Рублёв Д.И. Диктатура интеллектуалов?

Кащей_Бессмертный

06-04-2011 20:11:21

http://www.falanster.su/media/anons/ind ... news=73396

Изображение

Рублёв Д.И. Диктатура интеллектуалов? Проблема «интеллигенция и революция» в российской анархистской публицистике конца XIX – начала XX веков. М. МГУП. 2010.

С середины XIX века тема роли интеллигенции в обществе и социально-политических конфликтах является одной из наиболее актуальных для отечественной социально-политической мысли. Сколько резких, полярных суждений о русском интеллигенте было высказано представителями различных философских и политических школ! От апологетики до самобичевания, от признания представителей данного социального слоя в качестве ведущей прогрессивной общественной силы до выводов о необходимости его скорейшего изживания ради того же социального прогресса. Русского интеллигента то наделяют исключительно высокими моральными и нравственными качествами, то ниспровергают, объявляя виновным во всевозможных грехах. В своей книге Дмитрий Рублёв представил взгляд российских анархистов конца XIX – начала XX веков на проблему интеллигенции и её роли в системе общественных отношений. В поле зрения исследователя находятся как концепции теоретиков анархизма и представителей близких течений (П.А. Кропоткина, Я.В. Махайского, Е.И. Лозинского, А.А. Борового, И.С. Гроссмана и многих др.), так и представления рядовых анархистов «от станка». Выявлены источники формирования анархистских концепций интеллигенции, степень их влияния на становление социальной базы анархистского движения. В центре внимания автора находится парадокс антиинтеллигентских настроений, вызревших в среде анархистского крыла революционной интеллигенции. Почему сами интеллигенты оказались носителями радикальных интеллигентофобских воззрений? Ответу на этот вопрос в книге уделяется основное внимание.

afa-punk-23

07-07-2012 18:08:10

"ПРОБЛЕМА «ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ» В РОССИЙСКОЙ АНАРХИСТСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА" (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук):
Скрытый текст: :



А также, "Проблема «Интеллигенция и революция» в анархистской публицистике начала XX века" (Статья опубликована в журнале: Отечественная история. 2006 г. № 3. С. 166 – 173.):
Скрытый текст: :

Шаркан

07-07-2012 19:15:43

увы, ссылки глючат

но само название темы настораживает

afa-punk-23

07-07-2012 19:36:36

Шаркан, это прямые ссылки на загрузку текстов, не знаю, скачиваются без проблем. Погугли, на первой же странице должны появиться ссылки на эти файлы.

Дубовик

08-07-2012 06:37:13

Шаркан писал(а):но само название темы настораживает

Чем?
Самая короткая аннотация:
Кандидатская работа Рублева посвящена взглядам махаевщины, в т.ч. их влиянию на анархизм.

Шаркан

08-07-2012 06:41:21

Дубовик писал(а):Чем?

Кащей_Бессмертный писал(а): Заголовок сообщения: Рублёв Д.И. Диктатура интеллектуалов?

Дубовик

08-07-2012 06:52:27

Шаркан писал(а): Диктатура интеллектуалов?

Так это и есть главная идея махаевщины начала 20 века: социализм - диктатура интеллектуалов.

Шаркан

08-07-2012 08:58:40

Скрытый текст: :
мне это напомнило (плюс кубанская трагедия) об одной тут партии технократов, в учередилети которой меня шесть лет назад приглашали..
Вспомнил еще, что я спросил: а образование будет платным для граждан? А то так эта ваша интелектуальная элита будет происходить только от богатых же!
Сумбур, потом ответили: да, СТОИТ ПОДУМАТЬ о более либеральном режиме доступа к знаниям "ради поступления свежей крови" в управление.
Это меня разозлило. И потом мне вдруг дали слово...
(нашел архивы на компе, восстановил в уме как было)
Дали слово за выдумку термина "конгитократия", которое я использовал в клубном форуме, а потом (в 2008) и встроил в роман "Нано" (где и объявил когнитократию провальной идеей).
http://www.makhno.ru/forum/showpost.php ... tcount=712

коварная идея.
НО ЕСЛИ каждый имеет возможность стать интелектуалом (посредством полной свободы доступа к информации и структурам обучения) - вроде ничего... но снова - с какой стати у спецов будет приоритет принятия решений, касающихся ВСЕХ людей?
Получается, пусть даже мягкая (в идеале) йерархия. Не ситуационное лидерство с согласия населения, а перманентная структура со слоем управленцев и основой исполнителей.
Долго ли баловались анархисты тех времен подобными прожектами?

