Мост И. Капитал и труд. Популярное извлечение из "Капитала"

afa-punk-23

20-07-2012 11:11:45

Изображение

Мост И. Капитал и труд. Популярное извлечение из "Капитала" Карла Маркса, отредактиовано самим Карлом Марксом. Пер. с нем. Изд.2

2011. 144 с. 155 руб.

Аннотация
Скрытый текст: :
Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой популярное извлечение из выдающегося классического труда Карла Маркса "Капитал", написанное немецким социал-демократом Иоганном Мостом (1846--1906). Самые существенные, по мнению автора, положения "Капитала" изложены в книге дословно или с незначительными изменениями; другие же даются только в общем плане.
Данное сочинение занимает особое место среди многочисленных комментариев и введений к "Капиталу", поскольку текст второго немецкого издания этой книги, с которого и сделан перевод, редактировался самим Марксом.
Книга будет интересна историкам, экономистам, философам, социологам, политологам, студентам и аспирантам соответствующих специальностей, всем читателям, желающим ознакомиться с одной из самых выдающихся экономических теорий, многие положения которой сохраняют актуальность и в настоящее время.


Содержание
Скрытый текст: :
Предисловие переводчика
Предисловие
Товар и деньги
Капитал и труд
Основа капиталистического способа производства
Рабочий день
Разделение труда
Крупная индустрия
Последствия развитого фабрично-заводского дела
Заработная плата
Процесс сохранения и накопления капитала
Капиталистический закон народонаселения
Различные формы капиталистического увеличения народонаселения. Массовая бедность
Происхождение современного капитала
Заключительные соображения
Послесловие переводчика


Предисловие переводчика
Скрытый текст: :
Кризис, который переживает сейчас мировая экономика,
способствовал росту продаж "Капитала" -- главного труда
основоположника научного коммунизма Карла Маркса.
Associated Press
В разгар бушующего финансового кризиса, который еще в советское время прогнозировался на конец 1980-х гг., аналитикам, не занятым биржевыми страстями, самое время припомнить самим и напомнить другим основы анатомии экономической системы капитализма. Мы в общих чертах знаем, почему упомянутый прогноз не состоялся в указанные сроки. Парадоксально, но "палочкой-выручалочкой" послужил тут основной соперник международного империализма -- Советский Союз вместе со странами бывшего мирового социалистического содружества, который ради спасения "общечеловеческих ценностей" обрек себя на ограбление и распад, временно отказавшись от общенациональной цели и затормозив тем самым (но не прекратив!) движение своих народов и человечества в целом к социализму. Как теперь ясно многим, предательства Горби и разноцветных горбистов, долларового замутнения сознания миллионов хватило на два десятилетия. За этот период почти совершился полный оборот исторического цикла со всеми его повторами и новациями, который требует новаторского духовного довооружения и перевооружения людей труда в их историческом противостоянии силам капитала. Логика исторического процесса, вскрытая полтора века назад Карлом Марксом, изНза своей манеры переодеваться по последней моде постоянно обманывавшая ее заинтересованных "опровергателей", опять показала свой стальной норов. Поэтому и кстати, и настоятельно необходимо опять к этой логике (а никакой другой на планете нет) вернуться.

В ноябре 1985 г. мне посчастливилось посетить памятные места на родине Фридриха Энгельса в Вуппертале и встретиться с ветераном германской компартии, председателем Фонда Маркса и Энгельса Рихардом Кумпфом. Рихард много рассказывал тогда о работе Фонда по собиранию первоизданий основоположников научного коммунизма, других материалов, связанных с их жизнью и деятельностью, о популяризации марксистско-ленинского учения в ФРГ. Он подарил советским гостям блок из двух брошюр и поведал об их истории, но вполне оценить презент я смог, лишь возвратившись в Москву и получив в начале 1986 г. небольшое "окно" свободного времени.

Что это за брошюры?

Первая представляет собой репринт оригинального (второго, улучшенного) издания "Капитал и труд. Популярное извлечение из "Капитала" Карла Маркса". (Kapital und Arbeit. Ein popularer Auszug aus "Das Kapital" von Karl Marx), вначале осуществленного немецким социал-демократом Иоганном Мостом (1873), с собственноручной правкой Маркса и с припиской: "Выправлено самим Карлом Марксом. Лондон. Ф.Лесснер". (Лесснер Фридрих -- член Союза коммунистов, участник революции 1848--1849 гг., член Генерального Совета Международного Товарищества Рабочих, сподвижник Маркса и Энгельса.)

Другая брошюра -- современный комментарий к этому переработанному Марксом сочинению, которое вышло в свет повторно 125 лет назад.

По словам Р.Кумпфа, Маркс был очень недоволен первым изданием "Капитала и труда", появившемся в Хемнице в 1873 г. Поэтому летом 1875 г., когда стало готовиться переиздание, Вильгельм Либкнехт попросил Маркса просмотреть текст. Это было тем болеецелесообразно, что автор брошюры, депутат рейхстага, сидел к тому времени в тюрьме. Маркс ответил согласием и, несмотря на плохое самочувствие, сразу приступил к работе. Незадолго до отъезда для лечения в Карлсбад он выслал свой вариант брошюры в Хемниц для набора. Примерно год спустя Марксу были присланы готовые брошюры, на которых, по оговоренному соглашению, не значилось его имя. В одну из этих брошюр он внес чернилами поправки. Она-то -- редчайшая нынче удача -- и была обнаружена Фондом Маркса и Энгельса в декабре 1984 г.

Маркс и Энгельс считали автора первого "Популярного извлечения" способным, начитанным, темпераментным, но неглубоким и ненадежным деятелем. Об этом свидетельствуют многочисленные их высказывания, особенно в переписке второй половины 1870-х гг. "Человек этот -- имею в виду Моста, -- писал Энгельс Марксу 24 мая 1876 г., -- умудрился дать краткое изложение всего "Капитала" и все-таки ничего в нем не уразуметь". Как ни странно, в публикации Б.Г.Тартаковского "Изменения и дополнения К.Маркса во втором издании брошюры И.Моста "Капитал и труд"" эти слова Энгельса приписываются Марксу -- для профессионала такая ошибка непостижима. У Энгельса были и другие причины критически воспринимать взгляды И.Моста. Как раз в это время он выступал страстным апологетом печально знаменитого Евгения Дюринга, чьи труды, усердно рекламировавшиеся несколькими путаниками, при благодушном попустительстве В.Либкнехта создали опасность идеологической дезориентации германского рабочего движения.

У Маркса и Энгельса вызывали серьезную озабоченность как левацкие порывы И.Моста, так и право-утопические увлечения издателя журнала Zukunft Карла Хехберга, пытавшегося базировать социализм всецело на понятии "справедливость". "Такая программа, -- отмечал Энгельс, -- с самого же начала прямо исключала всех тех, кто рассматривает социализм в конечном счете не как следствие каких-нибудь идей или принципов вроде справедливости и т.д., но как идеальный продукт материально-экономического процесса, общественного производственного процесса на известной ступени".

В молодой Социалистической рабочей партии Германии, возникшей в результате объединения двух рабочих партий -- эйзенахцев и лассальянцев, шла напряженная идейная борьба. Маркс и Энгельс ратовали за сплочение партии на здоровой научно-теоретической и политической платформе, но оппортунистические элементы оказывали им упорное сопротивление. В какие формы это выливалось, показывает тот факт, что И.Мост, поддержанный Карлом Юлиусом Вальтейхом, выступил на Готском съезде партии (май 1877 г.) с предложением запретить публикацию Энгельсова "Анти-Дюринга" на страницах партийного органа Vorwarts. Только активное вмешательство Августа Бебеля и Вильгельма Либкнехта, энергичный поиск ими компромисса обеспечили своевременное появление крупнейшего после "Капитала" произведения революционного марксизма, где в блестящей полемической форме изложены три его составные части -- диалектико-материалистическая философия, пролетарская политическая экономия, научный социализм.

