Анархистское движение Греции

Кащей_Бессмертный

11-02-2010 16:51:55

Изображение
В современном мире, пожалуй, существует два главных центра анархизма. Это Испания и Греция: первая является традиционным центром анархо-синдикалистского движения, а вторая – автономистского и повстанческого анархизма. Испанские анархо-синдикалисты (Национальная конфедерация труда (НКТ, CNT) – радикальное крыло испанского синдикализма, и Всеобщая конфедерация труда (ВКТ, CGT) – умеренное крыло) хотя и насчитывают в своих рядах несколько десятков тысяч человек, внимание широкой общественности за пределами Пиренейского полуострова привлекают к себе нечасто. А греческие анархисты то и дело попадают в телевизионные, газетные и интернет-новости.

Неоднозначное наследие 60-х

Сегодняшнее внимание к анархизму в Греции во многом связано с декабрьским бунтом 2008 года, когда улицы многих городов страны оказались перегорожены баррикадами, и каждый день приходили сообщения о новых столкновениях протестующих и полиции. При этом в собственно анархистской среде создается этакий идеализированный образ местного движения, греки становятся «мифилогизированным эталоном» в силу уделяемого им внимания.
Однако в анархистском движении Эллады есть множество проблем и подводных камней, на которые не принято обращать внимания, поскольку «там все так круто». Одна из причин доминирования некритического подхода к греческому анархистскому движению – сложившийся медиа-образ анархиста нашего времени: участник уличных столкновений с полицией, молодой человек черной маске. Для многих обывателей такой образ автоматически ассоциируется с недалеким погромщиком, которому некуда девать энергию и он способен только жечь и громить.
Во многом это следствие молодежного бунта конца 60-х – начала 70-х годов прошлого столетия, когда поднялась на борьбу молодежь, разочаровавшаяся в «старых левых» и «капитализме общества потребления». Тогда молодежь проиграла, по сути, укрепив систему своим радикализмом: пойдя на частичные уступки в части стран, капитализм смог погасить мощную бунтарскую волну, при этом интегрировав в Систему многие требования молодых радикалов, а где-то (например, в Мексике) бунтарские настроения удалось удушить репрессиями.
В Греции же в конце 60-х установился диктаторский режим «черных полковников», продержавшийся до 1974 года. При этом все время правления диктатуры продолжалось сопротивление хунте, в котором активное участие приняла студенческая молодежь. Для греческих леворадикалов это имело важные последствия: в ноябре 1973 года студенты афинского Политехнического университета начали антиправительственную забастовку, в ответ на территорию университета были введены войска, которые подавили протест (до сих пор точно не установлено точное количество погибших в результате подавления студенческих волнений). А после падения хунты греческим университетам была дарована широкая автономия, включающая запрет на проход на их территорию сил полиции (хотя впоследствии автономия неоднократно нарушалась: например в 1995 году полиция ворвалась в захваченный протестующими Политехнический университет и арестовала 500 человек).

Изображение

Уличная война

Декабрьский бунт 2008 года был спровоцирован убийством 15-летнего школьника Александроса Григоропулоса. Но убийство стало лишь поводом для общегреческого протеста. Истинные причины событий лежат в тяжелом экономическом состоянии страны, которым недовольны широкие слои населения(1): в конце концов, именно вследствие этого бунта правившая партия «Новая демократия» меньше чем через год лишилась власти (что, впрочем, не сказалось на проводящихся правительством реформах, поэтому акции протеста и забастовки в Греции не утихают).
Убийство леворадикального активиста Григоропулоса – далеко не первое в постдиктаторской Греции: например, в 1985 году во время антиправительственных выступлений был застрелен 15-летний Микалис Калтезас(2), что вызвало продолжительные акции протеста по всей Элладе, случались и другие подобные события(3). Так что гибель Александроса – не уникальный случай в новейшей истории страны.
Действуют в Греции и террористические организации леворадикального характера, хотя их причастность к анархистам, как правило, оказывается не более чем журналистской (или полицейской) мистификацией. Например, газета «Власть» в № 48 номере за 2008 год пишет, что с 1975 по 2002 годы в Греции действовала анархистская террористическая группа «17 ноября». В действительности это была организация с марксистской платформой, образованная к тому же не в 1975, а 1973 году и ее полное название звучало так: «Революционная организация 17 ноября». Это вообще особенность новейшей истории леворадикального терроризма: такие организации, как RAF, «Красные бригады» и ряд других часто причисляют к анархистам, хотя в действительности они были марксистскими и маоистскими. Анархистские террористические организации, конечно, были, но, как ни странно, они оставили менее заметный след в истории. К таким организациям относят французскую «Аксьон Директ» (Франция) (хотя часть исследователей не склонна считать их анархистской группой) и немецкое «Движение 2 июня».
В наши дни из Греции часто приходят сообщения о деятельности некой группы «Огненные ячейки заговора» и постоянных арестах по их делу, сообщают периодически и о деятельности других похожих групп. В большинстве случаев такие сообщения не имеют отношения к анархистскому движению. Что же касается «Огненных ячеек», то часть анархистов и вовсе склонна считать их либо полицейской провокацией, либо чем-то вроде очередного мифа вокруг леворадикалов.
Из-за постоянной путаницы в определении идеологической принадлежности тех или иных террористических групп и отрывочности сведений, приходящих из Греции, крайне сложно определить, есть ли там террористические организации, а если есть, то какие. Поэтому нельзя точно сказать, являются ли, в частности, анархистским «Революционная борьба» (основана в 2003 году) и «Революционные ячейки» (основана в 1995 году и считается бездействующей с 2000 года), – их позиционируют как «ультралевые» и «леворадикальные», но это слишком широкое определение.

