. Они хорошо изучили силу деспотизма путем собственного рабства. И все это происходило, заметьте, в то время, когда в Западной Европе короли и их вассалы соперничали между собой в деле освобождения своих народов. Поляки и сейчас находятся по отношению к русским в том положении, в каком русские находились по отношению к монголам. Кто сам носил ярмо, не всегда склонен сделать его легким для тех, на кого он это ярмо налагает. Князья и народы часто срывают злобу за свои унижения и мстят неповинным. Они считают себя сильными, потому что могут других превращать в жертву…

2.
Вот еще один эпизод петергофской катастрофы.
Несколько дней назад в Петербург приехали трое молодых англичан; я знаком со старшим из них; их отец сейчас в Англии, а мать ожидает их в Карлсбаде. В день празднества в Петергофе двое младших садятся в лодку, оставив на берегу старшего брата, который отвечает отказом на их настойчивые приглашения, говоря, что нелюбопытен; и вот он твердо решает остаться, а двое братьев на его глазах отплывают на утлом суденышке, крича ему: "До завтра!"... Тремя часами позже оба погибли, и с ними множество женщин, несколько детей и двое-трое мужчин, находившихся на том же судне; спасся только один, матрос экипажа, отличный пловец. Несчастный брат, оставшийся в живых, едва ли не стыдится того, что не умер, и пребывает в невыразимом отчаянии; он готовится к отъезду - ему предстоит сообщить эту новость матери.
Вообразите, какое множество рассказов, споров, всяческого рода суждений, предположений, воплей вызвало бы подобное происшествие в любой другой стране, и особенно во Франции! Сколько газет объявили бы, сколько голосов стали бы повторять, что полиция никогда не исполняет своего долга, что лодки скверны, лодочники жадны, что власти не только не избавляют от опасности, но, напротив, лишь усиливают ее, то ли по легкомыслию, то ли по скаредности; наконец, что замужество великой княжны праздновалось в недобрый час, как и многие браки государей; и какой поток дат, намеков, цитат обрушился бы на наши головы!.. А здесь - ничего!!! Царит молчание, которое страшнее самой беды!.. Так, пара строчек в газетке, без всяких подробностей, а при дворе, в городе, в великосветских салонах - ни слова; если же ничего не говорят здесь, то не говорят нигде: в Петербурге нет кафе, где можно было бы обсуждать газетные статьи, да и самих газет не существует; мелкие чиновники еще боязливее, чем вельможи, и если о чем-то не осмеливается говорить начальство, об этом тем более не говорят подчиненные; остаются купцы да лавочники: эти лукавы, как и все, кто хочет жить и благоденствовать в здешних краях. Если они и говорят о вещах важных, а значит, небезопасных, то только на ухо и с глазу на глаз.
Русские дали себе слово не произносить вслух ничего, что могло бы разволновать императрицу; вот так ей и позволяют протанцевать всю жизнь до самой смерти! "Замолчите, а то она расстроится!" И пускай тонут дети, друзья, родные, любимые - никто не дерзнет плакать. Все слишком несчастны, чтобы жаловаться.
Русские - царедворцы во всем: в этой стране всякий - солдат казармы или церкви, шпион, тюремщик, палач - выполняет свой долг низкопоклонства. Кто скажет мне, до чего может дойти общество, в основании которого не заложено человеческое достоинство?
Я не устаю повторять: чтобы вывести здешний народ из ничтожества, требуется все уничтожить и пересоздать заново. На сей раз благочинное молчание вызвано было не просто лестью, но и страхом. Раб боится дурного настроения своего господина и изо всех сил старается, чтобы тот пребывал в спасительной веселости. Под рукой у взбешенного царя - кандалы, темница, кнут, Сибирь либо по крайней мере Кавказ, смягченный вариант Сибири, вполне удобный для деспотизма, каковой, в согласии с веком, день ото дня становится умереннее.
Когда бы в царствование российского императора случился всемирный потоп, то и тогда обсуждать сию катастрофу сочли бы неудобным. Единственная из умственных способностей, какая здесь в чести,- это такт. Вообразите: целая нация сгибается под бременем сей салонной добродетели! Представьте себе народ, который весь сделался осторожен, будто начинающий дипломат, - и вы поймете, во что превращается в России удовольствие от беседы. Если придворный дух нам в тягость даже и при дворе - насколько же мертвяще действует он, проникнув в тайники нашей души! Россия - нация немых; какой-то чародей превратил шестьдесят миллионов человек в механических кукол, и теперь для того, чтобы воскреснуть и снова начать жить, они ожидают мановения волшебной палочки другого чародея. Страна эта производит на меня впечатление дворца Спящей красавицы: все здесь блистает позолотой и великолепием, здесь есть все... кроме свободы, то есть жизни.

