анархизм - это модернизм?

Graswurzel

31-05-2008 17:47:08

соббсна, в названии темы и вся суть того, что мне хочется знать.
давайте, потрём о том, каким проектом является анархизм - модернистким или анти-модернистким. обоснованные ответы и цитаты из так называемых классиков онорхизма приветсвуются. неприветствуется срач и необоснованные понты. :cool:
lets start the bashing!


экскбюз ми, забыл кой-чё:
модернизация на википедии http://en.wikipedia.org/wiki/Modernization
антимодернизм там же http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Herz

31-05-2008 18:05:01

Антимодернизм это гопота, так как ведёт к запрету свободомыслия. Но модернизм может приводить к нравстенной распущенности, но к этой распущенности он приводит только его сторонников, к примеру художник экспрессионист наколовшись, обожравшись и другими способами издевающейся над собой производит прекрасную картину, которую я гвоздём прибью к стенке и она будет мне нравится, а художник подохнет принеся себя в жертву своим фантазиям, но я то останусь при своём мнении и не стану глядя на картинку уподобляться художнику, отсюда вывод, что пусть будет модернизм, мне он никак не мешает.

Кащей_Бессмертный

31-05-2008 18:12:21

Ы.

Антимодернизм, ибо идея линейного прогресса противоречит самой сути анархизма, хотя тот же Боровой и выпадает из этой логики.

Антимодерновость в этом смысле хорошо видна у Кропоткина, отрицавшего прогрессивность государственности и капитализма.
С другой стороны он же был индустриализма.

Вобщем, у разных авторов можно найти разные мнения по разным вопросам, но, если брать анархизм, как целое, то он безусловно антимодерничен, так как призывает к разрыву логики линейного прогресса, как неизбежной закономерности.


Ы. типа таво :D

Graswurzel

31-05-2008 19:04:55

вообще, под антимодерном можно понимать и критику модернизма, если я прально понимаю. это делает вопрос ещё более мутным.
гопота (т.е. в терминологии херца - отрицание свободы мысли) если не порождение современности, то развивается в эту эпоху самым интенсивным способом. цветёт практически. см. различные правды и истины 20-ого столетия, которые были очень жестоки к своим частичкам...

дык, кащей, ты ж кропоткина наизусть знаешь, приведи шо ле пару цитат на досуге. а то я действительно его нежные чувства к индустрии с критикой модерна не рифмую.

Кащей_Бессмертный

31-05-2008 19:12:56

дык, кащей, ты ж кропоткина наизусть знаешь, приведи шо ле пару цитат на досуге. а то я действительно его нежные чувства к индустрии с критикой модерна не рифмую.


Всегда пожалуйста, тока попозжее - зароюсь нафиг иначе :D

А пока только добавлю, что нужно:
а) учитывать контекст времени/пространства
б) индустриализм не равно модернизм

Короче, тут еще вот что важно понять - что есть модернизм в двух словах, попростому, иначе мы друг друга не поймем :D

