Современное социальное кино в России: политический анализ

afa-punk-23

08-05-2016 19:11:21

Скрытый текст: :
(статья хоть и старая, но все равно любопытная)


Современное социальное кино в России: политический анализ

Актуальное социальное кино это такое - которое говорит о злободневных современных проблемах. Это особый авторский жанр, который совсем недавно вновь возникает в России. В этой статье мы не претендуем на то, чтобы рассказать о всех фильмах данного направления, а только о тех, которые наиболее характерны. Которые выражают, так сказать, общую тенденцию. Данная статья не является искусствоведческим очерком, это - не рецензия на фильмы в привычном смысле этого слова. Это - именно политический анализ.

Пожалуй, первым фильмом в новейшей культурной истории,который открыл тему, является "Пыль". Его авторы перед этим, правда, сняли короткометражку "Случай с пацаном", но это было еще слишком контркультурное кино без особой надежды выйти на широкую аудиторию. В фильме "Пыль"(реж.Сергей Лобан) показан крайне аутичный и безвольный парень Алеша, над которым ФСБ в рамках какого-то секретного проекта ставит эксперимент. Алеша олицетворяет в фильме "простой российский народ", который безволен и нем. В процессе сюжента Леша терпит над собой ряд издевательств то со стороны местных бандитов, то со стороны авторов фильма, которые ближе к концу одевают его в женское платье и он носится в нем по вечерней Москве как трансвестит. В конце фильма звучит песня Виктора Цоя "Перемен требуют наши сердца".
Крайне важно, что в современной российской культуре всего через каких-то 10-15 лет после буржуазной революции 1990-ых годов появляются голоса, говорящие о переменах. Авторы фильма навряд ли ясно представляют себе какие конкретно нужны перемены, но как интеллигенты в силу своего социального положения они не могут об этом не говоить. С стилистической и художественной точки зрения в фильме, конечно, есть ряд "ляпов", но в целом кино достойное и смысловой позыв его крайне интересен.
Фильм "Изображая жертву" режиссера Кирилла Серебренникова продолжает ту же самую линию. Его персонаж, конечно, сильно отличается по характеру - это молодой образованный, коммуникабельный парень, который, однако, по своей социально-психологической сути также как и Алеша - маргинал и абсолютно бесполезный человек. Он - молодой человек, который имеет силы и талант, но не знает как их применить. Он работает в милиции, изображая на следственных экспериментах убитых и покалеченных и заканчивает тем, что сам становится убийцей - убивает свою мать и невесту. Убивает просто от безделья, потому что не знает, чем бы ему еще заняться и зачем жить. По сути дела автор фильма продолжает тему так называемых "лишних людей", о которой нам говорили в школе на уроках литературы, о которой еще Лермонтов в "Печорине", а Пушкин в "Онегине" писали. То есть, это люди, которые не занимаются ни чем, фактически не живут. Они не желают заниматься: бизнесом, наукой, искусством, политикой, не хотят просто завести семью и стать обывателем, при этом вроде бы ни наркоманы, ни алкоголики, ни революционеры - они просто люди не нашедшие себя в жизни. Посыл фильма - упрек потребительскому атомизированному обществу, которое порождает и воспроизводит таких людей. Обществу, которое не способно формировать четкие ценностные ориентиры.
Другой режиссер - Бакур Бакурадзе, снял свой фильм "Шультес", я думаю, независимо от двух предыдущих, но на ту же самую тему! Молодой мужчина живет в одном из спальных районов Москвы со своей матерью, работает спортивным инструктром, а на досуге крадет бумажники и мобильники у зазевавшихся обывателей в общественном транспорте. Атмосфера напоминает повесть Камю "Посторонний" - одинокий, оглушенный, отупленный большим городом человек, у которого атрофировались все чувства. Опять тема "лишнего человека", атомизированного, не имеющего глубоких связей с другими людьми, человека, мало в чем заинтересованного, которому "все пофигу". Я если честно, прихожу в такое состояние, когда недели две или три работаю без выходных. Все становится не интересно: читать, лазить в интернет, с кем-то общаться, наступает состояние отупления. Так вот Шультес такой же - абсолютно придавлевленный обыватель, находящийся на грани между глубокой депрессией и началом какого-нибудь психического заболевания.
