Кащей_Бессмертный
30-07-2010 07:21:34
http://www.avtonom.org/old/index.php?nid=421
Этот текст взят с австрийского сайта www.anarchismus.at . Он рассказывает о «Проекте А», который предприняли в конце 1980-ых начале 1990-ых немецкие автономы. Смысл проекта заключался в создании либертарной экономики, инфраструктуры в нескольких маленьких городах. Вначале проект преуспевал, но по иронии судьбы загнулся и сейчас не существует. Не смотря на это, данный текст очень важен для нас. Он содержит много здоровой и правильной самокритики автономного движения, предостерегает от ошибок, которые мы не должны повторять.
Можно назвать множество причин, по которым проект не осуществился. Но мы всего лишь процитируем итальянского теоретика и практика автономии: «Принятая левыми стратегия сопротивления глобализации и защиты локального также вредна, поскольку во многих случаях то, что представляется локальными идентичностями, в действительности не автономно и независимо, а вносит свою лепту в создание капиталистической имперской машины (…) Предпочтительнее вступить на территорию империи, встретиться лицом к лицу с ее потоками (…) и встать в своем следовании на сторону масс, объединенных в глобальном масштабе» (Негри А. Империя. М., 2004, с.55).
Хорст Штовассер
«Пути из гетто – анархитское движение и Проект А[1]»
(Wege aus dem Ghetto – Die anarchistische Bewegung und das Projekt A; 1990)
Существующее вырастает из осуществления. Эрих Мюзам
Между письменным столом и уличными боями – анархисткое движение в Германии
Как реагирует среднестатистический анархист, когда некто пахнущий другой стаей находит хвалебные слова для его либертарного проекта? Например, ремесленник из собрания среднего класса Христианско-демократического союза?
Он сердится и озабоченно спрашивает себя, что же он сделал не так? Но почему же? Не были ли анархисты всегда горды тем, что их идеи дружественны людям, их образ мышления прост, их образ действия прям, а их намерения позитивны? Идеи зваимопомощи, самоорганизации, прямого действия и акратии, например. Почему же, во имя всего святого, такие позитивные анархистские перлы должны приниматься на ура только анархистами? Это подозрительно, когда анархистские модели признаются и за своими границами? Кажется, что так.
Этот текст взят с австрийского сайта www.anarchismus.at . Он рассказывает о «Проекте А», который предприняли в конце 1980-ых начале 1990-ых немецкие автономы. Смысл проекта заключался в создании либертарной экономики, инфраструктуры в нескольких маленьких городах. Вначале проект преуспевал, но по иронии судьбы загнулся и сейчас не существует. Не смотря на это, данный текст очень важен для нас. Он содержит много здоровой и правильной самокритики автономного движения, предостерегает от ошибок, которые мы не должны повторять.
Можно назвать множество причин, по которым проект не осуществился. Но мы всего лишь процитируем итальянского теоретика и практика автономии: «Принятая левыми стратегия сопротивления глобализации и защиты локального также вредна, поскольку во многих случаях то, что представляется локальными идентичностями, в действительности не автономно и независимо, а вносит свою лепту в создание капиталистической имперской машины (…) Предпочтительнее вступить на территорию империи, встретиться лицом к лицу с ее потоками (…) и встать в своем следовании на сторону масс, объединенных в глобальном масштабе» (Негри А. Империя. М., 2004, с.55).
Хорст Штовассер
«Пути из гетто – анархитское движение и Проект А[1]»
(Wege aus dem Ghetto – Die anarchistische Bewegung und das Projekt A; 1990)
Существующее вырастает из осуществления. Эрих Мюзам
Между письменным столом и уличными боями – анархисткое движение в Германии
Как реагирует среднестатистический анархист, когда некто пахнущий другой стаей находит хвалебные слова для его либертарного проекта? Например, ремесленник из собрания среднего класса Христианско-демократического союза?
Он сердится и озабоченно спрашивает себя, что же он сделал не так? Но почему же? Не были ли анархисты всегда горды тем, что их идеи дружественны людям, их образ мышления прост, их образ действия прям, а их намерения позитивны? Идеи зваимопомощи, самоорганизации, прямого действия и акратии, например. Почему же, во имя всего святого, такие позитивные анархистские перлы должны приниматься на ура только анархистами? Это подозрительно, когда анархистские модели признаются и за своими границами? Кажется, что так.
Скрытый текст: :
Стигматизированные изоляцией на протяжение десятилетий, оглуплённые горько-сладким ядом угла обиженных маргинальных групп, и позы огораживающегося всезнайки, кажется, как раз становится добродетелью, находить верный курс в прямой пропорциональности отвержения «другими». И что ещё хуже: очевидно, анархисты сверх того почти полностью вытеснили те фазы своей истории и идентичности, когда они действовали со своим социальным окружением в одном ритме. Те редкие, но довольно важные моменты, в которые им удавалось выйти из теневого существования и перенести свои утопии прямо в реальную жизнь. События подобные испанской революции, аргентинским бунтам и восстанию на Украине всё ещё охотно вспоминаются, но, к сожалению, всё чаще в смысле ритуального и похожего на молитвенное колесо цитирования. Их собственный характер, их предпосылки и динамика при этом почти со стыдом замалчиваются.
Интерес к плакативному былой славы стоит зачатсую выше вопроса о значении такого опыта для нашей реальности здесь и сейчас: пропаганда вместо парадигмы.
