Кропоткин П. А. "Анархия"

Махновец

24-01-2009 12:30:58

Сборник включает основные теоретические труды князя П. А. Кропоткина, посвященные обоснованию идеи "анархии", которую автор применяет не только в отношении политики, но и как определенный методологический и этический ключ к пониманию сути общественного бытия.
Основные работы П. А. Кропоткина были написаны в конце XIX века, и современный читатель имеет возможность с позиций трагической истории XX века оценить значимость историософских и философских построений именитого автора.

СОДЕРЖАНИЕ

Р. К. Баландин. Анархия - это свобода........................................5

Раздел первый
Анархия в природе
Взаимопомощь как фактор эволюции.......................................46
Введение................................................................................................46
Взаимная помощь у животных............................................................56
Взаимная помощь у животных............................................................78
Заключение.........................................................................................108

Раздел второй
Наука и анархия
1. Современная наука и анархия...............................................116
I. Происхождение анархии................................................................116
II. Умственное движение XVIII в.....................................................121
III. Реакция в начале XIX в...............................................................126
IV. Позитивная, т.е. положительная философия Конта...............132
V. Пробуждение в 1856-1862 гг........................................................136
VI. Синтетическая философия Спенсера.........................................143
VII. О роли закона в обществе..........................................................148
VIII. Положение учения об анархии в современной науке...........153
IX. Анархический идеал.....................................................................157
X. Анархия...........................................................................................161
XI. Анархия (продолжение)...............................................................170
XII. Анархия (продолжение).............................................................181
XIII. Анархия (продолжение)............................................................194
XIV. Некоторые выводы анархизма..................................................211
XV. Способы действия.......................................................................223
XVI. Заключение.................................................................................234

2. Коммунизм и анархия............................................................237
I. Анархический коммунизм.............................................................237
П. Государственный коммунизм. - Коммунистические общины........................242
III. Маленькие коммунистические общины. - Причины их неуспеха...............................................................................................254
IV. Ведет ли коммунизм к умалению личности?............................261

3. Государство, его роль в истории............................................272

4. Современное государство.......................................................332
I. Главный принцип современных обществ....................................332
II. Рабы государства...........................................................................337
III. Налог - средство создания могущества государства...............343
IV. Налог - средство обогащать богатых........................................350
V. Монополии.....................................................................................360
VI. Монополии в XIX в.....................................................................365
VII. Монополии в конституционной Англии. - В Германии. - Короли эпохи..................371
VIII. Война..........................................................................................379
IX. Война и промышленность...........................................................387
XIV. Заключения................................................................................397

Анархия. Ее философия, ее идеалы...........................................404

Раздел третий
Анархия и этика
Этика............................................................................................452
Справедливость и нравственность.............................................457
Нравственные начала анархизма...............................................484
Экономика и нравственность.....................................................533
Мораль, право, политика...........................................................540

http://depositfiles.com/files/mwg9q1fnu



Если у кого есть возможность перезалить на файлообменник, с которого не удалят эту книгу, обязательно перезалейте и сделайте ссылку.

independent male

24-01-2009 13:33:37

есть какая-нибудь инфа по этой книге: в каком году написана, где, в связи с чем?

Goren

24-01-2009 17:33:57

Это компиляция из работ Кропоткина разного времени.

independent male

24-01-2009 17:43:56

типа соединенные вырезки из его работ, сделанные после его смерти?

Goren

24-01-2009 18:05:13

Да, походу так.

Арадан

24-01-2009 18:16:12

кстати,у этого самого Р.К.Баландина рекомендую прочитать "тайные общества русских революционеров". замечательная книга

Evolutioner

24-01-2009 19:14:07

Арадан, а кто он вобще такой, этот Баландин? Нашёл тут у себя книжуку его, там что-то вроде учебника философии. Стоит ли читать?

Graswurzel

26-01-2009 12:25:33

2000 год, москва.
где-то на форуме была в аудиоверсии...

Trinity

26-01-2009 23:29:32

Интересное воспоминание о Кропоткине есть у Ворошилова.