Как два предыдущих, как и все фильмы, о которых идет речь в этой статье, "Шультес" - предельно реалистичен, почти документальный фильм: метро, коробки многоэтажек, вонючие киоски на выходе из метро. Интересно всматриваться в кадр и прочитывать на заднем плане название станции - "Чертановская". В "Шультесе" довольно успешно показана вязкая, затягивющая ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, убивающая способность к мыслям, чувствам, сочувствию. При этом после просмотра киноленты остается одно ощущение: недоговоренность. А собственно - почему появляются такие люди как Шультес, Алеша из "Пыли"? Авторы дают срез современной реальности, их фильмы хороши, но не гениальны и не высокохудожественны. Наверное, как члены нашего современного общества они не могут выйти за рамки исключительно повседневного бытия. Конкретно в "Шультесе" его авторы очень близко подошли к вопросу - почему в человеке обычная жизнь выдавливает личность, но попытаться даже ответить на этот вопрос не решились. Ведь начать отвечать на этот вопрос, означает - выходить за рамки художественной политкоректности. Начать выходить за эти рамки, значит неизбежно обращаться к "левацким" темам типа "Одномерного человека" Маркузе, Сартру, Камю, "Бегству от свободы" Фромма и пр. Все эти темы давно уже озвучены и проговорены в западной мысли и философии. У нас же, когда российскому капиталистическому обществу нет еще и двадцати лет, все это - возникшее на нашей почве, воспринимается как нечто крайне актуальное и новое.
Другой современный российский режиссер - Никита Михалков после драматическо-партриотических лент тоже вдруг обратился к критическому жанру. По сравнению с авторами других фильмов, о которых мы пишем в этйо статье, Михалков - "Бальшой чилавек", председатель Союза Кинематографистов России, элита и актеры в его фильме - "звезды". Впрочем лет через двадцать через пятьдесят только знатоки будут знать, кто какое положение занимал при жизни из актеров и режиссер и будут смотреть на суть - на фильмы.
С точки зрения художественной в фильме Михалкова "Двенадцать" нет изъянов. По сюжету чеченского мальчика обвиняют в убийстве приемного отца - военного офицера, двенадцать присяжных собираются, чтобы вынести приговор. Казалось бы дело "простое" - "чеченский ублюдок замочил русского". Все всем понятно, лишь один присяжный голосует против. Все зляться - решение должно быть принято единогласно, начинается дискуссия, из которой собственно и состоит весь трехчасовой фильм. Все персонажи по очереди, что называется, изливают душу. В конце концов все голосуют против, один из присяжных объявляет, что хочет усыновить мальчика, чьи родители погибли в первую Чеченскую кампанию. Даже московский таксист - антисемит и ксенофоб голосует за оправдательный приговор. Мораль такова - "все мы должны жить мирно в нашей огромной стране и относится друг к другу внимательно все зависимости от национальности".
В отличие от Серебренникова или Бакурадзе У Михалкова есть рецент как все исправить. В фильме время от времени возникают разные лубочные символы - иконки, крестики. То есть идет явное обращение к религиозным мотивам, к тому, что поступать хорошо следует из религиозных соображений, но вывод из этого печальный - российской интеллигенции пока нечего предложить обществу, кроме "возвращения в прошлое", к "святыням", традициям и пр. Новых мыслей нет.
