Анархисты в России в конце XX века (Бученков Д.Е.)

Кащей_Бессмертный

11-08-2009 06:16:38

Изображение

Анархисты в России в конце XX века
2009. 160 с.

Серия: Размышляя об анархизме

Аннотация
Настоящая книга представляет собой значительно переработанный текст кандидатской диссертации "Феномен анархизма в политической жизни России в конце XX века", защищенной автором в 2003 году. Текст диссертации переработан так, что он может быть интересен не только узким специалистам, но и более массовому читателю. Книга является результатом восьмилетнего научного исследования, при этом, однако, изложенным в яркой и доступной форме. Анархисты СССР---России рассматриваются не как отдельное, оторванное от жизни явление, а в рамках общих социально-политических процессов 1980--1990-х годов.

Книга может быть интересна всем, кто интересуется анархизмом, историей радикальных политических движений

Подробнее о книге

Кащей_Бессмертный

11-08-2009 06:17:15

Бученков Д.Е. Анархисты в России в конце ХХ века. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.

Изображение

Книга кандидата политических наук Дмитрия Бученкова стала по-своему знаковой - это, пожалуй, первое в своем роде исследование, призванное осветить новейшую историю российского анархизма, который хоть и развивается на наших глазах, требует всестороннего осмысления.
Предваряет работу статья кандидата исторических наук Дмитрия Рублева, где кратко освещены некоторые аспекты современного российского анархистского движения, исправлены некоторые неточности, встречающиеся в книге. Правда, и в самой вступительной статье есть ошибки: в частности, левый марксист назван экоанархистом (точнее было бы экомарксист или экосоциалист).
Работа Д. Бученкова - это очень важный и нужный опыт исследования современного анархизма. Следует отметить попытку объективно оценить анархистское движение в современной России - без апологетики и идеализации анархистов и без ругани в их адрес.
Однако особенно ценны в книге Бученкова не достоинства, а недостатки - так как при их учете, осмыслении и анализе в будущем возможно появление более качественных исследований.
Многие ошибки довольно существенны, что сильно снижает научную ценность книги. Так, во введенииговорится, что лишь в отдельных странах сегодня существуют организации или общественные деятели, считающие себя анархистами, либо просто ассоциирующие себя с соответствующими идеями. В пример приводятся греческое «Антиавторитарное движение» (кстати, пожалуй, самая конструктивная и влиятельная из греческих анархистских организаций) и «левый» интеллектуал Ноам Хомский. И пример Хомского - это не более чем тиражирование устоявшегося штампа: сам он хотя и заявляет о своей приверженности анархистским (анархо-синдикалистским) взглядам, анархистом на самом деле не является. Правильнее было бы назвать его радикальным социал-демократом, признающего принципиальную ненужность государственной власти и периодически апеллирующего к Бакунину. При этом он, однако, заявляет, что так как в ближайшие десятилетия переход к безгосударственному обществу невозможен, то государство необходимо укреплять в противовес неолиберальным тенденциям, направленным на разгосударствление рыночной экономики(1). Автору стоило бы упомянуть, что анархистские организации есть в Германии, Франции, Италии, Испании и многих других странах и что количество членов в некоторых странах составляет тысячи человек, а какая-то их часть не состоит ни в одной организациях.
