Бакунин как первый русский националист

afa-punk-23

14-03-2016 19:31:08

Еще одна тема для facepalm'а )
:smu:sche_nie::-)::yaz-yk::sh_ok:

Бакунин как первый русский националист

«Я – сторонник русского народа, а не патриот государства или Всероссийской Империи…»
М.А.Бакунин «Кнуто-Германская империя и социальная революция»

Заглавие, наверняка, удивило многих. «Как это? – спросит удивленный эрудированный читатель. - Разве первыми националистами не были Михаил Осипович Меньшиков с Иваном Александровичем Ильиным? И как вы смеете называть первым русским националистом какого-то «левого»?» И тут же, закрыв глаза на мою статью, отвернется и примется за свои дела, нервно бурча себе под нос, что какой-то еще национально мыслящий интеллигент позволяет себе ставить в кумиры национального движения какую-то личность, хотя и известную, но, тем не менее, никогда не причислявшуюся к разряду национально ориентированных деятелей. Так что попробуем развенчать этот миф, и показать, что русская националистическая мысль постарше, чем принято считать.

Несомненно, и я этого не отрицаю, и мною уважаемый Меньшиков, и не менее уважаемый Ильин были русскими националистами. Но они были националистами-государственниками, пытавшимися идейно «перековать» и совместить примат «государственного» в примат национального. Все это выразилось в следующих словах Ильина: «Здоровая, государственно настроенная душа воспринимает свою родину как живое правовое единство и участвует в этом единении своим правосознанием…»[1] Для Ильина национализм возможен только в государстве, без государства его нельзя помыслить. Само же явление национализма приобретает некую экзистенциальную окраску, оно завязано на понятии Божественного: «Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божием саду. Национализм есть созерцание своего народа перед лицом Божиим, созерцание его души, его недостатков, его талантов, его исторической проблематики, его опасностей и его соблазнов»[2]. Как истинный белоэмигрант, Иван Ильин продолжал оставаться в тех же идеалистических рамках, в пределах которой творили и другие русские философы конца XIX-начала XX века – Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Павел Флоренский и другие. Для этих представителей русской религиозной мысли был чужд рационализм западной мысли, религиозная содержательная присутствовала в каждом их слове. Но этот же самый рационализм породил английский и немецкий национализм, отличающийся по своей природе от стремления к универсализму (ойкуменизму) православного духа, взращенного на страницах русской религиозной мысли. Частично от этих рамок отошел Меньшиков, провозгласивший примат этнического над религиозным в составе триады «Православие, самодержавие, народность». Для Меньшикова уже стали привычными такие слова как «раса» и «нация». Оставаясь православным христианином, он, тем не менее понимал всю важность народного, национального начала в жизни государственной. Если он и говорил об Империи, то только как об Империи русского народа: «Государство ведь и есть господство. И так как оно российское, то тем самым утверждено господство в России именно русской народности, а не какой другой. Добиваться господства русских в России значит осуществлять первое понятие Основных Законов - понятие того, что земля наша есть русское государство»[3]. Использовать государственное в пользу национального – вот задача и цель элиты, управляющей Империей. Было ли это в действительности – это уже совсем другой вопрос.

Но в русской национальной мысли были не только государственники из «консервативного» лагеря. Из той же самой европейской идеалистической философии Гегеля и Шеллинга произросли не только они. «Левый» лагерь был также велик, но как Меньшиков особняком стоит среди «правой» мысли, так и известнейший теоретик анархизма Михаил Бакунин сильно выделяется из своей среды. Итак, что же было такого национального и даже националистического в его социально-политических воззрениях?

