Кащей_Бессмертный
05-10-2008 11:32:54
Бакунин М.А. Интернационал, Маркс и евреи. Неизвестные работы отца русского анархизма. М: Вече - Аз. 2008
Труды классика мирового анархизма Михаила Александровича Бакунина уже не первый раз издаются в России. Но эту книгу можно считать поистине скандальной. И не случайно. В ней собраны работы, содержащие антисемитские и антигерманские высказывания Михаила Александровича, сделанные в ходе критики действий и идеи Карла Маркса и его последователей. Интересно то, что издан этот сборник в одном из крупнейших и престижных российских издательств - «Вече». И к тому же большим для нашего времени тиражом - 3 тысячи экземпляров.
Помимо известной всем работы «Кнуто-германская империя и социальная революция», в книгу входят неоконченные рукописи, связанные с полемикой Бакунина против Маркса: «Письмо интернационалам Болоньи», «Личные отношения с Марксом», «Товарищам Федерации секций Интернационала Юры», «Письмо брюссельской газете «La Liberté» («Свобода»)». Их перевод осуществлен по рукописям, представленным на посвященном Бакунину компакт-диске, который издан Амстердамским институтом социальных исследований.
Замысел составителей сборника очевиден - представить издание как некую сенсацию. Так, в предисловии неизвестный автор указывает, что «мысли и высказывания» Бакунина «по национальным проблемам, особенно по «еврейскому вопросу» полностью неизвестны не только широкому читателю, но даже большинству профессиональных историков и исследователей» и что чуть ли не единственное упоминание о них содержится «в комментариях к собранию сочинений и писем М.А. Бакунина под редакцией и с примечаниями революционера с неубедительно «русским» псевдонимом Ю.М. Стеклов (настоящая фамилия - Нахамкис)», изданному в 1935 году.
Конечно, переиздание работ Бакунина - это событие. Но ничего такого, что от читателя «тщательно скрывали» бы целые десятилетия, здесь нет. Три «неизвестные» работы Бакунина из четырех, представленные в книге, уже выходили ранее. Рукописи «Личные отношения с Марксом» и «Письма интернационалистам Болоньи», а также письмо в редакцию «La Liberté», под другими названиями были изданы в трехтомном издании «Материалы для биографии Бакунина» (М.-Пг., 1928) (см. Т. 3, «Бакунин в Первом Интернационале»), с комментариями известного исследователя В. Полонского. Тираж этой книги достигал 2 тысяч экземпляров. Полонский же опубликовал и другие работы, в которых были отражены взгляды Бакунина на «еврейский вопрос» (в том числе письмо А. Ришару, «Интриги Утина» и др.; в сборник «неизвестных» трудов Бакунина их, кстати, не включили). Так что насчет «неизвестности» такого рода трудов Бакунина и «сенсации» издатели сильно преувеличили.
Обещают в предисловии и другие сенсации. В частности, не только раскрыть читателю истоки «немецкого национализма, дважды приведшего планету к мировым войнам», но и показать «роль еврейских кругов Германии» в выработке и осуществлении доктрины "Дранг нах Остен"». Однако никаких фактов относительно участия немецких евреев в разработке завоевательных планов Германской империи мы в книге не встречаем. Разве что к ним можно отнести критику Бакуниным некоторых односторонних оценок внешней политики Российской империи, данных Марксом, Энгельсом и их сторонниками. Или это высказывания Бакунина о якобы полном культурном слиянии еврейского населения Восточной Европы с немцами вплоть до необоснованных выводов о будто бы массовой поддержке еврейским населением пангерманских идей? Из опубликованных материалов следует логичный вывод: Бакунин не был последовательным националистом, что признали в предисловии и составители сборника. С одной стороны, мы видим его характеристики еврейского народа как «народа-пиявки», высказывания в духе того, что еврейская политическая и финансовая элита представляет собой «настоящую власть» в Германии. И на тех же страницах Бакунин отрицает коллективную ответственность народов за преступления элиты, призывает к международной солидарности рабочих различных стран вопреки национальным различиям. С одной стороны - бакунинские разоблачения как реальных, так и мнимых интриг Маркса, сопровождающиеся оскорблениями на национальной почве. И тут же - признание талантов Маркса, заслуг, выдающихся личностных качеств, чистоты и честности политических убеждений.
