Фантастика. Общий курс.

Шаркан

17-07-2011 20:58:12

http://royallib.ru/book/mzareulov_konst ... _kurs.html
Мзареулов Константин - Фантастика. Общий курс

тематическая (под характер форума) цитата:
К началу 80-х большинству советских людей стало понятно, что требуются кардинальные перемены. Абстрактная цель построения коммунизма перестала вдохновлять даже марксистских фундаменталистов, аполитичное «болото» вообще не верило в Светлое Будущее, в обществе нарастало озлобление против коррумпированных бюрократов, а хроническая нехватка многих товаров подстегивала потребительский ажиотаж. Главной бедой сверхдержавы становилась недееспособность однопартийной системы, которая была хороша лишь в годы всеобщего энтузиазма и тоталитарной диктатуры. После прекращения отстрела коррупционеров и при отсутствии конкуренции правящая верхушка окончательно деградировала, потеряв даже инстинкт самосохранения, и открыто занималась лишь обслуживанием собственных корыстных потребностей.
В тот период еще существовали разумные пути вывода страны из кризиса, однако прогнивший режим партийных бонз избрал наихудший сценарий. Судя по ходу дальнейших событий, изначально планировалось предельно ослабить государство и ввести частную собственность, чтобы легализовать доходы, получаемые номенклатурой за счет казнокрадства, взяток и теневой экономики. В борьбе за власть против конституционных структур управления заговорщики опирались на региональных сепаратистов – по указаниям из Кремля в республиках создавались националистические «народные фронты», которые немедленно развязали серию этнических конфликтов с погромами инородцев, поставив СССР на грань гражданской войны.
Впрочем, поначалу новая политика выглядела пристойно: в СССР начался период определенной либерализации (так называемая «перестройка»), что способствовало частичному снятию цензурных барьеров. Для фантастики это означало, что была дозволена публикация некоторых романов и повестей, противоречащих псевдокоммунистическим постулатам официозной идеологии. В то же время провозглашенная «гласность» оставалась в значительной степени усеченной, поскольку цензура по-прежнему не пропускала в печать произведения, направленные против официального курса, который был объявлен безальтернативным. В то же время поощрялись любые нападки на существующий строй, силовые ведомства, отечественную историю. По указке идеологов ЦК КПСС, пресса голосила, что высокие технологии опасны и не нужны, что космическая программа должна быть свернута, что необходимо урезать и без того скудные ассигнования на развитие науки.
Так или иначе, были опубликованы ранее запрещенные повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди», «Улитка на склоне», «Сказка о Тройке», «Хромая судьба» и новый роман «Отягощенные злом, или 40 лет спустя», в которых авторы достаточно прозрачно критиковали загнивающую советскую систему, предлагая собственный путь нравственного оздоровления общества. Особенно резко Стругацкие отвергали различные проявления шовинизма, диктатуру, интеллектуальный снобизм. Тогда же, после полувекового забвения были переизданы повести М.А.Булгакова «Дьяволиада», «Багровый остров», «Роковые яйца», впервые издана на родине повесть «Собачье сердце». Печатались также заведомо антисоветские и антикоммунистические романы писателей-эмигрантов «Мы» Е.Замятина, «Остров Крым» В.Аксенова, и др.
С наступлением перестроечной псевдогласности некоторые авторы, наивно поверив в долгожданный приход «свободы», ходили по редациям «толстых» литературных журналов и пытались объяснить, как важно публиковать современных отечественных фантастов. Ответ был ошеломляющим. Редактора объяснили, что имеют строгое указание печатать лишь произведения репрессированных писателей, либо – произведения о жертвах репрессий. Проще говоря, литература была вновь принесена в жертву политике, причем гигантский механизм государственной пропаганды работал исключительно на разрушение государства и общества.