"В Германии в нашей партии не столько среди масс, сколько среди вождей (выходцев из высших классов и "рабочих") пахнет гнилью, -- писал Маркс Фридриху Адольфу Зорге 19 октября 1877 г. -- Компромисс с лассальянцами привел к компромиссу и с другими половинчатыми элементами, в Берлине (через Моста) с Дюрингом и его "почитателями", и, кроме того, с целой бандой незрелых студентов и преумнейших докторов, поставивших себе задачей дать социализму "более высокое, идеальное" направление, то есть заменить его материалистическую базу (требующую, раньше чем ею оперировать, серьезного научного изучения) -- современной мифологией с ее богинями справедливости, свободы, равенства и братства...

Что касается самих рабочих, -- продолжал Маркс, -- то они, когда бросают работу и становятся профессиональными литераторами, подобно г-ну Мосту и компании, всегда творят немало бед в "теории" и постоянно готовы примкнуть к путаным головам из так называемой "ученой" касты. В течение десятилетий мы с большим трудом старались очистить головы немецких рабочих от утопического социализма, от фантастического представления о будущем общественном строе, что и давало им теоретический (а потому и практический) перевес над французами и англичанами. Но вот утопический социализм снова распространяется и притом в форме, гораздо более жалкой по сравнению не только с великими французскими и английскими утопистами, но и с... Вейтлингом. Само собой разумеется, что утопизм, который до появления материалистически-критического социализма носил в себе этот последний in nuce (в зародыше (лат.). -- Р.К.), теперь, выступая на сцену post festum (задним числом (лат.). -- Р.К.), может быть только нелепым, -- нелепым, пошлым и в самой основе своей реакционным".

Редактируя Мостов "Капитал и труд", Маркс и Энгельс не просто оказывали добрую услугу товарищу по партии, который не очень тверд в теории. Они отнеслись к этой работе со всей присущей им взыскательностью и ответственностью, исходя из того, что речь шла о политическом просвещении рабочих. В письме к Ф.А.Зорге о пересылке ему нескольких выпусков французского издания первого тома "Капитала" от 4 июня 1876 г. Маркс добавил: "Посылаю тебе заодно исправленное мной издание Моста; я не поставил своего имени, ибо в противном случае мне пришлось бы изменить там еще больше (все, что касается стоимости, денег, заработной платы и многого другого, мне пришлось целиком вычеркнуть и вместо этого вставить свое)". Уже одно это заявление показывает, что второе издание "Популярного извлечения" можно считать не столько Мостовым, сколько Марксовым текстом.

С 30 декабря 1877 г. по 10 марта 1878 г. в американском еженедельнике Labor Standard печатался английский перевод "Капитала и труда", осуществленный Отто Вейдемейером. В публикации на этот раз указывалось,что перевод сделан специально для этого издания "с разрешения Карла Маркса". Тогда же встал вопрос о выпуске его в США отдельной брошюрой. В связи с этим Маркс не без горечи информировал Ф.А.Зорге об обстоятельствах прохождения своего варианта "Капитала и труда" в Хемнице. "Ты и понятия не имеешь, как поступила со мной партия, то есть хемницкая группа (представленная Вальтейхом), -- писал он 27 сентября 1877 г. -- Только по настоянию Либкнехта и потому, что из Хемница мне представили это дело как очень спешное, я принялся за работу еще до отъезда в Карлсбад, несмотря на крайнее расстройство нервов. А работа эта была нелегкая ввиду множества нелепостей, которые наделал Мост, и ввиду небольшого размера брошюры, который был обусловлен (этот Мост теперь благополучно причалил к г-ну Дюрингу; это -- тщеславный малый, и что бы он ни прочел, он все готов сейчас же использовать как материал для печати). Прекрасно! В течение нескольких месяцев я не получал никаких известий, запрашиваю, получаю "холодный" ответ Вальтейха, что книжка набирается в те небольшие промежутки времени, которые остаются свободными у партийной типографии от печатания хемницких филистерских объявлений! Такого наглого бесстыдства мне еще не приходилось встречать! Таким образом, печатание книжки продолжалось около года! Когда же наконец произведение это появилось на свет, оно кишело искажающими смысл опечатками!" Как видим, нет пророка в своем отечестве. Тяжкий смысл этого афоризма испытал на себе не какой-нибудь мифический проповедник, а непревзойденный колосс духа Маркс. И поныне не изжиты еще проявления высокомерия по отношению к гению. Проявления, тем более нетерпимые, что они, как правило, исходят от невежд, посредственностей или ничтожеств и используются ими для тщеславного и суетного самоутверждения.

Как оценивали Маркс и Энгельс "Популярное извлечение" в дальнейшем? Некоторый свет на это проливает реакция Энгельса на обращение к нему эмигрировавшего в США немецкого социал-демократа Адольфа Гепнера от 3 мая 1882 г. А.Гепнер просил разрешить перепечатку произведений Маркса и Энгельса за океаном, дать ему на этот счет советы. Отвечая 25 июля от своего имени и от имени Маркса в целом положительно, Энгельс затронул также вопрос о возможности нового краткого изложения "Капитала". По его словам, "у Маркса было с подобными изданиями столько неприятностей, что к нему с этим и не подступиться, в особенности теперь. Но, -- подсказывал Энгельс, -- из второго издания такого изложения, сделанного Мостом, Маркс устранил (это между нами!) наиболее грубые ошибки и сделал некоторые дополнения, так что у этого изложения есть все-таки свои преимущества и его можно было бы переиздать".

Повествуя об этих эпизодах из жизни основоположников марксизма, нельзя не напомнить еще об одном интересном и весьма своеобразном свидетельстве Энгельса. В статье "К смерти Карла Маркса", напечатанной в мае 1883 г., полный скорби, с досадой и возмущением он пишет о тех, прежде не выдержавших испытание жизнью людях, которые теперь изображают из себя "друзей" покойного. Среди них Энгельс называет и И.Моста, ушедшего в конце 70-х гг. к анархистам и в 1880 г. исключенного из партии. Энгельс приводит отрывок из письма секретаря Центрального рабочегосоюза в Нью-Йорке Филиппа Ван-Паттена следующего содержания: "В связи с недавней демонстрацией в честь Карла Маркса, в которой объединились все фракции, чтобы выразить свое уважение к покойному мыслителю, Иоганн Мост и его друзья заявили во всеуслышание,что он, Мост, был лично знаком с Карлом Марксом, что он сделал популярным в Германии его сочинение "Капитал" и что Маркс одобрял проводившуюся Мостом пропаганду. Мы очень высокого мнения о талантах и о деятельности Маркса, и мы не можем поверить, чтобы он сочувствовал анархистскому, дезорганизаторскому образу мыслей и действий Моста". Ф.Ван-Паттен просил Энгельса разъяснить вопрос об отношении Маркса к анархии и социал-демократии.