Пределы роста

Что касается собственно движения, то оно, несмотря на весь кажущийся размах, крайне неоднородно и замкнуто на самом себе, хотя массовые демонстрации анархистов (в особенности проходившие после бунта 2008 года), конечно, собирают по несколько тысяч человек и вызывают иллюзию более сильного движения, чем на самом деле: хотя в греческом обществе анархисты имеют широкую поддержку, за собственно анархистскими идеями идет гораздо меньше людей. Одно дело – поддержать акции протеста, совсем другое – политическую платформу протестующих(4).
Анархисты Греции, по сути, расколоты на два враждебных лагеря: с одной стороны – это сторонники радикальных акций, «пропаганды действием» и «повстанческих» методов борьбы (инсуррекционалисты, повстанческие анархисты), с другой – сторонники планомерной агитации и выстраивании организационных структур. «Иногда их споры о методах протеста перерастают в открытые противостояния на улицах греческих городов»(5).
Среди сторонников «организованного» анархизма выделяются участники Антиавторитарного движения (АД) – фактически единственной действительно крупной анархистской организации Греции, настроенной на серьезную планомерную работу по распространению либертарных идей. При этом одна из главных проблем АД, как и других анархистов – зацикленность на молодежной среде: в движении участвует несколько тысяч человек (еще год назад их количество оценивалось примерно в 20 тысяч6, но за последнее время явно выросло, что заметно и по размаху анархистских акций – на некоторые приходит 10 и более тысяч человек), однако большинство из них – студенты, многие из которых уходят из движения вскоре после окончания института(7). До сегодняшнего дня все попытки выйти за рамки этого своеобразного «гетто» заканчивались ничем. Стоит, правда, отметить, что либертарное движение Греции не зациклено на субкультурной среде еще с первой половины 90-х, что способствовало росту качества движения.
Профсоюзное движение Греции находится вне влияния анархистов. Сами они говорят, что «каждая попытка создания традиционных организационных форм рабочих (как анархо-синдикализм) не имеет успеха. Все эти попытки организации пролетариата не превышают 10 человек и не живут дольше, чем 3 года»(8). Французские анархо-синдикалисты считают, что «отсутствие активного участия со стороны населения, в целом в массе своей согласного с восстанием, и особенно почти полное отсутствие в движении промышленных рабочих стали основной преградой для развития в сторону революционной перспективы»(9). Проблема в том, что официальные профсоюзы не заинтересованы в поддержке идей леворадикалов, хотя если их сиюминутные цели совпадают, они готовы выступить единым фронтом (в декабре 2008 года после начала бунта профсоюзы объявили о начале всеобщей забастовки). Основной вопрос – как анархистам преодолеть свою отчужденность от профсоюзного движения, но пока, несмотря на все попытки, прогресса нет, и будет ли он, непонятно. Тем более что либертарии предпочитают не создавать свои профсоюзы, а действовать в уже существующих, что на деле осложняет работу по развитию синдикализма в Греции.
Анархисты стараются развивать свои социальные центры (на конец 2008 года речь шла о более чем 50 таких центров(10)), под их контролем по сути находится район Экзархия в Афинах, но не могут вывести движение на более широкий уровень.
Вообще, уже тот факт, что у власти в Греции сейчас находится партия ПАСОК, по мнению анархистов, говорит о том, «что у греков короткая память»(11). Следовательно, сторонники либертарных идей сегодня могут рассчитывать на сочувствие масс, но никак не на поддержку своих идей: разочаровываясь в правящей партии, люди идут не к ним, а тем, от кого они успели несколько «отдохнуть».
Изображение
Таким образом, несмотря на все попытки, выйти за пределы студенческой среды анархистам не удалось. Хотя потенциал их и велик, поскольку в обществе нарастает недовольство политикой властей, тем более что ПАСОК продолжает курс «Новой демократии». Так что, если либертариям удастся завоевать сердца и умы более широких слоев населения, то, возможно, в ближайшие несколько лет можно будет говорить уже не о «греческом бунте», но о революции. Случится ли это – покажет время. По крайней мере, сегодня всё – в руках самих анархистов.