Стоит отметить и просчеты в источниковой безе работы. В частности, учитывается книга «Левые в России: от умеренных до экстремистов», но при этом не упоминается ответ А.В. Шубина на данную книгу, и книга А. Тарасова «Революция не всерьез. Штудии по теории и истории квазиреволюционных движений», которая по сути является переизданием «Левых в России...», написанных коллективом авторов, при участии Александра Тарасова. Кроме того некорректно дано упоминание о прошедших летом 2007 года «Прямухинских чтениях». Читатель может подумать, что чтения прошли всего один раз, в то время как они являются ежегодными, и проводятся, по меньшей мере, с 2001 года.
Познавательно и поучительно для нынешних анархистов дано описание событий 1991 и 1994 годов, в которых анархисты, в основном так и не смогли занять внятную и последовательную позицию. С одной стороны в 1991-м анархисты отрицали правоту, какой либо из сторон, но, по сути, действовали в русле либеральной тенденции: именно так выглядит участие московских анархистов в обороне Белого дома в ходе августовского путча.
Что касается 1993 года, то тут Бученков как-то несколько странно описывает первомайские события, упоминая лишь о пострадавших со стороны милиции (около 40 человек). Это может привести к необъективной оценке соотношения сил оппозиции и правительства весной 1993 года. А ведь пострадавшие были и со стороны демонстрантов. В общей сложности их было несколько сотен человек (и один погибший милиционер, о котором Д. Бученков упомянул).
Ну а то, насколько непоследовательны были анархисты в своих действиях в период «перестройки» и первых лет после распада СССР, наглядно показывает третья глава книги «Распад СССР. Анархисты в некоторых республиках СССР». Достаточно упомянуть, что в конфликте в Молдове, в ноябре 1990 года члены Конфедерации анархо-синдикалистов (КАС) по сути приняли сторону Приднестровской республики, что шло вразрез с анархизмом.
Стоит отметить еще один момент - участие членов КАС в выборах, пусть и на местном уровне. Бученков пишет, что это «не противоречит идеологии анархизма», что также не соответствует действительности. Обычно в дискуссии на эту тему вспоминают об участии анархистов в ходе Гражданской войны в России в Советах. Но проблема состоит в том, что тогда речь шла о реальном самоуправлении, Советы представляли собой органы революционного народа, организованные снизу. В то же время в 1989 году можно было участвовать только в выборах в органы местной власти, интегрированные в систему государственной власти, которые составляли лишь одну из ее ветвей, пусть и низовую.
Один из существеннейших недостатков книги - это освещение анархо-синдикалисткого (не КАСовского типа) движения и анархо-синдкализма как системы социально-политических взглядов. Например, Бученков пишет, что Федерация анархистов Донбасса (ФАД) и Революционная конфедерация анархо-синдикалистов (РКАС) им. Махно - это одно и то же, и образована она была в мае 1991 года. В действительности это не так. Активный участник, автор множества статей по вопросам анархизма, в том числе по истории анархистского движения в Украине, Анатолий Дубовик, пишет, что собственно ФАД была создана летом 1990 года, а РКАС - в октябре 1994: «15-16 октября 1994 в Донецке прошла учредительная конференция Революционной Конфедерации Анархо-Синдикалистов (РКАС)...
...в РКАС вошли представители ФА Донбасса и отдельные активисты из Днепропетровска и Харькова»(2).
Однако наибольшая концентрация ошибок и неточностей наблюдается в пятой главе книги - «Основные объединения анархистов России на рубеже 20-21 веков».
Масса ошибок содержится в первом же абзаце про анархо-синдикализм.
