«Утомленные солнцем-2»: спасти рядового Котова

Кащей_Бессмертный

28-04-2010 09:23:09

Обсуждение фильмов Никиты Михалкова чаще всего превращается в соцопрос о доверии знаменитому режиссеру. Однако фильмы о войне в России - больше чем просто фильмы. Так что и новая картина «Утомленные солнцем-2. Предстояние» априори должна была бы подвергаться двойной критике - из-за отношения к режиссеру и того взгляда на Великую отечественную войну, которого он придерживается. Пока, однако, у многих зрителей оснований для критики нет в принципе. Просто потому, что фильм они просто проигнорировали. «Эхо Москвы» сообщает, что из разных регионов «повсеместно приходят новости о полупустых залах во время показа нового фильма». Судя по всему, зрителя просто отпугнула небывалая продолжительность кинокартины - она идет более трех часов.

Между тем, как раз продолжительность «Утомленных солнцем-2» вовсе не утомляет. Фильм о похождениях «недостреленного» комдива Котова и отправившего его в лагеря «недорезанного» «чекиста Мити» из «Утомленных солнцем-1» выглядит очень динамичным. Однако вопросов к картине это все равно не снимает.

Начнем с самого предсказуемой претензии - исторических ляпов. Художественный фильм, конечно же - не научная диссертация. А те или иные несоответствия историческим фактам были и в фильмах советской эпохи, когда на консультантах предпочитали не экономить. Однако создатели «Утомленных солнцем-2» сами нарочито подчеркивали, что ими было отсмотрено и прочитано решительно все, с чем можно ознакомиться для изучения описываемой эпохи - от «60 часов кинохроники - и советской, и германской трофейной» до материалов из архивов ФСБ. Так что такие серьезные заявления создателей фильма и притязания кинокритиков сделают более основательными.Пока же видно, что трофейная кинохроника и архивы спецслужб не спасли фильм от ляпов, которые заметны даже неспециалистам. Например, главный герой картины, бывший комдив Котов, попадает в штрафные части с первых же дней войны - в то время, как сами такие подразделения появились только во второй половине 1942 года.

Рядом с историческими ляпами стоят сюжетные натяжки. Мало того, что сама завязка «Утомленных солнцем-2» противоречит концовке «Утомленных солнцем-1». Там ведь ясно говорилось, что комдив Котов будет расстрелян, а его жена Маруся проведет остаток своих дней в ГУЛАГЕ. Ни того, ни другого, как оказалось, не происходит. Однако и в ходе самого фильма мотивация героев не всегда понятна.

Однако и то, и другое, скорее всего, отступит на второй план, перед спорами о содержании картины.

Прежде всего, советская сторона в фильме связывается почти исключительно только с негативом, откровенно глупыми приказами и изуверскими действиями солдат и офицеров. Конечно, никто не будет заявлять, что такого не было и быть не могло. Но в фильме, растянувшемся на три часа, было достаточно времени, чтобы представить более сбалансированный взгляд на события.

Зная о взглядах Никиты Михалкова такой сюжет, конечно, выглядит предсказуемым. Однако подача материала смотрится более чем странно на фоне двух других факторов.

Во-первых, практически во всех эпизодах, связанных с жестокостями в отношении мирных жителей, оказывается, что немцы тут почти не причем, а их действия фактически спровоцированы русскими - что в случае потопления санитарного судна, что с поголовной ликвидацией жителей деревни. В эпизоде же с уничтожением моста (вместе с двигающимися по нему колоннами беженцев) специально подчеркивается - это не немцы разбомбили, это дело рук русских.

Во-вторых, советские граждане, не относящиеся к этническим русским, показаны в фильме как-то одинаково карикатурно. Сначала курсант «кавказской национальности», устремляющийся к немецким танкам с криком «наши», а потом пытающийся остановить один из них, упершись штыком в его броню. Потом цыгане, которые, пытаясь переубедить отбирающего у них лошадь немецкого солдата, начинают петь и плясать вокруг него. А затем, когда тот расстреливает всех взрослых, оставшаяся в живых цыганская девочка вместо того, чтобы попытаться убежать, после минутной прострации, начинает вновь бить в бубен и плясать, очевидно веря в чудодейственное влияние цыганской музыки на нацистов. Наконец, эпизод с подрывом моста, в котором поучаствовал сапер явно неславянской внешности, заставила славящегося «политкорректностью» знаменитого переводчика Дмитрия Пучкова («Гоблина») написать следующий пассаж: «Начальник перекрывает движение по мосту, в споре с отступающими нечаянно машет флажком, а тупая чурка тут же подрывает мост с людьми». Создается впечатление, что сразу несколько таких совпадений в фильме не случайно. Хотя вроде бы режиссер Михалков раньше столь своеобразными взглядами не отличался.