Кащей_Бессмертный

31-05-2008 19:33:47

"Что же касается до внезапного промышленного прогресса, который совершился в XIX веке и который обыкновенно приписывается торжеству принципов индивидуализма и конкуренции, этот прогресс, вне всякого сомнения, имеет несравненно более глубокое происхождение. После того, как были сделаны великие открытия XV века, в особенности открытие давления атмосферы, поддержанное целым рядом других успехов в области физики — а эти открытия были сделаны в средневековых городах — после этих открытий изобретение парового двигателя и вся та промышленная революция, которая была вызвана применением новой силы — пара, были необходимым последствием. Если бы средневековые города дожили до развития начатых ими открытий, т.е. до практического применения нового двигателя, то этические последствия революции, вызванной применением пара, могли бы носить иной характер; но та же самая революция в области техники производств и науки и тогда была бы неизбежна. Остается, однако, открытым вопрос, не было ли замедлено появление паровой машины, а также последовавший затем переворот в области искусств, тем общим упадком ремесел, который последовал за разрушением свободных городов и был особенно заметен в первой половине XVIII века. Рассматривая порази тельную быстроту промышленного прогресса в период с XII до XV столетия, — в ткацком деле, в обработке металлов, в архитектуре, в мореплавании, — и размышляя над научными открытиями, к которым этот промышленный прогресс привел в конце XV века, — мы в праве задаться вопросом: не запоздало ли человечество в исполнении всех этих научных завоеваний, когда в Европе начался общий упадок в области искусств и промышленности вслед за падением средневековой цивилизации? Конечно, исчезновение артистов-ремесленников, каких произвела Флоренция, Нюрнберг и т.д., упадок крупных городов и прекращение сношении между ними не могли благоприятствовать промышленной революции, и нам известно, например, что Джемс Уатт, изобретатель современной паровой машины, потратил около двадцати лет своей жизни, чтобы сделать свое изобретение практически полезным, так как он не мог найти в XVIII веке таких помощников, каких он с легкостью бы нашел в сред*невековой Флоренции, Нюрнберге или Брюгге, т. е. ремес*ленников, способных воплотить его изобретения в металле и придать им ту артистическую законченность и точность, которые необходимы для паровой машины.
Таким образом, приписывать промышленный прогресс XIX века войне каждого против всех — значит рассуждать подобно тому, кто, не зная истинных причин дождя, приписывает его жертве, принесенной человеком глиняному идолу. Для промышленного прогресса, как для всякого иного завоевания в области природы, взаимная помощь и тесные сношения, несомненно, являются и являлись более выгодными, чем взаимная борьба."

Взаимопомощь, как фактор эволюции

Тут можно примерно так рассуждать:
модернизм есть линейное и последовательное развитие, через феодализм к капитализму. индивидуализм - это прогрессивное явление. Индустриализм - это следствие развития капитализма и индивидуализма.

Для Кропоткина индустриализм, как видно - это следствие существования средневековых коммун с их духом взаимопомощи, когда активно развивались искусство и ремесла.
Если бы не капитализм, то индустриализм не был бы губителен для народа, а принес бы "переход из царства необходиомти в царство свободы" выражаясь языком Маркса, однако означенный капитализм вмешался, оседлал индустриальное развитие и поставил его себе на службу, возведя во главу угла максимализацию прибыли, ее апологию.
В этой связи мы наблюдаем затухание института взаимопомощи, и одновременное развитие атомизирующих процессов.
То есть, модернизмом оказывается именно извращение индустриального развития (согласно логике Кропоткина) капитализмом, когда коллективность должна сменится со временем полным торжеством эгоизма и индивидуализма, так что анархо-коммунизм призван разорвать модерн, разоврать логику линейного прогресса и привести человечество в лоно справедливости и гармонии.

«Десять, двадцать тысяч рабочих сразу выброшено из фабрик на улицу».

Речи бутовщика

Таким является в 19-м веке индустриальный капитализм. Кропоткин же призывает к использованию индустриального развития для освобождения человека от негативной стороны труда, в противовес капиталистической логики замены человека машиной, когда рабочих обрекают на голодную смерть.

Это уже "Поля, фабрики и мастерские" нужно читать внимательно, что бы уяснить :)
Так как по сути в данной книге речь идет о построении сетевого индустриального общества, что на момент написания по-моему с модернизмом не шибко вязалось, да и сейчас не будет особо вязаться, сли сию концепцию дополнить и развить идеями франкфуртской школы и прочими умными и актуальными вещами :)

Herz

31-05-2008 21:36:24

а в техническом аспекте модернизм, да же полезен и плевать мне на его производителей, пока это никак не касается меня или окружающей среды, т.е. модерн производства и фантазия в этой области должна быть ограничена, так как может послужить злом для всех нас. Но антимодернизм доводящий до пещерного уровня, не меньшая тупость. Во всех делах этих важна золотая серединка, это и есть АНАРХИЯ.

Spirit

01-06-2008 03:19:58

Капитализм это и есть модернизм в политике... И возник он на основе протестантской этики, а протестантизм по сути христианский модернизм...

Коммунизм же это реакция сельского традиционализма на развитие капитализма. Коммуна - это оющина (в переводе). Коммунизм это в иднеале общинность по типу деревенской общины...

Анархизм в этом смысле явление городское... Если искать исторические основания в средневековых профессиональных слоях - то вероятно это соотносится с менталитетом людей свободных професссий...

А в античности - в среде философоф, как уже на форуме обсуждали...

Я не думаю, что анархизм модернистский проект... Ну что модернизируют анархисты?

