anarh
26-03-2009 21:40:15
Реклю Э. Эволюция, революция и идеалы анархизма. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
Революция как часть эволюционного процесса
Француз по происхождению, Жан Жак Элизе Реклю – один из ярчайших представителей анархистской мысли второй половины XIX века: географ, социолог, политический деятель. Он принял участие во многих событиях тех лет – был членом I Интернационала, участвовал в Парижской Коммуне 1871 года. Близкий друг и единомышленник Петра Алексеевича Кропоткина, Элтзе Реклю помогал развитию анархо-коммунистической теории, что особенно ценно, так как он имел непосредственный опыт активного участия в революционных событиях во Франции, переносил его на теоретические изыскания.
Книга Элизе Реклю «Эволюция, революция и идеалы анархизма» – это, прежде всего, попытка дать ответ на один из многочисленных вопросов, которые не дают покоя многим интересующимся анархизмом в частности и «левой» мыслью вообще: о соотношении понятий революции и эволюции, их взаимодействии, насколько они взаимодополняемы, либо, наоборот, взаимоисключаемы.
Реклю обращал особое внимание, что само противопоставление понятий «эволюция» и «революция» неверно, так как его источником является непонимание того, что же такое в первую очередь «революция». В этом он был солидарен с Петром Кропоткиным, утверждая, что революция – лишь частный случай эволюционного развития человечества («ускоренная эволюция»), когда изменения происходят в сжатых временных рамках: «…можно сказать, что эволюция и революция – являются сменяющими друг друга актами одного и того же явления: эволюция предшествует революции, которая в свою очередь эволюционирует до новой революции и т. д.» (С. 7). История предстает, таким образом, процессом постоянной смены медленного развития резким, скачкообразным.
При этом Элизе Реклю вовсе не идеализирует революцию: он прекрасно понимал, что она может принести с собой не только прогресс, но также и регресс, то есть послужить как расцвету, развитию, так и упадку, деградации.
Стоит отметить, что анархистам вообще и анархо-коммунистам в частности свойственно скептическое отношение к прогрессистской апологии человеческой истории, которая вовсе не представляется им процессом линейного прогресса, когда человечество постоянно и неуклонно движется по пути от «древнего варварства» к некоему неизбежному «светлому будущему»: «Однако не всегда революция означает прогресс, точно так же не всегда эволюция стремится к большей справедливости» (С. 9). Следует отметить, что Элизе Реклю отнюдь не идеализировал человека, в чем часто упрекают анархистов (и что отчасти верно применительно к Петру Кропоткину, который недооценивал сложность человеческой природы). Объяснялось это опытом участия французского анархо-коммуниста в Парижской Коммуне: Реклю мог воочию видеть, что люди, если это еще не сообщество сознательных личностей, обладающих необходимыми знаниями и умениями, вполне легко могут оказаться подверженными влиянию момента, ситуации, и пойти за революционерами не по зову сердца, не потому, что искренне желают перемен, но лишь из-за того, что захвачены стихией революции. Проявляется такая сиюминутность «революционных» настроений в момент спада революции, когда вчерашние восторги толпы сменяются ее же руганью и поношениями революционеров. И из этого вполне можно вывести, что Реклю противопоставлял народ как разумную совокупность индивидов, сознательно совершающих те или иные действия, и толпу как неразумную массу, которая живет скорее эмоциями и стихией, чем разумом, что выражается в возможности стремительной и радикальной смены, например, политических настроений, от увлечения новым, переменами, до воспеванием реакции, консервативных идей. Именно отсюда Элизе Реклю делал вывод, столь очевидный для анархистов и, в целом, левых начала XXI века: «Преобразование должно совершиться в головах и сердцах, прежде чем напрячь мускулы и превратиться в исторический феномен» (С. 22).
Революция как часть эволюционного процесса
Француз по происхождению, Жан Жак Элизе Реклю – один из ярчайших представителей анархистской мысли второй половины XIX века: географ, социолог, политический деятель. Он принял участие во многих событиях тех лет – был членом I Интернационала, участвовал в Парижской Коммуне 1871 года. Близкий друг и единомышленник Петра Алексеевича Кропоткина, Элтзе Реклю помогал развитию анархо-коммунистической теории, что особенно ценно, так как он имел непосредственный опыт активного участия в революционных событиях во Франции, переносил его на теоретические изыскания.
Книга Элизе Реклю «Эволюция, революция и идеалы анархизма» – это, прежде всего, попытка дать ответ на один из многочисленных вопросов, которые не дают покоя многим интересующимся анархизмом в частности и «левой» мыслью вообще: о соотношении понятий революции и эволюции, их взаимодействии, насколько они взаимодополняемы, либо, наоборот, взаимоисключаемы.
Реклю обращал особое внимание, что само противопоставление понятий «эволюция» и «революция» неверно, так как его источником является непонимание того, что же такое в первую очередь «революция». В этом он был солидарен с Петром Кропоткиным, утверждая, что революция – лишь частный случай эволюционного развития человечества («ускоренная эволюция»), когда изменения происходят в сжатых временных рамках: «…можно сказать, что эволюция и революция – являются сменяющими друг друга актами одного и того же явления: эволюция предшествует революции, которая в свою очередь эволюционирует до новой революции и т. д.» (С. 7). История предстает, таким образом, процессом постоянной смены медленного развития резким, скачкообразным.
При этом Элизе Реклю вовсе не идеализирует революцию: он прекрасно понимал, что она может принести с собой не только прогресс, но также и регресс, то есть послужить как расцвету, развитию, так и упадку, деградации.
Стоит отметить, что анархистам вообще и анархо-коммунистам в частности свойственно скептическое отношение к прогрессистской апологии человеческой истории, которая вовсе не представляется им процессом линейного прогресса, когда человечество постоянно и неуклонно движется по пути от «древнего варварства» к некоему неизбежному «светлому будущему»: «Однако не всегда революция означает прогресс, точно так же не всегда эволюция стремится к большей справедливости» (С. 9). Следует отметить, что Элизе Реклю отнюдь не идеализировал человека, в чем часто упрекают анархистов (и что отчасти верно применительно к Петру Кропоткину, который недооценивал сложность человеческой природы). Объяснялось это опытом участия французского анархо-коммуниста в Парижской Коммуне: Реклю мог воочию видеть, что люди, если это еще не сообщество сознательных личностей, обладающих необходимыми знаниями и умениями, вполне легко могут оказаться подверженными влиянию момента, ситуации, и пойти за революционерами не по зову сердца, не потому, что искренне желают перемен, но лишь из-за того, что захвачены стихией революции. Проявляется такая сиюминутность «революционных» настроений в момент спада революции, когда вчерашние восторги толпы сменяются ее же руганью и поношениями революционеров. И из этого вполне можно вывести, что Реклю противопоставлял народ как разумную совокупность индивидов, сознательно совершающих те или иные действия, и толпу как неразумную массу, которая живет скорее эмоциями и стихией, чем разумом, что выражается в возможности стремительной и радикальной смены, например, политических настроений, от увлечения новым, переменами, до воспеванием реакции, консервативных идей. Именно отсюда Элизе Реклю делал вывод, столь очевидный для анархистов и, в целом, левых начала XXI века: «Преобразование должно совершиться в головах и сердцах, прежде чем напрячь мускулы и превратиться в исторический феномен» (С. 22).