Понятно, что Энгельс, как и подобает коммунисту (особенно потому, что дело касалось памяти о Марксе), должен был и теоретически, и политически отделить его от И.Моста, самым решительным образом отмежеваться от последнего. "Кто утверждает, будто Мост, с тех пор как он стал анархистом, имел какую бы то ни было связь с Марксом или получал от Маркса какую-либо поддержку, -- писал Энгельс Ф.Ван-Паттену, -- тот либо обманут, либо сам заведомо лжет". Что же касается прежних заслуг И.Моста перед марксизмом, то Энгельс говорит об этом так: "Будучи еще в Германии, Мост опубликовал "популярное" изложение "Капитала" Маркса. Маркса попросили посмотреть это изложение для второго издания. Я проделал эту работу совместно с Марксом. Мы убедились, что если не желаем написать всю вещь с начала до конца заново, то не остается ничего лучшего, как выбросить хотя бы грубые нелепости Моста. Маркс разрешил вставить свои поправки лишь под тем непременным условием, чтобы его имя никогда не было ни в какой мере связано даже с этим исправленным изданием макулатуры Иоганна Моста".

На первый взгляд может показаться, что категоричность тона Энгельса, слова "никогда", "ни в какой мере", "макулатура" совершенно снимают вопрос о какой бы то ни было ценности "Популярного извлечения". Так подходил Энгельс к делу как политик 80-х гг. XIX в. и не мог подходить иначе. Но как в этом случае должен поступить историк другой эпохи, изучающий эту ситуацию более ста лет спустя?

Во-первых, он не может сбросить со счетов то, что в тексте "Популярного извлечения" все же есть Марксовы вставки, и оставить их без внимания не имеет права.

Во-вторых, "Популярное извлечение" было интенсивно прочитано Марксом и Энгельсом, выправлено ими, и небрежное отношение Энгельса к этой проделанной работе скорее внушено гневом в связи с кощунственным поведением И.Моста, чем содержанием ее второго, улучшенного Энгельсом вместе с Марксом издания, о котором сам Энгельс высказывался, как мы знаем из его письма А.Гепнеру, все же положительно.

В-третьих, если Марксу и Энгельсу было позволительно предать "грызущей критике мышей" "Немецкую идеологию", если неопубликованными при их жизни оставались "Экономическо-философские рукописи 1844 года", "Экономические рукописи 1857--1861 годов", "Диалектика природы" и многое другое, то это больше свидетельствует о щедрости гениев, нежели о качестве их трудов. Прав А.С.Пушкин, поистине гений -- парадоксов друг... Можем ли мы предать забвению теоретический и пропагандистский документ, который Маркс пропустил через свою творческую лабораторию?

В-четвертых, то, что Маркс в уже готовой брошюре счел необходимым исправить типографские ошибки (трудно сказать, знал ли об этом Энгельс), показывает, что он вряд ли считал это издание "макулатурой". Думается, что судить об отношении Маркса ко второму варианту "Капитала и труда" только по эмоциональному письму Энгельса Ф.Ван-Паттену от 18 апреля 1883 г., без учета всего сказанного ими ранее, как это делается в примечаниях к тому 35 указанных сочинений К.Маркса и Ф.Энгельса (С.442), было бы по меньшей мере неточно.

И еще одно. Наибольшей популярностью (в том числе среди студентов) несколько десятилетий пользовалось изложение первого тома "Капитала" Карлом Каутским -- "Экономическое учение Карла Маркса". Почему же не должно заслуживать внимания изложение первого тома "Капитала", к которому прямо причастен сам Маркс?

Как бы там ни было, "Популярное извлечение" 1876 г. занимает среди многочисленных комментариев и введений к "Капиталу" особое, уникальное положение. По свидетельству Р.Кумпфа, в данном жанре это "единственное сочинение, которое отредактировано и переработано самим Марксом". Уже одно это обстоятельство (при всех возможных оговорках) оправдывает его публикацию, вызывая к ней большой научный, политический и нравственный интерес.

К сказанному следует добавить, что второе издание "Популярного извлечения" распространялось и в среде передовой российской интеллигенции. В начале 1880-х гг. оно переводилось на русский язык и было нелегально напечатано в Москве гектографическим способом. С этим текстом я не знаком. Фрагменты брошюры, написанные и переписанные Марксом, должны быть известны научным работникам по упоминавшейся, правда, теперь уже давней публикации Б.Г.Тартаковского. Настоящий перевод выполнен по тексту Марксовой корректуры.

Относясь ко всему, что создано Марксом, как к бесценному сокровищу, я сосредоточил свое внимание на брошюре "Капитал и труд" и перевел только ее. Полагаю, что если специалистов заинтересует научный текстологический комментарий, они легко смогутс ним ознакомиться и в немецком оригинале. Во всяком случае, нас в первую очередь должно интересовать, что сказал (или же отредактировал) Маркс, а не то, что сказано о Марксе. Тем самым я ограничиваю свою задачу, хотя и могу подвергнуться за это (как и за недостатки перевода) критике.

Р.Косолапов
1986--2001--2008.


Предисловие
Скрытый текст: :
Уже с возникновением капиталистического способа производства дает себя знать стремление вновь устранить таковой и на его месте возвести более справедливый, более общественно полезный. То здесь, то тамраздавались по этому поводу голоса, только то были по большей части ограниченные слезные жалобы на существующее положение, сочетаемые с фантастическими мечтаниями об облике будущего общества, проектами, едва пригодными для того, чтобы внушить утешение и надежду бедному, измученному народу, которые, однако, не имели никакого иного значения и потому, как правило, вскоре улетучивались в царство забвения.

Лишь в новое время устремления, которые направлены на преобразование нынешнего способа производства, а значит, и нынешнего общества, обрели прочное основание и практическую точку опоры -- на страх всем врагам народа. Повсюду еще кое-какие мутные головы или же внедренные твари реакции ведут наглую игру с народом, с тем чтобы морочить его утопиями, однако знание пробивает среди трудящихся классов зримый путь, так что не столь уж далеким должно быть то время, когда и скромнейший пролетарий сам будет только сострадательно пожимать плечами по поводу трагикомических призрачных картин подобного рода. Будущее ныне имеет только научный социализм.

С появлением "Капитала" Карла Маркса современный социализм приобрел прочное основание, непобедимое оружие. Этот труд разрушил все оптимистические иллюзии, ибо доказал, что ни одно общество не может быть выдумано и создано по индивидуальным планам; в то же время он, с другой стороны, воодушевляет каждого ясномыслящего социал-демократа полнейшей уверенностью в победе, поскольку указывает, что капитализм таит в себе неизбежность социализма, или коммунизма, и что первый с естественной необходимостью и благодаря своим собственным законам должен развиться в последний.

"Капитал", хотя вышел лишь первый том, уже получил большое распространение, однако еще не стал в должной мере оружием трудового народа. Цена произведения, хотя она соответствует не только его внешним размерам, но и заключенной в нем гигантской работе, при том плачевном положении, в котором томятся рабочие, затруднительна для такого его распространения, которое представляется желательным. Кроме того, на пути к пониманию книги -- я, сам пролетарий, должен это отметить -- стоит необразованность народа. Правда, Маркс постарался писать настолько популярно, насколько это позволяла научность материала, но он исходил все же из такой образовательной подготовки, которая вследствие систематически проводимого оглупления народа не является всеобщей.

С целью сделать по меньшей мере существеннейшее из этого особо важного произведения ныне доступным рабочим по дешевой цене и облеченным в легкоусвояемые формы я использовал, помимо прочего, свой вынужденный досуг, с тем чтобы путем извлечений популяризировать "Капитал" (И.Мост проделал эту работу во время своего восьмимесячного ареста в Цвикау. -- Р.К.).

