Кащей_Бессмертный
11-08-2009 07:01:33
2010. 208 с.
Серия: Размышляя об анархизме
Аннотация:
Вниманию читателя предлагается самая подробная и обстоятельная биография выдающегося немецкого философа, основоположника радикального индивидуалистического течения в анархизме Макса Штирнера. Автор книги, немецкий писатель шотландского происхождения Джон Генри Маккей, собрал практически все свидетельства, связанные с именем Штирнера. Книга ставит перед читателем вечную проблему --- насколько серьезный след в истории может оставить мыслитель, казалось бы, не слишком заметный в свое время.
Книга рекомендуется как философам, историкам и политологам, так и широкому кругу заинтересованных читателей.
Макс Штирнер и его биограф Джон Генри Маккей
Герой этой книги -- Макс Штирнер (1806--1856) (настоящее имя -- Каспар Шмидт) -- известная фигура для людей, глубоко интересующихся философией или историей политической мысли. Немецкий философ-"младогегельянец" середины XIX в., ставший основоположником радикального индивидуалистического течения в анархизме, автор книги "Единственный и его собственность", проповедник абсолютной свободы личности от всех преград в лице государства, общества, идеологических стереотипов. Его идеи подвергали критике всемирно известные представите- ли философской и социологической мысли: К. Маркс, Ф. Эн- гельс, Л. Фейербах, Э. Бернштейн, Г. В. Плеханов, Р. Штайнер, С. Л. Франк, И. А. Ильин, О. Шпенглер, Э. Фромм. Немало известнейших анархистов восхищались идеями Штирнера, изучали его философию. Среди них теоретик российского анархизма А. А. Боровой и основоположник анархо-синдикализма Р. Роккер. Другие, как классик анархо-коммунистического течения в анархизме Пётр Алексеевич Кропоткин, подвергали "эгоистическую" философию Штирнера радикальной критике. Однако вряд ли многие даже из читателей Штирнера знакомы с самой подробной биографией этого гениального и далеко не ординарного мыслителя. И уж тем более незнаком читатель с личностью ее автора, многолетнему труду которого мы обязаны дошедшими до наших дней сведениями о жизни "Великого Макса". О нем мы и расскажем в этой статье.
Джон Генри Маккей (John Henry Mackay) (06.02.1864--17.05.1933) родился в Гриноке, на территории Шотландии, но после смерти отца, с двухлетнего возраста жил и воспитывался в Германии. В начале своего жизненного пути он занимался книжной торговлей, слушал университетские курсы, затем увлекся литературным творчеством. В 1885 г. он публикует свой первый цикл стихов "Песни гор", посвященный оставленной им в детстве Шотландии. Известность молодому поэту принесли сборники стихов "Arma parata fero" (1886) и "Буря" (1888). Между тем произведения Маккея уже в то время отличали анархические бунтарские настроения. "Arma parata fero" был даже запрещен в Германии на основании закона против социалистов, а после выхода в свет "Бури" Маккея стали называть "Певцом анархии". В то время он много путешествовал по Европе и Америке, подолгу проживая в Швейцарии, Великобритании, Италии, Франции и Португалии.
В 1891 г. в Цюрихе выходит его роман "Анархисты", повествовавший об анархистском движении конца XIX в. Книга выдержала десятки изданий на английском, французском, голландском, немецком, чешском и других языках. Только на русском роман издавался не менее шести раз, не считая отдельных отрывков, выходивших в разное время. Безусловно, нельзя считать это произведение объективно отражающим картину анархистского движения того времени. Его автор отдает предпочтению анархо-индивидуалистам, что вполне объяснимо. Маккей не принадлежал к доминирующему в анархистском движении анархо-коммунистическому течению. Он был сторонником идей Бенджаме-на Таккера, индивидуалиста "анархо-капиталистического" толка. Ему Маккей посвятил два своих наиболее известных романа: "Анархисты" и "Искатель свободы" (1920). С 1890 г. Маккей считался ведущим представителем анархо-индвидуалистического течения в Германии, он издавал "Листки индивидуалистического анархизма", а с 1905 г. -- серию книг "Пропаганда индивидуалистического анархизма". В то время одним из его последователей был философ Рудольф Штайнер, отошедший впоследствии от анархизма и ставший основоположником антропософии.
