Дмитрий Донецкий
23-01-2013 10:41:31
Поэт как Сверхчеловек: Звезда по имени Байрон (+ Наталья Ищенко: Байрон FOREVER)
http://blogs.pravda.com.ua/authors/okar ... iew_print/
Андрей Окара
22 января 2013
Сегодня, помимо дня Соборности Украины и маминого ДР, занятная дата: 225 лет со дня рождения Байрона. Казалось бы – ну какой с него прок современному деловому и занятому позарез человеку?
Однако Байрон – это не просто великий поэт (лично я не являюсь его большим поклонником – мне симпатичнее Роберт Бёрнс или поэты "Озерной школы").
Байрон – это гениальный тренд-мейкер: он сумел ощутить, выразить, мультиплицировать и сделать доминирующим на несколько десятилетий определенное мироощущение, отношение к жизни. Байронический герой – это сильнорефлексирующий одинокий сверхчеловек, разочарованный идеалист, одиночка, покоритель и губитель женщин, высокомерный, циничный, таинственный, несущий настроение "мировой скорби", ощущающий резкий разлад между собой и окружающим миром. Евгений Онегин, Печорин, пушкинский и байроновский Мазепа, граф Монте-Кристо, реальный Наполеон – все они в некотором смысле потомки байроновского Чайльд-Гарольда.
Самым известным воплощением байронизма в украинской литературе может считаться вот это стихотворение Мыколы Петренка, ставшее мегапопулярным романсом:
Дивлюсь я на небо та й думку гадаю:
Чому я не сокіл, чому не літаю,
Чому мені, Боже, ти крилець не дав?
Я б землю покинув і в небо злітав.
Далеко за хмари, подальше од світу,
Шукать собі долі, на горе привіту
І ласки у зірок, у сонця просить,
У світлі їх яснім все горе втопить...
Байрон стал первым общеевропейским поп-идолом и героем китча: его портреты стали обязательным атрибутом нескольких поколений европейской молодежи. Татьяна Ларина, тайно пробравшись в комнату Онегина, видит два культовых предмета – "лорда Байрона портрет" и бюст Наполеона:
Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
Именно после Байрона биография поэта стала основой индивидуального мифа и чуть ли не главной частью творчества – не так важно, как поэт пишет, куда важнее, как он живет. Вот попробуйте себе представить Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Есенина с Маяковским, Цветаеву, Высоцкого, Васыля Стуса просто как авторов текстов их стихов – т.е. абстрагировано от их биографий. До Байрона биография поэта была частным делом, никого особенно не интересовала. Ну кому интересны биографии Державина, Джонна Донна, Лопе де Веги или даже гениальнейшего Шекспира, главное обстоятельство в жизни которого – это сомнение в том, что он вообще существовал. Да, были персоны с нетривиальными жизненными путями – вроде Данта или Сковороды, но биография как часть культа поэта – это только после Байрона.
Казалось бы, гибель этого поэта в Греции была красивой и героической, но бессмысленной. Однако, как вскоре оказалось, всё не так – смерть Байрона стала фактором общеевропейской геополитики. Она столь сильно потрясла правительства и дипломатов Британии, Франции и Российской империи, что эти страны решили поддержать Грецию в ее борьбе за независимость.
Возможно, сегодня Байрон воспринимается как автор затертых метафор, "общих" мест и "темных" байронических гипертекстов. Но именно он создал этот канон, этот стиль, это мироощущение и эти метафоры.
И именно он – первый в мировой литературе Поэт-Сверхчеловек.
Ниже – текст профессора Таврического университета Натальи Ищенко о Байроне.
Лорд Байрон
ОДА АВТОРАМ БИЛЛЯ, НАПРАВЛЕННОГО ПРОТИВ РАЗРУШИТЕЛЕЙ СТАНКОВ
Лорд Эльдон, прекрасно! Лорд Райдер, чудесно!
Британия с вами как раз процветет.
Врачуйте ее, управляя совместно,
Заранее зная: лекарство убьет!
Ткачи, негодяи, готовят восстанье,
О помощи просят. Пред каждым крыльцом
Повесить у фабрик их всех в назиданье!
Ошибку исправить – и дело с концом,
В нужде, негодяи, сидят без полушки.
И пес, голодая, на кражу пойдет.
Их вздернув за то, что сломали катушки,
Правительство деньги и хлеб сбережет,
Ребенка скорее создать, чем машину,
Чулки – драгоценнее жизни людской
И виселиц ряд оживляет картину,
Свободы расцвет знаменуя собой
Идут волонтеры, идут гренадеры,
В походе полки... Против гнева ткачей
Полицией все принимаются меры,
Двумя мировыми, толпой палачей.
Из лордов не всякий отстаивал пули;
О судьях взывали. Потраченный труд!
Согласья они не нашли в Ливерпуле...
Ткачам осуждение вынес не суд,
Не странно ль, что, если является в гости
К нам голод и слышится вопль бедняка.
За ломку машины ломаются кости
И ценятся жизни дешевле чулка?
А если так было, то многие спросят;
Сперва не безумцам ли шею свернуть,
Которые людям, что помощи просят,
Лишь петлю на шее спешат затянуть?