Чтобы выразить это точно: в современных анархистских кругах в наших краях как правило более популярно жаться к героическим и туманным клише, чем серьёзно (и соответственно так же нелегко) применить уроки тех воплощённых утопий к нашей сегодняшней ситуации.
Этого недостаточно – снова и снова говорить, что анархия возможна, и что 50 лет назад уже раз удалось осуществить первые, великолепные шаги в масштабах современного массового общества. Независимо от дефицитов и противоречий тех революций, нужно постоянно отваживаться на попятки, найти и вытащить на свет те банальные и не особенно захватывающие схемы нитей из-за блестящих картин. Если этого не происходит, анархистское движение станет церковью блаженных мифов и опустится до традиционного кружка в самостоятельно построенном гетто.
Эта печальная перспектива может и не испугать некоторых анархистов – тех, которые уже устроились в гетто, и которым сектантский характер их движения обещает душевный комфорт. Но всех остальных, для которых привлекательность анархистского движения состоит не в просто философских упражней для мысли или в периодических пафосно-провокативных жестах, а в вызове действительно осуществить утопию, это состяоние должно тревожить.
Тех анархистов, для которых практика стоит выше жеста (к которым я отношу и себя), безусловно, стало впоследние годы больше. Начиная с самокритичного анализа (как например, на интернациональных встречах в Венеции, Мельбурне, Чикаго, Франкфурте или Сеуле), с артикуляции своего дискомфорта и развития новых идей, они уже нашли путь к практике. По всему миру, с бодро нарастающей тенденцией и неустанной фантазией, экспереминтируется с необычными идеями. Проеткы и определяющие направление модели является первыми попытками идти по длинному пути.
У всех них общее одно – вон из гетто, прямиком в жизнь, анархия, которую можно потрогать прямо за дверью, понятные пути, простая доступность для каждого и каждой.
«Anarchie ist machbar, Frau Nachbar!» (Анархия осуществима, фрау соседка! – прим. перев.) – заявлял один из тех бодро-спокойных девизов 80-годов из анархо-сцены. Верная мысль, и сказано хорошо – только: где и когда движение хоть раз показало той «фрау соседке» путь, предоставило доступ, показало модель?
2.
Поиск моделей, которые могли бы перенести столь живые анархизмы в социальную повседневность, начался даже в немецком послевоенном анархизме относительно рано. Сначала несмело, и поэтому рядом с mainstream-анархизмом с его циклическими дебатами, попытками что-то основать и акциями довольно неброско, в конце 70-х начало широко проявляться неудовольствие. Что это были в основном протагонисты того же анархизма дебатов, оснований и акций, которые почувствовали нудовольствие, стали артикулировать и претворять, должно заставить задуматься. Они все заметили, что «движение» почти 10 лет после повторного рождения как будто движется по кругу в шуме и толчее студенческого движения. Их ужаснула бесперспективность нового анархизма, и они были беспомощны перед фактом, что это движение хотя и стояло крепко на двух ногах в мире плкативных политических воображаемых реальностей, но едва ли хоть одним пальцем ноги в реальном социальном мире этой страны. Уже к 80-м годам мы должны были указать в различных исследованиях нашего Центра Документации, чточто бундес-немецкие анархисты родили «бумажного гидроцефала» - симптом бедности перспектив, когда, например, противопоставляешь более 500-ам газетам, которые они вызвали к жизни после 1945 года, несколько живых экспериментов, на которые они когда-либо отважились. В то же время симптом их изолированности, когда далее было установлено, что из этих 500 газет целых три когда-либо серьёзно пытались писать для не-анархистов, т.е. для той знаменитой «фрау соседки», для которой анархия, якобы, должна быть осуществима...
Это недовольство своим движением ни вкоем случае не было гомогенным, и пошло различными путями: от отчаяния, через изменение главных пунктов в соответствующей практике или создании критических теорий, до больших планов. Это не было синхронным течением, оно не вышло из одинаковых практических и теоритических результатов. Для всех них общей была попытка рассмотреть их движение под лупой без фальшивой вассальской верности и найти новые, современные формы анархизма для «здесь и сейчас». При этом почти все заметилиизбирательная слепота анархистов в отношении к своим недостаткам. Где не хватало перспектив и конкретных моделей, слишком часто уравновешивалось бодрыми лозунгами и «боевой наглостью», а где не хватало практикабельных ответов на социальные проблемы, периодлически возвращающиеся избирательные бои в этой республике с их краткосрочными успехами стали фетишем. Каждая бабушка, которая оттаскивала свой разваливающийся диван в сквот, воспевалась как доказательство «популярности в массах», а каждый кусочек земли, который полиция, по каким-либо соображениям, сразу же не очищала, моментально провозглашался моделью освобождённого общества. Мне встречались молодые анархисты, серьёзно утверждавшие, что окна, которые они разбили в Дойче Банк, представляют серьёзную угроза для империализма. И со смесью грусти и растерянности я вспоминаю ту коммунарку из северогерманской деревни, которая, после пяти лет существования её анархистского проекта, гордо и с горящим взглядом рассказывала, что с ней в первый раз в магазине поздоровалась женщина из деревни. Она расценивала это как доказательство «народности» её коммуны.