Не буду пересказывать биографию этого деятеля, перечисляя, сколько раз он подвергался аресту и сколько лет просидел в Петропавловской крепости. Лучше сразу перейду к националистической составляющей его учения. Для этого нам следует помнить, что Бакунин входил в триаду идеологов «народничества», куда, помимо него, входили Лавров и Ткачев. Все они боролись против самодержавия, как на уровне творчески-интеллектуальном, так и революционно-организационном. Но если Лавров проповедовал победу социализма (как справедливого строя, основанного на солидарности) посредством повышения образования среди простого народа и увеличения критически мыслящих личностей, а Ткачев, будучи наиболее близким среди народников идеям Маркса, ратовал за революционное переустройство России и построение в ней своеобразного «казарменного социализма», заключающегося в насильственном уравнении, то Бакунин избрал главной движущей силой революции народ. Народ в его понимании – это все трудящиеся, пролетарии и крестьяне, причем в отношении России именно вторые. Для России того времени это была очень актуальная мысль, ведь русский народ как раз в конце XX века и был представлен крестьянством. Причем до 1861 года – крестьянства крепостного. Аристократия Империи же была в большей степени интернациональной. К концу XIX века среди потомственного дворянства 53% составляли русские; 28,6 % - поляки; 5,9 % - грузины; 5,3 % - татаро-тюркская группа; 3,4 % - литовско-латышская группа; 2 % - немцы. Вспомним слова императора Николая I, сказанные маркизу де Кюстину на придворном рауте: «Вы, вероятнее всего, думаете, что находитесь среди русских, но вы ошибаетесь: вот немец, вот поляк, тут армянин, там подальше – татарин, - здесь финляндец, а все это вместе и есть Россия». Не зря матросы Балтийского флота топили офицеров с немецкими фамилиями – они отождествлялись с государством, как позже и матросы Кронштадта и тамбовские крестьяне резко отрицательно относились с властными представителями «нового режима», носившими еврейские фамилии.

И именно это государство с нерусской аристократией критикует Бакунин: «… всероссийская империя: для бесчисленных миллионов чернорабочего народа – злодейка-мачеха, безжалостная обирательница и в гроб загоняющая мучительница»[4]. Недовольство крестьян государством было постоянным, и даже после отмены крепостного права в 1861 году ввиду половинчатости реформаторских мер. За первые 5 месяцев 1861 года произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год - 1859 волнений. В 1862 году было 844 крестьянских бунта. В 1863 г. произошло 509 волнений. Далее их количество уменьшалось, но лишь до революции 1905 года, когда произошел новый социальный взрыв.

Итак, российская империя существует не как государство русского народа, оно использует русский потенциал для освоения дальних окраинных имперских пространств, проводит по отношению к русскому населению более тяжелую налоговую политику, ведь увеличения налогового бремени на национальные окраины способствовало бы новым социальным и этническим взрывам. Если мы будем использовать такой показатель, внедренный в наше время ООН, как индекс человеческого развития, то увидим, что ситуация у русских в империи обстояла критически. Индекс человеческого развития включает три показателя: 1) индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, 2) индекс образования (процент грамотности и доля детей школьного возраста, посещающих школу, 3) индекс производства (валовой внутренний продукт на душу населения). И, согласно историку С.М.Сергееву, русские отставали по продолжительности жизни и по образованию от большинства народов империи, особенно европейских (немцы, поляки, прибалты, финны). Средняя продолжительность жизни была ниже не только, чем у вышеперечисленных «европейцев», но и чем у татар, башкир, украинцев, евреев и чувашей, и эта цифра была даже ниже средней по империи продолжительности жизни (28,7 – у русских, 32,4 – средняя по государству). По производству русские превосходили многие районы империи, отставая только от Прибалтики, Польши и в чем-то от Украины, но ситуацию с русским производителем как нельзя ярко обрисовывает русский философ и журналист Василий Розанов: «Везде на Руси производитель - русский, но скупщик - нерусский, и скупщик оставляет русскому производителю 20 процентов сработанной им работы... Судятся русские, но в 80 процентах его судят и особенно защищают перед судом лица с нерусскими именами. Везде русское население представляет собою тёмную глыбу, барахтающуюся и бессильную в чужих руках...»[5]. Естественно, адекватным является отношение русских к этому государству, выраженное в следующих словах «отца русского анархизма»: «Пока существует империя, она будет заедать наш народ. Полезная конституция для народа может быть только одна – разрушение империи»4. Вот и более-менее ясно вырисовывается отношение русских к царскому режиму, вернее, в большей степени, к отечественной бюрократии, аристократии и формирующейся буржуазии. Вот откуда революции 1917 года, народные, но народа не тождественного нации, а народа, воспринимаемого в социальном плане – как чернь, низы (как их и воспринимали аристократы). Вот откуда прерванное нациостроительство.

Я считаю вполне возможным, что, если бы русский анархизм развивался в том русле, которое создал Бакунин, то мы бы имели события, в плане политическом схожими с 1917 годом, но встав, вместо большевиков, анархисты, вернее, даже говоря, национал-анархисты, смогли бы осуществить радикальные начинания в жизни страны в прорусском ключе. Но возникает вопрос: откуда им было взяться, если мир крестьян был таким патриархальным, а городской средний класс был таким слабым? Или это могли бы сделать опять же интеллигенты-революционеры? Не будем заниматься фантазийным прогнозированием, а лучше рассмотрим другие интересные стороны творческого идейного наследия Бакунина.