Дубовик

08-07-2012 09:10:55

Шаркан писал(а): Долго ли баловались анархисты тех времен подобными прожектами?

Шаркан, ты всё понял с точностью до наоборот.
Махаевщина - это как раз антиинтеллигентская теория, антиинтеллектуальная. Всякого образованного человека, который благодаря образованию занимался "умственным трудом", махаевцы рассматривали как представителя эксплуататорских классов. С их точки зрения, социализм означал, что интеллигенция устранит от власти буржуазию, создаст новое эксплуататорское общество полного огосударствления, и будет по-прежнему эксплуатировать рабочих и крестьян (как оно и получилось, собственно). Поэтому они пытались бороться против любой интеллигенции, в т.ч. и революционной, в т.ч. рассматривали как врагов все партии социалистов, от РСДРП и ПСР до анархистов.
На практике рядовые махаевцы сотрудничали с анархистами, иногда возникали смешанные анархо-махаевские группы (Одесса, 1904 год), а затем к концу 1904 и в 1905 большинство махаевцев перешло к анархо-коммунистам (самые известные имена: Борис Эрделевский, Владимир Стрига, Моисей Мец, Ольга Таратута). После 1908 махаевцы практически исчезли. Возродились осенью 1917, знаю о двух-трех группах в Петрограде и провинции. Летом 1918 идеолог движения Ян Махайский издал один номер журнала "Рабочая революция", суть которого - "я же вас предупреждал!" Это было их последним проявлением в России: больше махаевщина не существовала.

В работе Рублева прослеживается влияние махаевщины на взгляды анархистов (и не только) в начале 20 в. Антиинтеллигентские настроения обнаруживаются там у многих, кто формально даже никогда не относился к махаевцам. Навскидку: Афанасий Матюшенко (руководитель восстания броненосца "Потемкин") и кое-что у Махно.

Дубовик

08-07-2012 09:43:51

Биографическая статья из моей базе данных. Для этой публикации внес некоторые сокращения.