Переоценка – это следствие поетри ощущения реальности, потерия ощущения реальности порождает суженное восприятия, что в свою очередь ведёт к переоценке себя, и к прекрасному замкнутому кругу, по которому движение может запросто бегать до смерти. Увеличивающиеся признаки становления сектой являются тогда зачастую началом замедленной агонии.
В наших либеральных демократиях это принадлежит просто к стратегии системы, предоставлять таким заражённым движениям их собственное гетто как удобное местечко. Кажется, что значительная часть анархистского движения находится на пути, чтобу по-домашнему обустроиться в этом гетто. При этом, верить, что можно избежать границ гетто и состояния сектантства только тем, что надо придать себе вид наибольшей воинственности, является смертельной ошибкой. Есть секты, которые просто лучатся воинственностью, а для людей, которые всё ещё путают повадки революционера с действительно революционными изменениями, умные управители нашей государственно-капиталистической мегамашины всегда найдут тихое местечко, которое можно им предоставить под гетто. В случае необходимости это может быть целый квартал.
3.
При этом это были упущенные шансы, которые вдохновили критичных анархистов: чего только не могло произойти из тиких начинаний как Вюль[2], берлинской борьбы за дома, Вакерсдорф[3], Горлебен[4], портовой улицы в Гамбурге[5] и... и...?! было много действительно многообщающих начинаний, которые, меряя их по обозначенной в начале цели – осуществить утопию, все потерпели неудачу. Либо эта борьба была слишком фиксирована на соответствуюшем актуальном политическом поводе и сломалась с его исчезновением или «умиротворением», либо же её участники слишком нравились себе в их провоцирующей роли, чем с самого начала застраивали снуружи стоящим всяческий доступ к живой утопии. Каждому, кто не приспосабливался к соответствующим языкам, моде и ритуалам, недвусмысленно сигализировалось: «Эй, старик, свали отсюда, это наше гетто!»
И тем более жаль, что здесь был упущен шанс создать синтез из движений, которые спонтанно возникли из социального конфликта (см. выше) и теми, кто ориентируясь долгосрочно, проводили последовательную работу с базисом. Они, наверняка, оплодотворили бы друг друга, были бы только воля и необходимая терпимось: спонтанность, свежая воинственность возмущения и временный приток из кругов людей, которых это коснулось, были бы идеальным лекарством от подкрадывающейся сонной болезни некоторых базисных инициатив или тенденции к успокоению, бедности на перспективы и экономизации всех альтернативных проектов. С другой стороны многочисленные коммуны, группы, самоуправляемые инициативы и предприятия могли бы добавить избирательным и грандиозным сражениям элементы, которых тем недоставало в трагическом масштабе: социальный базис, техническо-финансовая инфраструктура и, прежде всего, опыт повседневности. Последнее звучит банально, но оно тем более важно. В виду имеется тяжёлая задача, равноправно интергрировать в эмансипаторную практику три важных сферы рядом друг с другом: Политику (социальные конфликты, наступательные утопии), Экономику (производство и воспроизводство, заработок денег, финансирование проектов) и Частное (формы жизни, развлечения, свобода, счастье, утопия в повседневности).
4.
Этот пункт очень важен, и в критическом анализе анархистов 80-х годов он занимает центральное положение: как так получается, что, выражаясь удобной формулой, в этом движении «между письменным столом и уличными боями» не много происходит? Здесь избирательная борьба, тут бумажный гидроцефал, там иерархия воинственных ритуалов, здесь смирение мыслителей.
С одной строны: ре-акция. Мы отражаем атаки и починяем плохие уцсловия. Мы ведём борьбу, чтобы не были построены ещё атомные электростанции, не было разрушено ещё больше домов, не было отнято ещё больше свобод. Вечная беготня за событиями, чьи содержание, ритм и качество постоянно диктует противник. Т.е. борьба, которая должна остаться в своей структуре оборонной, а своём качестве – ограниченной, и при которой утопическое целеположение всегда остаётся птым колесом у телеги и, следовательно, зачстую теряется по пути. Короче: борьба, которая в тенденции не имеет целью новое общество, а то, чтобы старое общество не стало ещё хуже.
С другой стороны: уголок обиженных. Мы мыслим. Мы анализируем. Вперёд и назад, поперёк и наискосок. У нас есть на готове правильный ответ, и мы выработали верный анализ, и мы всё равно всегда знали всё наперёд и лучше. В башне из слоновой кости (будь это даже грязная задняя комната) можно без помех и вдали от мира помечтать. Из этого получаются громадные кучи бумаги. Трагикомичное в этой ситуации то, что никто не желает ознакамливаться с нашими мудростями. Наши платформы, анализы и листовки остаются макулатурой до тех пор, пока мы не станем жить нашими утопиями и не сделаем их доступными; наши книги останутся до тех пор залежалым товаром, пока мы не добъёмся того, что люди так заинтересуются нашей практикой, что будут вырывать их у нас из рук.
Эта дилемма больше связана с тем несчастным разделением жизни на Политику, Экономику и Частное, чем кажется на первый взгляд. Движение, которое в целом не может ничего предложить, кроме драк и философии[6], долгосрочно непривлекательно. Для нас, и для людей, к которым мы хотим обратиться. И было бы глупо предполагать, что мы могли бы строить утопии без людей, или даже против них. Такие убеждения приводят либо к тотальной, общественно стерильной изоляции, или к религиозно окрашенной бойне инакомыслящих. Анархистское движение в это время должно иметь более лучшие альтернативы, чем выбор между раем отказников и Пол Потом.
