Кащей_Бессмертный
08-03-2010 18:08:52
Лебедев Н.К.
К истории Интернационала: Этапы международного объединения трудящихся. Изд.2, доп.
2010. 152 с.
ISBN 978-5-484-01169-8
Аннотация
Вниманию читателей предлагается книга деятеля революционного движения, анархиста Н.К.Лебедева (1879--1934), посвященная истории международного рабочего движения и созданию Интернационала --- первой массовой международной организации рабочего класса. Автор подробно излагает исторические факты, начиная от зарождения идеи международной солидарности трудящихся и заканчивая попытками объединения профессиональных рабочих федераций; показывает борьбу различных направлений в Интернационале, представленных именами Карла Маркса, Пьера Жозефа Прудона, Михаила Бакунина.
Книга будет полезна историкам, политологам, активистам профсоюзного движения, всем интересующимся историей политических течений.
К истории Интернационала: Этапы международного объединения трудящихся. Изд.2, доп.
2010. 152 с.
ISBN 978-5-484-01169-8
Аннотация
Вниманию читателей предлагается книга деятеля революционного движения, анархиста Н.К.Лебедева (1879--1934), посвященная истории международного рабочего движения и созданию Интернационала --- первой массовой международной организации рабочего класса. Автор подробно излагает исторические факты, начиная от зарождения идеи международной солидарности трудящихся и заканчивая попытками объединения профессиональных рабочих федераций; показывает борьбу различных направлений в Интернационале, представленных именами Карла Маркса, Пьера Жозефа Прудона, Михаила Бакунина.
Книга будет полезна историкам, политологам, активистам профсоюзного движения, всем интересующимся историей политических течений.
Скрытый текст: :
Из предисловия ко второму изданию
Первый Интернационал и его исследователь Н. К. Лебедев
Идея международной солидарности трудящихся не придумана никаким мыслителем, ученым или политиком. Она возникла под влиянием самой жизни среди самих трудящихся масс. Стремление к единству угнетенных классов разных народов не нова, ее следы можно проследить вплоть до глубокой древности -- до восстания Спартака и раннего христианства. В годы Французской революции родилась идея всемирной республики. Мысль о международном объединении развивали Сен-Симон и Оуэн. Последний в 1836 г. даже предпринял практические шаги по созданию "Международного общества всех классов и наций". Был выпущен "Призыв Ассоциации рабочих Лондона к рабочим классам в Бельгии". Позднее, под влиянием идей Оуэна английские чартисты пытались наладить связи с рабочими других стран, особенно во Франции.
В 1844 г. при содействии чартистских лидеров Джонса, Купера и Гарни был создан международный союз "Братских демократов", в который вошли жившие в Лондоне эмигранты из Польши, Германии и Италии. Цель общества заключалась во взаимном просвещении и пропаганде лозунга: "Все люди -- братья". В программе провозглашалось, что земля является общим достоянием, а частная собственность на нее служит основой рабства рабочего класса. В документах общества провозглашалось, что угнетатели во все времена использовали национальные предрассудки для того, чтобы властвовать и управлять, поэтому эти предрассудки должны быть устранены. "Все люди, независимо от места их рождения и принадлежности их к той или иной нации, являются членами одной великой семьи -- Человечества и гражданами одного общества -- Земли".
Почти одновременно в Париже было основано другое международное революционное общество -- "Интернациональный демократический комитет", который в 1846 г. из-за репрессий перенес свою деятельность в Брюссель. Среди его корреспондентов были, в частности, Прудон, немец Карл Грюн, лидер чартистов Джонс и представитель "братских демократов" Гарни.
В то же самое время мысль о необходимости международного союза возникает и среди самих рабочих. В 1842 г. парижские рабочие, издававшие газету "Мастерская", призвали английских рабочих объединиться в такой союз, чтобы совместно защищать свои права и интересы. Английские рабочие откликнулись с сочувствием, представители ряда тред-юнионов вступили в соответствующую переписку с редакцией газеты "Мастерская". Именно в письме английских рабочих содержатся знаменитые формулировки, повторенные позднее в знаменитом введении к уставу Первого Интернационала: "Для нас политическое освобождение не является целью... Политическое преобразование есть лишь преддверие преобразования социального... Экономическое освобождение рабочих представляет ту великую цель, которой должно быть подчинено всякое движение политическое".
В 1843 г. идею международного рабочего союза стала проповедовать последовательница Фурье Флора Тристан. Вернувшись из Англии, она начала ездить по Франции и пропагандировать идеи профсоюзов, борьбы за социализм и освобождение пролетариата. Она предложила, чтобы в каждой стране объединившийся рабочий класс создал единый мощный союз в борьбе за право на труд и организацию труда, а эти союзы слились во всемирный рабочий союз, который "учреждаясь во имя всемирного единства, не должен делать никаких различий между национальностями и (должен) объединить в себе всех рабочих и работниц, к какой бы нации они ни принадлежали". Флору Тристан можно по праву считать одной из основных предшественников Интернационала. В ее книге ясно сформулирована идея, согласно которой рабочие должны конституироваться как класс независимо от буржуазии и в борьбе с ней добиваться своего социального освобождения.