Анархизм совершенно оригинальный проект....

Graswurzel

01-06-2008 18:55:21

2 Herz: модерн как он есть не касаться тебя не может - это по ходу его образ функционирования - производить техногенные и "гуманитарные" катастрофы...
но я пол, что ты имеешь в виду, и нам надо конкретно бы утрясти, какой модерн либо антимодерн мы имеем в виду. эти статейки из википедии довольно куцие, признаю. )))

2 Spirit: мне казалось капитализм - таки модерн в экономике...
анархизм точно так же считается социализмом крестьян и ремесленников, а революции возникали там, где пролетариат был молодой и ещё помнил, чего хочет. едва ли это городской проект. сошлюсь на тру-анархиста ландауэра - призывал всех податься в деревню. ;)

Анархизм совершенно оригинальный проект....

старый, по крайней мере, как просвещение и французская революция (в той форме, в какой мы ему поклоняемси - о, дайте мне супер-саркастичный смайл!)
и столь же оригинальный, как всё, что уже было под солнцем. ;)

Herz

02-06-2008 05:41:43

Spirit писал(а):Капитализм это и есть модернизм в политике... И возник он на основе протестантской этики, а протестантизм по сути христианский модернизм...

Коммунизм же это реакция сельского традиционализма на развитие капитализма. Коммуна - это оющина (в переводе). Коммунизм это в иднеале общинность по типу деревенской общины...

Анархизм в этом смысле явление городское... Если искать исторические основания в средневековых профессиональных слоях - то вероятно это соотносится с менталитетом людей свободных професссий...

А в античности - в среде философоф, как уже на форуме обсуждали...

Я не думаю, что анархизм модернистский проект... Ну что модернизируют анархисты?

Анархизм совершенно оригинальный проект....


Католики антимодернисы лишь потому, что не любят свободомыслия и желают всех посадить под свой контроль, в этом случае протестантизм с отделением собственности в частное пользование нельзя назвать капитализмом. Коммуна хороша в свободном понимании, а не под государственным или ещё чьём контроле, в данном случае церкви.

Graswurzel

02-06-2008 20:54:26

ок, рац предложение. беру с немецкой википедии
http://de.wikipedia.org/wiki/Moderne

- секуляризация и просвещение
- индустриальная революция (массовое машинное производство)
- замещение абсолютизма / меркантилизма капитализмом / демократией
- вера в прогресс
- рациональность и вера в разум
- эмансипация и автономия областей общества (типа право, этика, экономика, политика...)
- индивидуализм в смысле экономического либерализма (в советской россии - модернизация под знаком коллективизма) (?)
- "приручение" природы как полезного обновляемого ресурса


точного авторства не указано, но, кажется, это по даниелю беллу.

возражения, дополнения и другие определения модерна привествуются.

Goren

03-06-2008 08:36:42

Если так, то модернизм и анархизм существуют как бы в параллельных плоскостях. Есть анархисты-модернисты, а есть и строго противоположных взглядов...

Graswurzel

03-06-2008 08:58:33

ап том и речь.
засомневался просто в направленности "анархизма", насколько он современен, насколько анти-совренемен.
кто по твоему утверждает, что он современен и прогрессивен? цитаты из "классиков" и "не-классиков" могёшь?

Cheshire Cat

25-06-2008 18:14:46

Анархизм модернистичен, поскольку утопичен.

Graswurzel

25-06-2008 20:35:51

Ы?! даже если утопия антимодернистична? (допустим)

Cheshire Cat

26-06-2008 06:09:07

Graswurzel писал(а):Ы?! даже если утопия антимодернистична? (допустим)


Утопия устремлена в будущее (не существующее), поэтому ИМХО она не может быть антимодернистична по определению. Такова структура утопии, даже если она призывает вернуться к прошлому, она призывает сделать это в будущем (назад в будущее!). Если я не прав, то поправьте меня.

Goren

26-06-2008 10:36:44

По-моему, это бассейн какой-то. Так получается, что всё, что угодно - модернизм. Любая теория устремлена в будущее хотя бы потому, что реализоваться она может только в будущем.

Cheshire Cat

26-06-2008 11:37:12

Goren писал(а):По-моему, это бассейн какой-то. Так получается, что всё, что угодно - модернизм. Любая теория устремлена в будущее хотя бы потому, что реализоваться она может только в будущем.