Мы должна задать себе неудобный вопрос серьёзно: те огромные движения как Вюль или Вакерсдорф, борьба против першингов и «взлётной полосы Вест», мир сквоттеров и молодёжных бунтов – почему все они так беззвучно затухли, после того, как повод перестал быть актуальным? Не было ли здесь тысяч точек соприкосновения между «анархами» и «нормалами»? Не наделал ли тот пенсионер в непромокаемом пальто, кидавший «булыжники с мостовой в ментов», фурор во всём левом лесу инфо-листков? Где он теперь?
Ни один соображающий, нормальный человек не остаётся в таком движении дольше, чем на пару лет, либо он находит достойное похвалы исключение из этого жалкого спектра, либо он обладает волей и выдержкой мученика. Это движение не является местом, где можно запросто почувствовать себя как дома, не становясь при этом странным или экзотическим. Оно, как правило, не предлагает ничего, кроме красивой идеи и чистоты периодического возмущения. Иначе говоря: это едва ли то движение, которое (мне и другим) даёт в повседневной жизни ответы, пути, оружие, не говоря уже о структурах, в которых я (и другие) охотно хотел бы жить – так вольно и счастливо, как только возможно в таком обществе[7].
Этому движению просто не удалось построить между двумя полюсами «письменный стол» и «уличный бой» живую либертарную повседневную культуру, которая кроме политических претензий предлагала бы ещё и тепло, помимо верных анализов – помощь, а кроме оправданной воинственности – так же и уют.
5.
За прошедшие двадцать лет через анархистские структуры прошли десятки тысяч. «Движение» переварило и снова исторгло, пожалуй, 80 процентов. Между 17 и 25 годами, на некоторое время, это модно и шик – быть анархистом. Но кто сможет 10, 20 лет своей жизни провести, высматривая слудующую чреватую конфликотом социальную тему, а помимо этого встречаться раз в неделю с единомышленниками в каком-нибудь неофициальном пивняке для инсайдеров – именно потому, что они единомышленники? Долгосрочно – это скучная и бессодержательная причина, и большинство уходит, когда перебесится. Многие в тот момент, когда у них появляются семьи и дети, или они неожиданно замечают, что стареют и забыли свою профессию или пертензию на пенсию (причём самые радикальные анархи в кожаных куртках зачастую становятся в кратчайшие сроки самыми приспособившимися носителями галстуков).
Эта быстрая смена поколений людей, которые постоянно проносятся через анархистское движение, отчётливо доказывает, что оно в любом случае в состоянии предложить им политическую, но не социальную «родину». Она (смена поколений) резко показывает, что все те, кто не могут сдружиться с сектой и её ритуалами, через некоторое время выбрасываются.
Этот тезис подкрепляется выводами, поданными интенсивной дискуссией о покидающих анархистские группы в последние годы. Интересным образом, далеко не все так называемые «экс-товарищи» выбросили свои либертарные утопии на помойку. На удивиление многие из низ чувствуют себя до сих пор анархистами, и не меньше так же пытаются (многие в действительности в первый раз!) жить своими утопиями в окружающем их обществе. Только не внутри «движения», оглядываясь на которое они часто находят очень мало добрых слов. «Чего мне было долго искать в этом детском саду?», спросила меня как-то одна ремесленница, которая предпочла жить в самоуправляемом проекте, в котором большая А на черной коже не принадлежит к группово-конформистскому социальному поведению. Она попала в яблочко.
Этот флюктуационный цикл с прекрасной периодичностью даёт импульсы, ответственные за то, что анархистское движение преимущественно ходит по кругу. Каждые два-четыре года мы переживаем организационные дебаты и попытки, кризисы ценностей и определения местоположения, которые происходят всё время с новой свежестью, как будто в последние двадцать лет ничего не происходило, как будто мы ничему не научились, не накопили никакого опыта и не сделали никаких шагов вперёд или назад. Неудивительно, ибо каждые два-четыре года появляется новое поколение, с обезоруживающей невинностью спрашивающее: «Не было бы это клёвой идеей, если бы мы организовались?», «Почему мы просто не упраздним эту систему силой оружия?», «Почему мы не издаём анархистской ежедневной газеты?» ... и в том же духе, что затем снова активно дискутируется, отчасти рискуется и в конце концов откладывается.
6.
Те, которые указывали на эти и другие слабые моменты в их движении в последние десять лет сначала несмело, затем более решительно, как правило, пытались закрыть указаную брешь «между письменным столом и уличным сражением». Их намерением не было призвать к сокращению с одной стороны количества избирательной борьбы во имя их проектов, или агитационно-теоритической работы, с другой стороны. Они не в коем случае не хотели упразднять эти важные полюса, но скорее создать между ними связь, тем что они пытались заполнить вакуум между ними самым важным, что создаёт движение, заслуживающее этого имени: живыеми, функционирующими моделями в реальной, социальной окружающей среде.
