Биографическая статья из моей базе данных. Для этой публикации внес некоторые сокращения.
МАХАЙСКИЙ Иван (Ян Вацлав) Константинович
(литературные псевдонимы «Махаев», «Вольский»)
15.11.1867 – 19.02.1926.
Родился в Келецкой губернии. Дворянин, сын мелкого чиновника. В 1886 поступил на медицинский факультет Варшавского университета; бросил учебу на последнем курсе в 1891. В конце 1880-х вступил в революционную организацию «Лига польская», близкую социал-демократии. В апреле 1891 был арестован на австрийской границе с транспортом нелегальной литературы, освобожден в августе 1891.
После освобождения эмигрировал в Швейцарию, поселился в Цюрихе. Сотрудничал в польской социалистической прессе, лидер цюрихского кружка «Соединенное общество польской молодежи», сторонник совместной деятельности рабочего класса Польши и России в борьбе против самодержавия.
В июне 1892 нелегально прибыл в Польшу с транспортом литературы и был арестован. 03.11.1893 приговорен к заключению в крепость на 2 года и последующей ссылке в Восточную Сибирь на 5 лет.
С мая 1895 жил в ссылке в Вилюйске Якутской области. Здесь начал разрабатывать собственную революционную теорию, получившую название «махаевщина». Основные положения теории М. были впервые изложены в гектографированной книге «Умственный рабочий. Эволюция социал-демократии» (1898), посвященной критике всех направления марксизма, как ортодоксального революционного, так и ревизионистских взглядов Э. Бернштейна. Доказывал, что все течения социал-демократии одинаково оппортунистические, поскольку они подменяют борьбу за чисто рабочие интересы борьбой за политическую демократию и тем самым изменяют делу рабочей революции. С этого же времени М. начал выступать среди ссыльных с рефератами, распространял гектографированные экземпляры своей книги, организовал небольшой кружок сторонников («махаевцев»), в который входили В. Гурари-Бучульская (вскоре стала женой М.), супруги Е. и М. Бройдо, А. Миткевич, А. Шетлих и др.
В 1899 вышла вторая часть «Умственного рабочего», книга «Научный социализм», развивающая взгляды М. и посвященная прежде всего критике марксистской теории. Анализируя классовую структуру общества, М. обосновал новый взгляд на место и роль интеллигенции в нем. Интеллигенция для М. является паразитическим классом («армия умственных рабочих»), эксплуатирующим рабочий класс («рабочих ручного труда») специфическими, присущими только ей орудиями труда и инструментами (знания и образование). В существующем "частно-капиталистическом" обществе интеллигенция вынуждена работать на класс буржуазии, что противоречит ее собственным интересам и вызывает революционную борьбу интеллигенции против капитализма. При этом целью интеллигенции является установление собственного господства в грядущем социалистическом строе, в котором производство будет обобществлено, но сохранится монополия интеллигенции на знания, а значит, и на управление производством; отсюда делался вывод о том, что в грядущем социалистическом государстве интеллигенция станет господствующим классом коллективных эксплуататоров. Будучи слишком слабой и малочисленной для непосредственной и самостоятельной борьбы против буржуазии, интеллигенция вынуждена опираться на более массовый и сильный класс пролетариата, противостоящий буржуазии. Однако именно поэтому интеллигенция заинтересована в сокрытии от пролетариата своих истинных целей. Уводя пролетариат от борьбы за его собственные интересы, интеллигенция прибегает к «чудовищному обману научного социализма», «выдумывая и подсовывая» рабочим разнообразные теории: марксизм, анархизм и т.д. Задачей же рабочего класса является не изучение каких-либо идей и теорий, не политическая борьба, а борьба за конкретные повседневные требования экономического характера (увеличение заработной платы, сокращение рабочего дня и т.п.) и борьба за «обобществление знания» (что понималось как равенство доходов и фактическое равенство образования). Реализация этих истинных целей пролетариата может быть достигнута цель путем организации «всемирного Рабочего Заговора», серии бунтов, всеобщих экономических стачек, террористических актов и восстаний, которые приведут к одномоментному и полному уничтожению капитализма. Уничтожив государство и капитализм, установив свою собственную государственную диктатуру, пролетариат захватит все имущество господствующего образованного общества, и употребит его на организацию общественного воспитания, ликвидируя тем самым различия между умственным и физическим трудом.
По окончании срока ссылки в 1900 М. поселился в Иркутске. Начал работу по созданию злесь махаевской группы, в 1901 переиздал на гектографе свои работы, написанные в ссылке. Был арестован за хранение нелегальной литературы в конце 1901, освобожден в начале 1902. Вскоре возглавил небольшую Иркутскую группу махаевцев, состоявшую из рабочих-булочников, вел пропаганду, напечатал листовку «Майская стачка», пытался организовать общегородскую стачку булочников.