Во-первых, сказано, что анархо-синдикализм, это по своей сути «является радикальным продолжение[м] социал-демократии, рассматривая индивида прежде всего как производящее существо, закрепощенное социальными условиями производства» (С. 89). Однако анархо-синдикализм возник как попытка вывести анархизм из кризиса, восстановить связь с рабочим движением - и социал-демократия тут не при чем, равно как и разговоры о «производящем существе». Тогда вообще время было другое, и на человека действительно подчас смотрели как на производителя (в этом смысле можно сказать, что и теоретики анархо-коммунизма, не бывшие синдикалистами, смотрели на человека так же), по сути же речь шла о расстановке приоритетов.
Кроме того, далеко не все анархо-синдикалисты считали, что действовать нужно только через профсоюзы, и уделяли внимание, в частности, жилищным инициативам, то есть действию не по месту работы, но по месту жительства. К тому же с момента зарождения анархо-синдикализма внутри него шел спор об отношении к профсоюзам: считать ли их ячейками будущего общества, на основе которых оно будет построено, или же считать профсоюзы только орудиями борьбы, которые должны прекратить свое существование вместе с институтами государственной власти и капитализмом.
Очень странно выглядит и перечень упомянутых в качестве примера «теоретиков анархо-синдикализма» - Аранго, Малатеста, Сорель и Лагардель. Если первый действительно был теоретиком анархистского синдикализма, то Малатеста хоть и был анархо-коммунистом, однако выступал при этом против анархо-синдикализма, так как считал синдикализм реформистским по своей природе(3), а Лагардель и Сорель были хоть и синдикалистами, однако при этом марксистами («неомарксистами»), а не анархистами(4).
И, как и в случае с ФАД и РКАС, Бученков ошибочно трактует историю создания КРАС (Конфедерации революционных анархо-синдикалистов). Автор создает у читателя впечатление, что КРАС всего лишь постоянно меняла название (сначала Группа революционных анархо-синдикалистов, ГРАС, затем - КРАС, а после - Межпрофессиональный союз трудящихся, МПСТ), в связи со сменой сопутствующих обстоятельств. В действительности же название КРАС возникло после объединения членов нескольких групп, в том числе ГРАС. КРАС вступила в Международную ассоциацию трудящихся (МАТ) не в 1998-м, а в 1996 году(5). А название МПСТ было всегда не более чем названием московской группы КРАС, то есть КРАС и МПСТ - это совсем не одно и то же, и вступление в МАТ здесь совершенно не при чем (кстати, с осени 2008 года в КРАС больше нет МПСТ).
Бученков пишет, что с 1935 по 1988 год в СССР были изданы только две книги теоретиков анархизма: «Записки революционера» Кропоткина (1966) и «Федерализм. Социализм. Антитеологизм» Бакунина (1969) Однако это не так. В частности, в 1979 году была издана «Великая Французская Революция 1789-1793» Кропоткина, в 1983-м - его же «Письма из Восточной Сибири», а в 1975 году вышла книга Жака Дюкло «Бакунин и Маркс: Тень и свет», в которой в качестве приложения была помещена «Исповедь» Михаила Бакунина. Такая неточность автора, говорит, кстати, о небрежности в работе.
При упоминании молодежных субкультур Бученков также допускает ошибки: в действительности «красные скинхеды» появились на Западе примерно в 1995 году: «RASH был официально основан 1 января 1993 года участниками Mayday Crew (R.I.P.), левым крылом скинхэдской crew, расположенной в Нью-Йорке, с поддержкой скинхэдов из Оттавы, Миннеаполиса, Чикаго, Цинциннати и Монреаля»(6).
Ну а в целом, несмотря на все недостатки книга Дмитрия Бученкова - нужная и полезная, и потому заслуживает внимания читателя.

