http://www.rabkor.ru/review/book/6881.htmlКолин Вард. Анархизм. Очень краткое введение. М.: АСТ. Астрель. 2009.Книга К. Варда ориентирована на малоискушённого в теоретических вопросах читателя, желающего ознакомиться с теорией анархизма и получить представление не только об истории анархистского движения, жизненном пути и идеях его наиболее ярких представителей, но и оценить актуальность предлагаемой принципиальными противниками государственности альтернативы применительно к реалиям XX - начала XXI вв. И всё это при сравнительно умеренной цене и карманном формате 114-страничной книги, очень удобном для чтения в метро и иных видах общественного транспорта. К сожалению, этот фактор становится весьма важным в условиях современного мегаполиса, тем более - для людей с ограниченным досугом, число которых в наше время весьма велико.
К тому же - это не просто книга об анархизме, написанная специалистом узкого профиля, но одновременно и выражение позиции человека, которого н
на одном из ведущих российских анархистских ресурсов интернета называют не иначе, как «один из ведущих анархических мыслителей и писателей послевоенной Британии». В то же время это и взгляд учёного, ведь Колин Вард вплоть до своей смерти (он умер 11 февраля 2010 г.) занимал должность профессора социальной политики Лондонской Высшей школы экономики. Его перу принадлежат 30 книг. И посвящены они не только теории анархизма, но и ряду других проблем, среди которых видное место занимают образование и социальная инфраструктура.
Ведущим, магистральным течением анархизма Вард называет в своей книге анархо-коммунизм, получивший наиболее завершённое выражение в концепции П.А. Кропоткина. Такая позиция имеет более чем серьёзные основания. Действительно большая часть массовых движений, разворачивавшихся под руководством и доминирующим идейным влиянием анархистов (будь то махновское движение 1918 - 1921 гг., анархо-синдикалистские профсоюзы Испании и Аргентины, или коммуны Арагона в 1936 - 1937 гг.) руководствовались идеями безвластного коммунизма П.А. Кропоткина. При этом не обделены вниманием автора гораздо менее влиятельные течения, такие как анархо-индивидуализм. Целая глава книги посвящена анализу концепций представителей американской индивидуалистической традиции, получившей своё логическое завершение в анархо-капиталистической идеологии либертарианства. Колин Вард также обильно цитирует его представителей и приводит примеры воплощения их идей в рамках отдельных кооперативных инициатив. Здесь, однако, можно обнаружить ряд спорных утверждений. Так, непонятно, по каким критериям к представителям индивидуалистической традиции автор относит выдающихся теоретиков христианского анархизма А. Хеннеси и Д. Дэй. Тем более, что по своим идейным предпочтениям Хеннеси и Дэй были ближе П.А. Кропоткину и Л.Н. Толстому, нежели Б. Такеру или М. Ротбарду. Рассказывая о распространении анархических идей в различных странах, Вард уделяет внимание не только Европе и Америки, но и Индии, Китаю, Японии, странам Африки.
Большой интерес даже с точки зрения специалистов по истории анархизма представляются главы, в которых автор представляет предлагаемые в рамках анархистской модели будущего варианты решения основных социально-политических проблем, актуальных для современного общества. К ним относятся вопросы альтернативной государству безвластной организации общества, борьбы с национализмом и всеми формами религиозного фундаментализма, ликвидации тюремной системы, свободы в образовании, федерализма, экологии, и наконец -путей изменения существующего строя. Изложение взглядов по отдельным вопросам из работ анархистских теоретиков (здесь автор не ограничивается набором классиков, таких как Бакунин, Кропоткин, Прудон, Штирнер) в этих главах удачно сочетается с актуализацией программы анархистов на основе фактов и примеров, взятых не только из истории XX и начала XXI вв. Не зря одна из книг Варда получила название «Анархия в действии». В этом отношении он стремился найти опору идеалам безгосударственного самоуправления и человеческой солидарности в практиках взаимопомощи представителей угнетённых слоёв населения. Так, большое внимание в его книге уделяется деятельности кооперативных инициатив взаимопомощи. Среди них - организации, обеспечивающие своим участникам медицинскую помощь и оздоровительно-физкультурные занятия («Медицинское общество Тредегара», «Пекхэмский эксперимент»). Большое внимание автор уделил опыту организации независимой от государства школы, связанной с идеями свободного воспитания - школьные инициативы Ф. Феррера, П. Робена, С. Фора и Л.Н. Толстого. Весьма интересен представленный Вардом опыт экологических, альтернативистских проектов (как пример в книге приводится Центр альтернативной технологии в Махинлете).