Французские рабочие союзы были разгромлены после поражения революции 1848 г. захвата власти Наполеоном III в 1851 г., и центр объединения революционных сил вновь переместился в Лондон. Здесь осели после краха революции немецкие последователи Маркса, создавшие в 1847 г. "Союз коммунистов". В 1855 г. находившиеся в Лондоне французские, итальянские, венгерские, польские и австрийские эмигранты создали свою "Международную ассоциацию". Манифест МА провозглашал ее целью "пропаганду идеи социальной революции, чтобы через нее установить всемирную социальную демократическую республику". Эта революция призвана осуществить полное освобождение пролетариата, уничтожить все привилегии. В новом обществе правительство должно быть только администрацией, избираемой народом, подотчетной его контролю и сменяемой в любой момент. МА призвала к объединению всех пролетариев и демократов-социалистов Европы, чтобы подготовиться к действию и придать следующей революции не политический, а социальный характер. Она призвала также к созданию повсюду секций ассоциации. В Ассоциации участвовали и анархисты (французский анархо-коммунист Дежак). Она существовала до 1859 г.
Французские рабочие знали о создании Ассоциации, но из-за репрессий не могли сразу присоединиться к ней. В стране постепенно оживали рабочие союзы и ассоциации. Наконец, весной 1856 г. из Парижа в Лондон отправилась рабочая делегация с целью обсудить с английскими рабочими создание Всемирного рабочего союза для борьбы с капиталом и достижения социального освобождения пролетариата, причем именно средствами экономической, а не политической борьбы. Вторую делегацию с этой целью удалось направить только в 1862 г., по случаю всемирной выставки. На совместном собрании английских и французских рабочих 5 августа 1862 г. Английские рабочие огласили адрес к французским товарищам, в котором говорилось, что времена изолированности и вражды между народами прошли, настала эра братства и труда. Основная и насущная задача человечества -- разрешение вопроса о праве рабочего на полный продукт его труда, причем этот вопрос могут решить только сами рабочие путем совместных организованных усилий. Они призвали найти пути и формы международного общения между рабочими. Французские делегаты приветствовали идею объединения и предложили сразу же создать Рабочий комитет международных связей. Предложение было принято, и по существу это было созданием Интернационала. Часть французских делегатов осталась в Англии, пошла работать на английские фабрики и стала изучать английский язык, чтобы способствовать дальнейшим переговорам. В 1863 г. в Париже и Лондоне были созданы рабочие комитеты по организации Интернационала. В том же году из Парижа в Англию направилась новая делегация рабочих во главе с гравером Толеном. Толен был одним из наиболее образованных последователей Прудона, которые и создали первые рабочие синдикаты во Франции в 1860-х гг.
На протяжении 1862--1863 гг. между парижскими и лондонскими рабочими шла оживленная переписка по поводу организации Интернационала. Но дело продвигалось медленно. Основание Интернационала было ускорено одним чисто внешним событием -- международным возмущением в связи с подавлением русским царизмом польского восстания 1863 г. 28 сентября 1864 г. в Лондоне в Сент-Мартинс-Холле был созван международный митинг протеста против репрессий в Польше. Трое французских делегатов (рабочие Толен, Перрашон и Лимузен) взяли с собой в Лондон проект устава и программы Международной ассоциации трудящихся, чтобы предложить их на обсуждение товарищам из Англии. В лондонском митинге приняли участие активисты английского рабочего движения, а также эмигранты, включая секретаря итальянского революционера Мадзини -- майора Вольфа, а также Карла Маркса, который, как он позднее писал Энгельсу, был только зрителем и молча слушал ораторов.
После речей в защиту Польши один из ораторов сказал: ясно, что поляки страдают. Но есть на свете великая нация, еще более подавленная и угнетенная -- это пролетариат. Пусть же с этого собрания раздастся первый призыв к освобождению рабочих. Затем представитель английских рабочих зачитал приветствие французским делегатам, те ответили и изложили свой проект международной организации. После этого присутствующие на митинге приняли следующую резолюцию: "Выслушав наших французских собратьев, присутствующие на митинге принимают их программу как полезную в деле улучшения условий жизни рабочих классов и берут ее как основу интернациональной организации рабочих". Митинг избрал временный комитет для доработки проекта устава, предложенного французскими рабочими. В комитет вошли: от Англии -- рабочие Оджер, Осборн, Хоуэлл, Люкрафт и Эккариус, от Франции -- Боске, от Италии -- Вольф, от Германии -- Маркс, от Швейцарии -- Герман Юнг. Так был создан Первый Интернационал, получивший название "Международной Ассоциации Трудящихся" (или "Международной Ассоциации Рабочих"). На русский язык это название переводилось раньше как "Международное товарищество рабочих". Как видим, МАТ была делом рук самих рабочих, их детищем, их собственным творением.
В октябре 1864 г. был опубликован временный устав Интернационала. Интересно, что на первых двух пленарных заседаниях временного комитета, на котором обсуждался проект устава, Маркс не присутствовал по болезни. Временный комитет передал проект для окончательного редактирования в уставную комиссию (англичане Кремер и Уэстон, француз Ле Любез, немец Маркс). В первых двух заседаниях этой комиссии Маркс тоже не участвовал. 20 и 27 октября комиссия заседала на квартире Маркса. Маркс требовал вычеркнуть из введения к уставу следующие фразы: "Интернационал и все входящие в него общества и лица, принимают истину, нравственность и справедливость основой своих отношений к людям" и "Они считают своим долгом требовать для всех равных прав человека и гражданина. Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав". Марксу пришлось уступить, но он добился приемлемой для себя редакции этих формулировок.