Михаил Александрович отнюдь не являясь сторонником славянофильского представления о мужике как о спокойном, тихом, верном и блаженном труженике, молящемся за спасение Руси. Русский в его понимании – бунтарь. Как индивид, так и сам народ: «Несомненно, что … русский народ, совершенно не обладавший добродетельностью покорности, никогда не переставал ненавидеть эту империю и бунтовать против неё. Он был и остается еще и поныне единственным истинным революционером в России»[6]. К слову сказать, таким бунтарем по жизни являлся и сам Бакунин, постоянно находившийся под надзором полицейских и жандармов различных государств. Не зря Александр Блок в своей статье посвятил ему следующие слова: «Займем огня у Бакунина! Только в огне расплавится скорбь, только молнией разрешится буря!»[7]. Такой человек, как Бакунин, да еще с такой неуёмной энергией не мог не стать хоть и не крупным, но все-таки достойным кумиром для радикально настроенной интеллигенции последующих за его смертью годов и десятилетий.

А в доказательство негосударственной природы славян Бакунин напоминает нам факты из истории: польская шляхта была неславянского происхождения, имела латинские и германские корни; чехи создали королевство по немецкому образцу; первое сербское королевство Душана – «явление эфемерное». Что же касается русских, то они участвовали в создании государства «только своею спиной»: «Ну, а историю образования всероссийской империи все знают; тут участвовали и татарский кнут, и византийское благословение, и немецкое чиновно-военное и полицейское просвещение»6.

Итак, подводя итог, можно констатировать следующее: М.А.Бакунин, несомненно, являлся русским националистом, причем националистом, негосударственником, даже антигосударственником (антиэтатистом), анархистом, видевшим природу русского народа как свободолюбивую, бунтарскую и безгосударственную. И слова, поставленные мною в эпиграфе, как нельзя лучше характеризуют всё содержание социально-политической мысли этого первого русского - не только анархиста, но и, как я надеюсь, это признают и другие более компетентные исследователи и ученые, националиста.

[1] И.А.Ильин «О государстве»
[2] И.А.Ильин «О русской нации»
[3] М.О.Меньшиков «Письма к русской нации»/»Чье государство Россия»?
[4] М.А.Бакунин «Государственность и анархия»
[5] В.В.Розанов «Новое время», 8 октября 1911 г., статья "Историческая роль Столыпина"
[6] М.А.Бакунин «Кнуто – германская империя и социальная революция»
[7] Александр Блок о Бакунине газета "Перевал", N4 (февраль), 19О7 г.

Источникhttp://slavyanskaya-kultura.ru/biografii/bakunin-kak-pervyi-russkii-nacionalist.html

Дилетант

15-03-2016 05:42:15

И слова, поставленные мною в эпиграфе, как нельзя лучше характеризуют всё содержание социально-политической мысли этого первого русского...

Необходимо дополнить эти слова отношением Михаила к религии,её взаимосвязи с государством.
....- не только анархиста, но и, как я надеюсь, это признают и другие более компетентные исследователи и ученые, националиста.

Националист воинственно отрицающий государство и религию(не какие-то конкретные,а вообще как идеи) это нонсенс,т.к. без них идея о нации нежизнеспособна.имхо

afa-punk-23

15-03-2016 17:07:05

По теме...

"ЕВРЕЙСКАЯ УЛИЦА" МИХАИЛА БАКУНИНА

Дмитрий РУБЛЕВ

Бакунин М.А. Интернационал, Маркс и евреи. Неизвестные работы отца русского анархизма. М: Вече - Аз. 2008

Труды классика мирового анархизма Михаила Александровича Бакунина уже не первый раз издаются в России. Но эту книгу можно считать поистине скандальной. И не случайно. В ней собраны работы, содержащие антисемитские и антигерманские высказывания Михаила Александровича, сделанные в ходе критики действий и идеи Карла Маркса и его последователей. Интересно то, что издан этот сборник в одном из крупнейших и престижных российских издательств - «Вече». И к тому же большим для нашего времени тиражом - 3 тысячи экземпляров.

Помимо известной всем работы «Кнуто-германская империя и социальная революция», в книгу входят неоконченные рукописи, связанные с полемикой Бакунина против Маркса: «Письмо интернационалам Болоньи», «Личные отношения с Марксом», «Товарищам Федерации секций Интернационала Юры», «Письмо брюссельской газете «La Liberté» («Свобода»)». Их перевод осуществлен по рукописям, представленным на посвященном Бакунину компакт-диске, который издан Амстердамским институтом социальных исследований.

