Кащей_Бессмертный
06-10-2009 14:17:50
http://aitrus.info/node/335
Российско-французский фильм 2006 года режиссера Константина Лопушанского. Фильм снят по одноименной книге братьев Стругацких.
Что касается соответствия фильма оригиналу, то в данном случае, как это нередко случается – оно далеко не полное, и потому у поклонников творчества отечественных фантастов более чем достаточно. Все-таки фильм получился самостоятельным произведением, снятым скорее не «по книге», но «по мотивам книги», а это отнюдь не одно и то же.
Фильм получился проблемным. О проблемах земного бытия так сказать, наших повседневных проблемах взаимоотношений поколений, мировоззрений. Он о том, насколько сложно вжиться в социум неординарным людям – это, пожалуй, главное в фильме.
О сюжете фильма.
В Город Ташлинск, в котором постоянно идет дождь, частично затопивший город, царит постоянный красноватый полумрак отправляется писатель, сотрудник миссии ООН Виктор Банев. В Ташлинске некие таинственные мокрецы занимаются воспитанием детей, делая из них настоящих гениев.
Природу данного феномена понять никто не может – ученые, международная комиссия ООН оказались в этом вопросе бессильны.
При этом примечательно, что мокрецом потенциально может стать абсолютно любой человек. Но – только потенциально, однако становятся ими, прежде всего, дети – еще свободные от множества предрассудков нашего мира, с еще не извращенной психикой, смотрящие более открыто, нежели большинство взрослых, на мир.
И еще один момент – писатель Виктор Банев оказался лучше, нежели ученые, и кто либо еще понять происходящее, в том смысле, что смог найти общий язык и с мокрецами и обучаемыми ими детьми. Человек культуры, творческий человек – он смог лучше заинтересовать собой мокрецов, которые были очень разборчивы в людях, пытавшихся войти с ними в контакт.
При этом у Виктора есть личный интерес в посещении Ташлинска – среди учениц местного интерната – его дочь, которую он желает забрать с собой. Вот только дочери идеи отца не очень-то близки, тем более что она уже стала совершенно другим человеком, совершенно иначе смотрящим на мир.
Между тем военные собираются бомбардировать город химическими реагентами, чтобы уничтожить аномалию. Для них мокрецы – это потенциальный источник опасности. Они необъяснимы, загадочны… они – враги, враги, потому что непонятны, и потому что несут собой неподконтрольные властям перемены (дети – хорошее тому доказательство).
Так что решают, что необходимо разогнать реагентами облака, от мокрицов избавится, а всех остальных (включая детей) – эвакуировать… Вот только дети – против, они считают, что должны остаться и разделить судьбу с мокрицами. Для них в мире взрослых, в нашем «обычном мире» места нет. Они его для себя не видят.
А то, что их все-таки удается уговорить спастись от химической атаки, только подтверждает в конечном итоге – им действительно нет места в этом мире. Он для них слишком пошлый, жестокий и неадекватный.
В целом же фильм очень метафоричный, отражающий извечный конфликт, но не «отцов и детей», не поколений. Это конфликт мировоззрений, конфликт человека и толпы. Главное здесь – это метафоричность содержания, демонстрирующая то, насколько сложно в нашем мире человеку быть собой, выбиваться из обезличенной толпы, пытаться быть выше пошлости, жестокости и банальной человеческой глупости, выше страхов перед «чужими». Ведь страх перед чужим, непознанным, неизведанным – это и есть одна из важнейших причин ненависти и жестокости в нашем мире, что удачно проиллюстрировали Эрих Фромм и Джордж Оруэлл в своих книгах (каждый по своему), одно из тех условий, на которых держится классовое общество: пока людская масса состоит не из личностей, но из «серой массы», представляет из себя толпу, ей легко управлять, манипулировать. Пока люди не могут научится принимать чужую «инакость» они так и будут легко управляться всевозможными вождями, будет сохраняться эксплуатация человека человеком… и будет продолжать нависать над человечеством призрак неонацизма, который питается страхом перед «чужим», «инородным» - загадочным, непонятным и непривычным.
В общем, интересный получился у авторов фильм, есть на что посмотреть и над чем подумать. Только вот концовка у фильма несколько невнятная, а потому и фильм оказывается каким-то половинчатым, непродуманным до конца. Но в любом случае – смотреть его стоит.
