Обитаемый Остров

Кащей_Бессмертный

09-01-2009 13:11:28

«Обитаемый остров» – взгляд из кухни


Российский кинематограф под Новый год неожиданно представил зрителю минимум два фильма на совсем не новогоднюю тему – тему противостояния человека и Системы. В конце декабря 2008 года на экраны вышел фильм «Стиляги», который должен был показать историю людей, в Систему просто не вписавшихся. А 1 января 2009 года зрителям был представлен фильм «Обитаемый остров» по одноименному роману братьев Стругацких – о человеке, активно противостоящем этой Системе.
Изображение
Вкратце напомним сюжет картины. 2157 год. 20-летний Максим Каммерер с Земли, где построено идеальное общество, бороздя просторы Вселенной, попадает на планету Саракш. Там построен тоталитарный режим, который контролирует сознание людей с помощью специальных башен-ретрансляторов в сочетании с «промывкой мозгов» через телевидение. С помощью этих технологий правящий клан («неизвестные отцы») способны приказать населению что угодно – «даже убивать собственных детей». Уровень образованности населения и правда оставляет желать лучшего: здесь верят, что их цивилизация единственная во Вселенной, что свет исходит не от звезд, а изнутри планеты, и что сами ее жители обитают не на поверхности, а внутри этого небесного тела. Единственные, кто не поддается такой обработке (кроме землянина Максима), это «выродки» – люди с определенными особенностями мозга, которые позволяют избегать внушения. Правда, на выродков излучение башен действует еще жестче: каждый день в 10 утра и в 10 вечера с ними случается жуткий припадок, напоминающий эпилептический. Самые смелые из выродков борются с властью, взрывая башни – впрочем, это мало что дает, поскольку башен по стране тысячи. Власти борются с активными участниками сопротивления, выявляя их и осуждая с помощью судебных «троек».
Изображение
Впрочем, и сама правящая элита состоит почти сплошь из выродков, которые страдают от излучения башен не меньше, чем их собратья в оппозиции, но поделать с этим ничего не могут, потому что это излучение накрывает всю страну, а способов защиты от него еще не придумано.
И вот 20-летний землянин, переименованный на Саракше в Мака Сима, сначала оказывается на планете подозрительным чужаком и психом, на котором ставят опыты, потом попадает в элитную Боевую гвардию, затем, не выполнив приказа о расстреле оппозиционеров, бежит, примыкая к взрывающим башни «террористам». Наконец, Мак Сим арестован, он оказывается среди заключенных, на войне с вышедшими из-под контроля боевыми машинами и мутантами-голованами. Таким образом, быстро побывав во всех возможных на Саракше «шкурах», Мак Сим сбегает из тоталитарного государства куда-то на юг, оставляя в дураках правящую элиту, которая поздно обнаруживает, что именно в «дикаре»-инопланетянине заключается ключ к освобождению от страданий из-за созданных ими же башен. Сбегает Мак Сим, кстати, в следующий фильм серии, который должен выйти на экраны в апреле.
Подходить к критике этого фильма можно с разных сторон.
Можно с точки зрения поклонников Стругацких, которые уже нашли в нем множество несоответствий: и голованы так не выглядят, и небо на Саракше совсем другое, и конечно, экранизации никогда не сравниться с книгой.
Изображение
Можно с точки зрения здравого смысла. Например, странно, что в элитную Боевую гвардию без раздумий принимают человека без документов, не зная ничего о его прошлом. При этом с ним не проводят никакой идеологической подготовки и почти сразу отправляют на операцию по борьбе с местными «диссидентами».
Ну а если смотреть с культурно-политической точки зрения, то экранизация «Обитаемого острова» является собранием аллюзий на самые разные режимы разной степени вредности. Государственная символика Саракша и стиль Боевой гвардии – явная отсылка к фашизму. «Лучше без штанов, но с танками», – традиционная сатира на СССР. «Старая добрая охранка», которая до войны оппозиционерам руки отпиливала, – возможно, намек на царские времена.
Наконец, создается впечатление, что экранизация произведения из советской эпохи оказалась наполнена и сатирой на эпоху постсоветскую. Саракш находится в состоянии «холодной войны» с двумя государствами, которые когда-то входили с ним в одну империю – сразу вспоминаются Украина и Грузия. Некая «империя за океаном» – может быть, США? Юг, обитатели которого «теперь умеют только есть, да стрелять», – практически Северный Кавказ. «Неизвестные отцы говорят, что принесли народу стабильность. Некоторые из них, правда, считают себя благодетелями сограждан. Но большинство – просто сибариты, использующие власть в своих эгоистических интересах», – самая устоявшаяся характеристика находящейся у власти бюрократии.
Получается, просто картина из жизни фрондирующего интеллектуала, который из единственного пространства своей свободы, знаменитой «кухни», наблюдает за тем, как за окном один неприятный режим сменяется другим.
Впрочем, «Обитаемый остров» содержит и другой элемент, который выглядит как явная политическая сатира. Штаб «выродков»-повстанцев посылает своих людей взрывать башни, но в уничтожении отдельных башен нет никакого смысла, то есть повстанцы гибнут зря. Можно попытаться уничтожить командный центр – но «штабисты» не делают это. Ведь они надеются прийти к власти и… сами использовать эти башни в тех же целях. Хотя и «для другого». Чем не сатира на радикальную либерально-право-левую оппозицию?
И вполне логичным выглядит шаг набравшегося горького опыта землянина Максима, который не собирается выяснять на практике, какие приказы ему дадут штабисты повстанцев и для чего «другого» можно использовать зловещие башни, а уходит искать правду сам. Куда приведет выбранный путь киношного Мака Сима, зрители узнают в апреле. А куда приведет новый год самих зрителей? Хочется надеяться, что все же не к тем же самым «башням», в чьих бы руках они ни находились.