Многое я изложил дословно или только с незначительными изменениями, главным образом, чтобы избежать необщеупотребительных иностранных слов. Многое же я полагал обязательным выразить только суммарно, а отдельные положения, которые казались мне несущественными, обошел вовсе. Я неохотно брался цитировать многочисленные данные, которые характеризуют положение трудящихся классов в подробностях, к этому меня обязывал только вынужденный объем, из которого не должна выйти брошюра, призванная действовать агитаторски. Впрочем, каждый рабочий должен по собственному опыту знать, как обстоят дела на сей счет. Работу я расчленил более или менее произвольно, как мне представляется, ради большей легкоусвояемости.

Если предлагаемая брошюра откроет многим глаза, я достиг поставленной цели. В заключение я не могу снова не побудить всякого, кто имеет для этого средства, приобрести Марксов труд, подтверждая этим его существование.

Цвикау, октябрь 1873 г.

А теперь привет и рукопожатие читателям!


Об авторе
Скрытый текст: :
Изображение
Иоганн Йозеф МОСТ (1846--1906)
Немецкий социал-демократ, деятель германского рабочего движения. Родился в Аугсбурге. Получил специальность переплетчика; в качестве ремесленника объездил Германию, Австрию, Швейцарию и Италию. С 1860-х гг. участвовал в рабочем движении, выступал с газетными статьями. В 1876--1878 гг. редактировал социал-демократическую газету "Berliner Freie Presse". С 1874 по 1878 г. -- депутат социал-демократической фракции в рейхстаге. После введения "Закона о социалистах" осенью 1878 г. эмигрировал в Лондон, где издавал еженедельную газету "Freiheit" ("Свобода") на немецком языке, на страницах которой подвергал критике политику социал-демократической партии с анархистских позиций. На партийном съезде в Видене (20--23 августа 1880 г.) был исключен из германской социал-демократической партии как анархист. В 1882 г. эмигрировал в США, где продолжал издавать газету "Freiheit" и участвовать в анархистском движении.

Во время тюремного заключения в Цвикау в 1873 г. Иоганн Мост написал небольшую книгу, сделавшую его знаменитым среди немецких социалистов: "Капитал и труд", содержащую популярное изложение первого тома "Капитала" Карла Маркса, книги, которую Мост очень ценил, но считал, что таким научным языком обращаться к рабочим нельзя. Второе издание "Капитала и труда" было отредактировано Карлом Марксом лично, вместе с Фридрихом Энгельсом, хотя последний критически относился к взглядам Моста, который в то время солидаризировался с Евгением Дюрингом и просил на конгрессе социалистов не издавать "Анти-Дюринга" Энгельса. И хотя Маркс пожелал, чтобы его имя не указывалось на обложке книги, отредактированное им издание внесло немалый вклад в то, что монументальный труд Маркса "Капитал" стал популярным среди рабочих.


О переводчике
Скрытый текст: :
Изображение
Ричард Иванович КОСОЛАПОВ (род. в 1930 г.)
Известный советский философ, доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова. Родился в станице Новониколаевская Волгоградской области. Окончил философский факультет МГУ (1955). Работал в Брянском обкоме ВЛКСМ (1955--1958), в Армавирском педагогическом институте (1958--1959). После двухлетнего пребывания в аспирантуре преподавал на философском факультете МГУ (1961--1964), затем перешел в Институт экономики мировой социалистической системы. С 1966 по 1974 гг. работал в Отделе пропаганды ЦК КПСС. В 1974--1976 гг.-- первый заместитель главного редактора газеты "Правда"; в 1976--1986 гг. -- главный редактор журнала "Коммунист". Дважды избирался в ЦК КПСС (1976, 1981), в Верховный Совет СССР (1979, 1984).

В настоящее время Р.И.Косолапов ведет исследовательскую работу по трем направлениям: изучение проблемы стимулирования труда, обоснование необходимости, помимо материальных и духовных стимулов, также стимулов творческих; ступени обобществления труда и производства; социально-философское осмысление международных отношений. Он является одним из руководителей движения Российских ученых социалистической ориентации (РУСО). В 1997 г. он инициировал продолжение публикации Собрания сочинений И.В.Сталина, начатого Институтом Маркса--Энгельса--Ленина при ЦК ВКП(б) в 1946 г. и прерванного в 1951 г. после выхода 13-го тома сочинений. Были выпущены 14--18 тома Собрания сочинений И.В.Сталина, предисловие к которым написал Р.И.Косолапов.


Источник: http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=116418


P.S. Книга доступна в сети, скачать :
Скрытый текст: :


Мост, Иоганн Йозеф (Википедиа): http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%F1%F2,_%C8%EE%E3%E0%ED%ED_%C9%EE%E7%E5%F4

Дмитрий Донецкий

20-07-2012 16:45:22

Почитайте предисловие переводчика. Хотя автор ментально застрял в 19 веке, простота хуже воровства. Публичная стирка грязного белья. Если бы "первые марксисты" имели возможность прочитать переписку Маркса с Энгельсом, то и марксизма бы не было. Даже туповатым социал-демократам неприятно узнать, что вожди их иначе чем ослами или "бандой незрелых студентов и преумнейших докторов" не называют.

Рабочий

21-07-2012 09:53:39

А еще ДД они пиво пили....сволочи.
Читать конечно Маркса не стоит с капитала, книга весьма сложная для прочтения. И узкая по назначению...По ней не мало людей составило неверное представление об марксизме. Читать лучше с "Немецкой идеологии"...."Философоэкономических рукописей 1844г" и "Происхождения семьи, частной собственности и государства"....Иначе всезнайка ДД получиться, которая еще до войны, разоблачила марксизм с окружным начальником...

Шаркан

21-07-2012 12:03:48

Рабочий писал(а):неверное представление об марксизме

"Коммунистический манифест" (от которого оба бородача никогда не отказались) достаточен.

Дмитрий Донецкий

21-07-2012 19:27:06

Рабочий писал(а):А еще ДД они пиво пили....сволочи.


Да это как раз на здоровье. Интриговать против своих же последователей зачем?

Рабочий писал(а):всезнайка ДД получиться, которая еще до войны, разоблачила марксизм с окружным начальником...


Марксизм сам себя разоблачил. В той же доступной в Советском Союзе "Переписке". Правда не Энгельса с Каутским синими как купорос... Но тоже ничего. Во всех библиотеках пылилась.

А ДД вполне хватило, чтобы разобраться, логических нестыковок в марксизме, неискренности как отцов-основателей так и их последователей и полнейшее несоответствие талмуда 19-го - начала 20-го веков реалиям второй половины 20-го века.

Перестройку ДД встретил сложившимся антисоветчиком и ничего принципиально нового во всех этих "огоньках" не встретил. То есть фактуры море, по многим персонажам убийственные документы и тэдэ. Но абсолютно ничего противоречащего моим представлениям о марксизме и анархизме.

Шаркан

22-07-2012 08:42:23

Дмитрий Донецкий писал(а):Перестройку ДД встретил сложившимся антисоветчиком

за это приветствую.
Беда в том, что "у ДД" выработалось эмоциональное отвращение ко всему, связанному с большевиками. В том числе и к вещам, которые те спиздили у анархистов и исказили до извращения.
И это уже - зря.

Рабочий

22-07-2012 17:02:03

Ладно давайте я приведу этот талмуд, а ты уж ДД поконкретней....А то с надеждами Бакулина и Кропоткина, тоже не все гладко пока....
Политэкономия.
1-й закон Маркса –
Стоимость товара делится на постоянный капитал, заключённый в материи, переменный, заключённый в способности человека к труду и вновь создаваемая прибавочная стоимость.