[SIZE="1"]Примечания:
(1) Хомский Н. Классовая война: Интервью с Дэвидом Барзамяном. М.: Праксис, 2003. С. 231-232.
(2 Дубовик А. Очерк истории анархического движения в Украине. 1980-1990 (http://rkas.org.ua/articles/history/AnarchistsUkraine1980-1990
(3) См.: Malatesta on Syndicalism(http://www.geocities.com/CapitolHill/6170/malatesta_synd.html)
(4) Дамье В.В. История анархо-синдикализма (http://www.kras.fatal.ru/ANARCHOSYNDICALISM.htm)
(5) См.: http://www.kras.fatal.ru/KRASINFORM.htm
(6) http://rash.at.ua/publ/2-1-0-2[/SIZE]

Андрей Федоров

http://www.rabkor.ru/review/book/2810.html

hil-hil

11-08-2009 06:18:46

издали значит Бученкова.

Кащей_Бессмертный

11-08-2009 06:26:18

Автор: Михаил Цовма

Дмитрий Бученков. Анархисты в России в конце ХХ века. М., URSS/«Либроком», 2009.

Изображение

Анархистам на пост-советском пространстве как-то не везет с историографией (или с историографами?). Хотя анархистское движение, возродившееся в СССР во второй половине восьмидесятых, представляло собой интересный феномен в рамках неформального движения и антитоталитарной оппозиции эпохи перестройки, а затем, пережив серию кризисов, оформилось в нынешнюю сеть небольших групп, принимающих участие в различных социальных инициативах «снизу», специальные исследования о нем если и существуют, то в основном в виде дипломов или диссертаций, которые не попадают затем на прилавки книжных магазинов. Исключениями из этого правила в свое время стали, мягко говоря, противоречивое исследование Александра Тарасова (глава о леворадикалах в справочнике «Левые в России: от умеренных до экстремистов». М., 1997 ; тема была «продолжена» в его книге «Революция не всерьез». М., 2005), а также книга Александра Шубина о неформалах эпохи перестройки («Преданная демократия: СССР и неформалы». М., 2006), в которой много внимания уделено московской «Общине» и другим объединениям, стоявшим у истоков анархического движения, но которая явно не исчерпывает темы. Недавно вышедшая книга кандидата политических наук и активиста «Автономного действия» Дмитрия Бученкова, несмотря на заверения издателей о том, что «читателю... повезло... в его руках - уникальное исследование, единственное в своем роде», оказалась в определенном смысле даже слабее, чем необъективная, а местами фальсификаторская книжка Тарасова.
Формально книга Бученкова «Анархисты в России в конце ХХ века» предствляет собой попытку «проблемного подхода» к истории современного анархизма на пост-советском пространстве. Движение рассматривается через призму основных событий эпохи, а автор показывает отношение анархистов к различным историческим процессам. Но, к сожалению, делается это недостаточно профессионально, а порой просто безграмотно. Вместо рассмотрения серьезных тем и отношения к ним анархистов, мы сталкиваемся с пространными описаниями событий (в основном почему-то в виде пересказа Конституций СССР и РФ, а также документов, принятых позднесоветским парламентом или руководством КПСС) и сопоставлением их с тем, что писали анархисты по этим поводам в своих резолюциях и газетах. В итоге, не получается ни адекватной реконструкции того, что думали и обсуждали анархисты в восьмидесятые-двухтысячные годы, ни последовательной «описательной» истории самого движения, ни, кстати говоря, внятного конспекта по политической истории России последних лет.

Описание движения автором очень фрагментарно и сбивчиво: какие основные течения и организации существовали внутри него, сколько в них было участников, как они соотносились друг с другом, какие позиции занимали по тем или иным вопросам? Все это дается урывками. Несмотря на то, что движение практически всегда, а в особенности в период своего формирования в горбачевско-ельцинскую эпоху представляло собой пестрый и противоречивый набор групп и личностей, имевших зачастую противоположные взгляды, автор частенько выхватывает ту или иную позицию и представляет ее в качестве мнения всего движения (особый упор делается на документы Ассоциации движения анархистов). В других случаях он, напротив, не находит что сказать об отношении анархистов к таким важнейшим процессам как распад СССР и рост национализма в бывших республиках (хотя достаточно было бы добросовестно изучить подборку анархистской прессы за соответствующий период). О том, в каком общественно-политическом и культурном контексте все это происходило, читателю также лучше поискать информацию в другом месте.

Анархисты в книге Бученкова появляются неизвестно откуда, он рассказывает (причем недостаточно подробно) о возникновении первых анархических групп в СССР где-то ближе к середине книги, хотя именно начальный период развития движения – один из наиболее интересных для историка, ведь анархисты представляли собой активную и довольно заметную часть общественного движения и были одними из наиболее плодовитых самиздатчиков. Зато процессам последующих расколов и перегруппировок, которые зачастую сводились к идеологическим или личным перепалкам между несколькими людьми или крохотными группами, уделяется непропорционально много места (но и здесь есть масса ошибок и неточностей). Попытки хоть сколько-нибудь критически определить реальный активистский или идейный «вес» той или иной организации или издания попросту отсутствуют. (Незнание Бученковым того, когда и как начал выходить самый влиятельный, по его же собственному признанию, анархический журнал эпохи перестройки «Община» - это стыд и позор. Из книги мы узнаем, что «Община», оказывается, была сначала рукописной и начала выходить только в 1989 г. – хотя журнал начал выходить еще в 1987 г., а к 1989 г. мог похвастаться приличными вполне типографскими тиражами! Лично я бы за такие «научные открытия» лишал права публиковать научные работы сроком на пару лет.)