МАХАЙСКИЙ Иван (Ян Вацлав) Константинович
(литературные псевдонимы «Махаев», «Вольский»)
15.11.1867 – 19.02.1926.
Родился в Келецкой губернии. Дворянин, сын мелкого чиновника. В 1886 поступил на медицинский факультет Варшавского университета; бросил учебу на последнем курсе в 1891. В конце 1880-х вступил в революционную организацию «Лига польская», близкую социал-демократии. В апреле 1891 был арестован на австрийской границе с транспортом нелегальной литературы, освобожден в августе 1891.
После освобождения эмигрировал в Швейцарию, поселился в Цюрихе. Сотрудничал в польской социалистической прессе, лидер цюрихского кружка «Соединенное общество польской молодежи», сторонник совместной деятельности рабочего класса Польши и России в борьбе против самодержавия.
В июне 1892 нелегально прибыл в Польшу с транспортом литературы и был арестован. 03.11.1893 приговорен к заключению в крепость на 2 года и последующей ссылке в Восточную Сибирь на 5 лет.
С мая 1895 жил в ссылке в Вилюйске Якутской области. Здесь начал разрабатывать собственную революционную теорию, получившую название «махаевщина». Основные положения теории М. были впервые изложены в гектографированной книге «Умственный рабочий. Эволюция социал-демократии» (1898), посвященной критике всех направления марксизма, как ортодоксального революционного, так и ревизионистских взглядов Э. Бернштейна. Доказывал, что все течения социал-демократии одинаково оппортунистические, поскольку они подменяют борьбу за чисто рабочие интересы борьбой за политическую демократию и тем самым изменяют делу рабочей революции. С этого же времени М. начал выступать среди ссыльных с рефератами, распространял гектографированные экземпляры своей книги, организовал небольшой кружок сторонников («махаевцев»), в который входили В. Гурари-Бучульская (вскоре стала женой М.), супруги Е. и М. Бройдо, А. Миткевич, А. Шетлих и др.
В 1899 вышла вторая часть «Умственного рабочего», книга «Научный социализм», развивающая взгляды М. и посвященная прежде всего критике марксистской теории. Анализируя классовую структуру общества, М. обосновал новый взгляд на место и роль интеллигенции в нем. Интеллигенция для М. является паразитическим классом («армия умственных рабочих»), эксплуатирующим рабочий класс («рабочих ручного труда») специфическими, присущими только ей орудиями труда и инструментами (знания и образование). В существующем "частно-капиталистическом" обществе интеллигенция вынуждена работать на класс буржуазии, что противоречит ее собственным интересам и вызывает революционную борьбу интеллигенции против капитализма. При этом целью интеллигенции является установление собственного господства в грядущем социалистическом строе, в котором производство будет обобществлено, но сохранится монополия интеллигенции на знания, а значит, и на управление производством; отсюда делался вывод о том, что в грядущем социалистическом государстве интеллигенция станет господствующим классом коллективных эксплуататоров. Будучи слишком слабой и малочисленной для непосредственной и самостоятельной борьбы против буржуазии, интеллигенция вынуждена опираться на более массовый и сильный класс пролетариата, противостоящий буржуазии. Однако именно поэтому интеллигенция заинтересована в сокрытии от пролетариата своих истинных целей. Уводя пролетариат от борьбы за его собственные интересы, интеллигенция прибегает к «чудовищному обману научного социализма», «выдумывая и подсовывая» рабочим разнообразные теории: марксизм, анархизм и т.д. Задачей же рабочего класса является не изучение каких-либо идей и теорий, не политическая борьба, а борьба за конкретные повседневные требования экономического характера (увеличение заработной платы, сокращение рабочего дня и т.п.) и борьба за «обобществление знания» (что понималось как равенство доходов и фактическое равенство образования). Реализация этих истинных целей пролетариата может быть достигнута цель путем организации «всемирного Рабочего Заговора», серии бунтов, всеобщих экономических стачек, террористических актов и восстаний, которые приведут к одномоментному и полному уничтожению капитализма. Уничтожив государство и капитализм, установив свою собственную государственную диктатуру, пролетариат захватит все имущество господствующего образованного общества, и употребит его на организацию общественного воспитания, ликвидируя тем самым различия между умственным и физическим трудом.
По окончании срока ссылки в 1900 М. поселился в Иркутске. Начал работу по созданию злесь махаевской группы, в 1901 переиздал на гектографе свои работы, написанные в ссылке. Был арестован за хранение нелегальной литературы в конце 1901, освобожден в начале 1902. Вскоре возглавил небольшую Иркутскую группу махаевцев, состоявшую из рабочих-булочников, вел пропаганду, напечатал листовку «Майская стачка», пытался организовать общегородскую стачку булочников.