Основным пунктом их трудов являлась скорее практика, хотя такими и тут были попытки к построению соответствующей теории. Оба пункта – теоретические дебаты и практические начинания – происходили, кстати, во всём мире. В конце концов, они привели в 80-е годы к тенденции в анархистском движении, простиравшейся от Мексики до Австралии, от Швеции до Уругвая, и которую я в другом месте назвал «свежим ветром в анархизме»[8]. Вполне осознано не стоит причислять их все к новой школе, фракции или направлению, т.к. речь идёт в действительности не о новых аспектах. Скорее, об основательном проветривании провонявшейся анархисткой комнаты, продолжая сравнения. Теоретические постулаты не новы – их можно найти, например, у Неттлау, Малатесты, Вольтарины де Клер, Ландауэра, Тарриды дель Мармол или у Дуррути[9], да и практические начинания не особенно оригинальны. Они просто актуальны и пытаются освободиться как от ритуальной привычки, так и от устаревших исторических кумиров, от которых остались мифы, содержание же утерялось и конкретные шаги больше не могут быть полностью поняты. Поверх этого «свежий ветер» дует сквозь все классические анархистские лагеря, и охватывает так синдикалистов, так и коллективистов, анархокоммунистов, мутаулистов, федералистов, как и спонтанистов.
В принципе речь идёт о простом вопросе: как мы можем осуществить анархистские утопии маленькими, первыми шагами, показать людям функционирующие модели и одновременно предотвратить, чтобы модели мельчали и становились социально стерильными? Как, напротив, возможно, что такие модели росли, множились, воодушевляли людей и подтачивали государственные структуры тем, что они выстраивают либертарные структуры? Одним словом: как мы можем создать либертарные модели, которые одновременно бы имели парадигмический характер, делали возможными привлекательные социальные формы жизни, и были бы в позитивном смысле подрывными?
Без сомнений, это претенциозная цель, но не в коем случае не новая. Параллели с периодом, когда анархистское движение задумалось о социальном мире труда и родило анархо-синдикализм как практично-прагматичный вариант, просто напрашивается. На мировом анархистском съезде в Амстредаме в 1908 году обсуждался вопрос, нельзя ли в рамках анархистского профсоюза одновременно заниматься социальными улучшениями здесь и сейчас, революционным изменением общества и строительством либертарной повседневной культуры. Конечно, и тогда были голоса, которые считали это чистейшим реформизмом, началом конца анархсисткого учения. Для них профсоюзы были per se плохи, а другие они не могли себе представить. И не обошлось без суперрадикального сорвиголовы, хотевшего застрелить Малатесту, потому что он считал оного «предателем».
В действительности, анархо-синдикализм был началом превого и до сих пор единственного воплощения анархистского общества в широком масштабе.
Структуры, скрывающиеся за этим успехом, не должны оставаться для нас сегодня мистериями и тайнами. Нам надо только немного поскрести лакировку чёрно-красных мифов.
Интерес к плакативному былой славы стоит зачатсую выше вопроса о значении такого опыта для нашей реальности здесь и сейчас: пропаганда вместо парадигмы.
Чтобы выразить это точно: в современных анархистских кругах в наших краях как правило более популярно жаться к героическим и туманным клише, чем серьёзно (и соответственно так же нелегко) применить уроки тех воплощённых утопий к нашей сегодняшней ситуации.
Этого недостаточно – снова и снова говорить, что анархия возможна, и что 50 лет назад уже раз удалось осуществить первые, великолепные шаги в масштабах современного массового общества. Независимо от дефицитов и противоречий тех революций, нужно постоянно отваживаться на попятки, найти и вытащить на свет те банальные и не особенно захватывающие схемы нитей из-за блестящих картин. Если этого не происходит, анархистское движение станет церковью блаженных мифов и опустится до традиционного кружка в самостоятельно построенном гетто.
Эта печальная перспектива может и не испугать некоторых анархистов – тех, которые уже устроились в гетто, и которым сектантский характер их движения обещает душевный комфорт. Но всех остальных, для которых привлекательность анархистского движения состоит не в просто философских упражней для мысли или в периодических пафосно-провокативных жестах, а в вызове действительно осуществить утопию, это состяоние должно тревожить.
Тех анархистов, для которых практика стоит выше жеста (к которым я отношу и себя), безусловно, стало впоследние годы больше. Начиная с самокритичного анализа (как например, на интернациональных встречах в Венеции, Мельбурне, Чикаго, Франкфурте или Сеуле), с артикуляции своего дискомфорта и развития новых идей, они уже нашли путь к практике. По всему миру, с бодро нарастающей тенденцией и неустанной фантазией, экспереминтируется с необычными идеями. Проеткы и определяющие направление модели является первыми попытками идти по длинному пути.
У всех них общее одно – вон из гетто, прямиком в жизнь, анархия, которую можно потрогать прямо за дверью, понятные пути, простая доступность для каждого и каждой.
«Anarchie ist machbar, Frau Nachbar!» (Анархия осуществима, фрау соседка! – прим. перев.) – заявлял один из тех бодро-спокойных девизов 80-годов из анархо-сцены. Верная мысль, и сказано хорошо – только: где и когда движение хоть раз показало той «фрау соседке» путь, предоставило доступ, показало модель?
2.