В глаза бросается недостаточное знакомство автора с источниками, хотя даже по информации в интернете, пожалуй, можно было бы написать более серьезное исследование. Так, к примеру, масштабные и противоречивые события сентября-октября 1993 г. описываются практически на основе двух выпусков центральных газет и... романа анархиста Владимира Платоненко «В ночь с двадцать первого на пятое». Предшествовашие этому события 1 мая 1993 г., когда в Москве имели место массовые столкновения «красно-коричневой» оппозиции и милиции, описываются автором с серьезными ошибками. В том, что касается истории анархического движения, в книге много пробелов и недосказанности.

Зато пространно пересказывается история распада СССР, причем преувеличенное внимание уделяется официальным государственным документам, а глубокого понимания процессов, происходивших в стране, не видно. В книге нет и намека на серьезный анархический анализ этого процесса «планетарного масштаба», зато есть странные комментарии вроде «когда встает вопрос о распаде СССР, представитель почти любой современной политической организации в России высказвает сожаление, вне зависимости от того, какой идеологии он придерживается».

Структура книги местами вызывает оторопь – если сначала речь идет об основных политических событиях и процессах в бывшем СССР (приватизация собственности, политические кризисы 1991 и 1993 г., распад СССР, война в Чечне), то две последние главы почему-то посвящены «правому анархизу как явлению» (описывается деятельность Ассоциации движений анархистов, АДА) и «отдельным аспектам деятельности анархистов», к которым автор по одному ему понятному принципу относит через запятую «антифашизм, анархо-национализм, молодежную субкультуру» и «Новую Революционную Альтернативу» (небольшую группу, судя по всему состоявшую из нескольких анархистов и сталинистов, которая была разгромлена ФСБ в 1999-2000 г.). Странный принцип сопоставления прослеживается при описании анархических организаций 80-90-х годов – сначала речь почему-то заходит о двух небольших группах – АССА и АКРС, и только потом рассказывается об общероссийских (даже общесоюзных) «Хранителях радуги» и Конфедерации анархо-синдикалистов (КАС) (причем делается странное замечание, что «в период с 1989 по 1991 год «Община»/КАС была самой активной и многочисленной либертарной организацией СССР», хотя «Община» - это московская группа и одноименный журнал, а КАС – общенациональная организация, куда эта группа потом вошла).

Собственно, перечислять здесь все фактические ошибки в книге Бученкова не имеет особого смысла – если те из них, что касаются описания крупных исторических событий, будут очевидны более-менее грамотному читателю, то те, что касаются собственно истории анархического движения, займут не одну страницу и требуют пространных комментариев. Книга Дмитрия Бученкова даже на первый взгляд производит впечатление крайне слабой с исследовательской и довольно подозрительной с «политической» точки зрения. Так, на первой странице сочинения мы натыкаемся на «анархическую» цитату из ливийского лидера Муаммара Каддафи , данную без каких-либо комментариев, на стр.42 узнаем из уст автора-анархиста, что, оказывается, СССР был «первым в мире социалистическим государством», на стр. 44 – что «в СССР официальной идеологией был марксизм (а это – леворадикальная политическая концепция)» (это советский марксизм-то леворадикальная концепция?!), а также, что для того, чтобы быть ситуационистом, достаточно проводить театрализованые уличные акции.