В окончательной редакции во введении к уставу были провозглашены следующие принципы: освобождение трудящихся должно быть делом самих трудящихся; в борьбе за свое освобождение рабочие должны стремиться не к установлению новых привилегий, а к равенству прав и обязанностей для всех; экономическое освобождение трудящихся от порабощения их капиталом есть та великая цель, которой должно быть подчинено всякое политическое движение; освобождение трудящихся не есть вопрос местный и национальный, но международный; вновь созданная МАТ признает как основу отношения к людям истину, нравственность и справедливость; она требует прав человека и гражданина для любого человека, выполняющего свои обязанности, поскольку нет обязанностей без прав и нет прав без обязанностей.
Интересно, что марксистская версия введения к уставу МАТ, цитируемая, в частности, в собрании сочинений Маркса и Энгельса, отличается от той, которую приводят анархисты. Различие на первый взгляд не очень существенное. В версии, на которую ссылаются анархисты, говорится: "Экономическое освобождение трудящихся есть та великая цель, которой должно быть подчинено всякое движение политическое". В марксистской версии сказано: "Экономическое освобождение рабочего класса есть великая... цель, которой всякое политическое движение должно быть подчинено как средство". Однако различное истолкование этого текста (можно ли использовать политическую борьбу как средство) вызвало расхождения в Интернационале между марксистами и антиавторитариями; последние утверждали, что слова "как средство" были произвольно вписаны марксистским Генеральным советом. Существует и еще одно предположение: эти слова были во временном уставе 1864 г., но не в окончательном тексте, утвержденном на конгрессе 1866 г., протоколы которого легли в основу французских и итальянских переводов. Генсовет позднее самовольно вписал их и провел ратификацию на Лондонской конференции 1871 г.
Согласно уставу, Интернационал строился фактически как федерация рабочих союзов. Никакого централизма не было. Рабочие одной и той же профессии или местности образовывали секцию, все секции объединялись в национальные, то есть страновые федерации, посылающие делегатов в Главный совет. Совет являлся чисто координирующим органом, не могущим издавать никаких декретов, указаний и т. д. Ему надлежало разбирать споры и недоразумения между секциями. Все секции и федерации сохраняли автономию. Высшим органом МАТ был ежегодный конгресс делегатов от секций и федераций; только он мог обсуждать все вопросы, касающиеся ассоциации и международного рабочего движения, избирать Совет, менять или дополнять устав, разрешать окончательно споры и недоразумения между секциями.
Вместе с уставом был опубликован и первый манифест Интернационала (так называемый "адрес"). Его действительно написал Маркс, и в нем -- в отличие от устава -- отражены взгляды сторонников политической борьбы: "Первый долг рабочего класса состоит в завоевании политической власти". Это противоречило позиции большинства английских и французских рабочих, считавших, что борьба с капиталом должна вестись не за политическую власть, а за непосредственно на экономической почве.
МАТ строилась на классовой, а не идеологической основе. Вот почему в ее рядах оказались сторонники самых различных взглядов и идей: британские тред-юнионисты, французские прудонисты и бланкисты (то есть социалисты-якобинцы), немецкие последователи Маркса и Лассаля, итальянские мадзинисты, бельгийские коллективисты, наконец, с -- сторонники Альянса социальной демократии (бакунисты). В нем отнюдь не было марксистского большинства, но Маркс в письме к Энгельсу в 1867 г. откровенно признавал, что намерен сделать все, чтобы "эта мощная машина" оказалась "в наших... руках".
С какими идеями пришли в Интернационал Маркс и его сторонники? Еще за 20 лет до создания МАТ Маркс пришел к принципиальному выводу о том, что "пролетарии, чтобы отстоять себя как личности, должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условие своего собственного существования,... т. е. должны уничтожить труд. Вот почему они находятся в прямой противоположности к той форме, в которой индивиды, составляющие общество, до сих пор выражали себя как некоторое целое, а именно к государству, и должны низвергнуть государство, чтобы утвердить себя как личности". Такие высказывания дали основания некоторым исследователям утверждать, что Маркс был "теоретиком анархизма", который "заложил рациональные основы анархистской утопии" и намеревался написать (но так и не написал) книгу о государстве с безвластнических позиций. Однако и они признают, что Маркс, конечно же, не был "практиком анархизма". Антиэтатистская цель оказалась принесена в жертву соображениям "реальной политики". Разумеется, это не было случайностью, а коренилось глубоко в самой марксовой философии истории. Согласно ей, социальная революция и будущее свободное общество станут естественным следствием противоречий самого капитализма, плодом его "диалектического развития", концентрации, централизации и рационализации производства. Иными словами, свержение капитализма следует логике самого капитализма и может быть лишь столь же авторитарным, как и она.
"В классической теории Маркса переход от капитализма к социализму рассматривается как политическая революция: пролетариат разрушает политический аппарат капитализма, сохраняя при этом технологический аппарат и подчиняя его целям социализации", -- отмечал Г. Маркузе. -- "Революция обеспечивает определенную непрерывность: в новом обществе технологическая рациональность, освобожденная от иррациональных ограничений и деструктивных функций, сохраняется и совершенствуется... Маркс полагал, что организация аппарата производства "непосредственными производителями" должна привести к качественным изменениям в технической непрерывности: а именно, к направлению производства на удовлетворение свободно развивающихся индивидуальных потребностей". Его ошибка заключалась во мнении, будто индустриальная форма общественной и производственной организации, "по крайней мере, в том, что касается технической основы развития производительных сил, может служить моделью для построения нового общества". В действительности огромные централизованные индустриальные комплексы почти невозможно социализировать, то есть поставить под сознательный контроль ассоциированных производителей. То же самое относится к системе централизованного управления общественными делами, то есть к государству.