" Правительственный террор в России нарастал. В труднейшей обстановке работали большевики. Положение их осложнялось еще острой фракционной борьбой в Российской социал-демократической рабочей партии. Для обсуждения многих насущных задач необходимо было созвать партийный съезд. Но в России для этого отсутствовали условия. Пришлось воспользоваться гостеприимством датских социал-демократов. Но, когда около 300 делегатов собралось в Копенгагене, датское правительство не разрешило съезду приступить к работе.
Делегаты перебрались в Лондон. Здесь, в “Церкви Братства”, и проводились заседания с 13 мая по 1 июня 1907 г., за исключением воскресений, когда в церкви шла служба. Среди делегатов были В.И. Ленин, К.Е. Ворошилов, М.М. Литвинов, Е.М. Ярославский, И.В. Сталин, В.П. Ногин и другие видные деятели партии; среди гостей - А.М. Горький, М.Ф. Андреева, П.А. Кропоткин.

О последнем, в частности, рассказывает в своих воспоминаниях К.Е. Ворошилов:

“В числе приглашенных на съезд был и идейный руководитель русского анархизма князь Кропоткин. Он живо интересовался ходом прений, пытливо присматривался к его делегатам и вот однажды, подойдя к нам, изъявил желание встретиться с нами, рабочими, у него на квартире за чашкой чая. Этот вопрос мы подняли на одном из наших фракционных совещаний, спрашивали, как нам быть. Помню, Владимир Ильич с улыбкой напутствовал нас: «А что ж тут плохого - попейте чайку с князем Кропоткиным, поговорите с ним по душам. Не знаю, как вам, а ему, уверен, будет от этого большая польза»" *.
* К.Е. Ворошилов. Рассказы о жизни. М., 1968, стр. 352, 353.

В итоге человек десять рабочих отправились с визитом к Кропоткину. Встретил он их чрезвычайно приветливо. На столе стоял самовар. Дочь Кропоткина Саша разливала чай, а сам он, “какой-то очень легкий и игривый в своих сапожках с высокими каблуками, помогал ей”. Завязавшийся разговор естественно вылился в полемику, в итоге которой, пишет Ворошилов, стало ясно, что они говорят на совершенно разных языках. "


Интересно во чтобы вылилась их дискуссия, если бы они пили не чай, а что-нибудь покрепче ? :confused:

Trinity

26-01-2009 23:35:51

Кропоткин и Первая Мировая Война.

Но проблемы анархо-синдикализма, так же как проблемы кооперации, вскоре отошли на дальний план. Наступило лето 1914 г.

9 июля Кропоткин писал: “Война - большая, общеевропейская, которой приближение только незнание и близорукость радикалов могли отрицать, - разгорится через неск[олько] дней. Германия уже 10 дней назад решила бесповоротно ее начать. (Это достоверно)... Я предвижу, дорогие, тяжелые времена для всех нас” *. Времена действительно наступали тяжелые. Война несла неисчислимые бедствия народам. От революционеров же она требовала четкого определения своей классовой позиции, подлинного пролетарского интернационализма.

* ЦГАОР, ф. 1129, оп. 2, ед. хр. 45. л. 31. Письмо М. И. Гольдсмит.
И вот этого испытания, этой проверки Кропоткин не выдержал. Он стал в ряды “оборонцев”, в ряды “социал-шовинистов”. Как могло случиться, что столь честный, чистый и гуманный человек выступил вдруг сторонником войны против Германии, войны до победного конца? Как могло случиться, что при его широком и глубоком уме, при его интернационализме он не понял империалистического характера первой мировой войны? Вот здесь-то и нашла свое естественное выражение мелкобуржуазная сущность идеология анархизма. Отсутствие четкой классовой позиции привело к социал-шовинизму, к фактической защите интересов буржуазии. Но точку зрения Кропоткина обусловили не только объективные, но и субъективные причины.
Для него, так же как 40 лет назад для Бакунина, Франция, по верному замечанию Н.К. Лебедева, “была колыбелью всех революций и революционных идей, а Париж - великой лабораторией социализма и коммунизма. Кропоткин глубоко верил, что великий французский блузник, бросивший миру лозунги социальной революции и боровшийся за их осуществление, рано или поздно снова поднимется и зажжет факел социальной революции” *.

