Демиар
03-02-2008 18:35:48
[SIZE="5"]Аватар и Немота[/SIZE]
человек эпохи аффтара, который жжот
Название альбома группы Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon» (1973) –одно из наиболее простых, и в тот же миг философских и символических названий за всю историю рок-музыки. Смысловое закулисье образа «темной стороны Луны» можно универсализировать, оно четко прилагается ко всему земному и человеческому. Частные фантазии Роджера Уотерса, в данном случае, значения не имеют. Образ «темной стороны Луны» олицетворяет присутствие естественного демона во всем сущем – любой свет содержит тьму, любое добро немыслимо без зла, а дуальный раздел на черное и белое – лишь невежественное порождение мракобесного рассудка; удел тех, кто действительно верит, что на входе в Рай – полые идиоты с кастрированными головами.
Как видим, «лунный образ» прост и понятен. Ему легко кивнуть и поддакнуть, ведь он сопрягается с истиной. И все же, мы не редко отрицаем факт: источники нашего счастья и радости – это не водоемы тотальной благости, но те самые бочки меда, где неизбежно есть пинта отборного дегтя.
Я к тому, что блогосфера – это, конечно, очень хорошо. Момент ее рождения – событие историческое, революционное. По сути, мы получили небывалую технологию коммуникации, развлечения и образования; изменились, стали частью поколения Web 2.0. Но если вспомнить о темной стороне Луны, то можно обнаружить, что технология, казалось бы, ежесекундно размножающая человеческую коммуникацию, на деле может лишать нас этой коммуникации. Способны ли мы посмотреть на блоггинг как на один из ключевых элементов в процессах саморазрушения, социального отчуждения и аутизма?
Сколь бы чудесными, индивидуалистичными и уникальными мы не были, большинство из нас преследуют схожие цели, мотивации и переживания при общении. Мы все хотим, чтобы нас понимали. Мы не любим, когда над нами насмехаются. Мы хотим, чтобы нас любили, уважали и относились к нам дружелюбно. Пускай сотни современников скажут, что имели они в виду общественное мнение - правда в том, что мы все, по большому счету, хотим понравиться участникам тех или иных коммуникационных групп. Именно поэтому панк делает ирокез, эмо рядится в черно-розовое тряпье, а украинский националист одевает вышиванку. Эти люди не просто выбирают внешний код и манифестируют свою идеологию. Они хотят быть опознанными в качестве СВОИХ. Вот это желание быть хоть где-нибудь Своим и провоцирует реальность шекспировского суждения «весь мир – театр, а люди в нем актеры».
И вроде как все уж согласились, что наша ежедневность – это ношение тех или иных социальных масок, но блоггинг – это не просто еще одно нечто, что позволяет подобные маски надевать, но то, что перемещает маски на принципиально новый уровень.
Блог-коммуникация несравнимо проще коммуникации оффлайновой – не нужно покидать согретую норку, не нужно смотреть в глаза; физический пласт общения полностью атрофирован – можно быть пердящим уродом в желтых кальсонах и все равно нравиться собеседнику. Если традиционная социальная маска – это, в некотором смысле, осуществляемая попытка быть таким, как хочется, и надежда на идентификацию в качестве Своего, то маски, которые куются в блогах – гораздо мощнее и эффективнее. По сути, блог – это технология ювелирного кураторства социальной маски; техноутопия; инструментарий для более точного «писания автопортрета» на общественном холсте. Пожалуй, речь уже даже и не о масках, но о реальной их эволюции, венец которой – не человек-образ, но свежее существо – Электрический Аватар; виртуальное и гипертрофированное олицетворение конкретного индивида.
Поначалу это лишь твой цифровой соратник, пиар-агент, клоноособь, дубликат из мечты. Но что происходит, когда виртуальная коммуникация похищает нас из реальной жизни и становится, по сути, доминирующим типом общения? Аватар пожирает нас, и мы становимся частью Аватара. Больше нет Федора П. и Катерины Б – есть лишь их блоги, как завершенные целостные миры и единственные пространства, где Федя с Катей существуют. Здесь у них есть обилие тех, кто скажет: «Ты – свой». И количество говорящих не редко так велико (ведь нет географических и физических ограничений), что едва ли реальная жизнь способна предложить альтернативу. Когда распухшая от чизбургеров девочка Нюра заводит блог, становится там уважаемой и популярной персоной с сотнями «френдов» («У меня сотни френдов!» - звучит приятно, не так ли?), которые думают, что Нюра - сексапильная панкушка с клеевыми сиськами и несохнущей пиздой, то после этого любому человеку на месте толстухи Нюры, знаете ли, тяжко выходить за хлебушком в гастроном. Ведь это очень просто: выбор стоит между миром, где ты – это кто-то с «темной стороной Луны» разного масштаба, и новой реальностью, где этой темной стороны у тебя не существует.
