Перевёл начало:
1. Недостаточность экономического материализма.
Воля к власти как фактор истории. Наука и исторические концепции. Недостаточность экономического материализма. Законы физической жизни и "физика общества". Значение условий производства. Экспедиции Александра. Крестовые походы. Папизм и ересь.Власть как помеха и препятствие для экономической эволюции. Фатализм "экономических необходимостей" и "исторической миссии". Экономическая позиция и социальная деятельность буржуазии. Социализм и социалисты. Физические предпосылки ко всем историческим переменам. Война и экономика. Монополия и самодержавие. Государственный капитализм.
Чем глубже мы прослеживаем историю политических воздействий, тем больше мы убеждаемся, что "воля к власти" (термин, впервые введённый Ницше - прим. перев.) стремится ныне стать одним из сильнейших мотивов развития форм человеческого общества. Мысль о том, что все политические и общественные события являются результатом данных экономических условий и могут быть объяснены ими, не выдерживает тщательного рассмотрения. Эти экономические условия и особые формы общественного производства играют роль в эволюции человечества, как известно каждому, кто всерьёз старался достичь оснований социальных явлений. Этот факт был хорошо известен и до Маркса, намеревавшегося объяснить его своими способами. Целый ряд выдающихся французских социалистов, таких как Сен-Симон, Консидеран, Луи Бланки, Прудон и многие другие, указывали на это в своих писаниях, и известно, что Маркс пришёл к социализму через изучение этих самых трудов. Более того, признание влияния и значения экономических условий в структуре общественной жизни находится в самой природе социализма.
Это не подтверждение исторической и философской концепции, чеканно выраженной в марксистской формуле, а положение, в котором показано общее представление и тип мышления, на которых Маркс основал её. Некоторые отчётливо видят влияние Гегеля, учеником которого являлся Маркс. Никто, кроме "философа Абсолюта", изобретателя "исторических необходимостей" и "исторических миссий", не мог придать ему такую самоуверенность в суждениях. Только Гегель мог вдохнуть в него веру, что он достиг основания "законов социальной физики", согласно которой каждое общественное явление должно быть рассмотрено как определённое воспроизведение естественной и необходимой последовательности событий. Фактически наследники Маркса сравнили"экономический материализм" с открытиями Коперника и Кеплера, и личность ни больше, ни меньше, чем сам Энгельс, сделала утверждение, что с такой интерпретацией истории социализм стал наукой.
Вот фундаментальная ошибка в этой теории: она полагает, что причины социальных явлений, как и причины механистических событий, находятся в природе. Наука включает в себя только явления, которые разыгрываются в великой раме, называемой Природой, и которые, тем самым, ограничены пространством и временем и исчислимы человеческим разумом. Природа царствует в мире внутренних связей и механических необходимостей, где каждое событие происходит согласно законам причины и следствия. В этом мире нет случайностей. Всякий произвольный акт немыслим. По этой причине наука имеет дело только с точными фактами; любой единичный факт, который идёт вразрез с предшествующими экспериментами и не согласуется с теорией, может разрушить самое остро аргументированное учение.
viewtopic.php?p=30962#p30962