Михаил Нейжмаков

http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=1148

Кащей_Бессмертный

09-01-2009 13:17:32

Марксистский взгляд на "Обитаемый остров" и вообще творчество братьев Стругацких аффтара довольно интересной книги "Империализм от Ленина до Путина". Как анархист не во всем согласен, особенно касательно СССР, однако ж очень интересно написано:

«Обитаемый остров»
или
Проблемы коммунизма на отдельно взятой планете


Изображение
Не хочется писать о фильме Бондарчука. О том, что сплагиачено из голливудских фильмов, насколько умело «мы» умеем копировать космические корабли и драки из «Матрицы», что Максим не «весь коричневый», как в книге, а кудрявый, белокурый и голубоглазый завсегдатай гей-клуба, что голованы похожи не на собак, а на чудищ из второсортного ужастика, и как выглядела бы экранизация «Войны и мира», если бы ее снимал не Бондарчук-отец, а Бондарчук-сын. В общем, не хочется по-интеллигентски жаловаться на масскульт за то, что он – масскульт.
Можно даже сказать пару слов в защиту Бондарчука и его сценаристов. Они сделали фильм о противостоянии Системе и показали в своем фильме – случайно или намеренно – эту Систему так, что она до боли похожа на реальность современного российского общества. И скорее намеренно, ведь в фильм введены подробности, которых не было в книге, – например, террористы, взрывающие жилые дома. Телевидение в фильме прямо воспроизводит пропагандистские штампы российского государства – «антитеррористическую» истерию и провозглашение «стабильности» высшей ценностью.
Впрочем, сценаристам можно было ничего и не менять: планета Саракш и государство Неизвестных Отцов – это и так зеркало, в котором трудно не узнать современное капиталистическое общество, которое за 40 лет, прошедшие с 1968 года, когда писался роман, стало лишь еще ближе к фантастическому миру антиутопии братьев Стругацких.

Саракш как зеркало


Разве в нашем обществе – и без всяких облучающих башен – большинство не ведет себя конформистски, не верит пропаганде, не подчиняется кучке богачей, которые предпочли бы остаться анонимными, как пресловутые «Отцы»? Разве в нашем обществе не нагнетается – не так открыто и прямолинейно, как в книге, но все же – ненависть против «выродков» как средство безопасной канализации социальных антагонизмов? Разве не поддерживается на определенном уровне градус ненависти в отношении других государств у наших сограждан? Разве не похоже это на отношение к соседям – Хонти и Пандее, которое Отцы создавали с помощью Башен у своих подданных? Стругацким не пришлось ничего придумывать – они лишь взяли из современного им мира те тенденции, которые были ему внутренне присущи. Фантастические условия планеты Саракш позволили лишь максимально обострить существующие здесь и сейчас противоречия: утрированно показать алчную и коррумпированную элиту, кучку «финансистов, промышленников и военных», дать ей в руки фантастические средства контроля над сознанием «низов», а сами эти низы сделать утрированно послушными, манипулируемыми. Радикальное революционное меньшинство, которое борется против гротескной системы, Стругацкие сделали еще более изолированным от «народа». Между «обывателем» и «революционером» в стране Отцов существует стена, надежно охраняемая башнями, вследствие чего «обыватели» не просто не хотят, но физически и не могут понять «революционеров».
Да, за эти 40 лет мы приблизились к планете Саракш. Тогда, в 1960–1970-е официальной цензуре, с одной стороны, и антисоветски настроенной интеллигенции – с другой, приходилось (в противоположных целях) с микроскопом выискивать параллели между «нашей советской действительностью» и страной Отцов. Не то чтобы общих черт не было вообще, но фактом остается, что в тексте приходилось с трудом искать, а чаще даже додумывать за авторов некие прозрачные полунамеки, строить натянутые аналогии. Сегодня такая мощная оптика не требуется: поразительное сходство Саракша и нашей современности не укрылось даже от Федора Бондарчука с его социально-философским развитием на уровне капрала Боевой Гвардии.
Изображение
Наш мир похож на антиутопии, это приходится признать. Да и страхи авторов антиутопий вообще способны задевать чувства современных читателей лишь потому, что они узнают в них окружающую действительность; и, что еще страшнее, тенденцию ее собственного развития. Дивный Новый Мир Хаксли с делением на «альфы», «беты», «гаммы», «дельты» и «эпсилоны»; Океания Оруэлла с ее «высшими», «средними» и «низшими»; господство машин над людьми в «Матрице» и т.д., и т.п. Все это задевает наш интерес лишь потому, что в нашем мире люди делятся на богатых и бедных, на классы. В нашем мире «высшие» используют самые изощренные методы идеологического господства над «низшими», иногда прямо в стиле Министерства Правды, потому что над нами, в наше время господствует безличный механизм рынка, сила капитала и подчиненного ему государства, которые диктуют нам, которые стоят над нами, «форматируют» нашу реальность, как фантастическая машина Матрицы.
Однако Стругацкие в одном, но очень важном отношении стоят выше всех других фантастов, создававших свои миры как назидание или предупреждение человечеству. Оруэлл смотрит на свой тоталитарный «ангсоц» глазами напуганного обывателя, так же как Хаксли и Замятин: он пессимист, не знающий выхода и способный лишь ужасаться и передавать свой ужас читателю. Собственно, Оруэлл не поднимается ни в каком отношении над своими читателями, и потому, в конечном счете, его книга была использована как объяснение, «почему мы должны сбросить атомную бомбу на коммуняк»(1), потому она послужила укреплению реальных псевдодемократических аналогов Министерства Правды и Министерства Любви, а не их свержению.