11.05.2009
Фёдоров А.
Российско-французский фильм 2006 года режиссера Константина Лопушанского. Фильм снят по одноименной книге братьев Стругацких.
Что касается соответствия фильма оригиналу, то в данном случае, как это нередко случается – оно далеко не полное, и потому у поклонников творчества отечественных фантастов более чем достаточно. Все-таки фильм получился самостоятельным произведением, снятым скорее не «по книге», но «по мотивам книги», а это отнюдь не одно и то же.
Фильм получился проблемным. О проблемах земного бытия так сказать, наших повседневных проблемах взаимоотношений поколений, мировоззрений. Он о том, насколько сложно вжиться в социум неординарным людям – это, пожалуй, главное в фильме.
О сюжете фильма.
В Город Ташлинск, в котором постоянно идет дождь, частично затопивший город, царит постоянный красноватый полумрак отправляется писатель, сотрудник миссии ООН Виктор Банев. В Ташлинске некие таинственные мокрецы занимаются воспитанием детей, делая из них настоящих гениев.
Природу данного феномена понять никто не может – ученые, международная комиссия ООН оказались в этом вопросе бессильны.
При этом примечательно, что мокрецом потенциально может стать абсолютно любой человек. Но – только потенциально, однако становятся ими, прежде всего, дети – еще свободные от множества предрассудков нашего мира, с еще не извращенной психикой, смотрящие более открыто, нежели большинство взрослых, на мир.
И еще один момент – писатель Виктор Банев оказался лучше, нежели ученые, и кто либо еще понять происходящее, в том смысле, что смог найти общий язык и с мокрецами и обучаемыми ими детьми. Человек культуры, творческий человек – он смог лучше заинтересовать собой мокрецов, которые были очень разборчивы в людях, пытавшихся войти с ними в контакт.
При этом у Виктора есть личный интерес в посещении Ташлинска – среди учениц местного интерната – его дочь, которую он желает забрать с собой. Вот только дочери идеи отца не очень-то близки, тем более что она уже стала совершенно другим человеком, совершенно иначе смотрящим на мир.
Между тем военные собираются бомбардировать город химическими реагентами, чтобы уничтожить аномалию. Для них мокрецы – это потенциальный источник опасности. Они необъяснимы, загадочны… они – враги, враги, потому что непонятны, и потому что несут собой неподконтрольные властям перемены (дети – хорошее тому доказательство).
Так что решают, что необходимо разогнать реагентами облака, от мокрицов избавится, а всех остальных (включая детей) – эвакуировать… Вот только дети – против, они считают, что должны остаться и разделить судьбу с мокрицами. Для них в мире взрослых, в нашем «обычном мире» места нет. Они его для себя не видят.
А то, что их все-таки удается уговорить спастись от химической атаки, только подтверждает в конечном итоге – им действительно нет места в этом мире. Он для них слишком пошлый, жестокий и неадекватный.
В целом же фильм очень метафоричный, отражающий извечный конфликт, но не «отцов и детей», не поколений. Это конфликт мировоззрений, конфликт человека и толпы. Главное здесь – это метафоричность содержания, демонстрирующая то, насколько сложно в нашем мире человеку быть собой, выбиваться из обезличенной толпы, пытаться быть выше пошлости, жестокости и банальной человеческой глупости, выше страхов перед «чужими». Ведь страх перед чужим, непознанным, неизведанным – это и есть одна из важнейших причин ненависти и жестокости в нашем мире, что удачно проиллюстрировали Эрих Фромм и Джордж Оруэлл в своих книгах (каждый по своему), одно из тех условий, на которых держится классовое общество: пока людская масса состоит не из личностей, но из «серой массы», представляет из себя толпу, ей легко управлять, манипулировать. Пока люди не могут научится принимать чужую «инакость» они так и будут легко управляться всевозможными вождями, будет сохраняться эксплуатация человека человеком… и будет продолжать нависать над человечеством призрак неонацизма, который питается страхом перед «чужим», «инородным» - загадочным, непонятным и непривычным.
В общем, интересный получился у авторов фильм, есть на что посмотреть и над чем подумать. Только вот концовка у фильма несколько невнятная, а потому и фильм оказывается каким-то половинчатым, непродуманным до конца. Но в любом случае – смотреть его стоит.
11.05.2009
Фёдоров А.