Все же остальное в фильме вполне предсказуемо. И эпизод со священником на войне, который крестит Надю Котову. Правда, потом добровольно идет на дно, так что у зрителя создается подозрение, что батюшка решил покончить самоубийством (не иначе, как в представлении кого-то из авторов фильма это «по-христиански»). И даже Сталин, представленный в духе 2000-х, в двойственном ключе. С одной стороны, в первых же кадрах картины его окунают лицом в торт (правда, происходит это во сне). С другой, в новую эпоху как-то неудобно так обращаться с «эффективным менеджером». Поэтому во сне у Котова Иосиф Виссарионович лежит лицом в торте, а «в реале» - представлен чуть ли не «самым человечным человеком». Все время одергивает Берию, когда тот хочет сказать что-то грозное и пугающее. И даже явно журит полковника НКВД «Митю» за то, что тот разделяет понятия «человек» и «чекист».

Вполне в духе времени смотрятся и неоднократно появляющиеся в фильме эпизоды в духе «сортирного юмора». То немец пытается обгадить капитана мирного судна, выставив собственную филейную часть из кабины пролетающего над кораблем бомбардировщика. То Надя Котова по просьбе умирающего танкиста показывает ему грудь - раздеваясь до пояса посреди поля боя. Конечно, может быть во всем этом есть какой-то скрытый смысл. Однако зрители подобные проявления «аристократизма» режиссера-дворянина вряд ли оценят целиком.

На этом фоне действительной находкой режиссера можно считать разве что поведение «чекиста Мити». В «Утомленных солнцем-1» он был врагом комдива Котова и всячески способствовал его аресту. В «Утомленных солнцем-2», судя по всему, именно он спас заключенного Котова от расстрела, вовремя подготовив документы о замене тому политической статьи на уголовную. В первом фильме эпопеи, правда, граждане голубых кровей тоже ведут себя не лучшим образом. Будучи безнадежно оторванными от охот и балов, они соревнуются в не менее аристократическом виде спорта - кто кого сдаст в НКВД. Однако метания чекиста «Мити» можно счесть не иначе, как скрытой сатирой на нравы представителей некоторых дворянских родов, подготовленной потомственным дворянином Михалковым и потому по-своему интересной.

Сам Никита Сергеевич сравнивал свою новую картину с американским фильмом «Спасти рядового Райана». Удастся ли спасти рядового Котова зритель точно узнает в ноябре этого года, когда на экраны выйдет третья часть картины («Утомленные солцем-3. Цитадель»). А вот спасти успешный прокат кинокартины, кажется, гораздо сложнее. Издание «Ведомости» полагает, что общие сборы фильма вряд превысят 17 млн. долларов. Что почти в три раза меньше затрат на его создание.