Скрытый текст: :
ну, насчет "разрушения государства" автор, имхо, промазал.
Речь все же шла о возвращении к "нормальному" капитализму, ибо идеологизированный монополистический госкап оказался неконкурентноспособным.
Кроме того, указанное в начале цитаты разочарование масс грозило социальным взрывом, новой попыткой социальной революции, очень вероятно на этот раз с сильным анархическим уклоном, отчего бы пострадали все государственные режимы.
Поэтому КГБ (сначала Андропов, а затем его протеже Горбачов) в сговоре с Западом провела проект "Перестройка", но план полностьй не удался (скорее всего в конфликт вошли планы имперцев от советской номенклатуры и от западняков), СССР сохранить первым в виде единой державы не удалось.
Но главнуй задачу они все же решили - сорвали социальную революцию.

Дубовик

18-07-2011 05:13:36

Шаркан писал(а): Печатались также заведомо антисоветские и антикоммунистические романы писателей-эмигрантов «Мы» Е.Замятина,

Я бы не был столь категоричен. Замятин не критиековал ни советский строй, ни коммунизм. Кстати, в то время, когда писалось "Мы", Замятин был тесно связан с Партией левых эсеров, вполне революционно-социалистической силой, выступавшей за "возрождение подлинных Советов". Объект критики Замятина - обезличенность, отрицание всякой роли отдельной личности в грядущем строе, принцип коллективизма муравейника, тотальный примат коллективных интересов над индивидуальными и т.п. Нужно знать ситуацию в мире в 1919-1922, чтобы понять, с кем Замятин спороил. В мире, где только что началась (как это восприрнимали современники) машинная революция с фордизмом-тэйлоризмом и конвейерным производством (вспомните фильмы Чаплина!) и прошла Самая Ужасная Война (Первая мировая, - до Второй еще было далеко), - некоторые интеллектуалы начали пропагандировать именно те тенденции, о которых я сказал выше: тотальный колективизм муравейника и проч. Это было международным явлением в политике и искусстве. Наиболее последовательны и известны (но не в бывшем СССР) оказались здесь итальянские футуристы, кстати, сильно повлиявшие на фашизм Муссолини. Уже достаточно громко заявили о себе германские нацисты, в идеологии которых тоже можно проследить эту тенденцию (а нацисты и фашисты до сер.-конца 1920-х - совсем разные движения). В Советской России эдакий высокоэффективный механический муравейник пропагандировали многие сторонники Пролеткульта и группа основателей Института научной организации труда (существовал до распада СССР) во главе с А.К.Гастевым (кстати, долго считавшем себя анархо-синдикалистом). Гастев опубликовал в 1919-1921 несколько сборников "пролетарской поэзии" собственного сочинения, в которых воспевал многое из того, что вошло в роман Замятина, в т.ч. замену личных имен номерами, превращение человека в придаток к машинам и т.п. И вот как раз как прямая полемика с Гастевым - но полемика в форме литературной, в форме антиутопии ("посмотри, что из твоих планов получится") - и написана повесть Замятина.

Freecat22

18-07-2011 06:23:38

Режиссер Фриц Ланг в 1927 году снял на эту же тему фильм "Метрополис".

Дубовик

18-07-2011 06:25:54

Если я сейчас не ошибаюсь, Гастев и Замятин были знакомы до 1917 по эмигрантским литературным делам, а в 1920 вели переписку, в которой ругательски ругали друг друга за соответствующие взгляды. Эпистолярная полемика сос тороны Замятина перешла в литературную, в написание "Мы". Он считал это настолько важным делом, что даже отложил недописанный большой роман о революционере-эсере, посвященный памяти одного из его друзей, который прошел революцию 1905, каторгу, и погиб на фронте гражданской войны.

Шаркан

18-07-2011 09:50:01

Дубовик писал(а):Я бы не был столь категоричен
Анатолий, автор книжки - имперец.
Так что читать надо, имея одно на уме.
Дубовик писал(а):Кстати, в то время, когда писалось "Мы", Замятин был тесно связан с Партией левых эсеров, вполне революционно-социалистической силой, выступавшей за "возрождение подлинных Советов".
не знал. Спасибо за инфу!
Значит, Замятин был "без четверти" нашим (ибо немало эсеров стали анархистами, что логично, имхо)
Дубовик писал(а):итальянские футуристы
кто именно, подскажи?
кстати, я еще не находил работ, посвщенных немецкой фантастической литературе того периода, в которой пропагандировались как раз нацисткие (утопические) модели.

