http://anarhist.org/anarhia.org/forum/showpost.php?p=138609&postcount=40
[SPOILER]У меня по прочтении "Обездоленного" осталось стойкое убеждение, что описанное общество существовало только за счет крайне суровых природных условий планеты Анаррес. Если бы люди не организовали свою жизнь на основе жесткого подчинения каждого интересам сообщества, они просто не выжили бы на такой планете. Перемести эту коммуну в более благоприятную среду, и она очень быстро выродиться в нечто иное. Неуютный мир, одно принудительное присвоение имен компьютером чего стоит. В этом романе не один Обездоленный. Урсула Ле Гуин нарисовала целое общество обездоленных людей, которым катастрофически не додали любви. Маленький ребенок называет родителей по именам, а мамой и папой любого взрослого. Шевек и Таквер не отдавали детей в интернат, но подросшая Садик ночевала в детском общежитиии, она не жила вместе с родителями, поскольку в этом обществе нет условий для воспитания детей в семье, ни элементарных жилищных, ни возможности для женщины работать меньше и уделять время собственным детям. На исследовательской станции в Рольни люди осуждали Таквер за стремление заботиться о собственном ребенке и нежелание отдавать девочку, которой еще не исполнилось трех лет, в круглосуточные ясли. Любой психолог скажет, что ребенок, который в детстве обделен родительской любвью, вырастает эмоционально ущербным человеком. На Анарресе все общество состоит из людей эмоционально обделенных. Это крайне неуютный мир, нечеловеческий какой-то. И дедовщина в этом мире присутствует в полной мере. Сцена драки Шевека - эпизод спорный. Но над одиннадцатилетней Садик в школьном общежитии издевались, когда стало известно, что Шевек летит на Уррас, и в этом участвовала Старшая сестра общежития, то есть взрослый человек. Пугающая подробность, не слишком совмещающаяся с анархией. ИМХО, разумеется.
Последний раз редактировалось Ниди, 19.07.2009 в 21:59. [/SPOILER]
http://anarhist.org/anarhia.org/forum/showpost.php?p=139119&postcount=42
[SPOILER]
Сообщение от Матвей
единственным "законом" там был запрет на общение с внешним миром.
Нет, Матвей. На Анарресе был еще один закон. Нравственно-психологический императив "Не эгоизируй". Не смей поступать так, как тебе хочется, если это не отвечает интересам сообщества в целом. Здесь нет принципа свободы, здесь акцент смещен на ограничение личности и приоритет общественных интересов.
Сообщение от Матвей
В этом я ничего страшного не вижу.
А я вижу. И в этом, и в описанной модели воспитания детей в целом. Взрослые люди могут называть друг друга как хотят, но ребенок в любом обществе должен иметь право на собственных родителей. А Садик в свои одиннадцать лет считала, что не может жить вместе с родителями, потому что она будет им мешать. ИМХО, психика ребенка искалечена. Взрослый Шевек встречается с Рулаг и не может с ней адекватно общаться, в нем всю жизнь живет обида на женщину, которая его родила и не захотела воспитывать, хотя для Анарреса последнее в порядке вещей. Опять-таки ИМХО, еще один штришок к дефектной системе воспитания.
Сообщение от Матвей
Словосочетания "собственный ребенок" в одианском языке наверняка отсутствовало, т.к. ребенок не может быть чьей-то собственностью
Слов таких, конечно, нет. Но явление не исчезает из-за отсутствия слов. Пока ребенок мал, для адекватной адаптации в мире ему необходимо быть собственностью и собственником своих родителей. К анархизму это никакого отношения не имеет.
Сообщение от Матвей
Женщины осуждали Таквер в Рольни. Ее не выгнали, не лишили питания в столовой, не сдали в лечебницу Выражали неодобрение. Сегодня женщина может заниматься наукой и одновременно уделять время грудному ребенку? У Таквер в этом неуютном мире это получалось.