Михаил Нейжмаков
http://www.rabkor.ru/review/cinema/6457.html

Кащей_Бессмертный

28-04-2010 09:25:31

Изображение

http://zhurnal.lib.ru/i/iwakin_a_g/usat.shtml

Ус-2 или Приключения Усатой Жп

Посмотрел я этот ваш "УС-2". И чего напали на фильм? Хорошая такая комедь - Чарли хоть Чаплин, хоть Шин отдыхают.
Итак...
Хроники смотрящего. Смотрел я его в три приема. Ибо уставал смеяться.
Вступление - это где Сталина в шоколадный торт макают - пропущу. Оно это все комментариям не поддается.
10. 47. НКВДшники плещут бензином в костер из канистры. Бензин не горит.
13.14 - Паркур придумали в ГУЛАГЕ. Однозначно.
13.24 - От бомб надо прятаться исключительно на крышах. Ачоа? Кто на земле был - все геройцки померли.
15.26 - В НКВД нельзя стричься.
17.03 - Берия - дедушка Березовского. Портретное сходство налицо. И еще рубашка мятая.
19.23 -А Сталин-то матерился. Сказал слово "женщина легкого поведения". Воть!
22.00 - Я понял. Это фильм про перемещения во времени. Сталин в мае 1943 дает задание этому... как его... Меньшикову найти всю семью Котовых. Чо делает Меньшиков? Перемещается в 1941 год. Да чо. Так и есть!
27.07 - Вся страна - враги народа. Вся-вся. Кроме Меньшикова. Он - Нео.
28.44 - Меньшиков - Нео (доказательство)
31.22 Я догадался - это сиквел\приквел "Эффекта Бабочки" Эта бабочка там везде летает.
32.44 Еще бы не Нео. Сожгите-ка на ладони лист бумаги...
33.58 О! Муха! Или пчела? Или все-таки муха? Аааа... Шмель! О! Михалков! Опять...
34.47 Я думал это прикол про железную перчатку...
35.10 Все-таки шмель!
36.28 А вот и Греи под Алыми Парусами! Шмеля убило, кажись. А Усатая Железная Перчатка (далее Усатая ЖП) и Жолтый Дюжев плывут на бревне куда-то.
42.14 А вот и бюджет...
45.20 А вот и стройбат...
51.16 Пендюрин - гениальная фамилия для фильма о войне!
56.09 А тут чувак из "Дня сурка" - Билл Мюррей
58.15 Именно Билл Мюррей сбил голожопого немца.
1.01.12 А где лапушка Лео?
1.02.47 Ишь чо. У немцев совесть есть. Они боятся оставлять следы.
1.03.43 Хм... Надя Михалкова зачем-то Гармашу намекнула - "А мы тут одни!", а он ну давай крестить ее. А тут бес полуденный прилетел. Мешается. А мы его молитвой, молитвой! Вот он, что крест-то животворящий... (с)
1.08.35 Понятно, чего она намекала. В роли ди Каприо - Гармаш.
1.12.17 От сцены с миной слезы на глазах. От смеха. Прощай мина, ага... И там бахни кого-нить...
1.13.34 Ну я же говорил!
1.14.05 Особый отряд "СМЕРШ" О_о!!!111адынадын...
1.15.30 Дантес пишется через ц. Дантец. Дантец Пушкину, Дантец моему мозгу.
1.17.49 Японский бог! А штрафбаты-то в октябре 1941 были, да... И по фиг на историю.
Дальше ничо не происходит. Ничего - значит ничего.
1.22.20 Странные штрафбатовцы какие-то. Сюрреализм сплошной. Матрасы, чашечка с чем-то прозрачным, кроватные сетки в окопах, чувак с пионерским горном... Неописуемо. А командир штрафбата сего (Миронов) не может дожить до конца первого боя. Ибо шлепнут. В спину.
1.28.16 Чувак из "9 роты" - Артур Смольянинов, он же Лютый - забыл сдать реквизит с прошлого фильма. Так в вязаной прошлоразовой шапке и ходит.
1.30.00 А вот это самый удачный момент фильма - "А мне насрать в каком ты звании!"
1.30.30 Ничо что все курсанты - ростом 183 - стоят лесенкой дураков??
1.32.40 А чо бы не салют зафигачить на передовой! Всем весело! И немцам то же!
1.36.57 Ну ЁЁ!! Первый раз вижу привязывание двери к спине перед боем! Смысл сего действия для меня загадочен...
1.41.21 Вынос мозга какой-то. Ну как без "Аллах акбар" перед боем? Никак! Кстати, никто чего-то "Живый в помощи вышняго" не читает. Не иначе все помрут.
1.43.53 Дети какие-то орут. Это у меня эффект экранки или делирий режиссера?
1.46.17 Курсанты не разбираются в немецких танках. Ни разу. И стрельнуть в смотровую щель тоже не догадываются. А вот штыком в броню - это да!
1.48.04 Хозяйственные немцы пользуются многоразовым шоколадом. А бестолковые русские суетятся всей командой вокруг одного орудия.
Потом темно. Бюджета хватило только на дым и озвучку.
1.50.49 Обрадовался чоткой гибели Усатой ЖП.
1.54.00 Живой, падла... :(
1.56.53 Усатая ЖП - терминатор. Он поднял башню Т-4. Я его боюсь. Под ней прятался Лютый из 9-ой роты. Лютого спасла дверь, привязанная к спине. Немецкие танчики настолько легкие, что их можно деревяшками останавливать и поднимать.
1.58.14 Они там все джидаи. Кишки наружу и ничего.
2.00.17 Никто не ведает, что при ранении в живот пить нельзя давать. Но они же джедаи! А Миронов знает - он водичку себе в рану выливает. После чего от сюрреализма происходящего у него мозг взрывается.
2.01.11 Гыгыгы!!! Немцы Усатую ЖП со товарищами только что лицами нетрадиционной сексуальной ориентации обозвали! (На зонах петухам дырявые ложки выдают, если кто не знал)
2.01.42 От обиды Усатая ЖП ложку в бараний рог согнул и заплакал. На правду обиделся, что ли?
2.02.39 Русский снег - самый суровый снег. На лицах он не тает.
2.04.29 А Меньшиков зачем-то в 43 году Усатую ЖП все ищет и ищет. Маковецкого подозревает.
2.06.32 Ай-на-нэ-на-нэ!! Цыгане передовым дозором немецкой колонный скакают!
2.08.53 Цыгане оказались засланцами из "Новых приключений неуловимых мстителей" - пляшут, гитарами бренчат, а цыганки, небось, по карманам пфеннинги тырят.
2.09.30 Надо было патроны тырить... Немец - это вам не мент привокзальный. Всех убил. Кроме девочки.
2.12.09 А мелкая цыганенка все пляшет и пляшет! Ну народ!
2.16.16 В страшном страшном сарае - черная-черная дыра. Туда все входят и никто не выходят. Телепорт? Не... "Хостел-4". Вилами и топором гансюков две девки замочили.
2.23.50 Сцена сжигания деревни, конечно сильная. Сама по себе - по своей идее сильная. Настолько сильная, что режиссер не смог ее испортить истериками двух девок на холме.
2.26.29 А капитан Маковецкий на голову переигрывает полковника Меньшикова. Не как актер, а именно как капитан полковника. Логикой, умением анализировать информацию, владением эмоциями.
2.30.30 Усатая ЖП с немцем в догонялки играет.
2.30.57 А тем временем, у любителей посверкать голой ж... в воздухе - запор(зачеркнуто) заклинило створки бомболюка.
2.33.05 Ну как без Храма-то? Без Храма нам никак! Сейчас тут небось финальная схватка будет?
2.35.17 Сколько событий, сколько событий!!! Тут те и дочкина сумка, тут тебе и злобный ганс за спиной, тут тебе и бонба на люстре - немцы клизму попользовали(зачеркнуто) ногами ее выпихнули из самолета.
2.35.37 Тут все Нео. Надо же так через забор сигануть! Хотя бывает в жизни, бывает...
2.36.27. Усатая ЖП решил, что немец церковь сломал. И начикал его ремнем. А тот смеется! Какая-то странная сцена... А потом немец научил Усатую ЖП как правильно руки связывать, да...
2.37.37. Уцелевшая икона в храме - это кич. Я вам как православный говорю. Этим кадром Михалков столько людей оттолкнул от Церкви - ни одному Емельяну Ярославскому не снилось.
2.40.06 Лучший актер фильма - обожженный танкист.
2.43.06 СИСЬКИ ПОКАЖИ!! ПОЖАЛУЙСТА!
2.45.00 Не показали...
2.45.02 Оно и к лучшему. Танкист посмотрел - и умер.
2.46.43 Конец чота вдруг!
2.46.45 А не... Еще анонс второй части...
2.48.32 Финальный кадр - Усатая ЖП - вся замерзлая.