3.
Идя по улице, я видел, как два кучера дрожек (этого русского фиакра) при встрече церемонно сняли шляпы: здесь это общепринято; если они сколько-нибудь близко знакомы, то, проезжая мимо, прижимают с дружеским видом руку к губам и целуют ее, подмигивая весьма лукаво и выразительно, такова тут вежливость. А вот каково правосудие: чуть дальше на той же улице увидел я конного курьера, фельдъегеря либо какого-то иного ничтожнейшего правительственного чиновника; выскочив из своей кареты, подбежал он к одному из тех самых воспитанных кучеров и стал жестоко избивать его кнутом, палкой и кулаками, удары которых безжалостно сыпались тому на грудь, лицо и голову; несчастный же, якобы недостаточно быстро посторонившийся, позволял колотить себя, не выказывая ни малейшего протеста или сопротивления - из почтения к мундиру и касте своего палача; но гнев последнего далеко не всегда утихает оттого, что провинившийся тотчас выказывает полную покорность.
Разве не на моих глазах один из подобных письмоносцев, курьер какого-нибудь министра, а может быть, разукрашенный галунами камердинер какого-нибудь императорского адъютанта, стащил с козел молодого кучера и прекратил избивать его, лишь когда увидел, что лицо у того все залито кровью? Жертва сей экзекуции претерпела ее с поистине ангельским терпением, без малейшего сопротивления, так, как повинуются государеву приговору, как уступают какому-нибудь возмущению в природе; прохожих также нимало не взволновала подобная жестокость, больше того, один из товарищей потерпевшего, поивший своих лошадей в нескольких шагах оттуда, по знаку разъяренного фельдъегеря подбежал и держал поводья упряжки сего государственного мужа, покуда тот не соизволил завершить экзекуцию. Попробуйте в какой-нибудь другой стране попросить простолюдина помочь в расправе над его товарищем, которого наказывают по чьему-то произволу!.. Но чин и одеяние человека, наносившего удары, давали ему право избивать, не зная жалости, кучера фиакра, эти удары получавшего; стало быть, наказание было законным. Тем хуже для страны, скажу я, где узаконены подобные деяния.
Рассказанная мной сцена происходила в самом красивом квартале города, в час гулянья. Когда несчастного наконец отпустили, он вытер кровь, струившуюся по щекам, спокойно уселся обратно на козлы и снова пустился отвешивать поклоны при каждой новой встрече со своими собратьями. Каков бы ни был его проступок, из-за него не случилось, однако, никаких серьезных происшествий. Вся эта мерзость, заметьте, здесь совершенно в порядке вещей и происходила в присутствии молчаливой толпы, которая не только не думала защищать или оправдывать виновного, но не осмеливалась даже задержаться надолго, чтобы поглазеть на возмездие. Нация, которой управляют по-христиански, возмутилась бы против подобной общественной дисциплины, уничтожающей всякую личную свободу. Но здесь все влияние священника сводится к тому, чтобы добиваться и от простого народа, и от знати крестного знамения и преклонения колен. Несмотря на культ Святого Духа, нация эта всегда обнаруживает своего Бога на земле. Российский император, подобно Батыю или Тамерлану, обожествляется подданными; закон у русских - некрещеный.
Всякий день я слышу, как все нахваливают кроткие повадки, мирный нрав, вежливость санкт-петербургского люда. Где-нибудь в другом месте я бы восхищался подобным покоем; здесь же мне видится в нем самый жуткий симптом той болезни, о которой я скорблю. Все так дрожат от страха, что скрывают его за внешним спокойствием, каковое приносит удовлетворение угнетателю и ободрение угнетенному. Истинные тираны хотят, чтобы все кругом улыбались. Благодаря нависшему над головами всех террору рабская покорность становится незыблемым правилом поведения. Жертвы и палачи одинаково убеждены в необходимости слепого повиновения.

