"Венок Алексею Боровому"

hil-hil

03-05-2012 18:22:29

Незаслуженно мало внимания на форуме представленно А.Боровому.
цитирую соглашаясь с П.Рябовым.
Имя Алексея Алексеевича Борового (1875-1935) сегодня почти не известно в нашей стране и в мире. А между тем Боровой был крупнейшим и оригинальнейшим анархическим мыслителем после П.А.Кропоткина, сумевшим подвергнуть глубокому пересмотру и обновлению самые основы анархического мировоззрения и по-новому подойти к центральной проблеме философии анархизма - проблеме личности.


Остро ощущая потребности своего времени, Алексей Боровой не был ни обыкновенным популяризатором, ни академическим кабинетным ученым. Алексей Алексеевич Боровой - глубоко оригинальный и самобытный мыслитель. В его творчестве присутствуют несколько дорогих ему тем, несколько новых, центральных для него мыслей, - и, хотя за 30 лет своего творчества на ниве анархизма он прошел сложную идейную эволюцию, это центральное "ядро" оставалось, в основном, неизменным.
Три главных "кита" мировоззрения Борового, по нашему мнению, таковы: это антирационализм (апология жизни), индивидуализм (апология личности) и активизм (апология действия).


в общем энджой.

"Венок Алексею Боровому"
Скрытый текст: :
НАЧАЛО

ВСПОМИНАЯ А. БОРОВОГО
(Группа имени А. Борового)

АНАРХО-ГУМАНИЗМ А. БОРОВОГО
(Дмитрий Олейников)

АНАРХИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ А. БОРОВОГО
(Петр Рябов)

А. БОРОВОЙ И П. КРОПОТКИН
(Михаил Цовма)

ПАРЛАМЕНТСКАЯ СЕССИЯ ОТКРЫТА...
(А. Боровой)

Основные опубликованные
анархические работы А.Борового

Публикации работ Борового
и статей о нем последних лет

АНАРХИСТСКИЙ МАНИФЕСТ (А. Боровой)

Дубовик

04-05-2012 05:05:25

Ну и я тоже добавлю свою статью...
--------------------------------------------------

АЛЕКСЕЙ БОРОВОЙ.
От анархо-индивидуализма к Платформе Аршинова-Махно.