* Н.К. Лебедев. П.А. Кропоткин, стр. 70 - 71.
Германия, напротив, со времен Бисмарка была оплотом военщины и цезаризма, готовых задушить все ростки социалистических движений. При такой расстановке сил в условиях уже начавшейся войны Кропоткин естественно выступил на стороне тех стран, в возможность революции в которых верил. В первом же из “Писем о текущих событиях” для “Русских ведомостей” в сентябре 1914 г. он объяснял:
“При данных условиях всякий, кто чувствует в себе силы что-нибудь делать и кому дорого то, что было лучшего в европейской цивилизации, и то, за что боролся рабочий Интернационал, может делать только одно - помогать Европе раздавить врага самых дорогих нам заветов: немецкий милитаризм и немецкий завоевательный империализм” *.
* П.А. Кропоткин. Письма о текущих событиях. М., 1918, стр. 3.

Далее Кропоткин пытался доказать, что милитаризм не является исключительной чертой немецкой буржуазии:
“Быстрое развитие германской обрабатывающей промышленности за последние сорок лет без одновременного развития достатка среди крестьянства, которое могло бы быть рынком сбыта мануфактурных изделий... сделало то, что громадная масса немецкого пролетариата заражалась теми же завоевательными планами и теперь тоже мечтает о быстром развитии могучего, завоевательного капитализма” *.
* П.А. Кропоткин. Письма о текущих событиях, стр. 8 - 9.

Торжество Германии в войне было бы великой трагедией для всей Европы. Кропоткин считал, что оно поработит европейскую культуру, приостановит общее развитие, задушит социальное движение на полстолетия. По всем этим причинам “нельзя не желать полного поражения зарвавшейся военной Германии. Нельзя даже оставаться нейтральным, так как в данном случае нейтральность была бы потворством железному кулаку” *.
* Там же, стр. 13
Однако интернационализм накладывал известные обязательства на передовых деятелей русской и европейской общественной мысли, и поэтому многие друзья Кропоткина не поддержали его выступлений. “Видели ли вы «Русские ведомости»? - спрашивал Кропоткин у Гольдсмит. - Товарищи вам, верно, говорили - некоторые, вероятно, с озлоблением о моем письме” *.
* ЦГАОР, ф. 1129, оп. 2, ед. хр. 45, л. 38.
В письме Марии Исидоровпе, Кропоткин, как всегда, искренне, выражал свои чувства по поводу происходящих событий, отвечал на ее недоуменные вопросы, высказывал мысли о значении войны для будущего устройства мира.
“Сердце обливалось у меня кровью, я ведь видел, что обходное движение немцев левого фланга откроет им свободный путь на Париж. Битву большую, конечно, дадут: по последствия ее?
Бессильная злоба и боль за Францию - точно моих родных терзают...

Конечно, русские наступают прекрасно в Вост[очной] Пруссии. Но на все нужно время...

На себя, на всеобщее ополчение всех, мужчин и женщин, против современных гуннов полагайтесь.

Конечно, в Германии есть социалисты, которые действительно нам братья по духу. Но гнусная военно-государственно-капиталистическая сила их задавила...

Из-за того что в России есть социалисты и безучастные крестьяне, нельзя давать carte blanche самодержавию и черносотенцам. Как же можно сочувствовать Атилле и его полчищам? Истреблять их надо.

В России самодержавие и черносотенство роковым образом идут на убыль. Новая заря зарождается... Во всяком случае федерализм восторжествует, каков бы ни был исход войны. А это уже разгром самодержавия” *.

* ЦГАОР, ф. 1129, оп. 2, ед. хр. 45, лл. 32 - 34.

Примерно те же надежды высказывал Кропоткин и в “Письме” в “Русские ведомости”:
“Права всех национальностей на свободное развитие будут признаны; федеративное начало найдет широкое приложение при переделке карты Европы” *.
* П.А. Кропоткин. Письма о текущих событиях, стр. 13.