Вы правы, в сегодняшнем мире такое не получится. Но сегодня женщина может не заниматься наукой, не работать, а заботиться о своем ребенке, пока он не подрастет. На Анарресе такая возможность не предполагалась даже теоретически.
Сообщение от Матвей
Вполне допускаю что я просто пропустил, но эмоционально обделенных людей я в книге не заметил.
Может быть, вы пропустили эпизод с Тирином? Помните, это друг Шевека, который писал пьесы, а потом попал в Приют для больных на острове Сегвина. Шевек и Бидап с десятилетнего возраста дружили с Тирином, но ни один из них даже не побеспокоился о нем, не написал в Приют, не съездил к больному другу. Еще одно ИМХО, но этим людям не знакомо чувство дружбы.
Сообщение от Матвей
Одианское общество построено на идее постоянной революции, и синдикат инициатива очередной этап этой революции.
С этим не спорю. Но задаюсь вопросом, в каком нарпавлении может пойти развитие такого общества. Анаррести не знают принципов свободы и солидарности, у них сведена к нулю родственная и дружеская призязанность. ИМХО, для этого мира наиболее логично постепенное превращение в мир по Стивену Кингу. "Дети Кукурузы".
Последний раз редактировалось Ниди, 20.07.2009 в 21:09. [/SPOILER]
http://anarhist.org/anarhia.org/forum/showpost.php?p=140664&postcount=43[SPOILER]
Сообщение от длинная пуля
Боюсь опять прослыть скандалистом, но в "Обездоленных" изображена планета, где анархии построить не удалось. Ле Гуин - не анархистка, она изобразила анархию так, как предстваляла. Но деле же там не были сделаны две важных вещи. Во-первых, революция не стала мировой (марксисту, следовало бы обратить на это внимание!), причем жители Анареса даже не пытаются добиться распространения революции на Уррас. В результате, Анарес попадает в экономическую зависимость от Урраса и фактически подвергается коллективной эксплуатации, превратившись в большую рабочую бригаду, которая внутри себя может делать все, что угодно, но работает все одно на хозяина. В книге это очень хорошо показано. Во-вторых, там не ликвидировано в достаточной мере разделение труда (хотя частично сглажено). В результате идет расслоение на специалистов (ученых) и простых работников. Именно так в свое время появились азиатские деспотии. Там до деспотии далеко, но специалист уже может плести интриги, пользуясь некомпетентностью большинства (на этом строится весь сюжет - Шевек не может приметить ебя на Анаресе, потому что этого не хочет его начальныик (который считается вроде как не начальником, а научным руководителем)). Причем, в условии экономической зависимости от Урраса эта проблема обостряется (всегда можно сослаться на экономическую необходимость, на то, что если Анарес не будет работать с экономической выгодой для Урраса, его просто прихлопнут). А вспомните, за что Шевек в молодости получил тумаков от работяги? Тот придрался к сходству имен, но потом сказал ясно: "Ты... из тех, кто всю жизнь учится, чтобы потом не работать!" Иными словами, простые работники воспринимают тех, кто выполняет работу, требующую образования, как другой класс, как начальство, которому они готовы бить морду. Шевек, стремящийся получить высшее образование, в глазах простого работяги - будущий начальник, которому надо вломить.
Не будучи анархисткой, Ле Гуин считала такие вещи как отказ от мировой революции и сохранение постоянного разделения труда совместимыми с анархией. Это, бесспорно, ошибка. Но именно эта ошибка и делает книгу интересной. Ле Гуин думала, что пишет книгу про проблемы в анархическом обществе (то есть в обществе, где решены сегодняшние проблемы, но могут быть какие-то новые, нам даже неведомые). На самом деле она написала книгу про то, к чему приведет "недоделка" анархического общества. Не может быть частичного анархизма, как не может быть частичной беременности. И Ле Гуин это с блеском показала в "Планете обездоленных".
источник:
http://rkas.org.ua/forum/viewtopic.php?f=14&t=527
[/SPOILER]