Взгляд из будущего


Стругацкие пытаются посмотреть на Страну Отцов, представляющую наше настоящее, глазами человека коммунистического будущего. Люди коммунистического будущего, такие, как Максим Каммерер в «Обитаемом острове», или Румата Эсторский (Антон) в «Трудно быть богом», представляют собой ту альтернативу, которой нет у Оруэлла и других. Технологический прогресс, в отличие от большинства фантастов, у Стругацких не оторван от социального – ведь техника будущего, окажись она в руках у сегодняшних правящих классов, превратит Землю в Саракш, если не хуже.
У человечества есть будущее, говорят Стругацкие. В этом их отличие от таких интеллектуальных кумиров ХХ века, как Хаксли или Оруэлл. Даже «451 градус по Фарингейту» Рея Брэдбери, где гуманизм и вера в человечество не капитулирует до конца перед мрачными перспективами, отстает в этом смысле от миров Стругацких.
Коммунистические «Утро» ХХI века и «Полдень» ХХII века сохраняют свою притягательность и сегодня: когда коммунистическая перспектива, казалось бы, отодвинулась от нас за горизонт, а реальность все ближе к Саракшу, Гиганде, если не Арканару… Неслучайно этот «взгляд из коммунизма», присущий также Ивану Ефремову(2), родился в СССР, обществе, которое долгие годы было альтернативой капитализму и в котором ростки Коммунистического Завтра можно было увидеть, почувствовать, а значит, и описать. Социалистическое общество СССР не было идеалом, оно было переходом, мостиком между «миром Саракша» и «Миром Полдня», заключало в себе обе эти тенденции – капиталистическую и коммунистическую, борьба которых присутствует буквально в каждом произведении Стругацких. Нетрудно также заметить, что чем слабее становится сила коммунизма в СССР, чем ближе Союз подходит к капиталистической реставрации, тем мрачнее и безысходнее становятся «миры» братьев.
Именно этот «взгляд из коммунизма», независимо от позднейших комментариев Бориса Стругацкого, которые, видимо, продиктованы политической конъюнктурой, является главным в творчестве Стругацких. Независимо от их воли он является объективным содержанием, художественной правдой их творчества. И не случайно, что именно эта важнейшая сторона творчества братьев стала предметом атаки современных буржуазных критиков. Некоторые из них даже называют «Полдень» Стругацких фашизмом (как принято проводить параллели между коммунизмом и фашизмом у либералов), в силу того, что там нет места «частной инициативе», а дети воспитываются общественным способом(3).
Общество «Полдня» Стругацких – это действительно коммунизм. Там нет товарно-денежных отношений, а материальные богатства распределяются «по потребностям». Там нет классов, нет богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых. Там нет порабощающего разделения труда – люди развиваются гармонично и всесторонне, труд стал творчеством, а монотонная и нетворческая работа автоматизирована. Там нет государства, дела решаются общественным самоуправлением, и нет нужды в армии и полиции, так как коммунизм покончил с социальными антагонизмами. Там нет семьи – дети воспитываются обществом, а любовь мужчины и женщины не отягощена домашним хозяйством и имущественной зависимостью.