2-й закон Маркса
Стоимость товара является основой для формирования цены, а прибавочная стоимость при традиционном капитализме является основой для формирования прибыли и капиталист не может произвольным образом увеличивать или уменьшать прибыль.

Исторический материализм
Закон производительных сил.
Производительные силы формируют соответствующие им производственные отношения, на основе которых складывается вся политическая и экономическая жизнь общества в виде формаций и цивилизационных особенностей её реализации.

Закон исторических формаций.
Мир в своём развитии прошёл через несколько формаций как то.
1. Докапиталистические формации. Возможная их классификация:
1.1.Первобытнообщинный строй.
1.2.Азиатский способ производства с высшей стадией в виде рабовладельческого строя.
1.3. Феодальный строй с высшей стадией в виде централизованного государства.
2. Капиталистический строй со стадиями традиционного капитализма, империализма, госкапитализма. Характеризуется наличием класса наёмных работников(пролетариата) и буржуазии, которая отнимает у пролетариата часть заработанной им прибавочной стоимости.
3. Некоторая будущая формация , называемая социалистическим строем. Исторически строилась в XX- начале XXI века только в виде его элементов. Социализм - это бесклассовое общество.

Закон соответствия производительных сил и производственных отношений.
Каждая формация соответствует определённому диапазону производительных сил и производственных отношений. Более поздняя формация соответствует большему развитию производительных сил.

Закон слабого звена.
Переход к новой формации осуществляется первоначально в некотором «слабом звене» , которое определяется общей позицией страны в мире, а не только производительными силами и производственными отношениями в данной стране.

Закон государства.
Государство есть аппарат насилия и подавления, который может использоваться теми или иными классами.


Диалектический материализм

Закон отрицания отрицания
Всякое новое отрицает старое. Затем ещё более новое(второе новое), отрицая это «первое новое», отрицает частично и отрицание старого «первым новым».

Закон перехода количества в качество
Количественные изменения, накапливаясь переходят в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей
Борющиеся противоположности обладают единством это единство затем порождает качественный скачёк обоих противоположностей в новый объект.

1-й закон Ленина
В мире нет ничего ,кроме изменяющейся материи, познаваемой человеком прямо или косвенно через его органы чувств.

Рабочий

22-07-2012 17:07:06

Могу пожалуй и еще один закон Ленина добавить....
2. закон Ленина.
Реальные социумы многоукладны.... Именно взаимодействие разных укладов, создают многообразие социальных и политических форм в истории.
Впрочем в законе "слабого звена" это частично отражено....

Дмитрий Донецкий

23-07-2012 05:43:43

Шаркан писал(а):Беда в том, что "у ДД" выработалось эмоциональное отвращение ко всему, связанному с большевиками. В том числе и к вещам, которые те спиздили у анархистов и исказили до извращения.


Нет, не правда. Я как и все старики ностальгирую по совковским няшкам - возможность поколесить по стране почти на дурняк, бесплатный отдых для детворы, туризм, настоящие барды (а не то извращение, что сейчас), уверенность в завтрашнем дне (что кстати плохо, опускает человека разумного до состояния овоща), безмятежность существования короче.

Другое дело. Уже при Брежневе я осознал, что всё это за счёт будущих поколений. За преступную безмятежность рано или поздно придётся расплачиваться. Ну правда расчитывал недожить до расплаты. Не свезло...

Дмитрий Донецкий

23-07-2012 06:07:08

Рабочий, поскольку я также уже вышел из забоя запоя, подискутируем.

Рабочий писал(а):1-й закон Маркса –Стоимость товара делится на постоянный капитал, заключённый в материи, переменный, заключённый в способности человека к труду и вновь создаваемая прибавочная стоимость.


Сначала общее замечание. Что значит "закон Маркса"? Даже марксисты не имеют общего мнения. Остальные же либо отрицают, либо приводят свидетельства иных, более ранних авторов, у которых папа Карло ну не то чтобы скомуниздил...

Все так называемые "законы Маркса" очень огранчены областью применения. Это экономика, причём не вся, многое от Маркса ускользнуло. Тем более невозможно проектировать марксизм на иные (неэкономические) сферы деятельности человеков. ну а расширять такой явно частный случай на всю природу, на Мироздание, как это практиковалось в СССР, вообще маразм.

Поэтому и данный закон возможен лишь в качестве гипотизы. Да где-то он возможно "работает", а где-то и не очень.

Допустим, Маркс прав. Но ведь он весь свой "марксизм" строит на "противоречиях" между трудом и капиталом. А вот "постоянная" составляющая, "заключённая в материи" в марксизме вообще в расчёт не берётся. Да и какая это нахрен "постоянная"! Переход на новые материалы и новые источники энергии перелопачивали отношения труда и капитала так, что взаимные разборки "способности человека к труду" и "вновь создаванной прибавочной стоимости" на этом фоне и в микроскоп не разглядишь.

Кстати о прибавочной стоимости. По Марксу это время или что там ещё (опять же марксисты дуют каждый в свой рожок), украденное капиталистом у рабочего. А украденное у природы? В том числе и не восстанавливаемое. Вот нефть кончится... Почему эта намного более весомоая состовляющая отсутствует в теории прибавочной стоимости? Ну если мы её принимаем за основу конечно.

Дмитрий Донецкий

23-07-2012 08:01:13

Рабочий писал(а):2-й закон МарксаСтоимость товара является основой для формирования цены, а прибавочная стоимость при традиционном капитализме является основой для формирования прибыли и капиталист не может произвольным образом увеличивать или уменьшать прибыль.


Ну собственно моя критика вытекает из "первого закона". Скажу о другом. "Традиционный", классический, дикий (в хорошем смысле этого слова) капитализм имеет мало общего с нашим постсовковским. Наши олигархи ИМЕННО могут "произвольным образом увеличивать или уменьшать прибыль". Ибо они не капиталисты, а наследники Сталина.

Рынок, конкуренция делают капитализм вполне так себе народным. И ты это чувствуешь, когда покупаешь еду и прочее. Любое отклонение от "традиционного" капитализма заставляет людей унижаться и ощущать себя полным гавном (советский блат например).

Шаркан

23-07-2012 17:57:58

Дмитрий Донецкий писал(а):всё это за счёт будущих поколений

при капитализме иначе и быть не может - будь то частный, будь то государственный

Дмитрий Донецкий писал(а):Я как и все старики ностальгирую по совковским няшкам

хорошо жил значит.
А я вот вспоминаю Жердевка-1 на Тамбовщине, село Галиовка под Воронежем, поселок Соколоколо 20 кв от Владимира) - и ностальгировать не на что (разве что на сам факт молодости).
В сравнении с Монино (военная академия) или Черниговом (ЧВВАУЛ), не говоря уж о военгородках ГСВГ - разные миры.

Шаркан

23-07-2012 17:59:39

Дмитрий Донецкий писал(а):Рынок, конкуренция делают капитализм вполне так себе народным

;;-)))

Рабочий

23-07-2012 18:55:29

"Переход на новые материалы и новые источники энергии перелопачивали отношения труда и капитала так, что взаимные разборки "способности человека к труду" и "вновь создаванной прибавочной стоимости" на этом фоне и в микроскоп не разглядишь."....это еще доказать надо. Технология мало влияет на социальную организацию....и вообще работает даже ограничение на саморазвитие....пока условия не возникли. Никакой новой техники и энергии не будет.
В целом конечно да, марксизм конечно имеет свои ограничения. Что его основатели и не скрывали, сами похабные письма приводили....Но ведь реального положительного преодоления его в эголитарной теории нет, а тем паче в практике.
Да конечно эти законы просто версия марксизма....автор ее Рулин с ЦФК....я ее выбрал как самый простейший вариант.