Скрытый текст: :
Алексей Алексеевич Боровой родился 30 октября 1875 г. в Москве в семье генерала. Однако карьера военного его не привлекала, и окончив Московский университет, он остался в нем преподавателем юридического факультета. Круг интересов Борового со студенческих лет был весьма широк и включал в себя историю, философию, политэкономию, педагогику, музыку, литературу; в то же время он интересовался марксизмом, к которому всю свою жизнь относился с большим уважением.
Осенью 1904 Боровой находился в научной командировке в Париже. Всесторонне образованный, он оказался интеллектуально подготовлен к восприятию анархического учения, но пришел к нему совершенно самостоятельно и, пожалуй, неожиданно для себя самого: «Никто меня анархизму не учил, не убеждал, не заражал, - вспоминал он много позже. – Неожиданно, из каких-то неведомых глубин, во мне родилась разом огромная, оформленная, просветляющая, единая мысль. С необыкновенной отчетливостью, побеждающей убедительностью во мне проснулось чувство нового для меня мироощущения… Со скамьи Люксембургского сада я встал просветленным, страстным, непримиримым анархистом, каким остаюсь и по сию пору».
Как анархист Боровой большую часть жизни принадлежал к индивидуалистическому направлению, - впрочем, он никогда не разделял крайностей индивидуализма в духе философских систем Макса Штирнера или Фридриха Ницше, всегда оставаясь вне каких-либо строгих рамок течений и направлений. Но несомненно, что в его лице анархизм приобрел, как говорили позднейшие исследователи, «оригинального, романтического и чуждого всякого догматизма приверженца», великолепного писателя, чьи «блестящая образность, смелая фантастика его стиля и речи скорее облачают в нем поэта, художника слова, чем теоретика в обычном понимании».
Осенью 1905, в разгар начавшейся революции, Боровой вернулся в Россию и возобновил работу в Московском университете. А в апреле 1906 он впервые в России выступил с легальной открытой лекцией по анархизму, имевшей большой успех среди интеллигенции, - «Общественные идеалы современного человечества».
Для раннего Борового характерен своеобразный синтез марксистской социологии и истории с философией индивидуализма, близкой штирнеровской. Он рассматривал историю цивилизации как последовательность сменяющих друг друга общественных систем, отличающихся все большей степенью личной свободы человека: на смену феодальному абсолютизму пришел буржуазный строй с демократическими свободами и развитием техники и науки; он будет неизбежно сменен государственным социализмом – который станет революционным уничтожением эксплуататорских, имущих классов, огосударствлением всей хозяйственной и общественной жизни, решением таких социальных проблем, как бедность, безработица и т.п., - но, одновременно, сохранит духовное закрепощение человека «всеобъемлющей властью социалистического шовинизма»; и как венец развитию человечества, на смену социализму естественным образом придет общество ничем не ограниченной индивидуальной свободы личности, Анархия. При этом единственной последовательной анархической системой молодой Боровой считал индивидуализм, а в анархо-коммунизме Кропоткина видел прежде всего внутреннее противоречие между личностью и обществом, коллективом, а также отрицание абсолютной свободы индивида. Иногда он даже заявлял о том, что коммунизм и анархизм есть взаимоисключающие понятия. Поиски решения проблемы: как совместить абсолютную свободу индивида с интересами целого общества, - Боровой называл «научной теорией анархизма» и именно в ней видел свою задачу теоретика; наиболее перспективные варианты такого решения он находил в максимальном развитии науки и техники, что должно привести к полному изобилию материальных благ.
С 1906 года Боровой выступал в разных городах страны с лекциями по анархизму, а также участвовал в работе издательства «Логос», явочным порядком выпускавшего анархическую литературу: он также написал ряд статей для сборника «Индивидуалист». Лекции нередко принимали характер антиправительственной агитации, и за одну из них Боровой был даже приговорен к месяцу тюрьмы.
Однако сам Боровой оставался ничем не связанным с непосредственной революционной борьбой и какими-либо анархическими организациями, - а потому многочисленные русские анархо-коммунисты и синдикалисты воспринимали его как псевдо-анархиста, на деле выступающего за парламентскую демократию в социал-демократическом духе. Особенно жесткой критике Боровой был подвергнут на Амстердамском Международном анархическом конгрессе летом 1907, где один из ведущих российских анархистов Владимир Забрежнев в докладе «Проповедники индивидуалистического анархизма в России» назвал его антикоммунистические и индивидуалистические теории «ницшеанским словоблудием».
В конце 1910 Боровому грозил суд в связи с антигосударственной направленностью издательства «Логос». Такое преступление наказывалось заключением в тюрьму на срок до одного года, - и он предпочел скрыться за границу. Поселившись во Франции, Боровой нашел работу преподавателя политэкономии и истории в Русском Народном Университете и в Свободном колледже социальных наук, созданном французскими анархистами. Личное знакомство с последними пробудило у Борового интерес к теории и практике французского рабочего синдикалистского движения и стало причиной коренного пересмотра его собственного индивидуалистического мировоззрения. В своих лекциях Боровой отныне заявлял о поддержке революционного синдикализма, отрицающего парламентаризм и направленного на переустройство общества путем социальной революции, - хотя к классическому анархо-коммунизму он по-прежнему относился весьма критически.
В 1913 году царское правительство объявило амнистию политическим преступникам в связи с 300-летием Дома Романовых. Вернувшись в Россию, Боровой занимался публицистикой в столичных журналах, а также готовил новую работу, посвященную синдикалистскому движению (результат этой работы, книга «Революционное творчество и парламент», была издана в 1917 году).
Вторую Российскую революцию, начавшуюся в феврале 1917, встретил уже не просто философ, мечтающий об абстрактных идеалах анархии, но активный пропагандист, включившийся в практическую работу организаций и групп единомышленников. Уже в апреле 1917 Боровой оказался в числе организаторов синдикалистской «Федерации союзов работников умственного труда», объединявшей учителей, врачей и т.п., редактировал ее газету «Клич». К сожалению, не встретив поддержки среди российской интеллигенции, Федерация распалась в конце того же 1917 года, - но уже весной 1918 Боровой выступил инициатором создания «Союза идейной пропаганды анархизма» и его печатного органа, ежедневной газеты «Жизнь». Товарищами Борового по Союзу стали ветераны революционно-анархического движения Петр Аршинов, Иуда Гроссман-Рощин и старый знакомый Владимир Забрежнев, всего десять лет назад страстно критиковавший Борового.