Поиск моделей, которые могли бы перенести столь живые анархизмы в социальную повседневность, начался даже в немецком послевоенном анархизме относительно рано. Сначала несмело, и поэтому рядом с mainstream-анархизмом с его циклическими дебатами, попытками что-то основать и акциями довольно неброско, в конце 70-х начало широко проявляться неудовольствие. Что это были в основном протагонисты того же анархизма дебатов, оснований и акций, которые почувствовали нудовольствие, стали артикулировать и претворять, должно заставить задуматься. Они все заметили, что «движение» почти 10 лет после повторного рождения как будто движется по кругу в шуме и толчее студенческого движения. Их ужаснула бесперспективность нового анархизма, и они были беспомощны перед фактом, что это движение хотя и стояло крепко на двух ногах в мире плкативных политических воображаемых реальностей, но едва ли хоть одним пальцем ноги в реальном социальном мире этой страны. Уже к 80-м годам мы должны были указать в различных исследованиях нашего Центра Документации, чточто бундес-немецкие анархисты родили «бумажного гидроцефала» - симптом бедности перспектив, когда, например, противопоставляешь более 500-ам газетам, которые они вызвали к жизни после 1945 года, несколько живых экспериментов, на которые они когда-либо отважились. В то же время симптом их изолированности, когда далее было установлено, что из этих 500 газет целых три когда-либо серьёзно пытались писать для не-анархистов, т.е. для той знаменитой «фрау соседки», для которой анархия, якобы, должна быть осуществима...
Это недовольство своим движением ни вкоем случае не было гомогенным, и пошло различными путями: от отчаяния, через изменение главных пунктов в соответствующей практике или создании критических теорий, до больших планов. Это не было синхронным течением, оно не вышло из одинаковых практических и теоритических результатов. Для всех них общей была попытка рассмотреть их движение под лупой без фальшивой вассальской верности и найти новые, современные формы анархизма для «здесь и сейчас». При этом почти все заметилиизбирательная слепота анархистов в отношении к своим недостаткам. Где не хватало перспектив и конкретных моделей, слишком часто уравновешивалось бодрыми лозунгами и «боевой наглостью», а где не хватало практикабельных ответов на социальные проблемы, периодлически возвращающиеся избирательные бои в этой республике с их краткосрочными успехами стали фетишем. Каждая бабушка, которая оттаскивала свой разваливающийся диван в сквот, воспевалась как доказательство «популярности в массах», а каждый кусочек земли, который полиция, по каким-либо соображениям, сразу же не очищала, моментально провозглашался моделью освобождённого общества. Мне встречались молодые анархисты, серьёзно утверждавшие, что окна, которые они разбили в Дойче Банк, представляют серьёзную угроза для империализма. И со смесью грусти и растерянности я вспоминаю ту коммунарку из северогерманской деревни, которая, после пяти лет существования её анархистского проекта, гордо и с горящим взглядом рассказывала, что с ней в первый раз в магазине поздоровалась женщина из деревни. Она расценивала это как доказательство «народности» её коммуны.
Переоценка – это следствие поетри ощущения реальности, потерия ощущения реальности порождает суженное восприятия, что в свою очередь ведёт к переоценке себя, и к прекрасному замкнутому кругу, по которому движение может запросто бегать до смерти. Увеличивающиеся признаки становления сектой являются тогда зачастую началом замедленной агонии.
В наших либеральных демократиях это принадлежит просто к стратегии системы, предоставлять таким заражённым движениям их собственное гетто как удобное местечко. Кажется, что значительная часть анархистского движения находится на пути, чтобу по-домашнему обустроиться в этом гетто. При этом, верить, что можно избежать границ гетто и состояния сектантства только тем, что надо придать себе вид наибольшей воинственности, является смертельной ошибкой. Есть секты, которые просто лучатся воинственностью, а для людей, которые всё ещё путают повадки революционера с действительно революционными изменениями, умные управители нашей государственно-капиталистической мегамашины всегда найдут тихое местечко, которое можно им предоставить под гетто. В случае необходимости это может быть целый квартал.
3.
При этом это были упущенные шансы, которые вдохновили критичных анархистов: чего только не могло произойти из тиких начинаний как Вюль[2], берлинской борьбы за дома, Вакерсдорф[3], Горлебен[4], портовой улицы в Гамбурге[5] и... и...?! было много действительно многообщающих начинаний, которые, меряя их по обозначенной в начале цели – осуществить утопию, все потерпели неудачу. Либо эта борьба была слишком фиксирована на соответствуюшем актуальном политическом поводе и сломалась с его исчезновением или «умиротворением», либо же её участники слишком нравились себе в их провоцирующей роли, чем с самого начала застраивали снуружи стоящим всяческий доступ к живой утопии. Каждому, кто не приспосабливался к соответствующим языкам, моде и ритуалам, недвусмысленно сигализировалось: «Эй, старик, свали отсюда, это наше гетто!»
И тем более жаль, что здесь был упущен шанс создать синтез из движений, которые спонтанно возникли из социального конфликта (см. выше) и теми, кто ориентируясь долгосрочно, проводили последовательную работу с базисом. Они, наверняка, оплодотворили бы друг друга, были бы только воля и необходимая терпимось: спонтанность, свежая воинственность возмущения и временный приток из кругов людей, которых это коснулось, были бы идеальным лекарством от подкрадывающейся сонной болезни некоторых базисных инициатив или тенденции к успокоению, бедности на перспективы и экономизации всех альтернативных проектов. С другой стороны многочисленные коммуны, группы, самоуправляемые инициативы и предприятия могли бы добавить избирательным и грандиозным сражениям элементы, которых тем недоставало в трагическом масштабе: социальный базис, техническо-финансовая инфраструктура и, прежде всего, опыт повседневности. Последнее звучит банально, но оно тем более важно. В виду имеется тяжёлая задача, равноправно интергрировать в эмансипаторную практику три важных сферы рядом друг с другом: Политику (социальные конфликты, наступательные утопии), Экономику (производство и воспроизводство, заработок денег, финансирование проектов) и Частное (формы жизни, развлечения, свобода, счастье, утопия в повседневности).
