Graswurzel
Graswurzel писал(а):всё равно, не совсем понимаю. от "договора" до разделения труда или наёмного труда (т.е. у кого-то есть право собственности на средства производства, у кого-то нет и в ближайшее время не предвидится) надо ещё добраться. в этом контексте могу себе представить только договор между рабочим и работодателем.
Я рассматриваю вопрос с социологической точки зрения, и это логично, потому что социология это наука об обществе, о том каким законам и закономерностям подчиняются процессы происходящие в обществе. В социологии слово договор используется в более широком смысле нежели в экономике и праве, ведь по сути договор может быть и не закреплен юридически, на бумаге, может быть устным, без свидетелей, но от этого он не лишается свойств присущих договору. В социологии пишут так -
Соответственно, социальные взаимодействия как обмен могут иметь несколько разновидностей.
Договорные формы наиболее отчетливо проявляются в экономической сфере; социальный обмен здесь приобретает форму сделки, в которой строго оговорены объем услуг, сроки их возмещения, стоимость и т.д. Ценник на сыре — это не что иное, как открыто заявленная цена услуги, при соблюдении которой владелец готов произвести с вами обмен; договорная форма пронизывает социальный обмен в организации между руководителем и подчиненными (контракт) и т.д. Широко развиты договорные формы взаимодействия в политической жизни.
Диффузность (нежесткость) в чистом виде проявляется в обменах, имеющих прежде всего, если так можно выразиться, морально-этическое содержание: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство. Мы не согласны с авторами, утверждающими, что социальный обмен - это только диффузный обмен. В этом случае из социального обмена выпадают экономический обмен, обмен в политической сфере жизни общества, взаимодействия в организации. Однако именно диффузный обмен является наиболее массовым. Как экономическая сделка, так и политический договор, контракт сотканы из общесоциальной ткани, в которой стороны добровольно предоставляют услугу на основе ожиданий взаимности и доверия к партнеру.
Эфендеев. Общая социология. ст171 - Разновидности социальных взаимодействий.
К вопросу о том, каким образом наемный труд связан с концентрацией собственности.
В природе существуют два процесса которые уравновешивая друг друга создают баланс.
Законы природы
Чем больше "личной соб-ти", тем больше "личной Свободы".
Этот Закон действует не только среди людей, но и среди животных. Проявляеться в защите территории, лежбищ, гнезд, накоплении запасов на зиму. Причем разделение в стаях на "личную" и "общественную" очень четко.
И этот закон имеет естественный природный противовес:
Чем больше "личной соб-ти", тем больше сил тратиться на ее содержание-защиту, и как следствие меньше "личной Свободы".(тем меньше остается сил на Свободные действия -> меньше личной Свободы)
Теперь каким образом возможно избежать действие второго закона, как можно обслужить ту собственность на которую собственных сил не хватает. Правильно заставить кого-то другого обслужить мою собственность. Как заставить? Как угодно, насильно, обязать договором. Это и есть наемный труд.
Я не утверждаю, что наемный труд сразу же приводит нас к концентрации собственности. Но он нарушает баланс тех самых процессов, снимает стопор и может привести к концентрации собственности. а раз может, значит однажды приведет. Сто раз не случиться, но на сто первый раз случится. И что тогда? Появилась концентрация собственности и у вас уже фактически появилась власть.
Посмотрите что написал
Овод. Логическая цепочка другая, но вывод получается тот же -
Лицо, имеющее наименьшую заинтересованность, в продолжении обмена, обладает способностью диктовать условия обмена другим его участникам . В результате этого несимметричного обмена появляется власть (частный случай обмена).
А вот еще один момент сближающий договор, наемный труд и власть, опять социология -
Одним из ключевых моментов понимания механизма власти есть выяснение причин, почему люди подчиняются, исполняют распоряжения других.Потому как реальная способность подчинить себе других, покоится именно на готовности тех, кому приказывают, слушаться приказаний.
А договор, как принятие на себя обязательств, пусть и добровольных, уже говорит о том, что ты готов выполнить чужую волю, если только тебя устроит цена. То есть это еще не власть, но уже существенный шаг в сторону власти.
И как иначе избежать всего этого кроме как отказавшись от договорного обмена заменив его диффузным(дарением), я не представляю. Но и трагедии в этом я уже не вижу, хотя поначалу такой отказ и представлялся абсурдным и невозможным.