Отсюда следует простой вывод. Антисемитизм - идефикс Бакунина, связанный с особенностями его личного опыта, переживаниями и полностью противоречащий его убеждениям. Показательно, что, несмотря на многочисленные и длинные письма, ни у последователей, ни у друзей антисемитские фразы Бакунина не нашли поддержки. Так, А.И. Герцен не раз настоятельно советовал другу «оставить в покое» «еврейскую улицу». Следует иметь в виду, что в XIX веке антисемитские идеи были достаточно сильно распространены в Европе. Высказывания на грани антисемитизма встречаются и у Карла Маркса. Однако составители этого сборника обошли вниманием этот факт, очевидно стремясь противопоставить еврея Маркса «русскому анархисту» Бакунину.
Издание несомненно содержит элемент провокации, ориентировано на идеологическое воздействие. Идеи анархизма в наше время популярны в среде определенных кругов молодежи. Доминируют при этом антифашистские и антинационалистические настроения. Однако определенным влиянием в националистической и, в гораздо меньшей степени, в анархистской среде пользуются и идеи «национал»- или «этно»-анархизма. По крайней мере, на просторах интернета России, Украины и Белоруссии мы можем найти немало сайтов и Живых журналов, авторы которых идентифицируют себя с этими идеями в различных вариациях - от умеренного культурнического национализма до радикального нацизма. Здесь стоит особо отметить личность В.М. Смирнова, переводчика опубликованных в рецензируемой работ Бакунина. Валерий Марксович Смирнов - один из лидеров Фронта национального спасения и соучредитель газеты «Дуэль». Это не случайно. С 1990-х годов и по сей день националистические публицисты неоднократно пытались привлечь внимание к анархизму - можно упомянуть И.Р. Шафаревича, В.И. Филатова, С.В. Юркова-Энгельгардта, Д.А. Корчинского, В.В. Штепу, авторов из круга газеты «Дуэль» и др. Иногда они положительно оценивали борьбу Бакунина против Маркса и связанных с ним «еврейских» и «немецких» социалистов. Многие авторы признавали и позитивное значение отдельных элементов анархистской социальной доктрины. Отдельные группы националистов, например, «Союз славянских общин» В.С. Казакова и «Община вятичей», пропагандируют идеи «вечевой демократии», в какой-то мере близкие анархистским. Кстати, в изданных работах Бакунина присутствует весьма созвучная этим идеям мысль об антигосударственных представлениях, исторически присущим славянам - в отличие от немецкого народа. Даже правящая элита у славянских народов, по Бакунину, имеет по большей части иноземное происхождение.
Противопоставление «русского анархиста» Бакунина «немецко-еврейскому» социалисту Марксу и интернационалисту П.А. Кропоткину, сторонниками идей которого является большинство современных российских анархистов, скорее всего, станет подпиткой национал-анархизма, произрастающего в интернет-пространстве. Это тем более вероятно, что молодое поколение воспитывается сейчас в «победной» имперской риторике официальных СМИ, что облегчает некритическое восприятие таких идей.
У этой книги есть одна очевидно положительная черта. Читатель (неважно, с сочувствием или нет он относится к личности русского анархиста) получил новую возможность ознакомиться из первых уст с аргументами Бакунина против Маркса, оценить уровень их справедливости и ошибочности, ангажированности. В наше время важно понять противоречия и ошибки Михаила Александровича, как и многих легенд левого движения.
Дмитрий Рублев
http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=437
http://livasprava.livejournal.com/188337.html