1812
(перевод О. Чюминой)
http://blogs.pravda.com.ua/authors/okar ... iew_print/
Андрей Окара
22 января 2013
Сегодня, помимо дня Соборности Украины и маминого ДР, занятная дата: 225 лет со дня рождения Байрона. Казалось бы – ну какой с него прок современному деловому и занятому позарез человеку?
Однако Байрон – это не просто великий поэт (лично я не являюсь его большим поклонником – мне симпатичнее Роберт Бёрнс или поэты "Озерной школы").
Байрон – это гениальный тренд-мейкер: он сумел ощутить, выразить, мультиплицировать и сделать доминирующим на несколько десятилетий определенное мироощущение, отношение к жизни. Байронический герой – это сильнорефлексирующий одинокий сверхчеловек, разочарованный идеалист, одиночка, покоритель и губитель женщин, высокомерный, циничный, таинственный, несущий настроение "мировой скорби", ощущающий резкий разлад между собой и окружающим миром. Евгений Онегин, Печорин, пушкинский и байроновский Мазепа, граф Монте-Кристо, реальный Наполеон – все они в некотором смысле потомки байроновского Чайльд-Гарольда.
Самым известным воплощением байронизма в украинской литературе может считаться вот это стихотворение Мыколы Петренка, ставшее мегапопулярным романсом:
Дивлюсь я на небо та й думку гадаю:
Чому я не сокіл, чому не літаю,
Чому мені, Боже, ти крилець не дав?
Я б землю покинув і в небо злітав.
Далеко за хмари, подальше од світу,
Шукать собі долі, на горе привіту
І ласки у зірок, у сонця просить,
У світлі їх яснім все горе втопить...
Байрон стал первым общеевропейским поп-идолом и героем китча: его портреты стали обязательным атрибутом нескольких поколений европейской молодежи. Татьяна Ларина, тайно пробравшись в комнату Онегина, видит два культовых предмета – "лорда Байрона портрет" и бюст Наполеона:
Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
Именно после Байрона биография поэта стала основой индивидуального мифа и чуть ли не главной частью творчества – не так важно, как поэт пишет, куда важнее, как он живет. Вот попробуйте себе представить Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Есенина с Маяковским, Цветаеву, Высоцкого, Васыля Стуса просто как авторов текстов их стихов – т.е. абстрагировано от их биографий. До Байрона биография поэта была частным делом, никого особенно не интересовала. Ну кому интересны биографии Державина, Джонна Донна, Лопе де Веги или даже гениальнейшего Шекспира, главное обстоятельство в жизни которого – это сомнение в том, что он вообще существовал. Да, были персоны с нетривиальными жизненными путями – вроде Данта или Сковороды, но биография как часть культа поэта – это только после Байрона.
Казалось бы, гибель этого поэта в Греции была красивой и героической, но бессмысленной. Однако, как вскоре оказалось, всё не так – смерть Байрона стала фактором общеевропейской геополитики. Она столь сильно потрясла правительства и дипломатов Британии, Франции и Российской империи, что эти страны решили поддержать Грецию в ее борьбе за независимость.
Возможно, сегодня Байрон воспринимается как автор затертых метафор, "общих" мест и "темных" байронических гипертекстов. Но именно он создал этот канон, этот стиль, это мироощущение и эти метафоры.
И именно он – первый в мировой литературе Поэт-Сверхчеловек.
Ниже – текст профессора Таврического университета Натальи Ищенко о Байроне.
Скрытый текст: :
Лорд Байрон
ОДА АВТОРАМ БИЛЛЯ, НАПРАВЛЕННОГО ПРОТИВ РАЗРУШИТЕЛЕЙ СТАНКОВ
Лорд Эльдон, прекрасно! Лорд Райдер, чудесно!
Британия с вами как раз процветет.
Врачуйте ее, управляя совместно,
Заранее зная: лекарство убьет!
Ткачи, негодяи, готовят восстанье,
О помощи просят. Пред каждым крыльцом
Повесить у фабрик их всех в назиданье!
Ошибку исправить – и дело с концом,
В нужде, негодяи, сидят без полушки.
И пес, голодая, на кражу пойдет.
Их вздернув за то, что сломали катушки,
Правительство деньги и хлеб сбережет,
Ребенка скорее создать, чем машину,
Чулки – драгоценнее жизни людской
И виселиц ряд оживляет картину,
Свободы расцвет знаменуя собой
Идут волонтеры, идут гренадеры,
В походе полки... Против гнева ткачей
Полицией все принимаются меры,
Двумя мировыми, толпой палачей.
Из лордов не всякий отстаивал пули;
О судьях взывали. Потраченный труд!
Согласья они не нашли в Ливерпуле...
Ткачам осуждение вынес не суд,
Не странно ль, что, если является в гости
К нам голод и слышится вопль бедняка.
За ломку машины ломаются кости
И ценятся жизни дешевле чулка?
А если так было, то многие спросят;
Сперва не безумцам ли шею свернуть,
Которые людям, что помощи просят,
Лишь петлю на шее спешат затянуть?
1812
(перевод О. Чюминой)