Я подозреваю, что сочинения, подобные этому, время от времени защищаются в виде диссертаций некоторыми российскими «учеными», которые, не понимая сути явлений, подходят к делу исключительно формально и вовсе не с целью разобраться, а с целью «защититься» (хотя минимально добросовестные ученые все же производят более адекватные работы). Но «Анархисты в России» Дмитрия Бученкова – поистине странная книга для человека, который сам принимает участие в общественном движении больше десяти лет, должен разбираться что к чему, имеет возможность проинтервьюировать участников движения, посоветоваться по тем или иным вопросам и т.д. Тем более, что, как признается автор, работа над книгой продолжалась десять лет, а первоначальный вариант – кандидатская диссертация – специально перерабатывалась для публикации. Если все обстоит именно таким образом, то остается только в недоумении развести руками.

Тем не менее, несмотря на все это, книга не только выходит в свет, но почему-то получает хвалебное предисловие и по крайней мере одну положительную рецензию из уст самих анархистов: «книга кандидата политических наук Дмитрия Бученкова стала по-своему знаковой». (Хотя рецензент вслед за признанием того, что это - «очень важный и нужный опыт исследования современного анархизма... [попытка] объективно оценить анархистское движение в современной России - без апологетики и идеализации анархистов и без ругани в их адрес», признает, что «особенно ценны в книге Бученкова не достоинства, а недостатки» и, указав, что «многие ошибки довольно существенны, что сильно снижает научную ценность книги», затем просто начинает перечислять замеченные им фактические неточности, что выливается в длинный, но далеко не исчерпывающий список.)

На самом деле, подобные формальные и неискренние признания «заслуг» автора, как мне кажется, служат плохую службу и ему самому, и движению. Ведь незаслуженные похвалы – это фактически приглашение писать в том же ключе. А уж если это сочинение - история анархического движения в России, то я боюсь, что серьезный читатель (живущий «в большом мире», а не в анархистском гетто), может подумать, что у анархистов явно что-то не то с головой, раз они хвалят такую откровенно слабую работу.

В марте Дмитрия Бученкова, преподававшего политические науки в Волжском государственном инженерно-педагогическом университете в Нижнем Новгороде, принудили к тому, чтобы он написал заявление об уходе «по собственному желанию», грозя увольнением «по статье» за несоответствие занимаемой должности. Как товарищ, я сочувствую Дмитрию и считаю эту историю очевидным случаем охоты на ведьм (в основе которой лежит его активное участие в «Автономном действии»), но в то же время у меня есть ощущение, что ректор не так уж неправ, говоря о его научной несостоятельности. Впрочем, это, видимо, не помешало ректорату вуза оставить на своих местах столь же несостоятельных, но политически-неактивных коллег. Но это уже другая история.

http://bakunista.nadir.org/index.php?option=com_content&task=view&id=321&Itemid=1

Graswurzel

11-08-2009 12:17:37

а мне где-то попался на глаза скан этой книговины в pdf. где - не помню...

Кащей_Бессмертный

11-08-2009 15:20:28

Graswurzel писал(а):а мне где-то попался на глаза скан этой книговины в pdf. где - не помню...


http://streetmob.org/files/files/Anarchist-book.pdf

тока без всяких предисловий

Graswurzel

12-08-2009 12:41:30

yo!

Диас

27-09-2009 10:25:33

прочитал Бученкова-очень понравилось,всем советую.

Load

15-04-2011 11:20:01

ссылка на рутрекере - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3023142

Дочитал на днях. Очень-очень грамотный анализ всего происходящего в России и развития здесь анархо-движения.
Маст хэв, как говорится. В особенности для лиц молодого возраста, кто это всё не застал.

hil-hil

15-04-2011 11:35:46

еще от Бученков Д.Е на одном заброшеном сайте.
Анархистская теория познания Пола Фейерабенда

Шаркан

15-04-2011 11:37:56

не забывайте о критике его работы (о замеченных ошибках)

hil-hil

15-04-2011 11:50:28

Шаркан писал(а):не забывайте о критике его работы (о замеченных ошибках)

а есть такие?
дайте ссылку.

о критике не забываем, эт даже больше интересует чем само эссэ

Шаркан

15-04-2011 12:27:14

ты тему не читаешь?
hil-hil писал(а):дайте ссылку.
Добавлено: 11 авг 2009 08:26