Zogin

23-07-2012 21:58:05

Рабочий - этот пост Рулина с моей тз какая то полная ересь по целому ряду причин. Начнем с той - а претендовали ли сами классики на открытие каких-то внеисторических законов. У марксизма сильная позиция прежде всего в методологии. А уж её применения различны для разных целей , эпох и прочее.

Но и с методологией у Рулина фигово. Во всяком случае такие представления о диалектике полагаются школьнику изучающему чего-то там например на "основах цивилизации". Для человека типа в теме все это никуда не годится.

Я там не стал дискутировать с автором, так как убедился, что это зачастую малоэффективно. И вообще не хотелось тратить время и нервы.

Дмитрий Донецкий

24-07-2012 06:01:40

Рабочий писал(а):Исторический материализм

Закон производительных сил.

Производительные силы формируют соответствующие им производственные отношения, на основе которых складывается вся политическая и экономическая жизнь общества в виде формаций и цивилизационных особенностей её реализации.


А хер его знает! Можно привести сотню аргументов как за так и против. В конце концов всё это построено на единственном (европейском) векторе истории: античность - средневековье - новое время. А вот Китай. Несколько тысячелетий. Ну и как этот "закон" прилепить?

Дмитрий Донецкий

24-07-2012 06:21:22

Рабочий писал(а):Закон исторических формаций.

Мир в своём развитии прошёл через несколько формаций как то.

1. Докапиталистические формации. Возможная их классификация:
1.1.Первобытнообщинный строй.
1.2.Азиатский способ производства с высшей стадией в виде рабовладельческого строя.
1.3. Феодальный строй с высшей стадией в виде централизованного государства.
2. Капиталистический строй со стадиями традиционного капитализма, империализма, госкапитализма. Характеризуется наличием класса наёмных работников(пролетариата) и буржуазии, которая отнимает у пролетариата часть заработанной им прибавочной стоимости.
3. Некоторая будущая формация , называемая социалистическим строем. Исторически строилась в XX- начале XXI века только в виде его элементов. Социализм - это бесклассовое общество.


Опять же. Как быть с "недоразвитыми"? Многие африканцы прыгнули в капитализм благодаря европейцам. Но это же не показатель. Как развивалась бы Африка самодостаточно? По Марксу?

Феодализм. Опять Европа. Даже Россия притянута за уши. Крепостное право и отсутствие отношений "сеньор-вассал" вычёркивает историю России из "феодализма". Что же говорить об иных материках?

Насчёт "будущего" социалистического строя. Я здесь на ЕФА чуть ли ни единственный, признающий социализм в СССР. Вы (марксисты) отрицаете по вполне понятным причинам - обкакался ваш социализм. Большинство анархистов вообще не способны разделить анархизм, коммунизм и социализм. Ну то их проблемы...

Но если я прав, то социализм не будущее капитализма, а прыжок в сторону. Пришлось вернуться... А что делать?

Главный показатель - отсутствие конкуренции. Нет конкуренции - нет капитализма. Это касается не только СССР. В ряде капстран сознательное убийство конкуренции имеет место быть. Даже термин придумали: "Посткапитализм".

Дмитрий Донецкий

24-07-2012 06:36:15

Рабочий писал(а):Закон соответствия производительных сил и производственных отношений.

Каждая формация соответствует определённому диапазону производительных сил и производственных отношений. Более поздняя формация соответствует большему развитию производительных сил.


Общее место. Электропилой я больше дров заготовлю, чем топором. Вопрос - откуда взялась электропила? По марксизму - надо много, очень много топоров, тогда и электричество появится (переход количества в качество). Собственно марксисты и не отрицают, что для появления "электричества" нужно большое количество бездельников, живущих за чужой счёт. Именно большое. Тогда (переход количества в качество) некоторые из них заинтересуются научными вопросами. И рано или поздно кто-то что-то придумает для дровосеков. Но поскольку марксисты типа за простой народ и против бездельников, то эту "горькую правду" и не афишируют особо.

со всеми и ни с кем

24-07-2012 06:57:43

:bra_vo:

Рабочий

24-07-2012 10:16:28

Да собственно очевидно, раз есть сто дровосеков....вполне вероятно, что среди них найдется тот кто изобретет пилу и даже электропилу. Двое ....трое уже не один. Это только как раз бездельники, которые одним росчерком пера....приобретаю двора. Могут думать, что он один со своим интеллектом, изобретет электропилу....и воспарит над безмозглым быдлом...Ничего он не изобретет ...а просто в лесу сдохнет. Накопление информации и закрепление навыков...идет быстрее в большом коллективе.
Социальным уже условием появления электропилы в эксплуататорском обществе. Является что денег на одного работника с электропилой, капиталист потратит меньше, чем на десять с топорами. Если наоборот, есть в избытке дешевая рабочая сила, пила никому не будет нужна. что я и наблюдая, на своем опыте....видя как снижается год от года, уровень технологической культуры.

Рабочий

24-07-2012 10:22:31

Главный показатель - отсутствие конкуренции. Нет конкуренции - нет капитализма. Это касается не только СССР. В ряде капстран сознательное убийство конкуренции имеет место быть. Даже термин придумали: "Посткапитализм"........
О красные боги.....типа между феодалами не было конкуренции.....? Или рабовладельцами..... ;;-)))

Рабочий

24-07-2012 10:32:29

Zogin
Я привел пост Рулина как самое простое, что есть. И самое банальное.....Понятно что те кто в теме вроде вас, это не примут. Но кто тут в теме? Пожалуй только Дубовик, или Серго Житомирский ....
Разве школьнику не говорят просто, что на ноль делить нельзя. Вместо того, что бы заставлять его учить теорию пределов.....
А так ниспровергатели марксизма дежурные, хоть убедились как штампы марксизма въелись в их мышление....и как в случае с ДД.....произошло даже толковое обсуждение.

Дмитрий Донецкий

24-07-2012 18:45:10

Рабочий писал(а):Закон слабого звена.

Переход к новой формации осуществляется первоначально в некотором «слабом звене» , которое определяется общей позицией страны в мире, а не только производительными силами и производственными отношениями в данной стране.


Здесь я не силён, но кажется про слабое звено придумал Ленин специально для России. Так ему захотелось. Даже если у основополжников и было нечто в этом духе, развил всё таки Владимир Ильич. Поскольку это было ему ЛИЧНО необходимо. Вообще марксизм как дышло...

Да и как можно всем известное народное наблюдение: "где тонко, там и рвётся" возводить в "ранг" закона марксизма?

Дмитрий Донецкий

24-07-2012 18:50:50

Рабочий писал(а):Закон государства.

Государство есть аппарат насилия и подавления, который может использоваться теми или иными классами.


Ерунда. Какие классы использовали государство в Гражданскую войну например? Пролетарии Ленин с Троцким? Государство "используют" те, кто у власти. Против тех, кто в оппозиции. И классы здесь ни при чём. Любой буржуй, выступивший против "буржуазного государства" будет раздавлен также как и любой пролетарий, недовольный "пролетарским государством".

Smersh

24-07-2012 18:53:10

Шаркан писал(а):"у ДД" выработалось эмоциональное отвращение ко всему, связанному с большевиками.