А теперь резюме.
Более унылых, бестолковых, сумбурных и противных фильмов я не видел. Содрано все что можно - тут тебе и Титаник, и Матрица, и Терминатор, и Штрафбат, и Иди и Смотри, и Спасение Рядового Райна...
Постоянные намеки на веру выглядят настолько толстыми, что становится тошно. Нельзя так. Нельзя. Навязывание псевдоправославной морали - кто крещеный и молится, того не убьют - выстегивает напрочь.
Ну и сбор ВСЕХ мифов о войне в одну кучу... Тут и штрафбаты образца 1941 года, и с лопатками в бой, и особые отряды СМЕРШ, и злобные НКВДшники...
А про ляпы придуманные Михалковым и без меня говорили. Алые Паруса, Жопа из Кабины, Гулаг у Западной Границы.
Эпический сюрреализм. Эпический. Настолько эпический, что пародию снять архисложно на ЭТО. Сюжетная линия отсутствует, ружья на стенах не стреляют, герои эпизодов невнятные и все время куда-то деваются.

Да и еще... Говорят, что детей собираются классами загонять на фильму.
Ежели чо можете на меня ссылаться - много нецензурных слов. Нельзя детям. 

hil-hil

28-04-2010 09:31:36

Скрытый текст: :

Арадан

28-04-2010 11:50:59

я уже делал тему о фотожабах на постер этого кино-высера. старый мудак Михалков додумался разместить на постере надпись "Великое кино о великой войне". щас этому говну знаете как прокат делают? в некоторых школах детишек классами гоняют в кинотеатры, как на экскурсии. ессно,за денюжку родителей.

Smersh

28-04-2010 11:53:01

Промывают мозги будущему поколению.