Trinity

26-02-2010 22:28:47

Классные заметки.

Сейчас конечно многое изменилось, но суть осталась прежней.


Молодец де Кюстин !

Шаркан

27-02-2010 07:44:16

не понравилось :-(

Trinity

27-02-2010 12:35:58

Шаркан писал(а):не понравилось :-(
Что не так ?

Шаркан

27-02-2010 16:45:14

Trinity писал(а):Что не так ?

а что так?

Trinity

27-02-2010 16:54:06

Шаркан писал(а):
Trinity писал(а):Что не так ?

а что так?

Формы с 19-го века изменились, а российская суть осталось тажа...

Шаркан

27-02-2010 17:54:58

да источник (француз тот) мне не понравился... Пришел, посмотрел свысока, не вник, хотя и попытался анализировать (да слишком книжно) - и отрезал. Вот пожил бы десяток лет, да на равных, да сам бы лапти поносил - наверное имел бы право судить...
Что-то нехорошее в этом франте. Не пойму что именно. Еще из подкорки в сознание не перешло.
Не знаю.
Не обращай пока внимания.
Мнение мое фактически ничем не обосновано.
Подумаю еще (глядишь понрвится...)
Скрытый текст: :
Штирлиц подумал. Ему понравилось. Решил на досуге попробовать опять.
;;-)))

HumanNoId

27-02-2010 17:59:32

Шаркан писал(а):Пришел, посмотрел свысока, не вник, хотя и попытался анализировать (да слишком книжно) - и отрезал. Вот пожил бы десяток лет, да на равных, да сам бы лапти поносил - наверное имел бы право судить...Что-то нехорошее в этом франте. Не пойму что именно. Еще из подкорки в сознание не перешло.

Нормальный европейский взгляд. В определённосй степени лицемерно конечно, да и суть России в данном отрывке не затронута (надеюсь в самой книге автор её нашёл)

Джон

30-03-2010 18:07:41

Пора наверх!

Дмитрий Донецкий

30-03-2010 18:41:53

Шаркан писал(а):да источник (француз тот) мне не понравился... Пришел, посмотрел свысока, не вник, хотя и попытался анализировать (да слишком книжно) - и отрезал. Вот пожил бы десяток лет, да на равных, да сам бы лапти поносил - наверное имел бы право судить...Что-то нехорошее в этом франте. Не пойму что именно.

За де Кюстина не знаю, а вот точно не франт:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кеннан,_Джордж

Джордж Кеннан (англ. George Kennan; 16 февраля 1845 — 10 мая 1924) — американский журналист, путешественник, писатель, автор книг о Сибири и сибирской ссылке.

Родился в Норволке в штате Огайо. В 12 лет бросил учёбу в школе и стал работать посыльным на железнодорожном телеграфе. Впоследствии поднялся до телеграфиста. В 1865 году был нанят русско-американской телеграфной компанией для исследования возможного маршрута прокладки телеграфа из США в Россию через Аляску, Берингов пролив, Чукотку и Сибирь. Провёл два года путешествуя по Чукотке и Камчатке, после чего вернулся в Америку через Петербург. В 1870 году опубликовал о своём путешествии книгу «Tent Life in Siberia». В 1870 отправился в новое путешествие в Россию, на этот раз через Петербург на Кавказ. После возвращения из России в 1871 работал банковским служащим в Медине (штат Нью-Йорк), но был крайне недоволен своей профессией, мечтая о карьере писателя и публициста. В июне 1876 он перебрался из Медины в Нью-Йорк, надеясь сделать карьеру на литературном поприще. Однако в первый год Кеннан так и не нашел подходящую работу, из-за чего был вынужден летом 1877 устроиться в страховую кампанию "Mutual Life Insurance Company". В ноябре 1878 Кеннан покинул Нью-Йорк и переехал в Вашингтон, где стал корреспондентом Associated Press.