Наивная и ничем не обоснованная вера в торжество федерализма в случае победы союзников сочеталась у Кропоткина с не лишенным основания предвидением огромных изменений в политической, экономической и социальной жизни народов Европы. Но некоторые сдвиги, происходившие в экономике ряда европейских стран, и в частности Англии, в сторону государственного капитализма Кропоткин принимал за проявление и пробуждение “общественности”.
“Я вижу впереди многое, новое, живое. Еслп бы дело шло только о «положении предела» завоевательному зверю!!! Нарождаются зачатки новой общественности.. Здесь, в Англии, они бьют везде из-под всей старой гнилостной накипи. Если бы у рабочих было больше умственной, строительной смелости, смогли бы чудеса выстроить” *. - писал он 2 апреля 1915 г.
* ЦГАОР, ф. 1129, оп. 2, ед. хр. 45, л. 58.

Война вносила тактические коррективы в социальную утопию Кропоткина. Он стал считать, что именно война, требующая колоссального напряжения всех сил народов Европы, приведет к тому, что “угольные копи, средства перевозки, сухопутные и морские пути, а также все источники продовольствия должны быть объявлены общественною народною собственностью”. Для этого, ему казалось, существует два пути: “первый - предоставить все решать государству, второй - работать для передачи этой громадной организации потребления и производства городам, коммунам... организациям производителей и потребителей, т.е. новым кооперативам...”.
Война внесла свои поправки и в размышления Кропоткина о проблемах этики. Именно под влиянием необходимости решительной борьбы с воплощением зла, - германской военной машиной Кропоткин высказал следующую мысль:

“Основой всякой нравственности должна быть идея Равенства, ставшая агрессивною, а не просто пассивною добродетелью. Оттого держалось и держится рабство, что отпор порабощению не возведен в агрессивную обязанность. Точно так же не будет международности, пока каждый не признает своей священной обязанности (как признавал Гарибальди) «опоясать меч» и идти на защиту всякой угнетенной народности” *.
* Там же, л. 98.

Поддержки своих идей о возможности перестройки общества Кропоткин не встречал даже среди единомышленников. “Вопрос о безгосударственной перестройке общества на коммун[истических] началах, по-видимому ...не интересует ни наших товарищей, ни синдикалистов. Мне кажется, они не верят в ее близкую возможность. Для них «c'est de le theorie» * - жаловался он в 1916 г. М.И. Гольдсмит, которая тоже в это время не разделяла полностью его надежд и взглядов. В начале войны она предложила Петру Алексеевичу возобновить издание “Листков Хлеба и Воли”. Отвечая ей, Кропоткин спрашивал, чем думает она заполнить страницы газеты: “Ругать правительство? Критиковать военные действия? Сочинять планы мира, когда Парижу грозят гунны?.. Не берусь. Остается молчать и всем, чем можешь, помогать сражающимся. Но - в 72 года не многим поможешь. И то стыдно, что не помогаешь! Я не побрезговал бы себя предложить хотя в писаря, в чертежники армии, но и то боюсь, - стар и недуги!” *.

Trinity

26-01-2009 23:40:46

Если планы социальной перестройки общества, предлагаемые Кропоткиным, не встречались с энтузиазмом ни его друзьями, ни тем более его противниками, то в целом его поддержка Франции, Англии и России, его обличение Германии приветствовались в самых различных кругах русского *. и европейского общества. Враг всех правительств Европы, обладавший большим моральным авторитетом, он объективно стал союзником этих правительств. Таков был грустный для Кропоткина и в общем-то парадоксальный результат его публичных выступлений.

* Так, в 1916 г. к Кропоткину “на поклон” приезжал лидер кадетской партии П.Н. Милюков.

Особенным успехом шовинистические выступления Кропоткина пользовались в буржуазных и отчасти рабочих кругах Франции. В.И. Ленин писал по этому поводу в статье “О задачах оппозиции во Франции”, вышедшей в Женеве отдельным листком в 1916 г.:

“Во Франции всегда много вредила анархистская фраза. Но теперь анархисты-патриоты, анархпсты-chauvins, вроде Кропоткина, Grave, Cornelissen и прочих рыцарей de la «Batail-le Chauviniste», помогут исцелить очень и очень многих рабочих от анархистской фразы. Долой социалистов-патриотов и социалистов-chauvins, - как „долой анархистов-патриотов" и анархистов-chauvins! этот клич будет находить отзыв в сердцах рабочих Франции” *.
* В. И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 27, стр. 238.