Мотив "опроститься", "обнародится" возникает также во втором фильме Кирилла Серебренникова - "Юрьев день". Успешная оперная дива, перед тем как уехать на ПМЖ в Европу, приезжает с сыном в глухой российский поселок, в котором она родилась. Приезжает с целью - проститься с родиной. Пока она посещает музей-монастырь, сын теряется, и она остается в поселке сначала на несколько дней, а потом, видимо, навсегда. Явная новизна в этом фильме в том, что здесь уже не Москва, а заброшенная российская провинция, которая также показана натуралистично. Весь фильм происходит как бы падение оперной дивы, сначала она напивается с горя местной самогонки, отчего теряет голос, а заканчивает тем, что устраевается мыть полы в барак зеков-туберкулезников за тысячу рублей в месяц. В этом смысле фильм скорее не реализм, а гротеск. Режиссер словно делает упрек столичным модникам и интеллигентам - "вот, смотрите, как народ-то у нас плохо живет". Да, многие живут именно так, как показано в фильме.
Другой фильм - "Все умрут, а я останусь" продолжает, как раньше говорили, "бичевать буржуазную действительность". Молодая режиссер-женщина Валерия Гай Германика отсняла какой-то панковский "жесткач" о жизни трех обычных московских школьниц в стиле почти документального кино. В фильме показаны трудности подросткового взросления девочек-девятиклассниц в мире, в котором их никто не понимает, в котором ни на кого нельзя положиться. При этом все показано натуралистично и довольно правдиво. На дискотеке, которая является как бы кульминацией почти отсутствующего сюжета, одна школьница теряет девственность, другая напивается до потери сознания в туалете, третья, накурившись травы, целуется первым попавшимся старшеклассником. Довольно хлестко показано максималистское подростковое мировоззрение. Фраза "Все умрут, а я останусь", чем-то напоминает лагерный тезис гулаговских времен - "умри ты сегодня, а я завтра".
Главный персонаж из фильма "Изображая жертву", персонажи этой киноленты по сути являются потенциальными будущими участниками радикальных политических гурппировок, только они ими не станут, так как не догадываются о том, что таких как они много, что можно куда-то пойти, а потому реальность просто раздавливает их. В силу своего еще молодого возраста они зациклены на возникших перед ними проблемах и пока не знают как их решить. Напрашивается предроложение, что Валерия Гай снимала фильм о своем детстве или детстве какого-то из своих знакомых. Сняла она его жестко и добросовестно, возникает только вопрос - способна ли она будет снять такой же яркий новый фильм, но на другую тему - хватит ли кругозора? Ведь нельзя же два раза подряд нарисовать "Черный квадрат", хотя многие неоднократно это пытаются сделать.
Выводы
После просмотра современного российского социального кино напрашиваюся следующие выводы
Хорошо, что оно, наконец, есть, что помимо помпезных фильмов, восхволяющих бандитов, или ментов, или дореволюционную действительность, у нас в России появляется критическое кино. Большинство авторов фильмов, показывающие проблемы современного российского общества, как правило или не понимают, почему эти проблемы возникли или не пытаются понять. Они смотрят на них изолированно, исключительно с узко-художественной точки зрения. Авторы фильмов как правило для того чтобы раскрыть свои темы избирают маргинальных персонажей, чаще всего - людей отторгнутых от жизни, одиноких, положительных персонажей нет у них в принципе (кстати говоря, это называется критически реализм). И действительно - кого изображать в качестве положительного персонажа в современной России? Чиновника из "Единой России", трудящегося на благо всех россиян? Или, может быть, в очередной раз героя-милиционера? Или, может быть, бизнесмена, который помогает бедным? Или, может быть, активистов маргинальных политических группировок? Но это же неполиткорректно...
Вот и получается, что законы жанра, "законы" искусства одинаковы для всех эпох. Как только у нас вновь закрепился капитализм - опять во всей своей полноте всплыла тема лишних людей. Если современные российские режиссеры по прежнему будут находить деньги на свои проэкты, в ближайшие годы количество художественных фильмов на эту и близкие к ним темы только увеличиться.

