Джон
10-05-2012 19:22:43
Вот что пишет популяризатор этологии Анатолий Протопопов о христианстве. Понятие "ранг" здесь употребляется применительно к первобытной (стадной) иерархии, которая до сих пор в относительно чистом виде имеет место кое-где в нашем обществе: в детских домах, в тюрьмах. Для начала - цитата из Протопопова о том какими качествами обладают высокоранговые и низкоранговые люди.
Высокоранговые
Высокая самооценка, особенно по отношению к окружающим людям
Вера в свою непогрешимость, отсутствие сомнений
Высокий порог осознания опасности (бесстрашие), влекущий (в среднем) недооценку её.
Решительная забота о своем комфорте, здоровье и безопасности (если опасность всё-таки осозналась).
Оптимизм, уверенность в завтрашнем дне
Хвастливость, самодовольство
Склонность принимать решения быстро, без долгого и глубокого обдумывания разных вариантов.
Способность действовать невзирая на мнения и проблемы окружающих, асоциальность
Нерефлексивность.
Высокий порог осознания своей вины
Болезненное восприятие критики, трудности с самокритикой
Большие профессиональные, социальные и имущественные амбиции
Упрямство, навязчивость, конфликтная инициативность, эгоизм
Конфликтная устойчивость
Низкоранговые
Низкая самооценка, склонность к формированию комплекса неполноценности
Способность мириться с неудобствами, дискомфортом, и небезопасными условиями жизни
Склонность к пессимизму и депрессиям; неуверенность в завтрашнем дне
Нерешительность, долгие раздумья перед принятием решений.
Низкий порог осознания опасности, влекущий (в среднем) переоценку её
Зависимость от мнения окружающих, боязнь обидеть кого-либо, рефлексивность
Низкий порог осознания своей вины, стыдливость (чувство виноватости возникает по малейшему поводу)
Отсутствие больших карьерных и имущественных амбиций
Альтруизм, самопожертвенность, самокритичность
Скрытность, интроверсия, слабосигнальность
Застенчивость, уступчивость, скромность, робость, законопослушность
Обидчивость и щепетильность
Можно ли считать Иисуса Христа высокоранговой личностью? Ведь он совершил низкоранговый поступок - самопожертвование. Почему же он столь авторитетен?
Чтобы понять суть этого видимого противоречия, прежде всего нужно осознать социальную роль религии в обществе, и вклад именно христианства в социальную эволюцию нашей цивилизации. А роль эта состоит в том, чтобы, опираясь на иерархический авторитет Бога (фактически - на иерархический инстинкт) формировать в обществе внеинстинктивные ценности. Другими словами - на определённом этапе социальной эволюции религия служила инструментом парирования иерархических инстинктов, формирования в обществе иного, чем первобытно-стадный, менталитета, ибо последний безнадёжно устарел, и далеко не отвечал потребностям современной цивилизации. Очевидно, что опираясь на иерархический инстинкт в борьбе с иерархическим менталитетом, этот общественный институт рано или поздно подрубит сук, на котором сидит (что мы сейчас и наблюдаем), однако ещё 100-200 лет назад эти возможности отнюдь не были исчерпаны. Замечу, что все иные методы борьбы с означенными тенденциями в те времена (да и в значительной степени - сейчас) были крайне малоэффективны.
Теперь о ранговом потенциале Христа. Прежде всего нужно сказать, что один низкоранговый поступок, тем более - столь демонстративный (что снижает его "низкоранговость" - ведь в этот момент фигурант находится в центре внимания, подобно эстрадной знаменитости), не способен серьёзно понизить ранговое восприятие данной личности окружающими. Далее, не будем обсуждать, что (и кто) там было (был) на самом деле, это для нашего вопроса неважно, однако тот образ Христа, который сформирован христианскими теологами - это образ конечно же высокоранговой личности. Высокоранговой личностью его делает прежде всего триединство с Богом (Иеговой), который есть высший высокоранговый по определению. Христос - одно из воплощений Бога, и этого уже достаточно. И затем, опираясь на этот высокий ранговый потенциал, Христос (устами своих последователей) стал проповедовать, или говоря современным языком, рекламировать низкоранговые ценности, тем самым способствуя более уважительному отношению к низкоранговым согражданам, чем то, которое реализуется "по инстинктивному умолчанию". И тем самым - способствовать позитивной социальной эволюции человечества. Очевидно, что христианство возникло в силу настоятельнейшей потребности цивилизации в чём-то подобном; не появись в нужное время именно Христос, рано или поздно появился бы кто-то другой, со сходным мировоззрением, но это уже выходит как за рамки нашего вопроса, так и этологии как таковой.