В мае 1885 — августе 1886, вместе с художником из Бостона Джорджем Фростом (англ.) совершает поездку по Сибири, знакомясь с системой каторги и ссылки. На месте Кеннан познакомился с большим количеством политических заключенных. Друзьями Кеннана становятся Брешко-Брешковская, Лазарев, Волховский. Вернувшись в США, Кеннан на страницах журнала «Century» публикует 1887-1889 ряд статей, в которых резко критикует царское правительство и прославляет революционеров. Разоблачения злоупотреблений российских властей делает Кеннана знаменитым. Отныне он активно печатался в серьезных общественно-политических журналах, таких как «Century», «The Outlook», «The Nation», «Forum» и др. Кроме этого, он выступил с многочисленными платными публичными лекциями в США и Англии. Для достижения большего эффекта, Кеннан часто появлялся перед аудиторией в одежде заключенного и кандалах. Прямым результатом деятельности Кеннана стало возникновение движения за «свободную Россию» и образование обществ друзей русской свободы в Англии и США в самом начале 1890-х гг. Хотя он не принимал участия в создании Общества американских друзей русской свободы в апреле 1891 г., но он стал членом организации, регулярно давая небольшие суммы на издание печатного органа Общества "Free Russia". В том же 1891 г. Кеннан издает книгу «Siberia and the Exile System», которая имела меньший успех, чем его статьи и выступления о сибирской ссылке.

После некоторого спада интереса к России, переключается на освещение других злободневых событий. В 1898 Кеннан работает корреспондентом на испано-американской войне. Вскоре после окончания войны вышла его книга «Campaining in Cuba». Все это время продолжал поддерживать переписку с русскими политэмигрантами, Волховским, П.А. Кропоткиным и др. В июле 1901 снова приехал в Россию, но после нескольких недель нахождения в Петербурге был выслан из России. Во время русско-японской войны занимался пропагандой среди русских пленных в Японии.[1].

Умер в 1924 году.


История похожа. Приехал в качестве друга царей, насмотрелся немало и выдал одну из самых разоблачительных книг. У меня есть старая, ещё советская, правда с купюрами. Запомнилось, как люди в таёжной глуши умирали, а единственному врачу, ссыльному революционеру, власти, угрожая серьёзным наказанием, строжайше запретили "заниматься врачебной практикой".

Шаркан

30-03-2010 18:46:18

Дмитрий Донецкий писал(а):Кеннан на страницах журнала «Century» публикует 1887-1889 ряд статей, в которых резко критикует царское правительство и прославляет революционеров.
ну, этот точно не франт :-):

Выпей меня!

30-03-2010 18:51:45

Дмитрий Донецкий писал(а):Приехал в качестве друга царей, насмотрелся немало и выдал одну из самых разоблачительных книг.

Аналогично поступили и Андре Жид ("Возвращение из СССР"), и Панаит Истрати ("Исповедь проигравшего"), и ещё некоторые.
А Кюстину таки да, ничего не смогли противопоставить, кроме известной фразы Вяземского про то, что "маркиза плохо ебли".

Шаркан

30-03-2010 18:56:00

Дмитрий Донецкий писал(а):резко критикует царское правительство и прославляет революционеров.
ты заметил? ПРОСЛАВЛЯЕТ РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ.
Значит по крайней мере он заметил в России людей, которые НЕантисолидарны и НЕантичеловечны.
Сравнения с французом быть не может.