Федор Гришаков
(специально для газеты "Ситуация" Ситуация, № 25, январь 2009)


Источник: https://avtonom.org/pages/sovremennoe-s ... kiy-analiz

Дмитрий Донецкий

09-05-2016 09:30:08

А я как-то заметил, что в поздних советских фильмах аристократия изображается с симпатией, даже если иногда и с иронией, а вот "простые люди", слуги этих аристократов, с пренебрежительной насмешкой.

afa-punk-23

20-08-2016 08:26:39

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ РОССИЙСКОЙ КИНОИНДУСТРИИ

Скрытый текст: :
Когда рядом оказываются такие слова, как «российское» и «кино», нам на ум приходят не слишком радостные ассоциации. Банальные и нестыкующиеся сценарии, плоские шуточки, идейная пустота (иногда прикрытая суррогатом ура-патриотизма) и многое-многое другое. Образы героев и сюжетные линии, чаще всего, мигом стираются в нашей памяти, не оставляя серьёзной почвы для размышлений. Многие, глядя на это, поражаются, насколько серьёзно современный кинематограф деградировал по сравнению с классическим советским. Впрочем, на всё есть причины — и многие из них кроются непосредственно в экономике и политике. Об этом — в материале Евгения Змеева.

Изображение

Российское кино. Или же, выражаясь языком обывателя, «русское кинцо». Вероятно, только самый ленивый зритель в России никогда не охарактеризовал дурным словом отечественную киноиндустрию за производимую ей продукцию сомнительного качества. Нагнетают обстановку, конечно же, и постоянные предложения о квотировании отечественных фильмов в кинотеатрах, исходящие от депутатов и жадных режиссёров. Однако большинство экспертов полагает, что ни повышение доли местных картин в прокатной сетке, ни даже введение НДС на продажу билетов не помогут встать с колен российскому кинопроизводству.

На примере отечественного кино мы можем быть свидетелями несостоятельности известного либерального изречения о том, что «рынок всё отрегулирует». Даже при отсутствии крупных студий-монополий (в отличие от США) на отечественном рынке киноиндустрии, лучше картины никак не становятся. Так в чём же причина низкопробности российского кино?

КОРПОРАЦИИ И КИНОИСКУССТВО

Изображение

Прежде всего, стоит уточнить, что проблемы с кинопроизводством существуют во всех капиталистических странах. К примеру, Голливуд страдает от монополий корпораций-киностудий и жёсткого контроля продюсеров за ходом съёмки фильмов. В результате такого жёсткого противостояния монополий пробиться на голливудский рынок крайне сложно, ибо даже, казалось бы, успешные небольшие киностудии вроде NEW LINE CINEMA неизбежно поглощаются гигантами. В результате новичкам часто остаётся снимать либо чисто авторское кино, либо мокбастеры (фильмы-имитации блокбастеров) наподобие тех, что производит ненавистная кинокритиками студия The Asylum.

Однако главной проблемой кинорынков становится всё же жажда прибыли. Именно из-за неё сейчас многие кинокритики говорят об эпохе сиквелов и ремейков. Очевидно, что продюсерам высокобюджетных фильмов гораздо надежнее вкладывать средства в картины, спекулирующие на оригинальных идеях - и тут дело не в трусости, как думают многие. В качестве примера можно привести новые «Звёздные воины» Абрамса, которые на 80% копируют «Новую надежду» Лукаса, выпущенную в 1977 году. При этом, фильм бьёт все рекорды по сборам и получает положительные отзывы. Примером диаметрально противоположной ситуации является «Остров головорезов» Харлина. Это один из самых колоссальных провалов в истории голливудского кино, полностью разоривший студию «Carolco», некогда подарившую зрителям «Терминатора 2». Хотя сценарий фильма был, в общем-то, оригинальным. Некоторые зрители этот фильм даже называли предком Пиратов Карибского моря.

В отечественном кинопроизводстве ситуация несколько иная. Воспроизводя многие пороки голливудской киноиндустрии, оно имеет ряд собственных проблем.

Отчасти ситуация здесь напоминает экономическую мечту либералов. В частности, тем, что российский кинорынок мало кто регулирует, и таких мощных монополий здесь тоже нет. Казалось бы, о чём ещё мечтать? Но, нет. С каждым годом отечественных зрителей удивляют всё больше, в отрицательном смысле. Особенно это касается полюбившегося местным режиссёрам жанра «комедия», который с каждым годом извращается всё сильнее.