Однако, следуя теории о том, что буржуазная политическая форма ("надстройка") сдерживает развитие производственной и технической основы общества, Маркс и Энгельс уже в 1848--1850 гг. пришли к выводу о том, что первоочередная задача сводится именно к разрушению этой политической формы и к замене ее новой. По их мнению, следовало сосредоточиться на "завоевании пролетариатом политической власти как первом средстве преобразования всего существующего общества". В результате произойдет "низложение всех привилегированных классов, подчинение этих классов диктатуре пролетариев". "Первым результатом пролетарской революции... будет централизация крупной промышленности в руках государства, то есть господствующего пролетариата". Но установление самой этой новой власти лишь откроет процесс "непрерывной революции вплоть до установления коммунизма", как "необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям". Иными словами, политическая революция открывала революцию социальную: предстояло "сломать" старую государственную машину и создать новую, "пролетарскую", которая затем должна была осуществить преобразование производственных и общественных отношений с тем, чтобы впоследствии исчезнуть вместе с классовым делением общества.
Но марксистская "реальная политика" этим не ограничивалась. На пути к революции предполагалось широко использовать политические формы существующей буржуазной системы. Последователи Маркса выступили за участие в парламентских выборах и "давление" на буржуазию, поскольку "в интересах рабочих поддерживать буржуазию в ее борьбе против всех реакционных элементов до тех пор, пока она верна самой себе". "С помощью свободы печати, права собраний и союзов он (пролетариат) завоевывает себе всеобщее избирательное право, с помощью же всеобщего и прямого избирательного права, в сочетании с указанными агитационными средствами, -- все остальное".
Такие взгляды Маркса отнюдь не имели поддержку большинства членов Интернационала, который, как я уже сказал, состоял из сторонников совершенно разных идейных течений. В этой ситуации совершенно естественно было ожидать, что на конгрессах МАТ возникнут острые споры и именно в ходе их предстоит прояснить позицию мирового рабочего движения.
Конгресс, намеченный на 1865 г. в Брюсселе, не состоялся из-за нового бельгийского закона против иностранцев. Вместо этого пришлось созвать конференцию в Лондоне, которая постановила собрать первый конгресс на следующий год в Женеве. Дискуссии по вопросу об отношении к лицам интеллигентских профессий и об участии женщин в МАТ не привели к принятию решений.
На Женевском конгрессе (сентябрь 1866 г.) присутствовало 60 делегатов (16 от французских секций, 3 от немецких, 4 от английских и 37 от швейцарских, бельгийцы --?). Избранная конгрессом комиссия окончательно отредактировала устав, и тот принят конгрессом. В Женеве произошло первое столкновений сторонников и противников борьбы за политическую власть. В докладе о кооперативных товариществах, представленном Генсоветом, говорилось о необходимости перехода политической власти в руки рабочих. В докладе же от парижских секций, напротив, подчеркивалось, что рабочие должны проявлять инициативу и самодеятельность прежде всего в экономической сфере -- в отличие от демократии. которая направляла все силы на политическую борьбу, то есть на выбор новых господ. Будущие антиавторитарии заявляли, что "любое действие должно иметь немедленной и непосредственной целью триумф трудящихся кал капиталом".
Женевский конгресс закрепил идею о революционном характере профсоюзов. В резолюции по этому вопросу говорилось, что профсоюзы призваны не только вести за непосредственные повседневные нужды и интересы рабочих, но должны действовать сознательно, как ядро организации рабочего класса, во имя его полного освобождения, для чего им следует объединяться в мировые федерации. Эта идея о двойной задаче профсоюзов легла позднее в основу анархо-синдикализма. Конгресс постановил также добиваться во всех странах 8-часового рабочего дня, ограничения женского и детского труда. замены постоянных армий народной милицией.
После Женевского конгресса Интернационал добился большого успеха во Франции, Бельгии, Швейцарии, отчасти в Италии. Через год в МАТ было уже около 200 тысяч человек.
Второй конгресс Интернационала состоялся осенью 1867 г. в Лозанне. Было представлено 50 делегатов, в большинстве своем -- французы и 26 швейцарцев. Поэтому на этом конгрессе, как и в Женеве, сильно ощущалось влияние прудонистских идей. В вопросе о войне Лозаннский конгресс провозгласил принципы антимилитаризма. В резолюции констатировалось, что война со всеми ее последствиями ложиться, в первую очередь, на плечи рабочего класса, лишая его средств к существованию и самой жизни, что вооруженный мир парализует развитие экономики и ведет к растрате сил и ресурсов, что мир необходим и "должен быть укреплен... новым общественным строем. В котором не будет больше разделения на классы". Конгресс постановил участвовать в работе конгресса "Лиги мира и свободы" и ее действиях., направленных на поддержание мира.
Основная борьба на конгрессе разворачивалась между швейцарскими и французскими прудонистами и английскими и немецкими коллективистами, то есть сторонниками общественной собственности на средства производства (среди них были и последователи Маркса). В одной из резолюций говорилось о том, что "социальное освобождение трудящихся неотрывно от их политического освобождения". Коллективисты-этатисты добились в противовес прудонистам принятия резолюции, призывавшей к огосударствлению средств транспорта и обращения.
Но будущие антиавторитарии не проявляли большой активности в дебатах. Однако характерно, что на лозаннском конгрессе впервые заявили о себе рабочие, которых можно считать предшественниками синдикализма. Исходя из практики повседневной рабочей борьбы, они подчеркивали первостепенное значение стачек и профсоюзов в борьбе за новое общество.