:-) Чья бы корова мычала...

Дмитрий Донецкий

24-07-2012 18:56:58

Рабочий писал(а):Диалектический материализм

Закон отрицания отрицания

Всякое новое отрицает старое. Затем ещё более новое(второе новое), отрицая это «первое новое», отрицает частично и отрицание старого «первым новым».


Просто закон маятника. Перебор в одну сторону побуждает некое количество людей "вспомнить" о старых добрых временах. Но поскольку невозможно дважды вступить в одну и ту же воду, происходит именно частичное, а не полное отрицание "первого нового".

Zogin

24-07-2012 19:28:00

Дмитрий Донецкий писал(а):
Рабочий писал(а):Исторический материализм

Закон производительных сил.

Производительные силы формируют соответствующие им производственные отношения, на основе которых складывается вся политическая и экономическая жизнь общества в виде формаций и цивилизационных особенностей её реализации.


А хер его знает! Можно привести сотню аргументов как за так и против. В конце концов всё это построено на единственном (европейском) векторе истории: античность - средневековье - новое время. А вот Китай. Несколько тысячелетий. Ну и как этот "закон" прилепить?


ДД, тут не только в европейском векторе дело. Это как раз частность, при рассмотрении неевропейских обществ основоположники запросто отвлекались от своих же моделей. Сама методология выведения надстройки из материальных фишек ка бы плавно вытекает из некой абстрактной, точки зрения, которая должна принадлежать непосредственному производителю материальных ценностей. То есть из роли пролетариата. Тут, чтобы обойти этот момент нужно не место менять с Запада на Восток, а время, формацию и социальные отношения в ней.

Дмитрий Донецкий

24-07-2012 19:34:24

Zogin, вот чувствую, ты что-то умное выдал, но понять не осилил. То есть это как квантовая физика? Результат зависит от наблюдателя? Во времена Маркса один, сегодня иной?

Zogin

24-07-2012 19:51:56

Да , взгляд на историю зависит от наблюдателя. Т.е. буржуазная наука верна и сейчас с буржуазной т.з. Но марксизм как бы претендует на то, что он выявил агента будущего в настоящем - пролетариат, и поэтому строит философию диамата на основе неких принципов, присущих этому агенту. То есть мы то (пролетариат) все делаем и в конечном итоге от этого все зависит. Материальный мир первичен.

Но как бы сама философия этого агента будущего в настоящем плавно меняется с изменением материальных отношений в обществе и его социального положения. Но беда в том, что это изменение слишком медленное, чтобы сразу так с ходу начать практиковать ревизионистские методологии.

Вообще же как бы - Вазюлин эту тему объяснял - к примеру "основной вопрос философии" вне классового общества и прогрессивной роли пролетариата просто надуман. Он вообще вне классов вопросом не является. Всё и так понятно. А отсюда уже следуют другие методологические подходы при социализме, о которых кстати С Платонов писал. Не вполне работает истмат, когда задача - проектировать, а не воевать.

Вообще по Гегелю выходит что-то типа того - диалектика это борьба метафизик. Конечную абсолютную истину может познать только некий мудрец, живущий в конце времен и знающий всё обо всём.

Т.е. если в этом ракурсе взглянуть на самого Гегеля или на марксизм, то они и не скрывают своей исторической ограниченности. Более того марксизм прямо указывает рамки этой ограниченности - время пока существует пролетариат и остается прогрессивным классом. Гегель же скромно не уточняет вопрос рамок действий описанной им диалектики.

Рабочий

25-07-2012 19:50:40

"Да и как можно всем известное народное наблюдение: "где тонко, там и рвётся" возводить в "ранг" закона марксизма?".....очень даже можно и нужно, если учесть что все социальные революции в 20в. произошли, на периферии. А народная поговорка, простое и доступное средство выразить мысль, без необходимости сложных построений. Типа "двойной эксплуатации трудящихся своим и ввезенным капиталом" или "наличие в социуме классов с устойчивой традицией коллективизма"...
.....
"Просто закон маятника. Перебор в одну сторону побуждает некое количество людей "вспомнить" о старых добрых временах. Но поскольку невозможно дважды вступить в одну и ту же воду, происходит именно частичное, а не полное отрицание "первого нового".....
Слушай я серьезно спрашиваю, ты в запое мешаешь или нет....извини конечно....Но уж больно приземлено ты диалектику толкуешь.....она не для политического процесса изобреталась, а для описания процесса познания....или опыта. Ну типа......первая колом, вторая соколом....ну а потом обобщение этого результата..... :-):-)

Zogin

26-07-2012 00:02:06

Рабочий,
Я то в запое как обычно. Кстати - поэтому не обещаю ответить сразу на возражающие мне посты. Следующие 2-3 дня я я буду лежать и блевать и видеть во сне пауков. Против закона двойного отрицания я ничего не не имею.

Шаркан

26-07-2012 00:19:45

Zogin писал(а):видеть во сне пауков

няшные существа
http://flibusta.net/b/184146/read
Скрытый текст: :
уже 36 лет как люблю эту книгу!

Рабочий

26-07-2012 18:32:29

В запое и блевать? Не верю....как говорил Станиславский....вы все же в Россию пишите.

Дмитрий Донецкий

27-07-2012 20:07:39

Рабочий писал(а):Закон перехода количества в качествоКоличественные изменения, накапливаясь переходят в качественные.


Здесь такая хитрость. Любой из нас приведёт тысячи примеров перехода количества в качество. Начиная от хрестоматийного о миллионах песчинок, образующих гору. Но вопрос. Зачем этот закон был необходим Марксу и Энгельсу? Исключительно ради подтверждения своей теории прогрессирующей экономики (что для марксиста равносильно прогрессу человечества вообще). То есть накапливающиеся количественно производительные силы изменяют производственные отношения, тем самым разрушая старые и создавая новые общественно-экономические формации. Ну плюс нюансы.

Таким образом "новое качество" прогрессивнее "старого". Но что мы видим в примере песчинка - гора? Прогресс? Гора прогрессивнее песчинки? Сомневаюсь. А теперь, если прольётся этакий гегельянский дождище, в котором количество воды окажется достаточным для разрушения горы (превращение в новое качество - песчаный пляж), это что? Регресс? Шаг назад в эволюции? Данный закон (или "закон"?) имеет обратную силу? Кстати если забыть об изначальных песчинках, снова всё логично, в духе "закона перехода". Просто вместо количества песка имеем количество воды.

И какой пример мы не возьмём, результат тот же, да изменение, да эволюция, да новое качество, но это не прогресс. Для неживой природы 100%, для живой возможны варианты, но пропускаю, и так накалякал дофига. А вот для человеков... Увеличение чиновников до тысячи вместо достаточной сотни ВСЕГДА ухудшает работу. Перенасыщение НИИ научными сотрудниками ВСЕГДА тормозит развитие науки. Ну и так далее.

Дмитрий Донецкий

27-07-2012 20:18:16

Рабочий писал(а):1-й закон Ленина

В мире нет ничего ,кроме изменяющейся материи, познаваемой человеком прямо или косвенно через его органы чувств.


Недоказуемо никогда. Видишь суслика?

Рабочий писал(а):2. закон Ленина.

Реальные социумы многоукладны.... Именно взаимодействие разных укладов, создают многообразие социальных и политических форм в истории.


А Ленин здесь при чём? Любой Аристотель в курсе.