Революция как нравственный выбор


И вот человек из коммунистического общества попадает на планету, где гниение капитализма в его империалистической стадии зашло уже очень и очень далеко. Главный герой «Обитаемого острова» землянин Максим Каммерер довольно быстро разбирается в политической ситуации и примыкает к Подполью, ведущему борьбу против режима Неизвестных Отцов. Тактика Подполья – отдельные террористические акции вместо атаки на «центр» – подвергается с его стороны критике. Однако политический момент в фильме оказывается смазанным. Его приходится прослеживать по книге.
Изображение
Рядовые участники Подполья плохо осведомлены о целях движения и имеют низкий уровень политической сознательности. Руководством Подполья от них скрывается даже истинное назначение Башен. Как позже узнает Максим из общения с представителем левого крыла сопротивления, коммунистом по прозвищу Вепрь, на том, чтобы держать рядовых бойцов в неведении, настаивают «либералы в штабе», в то время как левые считают нужным, чтобы правду знали все («Об этом надо кричать на всех перекрестках»). «Либералы» рассчитывают использовать башни и дальше, но для «хороших» целей…
Подполье оказывается разношерстной коалицией противников диктатуры, среди которых можно доверять лишь левым. Как коммунист, Максим пытается выяснить социальную базу диктатуры Отцов, однако опять натыкается на политическое невежество рядовых подпольщиков. На вопрос Максима подпольщик по кличке Доктор отвечает:
«– Нас считают выродками. Откуда это пошло – теперь и не вспомнишь. Но сейчас Неизвестным Отцам выгодно нас травить, это отвлекает народ от внутренних проблем, от коррупции финансистов, загребающих деньги на военных заказах и на строительстве башен. Если бы нас не было, Отцы бы нас изобрели...
– Это уже нечто, – сказал Максим. – Значит, в основе всего опять же деньги. Значит, Отцы служат деньгам».
Максим, как сторонник исторического материализма, который в книге называется «теорией исторических последовательностей», не верит во «власть ради власти» («Тирания, властолюбие... Само по себе это еще мало что значит»). Власть служит поддержанию существующего экономического порядка, а поэтому – подавлению «низов» в интересах «верхов», наемных работников в интересах предпринимателей-капиталистов. В книге показывается, что руководитель государства Невидимых Отцов – Папа – вовсе не простой властолюбец и сибарит, а «крупнейший потомственный финансист, глава целого клана банкиров и промышленников». То есть власть Отцов – это именно классовая власть капиталистов, которая поддерживается террором Боевой Гвардии и сверхэффективной системой контроля лучевых Башен. Она не имеет ничего общего с абстрактной и неисторической «волей к власти».
Классовая природа режима Отцов также раскрывается и в случае с войной, которую они начали против соседнего государства Хонти. Подпольщик Зеф анализирует ее причины:
«Прежде всего – экономика. Данные об экономическом положении Страны Отцов хранятся в строжайшем секрете, но каждому ясно, что положение это – дерьмовое…, а когда экономика в дерьмовом состоянии, лучше всего затеять войну, чтобы сразу всем заткнуть глотки. Вепрь, зубы съевший в вопросе влияния экономики на политику, предсказывал эту войну еще пять лет назад. Башни, знаете ли, башнями, а нищета нищетой. Внушать голодному человеку, что он сыт, долго нельзя, не выдерживает психика, а править сумасшедшим народом – удовольствие маленькое, особенно если учесть, что умалишенные излучению не поддаются...»