Это течение заметно усилилось ко времени третьего конгресса Интернационала в Брюсселе в 1868 г. Многое изменилось в связи с тем, что с конца 1867 г. французское правительство стало принимать активные меры, чтобы пресечь деятельность МАТ. После первых же репрессий (февраль 1868 г.) Толэн и парижская комиссия объявили о своем уходе. Они представляли традиционный прудонизм, выступавший за индивидуальную собственность, недоверчиво относившийся к стачкам, призывавший оставить женщину "в семье". Оставшиеся в Интернационале французские рабочие (во главе с Варленом) стремились преодолеть прудонизм, развиваясь в сторону коллективизма и синдикализма. Французская секция перешла на позиции "антиэтатистского коллективизма" (в противовес "этатистскому коллективизму" сторонников Маркса).
Первый Интернационал и его исследователь Н. К. Лебедев
Идея международной солидарности трудящихся не придумана никаким мыслителем, ученым или политиком. Она возникла под влиянием самой жизни среди самих трудящихся масс. Стремление к единству угнетенных классов разных народов не нова, ее следы можно проследить вплоть до глубокой древности -- до восстания Спартака и раннего христианства. В годы Французской революции родилась идея всемирной республики. Мысль о международном объединении развивали Сен-Симон и Оуэн. Последний в 1836 г. даже предпринял практические шаги по созданию "Международного общества всех классов и наций". Был выпущен "Призыв Ассоциации рабочих Лондона к рабочим классам в Бельгии". Позднее, под влиянием идей Оуэна английские чартисты пытались наладить связи с рабочими других стран, особенно во Франции.
В 1844 г. при содействии чартистских лидеров Джонса, Купера и Гарни был создан международный союз "Братских демократов", в который вошли жившие в Лондоне эмигранты из Польши, Германии и Италии. Цель общества заключалась во взаимном просвещении и пропаганде лозунга: "Все люди -- братья". В программе провозглашалось, что земля является общим достоянием, а частная собственность на нее служит основой рабства рабочего класса. В документах общества провозглашалось, что угнетатели во все времена использовали национальные предрассудки для того, чтобы властвовать и управлять, поэтому эти предрассудки должны быть устранены. "Все люди, независимо от места их рождения и принадлежности их к той или иной нации, являются членами одной великой семьи -- Человечества и гражданами одного общества -- Земли".
Почти одновременно в Париже было основано другое международное революционное общество -- "Интернациональный демократический комитет", который в 1846 г. из-за репрессий перенес свою деятельность в Брюссель. Среди его корреспондентов были, в частности, Прудон, немец Карл Грюн, лидер чартистов Джонс и представитель "братских демократов" Гарни.
В то же самое время мысль о необходимости международного союза возникает и среди самих рабочих. В 1842 г. парижские рабочие, издававшие газету "Мастерская", призвали английских рабочих объединиться в такой союз, чтобы совместно защищать свои права и интересы. Английские рабочие откликнулись с сочувствием, представители ряда тред-юнионов вступили в соответствующую переписку с редакцией газеты "Мастерская". Именно в письме английских рабочих содержатся знаменитые формулировки, повторенные позднее в знаменитом введении к уставу Первого Интернационала: "Для нас политическое освобождение не является целью... Политическое преобразование есть лишь преддверие преобразования социального... Экономическое освобождение рабочих представляет ту великую цель, которой должно быть подчинено всякое движение политическое".
В 1843 г. идею международного рабочего союза стала проповедовать последовательница Фурье Флора Тристан. Вернувшись из Англии, она начала ездить по Франции и пропагандировать идеи профсоюзов, борьбы за социализм и освобождение пролетариата. Она предложила, чтобы в каждой стране объединившийся рабочий класс создал единый мощный союз в борьбе за право на труд и организацию труда, а эти союзы слились во всемирный рабочий союз, который "учреждаясь во имя всемирного единства, не должен делать никаких различий между национальностями и (должен) объединить в себе всех рабочих и работниц, к какой бы нации они ни принадлежали". Флору Тристан можно по праву считать одной из основных предшественников Интернационала. В ее книге ясно сформулирована идея, согласно которой рабочие должны конституироваться как класс независимо от буржуазии и в борьбе с ней добиваться своего социального освобождения.
Французские рабочие союзы были разгромлены после поражения революции 1848 г. захвата власти Наполеоном III в 1851 г., и центр объединения революционных сил вновь переместился в Лондон. Здесь осели после краха революции немецкие последователи Маркса, создавшие в 1847 г. "Союз коммунистов". В 1855 г. находившиеся в Лондоне французские, итальянские, венгерские, польские и австрийские эмигранты создали свою "Международную ассоциацию". Манифест МА провозглашал ее целью "пропаганду идеи социальной революции, чтобы через нее установить всемирную социальную демократическую республику". Эта революция призвана осуществить полное освобождение пролетариата, уничтожить все привилегии. В новом обществе правительство должно быть только администрацией, избираемой народом, подотчетной его контролю и сменяемой в любой момент. МА призвала к объединению всех пролетариев и демократов-социалистов Европы, чтобы подготовиться к действию и придать следующей революции не политический, а социальный характер. Она призвала также к созданию повсюду секций ассоциации. В Ассоциации участвовали и анархисты (французский анархо-коммунист Дежак). Она существовала до 1859 г.