Далее В. И. Ленин излагал ту конкретную революционную программу, которая одна в тех условиях могла обеспечить успех освободительной борьбы:

“Не анархистская фраза о революции, а длительная, серьезная, упорная, настойчивая, систематическая работа по созданию повсюду нелегальных организаций среди рабочих, по распространению свободной, т.е. нелегальной литературы, по подготовке движения масс против своих правительств. Вот что нужно рабочему классу всех стран!”.

Шаркан

26-01-2009 23:56:03

на всяком солнце довольно пятен...
я про Кропоткина, естественно.

Goren

27-01-2009 03:13:06

А знаешь отчего появляются пятна на солнце? От того, что на него слишком пристально смотришь, и оно выжигает сетчатку. Есть мнение, что лучше смотреть под ноги - не так возвышенно, зато в говно не вступишь.

Evolutioner

27-01-2009 13:40:45

Goren писал(а):А знаешь отчего появляются пятна на солнце? От того, что на него слишком пристально смотришь, и оно выжигает сетчатку. Есть мнение, что лучше смотреть под ноги - не так возвышенно, зато в говно не вступишь.


Лучше смотреть прямо - будет виден и свет, и примерно прикинешь, что под ногами, прежде чм туда ступать.

Trinity

27-01-2009 15:05:45

Горен, надо жить не там, где г..вно вокруг.

Леон Чёрный

27-01-2009 16:09:07

Trinity, если ты кругом валяешься - приходицца через тебя перешагивать

Шаркан

27-01-2009 17:39:30

Goren писал(а):А знаешь отчего появляются пятна на солнце? От того, что на него слишком пристально смотришь, и оно выжигает сетчатку. Есть мнение, что лучше смотреть под ноги - не так возвышенно, зато в говно не вступишь.


вах, дарагой, плахой ученик астрономии... ;)

в общем, да, согласен.
Но существует еще одно мнение, что не надо из авторитетов-людей делать знамя (насаживая их черепа на шесты).
А говно наступить - всегда отмоешься. Без навозу пока никак...

Trinity

30-01-2009 17:00:54

Черный млять... ты меня с собой не путай.

Дубовик

30-01-2009 20:17:25

independent male писал(а):типа соединенные вырезки из его работ, сделанные после его смерти?

Это не вырезки из работ. Это сами работы, собранные в один сборник.

Дубовик

30-01-2009 20:21:04

'Trinity писал(а):Делегаты перебрались в Лондон. Здесь, в “Церкви Братства”, и проводились заседания с 13 мая по 1 июня 1907 г., за исключением воскресений, когда в церкви шла служба. Среди делегатов были В.И. Ленин, К.Е. Ворошилов, М.М. Литвинов, Е.М. Ярославский, И.В. Сталин, В.П. Ногин и другие видные деятели партии; среди гостей - А.М. Горький, М.Ф. Андреева, П.А. Кропоткин.

О последнем, в частности, рассказывает в своих воспоминаниях К.Е. Ворошилов:

В протоколах Пятого (Объединительного) съезда РСДРП в списке гостей съезда не указан П.А.Кропоткин.
Выдумывал товарисч Ворошилов.
Кстати, подтекст воспоминаний шикарный: типа, пускай князюшка посмотрит-пообщается с рабочими, глядишь, - "польза для него выйдет".
Это Кропоткин-то рабочих не видел, - при том, что анархические группы того времени на 95% именно из рабочих и состояли...