Шаркан

18-07-2011 09:53:53

Дубовик писал(а):отложил недописанный большой роман о революционере-эсере, посвященный памяти одного из его друзей
а дописал?

Дубовик

18-07-2011 12:59:43

Шаркан писал(а): Анатолий, автор книжки - имперец.
Так что читать надо, имея одно на уме.

Да, ЫмперцЫ любят подтасовывать факты ради Ымперской идеи)))
Кажется, я уже читал тот текст, который Шаркан выложил, лет 5-10 назад, в НФ-журнале "Если". Забавно, что в том же журнале за несколько лет до этого уже была статья, разбиравшая "Мы" и другую раннюю советскую фантастику, и конкретно о причинах появления романа там говорилось. Т.е. господин Ымперец с ней должен был быть знаком, но для него это все равно - "антикоммунистическое произведение"...

Шаркан писал(а):
Дубовик писал(а):Кстати, в то время, когда писалось "Мы", Замятин был тесно связан с Партией левых эсеров, вполне революционно-социалистической силой, выступавшей за "возрождение подлинных Советов".
не знал. Спасибо за инфу!

Я не спец по литературе и по Замятину. Я этим эпизодом заинтересовался при изучении биографии Гастева (как анархист он, конечно, находится в сфере моих интересов историка). Информаиця нарытая оказалась интересной и хорошо запомнилась.
Еще о Замятине. Он учился в одной гимназии с Волиным (но был чуть младше его). В 1904-1908 состоял в большевистской фракции РСДРП и был дважды арестован. Между 1908 и 1917 участвовал в движении пролеткультовцев во главе с известным идеологом Богдановым и уже не раз упомянутым Гастевым. В 1918 он сблизился с ПЛСР, был тесно связан с писателем Ивановым-Разумником, который в левоэсеровской партии был член ЦК и кем-то вроде ответственного за культурную работу. Эта группа во главе с Ивановым-Разумником носила название "Скифы", организовала собственное издательство. В нее входили также Блок, Белый, Петров-Водкин, Мстиславский, Есенин и др. Когда в феврале 1919 левые эсеры организовали массовые рабочие волнения в Петрограде (стачки, демонстрации), то прошли массовые аресты активистов партии, а заодно на некоторое время арестовали и "Скифов", в т.ч. Замятина.

Шаркан писал(а):
Дубовик писал(а):итальянские футуристы
кто именно, подскажи?

Ведущие идеологи и теоретики (ну и авторы, конечно) - Габриэль дАннунцио и Филиппо Маринетти. Оба сыграли важную роль в становлении итальянского фашизма, создав эстетические его предпосылки. Маринетти входил в партию Муссолини с 1919. ДАннунцио пытался создать конкурирующую с Муссолини партию, но после 1922 она захирела и он стал муссолиниевцем.
Кто-то из них двоих написал в раннем футуристическом манифесте, что мотоцикл более совершенный предмет искусства, чем все наследие Микеланджело.

Шаркан писал(а): кстати, я еще не находил работ, посвщенных немецкой фантастической литературе того периода, в которой пропагандировались как раз нацисткие (утопические) модели.

А ведь должгны быть...

Дубовик

18-07-2011 13:02:08

Шаркан писал(а):
Дубовик писал(а):отложил недописанный большой роман о революционере-эсере, посвященный памяти одного из его друзей
а дописал?

Нет. Почему - не знаю, врать не буду))
Роман, кажется, пропал при отъезде Замятина за границу. Во всяком случае, сейчас местонахождение этой рукописи не известно. Так мне помнится.

Тан

19-07-2011 16:34:35

Шаркан писал(а):Мзареулов Константин - Фантастика. Общий курс

Намеревался года два назад прочитать эту книгу. Безуспешно. О чем не сожалею совершенно.

Шаркан

20-07-2011 00:06:32

Тан писал(а):О чем не сожалею
кажется и я поспешил с рекламой...
Предложи че-нить получше, за которое тотанкомовская ЧК не будет заставлять полное собрание сочинений Перумова жрать без горчицы...