Французские рабочие знали о создании Ассоциации, но из-за репрессий не могли сразу присоединиться к ней. В стране постепенно оживали рабочие союзы и ассоциации. Наконец, весной 1856 г. из Парижа в Лондон отправилась рабочая делегация с целью обсудить с английскими рабочими создание Всемирного рабочего союза для борьбы с капиталом и достижения социального освобождения пролетариата, причем именно средствами экономической, а не политической борьбы. Вторую делегацию с этой целью удалось направить только в 1862 г., по случаю всемирной выставки. На совместном собрании английских и французских рабочих 5 августа 1862 г. Английские рабочие огласили адрес к французским товарищам, в котором говорилось, что времена изолированности и вражды между народами прошли, настала эра братства и труда. Основная и насущная задача человечества -- разрешение вопроса о праве рабочего на полный продукт его труда, причем этот вопрос могут решить только сами рабочие путем совместных организованных усилий. Они призвали найти пути и формы международного общения между рабочими. Французские делегаты приветствовали идею объединения и предложили сразу же создать Рабочий комитет международных связей. Предложение было принято, и по существу это было созданием Интернационала. Часть французских делегатов осталась в Англии, пошла работать на английские фабрики и стала изучать английский язык, чтобы способствовать дальнейшим переговорам. В 1863 г. в Париже и Лондоне были созданы рабочие комитеты по организации Интернационала. В том же году из Парижа в Англию направилась новая делегация рабочих во главе с гравером Толеном. Толен был одним из наиболее образованных последователей Прудона, которые и создали первые рабочие синдикаты во Франции в 1860-х гг.
На протяжении 1862--1863 гг. между парижскими и лондонскими рабочими шла оживленная переписка по поводу организации Интернационала. Но дело продвигалось медленно. Основание Интернационала было ускорено одним чисто внешним событием -- международным возмущением в связи с подавлением русским царизмом польского восстания 1863 г. 28 сентября 1864 г. в Лондоне в Сент-Мартинс-Холле был созван международный митинг протеста против репрессий в Польше. Трое французских делегатов (рабочие Толен, Перрашон и Лимузен) взяли с собой в Лондон проект устава и программы Международной ассоциации трудящихся, чтобы предложить их на обсуждение товарищам из Англии. В лондонском митинге приняли участие активисты английского рабочего движения, а также эмигранты, включая секретаря итальянского революционера Мадзини -- майора Вольфа, а также Карла Маркса, который, как он позднее писал Энгельсу, был только зрителем и молча слушал ораторов.
После речей в защиту Польши один из ораторов сказал: ясно, что поляки страдают. Но есть на свете великая нация, еще более подавленная и угнетенная -- это пролетариат. Пусть же с этого собрания раздастся первый призыв к освобождению рабочих. Затем представитель английских рабочих зачитал приветствие французским делегатам, те ответили и изложили свой проект международной организации. После этого присутствующие на митинге приняли следующую резолюцию: "Выслушав наших французских собратьев, присутствующие на митинге принимают их программу как полезную в деле улучшения условий жизни рабочих классов и берут ее как основу интернациональной организации рабочих". Митинг избрал временный комитет для доработки проекта устава, предложенного французскими рабочими. В комитет вошли: от Англии -- рабочие Оджер, Осборн, Хоуэлл, Люкрафт и Эккариус, от Франции -- Боске, от Италии -- Вольф, от Германии -- Маркс, от Швейцарии -- Герман Юнг. Так был создан Первый Интернационал, получивший название "Международной Ассоциации Трудящихся" (или "Международной Ассоциации Рабочих"). На русский язык это название переводилось раньше как "Международное товарищество рабочих". Как видим, МАТ была делом рук самих рабочих, их детищем, их собственным творением.
В октябре 1864 г. был опубликован временный устав Интернационала. Интересно, что на первых двух пленарных заседаниях временного комитета, на котором обсуждался проект устава, Маркс не присутствовал по болезни. Временный комитет передал проект для окончательного редактирования в уставную комиссию (англичане Кремер и Уэстон, француз Ле Любез, немец Маркс). В первых двух заседаниях этой комиссии Маркс тоже не участвовал. 20 и 27 октября комиссия заседала на квартире Маркса. Маркс требовал вычеркнуть из введения к уставу следующие фразы: "Интернационал и все входящие в него общества и лица, принимают истину, нравственность и справедливость основой своих отношений к людям" и "Они считают своим долгом требовать для всех равных прав человека и гражданина. Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав". Марксу пришлось уступить, но он добился приемлемой для себя редакции этих формулировок.
В окончательной редакции во введении к уставу были провозглашены следующие принципы: освобождение трудящихся должно быть делом самих трудящихся; в борьбе за свое освобождение рабочие должны стремиться не к установлению новых привилегий, а к равенству прав и обязанностей для всех; экономическое освобождение трудящихся от порабощения их капиталом есть та великая цель, которой должно быть подчинено всякое политическое движение; освобождение трудящихся не есть вопрос местный и национальный, но международный; вновь созданная МАТ признает как основу отношения к людям истину, нравственность и справедливость; она требует прав человека и гражданина для любого человека, выполняющего свои обязанности, поскольку нет обязанностей без прав и нет прав без обязанностей.
