Анатолий Гриценко: «В стране отсутствует система власти как таковая»

Anonymous

16-03-2009 15:40:23

Мы восемнадцать лет строили государство и забыли о том, что надо строить еще кое-что. Элементы гражданского общества, которое концентрируется вокруг каких-то значимых для людей интересов, идеалов — вот что нам сегодня нужно.

Мы обязаны признать тот факт, что мир слишком понадеялся на механизмы рыночного саморегулирования. Вся планета в целом недооценила масштабы созданной финансовой пирамиды, большей частью спекулятивной и, самое главное, проедающей ресурсы будущих поколений. Это и погрузило нас в пучину кризиса, масштабы которого мы сможем понять и оценить еще нескоро.

Только при условии передачи ресурсов на местный уровень, власть в Киеве, что называется, «подешевеет», за нее не будут так остервенело бороться. Крупный бизнес не будет вбрасывать миллиарды в предвыборные кампании, а потом душить президента и премьера в своих объятиях, заставляя выполнять условия, на которых их поддерживали.

Мы рискуем превратиться в территорию, которая имеет все формальные атрибуты государственности, но при этом несамостоятельную в принятии решений. К сожалению, мы постепенно такими становимся: нам все время что-то диктуют. Тот же МВФ выставляет нам условия по пунктам. Меня, как гражданина, это не устраивает.

11 марта народный депутат, Председатель Комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко посетил Одессу, встретился с представителями общественности, и дал ряд интервью для СМИ

Anonymous

16-03-2009 15:40:55

Все решается на местах, где ничего решить нельзя

Местное самоуправление должно быть обеспечено не только полномочиями, но и реальными ресурсами и возможностью решать те вопросы, которые волнуют людей.
На уровне местного самоуправления — село, поселок, районный центр, городок — расстояние между властью и человеком практически равно нулю: открыл дверь, зашел и ставишь вопросы. Но решать их местное самоуправление не может. Поэтому я за реальное усиление местного самоуправления. Следует ликвидировать районные госадминистрации, радикально изменить функции областных — из контролирующих и командных перевести их в координирующие, и обеспечить реальными ресурсами, чтобы представители местных советов не ходили «на полусогнутых» по министерствам и ведомствам. Законом должен определяться процент от каждого налога, который собирается государством, и прямо идет в местный бюджет.

О политике, безответственности и «раскладах»

Вопрос создания коалиции Партии регионов и БЮТ висит в воздухе еще с апреля-мая прошлого года. Если честно, еще тогда я убеждал и БЮТ, и ПР создать эту коалицию. Я даже дал ей название — бульдозерная. Почему бульдозерная? Потому что она может принимать любые решения, формировать любое правительство, вносить изменения в Конституцию, преодолевать вето Президента. Она может даже объявить импичмент Президенту, если захочет. Берите на себя ответственность! Тогда этого сделано не было.
Теперь предпосылок для создания такой коалиции с учетом избирательной компании Президента меньше, чем было в апреле-мае прошлого года. Но полностью исключать такую возможность нельзя.

Беспомощность на международной арене

Существует угроза, что проблемы в украино-румынских отношениях перейдут из информационной и дипломатической области в политическую. Эти проблемы накапливались из года в год. К большому сожалению, наша слабая власть не проявляет способности реагировать на те вызовы, которые звучат. Одно дело, когда о территориальных претензиях заявляет лидер какой-то экстремальной политической партии, совсем другое — если это делает президент соседнего государства, как это было по поводу территорий Бессарабии и Буковины. И эти заявления не получили надлежащего отпора.
Мы уже дошли до шпионских скандалов, когда двух наших военных дипломатов выслали из Румынии. В ответ Украина сделала такой же шаг — тоже выслала двух дипломатов. Я не хотел бы, чтобы антиукраинские настроения нагнетались в соседнем государстве с целью решения тех или иных политических вопросов теми или иными политическими силами. Но для того, чтобы в той же Румынии этого не происходило, мы должны сами уважать себя, и давать отпор любым попыткам ставить под сомнения нашу территориальную целостность, тем более создавать проблемы информационного, дипломатического, экономического характера.
Что же касается решения Международного суда в Гааге по острову Змеиный, оно не в пользу Украины, и это нужно признать. На заседании комитета мы детально изучили эту проблему. Безусловно, далеко не все нас устраивает, но решение суда нужно исполнять. Другое дело, что этот случай должен послужить уроком, и в дальнейшем мы таких ошибок не повторили бы. Увы, происходит обратное. Еще, как говорится, «не успели высохнуть чернила» на решении суда по Змеиному, как наш МИД вознамерился применить такую же практику и по отношению к проблемам вокруг Керчи и Азова. Споры нужно решать на двусторонней договорной основе, а не доводить дело до суда.

О кадровых вопросах в СБУ

После того как Верховная Рада назначила легитимного председателя СБУ, Президент (если он заинтересован в том, чтобы Служба вернула себе статус неполитизированной организации, которая работает только на государство) должен «расчистить площадку» на уровне заместителей председателя СБУ. Я бы предложил уволить обоих первых заместителей.
Мы слышали, что Виктор Ющенко считает Хорошковского специалистом, способным бороться с контрабандой. Пожалуйста, пусть борется — но в любом другом статусе. Ну, не может человек, у которого есть общие бизнес-интересы с небезызвестным Фирташем, занимать высокую должность в спецслужбе, призванной быть важнейшим институтом государства.

Контрактные мечтания

Идея перехода на контрактную армию до конца 2010 года — оказалась мифом, а могла быть реализована. Есть Указ Президента, согласно которому срок перехода на контрактный принцип формирования отодвинут до конца 2015 года. Это означает, что предыдущие обещания Виктора Ющенко, сказанные многократно публично, в том числе, на коллегии Минобороны, что осенний призыв 2009 года будет последним, зависли в воздухе. Сейчас уже невозможно выполнить то, что он обещал до конца 2010 года. Но также объективно и то, что сделать все это в указанные сроки нам было вполне по силам. Просто для этого заниматься армией нужно было государству в целом, а не Министерству обороны в единственном числе.