4.
Этот пункт очень важен, и в критическом анализе анархистов 80-х годов он занимает центральное положение: как так получается, что, выражаясь удобной формулой, в этом движении «между письменным столом и уличными боями» не много происходит? Здесь избирательная борьба, тут бумажный гидроцефал, там иерархия воинственных ритуалов, здесь смирение мыслителей.
С одной строны: ре-акция. Мы отражаем атаки и починяем плохие уцсловия. Мы ведём борьбу, чтобы не были построены ещё атомные электростанции, не было разрушено ещё больше домов, не было отнято ещё больше свобод. Вечная беготня за событиями, чьи содержание, ритм и качество постоянно диктует противник. Т.е. борьба, которая должна остаться в своей структуре оборонной, а своём качестве – ограниченной, и при которой утопическое целеположение всегда остаётся птым колесом у телеги и, следовательно, зачстую теряется по пути. Короче: борьба, которая в тенденции не имеет целью новое общество, а то, чтобы старое общество не стало ещё хуже.
С другой стороны: уголок обиженных. Мы мыслим. Мы анализируем. Вперёд и назад, поперёк и наискосок. У нас есть на готове правильный ответ, и мы выработали верный анализ, и мы всё равно всегда знали всё наперёд и лучше. В башне из слоновой кости (будь это даже грязная задняя комната) можно без помех и вдали от мира помечтать. Из этого получаются громадные кучи бумаги. Трагикомичное в этой ситуации то, что никто не желает ознакамливаться с нашими мудростями. Наши платформы, анализы и листовки остаются макулатурой до тех пор, пока мы не станем жить нашими утопиями и не сделаем их доступными; наши книги останутся до тех пор залежалым товаром, пока мы не добъёмся того, что люди так заинтересуются нашей практикой, что будут вырывать их у нас из рук.
Эта дилемма больше связана с тем несчастным разделением жизни на Политику, Экономику и Частное, чем кажется на первый взгляд. Движение, которое в целом не может ничего предложить, кроме драк и философии[6], долгосрочно непривлекательно. Для нас, и для людей, к которым мы хотим обратиться. И было бы глупо предполагать, что мы могли бы строить утопии без людей, или даже против них. Такие убеждения приводят либо к тотальной, общественно стерильной изоляции, или к религиозно окрашенной бойне инакомыслящих. Анархистское движение в это время должно иметь более лучшие альтернативы, чем выбор между раем отказников и Пол Потом.
Мы должна задать себе неудобный вопрос серьёзно: те огромные движения как Вюль или Вакерсдорф, борьба против першингов и «взлётной полосы Вест», мир сквоттеров и молодёжных бунтов – почему все они так беззвучно затухли, после того, как повод перестал быть актуальным? Не было ли здесь тысяч точек соприкосновения между «анархами» и «нормалами»? Не наделал ли тот пенсионер в непромокаемом пальто, кидавший «булыжники с мостовой в ментов», фурор во всём левом лесу инфо-листков? Где он теперь?
Ни один соображающий, нормальный человек не остаётся в таком движении дольше, чем на пару лет, либо он находит достойное похвалы исключение из этого жалкого спектра, либо он обладает волей и выдержкой мученика. Это движение не является местом, где можно запросто почувствовать себя как дома, не становясь при этом странным или экзотическим. Оно, как правило, не предлагает ничего, кроме красивой идеи и чистоты периодического возмущения. Иначе говоря: это едва ли то движение, которое (мне и другим) даёт в повседневной жизни ответы, пути, оружие, не говоря уже о структурах, в которых я (и другие) охотно хотел бы жить – так вольно и счастливо, как только возможно в таком обществе[7].
Этому движению просто не удалось построить между двумя полюсами «письменный стол» и «уличный бой» живую либертарную повседневную культуру, которая кроме политических претензий предлагала бы ещё и тепло, помимо верных анализов – помощь, а кроме оправданной воинственности – так же и уют.
5.
За прошедшие двадцать лет через анархистские структуры прошли десятки тысяч. «Движение» переварило и снова исторгло, пожалуй, 80 процентов. Между 17 и 25 годами, на некоторое время, это модно и шик – быть анархистом. Но кто сможет 10, 20 лет своей жизни провести, высматривая слудующую чреватую конфликотом социальную тему, а помимо этого встречаться раз в неделю с единомышленниками в каком-нибудь неофициальном пивняке для инсайдеров – именно потому, что они единомышленники? Долгосрочно – это скучная и бессодержательная причина, и большинство уходит, когда перебесится. Многие в тот момент, когда у них появляются семьи и дети, или они неожиданно замечают, что стареют и забыли свою профессию или пертензию на пенсию (причём самые радикальные анархи в кожаных куртках зачастую становятся в кратчайшие сроки самыми приспособившимися носителями галстуков).