Кащей_Бессмертный

09-01-2009 13:17:58

Если социальная сущность власти Отцов вполне ясна, то социальная программа самого Подполья не определена даже в общих чертах. Здесь тоже сложно удержаться от параллели с российской реальностью – слишком похоже Подполье на антипутинскую лево-правую оппозицию. Вот взгляды рядового подпольщика:
«…теоретизируя, он высказывал странную смесь взглядов: власть богатых надобно свергнуть (это от Вепря, который, видимо, был чем-то вроде социалиста или коммуниста), во главе государства поставить надлежит инженеров и техников (это от Кетшефа), города срыть, а самим жить в единении с природой (какой-то штабной мыслитель-буколист), и всего этого можно добиться только беспрекословным подчинением приказу вышестоящих командиров, и поменьше болтовни на отвлеченные темы».
Часть подполья составляли представители правящего класса, которым не удалось интегрироваться в новую систему власти Отцов. Это были и старые аристократы «все еще воображавшие, что имеет место затянувшееся недоразумение, что народ верен законному наследнику императорского престола (здоровенному унылому детине, сильно пьющему и страдающему кровотечениями из носа)», а также представители буржуазии – либералы и вождисты. Либералами были «национальные патриоты, чрезвычайно пекущиеся о славе и мощи государства и опасающиеся, что уничтожение башен приведет к хаосу, всеобщему оплеванию святынь и безвозвратному распаду нации. В подполье они сидели потому, что все, как один, были сторонниками парламентских форм правления...». Вождисты же, «самое правое крыло подполья» – были «просто бандой властолюбцев, рвущихся к департаментским креслам... Эти политические бандиты были готовы бешено, не разбираясь в средствах, драться против любого правительства, если оно составлено без их участия...»
Такое разношерстное политическое движение складывается на Саракше вынуждено – всех преследуют как «выродков». Тем не менее, буржуазные группировки стоят за сохранение системы Башен, но хотят использовать их «во благо». Многие из них – это те, кто сам хотел бы сидеть на месте Отцов – и это тоже роднит Подполье Саракша с антипутинской оппозицией, где либеральное крыло составляют «неудавшиеся» путины и медведевы.
Земляне, попавшие на Саракш, четко ориентированы на помощь левому крылу. Левые выступали «за безусловное уничтожение башен», – это были местные коммунисты, «теоретически подкованные и закаленные еще в довоенных классовых боях; для них уничтожение башен было лишь необходимым условием возвращения к естественному ходу истории, сигналом к началу ряда революций, которые приведут, в конечном счете, к справедливому общественному устройству. К ним примыкали и бунтарски настроенные интеллектуалы… – просто честные люди, полагавшие затею с башнями отвратительной и опасной, уводящей человечество в тупик...»
После разрушения системы Башен земляне рекомендуют одному из лидеров левых – Вепрю – воссоздавать «довоенную» организацию, создавать «комитет». Сам Максим Каммерер в конце книге, когда ему предлагают вернуться Землю, отказывается покидать Саракш:
– Я собираюсь работать, – отвечает он. – Делать революцию.
Революция становится нравственным выбором человека будущего, поставленного в условия позднего капитализма, а значит, и выбором лучших людей настоящего.