Trinity

30-01-2009 21:23:50

Дубовик писал(а):В протоколах Пятого (Объединительного) съезда РСДРП в списке гостей съезда не указан П.А.Кропоткин.
Выдумывал товарисч Ворошилов.
Кстати, подтекст воспоминаний шикарный: типа, пускай князюшка посмотрит-пообщается с рабочими, глядишь, - "польза для него выйдет".
Это Кропоткин-то рабочих не видел, - при том, что анархические группы того времени на 95% именно из рабочих и состояли...
Дубовик, я согласен, что Климент Ворошилов мог забыть, однако могло быть и так, что Петр Кропоткин просто мог зайти посмотреть на съезд российских революционнеров... Был ли Кропоткин в Лондоне в этот момент ?


Тогда чтобы прийти на съезд наверняка не требовало какого-то особого мандата.

Дубовик

30-01-2009 21:42:37

Кропоткин с 1890-х до 1917 жил в деревушке под Лондоном.
Но на съезды тех времен, особенно съезды РСДРП, просто так попасть было нельзя. Во-первых, съезды решали конспиративные дела в том числе, т.е. надо было учитывать, что правительственых осведомителей и журналистов на съезде не должно быть (поэтому посторонняя публика туда попадать не могла в принципе). Во-вторых, кого приглашать гостями на съезд, по тем временам и с тем менталитетом, - вопрос политический, принципиальный. Поэтому в официальных протоколах обязательно указывалось, кто присутсвовал в качестве гостя.
Ворошилов мог встретиться с Кропоткиным во время работы Пятого съезда случайно, где угодно, - хотя бы в пабе (столовке :) ) в перерыве. Но на заседаниях Петр Алексеевич 100% не присутствовал.

Trinity

30-01-2009 21:57:13

Дубовик писал(а):Кропоткин с 1890-х до 1917 жил в деревушке под Лондоном.
Но на съезды тех времен, особенно съезды РСДРП, просто так попасть было нельзя. Во-первых, съезды решали конспиративные дела в том числе, т.е. надо было учитывать, что правительственых осведомителей и журналистов на съезде не должно быть (поэтому посторонняя публика туда попадать не могла в принципе). Во-вторых, кого приглашать гостями на съезд, по тем временам и с тем менталитетом, - вопрос политический, принципиальный. Поэтому в официальных протоколах обязательно указывалось, кто присутсвовал в качестве гостя.
Ворошилов мог встретиться с Кропоткиным во время работы Пятого съезда случайно, где угодно, - хотя бы в пабе (столовке :) ) в перерыве. Но на заседаниях Петр Алексеевич 100% не присутствовал.


Я согласен. Но просто отмечу, что такое событие как съезд РСДРП в Лондоне наверняка не могло пройти мимо внимания Петра Алексеевича... Он почти наверняка мог захотеть поговорить, пообщаться с российскими рабочими, которые заграницу ездили очень редко.

Чтобы вывезти группу рабочих заграницу в то время (да и сейчас... :) ) это требовало больших денежных средств.

Дубовик

30-01-2009 22:05:18

Они ездили через границу туда-сюда, потому что деньгами снабжали организации. А организации получали деньги от эксов. А эксы делали эти же рабочие.
Как, например, Ворошилов в том числе. :)
В Лондоне начала 20-го века были целые кварталы, населенные рабочими, выходцами из России. А сам П.А. за три месяца до Лондонского съезда РСДРП участвовал в Парижском съезде русских анархистов-коммунистов, на котором были те же самые рабочие, только анархисты.

Trinity

30-01-2009 22:13:51

Ну, не мог же старый Ворошилов сеть и всю эту историю выдумать... Хмм...

Типа: "дай-ка я сочиню что-нибудь такое..." Зачем и так окруженному почетом Ворошилову это было нужно ?

Шаркан

30-01-2009 22:19:21

не скачивается

Дубовик

30-01-2009 22:20:26

А зачем вся эта старая гвардия ленинцев с конца 1920-х, а особенно после 1940-х в своих мемуарах сплошняком писала такую ересь и такую глупость, что стыдно за них становится? - Я на этот вопрос ответа не знаю.
А ведь ересь писали. Все эти Бонч-Бруевичи, Мальковы и другие...
Вон, Мальков умудрился в воспоминаниях подорвать противопехотной гранатой-лимонкой массивные чугунные ворота "Дома Анархии", так что ворота те упали и чуть его не зашибли :eek:

Trinity

30-01-2009 22:39:03

Ну, вообщем меня тоже удивили мемуары маршала Жукова... :)


А где эти мемуары Малькова ?