Арадан

28-04-2010 11:57:07

http://www.fontanka.ru/2010/04/18/038/ вот хорошая статейка-рецензия

Дмитрий Донецкий

28-04-2010 18:26:38

Мне много лет. Я помню, как Михалков вылизывал Брежнева, потом Горбачёва, потом Ельцина, потом Путина. Дворянин голубых кровей.

Арадан

28-04-2010 18:38:44

(Быль для детей)

Чистый лист бумаги снова
На столе передо мной,
Я пишу на нем три слова:
Слава
партии
родной


"Коммунизм"!
Какое слово!
Сколько в нем заключено!
Где с надеждой,
где сурово
Произносится оно.
Хлеб для всех.
Сады в пустыне.
Торжество больших идей.
Все равны!
И нет в помине
Обездоленных людей...


а это от папашки евонного стишки. кажется, у михалковых откровенно лизать жопу власти - семейное

Sid1989

29-04-2010 10:33:24

Даааа... Почитал и расхотелось смотреть...
Хочется только сказать - дайте дорогу молодым! Вот, на кинофестивале в Ханты-Мансийске выиграл офигенный фильм о войне. Эмоциональный, без подоплек и жополизания, и даже действительно основанный на реальных событиях. Советую. "Рябиновый вальс" называется. Режиссер Алена Семенова. И команда у них вся молодущщая. А сняли отлично. Прям ваще, нет слов.

Droni

29-04-2010 22:10:00

ну к стати в противовес статье Арадана на фонтанке, про порнуху и про то что встали с колен, но в позу раком)
для меня как всегда - все зависит от того с чем сравнивать этот фильм, если с фильмом "На западном фронте без перемен" то НМ в ауте, а вот если сравнивать с "Они Сражались за Родину" то я бы отдал предпочтения НМ.
Все очень просто - "фонтанка" делает акцент на том что в фильме видите ли очень много мяса, простите но на войне его в разы больше, а если бы ещё запахи передавались... но простите... вы кажется просто сидите в кресле и вам тошно это видить... а каково людям через все это прошедшим?
реальная война в сотни и тысячи раз хуже чем то, что показал НМ... первая мировая, вторая мировая, Чеченская, в Югославии, Ираке...
но это так, в общем... не знаю, что значит оценить в данном фильме художественную часть, но в фильме есть "живые" моменты... не знаю, но в целом для меня это кино более правдоподобное чем то что снимали в СССР, если и снимать фильмы про войну то только так, с горами трупов, безумием и горами человеческого мяса, иначе это все кажется так, игрой в бравых солдатиков, где в атаку идут сплошные герои и каждый умирает по геройски...

Droni

29-04-2010 22:12:38

кстати а где "Рябиновый вальс" скачать можно... не подскажите? если можно

Арадан

30-04-2010 04:59:58

Droni
Михалков сделал блокбастер. Я, может, сужу устаревшими категорями, но уж как воспитали: делать из военных фильмов блокбасетры - слегка кощунственно.
Вот в лом щас постить две фотки, но там на одной: на диске с игрой "кол оф дьюти" (стрелялка) на уголке написано "65 лет победы!" и георгиевская ленточка. а на другой фотке: реклама празднования дня победы в каком-то ночном клубе: георгиевские ленточки, звезды, все как надо, и такая сексуальная телочка в красноармейской пилотке, полупрозрачном топике, стилизованном под красноармейскую рубаху, под которым виден черный бюстгалтер - телка такая, что либидо подпрыгивает сразу. вот. кощунство. делание бабла на, извините, "брендах" войны

Sid1989

01-05-2010 05:04:08

Droni, сам ищу... Если он вдруг мне попадется (а слышал, что он есть у кого-то в городе на диске) - выложу обязательно. Продюсер фильма подарил один показ этого фильма на местном телеканале (Югра). Но чего-то ничего не слышно, а я бы знал, 100%. И по телеканалу Россия обещали показать. Тоже не видно в программке. Я даже готов был посмотреть телевизор ради этого.
Короче замолчали этот замечательный фильм... замолчали...

Арадан, согласен насчет делания бабла. Мерзко.
Вчера спросил у школьницы, почему она носит георгиевскую ленту. Сказала - в память о ВОВ. Я спросил, а что помнишь о войне - ответила "не твое дело" (тока с матами) и убежала. Короче печально.
А как молодежь начнет отдыхать на праздниках, увидим эти ленточки на ногах, в виде шнурков и т.п.

Арадан

01-05-2010 05:23:52

угу.
а еще тупое пьяное быдло, орущее на салюте в честь победы: "Зенит чемпион" и "Россия вперед!"
противноненько это все.

Partisanius

10-08-2010 01:55:57