К сожалению, в книге встречаются весьма досадные ошибки. В отдельных ляпах, вероятно, виноват переводчик. Так, например, читаем: «Они [сторонники идей Макса Штирнера среди анархистов - примечание Д.Рублёва] привлекли моё внимание к предвосхищению Штирнером «железного закона олигархии» Роберта Мичелза...» (С. 77). Этот «Мичелз» на самом деле никто иной, как Роберт Михельс. Встречаются и грубые ошибки, виновником которых является уважаемый автор. Вот например, его суждения об истории России: "Иван IV, не случайно прозванный Грозным, завоевал Азию до Тихого океана, а Пётр I, известный как Великий, воспользовавшись изученными им во Франции и Англии технологиями, захватил Прибалтику, большую часть Польши и Западную Украину" (С. 97). Утверждение абсолютно ошибочное. При Иване IV воины атамана Ермака Тимофеевича не завершили даже покорение Западной Сибири (конец этому процессу был положен лишь в годы правления царя Фёдора Ивановича), на берегах же Тихого океана русские начали закрепляться лишь при Алексее Михайловиче, а окончательно утвердились уже в XVIII веке. Пётр I, как бы к нему не относился Колин Вард, не дожил до разделов Речи Посполитой, а потому приписывать ему грехи правительства Екатерины II всё же не следует. Что же касается «вывезенных» им «технологий», то здесь следовало бы с полным основанием Францию заменить Голландией. Заметим, однако, что ошибки и ляпы автора, хотя и незабываемые, составляют всё же не более 1 % к общему объёму книги. И уж тем более они практически не затрагивают вопросов, касающихся истории анархистского движения, а также приводимых Вардом данных из истории Англии, Франции, США, стран Азии и Африки.
Говоря о перспективах анархизма, Колин Вард отмечает «неизменную жизнестойкость» этого общественно-политического течения: «В каждом европейском, североамериканском, латиноамериканском и азиатском обществе есть анархистские публицисты, журналисты, кружки сторонников, заключённые в тюрьму активисты и мученики. Всякий раз после краха очередного авторитарного и репрессивного политического режима выступает анархистское меньшинство, убеждающее своих сограждан усвоить уроки жестокости и безответственности властей» (С. 14). «Анархизм становится всё более и более соответствующим новому веку», резюмирует автор свой труд. Весьма примечательно, что именно экологическая составляющая современной анархистской теории (здесь имеются в виду преимущественно идеи М. Букчина) в сочетании с альтернативистскими проектами экоанархистов выдвигается Вардом в качестве наиболее интересного и перспективного аспекта анархистского учения. Не случайно глава «Зелёные надежды и анархистское будущее» является завершающей в его книге.
Возможно, эта работа разочарует сторонников революционного пути преобразования общества. Само изложение информации о практических достижениях анархистов в периоды различных революций хотя и сводится к героике, но достаточно бедно с точки зрения материала о конкретных социальных преобразованиях. А ведь речь идёт в том числе и о временах Парижской коммуны и Великой российской революции 1917 - 1921 гг. Эти события освещены достаточно фрагментарно. Такой подход вполне объясним ограниченными объёмами книги, но не отвечает запросам потенциального читателя. Единственный пример в книге Варда, по которому мы можем получить более или менее серьёзные представления о социальных преобразованиях анархистов в периоды революций - это шесть страниц, посвящённые событиям в Испании 1936 - 1939 гг.
Говоря о путях преобразования современного общества, Колин Вард ссылается на опыт так называемых «тихих революций» (эта категория близка ситуационистскому принципу «революции повседневной жизни»), подразумевая под ними политику развивающихся снизу движений за изменение отдельных областей повседневности: «небольшие успехи анархистов в направлении масштабных преобразований ... способствуют долгому ряду маленьких освобождений, облегчающему ношу человеческих страданий» (С. 91). В качестве примеров такого рода он приводит «революцию в одежде во второй половине XX века», эмансипацию женщины, борьбу за превращение брака в «свободный союз», выступления за отмену телесных наказаний в школах, движение за создание «свободных школ» в Британии в 1960-х - 70-х гг. и т.д. Возможно именно этот факт подвиг некоторых анархистов квалифицировать данного автора, как «реформиста». Во всяком случае, мне доводилось слышать такого рода оценки. Но надо признать, что всё это ещё не свидетельствует ни о «реформистских», ни о «революционных» аспектах мировоззрения Колина Варда. Без сомнения, его представления о методах реализации либертарной социально-политической модели были связаны с реалиями борьбы анархистского движения Британии 1950-х - 2000-х гг. При этом надо отметить, что автор положительно оценил массовые выступления против «закулисных действий глобальных организаций» конца 1990-х - 2000-х гг. в Сиэтле, Праге и Генуе. По его мнению «не столь грубые способы подрыва мирового капитализма» «тихими революционерами» ещё не открыты. Положительно оценивает он и опыт участия анархистов в различных социальных революциях XX в. Это также не свидетельствует о «реформистской» направленности книги Варда.
В любом случае - реформист автор или сторонник революционного пути развития общества, на первый план неизбежно выходит его способность актуализировать социалистическую альтернативу, показать её актуальность в свете современных тенденций общественного развития. К сожалению, многим левым авторам не хватает убеждающих, а главное - привлекательных для современного читателя примеров реализации социалистической модели в современном мире. Значительная часть анархистов, сторонников её неавторитарного, самоуправленческого варианта, не является здесь исключением. Именно с этой точки зрения книга Колина Варда заслуживает внимания самого массового читателя.
Дмитрий Рублев