СССР и коммунизм Стругацких


Сила Стругацких в том, что они описывают коммунистических людей не стерильными манекенами, сверхчеловеками, а настоящими живыми людьми.
Так же, как и ростки коммунистических отношений, присутствовавшие в СССР, и зачатки коммунистических отношений, коммунистических чувств Стругацкие брали из жизни. Они считали, что люди «коммунистического типа» «живут уже сейчас», наделяли своих героев из будущего «лучшими» чертами своих современников, в которых, казалось, уже жила искра завтрашнего коммунизма.
В книге «Хищные вещи века» наряду с коммунистическим обществом на Земле существуют еще и капиталистические государства. Коммунисты добиваются разоружения этих стран, пытаются как-то контролировать внутреннюю обстановку (например, предотвращают фашистский путч), но прямого «экспорта революции» не происходит. Как и в «Обитаемом острове», Стругацкие ставят проблему общества, где социальный прогресс серьезно отстал от технического. Но если в Стране Отцов буржуазная олигархия «раньше времени» получила в свое распоряжение мощное средство контроля над сознанием, то в некоем сохранившемся на Земле капиталистическом государстве, куда прибывает главный герой «Хищных вещей» коммунист Иван Жилин, на высокой технической базе решена проблема материального благополучия, но не произошел переход к более высоким общественным формам. Общество представляет собой скопище сытых бездельников, которые не знают, чем себя занять. Процветают бездумные развлечения, наркомания и другие средства утилизации появившегося в изобилии свободного времени. Свободное время не превращается в пространство развития личности.
По сути, здесь тоже показано наше современное капиталистическое общество, которое местами (в странах имперского «центра») избавляется от наиболее острых проявлений голода и бедности (вытесняя их на «периферию»), но не делает человека более человечным. Рост материального богатства не ведет к росту богатства духовного, как раз наоборот: чем богаче общество, тем меньше в нем остается пространства для духовного развития. Возникают разнообразные теории, призывающие к «бегству от цивилизации», связывающие истинное духовное развитие человека с примитивными культурами и верованиями. Стругацкие не идут по этой простой и ложной дороге. Они понимают, что противоречие материального и духовного богатства существует только в классово-антагонистическом обществе, когда изобилие всегда связано с отчуждением, эксплуатацией, оболванивающим разделением труда. Пока труд является проклятьем, а не свободной творческой деятельностью человека, до тех пор будет существовать это противоречие.
Фантастический сюжет Стругацких в «Хищных вещах» может служить иллюстрацией мысли Карла Маркса: «В результате получается такое положение, — пишет Маркс, — что человек (рабочий) чувствует себя свободно действующим только при выполнении своих животных функций — при еде, питье, в половом акте, в лучшем случае еще расположась у себя в жилище, украшая себя и т. д., — а в своих человеческих функциях он чувствует себя только лишь животным. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному.
Правда, еда, питье, половой акт и т. д. тоже суть подлинно человеческие функции. Но в абстракции, отрывающей их от круга прочей человеческой деятельности и превращающей их в последние и единственные конечные цели, они носят животный характер»(4).
Сущностью человека является труд, но поскольку труд при капитализме, как правило, оказывается монотонным, неинтересным, к тому же еще и подневольным – наемным трудом на Другого, то человек воспринимает его как неизбежную повинность, а за собственную сущность воспринимает потребление, порой принимающее отвратительные формы, как, например, у описанных в повести Стругацких «меценатов», которые получают удовольствие от приобретения произведений искусства и уничтожения их на своих тайных собраниях.
Материальное изобилие без изменения самого характера человеческой деятельности с отчужденной на неотчужденную не принесет человечеству счастья, утверждают вслед за Марксом Стругацкие. Подтверждением тому – и наш мир, где именно самые богатые общества лидируют по числу самоубийств.
Вообще сложность социализма – перехода из Царства Необходимости в Царство Свободы, от капитализма к коммунизму, состоит в том, что в начале этого перехода его материальные условия еще не готовы (а если они готовы и достаются правящей еще капиталистической олигархии, мир превращается в кошмар, типа Саракша), они должны быть созданы в ходе самого перехода. Это создает другую проблему: ведь создание материального богатства не является собственно коммунистической задачей, это задача капитала, но решать ее приходится коммунистическими средствами. В этом противоречии существовал СССР, и будет существовать любое социалистическое общество, даже всемирное. Ведь, как пишет то же Маркс, «историческое назначение капитала будет выполнено тогда, ... когда прекратится такой труд, при котором человек сам делает то, что он может заставить вещи делать для себя, для человека»(5). А такой труд совершенно определенно не закончится при капитализме…
Ростки коммунистического труда братья Стругацкие показывают в своей книге «Понедельник начинается в субботу». Ее герои – сотрудники фантастического НИИ чародейства и волшебства (НИИЧАВО) в массе своей просто живут на работе, потому что это им интересно, они реализуют себя в творческом научном труде. Сотрудник института Корнеев отправляет вместо себя отдыхать «дубля», копию. Так же, как и большинство работников института, он не пошел отмечать Новый год домой, а остался в лаборатории НИИ. Противоположную, буржуазную тенденцию в книге олицетворяют лжеученый Выбегалло и администратор Модест Матвеевич Камноедов.
Изображение
Стругацкие ведут скрытую полемику против официального понимания коммунизма в хрущевско-брежневские времена, когда коммунистическое общество стали понимать совершенно по-буржуазному, в духе материального изобилия «общества потребления», а преобразование общественных отношений и (что одно и то же, но с разных сторон) воспитание нового человека были свернуты. Пародией на такой «буржуазный коммунизм» советских ревизионистов становится история, как лжеученый Амвросий Амбруазович Выбегалло изобретает Идеального Человека. Идеальный Человек, согласно его концепции, это тот, кто способен удовлетворить все свои потребности. Первая «действующая модель» ограничивается потребностью в пище и погибает от обжорства – ее разрывает на куски. Вторая модель, «модель человека, удовлетворенного полностью», начинает притягивать к себе все предметы вокруг, а затем и вовсе пытается «свернуть пространство».
Собственно, это также иллюстрация к Марксу: «Частная собственность сделала нас столь глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь тогда, когда мы им обладаем, т.е. когда он существует для нас как капитал или когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем, носим на своем теле, живем в нем и т.д…. Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств – чувство обладания»(6).
Этот взгляд, рассматривающий присвоение как физическое обладание, утверждающий потребление в самых грубых его формах, к сожалению, стал господствующим в СССР вопреки той тенденции, которую олицетворяют у Стругацких сотрудники НИИЧАВО.
Изображение
Его победа, устраняющая саму возможность дальнейших коммунистических преобразований, отражена в продолжении «Понедельника» – «Сказке о Тройке», где три бюрократа во главе с Модестом Матвеевичем Камноедовым и при деятельном участии Выбегалло захватывают власть. Тройка обладает магической властью, поскольку ей в руки досталась Большая Круглая Печать, незамедлительно воплощающая любое постановление Тройки в реальность. Героям «Сказки» удается справиться с Тройкой и добиться своего, но действовать им приходится теми же бюрократическими методами – они сами создают «подкомиссию» и принимают необходимые решения.
Конечно, глупо было бы ожидать, что сложнейшая проблема перехода социализма в СССР на новый уровень была решена Стругацкими – это вообще проблема не искусства, а прежде всего – революционной теории. Однако книги братьев могут помочь в этом деле, в понимании прошлого и будущего социализма, на который нам, чтобы двинуть дело освобождения человечества дальше, нужно «глядеть» глазами человека Коммунистического Завтра.

Виктор Шапинов

[SIZE="1"]1 «Такими словами несчастный слепой продавец газет рекомендовал мне “1984” в Нью-Йорке», – свидетельствует журналист и историк Исаак Дойчер. «Ферма животных» и «1984» вышли как раз во время маккартистской «охоты на ведьм» в США и борьбы с «коммунистическим влиянием» в Европе. Сказка про то, к чему привела «революция животных», и сегодня изучается в младших классах английских школ в качестве «прививки против коммунизма».