РАКОВАЯ ОПУХОЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО

Изображение

Безусловно, даже при самых благоприятных обстоятельствах российскому кино не тягаться по масштабу с голливудским - и этому есть вполне рациональные и материальные причины. Во-первых, капиталы, которые крутятся в США многократно превышают российские. Во-вторых, отечественное кино в основном никуда не транслируется. Раньше каким-никаким дополнительным рынком сбыта кинопродукции была Украина, но в свете последних событий, российское кино там практически под запретом. Из второй причины плавно вытекает и главная проблема киноиндустрии при капитализме, связанная с необходимостью окупаемости картин.
Многие недоумевают от того, насколько нынешняя кинопродукция далека по стандартам качества от советской. Удивляться тут нечему, по одной простой причине: в СССР просто не было смысла снимать кино ради личной прибыли. Именно это открывало дорогу поистине новаторским идеям. Хотя, конечно, из этого вытекала проблема цензуры. Но, по сути, нынешний продюсерский контроль развитых стран, можно также воспринимать как цензуру. Вспомним хотя бы нашумевшее интервью упомянутого уже Лукаса, где он говорит о том, что у советских кинорежиссёров было больше свободы, чем у него, зажатого инвестиционными рамками.

Сегодня же, стремление к получению прибыли не только убивает оригинальные авторские идеи, не только не улучшает качество кинопродукта, как постоянно поют сторонники рыночной экономики, а наоборот - ухудшает его. Каким же образом?

Именно критерий окупаемости чаще всего и является камнем преткновения в отечественном кино, ибо рецепт окупаемого продукта может быть довольно простым:

Огромное количество продакт-плейсмента в фильмах (рекламы). Это способствует окупаемости на стадии производства. Режиссёр вставил много рекламы и уже получил деньги, смысл ему снимать дальше, а не делать тяп ляп?
Дополнительный куш от Минкульта. Существует даже мнение о том, что министерство намеренно выдаёт средства на всякого рода низкосортную ерунду, дабы попилить их.
Использование известных лиц с телевидения в качестве актёров в фильме, в особенности это касается участников КВН/Comedy club.
Обязательное использование именно комедийного жанра.
Как правило, небольшой бюджет, обычно в пределах 1-2 миллионов долларов.
Выход в прокат в праздничные дни, особенно это касается новогодних каникул.
В особенности подобными фильмами часто грешит российская киностудия Enjoy movies. Она же, в свою очередь, не брезгует и блокировкой видеороликов с целью ликвидации положительных отзывов на фильмы конкурентов в прокате.

И, конечно, самое обидное - это то, что подобное кино нередко окупается и даёт создателям прибыль и средства на новые подобные проекты. То есть, мы являемся свидетелями простого факта, что даже наличие пресловутой свободной конкуренции и отсутствие ярко выраженных монополистических компаний, не даёт гарантии качества продукта.

Изображение

Безусловно, важной составляющей кино-продукции являются и режиссёры, то есть, непосредственные творцы данных произведений. И в России можно сделать своего рода классификацию, дабы понять специфику отечественной режиссуры:

Режиссёры-мэтры.
Режиссёры-энтузиасты.
Режиссёры-клепальщики.

ПОКОРНЫЕ МЭТРЫ

Изображение

Данный тип является самым малочисленным, ибо его представителей можно буквально пересчитать по пальцам. Входят в него лица, наиболее покорные правящему классу и прославившиеся прежними достижениями или же достижениями своих родственников. Самыми известными представителями этой группы являются, конечно же, Фёдор Бондарчук, Никита Михалков и Станислав Говорухин.

Что характерно, размер бюджета картин для них абсолютно не важен. Потому как они имеют некое «особое» положение среди режиссёров, которое заключается практически в постоянном государственном финансировании их проектов. Отсюда вытекает главная особенность михалковых и бондарчуков как режиссёров - данным господам не приходится беспокоиться об окупаемости вообще. Постоянное государственные подачки от Фонда кино или Министерства культуры помогают воплощать практически все их замыслы.