Если вы говорите о любой теории построения светлого будущего человечества, то это и есть не что иное, как утопия. Утопии возникли из веры во всесилие человеческого Разума, во всесилие Человека, в его способность к самосовершенствованию, все эти идеи начали формироваться в эпоху Возрождения и окончательно выкристаллизовались в эпоху Просвещения. Поэтому не понимаю, что тут вас удивляет. Мы живём и мыслим в парадигме Нового времени (Модерна), и в том, что анархизм -- это Модерн, нет ничего удивительного. Хотя само слово у-топос подразумевает отсутствие места, в действительности оно означает отсутствие времени, Модерн устремлён ко времени, когда времени не будет, но это и есть чистая Утопия. А анархическая утопия -- частный случай утопии вообще.

Graswurzel

01-07-2008 18:19:47

ок. но если утопия отрицает некоторые (а то и многие) симпотоматические черты эпохи модернизма, но направлена в будущее (бо мы по-другому не мыслим, пусть даже и это наше мышление суть продукт модерна) - она тожа модернова? ы?
может модерновая теория, утопия, носить в себе зерно отрицания модернизма?

Cheshire Cat

01-07-2008 18:31:58

Graswurzel писал(а):ок. но если утопия отрицает некоторые (а то и многие) симпотоматические черты эпохи модернизма, но направлена в будущее (бо мы по-другому не мыслим, пусть даже и это наше мышление суть продукт модерна) - она тожа модернова? ы?
может модерновая теория, утопия, носить в себе зерно отрицания модернизма?


Может, я и не прав, но предполагаю, что модерновые концепции и должны отрицать друг друга: ведь между ними происходит конкуренция за звание Истинного Модерна. Аналогичная ситуация в искусстве, где каждое новое течение отрицало предыдущие и совершало очередной Переворот в Искусстве. Главное в Модерне ИМХО -- это культ новизны. Всё.
Теперь о том, что реально противостоит Модерну. Это не Постмодерн, который просто включает в себя Модерн как теория относительности включает в себя ньютоновскую физику. Это Фундаментализм или Традиционализм. Вот если анархизм сольётся с традиционализмом, то он действительно станет антимодерновым. Но он не сольётся с ним никогда имхо.
Вообще, я думаю, что суть проблемы в следующем: слово Модерн имеет два смысла: Модерн как эпоха, выработавшая определённые мыслительные штампы и идеи, и Модерн как структура мышления (принцип и культ новизны). Поэтому тут нужно обращать внимание на то, какой смысл мы вкладываем в само понятие Модерн.

Graswurzel

01-07-2008 18:39:00

согласен насчёт культа новизны и постмодерна (он тащит модерн в себе, без базара).
на счёт остального - не очень. по твоему можно стремиться к упразднению урбанизации, индустриализации, дифференциации областей общества (то бишь по луману, например) и толкать это как претензию на Истинный модерн? не уверен.

не-не, "дружественное" слияние с эволой - это последнее о чём бы я подумал. )))) может статься, что мы и сами с усами.

Goren

01-07-2008 18:40:30

'Cheshire Cat писал(а):Если вы говорите о любой теории построения светлого будущего человечества, то это и есть не что иное, как утопия.

Да хоть чего построения. Даже если не светлого и не будущего. Если кто-то призывает, как Зерзан, возвращаться в пещеры и жить как наши предки 10 тысяч лет назад - это тоже модернизм? Ведь всё равно иначе чем в будущем этого не осуществить...

Cheshire Cat

01-07-2008 18:48:51

Graswurzel писал(а):согласен насчёт культа новизны и постмодерна (он тащит модерн в себе, без базара).
на счёт остального - не очень. по твоему можно стремиться к упразднению урбанизации, индустриализации, дифференциации областей общества (то бишь по луману, например) и толкать это как претензию на Истинный модерн? не уверен.

не-не, "дружественное" слияние с эволой - это последнее о чём бы я подумал. )))) может статься, что мы и сами с усами.


По Гуссерлю, устремлённость к будущему и вера в Разум -- это черты западной культуры (истоком которой он традиционно определяет Древнюю Грецию). Если посмотреть на вещи таким образом, то получается, что модерн (как западный тип мышления) шире самого Модерна. Но в любом случае речь идёт о том, что Разум сам исправляет свои ошибки, а будущее оказывается аксиологически значимее прошлого.