Как уже говорилось, индивидуализм был присущ Боровому всю жизнь, и его статьи 1917-1918 гг. (а также новая книга «Анархизм») несут на себе сильный отпечаток этих взглядов. Отрицая всякую власть и принуждение, их автор неизменно подчеркивает, что «для анархизма никогда, ни при каких условиях не наступит гармония между началом личным и общественным. Их антиномия – неизбежна. Но она – стимул непрерывного развития и совершенствования личности, отрицания всех конечных идеалов». Тем самым, важнейшее значение для Борового получает не Анархизм как цель, но Анархия как непрерывное приближение к цели: «Ни один общественный идеал, с точки зрения анархизма, не может быть назван абсолютным в том смысле, что он венец человеческой мудрости, конец социально-этических исканий человека»...
Газета «Жизнь» была закрыта советской властью летом 1918 наряду с другими органами анархической прессы. Еще через год товарищи по «Союзу идейной пропаганды» оставили организацию: одни ушли к большевикам, другие, как Аршинов, присоединились к массовому анархическому движению Украины, махновщине. Боровой остался единственным лидером Союза, но не оставлял работы в нем, - вплоть до 1922 он организует лекции по истории и теории анархизма, участвует в выпуске классики анархической литературы. Пропаганду анархизма Боровой фактически ведет и среди студентов Московского университета и других вузов, читая лекции по истории социализма, рабочего движения, новейших тенденциях капитализма и т.д. – не лишним будет сказать, что высокий статус человека науки был подтвержден полученным в 1919 году званием профессора факультета общественных наук МГУ.
Мировоззрение Борового продолжало постепенно меняться: к началу 1920-х оно теряет остатки индивидуализма и приближается к классическому анархизму, - сам Боровой называет свои взгляды «анархо-гуманизм» и теперь уже признает вполне возможным примирение общественных и личных интересов, – на почве социалистического коллективизма. Свои взгляды этого времени он излагает в наиболее продуманной и глубокой книге «Личность и общество в анархическом мировоззрении» (1921).
В конце 1921, воспользовавшись попыткой студентов Коммунистического Университета организовать открытый диспут «Анархизм против марксизма» (защищать две противоположные идеологии должны были Боровой и член большевистского ЦК Бухарин), власти изгнали обвиненного в антисоветчине Борового из МГУ, а осенью 1922 добились лишения профессорского звания и запрета на преподавательскую работу. После этого Алексею Алексеевичу пришлось осваивать профессию экономиста. Но и в 1920-х годах, когда легальный анархизм испытывал все большее давление, он продолжал активную анархическую и общественную деятельность: работал редактором в анархо-синдикалистском книгоиздательстве «Голос Труда», входил в несколько исторических обществ и в Научную секцию Всероссийского Общественного Комитета (ВОК) по увековечиванию памяти П. А. Кропоткина. Участие в ВОК имело особое значение: оно позволяло выступать с лекциями в Музее Кропоткина, остававшемся единственным легальным прибежищем анархизма в «стране Советов» вплоть до 1929 года; Боровой являлся секретарем Научной секции, а в 1925 был избран товарищем (заместителем) председателя Комитета.
Летом 1927 группа старых московских анархистов (в т.ч. Боровой) пыталась организовать кампанию в защиту приговоренных в США к смертной казни своих единомышленников Н. Сакко и Б. Ванцетти. Инициаторы рассчитывали, что эта кампания, помимо своей непосредственной цели, даст возможность выступить с открытой пропагандой идей анархизма, а также поднять голос в защиту ссыльных и заключенных анархистов СССР. Однако, Моссовет, куда анархисты неоднократно обращались за разрешением на проведение митинга солидарности, так и не соизволил дать такое разрешение.
Тем не менее, недолгое существование «Бюро по защите Сакко и Ванцетти» сыграло важную роль в консолидации анархистов столицы. Вокруг таких ветеранов, как В. Бармаш, А. Боровой, Н. Рогдаев, В. Худолей, начали собираться и не отказавшиеся от своих убеждений «старики», и только-только открывавшая для себя анархизм молодежь.
Складывавшаяся подпольная группа установила связи с редакцией парижского анархического журнала «Дело труда», издававшегося Аршиновым и Махно, и после изучения знаменитой Платформы приняла ее за основу своих взглядов. Практическое участие Борового в делах группы Бармаша-Худолея вылилось в составление сборника статей «10 лет Октября», давшего политико-экономический анализ итогов первой декады большевистского правления (текст сборника был нелегально переправлен через границу и издан брошюрой в Париже) и организацией борьбы против «анархо-мистиков», - «уродливого нароста на теле анархизма», как он сам характеризовал это «эзотерическое» учение, пытавшееся подменить научный атеизм и классовый подход Кропоткина и его последователей – туманными «тамплиерскими» легендами об ангелах и демонах и реакционными рассуждениями о ненужности революционной борьбы и вообще всяких попыток насильственного изменения общества.
В начале 1929 в «Деле Труда» было опубликовано коллективное письмо московских анархистов, приветствовавших деятельность журнала и издававшей его группы как единственное, что может вывести революционный анархизм из кризиса. Письмо было подписано и Боровым, и такая оценка им деятельности платформистов, сторонников единой централизованной организации анархистов-коммунистов, товарищеской дисциплины и ответственности, - еще десять лет назад совершенно немыслимых для него вещей, - означала окончательный разрыв с индивидуалистическим анархизмом.
В мае 1929 Боровой был арестован ОГПУ вместе с другими московскими товарищами, обвиненными в «активной работе по созданию в Москве нелегальных анархических групп, в распространении антисоветской литературы, в связях с анархической эмиграцией». 12 июля того же года Особое совещание ОГПУ приговорило его к трехлетней ссылке в Вятку.
Освобождение из ссылки не принесло серьезных облегчений постаревшему анархисту: органы запретили Боровому проживание в крупных городах страны и ограничили возможности в выборе работы. Последние годы жизни Боровой провел во Владимире, работая бухгалтером, в одиночестве и бедности.
Умер Алексей Алексеевич 21 ноября 1935.
В Российском государственном архиве литературы и искусства до сих пор хранится обширный личный архив Борового (в т.ч. рукопись книги о Достоевском, переписка с А. Белым, А. А. Блоком, В. Я. Брюсовым, Б. Л. Пастернаком, А. Чаяновым и многими другими деятелями искусства и науки, неоконченные воспоминания). Когда-нибудь отсюда извлекут на свет неопубликованные до сих пор работы Борового по философии, истории, анархизму...