Интересно, что марксистская версия введения к уставу МАТ, цитируемая, в частности, в собрании сочинений Маркса и Энгельса, отличается от той, которую приводят анархисты. Различие на первый взгляд не очень существенное. В версии, на которую ссылаются анархисты, говорится: "Экономическое освобождение трудящихся есть та великая цель, которой должно быть подчинено всякое движение политическое". В марксистской версии сказано: "Экономическое освобождение рабочего класса есть великая... цель, которой всякое политическое движение должно быть подчинено как средство". Однако различное истолкование этого текста (можно ли использовать политическую борьбу как средство) вызвало расхождения в Интернационале между марксистами и антиавторитариями; последние утверждали, что слова "как средство" были произвольно вписаны марксистским Генеральным советом. Существует и еще одно предположение: эти слова были во временном уставе 1864 г., но не в окончательном тексте, утвержденном на конгрессе 1866 г., протоколы которого легли в основу французских и итальянских переводов. Генсовет позднее самовольно вписал их и провел ратификацию на Лондонской конференции 1871 г.
Согласно уставу, Интернационал строился фактически как федерация рабочих союзов. Никакого централизма не было. Рабочие одной и той же профессии или местности образовывали секцию, все секции объединялись в национальные, то есть страновые федерации, посылающие делегатов в Главный совет. Совет являлся чисто координирующим органом, не могущим издавать никаких декретов, указаний и т. д. Ему надлежало разбирать споры и недоразумения между секциями. Все секции и федерации сохраняли автономию. Высшим органом МАТ был ежегодный конгресс делегатов от секций и федераций; только он мог обсуждать все вопросы, касающиеся ассоциации и международного рабочего движения, избирать Совет, менять или дополнять устав, разрешать окончательно споры и недоразумения между секциями.
Вместе с уставом был опубликован и первый манифест Интернационала (так называемый "адрес"). Его действительно написал Маркс, и в нем -- в отличие от устава -- отражены взгляды сторонников политической борьбы: "Первый долг рабочего класса состоит в завоевании политической власти". Это противоречило позиции большинства английских и французских рабочих, считавших, что борьба с капиталом должна вестись не за политическую власть, а за непосредственно на экономической почве.
МАТ строилась на классовой, а не идеологической основе. Вот почему в ее рядах оказались сторонники самых различных взглядов и идей: британские тред-юнионисты, французские прудонисты и бланкисты (то есть социалисты-якобинцы), немецкие последователи Маркса и Лассаля, итальянские мадзинисты, бельгийские коллективисты, наконец, с -- сторонники Альянса социальной демократии (бакунисты). В нем отнюдь не было марксистского большинства, но Маркс в письме к Энгельсу в 1867 г. откровенно признавал, что намерен сделать все, чтобы "эта мощная машина" оказалась "в наших... руках".
С какими идеями пришли в Интернационал Маркс и его сторонники? Еще за 20 лет до создания МАТ Маркс пришел к принципиальному выводу о том, что "пролетарии, чтобы отстоять себя как личности, должны уничтожить имеющее место до настоящего времени условие своего собственного существования,... т. е. должны уничтожить труд. Вот почему они находятся в прямой противоположности к той форме, в которой индивиды, составляющие общество, до сих пор выражали себя как некоторое целое, а именно к государству, и должны низвергнуть государство, чтобы утвердить себя как личности". Такие высказывания дали основания некоторым исследователям утверждать, что Маркс был "теоретиком анархизма", который "заложил рациональные основы анархистской утопии" и намеревался написать (но так и не написал) книгу о государстве с безвластнических позиций. Однако и они признают, что Маркс, конечно же, не был "практиком анархизма". Антиэтатистская цель оказалась принесена в жертву соображениям "реальной политики". Разумеется, это не было случайностью, а коренилось глубоко в самой марксовой философии истории. Согласно ей, социальная революция и будущее свободное общество станут естественным следствием противоречий самого капитализма, плодом его "диалектического развития", концентрации, централизации и рационализации производства. Иными словами, свержение капитализма следует логике самого капитализма и может быть лишь столь же авторитарным, как и она.
"В классической теории Маркса переход от капитализма к социализму рассматривается как политическая революция: пролетариат разрушает политический аппарат капитализма, сохраняя при этом технологический аппарат и подчиняя его целям социализации", -- отмечал Г. Маркузе. -- "Революция обеспечивает определенную непрерывность: в новом обществе технологическая рациональность, освобожденная от иррациональных ограничений и деструктивных функций, сохраняется и совершенствуется... Маркс полагал, что организация аппарата производства "непосредственными производителями" должна привести к качественным изменениям в технической непрерывности: а именно, к направлению производства на удовлетворение свободно развивающихся индивидуальных потребностей". Его ошибка заключалась во мнении, будто индустриальная форма общественной и производственной организации, "по крайней мере, в том, что касается технической основы развития производительных сил, может служить моделью для построения нового общества". В действительности огромные централизованные индустриальные комплексы почти невозможно социализировать, то есть поставить под сознательный контроль ассоциированных производителей. То же самое относится к системе централизованного управления общественными делами, то есть к государству.
Однако, следуя теории о том, что буржуазная политическая форма ("надстройка") сдерживает развитие производственной и технической основы общества, Маркс и Энгельс уже в 1848--1850 гг. пришли к выводу о том, что первоочередная задача сводится именно к разрушению этой политической формы и к замене ее новой. По их мнению, следовало сосредоточиться на "завоевании пролетариатом политической власти как первом средстве преобразования всего существующего общества". В результате произойдет "низложение всех привилегированных классов, подчинение этих классов диктатуре пролетариев". "Первым результатом пролетарской революции... будет централизация крупной промышленности в руках государства, то есть господствующего пролетариата". Но установление самой этой новой власти лишь откроет процесс "непрерывной революции вплоть до установления коммунизма", как "необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям". Иными словами, политическая революция открывала революцию социальную: предстояло "сломать" старую государственную машину и создать новую, "пролетарскую", которая затем должна была осуществить преобразование производственных и общественных отношений с тем, чтобы впоследствии исчезнуть вместе с классовым делением общества.