Шаркан

27-07-2012 21:42:34

Дмитрий Донецкий писал(а):Любой из нас приведёт тысячи примеров перехода количества в качество

столько же примеров можно привести и качественных переходов без "накопления количества", если не прибегать к метафорам.
Например таблица Менделеева. Каждый новый протон в ядре - качественное изменение свойств атома. И нет "накопления". Количественное совпадает с качественным. Добавка нейтронов (изотопы) к особым качественным изменениям химических свойств же не ведут.
Забавно как марксисты это преодолевали (в предисловиях химических учебников) - обычной схоластикой

Рабочий

30-07-2012 17:31:51

Да видел я суслика на выходные....а зачем он тебе ДД....типа не вижу суслика, нет теории познания...а ведь там есть слово косвенное, специально для тебя.
"Итак философия есть познание истины. Гегель, увенчавший системою свое величественное здание новой германской философии, говорит, когда философия из любви к мудрости, к истине должна превратиться в действительное знание истины. Но это определение для нас еще не довольно определенно. Что подразумевается здесь под словами знание и истина. Когда я знаю, например, что в моей комнате стоит стол (или скажем суслик, мое ДД уточнение), так ведь это также-знание истины, потому что стол в самом деле стоит в моей комнате; по крайней мере многие из наших врагов философии не посовестятся назвать такое звание истинным; а если посовестятся, то не иначе изменив своему тайному началу состоящему в отрицание всякой другой истины, кроме бесконечного многообразия случайностей, наполняющих мир. Что стол стоит в моей комнате, может быть совершенно справедливо, но это не более как случайность, не заключающая в себе никакого интереса и не имеющая права на название истины, ибо одной из главных определений истины есть необходимость"...
Специально привел тебе мнение М. Бакунина, а не Энгельса или Ильича....скажешь против, Шарик порвет тебя как грелку, на американский флаг. :-)

Рабочий

30-07-2012 17:48:01

Найди мне про Аристотеля, и формационную теорию...обещаю полгода сюда не ходить.
Прогресс и регресс понятия относительное. У Гегеля и Маркса есть понятие развития....гора превращается в пляж...это развитие геологической системы....потом песок в песчаник переходит....и опять гора. Нет у Энгельса и Маркса...теории о бесконечном развитие экономики....если есть найдите. Боюсь вы проектируете свои суеверия .....поэтому цитат не будет. Кроме одной....."Оно властно поставило перед ними задачу: вместо господства отношений и случайности над индивидами, установить господство индивидов над случайностью и отношениями. Оно..властно потребовало освобождения от вполне определенного способа развития. Эта диктуемая современными отношениями задача совпадает с задачей организовать общество на коммунистических началах."....

Дмитрий Донецкий

30-07-2012 18:31:19

Рабочий, ну придёшь ты проверять на месте ли мой стол, а я его специально уберу ради такого случая. Парадокс в том, что объективная реальность действительно не зависит от твоего сознания. И говоря: Я познал! впадаешь в идеализм. Ведь это ТВОИ органы чувств.

Про Аристотеля и прочее внимательнее читай и не приписывай мне лишнее. Вообще кажется ты всё понимаешь, просто жалко расставаться с красивыми схемами.

Рабочий писал(а):Специально привел тебе мнение М. Бакунина, а не Энгельса или Ильича....скажешь против, Шарик порвет тебя как грелку, на американский флаг.


Вот и проверим, что у Шаркана победит - уважение к Бакунину или нелюбовь к Гегелю. Когнитивный диссонанс однако... Впрочем Шаркан тоже диалектик. Разделит Бакунина на раннего и позднего. И всех делов.

Шаркан

30-07-2012 21:39:15

Дмитрий Донецкий писал(а):Разделит Бакунина на раннего и позднего.

зачем делить? просто не все у Бакунина последовательно. Он живой человек, с заблуждениями. Как все.

диалектику Хегеля точно не переношу. Причем это лишь одна из диалектик, а не единственная. Справка: курс философии.

Zogin

31-07-2012 11:17:49

Дмитрий Донецкий писал(а):
Рабочий писал(а):Закон перехода количества в качествоКоличественные изменения, накапливаясь переходят в качественные.


Здесь такая хитрость. Любой из нас приведёт тысячи примеров перехода количества в качество. Начиная от хрестоматийного о миллионах песчинок, образующих гору. Но вопрос. Зачем этот закон был необходим Марксу и Энгельсу? Исключительно ради подтверждения своей теории прогрессирующей экономики (что для марксиста равносильно прогрессу человечества вообще). То есть накапливающиеся количественно производительные силы изменяют производственные отношения, тем самым разрушая старые и создавая новые общественно-экономические формации. Ну плюс нюансы.

Таким образом "новое качество" прогрессивнее "старого". Но что мы видим в примере песчинка - гора? Прогресс? Гора прогрессивнее песчинки? Сомневаюсь. А теперь, если прольётся этакий гегельянский дождище, в котором количество воды окажется достаточным для разрушения горы (превращение в новое качество - песчаный пляж), это что? Регресс? Шаг назад в эволюции? Данный закон (или "закон"?) имеет обратную силу? Кстати если забыть об изначальных песчинках, снова всё логично, в духе "закона перехода". Просто вместо количества песка имеем количество воды.

И какой пример мы не возьмём, результат тот же, да изменение, да эволюция, да новое качество, но это не прогресс. Для неживой природы 100%, для живой возможны варианты, но пропускаю, и так накалякал дофига. А вот для человеков... Увеличение чиновников до тысячи вместо достаточной сотни ВСЕГДА ухудшает работу. Перенасыщение НИИ научными сотрудниками ВСЕГДА тормозит развитие науки. Ну и так далее.


Стругацкие в ряде своих повестей поднимали вопрос - а что делать, если это появившееся новое качество - фиговое.

Маркс и Гегель то жили во времена прочих задорных просветителей, будущее представлялось дорогой к прогрессу.

А теперь посмотрим на советских как бы великих философов- марксистов.

Кто ими числится? Вазюлин и Ильенков.

Вазюлин разрабатыват теории бесконечных спиралей, одна из которых рано или поздно разрушит цивилизацию и уничтожит нас всех нафиг. Оптимистичненько.

У Ильенкова практически через все работы как то ненавязчиво проходит пропаганда теорий самоубийства.

Так что на марксизм, как таковой валить не надо с больной головы на здоровую. Как раз по марксизму бытиё определяет сознание.

Если вы такие умные - так и придумайте, как сознанием изменить бытиё и повести человечество к вершинам. Если ты Ъ-философ, то вот и покажи свой философский миллион.

Рабочий

31-07-2012 19:44:00

"Про Аристотеля и прочее внимательнее читай и не приписывай мне лишнее. Вообще кажется ты всё понимаешь, просто жалко расставаться с красивыми схемами.".....ну вот ДД, ты уже считаешь их как минимум красивыми.

Рабочий

31-07-2012 19:55:26

"Рабочий, ну придёшь ты проверять на месте ли мой стол, а я его специально уберу ради такого случая. Парадокс в том, что объективная реальность действительно не зависит от твоего сознания. И говоря: Я познал! впадаешь в идеализм. Ведь это ТВОИ органы чувств."......
Раз сознание зависит, от внешнего мира. То и внешний мир зависит от него....понятно что степень, этой зависимости разная. Не будем же мы утверждать, что все человечество малозаметно, на планете. И ты у всех стол можешь убрать. Понятно, что и сознание и чувства одного человека мало стоят....И когда после пьянки, мы говорим: "Маша посмотри что там у меня за паук ползает по спине". Мы уже нашли выход из этой коллизии....верность нашего восприятия, проверяется мнением других людей.