Замысел составителей сборника очевиден - представить издание как некую сенсацию. Так, в предисловии неизвестный автор указывает, что «мысли и высказывания» Бакунина «по национальным проблемам, особенно по «еврейскому вопросу» полностью неизвестны не только широкому читателю, но даже большинству профессиональных историков и исследователей» и что чуть ли не единственное упоминание о них содержится «в комментариях к собранию сочинений и писем М.А. Бакунина под редакцией и с примечаниями революционера с неубедительно «русским» псевдонимом Ю.М. Стеклов (настоящая фамилия - Нахамкис)», изданному в 1935 году.

Конечно, переиздание работ Бакунина - это событие. Но ничего такого, что от читателя «тщательно скрывали» бы целые десятилетия, здесь нет. Три «неизвестные» работы Бакунина из четырех, представленные в книге, уже выходили ранее. Рукописи «Личные отношения с Марксом» и «Письма интернационалистам Болоньи», а также письмо в редакцию «La Liberté», под другими названиями были изданы в трехтомном издании «Материалы для биографии Бакунина» (М.-Пг., 1928) (см. Т. 3, «Бакунин в Первом Интернационале»), с комментариями известного исследователя В. Полонского. Тираж этой книги достигал 2 тысяч экземпляров. Полонский же опубликовал и другие работы, в которых были отражены взгляды Бакунина на «еврейский вопрос» (в том числе письмо А. Ришару, «Интриги Утина» и др.; в сборник «неизвестных» трудов Бакунина их, кстати, не включили). Так что насчет «неизвестности» такого рода трудов Бакунина и «сенсации» издатели сильно преувеличили.

Обещают в предисловии и другие сенсации. В частности, не только раскрыть читателю истоки «немецкого национализма, дважды приведшего планету к мировым войнам», но и показать «роль еврейских кругов Германии» в выработке и осуществлении доктрины "Дранг нах Остен"». Однако никаких фактов относительно участия немецких евреев в разработке завоевательных планов Германской империи мы в книге не встречаем. Разве что к ним можно отнести критику Бакуниным некоторых односторонних оценок внешней политики Российской империи, данных Марксом, Энгельсом и их сторонниками. Или это высказывания Бакунина о якобы полном культурном слиянии еврейского населения Восточной Европы с немцами вплоть до необоснованных выводов о будто бы массовой поддержке еврейским населением пангерманских идей? Из опубликованных материалов следует логичный вывод: Бакунин не был последовательным националистом, что признали в предисловии и составители сборника. С одной стороны, мы видим его характеристики еврейского народа как «народа-пиявки», высказывания в духе того, что еврейская политическая и финансовая элита представляет собой «настоящую власть» в Германии. И на тех же страницах Бакунин отрицает коллективную ответственность народов за преступления элиты, призывает к международной солидарности рабочих различных стран вопреки национальным различиям. С одной стороны - бакунинские разоблачения как реальных, так и мнимых интриг Маркса, сопровождающиеся оскорблениями на национальной почве. И тут же - признание талантов Маркса, заслуг, выдающихся личностных качеств, чистоты и честности политических убеждений.

Отсюда следует простой вывод. Антисемитизм - идефикс Бакунина, связанный с особенностями его личного опыта, переживаниями и полностью противоречащий его убеждениям. Показательно, что, несмотря на многочисленные и длинные письма, ни у последователей, ни у друзей антисемитские фразы Бакунина не нашли поддержки. Так, А.И. Герцен не раз настоятельно советовал другу «оставить в покое» «еврейскую улицу». Следует иметь в виду, что в XIX веке антисемитские идеи были достаточно сильно распространены в Европе. Высказывания на грани антисемитизма встречаются и у Карла Маркса. Однако составители этого сборника обошли вниманием этот факт, очевидно стремясь противопоставить еврея Маркса «русскому анархисту» Бакунину.