Но марксистская "реальная политика" этим не ограничивалась. На пути к революции предполагалось широко использовать политические формы существующей буржуазной системы. Последователи Маркса выступили за участие в парламентских выборах и "давление" на буржуазию, поскольку "в интересах рабочих поддерживать буржуазию в ее борьбе против всех реакционных элементов до тех пор, пока она верна самой себе". "С помощью свободы печати, права собраний и союзов он (пролетариат) завоевывает себе всеобщее избирательное право, с помощью же всеобщего и прямого избирательного права, в сочетании с указанными агитационными средствами, -- все остальное".
Такие взгляды Маркса отнюдь не имели поддержку большинства членов Интернационала, который, как я уже сказал, состоял из сторонников совершенно разных идейных течений. В этой ситуации совершенно естественно было ожидать, что на конгрессах МАТ возникнут острые споры и именно в ходе их предстоит прояснить позицию мирового рабочего движения.
Конгресс, намеченный на 1865 г. в Брюсселе, не состоялся из-за нового бельгийского закона против иностранцев. Вместо этого пришлось созвать конференцию в Лондоне, которая постановила собрать первый конгресс на следующий год в Женеве. Дискуссии по вопросу об отношении к лицам интеллигентских профессий и об участии женщин в МАТ не привели к принятию решений.
На Женевском конгрессе (сентябрь 1866 г.) присутствовало 60 делегатов (16 от французских секций, 3 от немецких, 4 от английских и 37 от швейцарских, бельгийцы --?). Избранная конгрессом комиссия окончательно отредактировала устав, и тот принят конгрессом. В Женеве произошло первое столкновений сторонников и противников борьбы за политическую власть. В докладе о кооперативных товариществах, представленном Генсоветом, говорилось о необходимости перехода политической власти в руки рабочих. В докладе же от парижских секций, напротив, подчеркивалось, что рабочие должны проявлять инициативу и самодеятельность прежде всего в экономической сфере -- в отличие от демократии. которая направляла все силы на политическую борьбу, то есть на выбор новых господ. Будущие антиавторитарии заявляли, что "любое действие должно иметь немедленной и непосредственной целью триумф трудящихся кал капиталом".
Женевский конгресс закрепил идею о революционном характере профсоюзов. В резолюции по этому вопросу говорилось, что профсоюзы призваны не только вести за непосредственные повседневные нужды и интересы рабочих, но должны действовать сознательно, как ядро организации рабочего класса, во имя его полного освобождения, для чего им следует объединяться в мировые федерации. Эта идея о двойной задаче профсоюзов легла позднее в основу анархо-синдикализма. Конгресс постановил также добиваться во всех странах 8-часового рабочего дня, ограничения женского и детского труда. замены постоянных армий народной милицией.
После Женевского конгресса Интернационал добился большого успеха во Франции, Бельгии, Швейцарии, отчасти в Италии. Через год в МАТ было уже около 200 тысяч человек.
Второй конгресс Интернационала состоялся осенью 1867 г. в Лозанне. Было представлено 50 делегатов, в большинстве своем -- французы и 26 швейцарцев. Поэтому на этом конгрессе, как и в Женеве, сильно ощущалось влияние прудонистских идей. В вопросе о войне Лозаннский конгресс провозгласил принципы антимилитаризма. В резолюции констатировалось, что война со всеми ее последствиями ложиться, в первую очередь, на плечи рабочего класса, лишая его средств к существованию и самой жизни, что вооруженный мир парализует развитие экономики и ведет к растрате сил и ресурсов, что мир необходим и "должен быть укреплен... новым общественным строем. В котором не будет больше разделения на классы". Конгресс постановил участвовать в работе конгресса "Лиги мира и свободы" и ее действиях., направленных на поддержание мира.
Основная борьба на конгрессе разворачивалась между швейцарскими и французскими прудонистами и английскими и немецкими коллективистами, то есть сторонниками общественной собственности на средства производства (среди них были и последователи Маркса). В одной из резолюций говорилось о том, что "социальное освобождение трудящихся неотрывно от их политического освобождения". Коллективисты-этатисты добились в противовес прудонистам принятия резолюции, призывавшей к огосударствлению средств транспорта и обращения.
Но будущие антиавторитарии не проявляли большой активности в дебатах. Однако характерно, что на лозаннском конгрессе впервые заявили о себе рабочие, которых можно считать предшественниками синдикализма. Исходя из практики повседневной рабочей борьбы, они подчеркивали первостепенное значение стачек и профсоюзов в борьбе за новое общество.
Это течение заметно усилилось ко времени третьего конгресса Интернационала в Брюсселе в 1868 г. Многое изменилось в связи с тем, что с конца 1867 г. французское правительство стало принимать активные меры, чтобы пресечь деятельность МАТ. После первых же репрессий (февраль 1868 г.) Толэн и парижская комиссия объявили о своем уходе. Они представляли традиционный прудонизм, выступавший за индивидуальную собственность, недоверчиво относившийся к стачкам, призывавший оставить женщину "в семье". Оставшиеся в Интернационале французские рабочие (во главе с Варленом) стремились преодолеть прудонизм, развиваясь в сторону коллективизма и синдикализма. Французская секция перешла на позиции "антиэтатистского коллективизма" (в противовес "этатистскому коллективизму" сторонников Маркса).