Cheshire Cat

01-07-2008 18:51:43

Goren писал(а):Да хоть чего построения. Даже если не светлого и не будущего. Если кто-то призывает, как Зерзан, возвращаться в пещеры и жить как наши предки 10 тысяч лет назад - это тоже модернизм? Ведь всё равно иначе чем в будущем этого не осуществить...


Если говорится о возвращении к чему угодно, то это не модерн, а антимодерн имхо. Разница между модерном и антимодерном (фундаментализмом) заключается в валоризации Будущего или Прошлого. И, соответственно, человеческого или божественного Разума. Творчества или Традиции. И т.д.

Goren

01-07-2008 18:54:56

Вот об чём и речь. То есть, анархизм бывает как модерновым (когда предлагается создать что-то, чего ещё не было), так и антимодерновым (когда предлагается вернуться к чему-то что, по мнению предлагающего, уже было). ЧиТД..

Cheshire Cat

01-07-2008 18:57:54

Goren писал(а):Вот об чём и речь. То есть, анархизм бывает как модерновым (когда предлагается создать что-то, чего ещё не было), так и антимодерновым (когда предлагается вернуться к чему-то что, по мнению предлагающего, уже было). ЧиТД..


А что такое ЧиТД?

Goren

01-07-2008 19:00:45

Что и требовалось доказать. Нешто в школе теоремы не доказывал? %)

Graswurzel

01-07-2008 19:01:23

вот ландауэр с его ан-историческим пониманием человеческой истории был конкретным антимодернистом, западаввшим на кропоткина (среди прочего). но речь была о так называемых классиках, которые некогда были такими же ушлёпками как и все остальные, и которых однажды кто-то раскрутил как классиков.
и без которых мы теперь не могёёёёём!!!!
ппц, ландауэра и гольдман - в классики!


вынужден согласиться с гуссерлем.

Cheshire Cat

01-07-2008 19:17:40

Graswurzel писал(а):вот ландауэр с его ан-историческим пониманием человеческой истории был конкретным антимодернистом, западаввшим на кропоткина (среди прочего). но речь была о так называемых классиках, которые некогда были такими же ушлёпками как и все остальные, и которых однажды кто-то раскрутил как классиков.
и без которых мы теперь не могёёёёём!!!!
ппц, ландауэра и гольдман - в классики!


вынужден согласиться с гуссерлем.


Да, интересная концепция.

Дисконтинуитет исторического времени

Как уже отмечалось в критике историзма, представление древних иудеев о времени значительно отличается от того, которое распространено в современных западных обществах. В отличие от представления о пустой бесконечности времени Беньямин вслед за лурианцами постулирует качественную временную бесконечность. Время Беньямина - это структура - где каждая секунда представляет собой маленькие ворота, через которые может придти мессия. При таком видении прошлое никогда не завершено. Точно также настоящее - это не просто переход от прошлого к будущему, а хилиастическое теперешнее время, перерезающее естественно-исторический континуум . В этой (в сущности анархической) концепции времени всегда заложена возможность скачкообразного изменения хода истории. Незавершенное прошлое всегда может прорваться в настоящее время, дать шанс на спасение. Такая концепция резко контрастирует с эволюционным представлением об историческом развитии от низших к более высокоразвитым общественным формациям, аналогичном тому, которое происходит в природе, - представлением, которое разделялось и марксизмом. Подобно тому, как в иудейской религиозной традиции приход мессии является внезапным, всегда возможным событием (аналогично анархистскому представлению о потенциально всегда возможной революции), восстанавливающим изначальное райское состояние, точно так же у Беньямина бесклассовое общество... - это не конечная цель истории, а ее так часто не удававшееся и наконец свершившееся ПРЕРЫВАНИЕ. Здесь можно обнаружить отзвук разделения истории на предысторию и собственно историю, который встречается и у Маркса, но уже не как на конечный пункт целенаправленного, закономерного развития.
В этом контексте следует рассматривать и критику Беньямином всеобщей истории как простой суммы историй отдельных культур. Он противопоставляет этому ландауэровский принцип наслаивания - взаимного проникновения народов и культур. Все эпохи по причине их незавершенности со-существуют одновременно в культуре человечества и при определенных событиях снова возвращают к актуальности, требуют ее спасения. И только тогда, в состоянии спасения, станет возможно заключительное, универсальное рассмотрение истории человечества.


http://zhurnal.lib.ru/m/magid_m_n/benyamin.shtml

А по-твоему, Ландауэр и Беньямин не вышли за рамки западной парадигмы? По-моему, вышли, как и Левинас, например, который на Деррида сильно повлиял. В этом смысле, Постмодерн -- это уже и Постзапад тоже, а разве нет?