2 Отношение Стругацких к Ефремову двойственное. С одной стороны, они хотели писать «вполне a la Ефремов», имея в виду коммунистическую перспективу человечества, «но в то же время как бы и в противопоставление геометрически-холодному совершенному ефремовскому миру».

3 См., например: Нестеренко Ю. Слепящий свет полудня, или Фашизм братьев Стругацких (http://yun.complife.ru/miscell/strufash.txt). При этом буржуазный кругозор Нестеренко настолько узок, что он не может представить себе общества без денег, частного предпринимательства и подобных «достижений» человечества: «Правда, наличных денег в этом мире явно нет, – пишет он, – но, возможно, они просто окончательно виртуализировались, и все расчеты автоматически происходят между компьютерами в безналичной форме, или же частная инициатива держится на ином обменном эквиваленте, скажем, информации». При этом сам Нестеренко, в противоречие коммунистическому гуманизму Стругацких, проповедует откровенно фашистские идеи: «Идеал достигается после гибели большей части человечества (или его всего) – но, увы, похоже, что иначе никак. К переходу на следующий уровень способно лишь меньшинство» (http://fan.lib.ru/comment/n/nesterenko_j_l/text_0570?&COOK_CHECK=1).

4 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 91.

5 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 280.

6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 126. [/SIZE]

http://www.rabkor.ru/?area=articleItem&id=1168

Махновец

09-01-2009 13:18:01

"Остров" пока не смотрел, но судя по роликам на ТВ фильм снят под голливудскую копирку .

Кащей_Бессмертный

09-01-2009 13:19:02

Махновец писал(а):"Остров" пока не смотрел, но судя по роликам на ТВ фильм снят под голливудскую копирку .


Так и есть, но для меня например - это аццки вторично - не это главное в "Острове"

Trinity

09-01-2009 15:41:40

Голливуд - это не всегда плохо.


Вообще-то Голливуд делает лучшее кино в мире...


Ну, раньше делал.

Арадан

09-01-2009 15:58:12

значится так.
фильм средненький,не более. бондарчук явно взялся за произведение,которое ему не по зубам.
плюсы: минимум режиссерской отсебятины, очень близко к тексту книги, некоторые диалоги повторены дословно.
минусы: все просто дико, бессовестно, до невозможности сокращено!!!! человек, не читавший книгу, просто не успеет за событиями в фильме и ничего не поймет.
уебищность спецэффектов и декораций не разбираю, ибо лично для меня в фильме это не не имеет никакого значения.
а ваще бондарчук умный мужик: взял громкое имя Стругацких, "культовый роман, тра-та-та", распиарил фильм перед новым годом и пустил в прокат; учитывая, что вторая часть уже практически готова и выйдет вроде как в апреле. деньги зарабатывать лысый умеет

Anti-system

09-01-2009 16:05:51

Голливуд делает неплохие блокбастеры и экшены то бишь сугубо развлекательное кино...Такое,которое приятно смотреть,усевшись за компом в хороших наушниках с полторахой пива и тупо расслабившись,наблюдая за спецэффектами и действием...
Если к этому всему еще добавляется интересный и философский сюжет(как в матрице) то получается практически шедевр

Кащей_Бессмертный

09-01-2009 16:08:39

Кароче - всем читать сталиниста Шапинова

Чизес

09-01-2009 16:43:18

Кащей_Бессмертный писал(а):Так и есть, но для меня например - это аццки вторично - не это главное в "Острове"


Только не все так как вы будет утончённо рефлексировать на идеологические темы, для большенства обывателей это фильм о борьбе с совком. Кстати фильмы идеологические, агитки такие левацкие, бывают невыносимо пошлы, как "V, значит вендета" - дикая пошлятина, аж противно.

Кащей_Бессмертный

09-01-2009 16:55:38

Для большинства фильм банально скучный - думать они вообще не хотят. А кто думать хочет - тому и фильм понравится - ну хотя б частично, может даже книжку почитают, кто не читал.

ДВС

09-01-2009 17:03:24

'Кащей_Бессмертный писал(а):Для большинства фильм банально скучный - думать они вообще не хотят.

Точно, у нас, на местном форуме, подавляющее большинство отзывов именно таковы.

Кащей_Бессмертный

09-01-2009 17:21:39

ДВС писал(а):Точно, у нас, на местном форуме, подавляющее большинство отзывов именно таковы.


Я таких отзывов вагон и маленькую тележку нашел - а положительных - оч мало.
И вообще - в кинотеатре первого числа смотрел - народу было полно, но вот интереса особо не было заметно - так - посмотрели-побалдели и разошлись :/

Droni

09-01-2009 17:34:40

сам чуть после НГ не поперся в кинотеатр, но все же дождался пока кино на торренте появится - гАвно кино... только книку испоганили, если после икранизации ИДИОТА и показа по ртр народ валом кинулся скупать книжки, в данном случае чует мое сердце ничего подобного не произойдет...
хотя слушал отзывы тех кто книгу не читал, всем понравилось, ну т.е. не в восторге, просто понравилось.