Политические взгляды Маккея подробно излагаются в "Анархистах" от лица Карара Обана -- главного героя романа. Идеал политического устройства по Маккею -- безгосударственное общество мелких частных собственников, строящих отношения на основе свободного договора и свободных союзов. Так, борьба с преступностью ставится в зависимость от организации самообороны, либо -- найма охраны. Последнее обстоятельство не может быть оценено однозначно, ибо известно, что в раннем Средневековье наемные дружины часто становились источником складывания государственной власти. В основе экономических отношений анархического общества, считал Маккей, будут лежать принципы рыночной экономики ("свободный и ничем не стесняемый обмен ценностей внутри и вовне"), предполагающий свободную, неограниченную конкуренцию (борьбы "всех против всех", как характеризовал ее сам автор "Анархистов") и право частной собственности, основанное на захвате и личном труде индивидуума. Пропагандировал он и идеи П.-Ж. Прудона об организации свободного кредита, заимствовал его проект свободного банка. При этом Маккей провозглашал право каждого человека на владение участком земли, что, безусловно, трудно было бы обеспечить в предлагаемой им модели экономического развития.
Ведя речь о средствах и методах борьбы за анархическое общество, Маккей решительно отрицал насилие, противопоставляя ему методы пассивного сопротивления (отказ граждан от выплаты налогов и работы на органы власти) и пропаганды словом. Будучи оптимистом и веря в прогрессивное развитие человечества, он скептически относился к возможности воплощения своих идей в современном для него мире, полагая, что "большие перемещения социальных органов потребуют вероятно нескольких столетий, прежде чем они достигнут нормального состояния -- одинаковых для всех условий жизни". Более того -- предполагаемый им итог истории человечества весьма напоминает сюжеты постапокалиптических фильмов, таких как "Безумный Макс", "Зуб и ноготь", "Стальной рассвет", "Почтальон": "Войны, в потоках крови которых обладатели власти будут стараться погасить пламя восстания своих народов, станут неизбежными; такие войны, которых мир еще не видел... Слишком велик был содеянный грех и страшно будет его искупление. Затем, после хаоса революций и резни, когда опустошенная земля падет от истощения, когда горький опыт уничтожит последнюю веру в авторитет власти, тогда может быть поймут, кто такие были и чего хотели те исключительные люди, которые спокойно и в самообладании среди царившего вокруг них опьянения доверяли свободе, которую они называли анархией!". Безусловно, человечество заслужило более благополучные сценарии дальнейшего развития, чем те, о которых мы читаем в этом отрывке и которыми оно движется тысячи лет. О них говорили современники Маккея -- анархо-коммунисты (П. А. Кропоткин, Э. Реклю, Ж. Грав, У. Моррис, Э. Малатеста).
Вскоре выходят повести Маккея "Люди брака" (1892) и "Последний долг" (1893). В начале XX в. в своем творчестве он, довольно неожиданно для своих читателей, обращается к проблеме свободы отношений для сексуальных меньшинств, что не было характерно для большинства анархистов и представляло сферу интересов части анархо-индивидуалистической богемы. Под псевдонимом "Сагитта" Маккей пишет серию новелл "Книги безымянной любви" (1905--1913), фантастический рассказ "Голландия" (1924), роман "Наемный мальчик" (1926), в которых пропагандирует свободу гомосексуальных отношений между взрослыми мужчинами и подростками. Эти произведения, весьма спорные с точки зрения этики, были запрещены в кайзеровской Германии, а затем и в Веймарской республике.
Вероятно, издаваемая книга Маккея о жизни и творчестве Макса Штирнера представляет наибольший интерес для читателя из написанного им течение жизни. В ней он собрал практически все свидетельства, связанные с именем Штирнера. В 1898 г. завершенная исследователем книга "Макс Штирнер, его жизнь и деятельность", была наконец издана. Этот труд также выдерживал большое число переизданий. Два из них -- в России. В нашей стране находятся и материалы о Штирнере, которые Джон-Генри Маккей собирал многие годы. История того, как эти документы оказались в СССР, достаточно простая. Маккей находился в тяжелом материальном положении и в 1925 г. его материалы о работе над биографией Штирнера по инициативе Д. Б. Рязанова, директора Института К. Маркса и Ф. Энгельса, был куплен за четыре тысячи франков и в июне 1925 г. поступил в архив Института. В настоящее время в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) есть специальный архивный фонд Маккея.
Книга Маккея ставит перед читателем вечную проблему -- насколько серьезный след в истории может оставить мыслитель, казалось бы, не слишком заметный в свое время. Мне бы хотелось указать на одну из важнейших проблем, раскрытых Штирнером: вопрос о необходимости освобождения личности от навязанных ей идеологических догм. В наше время контроль средств массовой информации дает возможность навязывать сотням миллионов людей картину мира, не имеющую ни малейшего отношения к действительности. В какой-то мере книга "Единственный и его собственность" может служить противоядием против подобного рода манипулирования. Штирнер, с его критикой "одержимости" идеями, говорит читателю, что политические, религиозные, философские и иные учения создаются самими же людьми. А потому не следует принимать их на веру, не подвергнув всесторонней критике с точки зрения интересов личности. Думаю, читатель сможет оценить актуальность идей Штирнера, ознакомившись с его биографией.
Кандидат исторических наук
Д. И. Рублёв