Каковы последствия? Нюра утрачивает последние навыки оффлайновой коммуникации. Ее Аватар заставляет пуще стыдиться себя, презирать себя, ненавидеть себя, ведь в отличие от него, Аватара, Нюра какает, потеет и периодически давит прыщи перед зеркалом в уборной. И если Аватар превращается в микробожество, то глянуть в зеркало и сказать себе: «А ведь я не только трахаюсь, но еще и дрочу…» не так-то просто. Это практически невозможно, вед есть уже опыт бытия в качестве «существа без шероховатостей».
Тезис следующий: чем активнее и успешнее блоггер, тем сильнее давит на него естественность социального бытия, где зло и добро сосуществуют. Нюра больше не хочет верить в себя. Она лучше будет молчать, когда находится вне своего царства. И это уже реальное отчуждение, обреченность на фрустрацию, комплексы и ненависть, провокация попросить у доктора упаковку «Prozac». Нюру не покидает мысль: «Я хочу быть только тем существом, которое выдумала и которое полюбили». Реальное разрушение начинается после того, как Нюра добавляет: «А ведь могу!».
У нас появились блоги, а с ними – новые возможности находить друзей, работу, информацию и просвещение. Мы стали чаще читать, писать и переписываться, ведь «LiveJournal», «ICQ», форумы и чаты – для нашего «бла-бла-бла» полно клевых инструментов. Но стали ли мы в большей степени собой? Перестали ли стыдиться того, что у нас есть темная сторона Луны? Мы действительно стали больше общаться, что предполагает не только простецкий обмен слов, но и некоторую душевность, интимность, человечность и спокойствие? Или мы просто стали больше болтать?
Ответы очевидны. Мы не стали искренней и непосредственней, и уж наверняка не стали свободней. Мы научились быть другими, влюбились в себя других и научились продавать все это толпам обожателей. Не исключено, что, глядя в зеркало, мы видим уже не себя, но оболочки, в которых поселился такой крутой и всячески прикольный паразит Аватар – одолевший нас дубликат без естественных изъянов. Штука похлеще каких-то социальных масок. Да здравствует «генная инженерия души»! Вот он перед нами - не человек, но аффтар, который жжот, ведь иначе КГ\АМ - убей себя апстену.
Анатолий УЛЬЯНОВ
http://www.proza.com.ua/culture/avatar_i_nemota.shtml
человек эпохи аффтара, который жжот
Название альбома группы Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon» (1973) –одно из наиболее простых, и в тот же миг философских и символических названий за всю историю рок-музыки. Смысловое закулисье образа «темной стороны Луны» можно универсализировать, оно четко прилагается ко всему земному и человеческому. Частные фантазии Роджера Уотерса, в данном случае, значения не имеют. Образ «темной стороны Луны» олицетворяет присутствие естественного демона во всем сущем – любой свет содержит тьму, любое добро немыслимо без зла, а дуальный раздел на черное и белое – лишь невежественное порождение мракобесного рассудка; удел тех, кто действительно верит, что на входе в Рай – полые идиоты с кастрированными головами.
Как видим, «лунный образ» прост и понятен. Ему легко кивнуть и поддакнуть, ведь он сопрягается с истиной. И все же, мы не редко отрицаем факт: источники нашего счастья и радости – это не водоемы тотальной благости, но те самые бочки меда, где неизбежно есть пинта отборного дегтя.
Я к тому, что блогосфера – это, конечно, очень хорошо. Момент ее рождения – событие историческое, революционное. По сути, мы получили небывалую технологию коммуникации, развлечения и образования; изменились, стали частью поколения Web 2.0. Но если вспомнить о темной стороне Луны, то можно обнаружить, что технология, казалось бы, ежесекундно размножающая человеческую коммуникацию, на деле может лишать нас этой коммуникации. Способны ли мы посмотреть на блоггинг как на один из ключевых элементов в процессах саморазрушения, социального отчуждения и аутизма?
Сколь бы чудесными, индивидуалистичными и уникальными мы не были, большинство из нас преследуют схожие цели, мотивации и переживания при общении. Мы все хотим, чтобы нас понимали. Мы не любим, когда над нами насмехаются. Мы хотим, чтобы нас любили, уважали и относились к нам дружелюбно. Пускай сотни современников скажут, что имели они в виду общественное мнение - правда в том, что мы все, по большому счету, хотим понравиться участникам тех или иных коммуникационных групп. Именно поэтому панк делает ирокез, эмо рядится в черно-розовое тряпье, а украинский националист одевает вышиванку. Эти люди не просто выбирают внешний код и манифестируют свою идеологию. Они хотят быть опознанными в качестве СВОИХ. Вот это желание быть хоть где-нибудь Своим и провоцирует реальность шекспировского суждения «весь мир – театр, а люди в нем актеры».