И если Бондарчук при своей лояльности режиму, снимает по большей части чисто зрелищное кино (при этом, не всегда качественное) без общих идеологем, то вот Михалков всячески старается угодить власти своими творениями. Никита Сергеевич вообще выражает свои взгляды в стиле черносотенства и дикой неприязни к советской эпохе («Утомлённые солнцем-2», «Солнечный удар»). При этом стоит упомянуть, что сам Михалков - отнюдь не лишённый таланта режиссёр. Более ранние его работы были весьма достойно сняты - в особенности, такие картины, как «Свой среди чужих, чужой среди своих» или «Утомлённые солнцем». И, хоть последняя была идеологической, она брала проработанным сценарием и качественной игрой актёров (в результате чего даже получила «Оскар»).

Однако в дальнейшем работы Никиты Сергеевича пошли по наклонной и стали представлять из себя…. Да, в общем-то, ничего не стали представлять, кроме интересов правящего класса. Причём, с каждым фильмом ситуация в этом отношении становилась всё хуже. Если в том же «Сибирском цирюльнике» мы могли наблюдать хотя бы красивую визуальную составляющую, то потом исчезло и это. Ну, а апофеозом убогости сего режиссёра принято считать, «Утомлённые солнцем 2» - картину, которая особенно смешна на фоне заявлений об «исторической достоверности».

Ко всему этому стоит добавить, что и к критикам мэтры российского кино относятся довольно надменно, Бондарчук, к примеру, пытается высмеять даже интернет троллей.

ПЕРЕМЕНЧИВЫЕ ЭНТУЗИАСТЫ

Изображение

Можно с уверенностью сказать, что относительно неплохие фильмы (а порою даже отличные) появляются именно у представителей данного типа. Главная их особенность заключается в новаторстве и просыпающемся порою энтузиазме. Хотя, конечно, отсутствие погони за прибылью порой сказывается на сценарии, актёрском составе и, главное, на бюджете фильма. И рассчитывать на окупаемость данным режиссёрам практически не приходится. К числу представителей отнести можно таких личностей как Олег Погодин, Юрий Быков (он, правда, умудряется участвовать и в создании гадкого ширпотреба вроде «Ёлок») и Андрей Звягинцев. Они сняли такие достойные картины как «Дом», «Дурак» и «Возвращение».

Но всё-таки стоит уточнить, что фильмы, снятые не ради получения прибыли, также в большинстве своём оказываются картинами довольно низкого уровня - и в плане работы сценаристов, и в плане актёрской игры. Показательным примером является экранизация романа Стругацких «Трудно быть богом». Или, например, скандальный фильм вышеупомянутого Звягинцева «Левиафан». Вокруг картины, кстати, около года назад развернулось очередное мнимое противостояние между либералами и черносотенцами. Одни критиковали фильм за якобы «искажение русской действительности», другие же, наоборот, пели ему дифирамбы как новому шедевру. Однако заметить многие дыры сценария, почему-то не потрудились обе стороны.

ШАБЛОННЫЕ КЛЕПАЛЬЩИКИ

Изображение

Порой кажется, что все эти «творцы» - лишь работники одного конвейерного производства, только вместо предприятия у них кинематограф.

Подобных «мастеров» в России довольно много и, к сожалению, именно их фильмы составляют костяк отечественного кинопродукта. Относятся к этой группе творцы из уже вышеупомянутой студии Enjoy movies, а так же многие режиссёры-одиночки вроде Максима Воронкова и Жоры Крыжовникова. Проекты которых порой могут оказаться как и самыми провальными (ремейк «Кавказской пленницы» Воронкова), так и сверхприбыльными («Горько» Крыжовникова). Снимают подобные фильмы, которые зрители уже успели окрестить как «быдло-комедии», разумеется, исключительно для прибыли, и именно здесь и раскрывается замкнутость круга российской киноиндустрии.