Я просто читал про одного Малькова, который в 1918-ом работал в московском чека... Это не тот ?

Дубовик

30-01-2009 22:45:31

Trinity писал(а): Ну, вообщем меня тоже удивили мемуары маршала Жукова... :)

:D Какие из них? Их много изданий, за сорок-то лет. И каждое пишется по-новому. Причем диктуется типа с того света. Небезызвестный Суворов в своей последней книжке приводит места из "Воспоминаний и размышлений", где Жуков делает ссылки на книги, изданные через три года после его смерти. :D

Trinity писал(а): А где эти мемуары Малькова ?
Я просто читал про одного Малькова, который в 1918-ом работал в московском чека... Это не тот ?

Это тот. Называется "Записки коменданта Кремля", изданы году в 1956, примерно. Комендантом он был весной-летом 1918, ко времени разгрома анархистов 12 апреля 1918 и ко времени расстрела Фанни Каплан (он ее и стрелял), а потом был член Коллегии ВЧК. Книжка очень смешная, весьма советую.

Рихард

03-02-2009 08:28:40

а что у Кропоткина были потомки. первый раз слышу. а поподробней?

Дмитрий Донецкий

03-02-2009 10:45:33

'Рихард писал(а):а что у Кропоткина были потомки. первый раз слышу. а поподробней?


"По всей стране, вымогая и клянча, передвигаются фальшивые внуки Карла Маркса, несуществующие племянники Фридриха Энгельса, братья Луначарского, кузины Клары Цеткин или на худой конец потомки знаменитого анархиста князя Кропоткина" (Золотой телёнок).

Кропоткина Александра Петровна (1884-1968) - дочь П.А. Училась в Англии. В 1917-1921 гг. жила в России, затем в США, где вышла замуж за журналиста Лоримера Хаммонда.

Махновец

03-02-2009 10:52:32

Шаркан писал(а):не скачивается


http://www.rapidshare.ru/913729

Дубовик

03-02-2009 13:38:06

Рихард писал(а):а что у Кропоткина были потомки. первый раз слышу. а поподробней?

У Кропоткина были два племянника, дети его брата, умершего в ссылке в Сибири. Петр Алексеевич растил и воспитывал их, и считал собственными детьми. Плюс дочь, конечно.

маршо

04-02-2009 15:57:17

11. марта 1879 г. при покушении нигилистов погиб Дмитрий Кропоткин - двоюродный брат Петра, и в то время губернатор Харькова. Его правнук Николай насколько мне известно, последний оставшийся Кропоткин и живет где-то в Германии.

АNARCHY®WORLD

06-02-2009 14:41:15

Арадан писал(а):кстати,у этого самого Р.К.Баландина рекомендую прочитать "тайные общества русских революционеров". замечательная книга


Народ ,есть у кого ссылка скачать книгу ?

Арадан

06-02-2009 15:00:28

'АNARCHY®WORLD писал(а):Народ ,есть у кого ссылка скачать книгу ?

вот рен знает.я ее в магазине на свой страх и риск купил, но не прогадал:)

Шаркан

06-02-2009 15:51:57

Махновец, спасибо, скачал наконец.

АNARCHY®WORLD

06-02-2009 16:03:15

Арадан писал(а):вот рен знает.я ее в магазине на свой страх и риск купил, но не прогадал:)


Если есть, отскань и выложи на форуме в теме, буду признателен , думаю и товарищам тоже интересно почитать будет )

Kha

06-02-2009 21:08:24

Недавно закончил читать "Моя жизнь" Троцкого, любопытнейшая вещь. Кстати, об анархистах ни полслова. Разве что упоминал "с отступлением армии в городе на несколько дней воцарилась анархия" или что-то в этом роде, в смысле "беспорядки". На днях планирую взяться за "Бег" Булгакова. Никогда не читал, только кино и смотрел