Арестован в Иркутске в 1902 за пропаганду среди рабочих и подстрекательство к стачке. В марте 1903 приговорен к новой ссылке на 6 лет, подлежал отправке в Средне-Колымск Якутской области. По решению и с помощью живших в Якутии и в Иркутске ссыльных бежал из Иркутской пересыльной тюрьмы 10.06.1903 вместе с Миткевичем.
С конца 1903 снова жил в Женеве, где организовал «Группу практического анархизма» (ГПА); в том же году в Одессе, а затем и в некоторых других местах Европейской России возникли махаевские группы и кружки. ГПА поставила себе целью издание пропагандистской и теоретической литературы для России; отказалась от всяких связей и дискуссий с социалистической эмиграцией. В это время М. занимался систематизацией и уточнением своей теории, в результате чего отказался от своих первоначальных идей об использовании пролетариатом государства и властив революционных целях. Итогом работы М. стала третья часть книги «Умственный рабочий» (1904).
В 1903-1908 сторонники М. пытались организовывать свои группы в Петербурге, Варшаве, Одессе, Екатеринославе, Белостоке, но влияние их оставалось ничтожным, группы быстро распадались, а большинство их участников, в т.ч. ученики самого М., как правило, переходили к анархистам-коммунистам. Однако, если организованное движение «Рабочего заговора» всегда оставалось слабым, то идейное влияние махаевщины ощутимо проявлялось в среде рабочих, прежде всего люмпенизированных, и среди определенной части членов социалистических партий.
Во время Революции 1905-1907 М. несколько раз нелегально приезжал в Варшаву и Петербург, участвовал в деятельности групп "Рабочего заговора", пытался вести агитацию за всеобщую экономическую стачку под лозунгами увеличения зарплаты, сокращения рабочего дня и немедленного денежного обеспечения безработных; призывал к бойкоту социалистических партий и их мероприятий. Основная деятельность М. в эти годы велась в литературной области. Написал и издал несколько брошюр («Буржуазная революция и рабочее дело». 1905 и 1906; «Теория и практика анархизма». 1906; «Банкротство социализма Х1Х столетия». 1908), в которых конкретизировались отдельные моменты махаевщины и велась полемика с марксизмом.
В сентябре-октябре 1907 в Женеве вышел единственный номер «сборника статей» (фактически журнала) «Рабочий заговор», все статьи и материалы которого были написаны самим М. Журнал объявил наиболее революционными элементами пролетариата хулиганов и люмпенов, которые не требуют от буржуазии ни политических свобод, ни перевоспитания, но захватывают силой необходимые им вещи и деньги; призвал рабочих к «всеобщему грабительскому нападению на буржуазно-интеллигентское общество». Журнал также критикует классический анархизм, поскольку он отвлекает рабочих от непосредственного захвата предметов потребления и от борьбы за чисто-экономические требования, предлагая вместо этого бороться за организацию коммунистического общества, в котором, без проведения ряда специальных мероприятий, рабочие останутся эксплуатируемым большинством. М. также критиковал анархистов за отказ от обращения к государственной власти по вопросам увеличения зарплаты и др. чистор экономическим вопросам.
В обстановке поражения революция и нарастающей реакции, с конца 1908 М. постепенно сокращает участие в революционном движении, а в 1910 выехал вместе с женой в Австро-Венгрию, поселился в Закопане и прекратил политической деятельности. Ок. 1911 был арестован австрийской полицией по подозрению в связях с террористами, но вскоре был освобожден и уехал во Францию. С 1911 жил в Париже, зарабатывал уроками и переводами. В 1913-1914 пытался организовать новую группу сторонников.
Вернулся в Россию в 1917, поселился в Петрограде. К концу 1917 организовал Петроградскую группу «Рабочий заговор». Вел агитацию против участия рабочих в профсоюзах и Советах, против поддержки любых социалистических партий. Октябрьскую революцию воспринял как прямое подтверждение верности своих взглядов, как первый шаг социалистической интеллигенции к власти, замену капиталистов новым классом управляющих.
В июне 1918 издал единственный номер журнала «Рабочая революция». Статьи М. «Второй год борьбы», «Большевистская диктатура и экспроприация буржуазии», «Безработица» выражали его отрицательное отношение к Октябрьской революции, к диктатуре пролетариата, к проблемам социалистического строительства. Журнал был закрыт советской властью в начале июля 1918.
В конце 1918 окончательно прекратил политическую деятельность. Жил в Москве, с 1918 до конца жизни работал техническим редактором органа Всероссийского Совета народного хозяйства журнала «Социалистическое хозяйство».
Умер в Москве 19.02.1926.