Примечания:
(1) Карпафакис А. Греция: причины беспорядков (http://saint-juste.narod.ru/gr.htm).
(2) Назимов Е. Безутешная мать порядка // Власть. 2008. № 49.
(3) Климовский С. Что происходит в Греции? (http://politikan.com.ua/8/0/1/2328.htm)
(4) Сами анархисты говорят о том, что они всего четыре-пять лет как стали сами себя воспринимать как серьезное движение. Они говорят, что в течение примерно 25 лет были замкнуты на антиполицейских стычках и лишь совсем недавно смогли выйти из этих узких рамок. Анархисты периодически проводят такие акции, как «атаки на супермаркеты с последующим распределением награбленного товара среди людей», а так же нападения на банки, которые в целом вызывают в обществе положительную реакцию. (Греция: итоги восстания. Интервью с греческим анархистом // Ситуация. 2009. № 25 (http://belarus.avtonom.org/?p=3001)
(5) Назимов Е. Безутешная мать порядка.
(6) Греция: итоги восстания.
(7) В интервью марта 2007 года, говоря о ситуации в Греции, представители Антиавторитарного движения рассказывали: «Анархисты появились во время падения хунты после 60 летнего господства КПГ на левой арене. Итак, не имея никакого политического опыта, анархисты ограничились критикой авторитаризма и марксизма даже после распада СССР, когда КПГ потеряла свое влияние. Когда же повзрослевшие анархисты сталкиваются с реальными жизненными проблемами, то их мировоззрение не может дать им ответы на все вопросы и они разочаровываются и перестают участвовать в движении». (Неолиберальные реформы в сфере образования привели к массовым беспорядкам по всей Греции (http://www.avtonom.org/old/index.php?nid=685)
(8) Интервью с греческим анархистом (http://belarus.avtonom.org/?p=6567)
(9) Восстание в Греции // Прямое действие. 2009. № 30.
(10) Греция: итоги восстания.
(11) Липовый прыжок ныряльщика (декабрьское восстание 11 месяцев спустя) (http://onthegreekriots.livejournal.com/48234.html).


Андрей Федоров

http://www.rabkor.ru/analysis/5107.html

Graswurzel

12-02-2010 20:02:50

если испания с грецией - мировые центры анархизма, то это ппц. хотя вот некий повышенный интерес к трудам некоего инсурректионалиста альфредо бонанно наблюдается... так что, греция действительно кого-то вдохновляет.

Кащей_Бессмертный

12-02-2010 20:12:04

Graswurzel писал(а):если испания с грецией - мировые центры анархизма, то это ппц.


Кто назовет другие - с интересом бы почитал/послушал кстати, потому как пока на мой вкус сие именно так как есть :men:

Кащей_Бессмертный

12-02-2010 20:14:54

Graswurzel писал(а):хотя вот некий повышенный интерес к трудам некоего инсурректионалиста альфредо бонанно наблюдается... так что, греция действительно кого-то вдохновляет.


И что характерно - я этому нифига не рад, потому что анархисты топчутся на мегакондовых граблях сто с лишним летней давности, при том что ИМХО эти грабли были провальными ВСЕГДА

Graswurzel

13-02-2010 13:06:52

не, к сожалению. других "центров" назвать не могу. но не знаю, должно ли это кого-то удручать.
к бонанно я тоже скептически. либо тоскливый старинный операизм, либо телеги в духе "вооружённая радость". таки не знаешь, на чём остановиться... :-) однако, если кто-то считает, что из его наследия можно чему-то научиться, то почему бы и нет?

Кащей_Бессмертный

13-02-2010 15:59:49

Graswurzel писал(а):не, к сожалению. других "центров" назвать не могу. но не знаю, должно ли это кого-то удручать.
к бонанно я тоже скептически. либо тоскливый старинный операизм, либо телеги в духе "вооружённая радость". таки не знаешь, на чём остановиться... :-) однако, если кто-то считает, что из его наследия можно чему-то научиться, то почему бы и нет?


1. Я про другие центры на предмет "вдруг я что пропустил"
2. Теория в изрядном застое, либо тупо пролетает мимо Рашки (как почти все наследие Букчина, а так же "зеленого синдикализма").
3. Вокруг идей Боннано думаю развернуть диалог вокруг теории вообще - хотя вроде треп уже постепенно начинается

Graswurzel

13-02-2010 18:36:06

трёп заметен даже мне... кажется, эта анти-теоритичность - это такой побочный эффект (оправданного) антифа-активизма. знакомая проблема... :nez-nayu:

Кащей_Бессмертный

13-02-2010 18:48:02

Graswurzel писал(а):трёп заметен даже мне... кажется, эта анти-теоритичность - это такой побочный эффект (оправданного) антифа-активизма. знакомая проблема... :nez-nayu:


Я щас о другом трепе, о этой его стороне:

Граевский В.В. Социальная революция и революционная организация
http://aitrus.info/node/292

Борьба и стратегия: анархо-синдикализм в XXI веке
http://aitrus.info/node/502

Джо Блэк. Анархизм, восстания и повстанчество
http://mpst.anho.org/wp-content/uploads ... %D0%BE.doc

Питер Гелдерлос. Восстание или организация?
http://mpst.anho.org/wp-content/uploads ... erloos.doc

Треп конечно заочный, но как бэ я считаю процесс пошел...

Вроде еще что-то было на схожую тему

Graswurzel

13-02-2010 18:50:52

да нет, я о том же трёпе (как мне кажется). хотя, пох.