И вроде как все уж согласились, что наша ежедневность – это ношение тех или иных социальных масок, но блоггинг – это не просто еще одно нечто, что позволяет подобные маски надевать, но то, что перемещает маски на принципиально новый уровень.
Блог-коммуникация несравнимо проще коммуникации оффлайновой – не нужно покидать согретую норку, не нужно смотреть в глаза; физический пласт общения полностью атрофирован – можно быть пердящим уродом в желтых кальсонах и все равно нравиться собеседнику. Если традиционная социальная маска – это, в некотором смысле, осуществляемая попытка быть таким, как хочется, и надежда на идентификацию в качестве Своего, то маски, которые куются в блогах – гораздо мощнее и эффективнее. По сути, блог – это технология ювелирного кураторства социальной маски; техноутопия; инструментарий для более точного «писания автопортрета» на общественном холсте. Пожалуй, речь уже даже и не о масках, но о реальной их эволюции, венец которой – не человек-образ, но свежее существо – Электрический Аватар; виртуальное и гипертрофированное олицетворение конкретного индивида.
Поначалу это лишь твой цифровой соратник, пиар-агент, клоноособь, дубликат из мечты. Но что происходит, когда виртуальная коммуникация похищает нас из реальной жизни и становится, по сути, доминирующим типом общения? Аватар пожирает нас, и мы становимся частью Аватара. Больше нет Федора П. и Катерины Б – есть лишь их блоги, как завершенные целостные миры и единственные пространства, где Федя с Катей существуют. Здесь у них есть обилие тех, кто скажет: «Ты – свой». И количество говорящих не редко так велико (ведь нет географических и физических ограничений), что едва ли реальная жизнь способна предложить альтернативу. Когда распухшая от чизбургеров девочка Нюра заводит блог, становится там уважаемой и популярной персоной с сотнями «френдов» («У меня сотни френдов!» - звучит приятно, не так ли?), которые думают, что Нюра - сексапильная панкушка с клеевыми сиськами и несохнущей пиздой, то после этого любому человеку на месте толстухи Нюры, знаете ли, тяжко выходить за хлебушком в гастроном. Ведь это очень просто: выбор стоит между миром, где ты – это кто-то с «темной стороной Луны» разного масштаба, и новой реальностью, где этой темной стороны у тебя не существует.
Каковы последствия? Нюра утрачивает последние навыки оффлайновой коммуникации. Ее Аватар заставляет пуще стыдиться себя, презирать себя, ненавидеть себя, ведь в отличие от него, Аватара, Нюра какает, потеет и периодически давит прыщи перед зеркалом в уборной. И если Аватар превращается в микробожество, то глянуть в зеркало и сказать себе: «А ведь я не только трахаюсь, но еще и дрочу…» не так-то просто. Это практически невозможно, вед есть уже опыт бытия в качестве «существа без шероховатостей».
Тезис следующий: чем активнее и успешнее блоггер, тем сильнее давит на него естественность социального бытия, где зло и добро сосуществуют. Нюра больше не хочет верить в себя. Она лучше будет молчать, когда находится вне своего царства. И это уже реальное отчуждение, обреченность на фрустрацию, комплексы и ненависть, провокация попросить у доктора упаковку «Prozac». Нюру не покидает мысль: «Я хочу быть только тем существом, которое выдумала и которое полюбили». Реальное разрушение начинается после того, как Нюра добавляет: «А ведь могу!».
У нас появились блоги, а с ними – новые возможности находить друзей, работу, информацию и просвещение. Мы стали чаще читать, писать и переписываться, ведь «LiveJournal», «ICQ», форумы и чаты – для нашего «бла-бла-бла» полно клевых инструментов. Но стали ли мы в большей степени собой? Перестали ли стыдиться того, что у нас есть темная сторона Луны? Мы действительно стали больше общаться, что предполагает не только простецкий обмен слов, но и некоторую душевность, интимность, человечность и спокойствие? Или мы просто стали больше болтать?
Ответы очевидны. Мы не стали искренней и непосредственней, и уж наверняка не стали свободней. Мы научились быть другими, влюбились в себя других и научились продавать все это толпам обожателей. Не исключено, что, глядя в зеркало, мы видим уже не себя, но оболочки, в которых поселился такой крутой и всячески прикольный паразит Аватар – одолевший нас дубликат без естественных изъянов. Штука похлеще каких-то социальных масок. Да здравствует «генная инженерия души»! Вот он перед нами - не человек, но аффтар, который жжот, ведь иначе КГ\АМ - убей себя апстену.
Анатолий УЛЬЯНОВ
http://www.proza.com.ua/culture/avatar_i_nemota.shtml