Дубовик

08-07-2012 10:05:07

Второй наиболее известный представитель махаевщины.

ЛОЗИНСКИЙ Евгений Иустинович
(литературные псевдонимы «Устинов Е.», «Кармелюк»)
1867.
Родился в Брацлаве Подольской губернии. Образование высшее, окончил Киевский и Берлинский университеты. В сер. 1880-х входил в «Народную волю», затем эмигрировал, поселился в Женеве. Член ПСР с 1902, сотрудник центрального органа ПСР газеты «Революционная Россия». Делегат Амстердамского конгресса Второго Интернационала (август 1904) как представитель ПСР.
Осенью 1904 был одним из организаторов и лидеров "Группы аграрных террористов" (ГАТ), идейного предшественника эсеровского максимализма, обювиненной ЦК ПСР в анархистском уклоне. При отъезде членов ГАТ в Россию в ноябре 1904 был оставлен за границей для литературно-теоретической работы. Важнейшую задачу видел в организации общепартийной дискуссии по вопросам об отношении к парламентаризму, о соотношении между программой-максимум и программой-минимум и их осуществлении, о классовом характере русской революции. По всем этим вопросам Л. занимал позиции, близкие анархизму: категорически отрицал всякую легальную деятельность (в т.ч. парламентскую) и сотрудничество с буржуазией; задачей ПСР видел непосредственное разворачивание социальной революции с целью реализации социалистической программы, под которой понимал обобществление всех средств производства; отрицал необходимость программы-минимум и считал ее вредной для революционного движения.
Весной 1905 Л. и Е.Н. Ковальская организовали «Женевскую группу молодых социалистов-революционеров» и приступили к выпуску газеты «Вольный дискуссионный листок» (май-июль 1905, вышло 3 номера). 15.05.1905 ЦК ПСР официально заявил, что группа молодых с.-р. и Л. не принадлежат к партии. Летом-осенью 1905 издал программные брошюры «Какова должна быть программа русской революции?» и «Современный анархизм, его конечные идеалы, программа, тактика и нравственно-классовая сущность». К концу 1905 Л. организовал в Женеве максималистский «Союз революционных социалистов», а в декабре 1905 издал от его имени один номер журнала «Коммуна», изложив подробный план немедленной организации «рабочих коммун и диктатуры пролетариата». Журнал широко распространялся в Северо-западном крае и сыграл важную роль в идейном и организационно-тактическом развитии максимализма.
В 1906 Л. продолжал сотрудничал с максималистами, но постепенно все больше склонялся к идеям анархизма и махаевщины. Издал брошюру «Современный синдикализм» (1906).
После официального создания Союза с.-р.-максималистов в октябре 1906 Л. окончательно порвал с максималистами и начал выступать в Женеве и Берне с рефератами, в которых обосновывал махаевскую программу. Руководил немногочисленной заграничной группой сторонников.
В конце 1906 легально вернулся в Россию, поселился в Петербурге. Сотрудничал с махаевской группой «Рабочий заговор», в основном - как автор множества книг и брошюр, в которых развивалась махаевская программа. Признавая «крупные научные заслуги» Я.В. Махайского, Л. считал сделанное им литературное воплощение теории «рабочего заговора» крайне неудачным и в своих работах почти не ссылался на самого Махайского. Наиболее полным и законченным изложением теории махаевщины стала книга Л. «Итоги и перспективы рабочего движения на Западе и в России» (1909). Среди самостоятельных идей, развивающих махаевские представления, здесь выделяется тезис о наибольшей (по сравнению с другими социальными слоями) революционности «хулиганов» (люмпенов), поскольку они независимы от каких-либо буржуазных и социалистических партий, профсоюзов, кооперативов и т.п. организаций, равнодушны к политическим проблемам и заинтересованны лишь в собственных «карманных» (экономических) вопросах; по мнению Л., именно люмпены способны внести в рабочую массу «здравый пролетарский смысл». В русле традиционных представлений Махайского, Л. определяет интеллигенцию как самостоятельный класс, имеющий особые источники доходов, основанные на их специальных знаниях, и противостоящий другим классам, прежде всего работникам физического труда. Интеллигенция не занимается самостоятельным созданием новых материальных ценностей, а потому является паразитическим классом; ее идеалом является социализм, в котором она сумеет монополизировать знания, а следовательно, и управление общественным производством, т.е. станет новым господствующим классом. Целью рабочего революционного движения («рабочего заговора») является достижение полного имущественного и интеллектуального равенства, ликвидация монополии на знания и собственность; средством – перманентная экономическая борьба с буржуазией, идейная и физическая борьба с социалистической интеллигенцией и с любым типом государства, как буржуазным, так и социалистическим.
После распада группы «Рабочий заговор» с конца 1908 прекратил активное участие в политической деятельности. В 1913 издавал легальный общественно-политическо-сатирический журнал «Против течения».
Жил в СССР в 1926.

Шаркан

08-07-2012 10:54:32

Дубовик писал(а):ты всё понял с точностью до наоборот.

:smu:sche_nie:
дык ссылки у меня не грузятся...

Дубовик

08-07-2012 10:58:42

Шаркан писал(а): ссылки не грузятся...

У меня выдало вот это:
Ссылка может оказаться не той, за которую себя выдает.

Она могла быть изменена с целью спама и фишинга или была создана давно.

Если вы действительно хотите перейти по этой ссылке, нажмите на нее здесь: http://www.nazionalizator.ru/d/82373/d/ ... x_veka.doc

Шаркан

08-07-2012 11:01:33

Дубовик писал(а):больше махаевщина не существовала.

ну и хорошо

Дмитрий Донецкий

09-07-2012 13:48:58

Как это "больше махаевщина не существовала"? А ВРВА? Или как там его...

Дубовик

09-07-2012 14:08:25

Махаевщина как сознательное идейно-политическое движение и махаевские тенденции - немножко разные вещи...

Шаркан

09-07-2012 14:43:40

Дмитрий Донецкий писал(а):А ВРВА?

ох, блин, верно...

inch

11-09-2012 09:34:52

товарищи! откуда можно скачать сию монографию! очень хочется ознакомиться!