Cheshire Cat

01-07-2008 19:35:12

Goren писал(а):Что и требовалось доказать. Нешто в школе теоремы не доказывал? %)


Нет, коты не доказывают школьные теоремы. В крайнем случае, они их придумывают, но я не из таких.

Graswurzel

01-07-2008 20:05:57

йэбическая сила! ажно я чуть не осенил себя крестным знамением: думал, что магид о беньяниме сподобился написать, а как прочёл, что чел ещё и на ландауэра ссылаеццо, так чуть не кончился совсем... не интернетный ли самурай магидушка года два назад мне своей мещанской критикой дедушки ландауэра плешь проедал, и брызгал сотоварищи слюной?!
но хто такой Н.лутц? хотя неважно.

не знаю, насколько они "вышли", они скорее взяли то, что всегда существовало параллеьно модерну. и насколько постмодерн постзапад - запад ведь никуда не делся, или как? а то смотрю, ты шаришь в вопросе-то...

Cheshire Cat

01-07-2008 20:15:25

Graswurzel писал(а):йэбическая сила! ажно я чуть не осенил себя крестным знамением: думал, что магид о беньяниме сподобился написать, а как прочёл, что чел ещё и на ландауэра ссылаеццо, так чуть не кончился совсем... не интернетный ли самурай магидушка года два назад мне своей мещанской критикой дедушки ландауэра плешь проедал, и брызгал сотоварищи слюной?!
но хто такой Н.лутц? хотя неважно.

не знаю, насколько они "вышли", они скорее взяли то, что всегда существовало параллеьно модерну. и насколько постмодерн постзапад - запад ведь никуда не делся, или как? а то смотрю, ты шаришь в вопросе-то...


Не шарю ни фига. Просто сейчас задумался что-то. Запад по моему мнению -- это плавающее означающее, которое обретает тот или иной смысл в том или ином дискурсе. В общем вещь довольно надуманная, но в быту всё же полезная. И всё-тки я думаю, что постмодерн не Запад (в моём, гуссерлианском, понимании этого слова), поскольку в нём отношение к дискурсу совсем не эллинское: не я говорю, а кто-то говорит, а точнее, уже сказал в прошлом, а я сейчас его только интерпретирую. В общем, талмудизм это чистой воды имхо.

Graswurzel

13-07-2008 16:12:39

тал-мудизм, может, просто честен с собой. ;)

Graswurzel

02-09-2008 09:40:10

наткнулся на интересную мысль (у армина нассехи, такой системный социолоХ) на днях:
по луману, современные обещства развивают всё больше и больше функциональных сегментов. которые всё больше и больше обособляются. как утверждает нассехи, даже время в них по разному понимается. поэтому общего времени в обществе как таковом больше нет. ergo - все утопии в луманском модерне теряют смысл. утопии антимодерничны (бля, есть такое слово?)
было бы интересно прикинуть, каков уровень функциональной сегментации в анархо-коммунистическом обещстве, как его се диду кропоткин представлял... хм... *ушёл думать*

Кащей_Бессмертный

02-09-2008 09:43:20

Graswurzel, тут читал диду Грава? http://anarhia.org/forum/showthread.php?t=1794

Он соратничег ведь диду Св. Кропоткина был :) И вообще - весьма любопытная работа, хоть и жутко корявым языком на русский переведена.

Graswurzel

02-09-2008 09:49:06

не, не читал. в каком аспекте на нея стоит обратить внимание?

Кащей_Бессмертный

02-09-2008 09:50:16

Graswurzel писал(а):не, не читал. в каком аспекте на нея стоит обратить внимание?


В разных - это очень люботный текст. В том числе в смысле "специализации, и вообще труда при анархии".