Кащей_Бессмертный

09-01-2009 18:43:32

Droni, на любителя. Лично мне кино понравилось. И книжку я читал... тока давно очень - в прошлом веке )))

Bullet

26-01-2009 18:47:11

Потянет!

Evolutioner

27-01-2009 13:24:28

Кащей_Бессмертный писал(а):Для большинства фильм банально скучный - думать они вообще не хотят. А кто думать хочет - тому и фильм понравится - ну хотя б частично, может даже книжку почитают, кто не читал.


В вообще кино нормальное смотрели?
Я думать люблю, и кино люблю, но фильм - дерьмо. И книга лажовая, уж извините.

Herz

10-02-2009 17:36:41

Только посмотрел кино и что вы думаете? Мне оно понравилось, очень вдохновило, Бондарчук всегда снимает интересные психофильмы и этот не исключение. Как то снят не качественно, но не в этом суть.

hil-hil

10-02-2009 17:40:47

имхо - гавно фильм. и как фильм снят тоже.
видать мя стругацкие впечатлили очень в детстве :D

Anonymous

10-02-2009 18:13:21

книга хорошая,а по фильму такое впечатление,что бондарчук где-то книгу изодранную нашёл часть страниц выкинул а другие местами перепутал.вот зачем нужно было показывать в самом начале как прокурор от излучения мучается,по книге как раз открывается что верхушка выродкрв просто напросто хочет стать этими же отцами тем самым открывается глаза на власть и оппозицию в реальном мире.в фильме как раз самые глубокие моменты и вырезаны а вставлена чушь из западных боевиков

Anonymous

10-02-2009 21:18:40

посмотрел фильм недавно. интересный. снят хорошо. но мне кажется обыватель увидит только внешнюю оболочку. впрочем как и обычно.
а если и попытается заглянуть глубже, то аналоги с нашим миром провесии точно не сможет :(

Radiy2

11-02-2009 01:19:33

'Evolutioner писал(а):И книга лажовая

Я пытался читать книгу - такая лажа. А фильм нормальный

Trinity

27-10-2009 17:12:31

Недавно по кабельному посмотрел "Обитаемый Остров" Борундука... Какая страшная ахинея... :D

АNARCHY®WORLD

27-10-2009 17:17:11

а на х.я ты тему эту создал , в лом поиском пользоваться , мусоришь на форуме , пп.ец )))

Trinity

27-10-2009 17:18:03

А в каком разделе ты создал ?

Trinity

27-10-2009 17:23:28

И какие впечатления от фильма ? :confused:


Я вообще до конца не досмотрел... Чем там кончилось-то ?

ясенъ

27-10-2009 17:24:46

можешь объяснить, что тебя так взбесило?

а то все ругают - а я смотрел и 9-ю роту и обе части об.остр. -
-под гламурным разноцветным лаком - внятный антигосударственный сюжет, который не в состоянии скрыть ни одна обложка.

Trinity

27-10-2009 17:29:22

Меня взбесил низкий художественный уровень фильма.


9 рота - снято достаточно высоко художественно.

И я ждал от фильма чего-то подобного, но оказалось, что это какое-то второсортное фэнтези.

Посмотри "Крикунов" (Скримеров) и ты поймешь, что я имею в виду...

Anonymous

27-10-2009 17:33:33

'Trinity писал(а):Посмотри "Крикунов"

Это не фентези.

Trinity

27-10-2009 17:34:35

я имею в виду фантастика

ясенъ

27-10-2009 17:45:38

в эфире море-океян поделок совсем без уровня, и ничего.
за себя скажу - не то, чтоб я кинокритик-киновед, но феллини-пазолини-бертолуччи-висконти-бунюэль-годар-антониони и т д посмотрел внимательно, с хорошими бохами, многое по нескольку раз.
бондарчук сделал фильм для люмпенов, сержантов и рядовых, детей до 13 лет,
фильм они посмотрят и многие задумаются, а немногие даже многое поймут. бондарчуку респектоз.

elRojo

27-10-2009 17:51:07

'Trinity писал(а):Я вообще до конца не досмотрел... Чем там кончилось-то ?

тем же чем и в книге :D только впечатления не те почему-то..

фильм редкостная мура - по сравнению с книгой - дешевая поделка..

у меня иногда после таких картин мысль закрадывается, что хорошие произведения специально так изгаживают, чтобы застраховать от хороших экранизаций..

Master Talion

27-10-2009 17:52:14

ясенъ, моя девушка сказала то же самое. :) когда мне фильм не понравился... :)

ясенъ

27-10-2009 17:55:51

а моя бывшая жена со мной согласилась, что фильм явно для популяризации книги в кругах, которые без фильма никогда бы её не прочитали