Для этого необходимо соблюдать рецепт, описанный в начале статьи. В противном случае, картина, скорее всего, провалится в прокате, ведь рисковать деньгами любят немногие. И подчас даже финансовая поддержка от Фонда кино или иных государственных структур положения не меняют.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАЧИНКА ИСКУССТВА

Изображение

Отдельного слова заслуживает и идеологический аспект российской киноиндустрии. Надобность в “новом” кино возникла ещё с самого распада СССР, и тогда же кинопропаганда отлично себя зарекомендовала. Первоначально государство делало заказ на фильмы, поддерживающие общую ненависть к коммунизму и советской эпохе - особенно это было актуально в первой половине девяностых. Именно тогда появлялись карикатурные картины вроде фильмов «Чекист» 1992 года и «Троцкий» 1993 года, где революционеры и партия большевиков представлялись чуть ли не большими зверьми, чем нацисты.

С началом двухтысячных ситуация поменялась в сторону более консервативных настроений, и фильмы стали более ориентироваться на прославление имперского прошлого России, в чём, конечно же, более всех преуспел вышеупомянутый мэтр Никита Михалков. Начиная с простой идеализации имперских времён в виде фильма «Сибирский цирюльник», Никита Сергеевич в конце концов опустился до банальнейших чёрно-белых контрастов. Особенно отличилась в этом плане его картина «Солнечный удар», которая, к слову, даже дважды выходя в прокат, не смогла окупить и четверти своего бюджета.

Однако в деле идеологической обработки населения Михалков не одинок. «Гибель империи», «Батальонъ», «Адмиралъ» - это лишь наиболее заметные образцы нового пропагандистского кинепатографа в России. И хоть фильм о приключениях Колчака относительно старый, он отличный показатель использования кино в политических целях. Суть даже не в прославлении белогвардейцев, а в том, что в данном фильме попросту отсутствуют персонажи красные. В ТВ версии под конец раскрывается чекист Чудновский, но мы всё-таки о фильме говорим. То есть, порой авторы подобных фильмов настолько ленятся, что даже адекватных антагонистов придумать не в состоянии. Стоит ли напоминать, что даже в легендарном фильме «Чапаев», снятом при Сталине, белые показаны как вполне адекватные и рациональные противники?

Мы попадаем в замкнутый круг российской киноиндустрии. Ориентация на получение прибыли диктует шаблоны и схемы, Минкульт поддерживает либо ура-патриотическую ерунду, либо и вовсе интересуется лишь коррупционной составляющей процесса кинопроизводства. Сама система создаёт условия, в которых просто не может существовать нормальный кинематограф. И без каких-то кардинальных изменений в плане экономики ситуация с российским здесь не изменится. В противном случае, остаётся лишь с ностальгией вспоминать советское кино.

Авторы: Евгений Змеев
Источник: http://vestnikburi.com/zamknutyiy-krug- ... industrii/

ясенъ

20-08-2016 22:57:18

уточнить, что фильмы, снятые не ради получения прибыли, также в большинстве своём оказываются картинами довольно низкого уровня - и в плане работы сценаристов, и в плане актёрской игры. Показательным примером является экранизация романа Стругацких «Трудно быть богом». Или, например, скандальный фильм вышеупомянутого Звягинцева «Левиафан»


авторитетное мнение эксперта по сценариям и актёрскому мастерству....:sh_ok:

NT2

21-08-2016 07:53:35

Трудно быть богом действительно провал, но и книга сомнительного достоинства в плане мирвозрения.

ясенъ

21-08-2016 08:45:28

куда провал? кому-то было скучно без 3-д и фиолетовых инопланетянок?
герман выточил и отполировал за много лет мастерское кино с эффектом присутствия и идеально выверенным звуком, книга была просто подростковая приключенческая,
кино - о воспитании и эволюции, только для умеющих видеть и слышать.

NT2

21-08-2016 09:52:10

В тартары провал.
Снова кидаешься своими фантазиями.
Тебе понравилось - ну и ладно, вопрос вкуса

ясенъ

21-08-2016 10:29:44

это вопрос вкуса, который можно развить путём знакомства с языком германа и других режиссёров мистиков-практиков вроде пазолини и херцога.
насчёт провала - популярным герман никогда не станет, это да.