Анатолий Дубовик. 2008.

Дубовик

04-05-2012 05:10:34

hil-hil писал(а): Три главных "кита" мировоззрения Борового, по нашему мнению, таковы: это антирационализм (апология жизни), индивидуализм (апология личности) и активизм (апология действия).


Антирационализм Борового - это надо оставить на совести автора. Боровой - совсем не Кропоткин, но рационалист не меньше чем он или кто другой. Это видно и в его ранней работе "Общественные идеалы...", и в позднейшей "10 лет большевистской диктатуры".
Насчет индивидуализма - вопрос тоже спорный. Идейный путь Борового заключался в медленном, растиянутом на десятки лет, но осмысленном и последовательном преодолении негативных и деструктивных аспектов индивидуализма. Вплоть до поддержки платформизма. - Учитесь, нынешние индивидуалисты и "хаоты"!

hil-hil

04-05-2012 06:20:22

Дубовик писал(а):преодолении негативных и деструктивных аспектов индивидуализма

как и коллективизма.

hil-hil

08-05-2012 17:47:45

Дубовик писал(а):Антирационализм Борового - это надо оставить на совести автора.

а я верю. что тогда в 20 как и сейчас анархия как движение набирает обороты в иррациональности, вы про хаосотив вспоминали, а синдикакаты - это так, как прикрытие ::yaz-yk:

неспроста наверное %)
Дубовик писал(а):Уже в апреле 1917 Боровой оказался в числе организаторов синдикалистской «Федерации союзов работников умственного труда»



разберемся

Дубовик писал(а):Учитесь, нынешние индивидуалисты и "хаоты"!
:)-(:
Скрытый текст: :
Изображение