Арестован в Иркутске в 1902 за пропаганду среди рабочих и подстрекательство к стачке. В марте 1903 приговорен к новой ссылке на 6 лет, подлежал отправке в Средне-Колымск Якутской области. По решению и с помощью живших в Якутии и в Иркутске ссыльных бежал из Иркутской пересыльной тюрьмы 10.06.1903 вместе с Миткевичем.
С конца 1903 снова жил в Женеве, где организовал «Группу практического анархизма» (ГПА); в том же году в Одессе, а затем и в некоторых других местах Европейской России возникли махаевские группы и кружки. ГПА поставила себе целью издание пропагандистской и теоретической литературы для России; отказалась от всяких связей и дискуссий с социалистической эмиграцией. В это время М. занимался систематизацией и уточнением своей теории, в результате чего отказался от своих первоначальных идей об использовании пролетариатом государства и властив революционных целях. Итогом работы М. стала третья часть книги «Умственный рабочий» (1904).
В 1903-1908 сторонники М. пытались организовывать свои группы в Петербурге, Варшаве, Одессе, Екатеринославе, Белостоке, но влияние их оставалось ничтожным, группы быстро распадались, а большинство их участников, в т.ч. ученики самого М., как правило, переходили к анархистам-коммунистам. Однако, если организованное движение «Рабочего заговора» всегда оставалось слабым, то идейное влияние махаевщины ощутимо проявлялось в среде рабочих, прежде всего люмпенизированных, и среди определенной части членов социалистических партий.
Во время Революции 1905-1907 М. несколько раз нелегально приезжал в Варшаву и Петербург, участвовал в деятельности групп "Рабочего заговора", пытался вести агитацию за всеобщую экономическую стачку под лозунгами увеличения зарплаты, сокращения рабочего дня и немедленного денежного обеспечения безработных; призывал к бойкоту социалистических партий и их мероприятий. Основная деятельность М. в эти годы велась в литературной области. Написал и издал несколько брошюр («Буржуазная революция и рабочее дело». 1905 и 1906; «Теория и практика анархизма». 1906; «Банкротство социализма Х1Х столетия». 1908), в которых конкретизировались отдельные моменты махаевщины и велась полемика с марксизмом.
В сентябре-октябре 1907 в Женеве вышел единственный номер «сборника статей» (фактически журнала) «Рабочий заговор», все статьи и материалы которого были написаны самим М. Журнал объявил наиболее революционными элементами пролетариата хулиганов и люмпенов, которые не требуют от буржуазии ни политических свобод, ни перевоспитания, но захватывают силой необходимые им вещи и деньги; призвал рабочих к «всеобщему грабительскому нападению на буржуазно-интеллигентское общество». Журнал также критикует классический анархизм, поскольку он отвлекает рабочих от непосредственного захвата предметов потребления и от борьбы за чисто-экономические требования, предлагая вместо этого бороться за организацию коммунистического общества, в котором, без проведения ряда специальных мероприятий, рабочие останутся эксплуатируемым большинством. М. также критиковал анархистов за отказ от обращения к государственной власти по вопросам увеличения зарплаты и др. чистор экономическим вопросам.
В обстановке поражения революция и нарастающей реакции, с конца 1908 М. постепенно сокращает участие в революционном движении, а в 1910 выехал вместе с женой в Австро-Венгрию, поселился в Закопане и прекратил политической деятельности. Ок. 1911 был арестован австрийской полицией по подозрению в связях с террористами, но вскоре был освобожден и уехал во Францию. С 1911 жил в Париже, зарабатывал уроками и переводами. В 1913-1914 пытался организовать новую группу сторонников.
Вернулся в Россию в 1917, поселился в Петрограде. К концу 1917 организовал Петроградскую группу «Рабочий заговор». Вел агитацию против участия рабочих в профсоюзах и Советах, против поддержки любых социалистических партий. Октябрьскую революцию воспринял как прямое подтверждение верности своих взглядов, как первый шаг социалистической интеллигенции к власти, замену капиталистов новым классом управляющих.
В июне 1918 издал единственный номер журнала «Рабочая революция». Статьи М. «Второй год борьбы», «Большевистская диктатура и экспроприация буржуазии», «Безработица» выражали его отрицательное отношение к Октябрьской революции, к диктатуре пролетариата, к проблемам социалистического строительства. Журнал был закрыт советской властью в начале июля 1918.
В конце 1918 окончательно прекратил политическую деятельность. Жил в Москве, с 1918 до конца жизни работал техническим редактором органа Всероссийского Совета народного хозяйства журнала «Социалистическое хозяйство».
Умер в Москве 19.02.1926.