Издание несомненно содержит элемент провокации, ориентировано на идеологическое воздействие. Идеи анархизма в наше время популярны в среде определенных кругов молодежи. Доминируют при этом антифашистские и антинационалистические настроения. Однако определенным влиянием в националистической и, в гораздо меньшей степени, в анархистской среде пользуются и идеи «национал»- или «этно»-анархизма. По крайней мере, на просторах интернета России, Украины и Белоруссии мы можем найти немало сайтов и Живых журналов, авторы которых идентифицируют себя с этими идеями в различных вариациях - от умеренного культурнического национализма до радикального нацизма. Здесь стоит особо отметить личность В.М. Смирнова, переводчика опубликованных в рецензируемой работ Бакунина. Валерий Марксович Смирнов - один из лидеров Фронта национального спасения и соучредитель газеты «Дуэль». Это не случайно. С 1990-х годов и по сей день националистические публицисты неоднократно пытались привлечь внимание к анархизму - можно упомянуть И.Р. Шафаревича, В.И. Филатова, С.В. Юркова-Энгельгардта, Д.А. Корчинского, В.В. Штепу, авторов из круга газеты «Дуэль» и др. Иногда они положительно оценивали борьбу Бакунина против Маркса и связанных с ним «еврейских» и «немецких» социалистов. Многие авторы признавали и позитивное значение отдельных элементов анархистской социальной доктрины. Отдельные группы националистов, например, «Союз славянских общин» В.С. Казакова и «Община вятичей», пропагандируют идеи «вечевой демократии», в какой-то мере близкие анархистским. Кстати, в изданных работах Бакунина присутствует весьма созвучная этим идеям мысль об антигосударственных представлениях, исторически присущим славянам - в отличие от немецкого народа. Даже правящая элита у славянских народов, по Бакунину, имеет по большей части иноземное происхождение.

Противопоставление «русского анархиста» Бакунина «немецко-еврейскому» социалисту Марксу и интернационалисту П.А. Кропоткину, сторонниками идей которого является большинство современных российских анархистов, скорее всего, станет подпиткой национал-анархизма, произрастающего в интернет-пространстве. Это тем более вероятно, что молодое поколение воспитывается сейчас в «победной» имперской риторике официальных СМИ, что облегчает некритическое восприятие таких идей.

У этой книги есть одна очевидно положительная черта. Читатель (неважно, с сочувствием или нет он относится к личности русского анархиста) получил новую возможность ознакомиться из первых уст с аргументами Бакунина против Маркса, оценить уровень их справедливости и ошибочности, ангажированности. В наше время важно понять противоречия и ошибки Михаила Александровича, как и многих легенд левого движения

Взято: http://livasprava.livejournal.com/188337.html

Дмитрий Донецкий

16-03-2016 09:25:41

Уже писал, что анархисты 19-го века были поразительно цельными людьми. Они умудрялись одновременно нести в себе и национальное и интернациональное. Интернациональное в тех реалиях синоним европейского.

Конечно таких людей было достаточно и без анархистов, но то всё одиночки. В основном учёные и творческие личности.

А вот как политическая сила такими "оригиналами" выступали только анархисты.

Кропоткин и Реклю (например) воспринимались всеми как деятели международного движения и европейской науки, но в то же время их принадлежность к русской и французской культуре, к русскому и французскому народам, не вызывали никаких сомнений.

И это можно сказать о всех видных анархистах 19-го века, начиная с француза Прудона и немца Штирнера.

Бакунин в их числе. Он участвует в ряде демонстраций, заговоров и революций по всей Европе, вполне в духе космополитизма, но остаётся при этом именно русским анархистом. И воспринимается всеми, как друзьями так и врагами, как русский революционер.

К сожалению в 20-м веке всё это ментальное богатство во многом сошло на нет. Теперь анархист обычно воспринимается как человек без роду и племени. И это одна из причин негативного отношения к анархии многих людей...

Дилетант

16-03-2016 12:03:18

Коммуникация между границами государств(ресурсная(люди,товары/продукты),культурная(информация разного рода),валютная) была в 19в. ниже чем в 20в.,т.к. технологии были другими(транспорт,интернет),доступ к ним тоже другим в количественном отношении(для масс населения в смысле).От этих факторов соответственно интерес к представителю "иного" был более "подогрет" чем на данный момент.
Считаю,эти факторы намного больше повлияли на подмеченное тобой,чем личные характеристики(цельность) или некая особая ментальность.
Скрытый текст: :
....но в то же время их принадлежность к русской и французской культуре, к русскому и французскому народам, не вызывали никаких сомнений.

Думаю,что и сейчас всё было бы по такому же принципу.Единственное,что можно добавить:чем изолированнее государство,тем отчётливее этот принцип будет на представителе сказываться.Китайца-китайцем,русского-русским,а вот у представителей ес могут и перепутать национальность или просто европейцем называть.имхо
Могут путать и бурятов или узбеков,но это не от изолированности,скорее от неосведомлённости об их существовании.

Теперь анархист обычно воспринимается как человек без роду и племени.И это одна из причин негативного отношения к анархии многих людей...

Во многом это результат деятельности по дискредитации анархизма и вообще интернационализма рабочего люда со стороны вражеских течений политической мысли.