"Что же касается до внезапного промышленного прогресса, который совершился в XIX веке и который обыкновенно приписывается торжеству принципов индивидуализма и конкуренции, этот прогресс, вне всякого сомнения, имеет несравненно более глубокое происхождение. После того, как были сделаны великие открытия XV века, в особенности открытие давления атмосферы, поддержанное целым рядом других успехов в области физики — а эти открытия были сделаны в средневековых городах — после этих открытий изобретение парового двигателя и вся та промышленная революция, которая была вызвана применением новой силы — пара, были необходимым последствием. Если бы средневековые города дожили до развития начатых ими открытий, т.е. до практического применения нового двигателя, то этические последствия революции, вызванной применением пара, могли бы носить иной характер; но та же самая революция в области техники производств и науки и тогда была бы неизбежна. Остается, однако, открытым вопрос, не было ли замедлено появление паровой машины, а также последовавший затем переворот в области искусств, тем общим упадком ремесел, который последовал за разрушением свободных городов и был особенно заметен в первой половине XVIII века. Рассматривая порази тельную быстроту промышленного прогресса в период с XII до XV столетия, — в ткацком деле, в обработке металлов, в архитектуре, в мореплавании, — и размышляя над научными открытиями, к которым этот промышленный прогресс привел в конце XV века, — мы в праве задаться вопросом: не запоздало ли человечество в исполнении всех этих научных завоеваний, когда в Европе начался общий упадок в области искусств и промышленности вслед за падением средневековой цивилизации? Конечно, исчезновение артистов-ремесленников, каких произвела Флоренция, Нюрнберг и т.д., упадок крупных городов и прекращение сношении между ними не могли благоприятствовать промышленной революции, и нам известно, например, что Джемс Уатт, изобретатель современной паровой машины, потратил около двадцати лет своей жизни, чтобы сделать свое изобретение практически полезным, так как он не мог найти в XVIII веке таких помощников, каких он с легкостью бы нашел в сред*невековой Флоренции, Нюрнберге или Брюгге, т. е. ремес*ленников, способных воплотить его изобретения в металле и придать им ту артистическую законченность и точность, которые необходимы для паровой машины.
Таким образом, приписывать промышленный прогресс XIX века войне каждого против всех — значит рассуждать подобно тому, кто, не зная истинных причин дождя, приписывает его жертве, принесенной человеком глиняному идолу. Для промышленного прогресса, как для всякого иного завоевания в области природы, взаимная помощь и тесные сношения, несомненно, являются и являлись более выгодными, чем взаимная борьба."
Взаимопомощь, как фактор эволюции
Тут можно примерно так рассуждать:
модернизм есть линейное и последовательное развитие, через феодализм к капитализму. индивидуализм - это прогрессивное явление. Индустриализм - это следствие развития капитализма и индивидуализма.
Для Кропоткина индустриализм, как видно - это следствие существования средневековых коммун с их духом взаимопомощи, когда активно развивались искусство и ремесла.
Если бы не капитализм, то индустриализм не был бы губителен для народа, а принес бы "переход из царства необходиомти в царство свободы" выражаясь языком Маркса, однако означенный капитализм вмешался, оседлал индустриальное развитие и поставил его себе на службу, возведя во главу угла максимализацию прибыли, ее апологию.
В этой связи мы наблюдаем затухание института взаимопомощи, и одновременное развитие атомизирующих процессов.
То есть, модернизмом оказывается именно извращение индустриального развития (согласно логике Кропоткина) капитализмом, когда коллективность должна сменится со временем полным торжеством эгоизма и индивидуализма, так что анархо-коммунизм призван разорвать модерн, разоврать логику линейного прогресса и привести человечество в лоно справедливости и гармонии.
«Десять, двадцать тысяч рабочих сразу выброшено из фабрик на улицу».
Речи бутовщика
Таким является в 19-м веке индустриальный капитализм. Кропоткин же призывает к использованию индустриального развития для освобождения человека от негативной стороны труда, в противовес капиталистической логики замены человека машиной, когда рабочих обрекают на голодную смерть.
Это уже "Поля, фабрики и мастерские" нужно читать внимательно, что бы уяснить
Так как по сути в данной книге речь идет о построении сетевого индустриального общества, что на момент написания по-моему с модернизмом не шибко вязалось, да и сейчас не будет особо вязаться, сли сию концепцию дополнить и развить идеями франкфуртской школы и прочими умными и актуальными вещами