Отличие фильма «Интернешенл» от итальянского сериала в том, что он не дает «рецептов» на будущее – об этом свидетельствует красноречивая финальная сцена фильма, хотя, безусловно, и подобный фильм вполне может быть использован для продвижения политических идей «по заказу», был бы заказ.
Что же касается «медийной подготовки общественного мнения», то на ум сами собой приходят параллели с российской действительностью. Уж в РФ-то кинопроизводство давно уже не только коммерция, но и опора режима. С одной стороны. В обществе силовыми структурами (в первую очередь – МВД) не верят. То милиционер напьется и начнет отстрел покупателей супермаркета, то группа милиционеров изнасилует одинокую женщину. Хамство, взяточничество и пытки воспринимаются как рутина. С другой стороны – огромное количество фильмов и сериалов о «честных милиционерах», идущих по центральным телеканалам в прайм-тайм. Речь идет как минимум о создании в общественном создании виртуального образа «хорошей милиции», которая занимается «своим делом», то есть, попросту, о попытке с помощью телевиденья вернуть доверие к реальной, а не виртуальной милиции.
Просматривая фильмы, подобные «Интернешнл», важно не впадать в конспирологию. Речь не о мифическом «банковском заговоре» (а именно такой эпитет не редкость в рецензиях на картину), и не борьбе против него конкретного агента Интерпола – он всего лишь «главный герой фильма». Сложно конечно назвать «антикапиталистическим» фильм с бюджетом в 50 миллионов долларов, тем не менее, он именно такой, по своей сути. Лента демонстрирует зрителю, как функционирует современный капитализм – его банковская составляющая, являющаяся этакой «кровеносной системой» капитализма.
По сценарию Сэлинджер оказывается случайно втянутым в борьбу с воротилами финансового мира – в начале фильма гибнет его близкий друг, и постепенно оказывается один на один с могущественными силами, тенью стоящими за спинами многих политиков.
В фильме вообще немало интересных сюжетных ходов и параллелей с нашей действительностью.
Один из самых, пожалуй, интересных моментов – это убийство итальянского политика, кандидата в президенты Италии, критикующего банковскую систему и конкретно М.Б.К.Б., на предвыборном митинге. Самое примечательное здесь – это обвинение в убийстве члена неких «Красных бригад». Собственно исторические «Красные бригады», прекратили деятельность в 1988 году. В последние годы в новостях периодически высказывается мысль о «возвращении «Красных бригад» , да и в целом в мире поговаривают о «возвращении левого терроризма» (Показательно, что «решительные борцы с капитализмом» оказываются очень удобными спарринг-партнерами для капиталистической системы. Революционеры такого извода часто относятся к тем, кого если бы не существовало, то стоило бы выдумать – ЛС).
Есть в фильме и бывший сотрудник Штази, работающий шефом службы безопасности могущественного международного банка, что во многом символизирует иллюзорность восточноевропейского «социализма»: вчерашний защитник социализма, сегодня – цепной пес одно из крупнейших игроков капиталистической миросистемы.
Капитализм силен и многомерен. Кого нельзя купить – можно убить. Фильм во многом пессимистичен, тем не менее вывод из этого можно сделать и другой: один человек обречен на поражение в борьбе с системой, а это значит, что бороться с системой может только массовая организованная сила.
В любом случае, думается, что любителям политического кино фильм придется по душе, тем более что мы живем в эпоху информационных технологий, когда видео-образ, картинка, оказывают зачастую гораздо большее влияние на общественное мнение, нежели кипы «умных книг».
Андрей Федоров http://livasprava.info/content/view/2564/1/