Эта быстрая смена поколений людей, которые постоянно проносятся через анархистское движение, отчётливо доказывает, что оно в любом случае в состоянии предложить им политическую, но не социальную «родину». Она (смена поколений) резко показывает, что все те, кто не могут сдружиться с сектой и её ритуалами, через некоторое время выбрасываются.
Этот тезис подкрепляется выводами, поданными интенсивной дискуссией о покидающих анархистские группы в последние годы. Интересным образом, далеко не все так называемые «экс-товарищи» выбросили свои либертарные утопии на помойку. На удивиление многие из низ чувствуют себя до сих пор анархистами, и не меньше так же пытаются (многие в действительности в первый раз!) жить своими утопиями в окружающем их обществе. Только не внутри «движения», оглядываясь на которое они часто находят очень мало добрых слов. «Чего мне было долго искать в этом детском саду?», спросила меня как-то одна ремесленница, которая предпочла жить в самоуправляемом проекте, в котором большая А на черной коже не принадлежит к группово-конформистскому социальному поведению. Она попала в яблочко.
Этот флюктуационный цикл с прекрасной периодичностью даёт импульсы, ответственные за то, что анархистское движение преимущественно ходит по кругу. Каждые два-четыре года мы переживаем организационные дебаты и попытки, кризисы ценностей и определения местоположения, которые происходят всё время с новой свежестью, как будто в последние двадцать лет ничего не происходило, как будто мы ничему не научились, не накопили никакого опыта и не сделали никаких шагов вперёд или назад. Неудивительно, ибо каждые два-четыре года появляется новое поколение, с обезоруживающей невинностью спрашивающее: «Не было бы это клёвой идеей, если бы мы организовались?», «Почему мы просто не упраздним эту систему силой оружия?», «Почему мы не издаём анархистской ежедневной газеты?» ... и в том же духе, что затем снова активно дискутируется, отчасти рискуется и в конце концов откладывается.
6.
Те, которые указывали на эти и другие слабые моменты в их движении в последние десять лет сначала несмело, затем более решительно, как правило, пытались закрыть указаную брешь «между письменным столом и уличным сражением». Их намерением не было призвать к сокращению с одной стороны количества избирательной борьбы во имя их проектов, или агитационно-теоритической работы, с другой стороны. Они не в коем случае не хотели упразднять эти важные полюса, но скорее создать между ними связь, тем что они пытались заполнить вакуум между ними самым важным, что создаёт движение, заслуживающее этого имени: живыеми, функционирующими моделями в реальной, социальной окружающей среде.
Основным пунктом их трудов являлась скорее практика, хотя такими и тут были попытки к построению соответствующей теории. Оба пункта – теоретические дебаты и практические начинания – происходили, кстати, во всём мире. В конце концов, они привели в 80-е годы к тенденции в анархистском движении, простиравшейся от Мексики до Австралии, от Швеции до Уругвая, и которую я в другом месте назвал «свежим ветром в анархизме»[8]. Вполне осознано не стоит причислять их все к новой школе, фракции или направлению, т.к. речь идёт в действительности не о новых аспектах. Скорее, об основательном проветривании провонявшейся анархисткой комнаты, продолжая сравнения. Теоретические постулаты не новы – их можно найти, например, у Неттлау, Малатесты, Вольтарины де Клер, Ландауэра, Тарриды дель Мармол или у Дуррути[9], да и практические начинания не особенно оригинальны. Они просто актуальны и пытаются освободиться как от ритуальной привычки, так и от устаревших исторических кумиров, от которых остались мифы, содержание же утерялось и конкретные шаги больше не могут быть полностью поняты. Поверх этого «свежий ветер» дует сквозь все классические анархистские лагеря, и охватывает так синдикалистов, так и коллективистов, анархокоммунистов, мутаулистов, федералистов, как и спонтанистов.
В принципе речь идёт о простом вопросе: как мы можем осуществить анархистские утопии маленькими, первыми шагами, показать людям функционирующие модели и одновременно предотвратить, чтобы модели мельчали и становились социально стерильными? Как, напротив, возможно, что такие модели росли, множились, воодушевляли людей и подтачивали государственные структуры тем, что они выстраивают либертарные структуры? Одним словом: как мы можем создать либертарные модели, которые одновременно бы имели парадигмический характер, делали возможными привлекательные социальные формы жизни, и были бы в позитивном смысле подрывными?
Без сомнений, это претенциозная цель, но не в коем случае не новая. Параллели с периодом, когда анархистское движение задумалось о социальном мире труда и родило анархо-синдикализм как практично-прагматичный вариант, просто напрашивается. На мировом анархистском съезде в Амстредаме в 1908 году обсуждался вопрос, нельзя ли в рамках анархистского профсоюза одновременно заниматься социальными улучшениями здесь и сейчас, революционным изменением общества и строительством либертарной повседневной культуры. Конечно, и тогда были голоса, которые считали это чистейшим реформизмом, началом конца анархсисткого учения. Для них профсоюзы были per se плохи, а другие они не могли себе представить. И не обошлось без суперрадикального сорвиголовы, хотевшего застрелить Малатесту, потому что он считал оного «предателем».
В действительности, анархо-синдикализм был началом превого и до сих пор единственного воплощения анархистского общества в широком масштабе.
Структуры, скрывающиеся за этим успехом, не должны оставаться для нас сегодня мистериями и тайнами. Нам надо только немного поскрести лакировку чёрно-красных мифов.